Теории социализации
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Огромное значение в социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей становятся для ребенка настолько важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди — это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное Я как некую сумму зеркальных Я, отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое Я оказывается результатом взаимо-. действия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.
«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.
Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я», Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.
Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм В ходе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.
Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.
Процесс формирования личности, как считает Дж. Мид, проходит три различные стадии. Первая стадия — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Вторая стадия — ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д. В процессе игры они воспроизводят эти роли. На этой стадии у детей развивается способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, который придают им другие члены общества.
Третья стадия — коллективные игры. Дети учатся осознавать ожидания членов группы, оценивать свое поведение в соответствии с правилами, стандартами, установленными в группе, обществе, выраженных в социальных нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. С этого момента индивид начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. Он становится активным членом группы, участвующим в решении общих проблем, разделяя общие заботы и интересы группы.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.
В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно», Эго («Я», Суперэго («Сверх-Я». Ид («Оно» — это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид — источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.
Эго («Я» — та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.
Следующая часть структуры личности — Суперэго («Сверх-Я». Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.
Эти три компонента структуры личности активно воздействуют на формирование личности ребенка. Детям приходится, следуя принципу реальности, ждать случая, когда они могут удовлетворять потребности Ид, в то же время они должны подчиняться моральным требованиям, предъявляемыми родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет, ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, поэтому человек может испытывать чувство либо гордости, либо вины.
Таким образом человек находится в конфликте с обществом. Личность изнутри раздирают две силы: инстинкты, влечения, стремление остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний и влияние общества, его требований, законов, запретов, направленных на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам.
Сторонник психоаналитической ориентации в социологии американский ученый Эрик Хомбергер Эриксон (1902 — 1994) обратил внимание на то, что наряду с описанными 3. Фрейдом фазами психосексуального развития, существуют и психологические стадии развития человеческого «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности, по Э. Эриксону, не заканчивается в подростковом возрасте, оно растягивается на весь жизненный цикл. На своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением эмоциональных кризисов. Согласно теории Э. Эриксона, жизненный цикл развития состоит из восьми стадий; первые пять приходятся на детство, а последние три соответствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).
Совершенно другой, отличный от психоанализа подход, предложил швейцарский учёный Жан Пиаже (1896-1980). Он создал теорию когнитивного (от лат. cognitio — знание, познание) развития. Согласно Ж. Пиаже, способность мыслить развивается по мере прохождения четырех последовательных стадий, каждая из которых способствует овладению новыми познавательными навыками. На первой, сенсометерной стадии (от лат. sensus — восприятие, чувство) у детей (до двух лет) формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. На второй, предоперациональной стадии (от 2 до 7 лет), ребенок учится различать символы и их значения. На третьей, стадии конкретных операций (от 7 до 11 лет), дети обретают умение мысленно совершать действия, которые они раньше выполняли только руками. На последней, стадии формальных операций (от 12 до 15 лет), подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем. В дальнейшем совершенствуются умения и навыки, усвоенные на этой стадии Ж. Пиаже делал акцент на активности личности в развитии своих мыслительных способностей.
Несмотря на различия рассмотренных выше теорий, их авторы едины в одном — личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах.