–PAGE_BREAK–Связь изменений структуры занятости
с показателями производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости
В 90-е годы в результате институциональных реформ принципиально изменилась структура занятости населения, что оказало существенное влияние на снижение показателей заболеваемости и травматизма на производстве. За период 1990-2001 гг. более чем в два раза увеличилась доля занятых в сфере управления, финансов, кредита и страхования (с 2,7% до 5,7%), почти в два раза – в оптовой и розничной торговле и общественном питании (с 7,8% до 15,4%). Межсекторальный перелив произошел в основном за счет снижения доли занятых в промышленности (с 30,3% до 22,7%) и строительстве (с 12,0% до 7,8%), то есть за счет тех видов экономической деятельности, в которых риски профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и несчастных случаев со смертельным исходом традиционно высоки. Эти же отрасли – промышленность и строительство – характеризуются наибольшим удельным весом работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам – 25,2% и 11,9% соответственно, причем показатели эти растут ежегодно, естественным образом сопровождая рост промышленного производства и интенсификацию труда в этих секторах.
С 2000 года продолжается снижение численности занятых в сельском хозяйстве и обрабатывающих производствах с одновременным ростом занятости в торговле, гостиничном, ресторанном бизнесе и финансах. Именно по этой причине за последние пять лет, если брать всю экономику в целом, произошло снижение показателей производственного травматизма: коэффициент частоты производственного травматизма снизился на 38%, в том числе со смертельным исходом – на 17,3%, снижение производственного травматизма в целом по стране с утратой трудоспособности на один рабочий день и более отмечено на 46,3%.
Здесь необходимо принять во внимание, что рост занятости в сфере торговли и услуг во многом происходит за счет субъектов малого предпринимательства. В то же время организация охраны труда на малых предприятиях отличается особенно низким уровнем, о чем свидетельствуют данные выборочных наблюдений. На большинстве малых предприятий отсутствуют службы и специалисты по охране труда, не ведется работа по аттестации рабочих мест, не выделяются средства на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, не проводятся периодические медосмотры, санитарно-курортное оздоровление работников. С 2000 года практически ни одно малое предприятие не воспользовалось правом финансирования предупредительных мер за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, реализуемых по разрешению ФСС.
Проблема системы управления охраной труда
Одна из серьезных проблем в том, что действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Анализ влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников на предприятиях практически не проводится; фиксируются лишь последствия, приведшие к несчастным случаям, а не причины их возникновения. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Приоритетность компенсационных мер по возмещению вреда пострадавшим на производстве в ущерб превентивным мерам является причиной ситуации, когда обеспечение профилактических и защитных мероприятий по охране труда производится по остаточному принципу. Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем, административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще, чем один раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 1,5 млн. правонарушений в сфере охраны труда.
Еще одним системным вызовом является неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в условиях новой экономики.Во многом это связано с тем, что система управления охраной труда завершила свое организационное оформление в основном в 70-е годы прошлого века и, соответственно, была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи того времени. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20-30 лет назад и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг современного бизнеса. Устарела и сервисная инфраструктура работ по охране труда.
Необходимо существенно модернизировать организацию управления охраной труда, сделать ее простой, ясной и понятной для применения всеми без исключения работодателями и работниками, адаптировать для современных условий ведения бизнеса и новых потребностей развития экономики, привести нормы и стандарты в области безопасности и охраны труда в соответствие с международными требованиями.
продолжение
–PAGE_BREAK–Проблемы системы социального страхования
Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая по-прежнему лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и соответственно должны находиться в сфере их прямой ответственности.
Ежегодные расходы работодателей на установленные законодательством компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и расходы на средства индивидуальной защиты составляют более 60 млрд. рублей. Ежегодные страховые выплаты Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате временной нетрудоспособности работающих, реабилитации пострадавших и предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников составляют более 30 млрд. рублей. При этом система установления страховых тарифов для конкретных предприятий построена на основе их принадлежности к определенным видам экономической деятельности, а не на реальных показателях профессиональных рисков повреждений здоровья работников. Таким образом, широко применяемая в мире практика надбавок и скидок к страховым тарифам («бонус-малюс»), когда фактические показатели каждого конкретного предприятия сопоставляются с показателями других предприятий той же категории риска, в России практически не работает, так как действует в отношении очень ограниченного круга страхователей и не способствует усилению заинтересованности большинства работодателей в активизации работы по улучшению условий и охраны труда.
Выплаты Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с досрочным выходом на пенсию по старости на льготных основаниях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда составляют более 10,4 млрд. рублей в год, а расходы на предоставление пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболевания – более 6,6 млрд. рублей в год. Установление досрочной (льготной) пенсии производится на основании многочисленных списков и перечней производств, работ, профессий, должностей и категорий работающих. Использование указанных списков не только нарушает нормы Трудового кодекса Российской Федерации о запрете дискриминации трудящихся, связанной с их принадлежностью к определенной должности или профессии, но и способствует закреплению рабочей силы на участках с неблагоприятными условиями труда.
Формирование бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации происходит за счет взносов предприятий, ставших, по сути, обязательным налогом. В связи с этим круг субъектов, несущих ответственность по страхованию, не совпадает с кругом лиц, подвергающихся риску, т.е. самих страхуемых. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда.
Назрела необходимость пересмотра подходов к определению перечня предупредительных мер, финансируемых из средств ФСС, с учетом профилактической направленности проводимых мероприятий и увеличения их финансирования. Действующие правила не позволяют страхователю финансировать за счет средств страховщика проведение мероприятий, способствующих снижению травматизма и заболеваний, наиболее характерных для организаций в основных видах экономической деятельности.
В целом, модель обязательного социального страхования и управления системой охраны труда, сложившаяся в эпоху индустриализации страны, не соответствует современным требованиям развития экономики и перспективным задачам перехода на новый тип производства и диверсификации.
2. Принципы, цели, задачи и основные направления
Программы действий по улучшению условий и охраны труда
Программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда, занимает особое место в долгосрочной государственной стратегии, поскольку является:
· системным элементом демографической политики, т.к. направлена на достижение стратегической цели государства, а именно, на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части российского общества;
· условием перехода экономики страны на постиндустриальный уровень, т.к. новая экономика – «экономика знаний» – связана с качественно новыми условиями труда и, соответственно, высокими требованиями к культуре труда.
Системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учетом потребности развития российской экономики и тех масштабных задач, которые ставятся Правительством Российской Федерации по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан.
Главная цель Программы – защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников.
Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на достижение следующих стратегических задач:
1. Снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы – динамика производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и случаев инвалидности вследствие трудового увечья);
2. Повысить качество рабочих мест и условий труда (индикаторы – снижение занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям, снижение количества рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами);
3. Снизить смертность от предотвратимых причин (индикаторы – количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, показатель смертности от воздействия вредных и опасных производственных факторов);
4. Увеличить продолжительность жизни и улучшить здоровье работающего населения (индикаторы – динамика с
мертности трудоспособного населенияи средней ожидаемой продолжительности жизни, количество выявленных профессиональных заболеваний).
В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Основной задачей новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи “postfactum” к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута созданием всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места вне зависимости от размера и формы собственности предприятия. Оценка, контроль и управление профессиональными рисками предполагают:
· проведение анализа и оценку состояния здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда;
· информирование субъектов трудового права о профессиональном риске, вероятности его возникновения и методах контроля, а также о последствиях и ответственности;
· мониторинг динамики показателей профессионального риска;
· проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников (вероятности наступления страхового случая);
· усиление роли социального партнёрства в перераспределении солидарной ответственности между государством, работодателем и работником в системе охраны труда и управления профессиональными рисками в зависимости от степени влияния каждой из сторон на управление риском.
Новая концепция системы управления профессиональными рисками основывается на фундаментальном принципе: «кто создает риски, у того больше возможностей ими управлять».
Создание системы управления профессиональными рисками предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мер, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников, а именно:
· создание системы выявления, оценки и контроля профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения приоритета превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия;
· совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделения и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья работников и поддержание трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;
· реформирование социального, медицинского и пенсионного страхования с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности сторон социального партнерства в сохранении здоровья работников и работоспособности трудовых ресурсов, совершенствование законодательства, направленного на внедрение новых принципов управления профессиональными рисками;
· построение эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и здоровья на основе новых принципов управления профессиональными рисками;
· апробация новых методических разработок в рамках пилотных проектов, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управления рисками для лёгкого копирования, тиражирования и распространения по Российской Федерации.
продолжение
–PAGE_BREAK–Модернизация нормативно-правовой базы
В связи с вступлением в силу новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации, и отменой Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», необходимо принятие нормативных правовых актов, направленных насовершенствование правоотношений, связанных с государственной экспертизой условий труда, аттестацией рабочих мест по условиям труда, аккредитацией организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, модернизацией государственных нормативных требований охраны труда.
С целью экономического стимулирования мер по снижению профессиональных рисков предстоит внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», касающиеся механизма гибкой дифференциации страховых взносов, включая стимулирование при отсутствии несчастных случаев на производстве.
В целях повышения качества и объективности оценки условий труда на рабочих местах, минимизации воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников необходимо принятие пакета нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с выявлением, оценкой и контролем профессиональных рисков повреждений (утраты) здоровья работников для обеспечения приоритета превентивных мер защиты здоровья работника, включающих в себя предупредительные, профилактические и компенсационные мероприятия.
Для внедрения новой системы управления охраной труда необходимо пересмотреть перечень предупредительных мер, реализуемых в рамках федеральных законов о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусмотреть совершенствование нормативной базы при реализации добровольного медицинского страхования и добровольного страхования жизни и здоровья работающего населения с целью более активного вовлечения негосударственного сектора медицинского и социального страхования в процессы управления рисками повреждения здоровья работников.
Особое внимание в работе по модернизации нормативно-правовой базы следует уделить вопросам значительного упрощения правоприменения. Это значит, что правила, требования и инструкции по охране труда должны быть ясными, недвусмысленными и простыми в применении всеми без исключения работодателями и работниками, т.е. правоприменительные акты должны быть лаконичны, хорошо структурированы и адаптированы ко всем целевым группам в зависимости от сферы и целесообразности их применения.
Совершенствование организации охраны труда,
создание системы управления профессиональными рисками
Реформирование системыгосударственного управления охраной труда потребует внутриведомственной оптимизации исполнения ряда функций в системе Минздравсоцразвития России, а также четкого распределения ответственности за государственное управление охраной труда между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью исключения дублирования функций и более рационального расходования бюджетных средств.
Следует упростить систему государственного управления охраной труда, сделать ее прозрачной и понятной всем участникам управления профессиональными рисками. В этих целях необходимо ликвидировать посреднические звенья в цепи правоприменения законодательства по охране труда и снизить тем самым бремя избыточного регулирования бизнеса, с одновременным повышением заинтересованности и личной ответственности сторон социального партнерства за улучшение условий и охраны труда.
Необходимо в полной мере задействовать предусмотренные законодательством механизмы социального партнерства (соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) и инициатив корпоративной социальной ответственности в широкомасштабном развертывании системы управлении профессиональными рисками по всей стране и внедрению ее на каждом рабочем месте.
Профессиональные риски возникают в процессе исполнения работником трудовой функции и находятся в разной степени в сфере прямой ответственности работодателя и работника. В систему управления профессиональными рисками в зависимости от сферы ответственности должны быть вовлечены:
· все работодатели, т.к. они (их представители) персонально ответственны за обеспечение безопасности и условий труда;
· сам работник, в сфере личной ответственности которого – соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда, правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты, знание безопасных методов и приёмов выполнения работ, прохождение медицинских осмотров и немедленное информирование об ухудшении своего здоровья;
· органы исполнительной власти, ответственные за государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда.
Особая роль в системе управления профессиональными рисками отводится органам социального партнерства, прежде всего организованным представителям трудящихся – профсоюзам, главная задача которых – защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, активизация человеческого фактора социально-трудовых отношений.
Основой системы управления профессиональными рисками станет сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда, а именно – оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
продолжение
–PAGE_BREAK–Информационно-техническое сопровождение
Информационно-технологический (IT) контроль за исполнением государственных требований охраны труда будет построен на основе Реестров по территориальному и отраслевому признакам, формируемых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты оценки профессиональных рисков по каждой трудовой функции (аттестации рабочих мест по условиям труда) будут с периодичностью не реже раза в год фиксироваться в указанном Реестре и в персональной электронной Карте профессионального маршрута работника. Данные Карты могут быть использованы для составления санитарно-гигиенических и медицинских рекомендаций по сохранению здоровья конкретного работника. Информация этих Карт будет использована также при создании «Паспорта здоровья» трудящегося. Мониторинг профессионального здоровья планируется вести на основе данных медицинских осмотров, отражаемых в персональной электронной Карте профессионального маршрута работника. Таким образом может быть обеспечен своевременный анализ взаимосвязи состояния здоровья работника с условиями его труда в течение трудовой жизни. Авторизованный доступ работника к своим личным данным (для использования при взаимоотношениях с работодателями, медицинскими учреждениями, страховыми компаниями и т.д.) возможен через пластиковые карты.
В интересах обеспечения функций надзора и контроля в области труда и здоровья работников, держателем Реестра аттестации рабочих мест по условиям труда должен быть Роструд, а информация о «профессиональном маршруте» работников будет аккумулироваться в Роспотребнадзоре. При этом в интересах защиты личной информации и исключения возможности нарушения законодательства в этой сфере, на федеральном уровне должна быть агрегирована информация, лишенная персональных данных.
Минздравсоцразвития России как федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную политику в сфере здравоохранения и труда, на основании регулярных отчетов Роструда и Роспотребнадзора получит возможность проводить оценку эффективности мер по улучшению условий труда работников организаций по секторам экономики и регионам и своевременно корректировать политику, расширяя или сужая область своих интервенций.
Усиление роли социального партнёрства
в системе управления профессиональными рисками
Одним из системных вызовов является низкая мотивация не только работодателей, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда, плохая информированность персонала организаций о профессиональных рисках, связанных с исполнением трудовых функций. Управление профессиональными рисками подразумевает новый этап развития социального партнерства и совершенствования социально-трудовых отношений между работодателями и работниками. В отраслевых соглашениях и коллективных договорах необходимо закрепление ответственности представителей работников и работодателей в обязательном проведении оценки рисков и реализации планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. В коллективных и трудовых договорах необходимо закрепление обязательности личного участия работников и их представителей в проводимой работодателем оценке рисков повреждений здоровья на рабочем месте и ответственности за реализацию мер, предусмотренных планами мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Согласно международной статистике, 96% всех несчастных случаев связаны не с техническими условиями выполнения работы, а с небезопасным поведением людей на рабочем месте. В этой связи, следует более активно вовлекать самих работников в процесс оценки своих профессиональных рисков, повышая личную ответственность за свое здоровье.
Необходимо также проведение комплекса организационно-правовых мер, обеспечивающих разделение ответственности работодателя и работника по вопросам заболеваний, являющихся или не являющихся производственно-обусловленными, а также по тем факторам ухудшения здоровья, которые были обусловлены так называемой «накопленной профпаталогией», исходя из «профмаршрута» конкретного работника.
Модернизация системы социального страхования
Особого внимания потребует реализация мероприятий, связанных с реформой системы социального страхования, включая досрочное (льготное) пенсионное обеспечение работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов.
Планируется создать систему актуарных расчетов, которые помогут не только дифференцировано определять размер страхового тарифа, обеспечивающего реальную компенсацию вреда здоровью работников и их социальную защищенность, но и разрешить проблему отсутствия необходимой статистической базы и, как следствие, несовершенство информационного, аналитического и методического обеспечения системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Следует сформировать новую модель взаимодействия государства и работодателя в финансировании расходов, направленных на уменьшение воздействия вредных производственных факторов. Гарантии государства будут распространяться на возмещение вреда здоровью работника в размере законодательно установленного предельного тарифа, рассчитываемого по утвержденной методике. Полностью вред, нанесенный работнику на производстве, может быть возмещен путем привлечения негосударственных страховых компаний, которые смогут предложить гибкие схемы страховой защиты с учетом разделения экономической ответственности сторон. Таким образом будет создана система, стимулирующая проведение мероприятий по изменению совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Пропаганда здорового и безопасного труда
Наряду с упомянутыми мерами по развитию социального партнерства с целью активного и массового вовлечения работников в процесс управления рисками, необходимо усилить информационное воздействие на общественное сознание и планомерно повышать культуру труда.Следует методично и целенаправленно культивировать в обществе ответственное отношение к труду и чистоте рабочего места, внедрять в сознание трудящихся культуру безопасного труда и личной ответственности за свое здоровье, принять меры по повышению информированности широких масс трудящихся о наиболее распространенных профессиональных рисках и способах управления ими.
Информационное обеспечение охраны труда предполагает проведение широкомасштабной работы по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда. Особое значение будет отведено массовой пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни с использованием ресурсов PR-индустрии и средств массовой информации. При этом приоритет должен быть отдан развитию культуры безопасного труда и ответственности за свое здоровье среди молодежи.
Целенаправленное информационное воздействие на массовое сознание должно стать важнейшим элементом политики в сфере здравоохранения и труда. В субъектах Российской Федерации к этой работе должны быть привлечены органы по труду, а также – через трехсторонние комиссии регионов – социальные партнёры.
продолжение
–PAGE_BREAK–Корпоративные программы по охране труда
Создание системы управления профессиональными рисками потребует активного вовлечения всех организаций, независимо от формы собственности. Успех достижения стратегических целей Программы непосредственно зависит от степени их разделения корпоративным сектором, качества проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения планов по улучшению и оздоровлению условий труда.
В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями более 69% составляют причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, нарушения технологического процесса, недостатки в организации и содержании рабочих мест, нарушения трудовой и производственной дисциплины и т.д.).
Необходимо поощрять корпоративные программы по улучшению условий труда, инициативно реализуемые российскими компаниями в рамках политики корпоративной социальной ответственности, широко распространять лучшую практику и передовой опыт в сфере управления профессиональными рисками среди бизнес-сообщества, а также способствовать внедрению современных российских и международных стандартов управления охраной труда в единые интегрированные системы менеджмента (ГОСТ Р 12.0.006-2002, OHSAS 18001-99, ISO 9000-2000, ISO 14000-1996) с целью постоянного совершенствования процессов управления и последовательного улучшения условий труда. Особого внимания заслуживают корпоративные программы нулевого травматизма на производстве и оздоровительные программы организаций.
Государство и органы местного самоуправления могут активно повлиять на бизнес также путем прямого воздействия на менеджмент государственных и муниципальных предприятий и организации бюджетной сферы с целью создания корпоративных образцов управления профессиональными рисками и постоянного улучшения условий труда работников.
3. Стратегия реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда и ожидаемые результаты
Реализация Программы будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.
На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется снизить смертность трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.
Будет прекращен рост количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также остановлен рост численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
На этом этапе планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. В итоге проведения пилотных проектов, к 2011 году будет создана нормативно-правовая база и организационная инфраструктура для проведения сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда.
На втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18-20%.
Для достижения этой цели предусматривается приступить к полномасштабному внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и проведению регулярных, не реже раза в год аттестаций рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний и сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.
Особое внимание будет уделено подготовке и реализации региональных и корпоративных программ нулевого травматизма, распространению передового опыта и лучшей практики организации охраны труда на всех уровнях социального партнерства.
На третьем этапе (2016-2025 гг.)планируется выйти на показатели стран Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08. Высокая ответственность работодателей и работников за поддержание международных стандартов условий и охраны труда, культура безопасного и здорового труда станет нормой, а эффективное управление профессиональными рисками на каждом рабочем месте – повседневной практикой сторон социального партнерства.
Программные интервенции,
технология реализация политики
На протяжении всего периода 2008-2025 гг. Программа будет реализована путем одновременного проведения целенаправленных интервенций:
1. Законодательной– приведение норм охраны труда в соответствие с европейскими и международными стандартами;
2. Информационной– внедрение культуры безопасного труда в общественное сознание через СМИ и собственные каналы коммуникаций, распространение лучшей практики;
3. Исследовательской– ориентирование НИОКР на создание инноваций в области управления профрисками, технологий безопасного труда и мониторинга здоровья на работе;
4. Административной– непосредственное влияние на организации государственного сектора и бюджетной сферы с целью создания образцов безопасного труда в пример частному сектору;
5. Управленческой– встраивание системы управления профрисками в систему менеджмента корпораций и стандарты корпоративной социальной ответственности;
6. Прямое вмешательство– воздействие на работодателя через инспекции труда (в т.ч. проведение консультаций по профилактике);
7. Политикой партнёрства– создание партнёрских отношений с работодательскими и профсоюзными организациями, а также с региональными и местными органами власти для повышения эффективности организации охраны труда.
Реализация стратегии будет организована через посредство «горизонтальной» вертикали путем выстраивания эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления профессиональными рисками. В этих целях должны быть в полной мере задействованы нормы новой статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда».
Правительство Российской Федерации будет контролировать результативность Программы через соответствующие показатели (целевые индикаторы) региональных, отраслевых и корпоративных её компонентов – аналогичных программ в субъектах Российской Федерации, секторах экономики и в самих предприятиях на соответствующих уровнях социального партнёрства, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Таким образом будут обеспечены распределение ответственности ключевых участников Программы и сквозной (сплошной) характер внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте, а в итоге – доведение политики до главной цели, которая служит стратегическим ориентиром Программы.
продолжение
–PAGE_BREAK–