Боровиковский В.Л.
Боровиковский
Владимир Лукич (1757 – 1825) – один из талантливых и своеобразных художников
конца XVIII – начала XIX века.
Родился
на Украине, в Миргороде в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского).
Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском
полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную
службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.
Первые
навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья,
неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.
Важную
роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым
в 1787 году.
Известный
поэт XVIII века В. В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской
губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна
была остановиться Екатерина II. Две большие аллегорические картины
Боровиковского понравились императрице и в 1788 Боровиковский был приглашен в
Петербург.
Через
несколько лет он стал одним из известнейших художников-портретистов. В 1795
Боровиковский стал академиком, в 1802 получил почетное звание советника
Академии художеств. Ему позировали вельможи, генералы, отцы церкви. Он
“удостаивался чести” писать с натуры Екатерину II. Но ни деньги, ни
слава не меняли художника. Боровиковский вел одинокую, замкнутую жизнь, всецело
поглощенный искусством. О себе писал: “Я занят трудами моими непрерывно.
Мне потерять час превеликую в моих обязанностях произведет расстройку”.
Великолепно владевший живописной техникой и безукоризненным композиционным
мастерством, он сумел достичь тончайшей гармонии в изображении внешнего облика
и внутреннего мира людей.
По
приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д. Г. Левицким и, возможно,
учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И. Б. Лампи,
который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил
и работал до конца своих дней. 3а тридцать восемь лет упорной работы в
Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял
блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных
приемов. Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира
человека, его неповторимую индивидуальность.
Поза,
движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо
модели. Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов,
перламутровость и гладкость, “фарфоровость” живописной поверхности
соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.
В
конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного
портрета – жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты
заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными.
Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более
всего в ранние годы.
То
особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского,
влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался
к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.
Таковы
работы 1794 года “Лизанька и Дашенька” и “Торжковская крестьянка
Христинья”. Все трое – крепостные Н. А. Львова. В этих портретах,
несомненно, проявляются идиллические ноты, которые “звучат” в
портрете Е. Н. Арсеньевой (1790-е) и в известном портрете “Екатерина II на
прогулке в Царскосельском парке” (1790-е).
Одним
из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М. И.
Лопухиной (1797).
Иную
грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского.
Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II
(1790-е). Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным,
овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф. А. Боровского
(1799). Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим
мастерством.
Особое
место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют
парадные портреты. Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве
Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение
человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира
человека. Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796) и
“бриллиантового” князя, вице-канцлера А. Б. Куракина (1801),
прозванного за спесь и любовь к роскоши “павлином”, и известный портрет
“в далматике и порфире” императора Павла I (1800), заказанный для
конференц-зала Академии художеств.
Исполнение
заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей
Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные
портреты, но и произведения монументального плана.
В
1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского
собора; художник выполнил десять икон.
Боровиковский
был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме
Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А. Г.
Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он
примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.
Боровиковский
умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без
“излишних церемоний”. Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в
письме к другу: “Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои,
перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников… Я буду
писать его биографию”.
Много
десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому
большому художнику. Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было
показано более ста портретов Боровиковского. Его работы, разбросанные по
дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи
и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого
выдающегося мастера.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/