–PAGE_BREAK–
2. Психологический фактор формирования имиджа
2.1.Экстраверты и интроверты
На имидж влияет соотношение экстраверсии и интроверсии в личности. Не
существует «чистых» экстравертов или интровертов. Личность большинства людей
представляет собой смесь этих тенденций с доминированием одной из них.
Экстраверты обращены во внешнюю реальность. Им нравится быть в компании,
помногу общаться с другими, они предпочитают созерцанию действие, стремятся
нравиться окружающим и подлаживаются под них. Самоимидж экстраверта часто
подразумевает высокую оценку его «знания людей».
У интровертов сильна внутренняя реальность. Они с большим удовольствием
проводят время в одиночестве, предаваясь размышлениям, в ходе которых
формируют мнения и ставят перед собой определенные задачи. Самоимидж
интроверта предполагает признание другими его «независимых идей».
Таким образом, экстраверты в целом испытывают более сильную потребность в
принадлежности и отождествлении с другими, тогда как интроверты больше
стремятся отстаивать независимость. Экстраверты часто легко обходятся без
самоанализа и чувствуют себя неуютно, если большую часть времени им
приходится проводить в одиночестве. Интроверты избегают таких ситуаций как
публичные выступления и испытывают неудобство, если им приходится много
общаться с другими людьми. Различная мотивация экстравертов и интровертов при
взаимодействии с окружающими является причиной различия в методах,
используемых ими в процессе взаимодействия.
Экстраверт в своем стремлении стимулировать окружающих для того, чтобы
добиться их реакции и достичь большей сопричастности, часто прибегает к
следующим приемам:
Ø пользуется выразительным, экспансивным языком тела;
Ø носит одежду ярких цветов, вызывающую реакцию окружающих;
Ø принимает дружелюбный вид с целью понравиться окружающим;
Ø много говорит, стремясь привлечь внимание других людей, или,
напротив, боится высказываться из опасения навлечь на себя их неодобрение;
Ø помногу и возбужденно говорит с целью непрерывного стимулирования
других, уделяет им много внимания, интенсивно использует мимику, задает
окружающим массу вопросов, чтобы вызвать у них чувство сопричастности;
Ø рассказывая о событиях, драматизирует их описание;
Ø заполняет свое окружение массой стимулирующих безделушек и
предметов материальной культуры, придает обстановке «дружелюбный» вид,
украшая ее растениями и цветами и развешивая портреты членов семьи и друзей.
Интроверт предпочитает избегать стимулирования, занимаясь обдумыванием
собственных идей. Он проявляет свое стремление к индивидуальности следующими
способами:
Ø использует сдержанный язык тела, не ищет стимулирования со стороны
других людей, не прибегает к драматизации повествования с помощью языка тела;
Ø носит одежду, не вызывающую активной реакции окружающих, спокойных
цветов и простого покроя. Его внешний вид может выражать безразличие к мнению
окружающих или подчеркивать исключительность и отражать тем самым стремление
добиться восхищения немногих избранных;
Ø не видит особой необходимости в разговорах, поскольку потребность в
сопричастности с другими не входит в круг приоритетов; если говорит много, то
лишь для того, чтобы выразить свои идеи;
Ø говорит спокойно, давая себе время на обдумывание, тщательно
подбирает слова;
Ø выражает тщательно продуманные взгляды и мнения, не стремится
вызвать реакцию окружающих;
Ø интересуется больше идеями, нежели чувствами;
Ø равнодушен к окружающей обстановке, не смущается беспорядочностью
рабочей среды, либо выбирает минималистскую обстановку, свободную от
чрезмерного стимулирования извне.
Каждый человек создает собственный вариант реальности. Для того чтобы добиться
успеха во взаимодействии с другими людьми (к чему, собственно, должен
стремиться каждый руководитель), следует принимать к сведению, что реальности
окружающих могут сильно отличаться от собственной. Если руководитель является
экстравертом, он может попытаться углубить смысл своей «внутренней реальности»,
найдя время для спокойной, вдумчивой деятельности в одиночестве. Интроверт,
напротив, может заняться совершенствованием навыков в знании людей –
сосредоточиться на внешнем мире и стать сопричастным с другими людьми.
2.2. Темперамент.
Одна из теорий темперамента связывает его типы с деятельностью центральной
нервной системы. Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на
динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной
системы – силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного
процессов и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех видов высшей
нервной деятельности:
сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.
Первому типу соответствует темперамент сангвиника, второму – флегматика,
третьему – холерика, четвертому – меланхолика.
Ниже представлено описание различных темпераментов, как с бытовой, так и с
сугубо научной точек зрения.
Каждый основной вид темперамента имеет индивидную и личностную
направленность. Основной темперамент человека в течение жизни остается
неизменным, но на его формирование могут оказывать влияние обстоятельства.
Психологами доказано, что для каждого темперамента могут формироваться два
основных подвида, которые, в свою очередь, могут переходить из одного в
другой в течение жизни человека.
Сангвиник –
человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно изменяющейся
обстановке. Про таких иногда говорят: «Он и в игольное ушко пролезет».
Сангвиник полон инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит
однообразной работы. Рутинную работу сангвинику поручать не рекомендуется. Он
быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми
людьми. Таким образом он осваивается в любом временном коллективе. Легко
приобретает и меняет опыт. Недостатком сангвиника можно считать некоторую
непоследовательность в деятельности. Настроение, интересы и устремления
переменчивы.
Холерик –
человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко нарывается на
конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют выдержки. Ему не
свойственны глубокое обдумывание решения и основательное отношение к делу.
Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в
спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям. Однообразная
работа холерика раздражает. Наиболее подходящей сферой деятельности для
холерика является маркетинг. Физически и психологически холерик быстро
устает, не любит контролировать свою работу.
Меланхолик –
очень чувствителен, застенчив и стыдлив, может обижаться «по пустякам» (с
точки зрения представителей других темпераментов). Подвержен частым сменам
настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив.
Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения.
Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы.
Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.
Флегматик –
человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной
обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. К
изменяющейся обстановке и новым людям привыкает медленно. Постоянно,
независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив.
Флегматик наиболее подходит для работ, при выполнении которых требуется
длительное напряжение сил. «Авральные» работы не подходят флегматику, и он
старается от них уклониться. Флегматик терпелив и вынослив (может терпеть
неудобства командировок и осваиваемых участков работы). Его движения и речь
замедленны, он не слишком находчив, но очень исполнителен. Внимание
концентрирует и переключает медленно. Флегматику трудно изменить старые
навыки и привычки, с новыми людьми он вступает в контакт сложно, на новые
впечатления реакция более медленная, чем у представителей других
темпераментов. В нормальном состоянии не любит проявлять эмоции, но если
флегматика вывести из равновесия, он может действовать напористо и
агрессивно.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они смешаны, но проявляют
определенную тенденцию.
Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека
вообще и руководителя в частности. Человек может стать руководителем
независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и
слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их
достоинства и недостатки.
Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов
приходится прилагать разные усилия. Возможно, больше всего усилий должен
прилагать представитель меланхолического темперамента. Однако именно такие
люди редко стремятся быть руководителями. Наиболее благоприятной базой для
формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и
его обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию
имиджа.
Темперамент изменить невозможно, но можно замаскировать слабые и подчеркнуть
сильные стороны личности. В различных видах деятельности одни и те же стороны
личности могут выступать как в качестве сильных, так и в качестве слабых. Важно
правильно выбрать профессию, область деятельности. Большинство людей делает
правильный выбор интуитивно, руководствуясь природными склонностями. Если эти
склонности недостаточно ярко выражены, и человек испытывает затруднения при
выборе области деятельности, для него целесообразно воспользоваться помощью
психолога. Обладатель каждого из темпераментов может быть полезным на своем
рабочем месте, если при его выборе он учел свои достоинства и недостатки.
Несмотря на то, что руководитель должен всегда оставаться руководителем,
области, в которых осуществляется руководство, могут существенно отличаться
друг от друга. Например, холерик может успешно руководить отделом маркетинга,
если грамотно сформирует команду, в которой будет компетентный аналитик, по
темпераменту, например, флегматик. Такой аналитик сможет контролировать работу
в том числе и руководителя-холерика, помогая ему тем самым избежать ошибок,
возникающих из-за его излишней импульсивности. Руководитель-флегматик может
успешно управлять научным отделом, где он будет на своем месте. Немедленное
принятие оперативных решений по каким-либо вопросам он может поручить более
подходящему по темпераменту сотруднику.
3. Анализ имиджа руководителя на примере
директора ООО «Бине М» Коваленко Светланы Владимировны.
Светлана Владимировна – руководитель небольшой фирмы, ООО «Бине М».
В собственности ООО «Бине М» находится магазин «Незабудка», директором которого и является Светлана Владимировна.
Основные виды деятельности магазина:
è Торгово-закупочная деятельность:
· Организация мелко-оптовой и розничной торговли:
— Товарами для садово-огородных работ (грунты, удобрения, средства защиты, семена, посадочный материал);
– Торговля живыми цветами (цветы в срезке, букеты, композиции, горшечные цветы);
– Торговля сопутствующими товарами ( флористические аксессуары, кашпо для цветов, сувениры);
· Оказание услуг по оформлению свадебных церемоний, банкетов, юбилеев живыми цветами;
· Оказание услуг по изготовлению предварительно заказанных букетов, композиций, панно из живых цветов для торжеств и для дома с доставкой до места;
· Бесплатные консультации по уходу за комнатными растениями и в работе на садово-огородном участке;
Цель: получение прибыли.
Задачи: выполнить намеченное.
В магазине персонал небольшой – 6 человек. Коллектив хоть и маленький, но это хорошо взаимодействующее целое. Каждый работник знает свои должностные обязанности, права, ответственность, способы их реализации.
Характерные черта имиджа директора магазина, которую можно выделить — это
наличие определенных принципов. Светлана Владимировна производит впечатление
человека, который не забывает про них, желая добраться до цели более легким
путем и надеясь, что никто об этом не узнает. Работники еу фирмы, а также
партнеры по бизнесу уверены в том, как она поступит в той или иной ситуации
благодаря тому, что она соблюдает четкие правила поведения, предана своим
принципам. Создается впечатление, что еу принципы не зависят от случая и она
следует им вне зависимости от того, выгодно ли это в данный момент или нет.
Этому человеку не присуща такая черта, как неряшливость. Сама она всегда
подчеркнуто стильно одета, одежда всегда чистая, носит всегда классические
костюмы неярких тонов, неброские аксессуары, всегда ухоженные и прибранные в аккуратную прическу, волосы. Также и сотрудники знают, какую одежду они должны
носить, потому что четко знают, какие требования руководитель предъявляет к
внешнему виду сотрудников. В общем и целом она производит впечатление делового
человека. Это очень важно, деловые партнеры, подчиненные, конкуренты
воспринимают его как человека дела.
Своим поведением светлана Владимировна пытается развивать у сотрудников преданность компании, сглаживать их недовольство работой. Также нужно отметить, что
директор старается проявлять заботу о подчиненных, озабоченность их
проблемами. При общении с собеседниками она очень вежлива, всегда очень спокойна и сдержанна.
Реклама магазина проста и честна, в ней нет преувеличения, только факты.
Это также, по-моему, характеризует с положительной стороны ее руководителя,
так как имидж человека как руководителя фирмы неотделим от имиджа самой
фирмы.
Внимательное отношение к покупателю характерно для Светланы Владимировны, поэтому сотрудникам она всегда напоминает о том, что от прибыли всей организации
зависит и благосостояние каждого человека, работающего в фирме. Директор
понимает, что отрицательный отзыв, который исходит непосредственно из уст
потребителя, наиболее губителен.
4. Общие рекомендации по формированию имиджа и
рекомендации по формированию имиджа руководителя ООО «Бине М»
Образ, представляемый человеком окружающему миру, нередко воспринимается
другими людьми как отражение уровня его самооценки. Проявление интереса к
самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о
собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию
показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся
как личность и имеет потенциал для роста и совершенствования.
Умение подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои
положительные стороны и понимать, в чем заключаются слабые места. То, что
конкретный человек может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно
является таковым для окружающих. Например, если встречаются два застенчивых
человека, их робость помогает им проникнуться симпатией друг к другу. Человек
может иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек,
принимающий свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со
вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный
имидж.
Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на
него оказывают родители и воспитание.
Другим фактором, влияющим на формирование представления человека о самом
себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего лишь однажды испытав
неприятное переживание при выступлении перед аудиторией, считают себя
совершенно непригодными для публичных выступлений. Противовесом этому может
быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.
При слишком низкой самооценке улучшение «внешнего» имиджа даст лишь
ограниченный эффект. В этом случае проблему следует решать с помощью
профессионального консультанта, психотерапевта или психоаналитика.
Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в
целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время
выступления на публике, окружающие заметят его уверенность и начнут реагировать
соответственно. Аудитория будет с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если
человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он
уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.
Работа над созданием имиджа должна начинаться с постановки цели. Часто
основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа,
сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно. Цель руководителя может
состоять в усилении влияния на подчиненных, улучшении имиджа вверенного ему
подразделения или достижения успеха на определенных переговорах. В зависимости
от цели принимается решение о методах формирования имиджа.
В мире распространена практика работы с агентствами или отдельными специалистами — имиджмейкерами. Если цель руководителя глобальна, возможно обращение в такое агентство. Для достижения локальной цели можно обойтись собственными
средствами. В России практика работы с агентствами не очень популярна и только
начинает развиваться. Более распространено обращение к частнопрактикующим
специалистам. Однако, при выборе такого специалиста возможны ошибки. В
настоящее время создается множество курсов, подготавливающих так называемых
имиджмейкеров. Большинство выпускников этих курсов таковыми не являются. Обычно
обучение на таких курсах сводится к основам косметологии или этикета. При всей
важности этих дисциплин курсы не дают целостного представления об имидже вообще
и имидже руководителя в частности. Внимание уделяется только внешней стороне
проблемы. Опыт показывает, что объявления о наборе на курсы имиджмейкеров часто
дают обычные косметические фирмы, пытаясь таким путем увеличить свою прибыль и
привлечь новых торговых агентов. Возможно, эти фирмы специально используют
новое для России слово с целью повышения интереса к ним. Выпускник таких курсов
может стать хорошим агентом по продаже косметических товаров, но он еще не
является профессиональным имиджмейкером. Однако, возможно, что для достижения
локальной цели какого-либо конкретного руководителя достаточно и консультации
выпускника подобных курсов.
Если руководитель принимает решение о том, что будет проводить работу по
совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен
выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к
специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может
дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющих образа важно
избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и
четко представлять себе результат. Только тогда процесс формирования имиджа «по
частям» может принести реальную пользу.
Другой важной задачей руководителя, начавшего работу по формированию своего
имиджа, является вопрос адекватной оценки существующего положения. Ни один
человек по определению не в состоянии оценить себя объективно. Для того чтобы
получить необходимую информацию, рекомендуется использовать несколько путей.
В первую очередь человек должен четко сформулировать для себя свою
самооценку, т.е. понять, как он представляет сам себя. Несмотря на
очевидность этого факта, многие люди, в том числе и руководители, об этом
даже не задумываются. Многие из них думают, что у них не хватает времени на
подобные занятия. Однако, если руководитель решил изменить свой имидж, он
должен оценить, что именно он хочет изменить, какие сильные и слабые стороны
он имеет на момент принятия этого решения. Естественно, такая оценка будет
субъективной, но иной она и не может быть. Самооценку рекомендуется оформить
в письменном виде, так как мнение человека о себе может быть довольно
расплывчатым, а письменная форма изложения требует использования конкретных
слов. Возможно применение табличной формы, например, следующего содержания:
продолжение
–PAGE_BREAK–