Служба Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции)

МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
 
Кафедраадминистративно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯРАБОТА
поадминистративной деятельности
Тема:Служба Государственной инспекции по безопасности дорожногодвижения (Госавтоинспекции)
г. Хабаровск,2009 год

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Правовое положение ГИБДД
1.1 Задачи, обязанности и права ГИБДД
1.2 Организационное построение Государственнойинспекции безопасности дорожного движения
Глава 2. Основные направления деятельности ГИБДД
2.1 Надзор за дорожным движением
2.2 Контроль за безопасным содержанием автомобильныхдорог, улиц и дорожных сооружений
2.3 Регистрация и учет автотранспортных средств иприцепов к ним
2.4 Проведение технического осмотраавтотранспортных средств
2.5 Экзаменационно-регистрационная работа ГИБДД
2.6 Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий
2.7 Пропаганда правил дорожного движения
Заключение
Список литературы
 

Введение
Выбранная мною тема курсовой работыявляется весьма актуальной, так как в настоящее время безопасность дорожногодвижения превратилась в одну из важнейших социально-экономических идемографических проблем нашей страны. Так, в 2008 году произошло свыше 208 тыс.дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 34,5 тыс. человек. Посравнению с 1998 годом число погибших возросло на 27,8 процента. Всего запоследние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс.человек, из которых более четверти — люди наиболее активного трудоспособноговозраста (26 — 40 лет).
Дорожно-транспортныепроисшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий впоследние 5 лет 2,2 — 2,6 процента валового внутреннего продукта страны (в 2008году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранениялюдей — 227,7 млрд. рублей). [1]
Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006- 2012 годах»
Ожидаемые конечные результатыреализации Программы и показатели социально-экономической эффективности — сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результатедорожно-транспортных происшествий, в 1,5 раза по сравнению с аналогичнымпоказателем в 2004 году. Социально-экономический эффект от реализации Программысогласно расчётным данным составит 626 059,2 млн. рублей, а бюджетный эффект — 85 079,5 млн. рублей.[2]
Объектом исследования являлисьобщественные отношения, возникающие в процессе деятельности ГИБДД и урегулированныенормами права.
Предметом исследования выступали такиестороны названного объекта, как нормативная база деятельности ГИБДД; ееорганизационное построение, материально-техническое, информационное, кадровое ииное обеспечение; практика (формы и методы) деятельности в области борьбы садминистративными правонарушениями и преступлениями; взаимодействие с различнымислужбами органов внутренних дел, а также с другими органами государственнойвласти и управления; информационно-справочная работа ГИБДД; освещение объекта исследованияв научных и иных источниках, включая управленческие документы.
С учетом вышеизложенного цельданнойкурсовой работы состояла в совершенствовании правового регулирования иорганизации практической деятельности Государственной инспекции безопасностидорожного движения МВД России на основе разработки и внедрения в практикукомплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций.
Для достижения этой цели былипоставлены следующие задачи:
-определить роль и место ГИБДД в системеМВД России;
-сделать сравнительно-правовой анализее нормативно-правовой базы, выделены имеющиеся здесь пробелы и упущения;
-проанализировать специфику ииерархию основных функций-задач ГИБДД, а также ее организационно-структурноепостроение;
-исследовать практическую организациюи функционирование подразделений ГИБДД МВД Российской Федерации на различныхуровнях управления, выявлены имеющиеся проблемы, упущения и типичныенедостатки, аргументированы конкретные предложения и рекомендации по устранениюнедостатков;
-дать научно-обоснованные предложенияпо совершенствованию правового регулирования, организации и практикидеятельности ГИБДД с учетом передового отечественного опыта.

Глава 1. Правовое положение ГИБДД
 
1.1 Задачи, обязанности иправа ГИБДД
Государственная инспекциябезопасности дорожного движения МВД России выполняет задачи по обеспечениюсоблюдения всеми участниками дорожного движения, юридическими лицами независимоот формы собственности и иными организациями, должностными лицамизаконодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил,стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожногодвижения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествийи снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имуществаграждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества игосударства.
Основные обязанностиГосавтоинспекции состоят в контроле за соблюдением правил дорожного движения, атакже нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения, которыми устанавливаются требования:
— к проектированию,строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожныхпереездов, линий городского электрического транспорта;
— эксплуатационномусостоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожныхпереездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организациидорожного движения;
— конструкции и техническомусостоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов кним и предметов их дополнительного оборудования;
— изменению конструкциизарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств иприцепов к ним;
— перевозкамтяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. Государственная инспекциябезопасности дорожного движения МВД
России выполняет также идругие обязанности:
— принятие квалификационныхэкзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами,трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а такжесогласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;
— регистрация и учетавтомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационныхдокументов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированныеавтомототранспортные средства и прицепы к ним;
— организация в порядке,определяемом Правительством РФ, государственного технического осмотраавтомототранспортных средств и прицепов к ним;
— регулирование дорожногодвижения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированныхсистем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов вместах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
— осуществление вустановленном порядке сопровождения транспортных средств;
— осуществлениенеотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, в том числепринятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, атакже содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охранеимущества, оставшегося без присмотра;
— участие в мероприятияхпо охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
— осуществление всоответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам обадминистративных правонарушениях;
— организация ипроведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел РоссийскойФедерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортныхсредств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения,скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
— проведение всоответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам опреступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанныхс эксплуатацией транспортных средств;
— участие в работеградостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатациюдорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городскогоэлектрического транспорта, рассмотрение заявок и: выдача соответствующихзаключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;
— изучение условийдорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движениятранспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектаорганизации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программподготовки и переподготовки специалистов безопасности дорожного движения;
— выявление причин иусловий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушенийправил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозубезопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
— разработка предложенийпо повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно сзаинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;
— разъяснениезаконодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения сиспользованием средств массовой информации, а также собственных изданий,проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействиесоответствующим органам исполнительной власти в организации обучения гражданправилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожногодвижения;
— выдача разрешенийюридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществлениедеятельности по изготовлению бланков
водительских удостоверений,государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетови другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств иих водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждаетсяПравительством РФ, а также на производство работ по установке и обслуживаниютехнических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных,приостановленных и аннулированных разрешений;
— выдача в порядке,определяемом Правительством РФ, разрешений на оборудование автотранспортныхсредств специальными световыми и звуковыми сигналами, условнымиопознавательными знаками, на участие в дорожном движении транспортных средств,перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также (в пределах еекомпетенции) опасные грузы;
— осуществление государственногоучета показателей состояния безопасности дорожного движения,
— ведение учета бланковводительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортныесредства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой длядопуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.
Для выполнениявозложенных на Государственную инспекцию обязанностей ей предоставлены права:
— запрашивать и получатьв установленном порядке от организаций независимо от формы собственности идолжностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в областиобеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам ихнарушения,
— давать должностнымлицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушенийнормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мерпривлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательствомРоссийской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторамибезопасности дорожного движения (в соответствии с их компетенцией) в письменнойформе с указанием сроков предоставления информации о принимаемых мерах;
— участвовать в разработкепроектов законодательных и иных нормативных правовых актов в областиобеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядкепредложения по их совершенствованию;
— предписывать илиразрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средстворганизации дорожного движения;
— временно ограничиватьили запрещать дорожное движение, изменять lto организациюна отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иныхслучаях в целях создания необходимых условий для безопасного движениятранспортных средств и пешеходов либо, если пользование транспортнымисредствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожныхпереездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожногодвижения состоянии, запрещать или приостанавливать проведение на дорогахремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требованийнормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожногодвижения;
— запрещать при несоблюдениитребований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасностидорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов,а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
— запрещать эксплуатациюавтомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин приналичии неисправностей и условий, перечень которых утверждается ПравительствомРФ, а троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренныхсоответствующими правилами технической эксплуатации. Запрещать эксплуатациютранспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, неимеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационныхзнаков и транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующегоразрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатовили государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствиимаркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах,до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения,
— останавливатьтранспортные средства и проверять документы на право пользования и управленияими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать этидокументы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
— осуществлять в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке административное задержание иличный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение.Производить осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей играждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств приподозрении, что они используются в противоправных целях;
— отстранять отуправления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеютсядостаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, атакже лиц, которые не имеют документов на право управления или пользованиятранспортными средствами,
— проводить вустановленном законодательством Российской Федерации порядкеосвидетельствование лиц, подозреваемых в совершении
преступления илиадминистративного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожногодвижения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либонаправлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, еслирезультат освидетельствования необходим для подтверждения или опроверженияфакта правонарушения либо для объективного рассмотрения дела о правонарушении;
— осуществлять в соответствиис законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержаниетранспортных средств с помещением их в специально отведенные места доустранения причин задержания;
— использовать вустановленном порядке специальные оперативно-технические средства для выявленияи фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническимсостоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортныхсредств, дешифровки показаний тахографов;
— вызывать вГосударственную инспекцию граждан и должностных лиц по находящимся впроизводстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения,справки, документы (их копии);
— составлять протоколы обадминистративных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенцииадминистративные взыскания на должностных лиц и граждан, совершившихадминистративное правонарушение;
— использовать длядоставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинскойпомощи, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, атакже в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаяхтранспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественныхобъединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащихдипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств,международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
— пользоваться беспрепятственнов служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам игражданам;
— осуществлять вустановленном порядке возлагаемые на Министерство внутренних дел РоссийскойФедерации функции государственного заказчика по разработке и изготовлениютехнических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения,аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортногопроисшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных техническихсредств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышениюбезопасности дорожного движения;
— осуществлять вовзаимодействии с государственными надзорными органами контроль за соблюдениемюридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных ГИБДД, требовать отних необходимые сведения о лицензируемой деятельности и давать им в пределахсвоей компетенции обязательные для исполнения предписания;
— осуществлять в пределахсвоей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления нараспространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельскихнаселенных пунктов, а за их пределами — в полосе отвода и придорожной зоне автомобильныхдорог;
— участвовать совместно сзаинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем инаправлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожногодвижения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а такжеучаствовать во внедрении в практическую деятельность Государственной инспекциинаучных разработок;
— участвовать вустановленном порядке в работе международных организаций по проблемамбезопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно сзаинтересованными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнениемеждународных обязательств Российской Федерации в этой области.
Решения, требования иуказания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательныдля юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций,должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится напринципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина,гласности.
1.2 Организационноепостроение Государственной инспекции безопасности дорожного движения
 
Система службы ГИБДДдостаточно проста. Возглавляет ее Департамент обеспечения безопасностидорожного движения МВД России. В МВД, ГУВД, УВД функционируют управления (отделы)ГИБДД, в ГОРОВД — отделы (отделения) ГИБДД. Аналогичные структуры созданы взакрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных ирежимных объектах, а в системе МВД — научно-исследовательские учрежденияГосударственной инспекции и их филиалы.
Согласно приказа МВДРоссии от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построенииГосударственной инспекции безопасности дорожного движения» в состав ГИБДДвходят подразделения: организационно-аналитическое, организации деятельностидорожно-патрульной службы; организации розыска транспортных средств;административной практики и дознания; технического надзора; регистрационнойработы, экзаменационной работы; дорожной инспекции и организации движения;контрольно-профилактическое; статистической информации; оперативногореагирования; лицензионно-разрешительной работы; пропаганды безопасностидорожного движения и др.[3]
Начальник Департаментаобеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России, начальники ГИБДДМВД, ГУВД, УВД, начальники ГИБДД ГРОВД являются по должности соответственноГлавным государственным инспектором безопасности дорожного движения РоссийскойФедерации, главными госинспекторами безопасности дорожного движения субъектовРоссийской Федерации, районов, городов, районов в городах, а их заместители —заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожногодвижения.
Указания и распоряжениявышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движенияпо вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны дляисполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасностидорожного движения.
Важная роль в системеГосударственной инспекции безопасности дорожного движения принадлежитподразделениям дорожно-патрульной службы (ДПС). В соответствии с приказом МВДРоссии «Об организации деятельности строевых подразделений Государственнойинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних делРоссийской Федерации» от 23 марта 2002 г. № 263 они формируются в виде строевых подразделений и подчиняются по вертикали вышестоящим органам ГИБДД(отделам или управлениям, департаментам ГИБДД УВД, МВД субъектов РоссийскойФедерации), а также по горизонтали — территориальным органам внутренних дел(УВД, РОВД). Иногда в виде исключения подразделения ДПС имеют двойноеподчинение: как руководству ГУВД, УВД, так и ГИБДД. В состав строевыхподразделений ГИБДД МВД России входят: подразделения дорожно-патрульной службыГИБДД; специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственногопроезда автомобилей специального назначения.
В зависимости от величиныобслуживаемого административно-территориального образования, количествазарегистрированных на территории транспортных средств, численности личногосостава и других критериев подразделения ДПС могут быть сформированы в группы,отдельный взвод, моторизованный взвод, отдельную роту, отдельный батальон,полк.
Отдельные группа, взвод,моторизованный взвод обычно создаются при районных и городских органахвнутренних дел. Подразделения ДПС с большей численностью сотрудников —отдельные роты, батальоны, полки дорожно-патрульной службы — формируются вкрупных городах, городах федерального значения, субъектах Российской Федерации(республиках, краях, областях).
Крупные подразделениядорожно-патрульной службы, как правило, имеют в своей структуре руководящийсостав, организационно-аналитический отдел либо штаб, отдел (отделение) кадровлибо помощника по кадровой работе, дежурную часть, отделение (группу)административной практики, дознания и розыска, пропаганды, финансовый отдел,техническую часть, службу обеспечения и обслуживания, роты, взводы.
Полки ДПС ГИБДД, а такженепосредственно подчиненные управлениям, отделам, отделениям ГИБДД МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации отдельные батальоны, роты, взводы ДПС ГИБДД,в том числе специализированные, реорганизуются или ликвидируются в порядке,определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посогласованию с МВД России, и содержатся за счет средств бюджетов субъектовРоссийской Федерации и местных бюджетов. Специализированные подразделения ГИБДДпо обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилейспециального назначения создаются, реорганизуются или ликвидируются в порядке,определяемом Правительством РФ, и содержатся за счет средств федеральногобюджета.
Подразделения ДПС ГИБДДосуществляют: контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление ипресечение нарушений правил дорожного движения, применение в установленномпорядке мер административного воздействия к нарушителям;распорядительно-регулировочные действия; выезд на места дорожно-транспортныхпроисшествий, выполнение в пределах установленной компетенции неотложныхдействий, производство дознания по ним в случаях и порядке, установленныхдействующим законодательством; участие в охране общественного порядка и борьбес преступностью, розыск и задержание угнанных и похищенных транспортныхсредств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, и др.
Специализированныеподразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проездаавтомобилей специального назначения выполняют особые функции: обеспечение вовзаимодействии с Федеральной службой охраны Российской Федерации безопасного ибеспрепятственного проезда автомобилей специального назначения при следовании вних объектов государственной охраны; выполнение обязанностей в соответствии стребованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД приотсутствии проездов автомобилей с объектами государственной охраны.
Дорожно-патрульная службаГИБДД осуществляется также на стационарных постах. Стационарный пост — место несения службынарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенноеоперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями,а также закрепленная за ним зона ответственности.
Под зоной ответственностипонимается территория поста с прилегающим к ней участком дороги, в пределахкоторого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.Дислокация стационарных постов на федеральных автомобильных дорогахутверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации, натерриториальных дорогах — МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Наряды ДПС настационарных постах осуществляют: оказание в пределах своей компетенции помощиучастникам дорожного движения и защиту их законных прав и интересов;регулирование дорожного движения, в том числе с использованием техническихсредств и автоматизированных систем, обеспечение организации движениятранспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательныхработ и массовых мероприятий; осуществление неотложных действий на местедорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуациилюдей, оказание им первой медицинской помощи, а также содействие втранспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества,оставшегося без присмотра; предупреждение, выявление и пресечение нарушенийПравил дорожного движения Российской Федерации, привлечение в установленномпорядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц,совершивших такие правонарушения и др.
В состав нарядастационарного поста назначается не менее двух сотрудников дорожно-патрульнойслужбы. Один сотрудник должен быть экипирован в бронежилет и вооруженавтоматическим оружием с целью осуществления страховочных функций при проверкенарядом транспортных средств.
Наряды стационарныхпостов находятся в прямом подчинении руководства строевых подразделенийдорожно-патрульной службы или органа внутренних дел (в соответствии со штатнойструктурой), оперативном — дежурных частей строевых подразделений, органоввнутренних дел, а также вышестоящих подразделений ГИБДД.
На стационарные постымогут дополнительно выставляться наряды других министерств и ведомств дляосуществления контроля за передвижением транспорта и перевозкой грузов.Например, водитель, участвующий в международном дорожном движении, всоответствии с п. 2.2 Правил дорожного движения обязан останавливаться потребованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспортаМинистерства транспорта Российской Федерации и предъявлять для проверкинеобходимые документы и транспортное средство.[4]
При проведенииспециальных мероприятий наряды стационарных постов могут усиливаться за счетсотрудников других подразделений органов внутренних дел. На постах могутиспользоваться служебные собаки. Инструктаж и контроль за несением службынарядами стационарных постов возлагаются на командование соответствующихстроевых подразделений дорожно-патрульной службы или руководство органоввнутренних дел по территориальности.

Глава 2. Основныенаправления деятельности ГИБДД
 
2.1 Надзор за дорожнымдвижением
Основная нагрузка поосуществлению надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службеГИБДД (ДПС ГИБДД), составляющей три четверти всего ее личного состава. Этаслужба систематически наблюдает за соответствием поведения граждан,использующих транспортные средства и дороги, требованиям Правил дорожногодвижения, принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечениюправонарушений.
Деятельность ДПС понадзору за дорожным движением, как уже отмечалось, весьма подробнорегламентируется Наставлением по дорожно-патрульной службе Государственнойинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних делРоссийской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297.
Дорожно-патрульная службаГИБДД в рамках надзора за дорожным движением осуществляет важные функции пообеспечению безопасности дорожного движения, как розыск угнанных и похищенныхтранспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись смест дорожно-транспортного происшествия (ДТП), проведение дознания по делам опреступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
Силы дорожно-патрульнойслужбы ГИБДД сведены в строевые подразделения: специализированные полки,отдельные батальоны, роты, взводы дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД, ГУВД,УВД, роты, взводы, группы ДПС ГИБДД ГРОВД. Необходимая численность инспекторовДПС ГИБДД определяется в городах из расчета один инспектор на 265 транспортныхсредств, состоящих на учете в ГИБДД.
К важнейшим способамнесения дорожно-патрульной службы относятся: наблюдение за дорожным движением,контроль за дорожными условиями, техническим состоянием транспортных средств,поведением участников дорожного движения, предупреждение и пресечениепреступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иныхобщественных местах, регулирование дорожного движения.
Наблюдение как один изосновных способов дорожно-патрульной службы состоит в оценке должностнымилицами ГИБДД состояния дорожного покрытия, интенсивности движения транспортныхсредств и т. п. По итогам наблюдения применяются иные способы обеспечениябезопасности дорожного движения и определяются места и формы несения службы.Наблюдение может осуществляться с помощью технических средств (спутниковойсвязи, радаров, оптических приборов, телемониторов, иной специальной техники),а также визуально.
Под контролем поведенияучастников дорожного движения, технического состояния транспортных средств идорожных условий понимаются сбор и обработка информации, оперативноереагирование на изменение дорожной обстановки, неправомерное поведениеводителей, пешеходов, иных участников движения.
В зависимости отсостояния дороги, интенсивности дорожного движения применяется;
— открытый контроль, осуществляемыйдолжностными лицами ГИБДД в форменной одежде со специальным снаряжением наавтомобилях или мотоциклах, имеющих соответствующую окраску и оборудование;
— скрытый контроль,проводимый, как правило, на обычных автомобилях без специальной окраски иопознавательных знаков, оборудованных специальными средствами, радаром,радиостанцией и т. п.;
— смешанный контроль,применяемый инспекторским составом в форменной и гражданской одеждеодновременно на нескольких автомобилях, один из которых имеет обычную, а другие— специальную окраску.
Предупреждениеправонарушений участников дорожного движения состоит в воздействии на ихповедение путем долговременного присутствия инспектора ДПС на определенноммаршруте, участке интенсивного движения транспортных средств, в местахпроведения массовых мероприятий. Предупреждение может проводиться как с помощьюдорожных знаков, специальных жестов или сигналов, так и с помощью устногообращения к водителям и пешеходам через громкоговорящую связь, В последнеевремя в отдельных регионах с целью профилактики ДТП подразделениядорожно-патрульной службы стали использовать макеты автомобилей со специальнойокраской, которые устанавливают, а затем перемещают через определенное время надругие участки дороги.
Пресечение противоправныхдействий заключается в применении инспектором ДПС мер административногопринуждения к нарушителю правил дорожного движения в целях предотвращениядорожно-транспортных происшествий и привлечения виновных лиц к административнойответственности.
Сущность регулирования(организации) дорожного движения заключается в том, чтобы рекомендовать,обязать или запретить участникам дорожного движения производить те или иныедействия в интересах обеспечения определенной скорости и безопасности движения.Регулирование дорожного движения осуществляется путем распорядительных действий(жестов) инспекторского состава ГИБДД, а также с помощью дорожных знаков,указателей, светофоров и различных систем управления ими, разметки проезжейчасти, соответствующего устройства улиц и дорог. Функции заказчика наразработку, изготовление и установку технических средств организации дорожногодвижения выполняют подразделения организации дорожного движения и дорожнойинспекции ГИБДД.
Единый порядок дорожногодвижения на всей территории страны устанавливается Правилами дорожногодвижения, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства РФ от23 октября 1993 г. № 1090.
На дорогах РоссийскойФедерации законом установлено правостороннее движение транспортных средств.
Изменение организациидвижения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях привозникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должноосуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органоввнутренних дел Российской Федерации либо должностными лицами дорожных икоммунальных служб с последующим уведомлением органов внутренних дел.Распоряжения указанных лиц обязательны для всех участников дорожного движения.[5]
Основные формы надзора задорожным движением составляют пешее патрулирование, патрулирование наавтомобилях, мотоциклах, вертолетах, несение службы на стационарных постах,контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, специальных постахДПС, использование автоматических устройств контроля дорожного движения ификсирования правонарушений. Именно ДПС ГИБДД представляет собой основную силу,воздействующую на нарушителей Правил дорожного движения.
Пешее патрулированиешироко применяется в городах и других населенных пунктах для контроля заинтенсивным дорожным движением, особенно результативно на небольших и опасных ваварийном отношении участках дорог.
Автомобильный патруль —одна из эффективных форм несения дорожно-патрульной службы. Благодаряспециальной окраске, проблесковым маячкам и звукоусилительным установкамавтопатруль легко опознается в транспортном потоке, что позволяет емуосуществлять контроль на большом по протяженности участке дороги с высокойскоростью передвижения. Кроме того, он может оперативно оказывать помощь пешимнарядам,
в необходимых случаяхпреследовать правонарушителей, пресекать противоправные действия водителей ипешеходов, сопровождать автомобильные колонны и т. д.
Патрулирование намотоциклах по сравнению с автопатрулированием используется гораздо реже иприменяется в основном в сельской местности, так как уступает последним поэффективности работы в связи с необходимостью применения специальнойэкипировки, трудностью эксплуатации, низкими динамическими качествами и т. п.
Дорожно-патрульная службана вертолете и других летательных аппаратах осуществляется, как правило, вкрупных городах и районах области, на дорогах федерального и республиканскоюзначения в тесном взаимодействии с пешими и автомобильными патрулями. Этопозволяет контролировать дорожное движение на больших территориях. При этомодновременно решаются задачи по сопровождению автомобилей специальногоназначения л автомобильных кололи, передвижению оперативно-следственных групп иоказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЛТП, розыску угнанных и похищенныхтранспортных средств, транспортных средств, скрывшихся с местдорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности массовыхмероприятии и др.
Служба строевыхподразделений ДПС на стационарных постах осуществляется в соответствии сприказом МВД России от 4 сентября 2003 г. № 705 «О стационарных постах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутреннихдел Российской Федерации»
Под стационарным постомпонимается любое капитальное или временное сооружение, предназначенное длянесения дорожно-патрульной службы на определенном участке дороги или улицы.
Согласно наставлению идругим действующим нормативным правовым актам именно в этих пунктах проводятсяразличные проверки транспортных средств и документов, которые водители обязаныиметь при себе в соответствии с Правилами дорожного движения.
Наставление разрешаетсотрудникам ДПС предлагать водителю выйти из транспортного средства лишь дляустранения технической неисправности; сверки номеров агрегатов с записями вдокументах; проведения досмотра транспортного средства; участия водителя воформлении необходимых документов либо оказания помощи другим участникамдорожного движения, проверки возникшего подозрения в том, что водительнаходится в состоянии опьянения либо он или пассажиры причастны к совершениюпреступления.
Наставление, кроме того,обязывает сотрудников ДПС ГИБДД задерживать транспортные средства, в которыхнаходятся лица, совершившие преступления; лица, скрывшиеся с местадорожно-транспортного происшествия, водители которых подвергают опасности жизньокружающих или невыполняют требования сотрудников милиции об остановке.
На базе стационарныхпостов могут создаваться контрольные пункты милиции и другие их разновидности(контрольно-пропускные пункты, специальные посты ДПС).[6]
Большую помощь в розыскепочищенных автомобилей, предупреждении и пресечении нарушений установленныхправил поведения на дорогах оказывают автоматизированные системы контроля(АСК), которые могут документировать в кратчайшие сроки большое количествотранспортных средств, пересекающих границы стационарных постов, районов илинаселенных пунктов.

2.2 Контроль за безопаснымсодержанием автомобильных дорог, улиц и дорожных сооружений
Согласно Федеральномузакону от 10 декабря 1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должныобеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных иреконструированных дорог, их состояния установленным нормам и правилам удостоверяетсяактами приемки дороги и актами контрольных осмотров либо обследований дорог Дляосуществления этой работы в составе ГИБДД создана и действует службаорганизации движения и дорожной инспекции, цель деятельности которой состоит всовершенствовании организации дорожного движения, исключении дорожного факторакак условия дорожно-транспортного происшествия. Указанная служба руководствуетсяНаставлением по службе дорожной инспекции и организации движенияГосударственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России,утвержденным приказом МВД России от 8 июня 1999 г. №410 (в ред. приказа МВД России от 7 июля 2003 г. № 525)’ Подразделения организации движенияи дорожной инспекции решают в основном инженерно-технические вопросы,касающиеся дорог и улиц
В этой связи на неевозлагается решение основной задачи — осуществление государственного контроля инадзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дороги улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов,оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает вовзаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел РоссийскойФедерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами,со средствами массовой информации.
В рамках своейкомпетенции подразделения дорожной инспекции выдают заключения напредставленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию иремонт дорог, железнодорожных переездов, линий городского электрическоготранспорта, других объектов на дороге, согласовывают проекты организациидорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, а также участвуют вреализации возлагаемых на МВД России функций государственного заказчика поразработке и изготовлению технических средств, автоматизированных систем иприборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения,осуществляют согласование разрешений на распространение наружной рекламы иразмещение иных объектов в пределах дорог и улиц, в полосе отвода и придорожнойзоне дорог.
Дорожная инспекциянаделяется и другими полномочиями, необходимыми для решения возложенных на неезадач. В частности, она имеет право запрашивать и получать в установленномпорядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лицсведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечениябезопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движенияо необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполненияпредписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и техническихнорм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполненияпредписаний составлять протоколы и привлекать виновных лиц к административнойответственности.
Кроме того, дорожнаяинспекция уполномочена участвовать в проведении: мероприятий по временномуограничению или запрещению дорожного движения на участках дорог и улиц, неотвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движениясостоянии; движения общественного транспорта по установленным маршрутам принесоблюдении необходимых требований нормативных правовых актов и техническихнорм, ремонтно-строительных и других работ; работы по изменению организациидорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, железнодорожныхпереездах при проведении массовых мероприятий либо если пользованиетранспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; запрещенияили приостановки проведения на дорогах и улицах, осуществляемых с нарушениемтребований технических норм в области обеспечения безопасности дорожногодвижения.
Служба организациидорожного движения активно участвует в разработке проектов законодательных,иных нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечениябезопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию, атакже научных исследований в области обеспечения безопасности дорожногодвижения, их внедрения в практическую деятельность ГИБДД.
2.3 Регистрация и учетавтотранспортных средств и прицепов к ним
Согласно основнымположениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностямдолжностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденнымпостановлением Совета Министров — Правительством РФ от 23 октября 1993г. № 1090(с последующими изменениями и дополнениями), механические транспортные средстваи прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасностидорожного движения МВД России или иных органах, определяемых Правительством РФ2.
Порядок регистрацииавтотранспорта регламентирован постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходнойтехники на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями идополнениями) и приказами МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств», от 28 марта 2002 г.
 Кроме ГИБДДгосударственную регистрацию транспортных средств осуществляют:
— органы государственногонадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники вРоссийской Федерации тракторов, самоходных дорожно-строительных иных машин иприцепов к ним;
— таможенные органыРоссийской Федерации транспортных средств, зарегистрированных кдругихстранах и временно находящихся на территории России сроком до шести месяцев,
— автомобильные службыВооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск,войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военногоуправления, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, а такжеавтомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формированиятранспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Регистрации в ГИБДД МВДРоссии подлежат автомотранспортные средства с рабочим объемом двигателявнутреннего сгорания более 50 см3 и максимальной конструктивнойскоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движения поавтомобильным дорогам общего пользования и принадлежащим юридическим лицам,гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам,лицам без гражданства. Собственники транспортных средств обязанызарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срокадействия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или пяти суток после приобретения,таможенного оформления, снятия с учета транспортного средства, замены номерныхагрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменениярегистрационных данных.
Сведения о регистрацииуказываются в документах, к которым относятся свидетельство о регистрациитранспортного средства или его технический паспорт. На каждое транспортноесредство уполномоченные органы дают государственный регистрационный знак,предусмотренный ГОСТом Р50577-
Для совершениярегистрационных действий собственники или владельцы транспортных средствпредставляют: заявление; паспорт или иной заменяющий его документ,удостоверяющий личность; документ, удостоверяющий полномочия гражданинапредставлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если онвыдавался; транспортное средство, за исключением случаев его утилизации.
При наличииобстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускаетсяпредставление актов технического осмотра, выданных подразделениямиГосавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств; справку-счет,выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный вустановленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий правособственности на транспортное средство, номерной агрегат; регистрационные знакитранспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ».
Кроме перечисленныхдокументов согласно Федеральному закону «Об обязательном страхованиигражданской ответственности владельцев транспортных средств» для регистрацииавтотранспорта требуется страховой полис обязательного страхования гражданскойответственности собственника транспортного средства или лица, владеющеготранспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управлениялибо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управлениятранспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этомулицу транспортного средства и т. п.).
Во время регистрациитранспортных средств должностные лица ГИБДД осуществляют проверку личностисобственника или владельца, необходимых документов по оперативным учетаморганов внутренних дел, а также проводят осмотр транспортных средств.
В зависимости отсодержания заявления после окончания регистрационных процедур должностные лицаГИБДД регистрируют транспортные средства, снимают их с учета или производятизменения регистрационных данных.
Транспортное средстворегистрируется только на одного владельца по месту его жительства. Назарегистрированное транспортное средство выдаются свидетельство о регистрации,паспорт транспортного средства, государственные регистрационные знаки.
При регистрацииавтомототранспортных средств все данные о ник записываются в книгу учета, и накаждое из них заводится карточка учета, на основе этого пополняетсякомпьютерный банк данных службы ГИБДД. Учет дает возможность по государственнымрегистрационным знакам и другим признакам определять принадлежностьтранспортного средства, место его стоянки, адрес владельца, что имеет значениепри розыске лиц, совершивших правонарушения на транспорте. Учет транспортныхсредств преследует также социально-экономические и военно-мобилизационные цели.
В случае, если прирегистрации транспортного средства обнаруживаются признаки подделки документов,номеров на агрегатах, их несоответствие записям в документах, транспортноесредство и документы изымаются, производится тщательная проверка, порезультатам которой решается судьба транспортного средства. При нарушенииустановленных сроков регистрации виновные лица привлекаются к административнойответственности.
Всоответствии со ст. 15Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Правилами попроведению работ в системе сертификации механических транспортных средств иприцепов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г. № 192, и иными документами не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и непринимаются к производству регистрационных действий транспортные средства,изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частейконструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей ипринадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шестьмесяцев, без представления документов, подтверждающих проведение ихсертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.4 Проведениетехнического осмотра автотранспортных средств
В соответствии со ст. 17Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации изарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежатобязательному государственному техническому осмотру. Действующими нормативнымиправовыми документами эксплуатация автомобилей, не прошедших техосмотр,запрещается. При этом государственные регистрационные знаки транспортногосредства подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации (ст.27.13 КоАП РФ), а виновные лица могут быть привлечены к административнойответственности в соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ.[7]
Без прохождениятехнического осмотра эксплуатация транспортного средства после его регистрациидопускается в течение 30 суток. При возникновении непредвиденных обстоятельств(болезнь, командировка и т. д.) этот срок может быть продлен.
ПостановлениемПравительства РФ от 31 июня 1998 г. № 880 (с последующими изменениями идополнениями) утверждено положение о проведении государственного техническогоосмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственнойинспекцией безопасности дорожного движения МВД России. Порядок и сроки его проведенияопределены приказом МВД России от 15 марта 1999 г. № 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортныхсредств» и приказом МВД России от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Государственнойинспекции безопасности дорожного движения по техническому надзору».
Подобные осмотрыпроводятся в целях оценки соответствия технического состояния транспортных средствтребованиям правил обеспечения безопасности дорожного движения; уточнениячисленности транспортных средств; предупреждения и пресечения преступлений иадминистративных правонарушений. Во время государственного технического осмотраосу-шествляется также контроль своевременности медицинскогопереосвидетельствования водителей, проверки наличия квитанций об уплатесоответствующих налогов и сборов.
Обязательной проверке вовремя государственного технического осмотра подлежат тормозная система, рулевоеуправление, колеса и шины, приборы освещения и световой сигнализации,устройства, обеспечивающие обзорность обстановки, подавление помех радиоприему,а также состав выхлопных газов. При несоответствии технического состояниятранспортного средства установленным требованиям его эксплуатация запрещаетсядо устранения неисправностей и представления на повторный осмотр.
Важное направление припроведении государственного технического осмотра представляет выявлениепохищенных транспортных средств. В этих целях проводится проверка соответствиятипа, модели, номерных знаков, идентификационных номеров шасси (рамы), кузова идвигателя данным, записанным в свидетельстве о регистрации (техническомпаспорте, талоне), паспорте транспортного средства; осуществляется проверка учетныхданных автомототранспортных средств по федеральной базе транспортных средств,находящихся в розыске, с использованием АИПС «Розыск» или «Автопоиск». При обнаружениипризнаков подделки регистрационных документов или документов на право владения,пользования или управления транспортным средством, расхождении номеровагрегатов с записями в паспорте транспортного средства и иных регистрационныхдокументах, признаков спиливания или несанкционированного нанесения номеров наагрегатах и узлах документы изымаются, транспортное средство в установленномпорядке задерживается. Первичные материалы, собранные в процессе проверки,направляются на рассмотрение начальника горрайоргана внутренних дел.
Государственныйтехнический осмотр проводится по месту регистрации транспортного средства,время проведения осмотра устанавливается Госавтоинспекцией.
Государственномутехническому осмотру подлежат:
а) легковые автомобили,используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы игрузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей с числоммест для сидения более
восьми (кроме меставодителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы кним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — два раза вгод;
б) транспортные средства,с года выпуска которых прошло не более пяти лет, включая год выпуска (заисключением транспортных средств, указанных в п. «а»), — один раз в два года;
в) транспортные средства,с года выпуска которых прошло более пяти лет, включая год выпуска, а такжетранспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключениемтранспортных средств, указанных в п. «а»), — один раз в год.[8]
Конкретный год и месяцпроведения государственного осмотра каждого транспортного средства всоответствии с установленной периодичностью и учетом местных особенностей(климатических условий, структуры парка транспорта, наличия подготовленногоперсонала, производственно-технической базы и т. д.) устанавливаетГосударственная инспекция.
Для проведениягосударственного технического осмотра собственник (представитель собственника)обязан представить в Государственную инспекцию транспортное средство со следующимидокументами: документ, удостоверяющий личность; водительское удостоверение сразрешающими отметками в нем на право управления транспортным средством,предъявленным на осмотр; медицинская справка установленной формы; документ,подтверждающий право владения или пользования и распоряжения транспортнымсредством; свидетельство о регистрации транспортного средства или техническийпаспорт, технический талон; квитанция (платежное поручение) об уплатеустановленного налога с владельцев транспортных средств и оплате за проведениегосударственного технического осмотра.
Госавтоинспекция вправевыдавать (при наличии определенных условий) разрешения на проверку техническогосостояния транспорта на станциях техобслуживания (СТО) перед осмотром. Онапроводится по желанию владельцев или собственников. При положительныхрезультатах проверки СТО оформляет и выдает владельцу заключение (справку) отехническом состоянии, которая служит основанием для оформления результатовгостехосмотра транспортных средств в Государственной инспекции, без проверки ихтехнического состояния. В случае несоблюдения сроков или порядка проведениятехнического осмотра транспортных средств действие разрешения на его проведение(а равно на подготовку транспортных средств к осмотру на СТО) Госавтоинспекциейприостанавливается либо аннулируется.
В последнее времяПравительством РФ в прессе и на телевидении активно обсуждается вопрос о полномосвобождении ГИБДД от проведения технического осмотра и передаче этих функцийпредприятиям или частным лицам, имеющим специальную лицензию. Представляется,что такое решение сегодня вряд ли целесообразно, так как может повлечь новоеизменение нормативных правовых актов, а самое главное — значительно уменьшитвозможность государства осуществлять контроль и надзор за техническимсостоянием транспорта, затруднит борьбу с правонарушениями, его кражами иугонами, вернет старые методы работы Госавтоинспекции, увеличит количествоконфликтных ситуаций на дорогах.
Не на все автомобили иавтобусы, прошедшие осмотр, выдается владельцам талон, в которомгосударственный инспектор производит запись «Техосмотр пройден» и заверяет ееподписью и личным штампом. Он должен сохраняться до очередного осмотра ипредъявляться сотрудникам ГИБДД по их первому требованию.
Сотрудники, выполняющиегосударственный технический осмотр, обязаны оказать содействие в осуществленииправ и защите законных интересов владельцев транспортных средств, по ихтребованию предоставлять возможность ознакомления с документами и материалами,непосредственно затрагивающими права и законные интересы указанных лиц, а такжепредоставлять иную официальную информацию, послужившую основанием для принятиярешений при проведении осмотра.
Владельцы транспортныхсредств, считающие, что действия и решения сотрудников ГИБДД при проведениитехнического осмотра нарушили их законные интересы, вправе подать жалобу ввышестоящий орган внутренних дел либо суд.

2.5Экзаменационно-регистрационная работа ГИБДД
Согласно Государственномудокладу «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации»основной причиной аварийности в стране по-прежнему является низкий уровеньподготовки водителей, по вине которых совершается до 80 % дорожно-транспортныхпроисшествий.
Учитывая этот фактор,одним из важнейших направлений в деятельности регистрационно-экзаменационныхподразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движенияостается контроль за подготовкой водительских кадров, который осуществляется вдвух основных формах: регистрация образовательных учреждений, осуществляющихподготовку водителей, а также контроль за процессом обучения; прием экзаменовпо Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортныхсредств и выдача водительских удостоверений лицам, успешно их выдержавшим.
Контролируя процессобучения, Государственная инспекция безопасности дорожного движениявзаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовкуводителей транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 20 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» указанные учреждения должныиметь лицензию на право ведения такой деятельности, копия которой хранится вподразделении ГИБДД. Последняя имеет право: принимать участие в обследовании насоответствие материально-технической базы учреждений требованиям нормативныхправовых документов, регламентирующих организацию подготовки и переподготовкиводителей, по заявке органа, выдающего лицензии, либо самих образовательныхучреждений; контролировать выполнение лицензионных требований; анализироватьитоги экзаменов по уровню теоретических знаний и умению вождения.
В случае выявлениянарушений нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке водителей,должностные лица ГИБДД выдают предписания руководителям учреждений. Еслитребования Госавтоинспекции не выполняются, то информация об этом направляетсяв вышестоящую организацию образовательного учреждения, а также в орган,выдавший лицензию.
Сдача экзаменов и выдачаудостоверений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФот 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационныхэкзаменов и выдачи водительских удостоверений»3 и Инструкцией опорядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачеводительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекциибезопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396», приказами МВД России от 19 февраля 1999 г. № 120
 «Об утверждении образцовводительских удостоверений» от 28 сентября 1998 г. № 603 «О международном водительском удостоверении».
Граждане РоссийскойФедерации, достигшие установленного законом возраста, не имеющие ограничений кводительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущенык экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. Вчастности, право на управление мотоциклами, мотороллерами и другимимототранспортными средствами (категория «А») предоставляется лицам, достигшим16-летнего возраста; автомобилями, разрешенная максимальная масса которых непревышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сидения водителя, непревышает восьми (категория «В»), — лицам, достигшим 18-летнего возраста, и т.д.
Лица, желающие сдатьквалификационные экзамены на получение права управления транспортнымисредствами, представляют: заявление; водительскую карточку; паспорт или инойдокумент, удостоверяющий личность, с отметкой органа внутренних дел о регистрациипо месту жительства (пребывания), а при отсутствии указанной отметки — документо регистрации по месту жительства (пребывания); медицинскую справкуустановленного образца о годности к управлению соответствующими категориямитранспортных средств; документ о прохождении обучения; фотокарточкиустановленного размера (за исключением случаев автоматизированного изготовленияводительских удостоверений в Государственной инспекции); документы об уплатеустановленных сборов (квитанции сберегательного банка или копии платежногопоручения образовательного учреждения, которое осуществило оплату).
По общему правилу к сдачеэкзаменов допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме,предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителейтранспортных средств соответствующей категории. В качестве исключениядопускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управлениятранспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.Теоретические и практические экзамены принимают сотрудникирегистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции. Право науправление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшимквалификационные экзамены. Оно подтверждается соответствующим удостоверением,выдаваемым ГИБДД.
Водительскоеудостоверение выдается сроком на 10 лет. По истечении указанного в нем срокаоно считается недействительным и подлежит замене в установленном порядке.Водительское удостоверение, выданное на территории Российской Федерации до 1января 1998 г., действительно в течение указанного в нем срока. Если срокдействия не указан, оно действительно до 1 января 2000 г. В соответствии с указанием начальника Главного управления ГИБДД МВД России от 9 февраля 1999 г. № 13/7-430 водительские удостоверения с символикой RUS, выданные в период с 1993по 1997 г. без указания срока их действия, считаются действительными в течение10 лет с момента выдачи.
Основаниями прекращениядействия права управления транспортными средствами являются;
— истечениеустановленного срока действия водительского удостоверения;
— ухудшение здоровья водителя,препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинскимзаключением;
— лишение правауправления транспортными средствами за правонарушение.
2.6 Учет и анализ дорожно-транспортныхпроисшествий
Учет и анализдорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляются органами внутренних дел(ГИБДД), владельцами транспортных средств, государственными органами управленияавтомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог всоответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденнымипостановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №647, приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328 «О мерах по реализации постановленияПравительства РФ от 29 июня 1995 г.», постановлением Правительства РФ от 6августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателейсостояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел РоссийскойФедерации».[9]
Дорожно-транспортноепроисшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортногосредства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, поврежденытранспортные средства, груз, сооружения.
Учету подлежат вседорожно-транспортные происшествия. Он необходим для изучения причин и условийих возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. Вгосударственную статистическую отчетность по дорожно-транспортнымпроисшествиям, которую ведут органы внутренних дел, включаются сведения толькоо дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.
Медицинские учреждениянезависимо от форм собственности ведут учет погибших и раненых вдорожно-транспортных происшествиях.
Погибшими вдорожно-транспортных происшествиях считаются люди, скончавшиеся от полученныхранений в течение семи суток с момента происшествия.
Все владельцытранспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел поместу своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участиемпринадлежащих им транспортных средств.
В соответствии сФедеральным законом «О безопасности дорожного движения» поддорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процесседвижения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиблиили ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либопричинен иной материальный ущерб.
Все ДТП принято делить наследующие виды: столкновение транспортных средств; опрокидывание транспортныхсредств; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд напешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падениепассажира; иной вид ДТП.
Одним из основныхсубъектов учета ДТП является Госавтоинспекция, деятельность которой в этомнаправлении регламентируется Инструкцией по учету дорожно-транспортныхпроисшествий в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 18июня 1996 г. № 328.
Статистические данные опроисшествиях на дорогах обобщаются и анализируются в управлениях, отделах,отделениях (группах) Государственной инспекции, а также в строевыхподразделениях дорожно-патрульной службы.
Эта деятельностьнеобходима для постоянного и последовательного накопления сведений о ДТП,оценки состояния аварийности, изучения причин и условий их возникновения ипринятия мер по их устранению.
Учету подлежат вседорожные происшествия, однако в государственную статистическую отчетностьвключаются сведения только о тех, в которых погиб или получил ранение (телесныеповреждения) хотя бы один человек.
На каждое ДТП спострадавшими заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия, вкоторой отражаются сведения, характеризующие происшествие по различнымпараметрам. В частности, в карточку вносятся сведения о дате, времени, месте,виде происшествия, его участниках, транспортных средствах, степени тяжестипоследствий, нарушениях Правил дорожного движения, послуживших причиной аварии,и др.
Ответственность заполноту и правильность учета сведений о ДТП несут главные государственныеинспекторы Государственной инспекции безопасности дорожного движения городов ирайонов.
На региональном уровнесбор и обобщение карточек учета дорожно-транспортных происшествийосуществляется аппаратами ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации,на федеральном уровне — Главным информационно-аналитическим центром МВД России.
 

2.7 Пропаганда правилдорожного движения
Важное значение вдеятельности Государственной инспекции по предупреждению дорожно-транспортныхпроисшествий отводится мероприятиям, направленным на привитие участникамдорожного движения знаний, умений и навыков, необходимых для безопасногоповедения на улицах и дорогах.
В частности, Положение оГИБДД возлагает на нее задачи, связанные с разъяснением законодательстваРоссийской Федерации о безопасности дорожного движения, оказанием содействияорганам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам поведенияна улицах и дорогах, в пропаганде правил дорожного движения.
Проведение этой работырегламентируется Наставлением по организации деятельности Государственнойинспекции безопасности дорожного движения МВД России по пропаганде безопасностидорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 12 декабря 2003 г. № 930, а также приказом МВД России от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованиюдеятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения иукреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения» (в ред.приказа МВД России от 20 марта 2003 г. № 180).
Данные документыопределяют цели, задачи и основные направления социально-профилактической ивоспитательно-пропагандистской деятельности указанных подразделений поукреплению дисциплины участников дорожного движения, в том числе попредупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.[10]
К целям пропагандистскойдеятельности наряду с разъяснением действующего законодательства отнесеноинформирование населения о целях и задачах Государственной инспекции и содействиев установлении взаимопонимания между ее сотрудниками и участниками дорожногодвижения.
К наиболее важнымзадачам, решаемым подразделениями пропаганды, относятся:
— профилактикааварийности и правонарушений в области дорожного движения, предупреждениедорожно-транспортных происшествий;
— создание системыдифференцированного информирования разных социальных и возрастных категорийучастников дорожного движения о действующем законодательстве, нормативныхправовых актах, о работе Государственной инспекции и в целом по вопросамобеспечения безопасности дорожного движения;
— взаимодействие сосредствами массовой информации и общественными объединениями;
— систематическоеизучение общественного мнения о деятельности Государственной инспекции иразработка на его основе предложений для принятия соответствующихуправленческих решений.
В процессе своейдеятельности указанные подразделения анализируют различную информацию повопросам обеспечения безопасности дорожного движения, планируют, организуютпроведение пропагандистских мероприятий и осуществляют их методическоеобеспечение, ведут учет результатов работы, реализуют иные функции, возложенныена них ведомственными нормативными правовыми актами.
В числе основныхнаправлений деятельности ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движенияпомимо рассмотренных можно выделить лицензирование производства регистрационныхзнаков, водительских удостоверений и другой продукции, необходимой для допускатранспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, установку иобслуживание технических средств организации дорожного движения. Осуществлениеуказанных направлений деятельности ГИБДД регламентируется правительственными иведомственными нормативными актами.
В ст. 24 Федеральногозакона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» четкопрописаны права и обязанности участников дорожного движения.
Они имеют право:
— свободно ибеспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основанииустановленных правил, получать от органов исполнительной власти и ихдолжностных лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожногодвижения;
— получать информацию отсоответствующих должностных лиц о причинах установления ограничения или запрещениядвижения по дорогам;
— получать полную идостоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечениембезопасности дорожного движения;
— на бесплатную медицинскуюпомощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортномпроисшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, инымиправовыми актами или требованиями, предусмотренными s выданной им лицензии,возложена обязанность оказывать такую помощь;
— на возмещение ущерба пооснованиям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, вслучаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждениятранспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортногопроисшествия;
— обжаловать в порядке,установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действиядолжностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасностидорожного движения.[11]
Реализация участникамидорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права другихучастников дорожного движения.
Участники дорожногодвижения обязаны выполнять требования Федерального закона «О безопасностидорожного движения» и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовыхактов в части обеспечения безопасности дорожного движения

Заключение
Согласно законодательным нормативнымактам, основное предназначение Государственной инспекции безопасности дорожногодвижения — это обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защитыих прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путемпредупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.Подразделения ГИБДД МВД России во взаимодействии с другими органами государственнойвласти и управления, опираясь на имеющиеся в их распоряжении формы и методыдеятельности, осуществляют регистрационный учет транспортных средств, приемквалификационных экзаменов и выдачу водительских удостоверений; контроль за выполнениемюридическими, должностными лицами установленных для них правил и стандартов вобласти обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют дознание поделам в сфере нарушений правил эксплуатации транспортных средств, учетпоказателей БДД, целенаправленную агитационно-пропагандистскую политику и т.д.;осуществляют административную юрисдикцию в отношении юридических, должностныхлиц, при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортныхсредств, а также в отношении непосредственных участников дорожного движения.
Cовершенствование правовогорегулирования деятельности системы органов внутренних дел, в том числе и еесоставного элемента – государственной инспекции безопасности дорожного движения,является одним из приоритетных направлений работы по укреплению правовых основфункционирования органов государственной власти и управления РоссийскойФедерации. Этому вопросу в представленной работе уделено особое внимание. Нормативнуюбазу деятельности ГИБДД составляет комплекс законодательных и подзаконныхактов, носящих иерархичный характер и которые с известной степенью условностиможно подразделить на законы, указы Президента Российской Федерации иПостановления Правительства Российской Федерации; законодательные акты СубъектовФедерации; нормативные акты органов местного самоуправления; ведомственные нормативныеакты.
Основными направлениями развитияГИБДД являются совершенствование ее правовой базы, организационно-структурногопостроения, качественного улучшения работы с кадрами, укреплениевнутрисистемного и внешнего взаимодействия ГИБДД, решение вопросов материально-техническогоплана, разработка и внедрение компьютерных систем автоматизированного поиска,контроля за дорожным движением, учета.
Отсутствие четкого механизма исовременных технологий, позволяющих своевременно выявлять угнанные транспортныесредства, также создает значительные трудности. Их преодолению будет взначительной мере способствовать реализация мер, предусмотренных утвержденнойПрезидентом Российской Федерации программы по усилению борьбы с преступностью.Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на территории России предусматриваетактивное включение подразделений ГИБДД в осуществление таких правоохранительныхзадач, как пресечение и профилактика правонарушений, розыск преступников натерритории Российской Федерации.

Литература
 
1.   КонституцияРоссийской Федерации — М.: Юрид. лит.,1993.
2.   Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях / под редакцией Ю.М.Козлова – М.:Юристъ, 2004.
3.   Уголовный кодексРоссийской Федерации – М.: «Проспект», 2004.
4.   Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации – М.: «Про спект», 2003.
5.   Закон РоссийскойФедерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. № 196-ФЗ.
6.   Закон РоссийскойФедерации «О милиции». – М.: ТК Велби, 2003.
7.   Закон РоссийскойФедерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцевтранспортных средств» от 25.04.2002. № 40-ФЗ.
8.   ПостановлениеПравительства РФ № 595 от 25.09.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в ПостановлениеПравительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 «Об утверждении Правил дорожногодвижения Российской Федерации».
9.   ПостановлениеПравительства РФ № 880 от 31.07.1998 г. «О порядке проведения государственноготехнического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственнойинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».
10. ПостановлениеПравительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 100 О Феде- ральной целевой программе«Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах»
11. Приказ МВД РФ №808 от 03.12.2004 г. «Об утверждении Положения о департаменте обеспечениябезопасности дорожного движения министерства внутренних дел РоссийскойФедерации».
12. Приказ МВД РФ №627 от 02.07.2002 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственнойинспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороныучастников дорожного движения».
13. Административнаядеятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник/ под редакцией А.П.Коренева. – М.: «Щит-М», 2003.
14. Желудкова Т.И.Деятельность милиции по охране общественного порядка. М., 2003.
15. Кардашов А.И.Правовые и организационные основы деятельности дежурной службы органоввнутренних дел. М., 2005.
16. Суковицин В.И. Полиция и дорожное движение в царскойРоссии М., 1995.
17. Популярно-правовойальманах МВД России «Профессионал» № 1, 2006 г.
18. Всероссийскийежемесячник «СТОП-газета», 2009 г., № 3
19. МВДРФ. Департамент обеспечения дорожного движения. Информационный бюллетень. А.Г. Алейников. Пресечение грубых нарушений правил дорожного движения. Выпуск№ 29. М.: 2005.