Курсовая работа по бухгалтерскому (финансовому) учету
Тема: «Учет расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами»
Введение
В курсовой работе рассматривается вопрос расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами по товарным операциям.
Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям имеет большое значение в успешной работе предприятия.
В настоящее время большое внимание уделяется расчётам с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчёты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами за сырьё, материалы, товары и прочие материальные ценности.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы решить поставленные мной задачи, а именно:
– раскрыть сущность и формы расчётов;
– исследовать порядок документального оформления операций по учёту расчётов;
– отразить особенности синтетического и аналитического учёта расчётов;
– раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, проанализировать их состав и структуру;
– выявить пути совершенствования бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Хорошо отлаженный учет товарных операций имеет весомое значение в успешной работе фирмы.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами этого учета являются:
– формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
– контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
– контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами;
– своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
Структура работы раскрывает не только теоретические аспекты предложенной темы, но и показывает на примере торгового предприятия, таким образом, в ней выделяются две части: теоретическая и практическая.
В первой части работы излагаются теоретические основы построения бухгалтерского учёта расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами. Даётся характеристика счётов №60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», №62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и №76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Во второй – рассмотрены данные счета на практике.
Целью этой работы является, как можно обширнее изучить тему курсовой работы.
Всё выше сказанное обусловило выбор темы данной работы: «Учёт расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами», построенной по материалам вымышленного предприятия, а точнее предприятия, закончившего свою деятельность 31.12.2004 года.
В заключение курсовой работы сделаны выводы и рекомендованы конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учёта и анализа расчётов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами.
1. Теоретическая часть
В процессе осуществления производственно-финансовой деятельности различные предприятия и организации вступают во взаимоотношения с другими хозяйствами, бюджетом, внебюджетными фондами, физическими лицами и др. Эти расчеты могут выступать как в безналичной форме, так и наличными. Посредниками безналичных расчетов являются банки, которые созданы для аккумулирования денежных средств и эффективного их размещения на условиях возвратности, платности и срочности.
Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги. Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть)– это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и организаций с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом и т.д.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежные поручения; платежные требования; чеки; аккредитивы; векселя. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
Наличные расчеты производятся посредством организованных касс на предприятии.
Как правило, в ходе соответствующих взаимоотношений возникают дебиторская и кредиторская задолженности.
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Исковая давность
Русский бухгалтер И. Сериков (1804) дал следующее определение дебитора и кредитора: «Всякое получение или все то, что приходит в мою власть или распоряжение, делается моим дебитором или должником; напротив того, всякая выдача или все, что из моей власти или распоряжения выходит, становится моим кредитором или заимодавцем».1
Это определение по своему содержанию верно, и в настоящее время дебитором называется организация или физическое лицо, являющееся должником данной организации по приобретенным товарам, выполненным работам, оказанным услугам; дебиторской задолженностью – возникшие обязательства дебиторов. Кредитором называется организация или физическое лицо, являющееся заимодавцем для данной организации, а кредиторской задолженностью – обязательства, возникшие у данной организации перед кредитором при покупке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц, за выданные им под отчет денежные суммы и др.).
Таким образом, дебиторская задолженность – это элемент оборотного капитала, сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота. Организации и лица, которые являются должниками данной организации, называются дебиторами.
Дебиторская задолженность возникает из договоров между организацией, выступающей в роли кредитора, и другими юридическими или физическими лицами, выступающими в роли должников. В силу указанных договоров должники обязуются совершить в пользу организации-кредитора определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги. Дебиторская задолженность за юридическими или физическими лицами может быть принята к учету и в результате судебного решения. В денежной оценки она является составной частью оборотных активов организации. Организация-кредитор погашает дебиторскую задолженность по факту поступления денежных средств от должника, приемки работ, получения услуг либо путем зачета взаимных требований.
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям:
По причинам образования дебиторская задолженность делится на оправданную и неоправданную. К оправданной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца и которая связана с нормальными сроками документооборота; к неоправданной – просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д. существует еще безнадежная дебиторская задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.
Как объект учета дебиторская задолженность по сроку платежа классифицируется на отсроченную (срок исполнения обязательств по которой еще не наступил) и просроченную (срок исполнения обязательств по которой уже наступил).
По статьям бухгалтерского баланса дебиторская задолженность делится на следующие виды:
Покупатели и заказчики;
Векселя к получению;–PAGE_BREAK–
Задолженность дочерних и зависимых обществ;
Авансы выданные;
Прочие дебиторы.
У большинства организаций в общей сумме дебиторской задолженности наибольший удельный вес занимают расчеты за товары (работы, услуги), т.е. счета к получению.
4) В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на две группы:
Краткосрочная – задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
Долгосрочная – задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Как правовая категория кредиторская задолженность – особая часть имущества организации, являющаяся предметом обязательных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют права требования на нее. Данная часть имущества – это долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжении организации-дебитора, ее показывают в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется, естественно, по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности и дают ее, разбивая на восемь групп.
По действующим правилам в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, в числе других дополнительных данных указывают сведения «о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности». В состав кредиторской задолженности входят показатели по следующим ее видам:
Поставщики и подрядчики;
Векселя к уплате;
Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами;
Задолженность перед персоналом организации;
Задолженность перед бюджетом и социальными фондами;
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
Авансы полученные;
Прочие кредиторы.
В бухгалтерском балансе кредиторская задолженность делится по срокам ее погашения на две группы:
– краткосрочная – задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после отчетной даты;
– долгосрочная – задолженность, которая должна быть погашена более чем через 12 месяцев после отчетной даты.
Если кредитор по наступление сроков исполнения обязательства не обращается к организации-дебитору с требованием о выплате долгов, кредиторская задолженность остается в распоряжении дебитора, и он может либо вернуть кредитору долги по собственной инициативе, либо использовать невостребованные средства в составе своего имущества. Не возврат долга влечет за собой применение к должнику определенных имущественных санкций: взыскание неустойки, предусмотренной договором; штрафов, установленных законом; процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате. Кредиторы могут взыскать с дебитора и убытки, причиненные им несвоевременным возвратом или невозвратом долгов: по общему правилу убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой или процентами, взыскиваемыми за пользование чужими денежными средствами. Не возврат долгов может привести к возбуждению в Арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) организации-дебитора.
В тех случаях, когда организация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов, у кредиторов остается возможность принудительного взыскания, которое в зависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется одним из двух способов:
1) в судебном порядке;
2) во внесудебном порядке.
Организация или гражданин, права которых нарушены, могут обратиться с требованиями (исками) об их защите в соответствующий орган – суд, Арбитражный суд, Третейский суд (ст. 11 ГК РФ). Однако возможность защиты нарушенного права ограничена определенным сроком, который называется исковой давностью.
Текущую дебиторскую и кредиторскую задолженность по сфере возникновения можно подразделить на группы:
задолженность, возникающую в результате основной деятельности организации;
задолженность по другим операциям.
К первой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Задолженность первой группы учитывается на счетах:
№62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», и №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
К дебиторской задолженности второй групп относятся:
авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»);
суммы по предъявленным претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям»);
задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям») 4
задолженность учредителей по вкладам в уставный (складочный) капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75.1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал»);
задолженность по прочим операциям (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
К кредиторской задолженности второй группы относятся:
задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»);
задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);
задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76 субсчет 76.1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»);
обязательства по выплате дивидендов (счет 75, субсчет 75.2 «Расчеты по выплате доходов»);
задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Дебиторская задолженность в зависимости от предполагаемых сроков ее погашения – в течение 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты – отражается в активе баланса (по строке 240 и 230 соответственно). Кредиторскую задолженность показывают в пассиве баланса (по строке 620).
По возможности оценки в составе дебиторской и кредиторской задолженности выделяются две группы:
точная задолженность, величину которой можно определить (например, долг покупателей за отгруженный товар);
оцениваемая задолженность, величина которой определяется не в виде жестко фиксированной суммы в рублях, а подлежит расчету; сюда, к примеру, можно отнести задолженность по расчетам за товары в иностранной валюте (возникновение курсовых либо суммовых разниц).
Исковая давность – это срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено. Таким образом, в гражданском праве срок исковой давности представляет собой период времени, установленный законом для судебной защиты лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
Согласно ст. 195 ГК РФ общий срок защиты имущественных прав составляет 3 года. Для правильного исчисления срока исковой давности решающее значение имеет установление начального момента течения срока давности. Ст. 200 ГК РФ устанавливает, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исковая давность не распространяется:
на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;
на требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
на требование о возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Требования, предъявленные по истечении 3 лет с момента возникновения права на возмещения такого вреда, удовлетворяются за прошлое время (не более чем за три года, предшествования предъявлению иска); продолжение
–PAGE_BREAK–
на требования собственника или иного владельца об устранении нарушения его права, если даже они не соединены с лишением владения;
на другие требования в случаях, установленных законом.
По обязательствам с определенным сроком исковой давности течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В этот момент кредитору уже известно, что обязательство должно быть исполнено и что исполнение не последовало.
Следует отметить, что помимо общего срока исковой давности законом предусмотрено и применение сокращенных и более длительных по сравнению с общим сроком сроков исковой давности. Например, ст. 181 ГК РФ для признания сделок ничтожными устанавливает более длительный срок (10 лет), а для признания сделок оспоримыми – 1 год.
В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности может быть прервано путем предъявления иска в установленном порядке или совершением, обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Перечень оснований перерыва течения срока исковой давности, установленный данной статьей ГК РФ, не может быть изменен или дополнен по усмотрению сторон и не подлежит расширенному толкованию.
После перерыва течения срока исковой давности начинается заново, причем время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Статьей 199 ГК РФ введено правило, согласно которому предприятие вправе обратиться в Арбитражный суд за защитой своих прав и по истечении срока исковой давности при условии, что другой стороной не сделано заявление о применении исковой давности до вынесения судом решения.
На практике это означает, что истечение срока исковой давности до предъявления иска может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца только в том случае, если соответствующее заявление было сделано ответчиком в споре.
1.2 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками и подрядчиками относится к одному из видов расчетов в зависимости от субъектов – участников отношений, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы по которым акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств, монтаж оборудования, погрузо-разгрузочные работы и др.), и оказывающие различные виды услуг (транспортные перевозки, обеспечение связи, коммунальные и прочие услуги). Расчетный документ – это оформленное распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет покупателя средств или на счет, указанный получателем средств (изыскателем).
Рассматриваемое направление учета расчетов относится к учету обязательств организации по оплате товаров, работ, услуг, возникающих в связи с их приобретением у сторонних организаций. В Гражданском Кодексе РФ обязательство определяется как отношение, в силу которого должник должен совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно ст. 407–419 ГК РФ основаниями прекращения обязательств могут быть:
надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ);
зачет (ст. 410 ГК РФ);
новация (ст. 414 ГК РФ);
прощение долга (ст. 415 ГК РФ);
ликвидация юридического лица, являющегося должником или кредитором в обязательстве, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс. Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты, подробнее там отражаются следующие сведения:
о полученных товарно-материальных ценностях, принятых, выполненных работах и потребленных услугах, расчетные документы на которые акцептованы;
о товарно-материальных ценностях, работах и услугах, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
об излишках товарно-материальных ценностей, выявленных при их приемке;
о выданных поставщикам и подрядчикам авансах;
о курсовых и суммовых разницах.
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счет-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты выполненных работ, услуг).
В таблице 1 приведены основные факты расчетов с поставщиками и подрядчиками и обусловленные ими корреспонденции счетов бухгалтерского учета.
Таблица 1. Типовые бухгалтерские проводки по счету №60
Содержание хозяйственной операции
Корреспондирующие счета
Дебет
Кредит
Акцептованы счета-фактуры поставщиков
07,08,10,11,15,
20,23,25,26,29,44
60
Начислен НДС
19
60
Оплачены счета поставщиков или подрядчиков; выданы авансы поставщикам и подрядчикам.
60
50,51,52,55
Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах
60
62
Начислены курсовые разницы, возникающие при расчетах в иностранной валюте:
Положительные
Отрицательные
60
91.2
91.1
60
Начислены суммовые разницы в расчетах между российскими организациями за материальные ценности:
Положительные
Отрицательные
10
10
60
60 (красное сторно)
НДС к вычету по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям
68
19.3
Счёт 60 – пассивный, на нём производят расчёт с поставщиками. Сальдо кредитовое на начало месяца – это задолженность поставщикам по неоплаченным, но акцептованным счетам.
Счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учёту товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учёта этих ценностей (либо счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или счетов учёта соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» производятся в корреспонденции со счетами учёта производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п. продолжение
–PAGE_BREAK–
Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, счет 60 кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 2 «Расчеты по претензиям»).
В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безналичных расчётах в РФ предложена новая форма расчётов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и при его письменном согласии оплатить полностью или частично платёжное требование-поручение. При этой форме расчётов поставщик на отгруженную продукцию оформляет платёжное требование-поручение и пересылает его плательщику, который, ознакомившись с ним, принимает решение об оплате. Приняв решение оплатить, плательщик подписывает его, скрепляет подписи печатью и сдаёт в свой банк. Банк плательщика списывает деньги с его расчётного счёта и переводит их в банк поставщика для зачисления на счёт поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачисленных сумм производятся на основании выписок банка с расчётного счёта.
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
Сумму НДС поставщики и подрядчики включают в счета на оплату и в бухгалтерском учете покупателя производится запись по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 (Дт 19 Кт 60). В соответствии с законодательством НДС подлежит вычету. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учета затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счета 60.
При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.
Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля их состояния. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дт 60 Кт 50, 51, 52, 55.
Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ, услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.
При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью: Дт 50, 51, 52, 55 Кт 60.
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:
поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам;
поставщикам по неотфактурованным поставкам;
авансам выданным;
поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
поставщикам с просроченной оплатой векселей;
поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.
При журнально-ордерной форме учёта учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере №6. В данном журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведется в ведомости №5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер №6.
Приведем примеры задач по расчетам с поставщиками и подрядчиками:
Пример 1.
Организация заключила договор с поставщиком на приобретение материалов, стоимостью 590 000 руб., в том числе НДС – 90 000 руб. в соответствие с договором 25 октября организация перечислила частичную предоплату поставщику, в сумме 420 000 руб. 6 ноября материалы были получены полностью, после чего был произведен окончательный расчет, в сумме 170 000 руб.
Решение:
25 октября перечислен аванс с расчетного счета: Дт 60. расчеты по авансам выданным Кт 51 на сумму 420 000 руб.
6 ноября получены материалы:
а) сумма без НДС – Дт 10 Кт 60 на сумму 500 000 руб.
б) сумма НДС – Дт 19 Кт 60 – 90 000 руб.
3. зачтен ранее полученный аванс: Дт 60 Кт 60. расчеты по авансам выданным, на сумму 420 000 руб.
4. произведен окончательный расчет: Дт 60 Кт 51 – 170 000 руб.
5. НДС к вычету: Дт 68 Кт 19 на сумму 90 000 руб.
Пример 2.
Организация приобрела для производственных целей грузовой автомобиль стоимостью 40 120 $, в т.ч. НДС 6 120 $. Оплата предусмотрена договором в рублях по курсу ЦБ РФ, действующему на момент оплаты. Автомобиль получен в сентябре, оплата была произведена в октябре. Курс ЦБ РФ на дату принятия кредиторской задолженности по оплате автомобиля – 28–85 руб., а на дату оплаты поставщику – 29–15 руб.
Решение:
сентябрь. Получен автомобиль, его необходимо оприходовать: а) на сумму без НДС: Дт 08 Кт 60 – 980 900 руб. б) на сумму НДС: Дт 19 Кт 60 – 176 562 руб.
октябрь. Произведена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 – 1 169 498 руб.
отражаем отрицательную суммовую разницу: Дт 08 Кт 60 на сумму 10 200 руб. (эту цифру получили путем произведения стоимости автомобиля без учета налога на курсовую разницу).
отражаем НДС по отрицательной разнице: Дт 19 Кт 60 на сумму 1 836 руб. (данную цифру нашли как и предыдущую, путем произведения суммы налога на курсовую разницу).
1.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Покупатели и заказчики – это организации. Приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. Для обобщения информации о расчетах за продукцию, товары, работы и услуги предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
В расчетах с покупателями может применяться как наличная, так и безналичная форма расчетов.
Расчеты наличными производятся в пределах 60 000 рублей по одной сделке. Расчеты с участием граждан, когда последние не связаны с предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.
В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых организациям открыты соответствующие счета, если иное не установлено законом. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку расчетных документов в другой банк для завершения соответствующих видов связи, предусмотренных законодательством и договором.
Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступке права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.
Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.
Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по дебету счета 45 «Товары отгруженные» (с кредита счета 43 «Готовая продукция»). По мере оплаты отгруженной продукции (дебет 51, 52 и других счетов, кредит 90 «Продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. одновременно начисляется НДС по реализованной продукции (дебет 90 кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:
«Расчеты в порядке инкассо».
«Расчеты плановыми платежами».
«Векселя полученные» и другие.
На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. продолжение
–PAGE_BREAK–
На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии хозяйственных длительных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.
На субсчете 62.3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит 90 «Продажи»
Поскольку отгруженная продукция считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС (дебет 90 кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности, она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.
Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансы на поставку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности.
Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предварительной оплаты) используется субсчет счета 62. – «Расчеты с покупателями и заказчиками по авансам полученным».
Суммы, полученные предприятием авансом (предварительной оплаты), отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62.
Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса (предварительной оплаты) по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62 и увеличивается задолженность бюджету Дебет 62 – авансы полученные Кредит 68 НДС.
При последующей отгрузке продукции, выполнении работ (услуг), сумма начисленного налога на добавленную стоимость по авансу сторнируется: Дебет 62 Кредит 68 сторно, а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции в общеустановленном порядке с использованием счета 90 «Продажи».
Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам счета 62: Дебет 62. – авансы полученные Кредит 62.
Предприятие, выполняющее работы долгосрочного характера (строительные, научно-проектные, геологические и т.п.), используют для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
С 01.01.2000 года, в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» это правило распространено на продукцию и услуги. Каждый законный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных, выполненных работ данного отчетного периода. Стоимость законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 «Основное производство» в Дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается на счете 62 (Дебет 51 Кредит 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в Дебет счета 62.
Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю и заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учетными) в банках, векселями по которым денежные средства не поступили в срок.
Таблица 2. Типовые бухгалтерские проводки по счету №62
№ п/п
Содержание операций
Корреспондирующие счета
Дебет
Кредит
1
Получен аванс от покупателя под отгрузку продукции
51
62.1
2
Начислен НДС с аванса
62.1
68
3
Отражена задолженность покупателя за проданные товары
62
90.1
4
Восстановлен НДС по сумме аванса
62.1
68
5
Произведен зачет аванса
62
62.1
6
Поступление денежных средств от покупателя в окончательный расчет
51
62
7
Отражена задолженность покупателя на сумму стоимости реализуемого прочего имущества
62
91.1
8
Отражено получение векселя от покупателя
62
62.3
9
Списание не оплаченной задолженности на счет резерва по сомнительным долгам
63
62
10
Списание неоплаченной задолженности покупателя при отсутствии резерва по сомнительным долгам
91
62
При использовании в организации журнально-ордерной формы учета, расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в журнале-ордере №11 «Учет отгрузки и продажи», при небольшом объеме учетной информации – в журнале-ордере №6.
Пример 3.
У продавца отражены проводки на 62 счете:
25 октября.
Получен аванс: Дебет 51 Кредит 62. расчеты по авансам полученным
Начислен НДС к уплате
Дебет 62. расчеты по авансам полученным Кредит 68
6 ноября
Отражена выручка по моменту отгрузки материалов
Дебет 62 Кредит 90
Начислен НДС
Дебет 90 Кредит 68
Восстановлен НДС с предоплаты
Дебет 68 Кредит 62. расчеты по авансам полученным
Зачтена сумма аванса за отгруженную продукцию
Дебет 62. расчеты по авансам полученным Кредит 62
Сумма поступила в окончательный расчет
Дебет 51 Кредит 62
1.4 Учет расчетов с поставщиками и покупателями в условных денежных единицах продолжение
–PAGE_BREAK–
Гражданский кодекс не делает никаких ограничений по видам валют, в которых может быть определена цена товаров, работ или услуг по договору. Однако на территории РФ все расчеты производятся только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или в условных денежных единицах, пересчитывается в рублях.
В бухгалтерском учете рублевый эквивалент денежного обязательства отражается в момент его возникновения – на дату перехода права собственности на товар или дату принятия выполненных работ, услуг. Однако за время, которое проходит с момента отражения денежного обязательства в бухучете и до даты его погашения (оплаты цены товара), курс иностранной валюты или условных денежных единиц может измениться. Соответственно изменится в рублевом выражении и сумма задолженности. В этом случае и возникает суммовая разница, т.е. разница между рублевой оценкой денежного обязательства на дату его возникновения и дату погашения.
Суммовая разница отражается в учете у обеих сторон договора – как у покупателя (заказчика), так и у продавца (поставщика, исполнителя).
Под суммовой разницей у продавца (поставщика, исполнителя) понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте или условных денежных единицах, исчисленной по официальному курсу или иному курсу, согласованному сторонами на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.
Под суммовой разницей у покупателя (заказчика) понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте или условных единицах, исчисленной по официальному или иному согласованному сторонами курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.
Суммовые разницы могут быть положительными и отрицательными. Суммовые разницы, увеличивающие доход продавца и уменьшающие расход покупателя, являются положительными. Суммовые разницы, уменьшающие доход продавца и увеличивающие расход покупателя, являются отрицательными.
Начиная с 2000 г. с введением в действие ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» изменился порядок отражения суммовых разниц в бухгалтерском учете. Теперь суммовая разница корректирует (увеличивает или уменьшает) величину доходов у продавца или величину расходов у покупателя.
В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки при отражении суммовых разниц у продавца:
Дебет 62 Кредит 90.1 – отражена задолженность покупателя за отгруженную продукцию;
Дебет 90.3 Кредит 68 – начислен НДС (при учете в целях налогообложения по моменту отгрузки);
Дебет 51 Кредит 62 – получена оплата за отгруженную продукцию.
При возникновении положительной курсовой разницы:
Дебет 62 Кредит 90.1 – увеличена выручка от реализации на положительную суммовую разницу;
Дебет 90.3 Кредит 68 – отражен НДС с положительной суммовой разницы.
При возникновении отрицательной курсовой разницы:
Дебет 62 Кредит 90.1 – уменьшена выручка на отрицательную суммовую разницу;
Дебет 90.3 Кредит 68 сторно – уменьшена задолженность перед бюджетом по НДС (при учете в целях налогообложения по моменту отгрузки).
Суммовые разницы могут возникать не только у продавцов товаров, но и у покупателей. Когда оприходование товара предшествует его оплате и при этом курс доллара растет, покупатель оплачивает сумму большую, чем рублевая оценка товара, отраженная на счетах бухгалтерского учета, отсюда возникает отрицательная суммовая разница. Если курсы валют снижаются, у покупателя соответственно возникает положительная курсовая разница. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты, которая определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц.
В бухгалтерском учете это отражается проводками:
Дебет 10 (15,41) Кредит 60 – оприходованы МПЗ (материально-производственные запасы);
Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 51 – оплачены МПЗ.
При возникновении отрицательной суммовой разницы:
Дебет 10 (15,41) Кредит 60 – увеличена стоимость МПЗ на отрицательную суммовую разницу;
Дебет 19 Кредит 60 – отражен НДС с отрицательной суммовой разницы.
При возникновении положительной суммовой разницы:
Дебет 10 (15,41) Кредит 60 сторно – уменьшена стоимость МПЗ на положительную суммовую разницу;
Дебет 19 Кредит 60 сторно – отражен НДС с положительной суммовой разницы.
1.5 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не отраженных на счетах 60 – 70, предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета:
76.1 – Расчеты по имущественному и личному страхованию;
76.2 – Расчеты по претензиям;
76.3 – Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам;
76.4 – Расчеты по депонированным суммам и др.
На субсчете 76.1 отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.
Исчисленные суммы страховых платежей отражаются по кредиту счета 76 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) или других источников страховых платежей. Перечисление сумм страховых платежей страховым организациям отражается по дебету счета 76 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. В дебет 76 счета списываются потери по страховым случаям (уничтожение и порча производственных запасов) с кредита счетов учета производственных запасов, основных средств и др. по дебету счета 76 отражается сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации в корреспонденции со счетом 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховых организаций, в соответствии с договорами страхования, отражаются по дебету счетов учета денежных средств. Не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев, списываются с кредита счета 76 на счет 99 «Прибыли и убытки». Аналитический учет ведется по страховщикам и отдельным договорам страхования.
На субсчете 76.2 отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а так же по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договора и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) и в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров.
По дебету счета 76.2 отражаются расчеты по претензиям:
К поставщикам, подрядчикам и транспортным организациям, по выявленным при проверке их счетов (после акцепта последних), несоответствие цен и тарифов, обусловленных договорами, а так же при выявлении арифметических ошибок – в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или со счетами учета производственных запасов, товаров и соответствующих затрат, когда завышение цен либо арифметические ошибки, в предъявленных поставщиками и подрядчиками счетах, обнаружились после того, как записи по счетам учета ТМЦ (товарно-материальных ценностей) или затрат, были совершены (исходя из цен и подсчетов, отфактурованных поставщиками и подрядчиками).
К поставщикам материалов, товаров, как и к организациям, перерабатывающим материалы, за обнаруженные несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу – в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
К поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачи груза в пути сверх предусмотренных в договоре величин – в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
За брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом – в корреспонденции со счетами затрат на производство.
К кредитным организациям по суммам ошибочно списанным (перечисленным) по счетам организации – в корреспонденции со счетами учета денежных средств, кредитов.
По штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемых с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присужденных судом – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».
Счет 76 кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые взысканию не подлежат, относятся, как правило, на те счета, с которых были приняты на учет по дебету счета 76. Аналитический учет ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.
Субсчет 76.3 используется для расчетов по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы, отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 91. Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76.
Субсчет 76.4 предназначен для учета расчетов с работниками предприятия по депонированным суммам.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателя) суммы оплаты труда, дохода от участия организации, отражаются по кредиту счета 76. субсчет «Расчеты по депонированным суммам» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». продолжение
–PAGE_BREAK–
При истечении установленных сроков выдачи наличных денежных средств кассир должен:
проставить штамп или сделать отметку от руки «Депонировано» в платежной (расчетно-платежной) ведомости напротив фамилий лиц, которым не выплачены заработная плата, пособие по социальному страхованию или стипендии;
составить реестр депонированных сумм;
сделать в конце ведомости надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по ведомости и скрепить надпись своей подписью;
записать в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму.
Депонированные суммы оплаты труда на следующий день после истечения срока хранения сдаются на расчетный счет в кредитной организации, и на сданные суммы оформляется расходный кассовый ордер.
Невостребованные работниками депонированные суммы хранятся в течение трех лет (до истечения срока исковой давности) и выдаются в течение этого периода по первому требованию работника.
По истечении сроков исковой давности, невостребованные суммы депонированной оплаты труда списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы» на основании данных проведенной инвентаризации и приказа руководителя организации.
В этом случае должна делаться следующая запись:
Дебет 76.субсчет «Расчеты по депонированным суммам»
Кредит 91 – списаны депонированные суммы по истечению срока исковой давности.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно.
Таблица 3. Типовые бухгалтерские проводки по счету №76
№ п/п
Содержание операций
Корреспондирующие счета
Дебет
Кредит
1
Перечислены суммы страховых платежей по договору страхования имущества
76.1
51
2
Списаны потери ТМЦ по страховому случаю
76.1
10, 41
3
Списаны потери денежных средств по страховому случаю
76.1
51, 52
4
Начислено страховое возмещение, причитающееся по договору страхования работнику организации
76.1
73
5
Исчислены суммы страховых платежей, причитающиеся к уплате по договорам обязательного и добровольного страхования, включаемые в состав соответствующих расходов
76.1
08, 15, 20, 44 и др.
6
Исчислены суммы страховых платежей, причитающиеся к уплате по договорам обязательного и добровольного страхования, включаемые в состав прочих расходов
76.1
91
7
Получены суммы в возмещение ущерба при наступлении страхового случая
76.1
51, 52, 55
8
Списаны некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страхового случая
76.1
99
9
Списаны до оприходования ценностей на задолженность поставщика отклонения вследствие:
– недостачи ценностей сверх предусмотренных в договоре величин;
– несоответствие цен, тарифов и качества ценностей;
– арифметических ошибок.
76.2
60
10
Списаны после оприходования ценностей на задолженность поставщика отклонения вследствие:
– недостачи ценностей сверх предусмотренных в договоре величин;
– несоответствие цен, тарифов и качества ценностей;
– арифметических ошибок.
76.2
01, 07, 08, 10, 41 и др.
11
Списаны на задолженность сторонних лиц (поставщиков, подрядчиков) возникшие по их вине суммы брака и потерь
76.2
20, 23 и др.
12
Претензии по суммам, ошибочно списанным со счетов организации
76.2
51, 52 и др.
13
Претензии по штрафам, пеням, неустойкам, взысканных с контрагентов за несоблюдение договорных обязательств, признанные должниками или присужденные арбитражным судом
76.2
91
14
Сумма НДС в составе оплаченных санкций по претензиям
76.2
68
15
Поступили в кассу суммы по удовлетворенным претензиям
76.2
50
16
Поступили на расчетные и валютные счета суммы по удовлетворенным претензиям
76.2
51, 52
17
Поступили от поставщиков МЦ в погашение признанной претензии
76.2
15
18
Списаны суммы неудовлетворенных претензий в дебет счетов, с которых они были списаны на сч. 76 при оформлении претензий продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
11 300
2 034 –PAGE_BREAK–
НДС –PAGE_BREAK–
стоимость услуг
НДС –PAGE_BREAK–
проданные НМА
проданные объекты основных средств –PAGE_BREAK–
16 –PAGE_BREAK–
179 200
283 700
173 200
79 300
26 560 –PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
09
68
77
68
82
Начислен условный расход по налогу на прибыль (сумму определить) – (операции 71 и 78) *24%
Справочно: начислен текущий налог на прибыль (без бухгалтерской записи в целях составления налоговой декларации) (приложение 6)
228 448
197 136
99
Х
68
Х
83
Погашен отраженный ранее отложенный налоговый актив
4 288
68
09
84
Погашено отложенное налоговое обязательство, возникшее от полученных в прошлом отчетном периоде убытков при продаже основных средств, непризнанных полностью в налоговом учете
3 500
77
68
85
Перечислены с расчетного счета денежные средства в уменьшение задолженности:
бюджету по НДС (контрольная сумма текущих операций)
бюджету по налогу на доходы физических лиц
бюджету по налогу на прибыль (операция 82) с учетом переплаты за предыдущий период (сумму определить)
внебюджетным государственным фондам по единому социальному налогу
177 060
245 780
189 748
208 610
68
68
68
69
51
51
51
51
Итого: (сумму определить)
761 198