Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции

Содержание
Введение
1. Банковскаясистема в кредитно-денежной политике государства
1.1 Понятие иосновные направления кредитно-денежной политики государства
1.2Кредитно-денежная политика России
1.3Денежно-кредитное регулирование и банки
2. Банковскаясистема России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковскаясистема России и ее особенности
2.2 Роль банковв кредитных отношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Заключение
Глоссарий
Списокиспользованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Введение
Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономической системылюбой страны, занимает стратегическое положение в экономике, что определяетсяее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любойсбой в функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующихсубъектов. Современная банковская система России развивается под воздействиемкак позитивных внешнеэкономических факторов, так и внутреннихсоциально-экономических процессов, которые создают благоприятные условия дляразвития кредитования реального сектора экономики.
Реформирование платежной системы в России начато в 1992 году. Следуетоговориться, что приведение платежной системы в состояние, адекватное новымглобальным политико-экономическим реформам, — сложный многоплановый комплексправовых, методологических, организационно-технических работ. Настоящий этапразвития платежной системы характеризуется широким внедрением новых формрасчетов и использованием новых банковских технологий, отвечающих мировымстандартам и принципам. На смену платежным требованиям пришли поручения,электронные документы практически вытеснили, ранее использовавшиеся документына бумажных носителях. Внедряются и новые формы передачи информации,реализуется система электронных платежей.
Актуальность настоящей работы обусловливается стремительным развитиемрынка банковских услуг, что с учетом вышеизложенного ставит на первое местозадачу повышения финансовой устойчивости банков и развития спектрапредоставляемых ими услуг, для обеспечения эффективности банковскойдеятельности в целом. Активная работа банков в области расчетно-кассовогообслуживания является непременным условием успешной конкуренции этихучреждений, ведет к росту производства, увеличению занятости, повышениюплатежеспособности участников экономических отношений. При этом речь идет нетолько о совершенствовании техники обслуживания, но и о разработке и внедренииновых форм и способов расчетов, то есть о расширении функций банков.
Таким образом, цель работы – изучение функций банков в рыночной экономикеи анализ особенностей развития современной банковской системы России. Исходя изпоставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучение теоретических аспектов формирования и функционирования банковскойсистемы страны;
2. Раскрыть понятие и сущность функций банков (ЦБ и коммерческих);
3. Проанализировать особенности развития банковскойсистемы РФ на современном этапе.
При решении поставленных задач использовались монографический,статистико-экономический, абстрактно-логический, графический иэкономико-математический методы.
Теоретической основой работы стали труды ведущихотечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развитиярыночной экономики, денежно-кредитные аспекты экономической политикигосударства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли врыночной экономике. В ходе исследования использовались труды ученых-экономистовЛ.А. Дробозиной, Н.Н. Селезневой, Е.Б. Ширинского, А.Д. Шафронова.
Информационной базой при выполнении работы являлисьнормативные и законодательные акты РФ, материалы международной практики,монографии и статьи в научных журналах, научная литература по данной теме.

1 Банковская система в кредитно-денежнойполитике государства
1.1 Понятие и основные направлениякредитно-денежной политики государства
Однимиз инструментов косвенного воздействия государства на экономику являетсякредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитнаясистема тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе сличным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежныхресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста. Государственнаякредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основнаяфункция — создание таких условий, при которых кредитная система была быустойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста. Кредитно-денежнаяполитика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затемраспространилась и на другие страны. Сегодня ее активно используют все развитыестраны рыночной экономики [14].
Основныминаправлениями государственной кредитно-денежной политики во всех развитыхстранах являются изменение учетной ставки центрального банка; изменение нормобязательных резервов; операции на открытом рынке.
Изменениеучетной ставки центрального банка. Этамера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка.Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам,выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитнуюэкспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности полученияссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. Какправило, государство повышает процентную ставку в период бурного экономическогороста с целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита иограничение притока денег в кредитную систему именуется политикой «дорогихденег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставкипроцента по кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитнойсистемы используется как стимул к росту производства (политика «дешевыхденег»). В последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде,скандинавских странах наметилась тенденция к превращению процентной ставки вовспомогательный элемент — средство информирования экономических агентов(банков, фирм, населения) об общем направлении кредитно-денежной политикигосударства.
Изменениенормы обязательных резервов. Частныебанки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательныхрезервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем болеекраткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательныхрезервов. Установление нормы обязательных резервов основывается напериодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточныхразмерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, онипересматриваются один-два раза в год. Макроэкономический смысл регулированиянорм обязательных резервов состоит в урегулировании объемов банковскихкредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничиваетиспользование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов.Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств длярасширения кредитов.
Операциина открытом рынке. Операции на открытомрынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов, аследовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличныеденьги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковскихрезервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейскиевекселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являютсядобровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшимипартиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, таккак без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков(предоставление кредитов).
Кромеперечисленных основных направлений кредитно-денежной политики, государствоиспользует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них —установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита [14].
Предельнаямаржа означает, что центральный банкимеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса,который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами,центральный банк устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг.Например, Центральный банк США установил маржу в 50%. Это значит, что половинаоплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина можетбыть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции нафондовой бирже. Вместе с тем инвестору становится известно, сколько денег надовзять в кредит.
Ограничениепотребительского кредита — это введениеограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит.Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как частьантиинфляционной программы.
Вдействительности кредитно-денежная политика государства имеет и сильные, ислабые стороны.
Преимуществакредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной — гибкость и оперативностьпринятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода отполитического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от негозависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежнуюполитику более эффективной.
Недостатоккредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклическойасимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объемкредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создаетбанкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут неиспользоваться банками. Следовательно, предложение денег может и неувеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехойкредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.
Уязвимостькредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежныеучреждения не могут одновременно стабилизировать процентную ставку ипредложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее допервоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это можетпревратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращенияпадения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, чтоприведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же цельюкредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, топроцентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентнойставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики [14].
Следовательно,кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.
Использованиегосударством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием навнутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики отмирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленныхна регулирование внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятсявоздействовать на движение капитала и товаров между странами посредствомрегулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странахгосударство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями илиосуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему черезкредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей.Широкое распространение получают государственный кредит (часто льготный) игарантии государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитованиемелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготныхкредитов.
Таким образом, банковская система являетсяважнейшей и постоянной составляющей в кредитно-денежной политике государства.По своему значению банковская система заслуживает внимательного изучения иумелого использования в условиях России.
1.2 Кредитно-денежная политика России
Кредитно-денежнаяполитика российского государства в целом носит антиинфляционный характер, а ееглавным инструментом является снижение эмиссии денег. Такой подходавтоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферыобращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится ксхеме: эмиссия денег—увеличение предложения денег на рынке обращениякапитала—рост спроса на иностранную валюту—снижение обменного курсарубля—повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабитьзависимость «эмиссия денег—повышение цен» (введение «валютного коридора»,эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы доуровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращениикапитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной массы [9].
Наращиваниеобъема государственных краткосрочных обязательств истощило возможностиденежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статейрасходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга сталодефицитообразующим фактором. В конечном счете эта политика способствуетконцентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымываниюиз производственной сферы. Из этого следует, что государственная политикадолжна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферыэкономики. Таким образом, становление кредитно-денежной политики государства,стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач.Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех еечастей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести квосстановлению необходимой для эффективного функционирования экономикиинтеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, междуреальным и спекулятивным секторами экономики.
Развитиеединой кредитно-денежной политики создаст условия для эффективногоиспользования кредитных инструментов: изменение учетной ставки Центрального банкаРФ, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Сегодняэти рычаги полностью не отвечают требованиям рыночной экономики. В стадииформирования находится кредитная политика ЦБ РФ, направленная на обеспечениестабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансированиякоммерческих банков. Он включает, во-первых, предоставление коммерческим банкамцентрализованных кредитов в форме покупки у них векселей (переучетный кредит)по устанавливаемой самим ЦБ РФ учетной ставке. Во-вторых, предоставлениекоммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги(ломбардный кредит с установлением ломбардной ставки). Установление ставкиучетного процента и ломбардной ставки представляет основу процентной политики ЦБРФ [13].
Основныеформы рефинансирования коммерческих банков вводятся постепенно. На первом этапепроцесс рефинансирования ограничивался в основном предоставлениемцентрализованных кредитов. С 1994 г. Центральный банк РФ приступил к проведениюежемесячных аукционов. В 1996 г. было принято «Положение о порядкепредоставления Банком России ломбардного кредита банкам» и утвержден списокгосударственных ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения ломбардныхкредитов. В ломбардный список ценных бумаг включены государственныекраткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа спеременным купонным доходом (ОФЗ). Ломбардный кредит предоставляется банкам впределах общего объема выдаваемых Банком России кредитов [13].
Чтокасается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этихинструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценныхбумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратилароссийский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственнойполитики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает кповышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций,а также инвестиции в производственный сектор экономики.
Насовременном этапе ЦБ России продолжает проводить политику управляемого плаваниявалютного курса, так как в отсутствие законодательно оформленного и эффективнофункционирующего стабилизационного фонда Правительства РФ переход наиспользование режима плавающего обменного курса может привести к егопереоценке, что чревато большим ущербом для национальной промышленности. Крометого, в условиях относительно высоких цен на нефть переход на плавающий обменныйкурс может вызвать резкое изменение относительной привлекательности активов,номинированных в российской и иностранной валюте. С созданием стабилизационногофонда Банк России последовательно сокращать свое участие на валютном рынке,способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимостирубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежногопредложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России,способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономическогороста в перерабатывающих отраслях промышленности [15].
Государственноерегулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы — учетнуюставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов — имеет своюспецифику.
Ставкарефинансирования, применяемая в России,никогда не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального иденежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулированиякредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использованиябанков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адреснойоснове отдельным отраслям, регионам, предприятиям. С февраля 2004 г. на смену практике рефинансирования банков под переучет векселей пришел проект порефинансированию коммерческих банков под залог кредитных требований и векселейпредприятий группы «промышленность», «связь» и «транспорт». Реализация проектаначалась в Санкт-Петербурге, и в случае удачи схема будет распространена повсей стране. Однако кроме векселя предприятия банк — участник проекта должендополнительно предоставить гарантию по кредиту еще от одной кредитнойорганизации, что значительно усложняет участие банков в проекте. Трудности вреализации этого начинания связаны и с тем, что Банк России на сегодня нерасполагает комплексной базой данных о предприятиях. Отсутствует такжеадекватная правовая база и система институтов, с помощью которых данный проектможет быть реализован, т.е. будет способствовать стимулирующему воздействию наперевод кредитных ресурсов в реальный сектор экономики [15].
Сиюня 2003 г. ставка рефинансирования составляет 16%. Фактически она существуетноминально, поскольку Банк России практически прекратил выдачу кредитов но ставкерефинансирования, а потенциальные заемщики почти не подают заявок на ихполучение, так как ее уровень существенно превышает процентные ставки поденежным активам, получаемым по другим каналам финансового рынка. В результатепредприятия лишаются возможности полностью списывать стоимость заимствований насебестоимость продукции и вынуждены платить дополнительные налоги.Использование ставки рефинансирования носит также фискальный характер,поскольку пени за налоговые правонарушения составляют 1/300 действующей ставкирефинансирования.
Следовательно,в настоящее время ставка рефинансирования является лишь формальным индикаторомпроцентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показательпостольку, поскольку его задает Центробанк. Реальные операции кредитованиякоммерческих банков Банком России со ставкой рефинансирования не связаны. Дляпридания ставке рефинансирования статуса реального макроэкономическогопоказателя необходимо ее снижение до уровня, не превышающего нормальнуюдоходность в экономике. Другой инструмент регулирования государствомденежно-кредитной сферы — норма обязательных резервов. Требования к уровнюобязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющимиспользовать этот инструмент для оперативного управления. В результате банкисобирают ресурсы, платят за них, а Банк России забирает эти ресурсы бесплатновместо создания условий для их эффективного использования как коммерческимибанками, так и государством. В отдельные годы обязательные резервные требованияустанавливались на уровне 20% (в развитых странах максимальная их ставкасоставляет 7-15%).
Методизменения уровня обязательных банковских резервов по существу носитадминистративно-налоговый характер и увеличивает издержки банков. Он приводит кзначительному увеличению средств, отвлекаемых от использования в активныхоперациях банка. Резервная система является дорогостоящей, так как значительнаячасть ссудного капитала изымается из банковского, а в конечном счете — изпроизводственного сектора. К тому же резервирование привлеченных средстввызывает их удорожание, а создание резервов является инфляционным фактором вэкономике. Налоговый характер отчисления в фонды обязательных резервов вызываету банков стремление их минимизировать различными путями, в том числе:увеличением в составе привлеченных средств межбанковских кредитов; привлечениемдепозитных вкладов на срок не более месяца (чтобы до даты образования резерваон был востребован); увеличением в составе привлеченных средств срочныхдепозитов. Кроме того, наличие определенного уровня резервов вовсе негарантирует защиту коммерческих банков от финансовых потрясений, подобныхкризису 1998 г. [8].
Внастоящее время основной акцент в формировании обязательных резервов коммерческихбанков делается на минимальные резервные требования, определяющие пропорциюбанковских резервов двух видов — обязательные и добровольные (избыточные). Еслиобъемы обязательных резервов ставятся в прямую зависимость от суммыпривлекаемых финансовых; средств банков и параметров минимальных резервов,устанавливаемых ЦБ РФ, то добровольные резервы определяются самими банками взависимости от масштаба их деятельности. Действенность резервных требований вомногом зависит от соотношения обязательных и добровольных резервов. Для ЦБ РФсуществует только один вариант влияния на объемы банковских резервов — спомощью процентной ставки.
Дифференцированныйподход к формированию резервных требований позволит наращивать банковскуюинвестиционную активность. Для банков, у которых значительна доляинвестиционных кредитов реальному сектору экономики (сроком более года), нормыобязательных резервов существенно снижаются. Установление низких нормобязательных резервов для мелких банков повысит их устойчивость и конкурентоспособностьбанковской системы в целом [8].
Операциина открытом рынке осуществлялисьЦентральным банком РФ в основном для финансирования дефицита государственногобюджета, поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность. Ониносили краткосрочный характер, а из-за присутствия на финансовых рынкахспекулятивного капитала не могли быть размещены на длительный период.Следовательно, реальный сектор экономики игнорировался.
Впослекризисный период (с 1999 г.) Банк России получил право выпуска облигацийот собственного имени (до этого законодательство допускало выпуск облигацийтолько корпорациями и государством). В результате Банк России выступает и какэмитент, и как орган, регулирующий денежную массу с помощью операций с теми жеоблигациями. Пределы выпуска облигаций поставлены в зависимость от разницымежду максимальным уровнем обязательных резервов и действующими нормамиобязательных резервов, причем полномочия Совета директоров Банка России поизменению норм обязательных резервов не ограничены. Тем самым Совет директоровпо своему усмотрению может менять лимит выпуска облигаций, который в своюочередь способен оказать негативное влияние на кредитный рынок — отвлечь частькредитных ресурсов от кредитования реального сектора и способствовать роступроцентов по ссудам.
Чтокасается обеспечения и источников погашения облигаций ЦБ РФ, то взаконодательных актах данные положения не регламентируются. Если обеспечениемоблигаций будет служить исключительное право эмиссии Банка России, его денежнаяполитика замкнется на его внутренних интересах и ситуация с ГКО повторится,только уже с облигациями самого Банка России. Зарубежный и отечественный опытпоказывает, что операции на открытом рынке не осуществимы при отсутствии укоммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценныхбумаг, а отсутствие в портфеле ликвидных ценных бумаг делает недоступным дляБанка России использование этого инструмента, так как рынок ГКО на сегодняшнийдень развит слабо и характеризуется невысокой доходностью и низким объемомсделок [8].

1.3 Денежно-кредитное регулирование и банки
В общем виде целью государственного регулирования экономики являетсядостижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной странытемпах экономического роста. Если целью развития национальной экономикиявляется обеспечение достаточного экономического роста, то такова истратегическая цель денежно-кредитного регулирования. Эта цель достигается спомощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики.
Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитногорегулирования. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитногорегулирования может быть антиинфляционная политика и стабилизация валютногокурса. Но стратегической целью денежно-кредитного регулирования являетсярегулирование денежного обращения.
Объектами денежно-кредитного регулирования является спрос и предложениена денежном рынке, а его субъектами выступают центральный банк (в соответствиис присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства) икоммерческие банки.
Денежный оборот регулируется центральными банками в процессеосуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или вкредитной рестрикции (ограничения денежного предложения по каналукредитования).
Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческихбанков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег вобороте. Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностейкоммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономикиденежными средствами.
Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществленияденежно-кредитного регулирования имеет и стабильность банковской системы.Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсыденежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулированиецентральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать такжекак одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороныцентрального банка.
Методы денежно-кредитного регулирования – это совокупность способов,инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объектыдля достижения поставленной цели. Можно выделить прямые и косвенные методы. Прямыеметоды носят характер административных мер в форме различных директивцентрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены нафинансовом рынке. Напротив, косвенные методы регулирования денежно-кредитнойсферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощирыночных механизмов.
Главная цель кредитно-денежной политики состоит в обеспечениинеобходимыми денежными средствами экономики страны для стабилизациипроизводства, занятости и уровня цен. Эта цель достигается в результатеизменения объёма денежного предложения с учётом циклического развитияэкономики. При этом в период спада, когда в экономике имеет место денежныйголод, кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения,а во время подъёма, когда существует избыток денег, наоборот, на егоограничение. С этой целью применяются следующие инструменты кредитно-денежнойполитики:
1) операции на открытом рынке или рынке государственных облигаций;
2) регулирование резервной нормы;
3) регулирование размера учётной ставки.
Акт покупки представляет собой покупку Центральным банком государственныхоблигаций у коммерческих банков и населения. В результате резервы коммерческихбанков увеличиваются, потому что все операции осуществляются через коммерческиебанки независимо от того, покупаются облигации у коммерческого банка или простоу населения. Наоборот, акт продажи вызывает сокращение резервов коммерческихбанков.
Изменение резервной нормы двояко влияет на способность банковской системык созданию денег: изменяет размер избыточных резервов и размер денежногомультипликатора. Так, например, в случае увеличения резервной нормы 1)избыточные резервы и 2) мультипликатор уменьшаются, а понижение резервной нормыувеличивает избыточные резервы и мультипликатор, увеличивая тем самымвозможность банков создавать новые деньги путём кредитования.
Следовательно, здесь речь идёт об увеличении избыточных резервов банковразмеров кредита и прибыли. Учётная ставка – это процент, под который Центральныйбанк предоставляет ссуды коммерческим банкам. При этом снижение учётной ставкиведёт к росту заимствования коммерческими банками дополнительных резервов уЦентрального банка, что ведёт к увеличению денежного предложения. И наоборот,рост учётной ставки снижает интерес коммерческих банков к новым кредитам, чтоспособствует ограничению денежного предложения.
Отсюда политика «дешёвых» денег – это набор мер, который делает кредитдешёвым и увеличивает денежное предложение с тем, чтобы увеличить совокупные расходыи занятость. Набор этих мер следующий:
1) покупка Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;
2) снижение резервной нормы;
3) снижение учётной ставки.
Политика «дорогих» денег – это набор мер, который ограничиваетпредложение денег с тем, чтобы понизить совокупные расходы и сдерживатьинфляционное давление. К таким мерам можно отнести следующие:
1) продажа ценных бумаг на открытом рынке;
2) увеличение резервной нормы;
3) повышение учётной ставки.
Проблема денежно-кредитной политики тесно переплетается с проблемамиинфляции. Борьба с инфляцией иногда становится основной целью денежно-кредитнойполитики.
Как показывает зарубежный опыт, успешные варианты борьбы с высокойинфляцией присущи той государственной политике, которая использует в сочетаниимеры двух программ финансовой стабилизации.
Первая программа – ортодоксальная – опирается на рекомендации монетарнойтеории. Она исходит из того, что решающей, и даже единственной, причинойвысокой инфляции служат денежные факторы. Поэтому рекомендуемые ею мерынаправлены на всемерное ограничение платёжеспособного спроса и денежной массына базе всемерного развёртывания рыночных регуляторов и максимальногосокращения хозяйственной деятельности государства.
Вторая программа – гетеродоксная – опирается на рекомендации немонетарныхтеорий (кейнсианских, «экономики предложения», «структурной инфляции» и др.).Она исходит из того, что инфляция порождается не только денежными факторами, нои мощными факторами со стороны предложения товаров и рыночных условий их реализации.Поэтому рекомендуемые ею меры связаны с серьёзным вмешательством государства вэкономическую деятельность с целью минимизации инфляционного воздействияуказанных факторов.
Антиинфляционная политика в России проводилась и проводится преимущественноортодоксально-монетарными методами в рамках общего процесса перехода к рыночнойэкономике. В результате постепенное снижение инфляции в течение ряда лет(вплоть до дефолта 1998 г.) достигалось в основном за счёт огромного сокращенияпроизводства; умеренный экономический рост, возникший с 1999 по 2008 гг.,опирался преимущественно на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру исохранял поэтому крайнюю непрочность [17].
Таким образом в распоряжении Центрального банка Российской Федерации (ЦБРФ) есть ряд инструментов, влияющих на макроэкономические показатели. Преждевсего официальная учётная ставка – это проценты по ссудам, используемым ЦБ прикредитовании коммерческих банков. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежнуюполитику или её ужесточить, он снижает или повышает учётную (процентную)ставку.
Операции на открытом рынке – имеется в виду купля-продажа Центральнымбанком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и другихобязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерствафинансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживаниюгосударственного долга.
Рефинансирование банков – предоставление ЦБ РФ кредита коммерческимбанкам. Рефинансирование осуществляется путём кредитных аукционов,предоставления ломбардного и переучётного кредита.
Кредитные аукционы – ЦБ представляет коммерческим банкам кредиты впорядке централизованного распределения. Ломбардные кредиты – это ссуда подзалог движимого имущества (в отличие от ипотеки).
Надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, как предмет залога – ссудывыдаются в пределах определённой части их курсовой стоимости, ибо возможнопадение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могутприниматься векселя.
Переучётный кредит – это способ рефинансирования, базирующийся наиспользовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных странкак инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю втоварной форме.
Наличное денежное обращение (агрегат />)– представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию,организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ. Вместе стем надо иметь ввиду, что в развитых капиталистических странах доля наличныхденег в общей денежной массе находится на уровне 5–10%. В России удельный весналичных денег в их общей сумме очень высок.
Анализ основных направлений кредитно-денежной политики ЦБ РФ показывает,что целевые установки, которые должны быть направлены на экономический подъёмреального сектора экономики, по сути, были заменены задачей ускоренногоперевода на рыночные рельсы, при этом на первое место вышли инструментымонетарной денежной политики. Денежная политика оказалась подчинена единой цели– ограничению денежной эмиссии, а на этой основе и совокупногоплатёжеспособного спроса. В результате темпы инфляции снижаются, не столько подвоздействием ограниченной эмиссии, сколько в силу снижения платёжеспособногоспроса и ёмкости внутреннего рынка.

2. Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковская система России и ее особенности
Исторически предшественники современных банков появились в то время,когда основной формой денег были золотые и серебряные монеты, что делало«бизнес» небезопасным.
Для безопасности и удобства деловых операций средневековые «бизнесмены»стали приносить свои монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Распискиювелиров охотно принимались в уплату за товары и стали самой ранней формойбумажных денег, а сами ювелиры постепенно становились средневековыми банкирами.Первоначально их расписки полностью обменивались на золото, то естьпредставляли определённое количество золото в резервах (обладали 100%-нойликвидностью). Со временем, однако, ювелиры стали замечать, что количестводенег, которые люди вкладывали в их лавку (банк), превышало суммы, которые ониизымали. Это навело на мысль о предоставлении части золота своих вкладчиков другимлицам за определённую плату (под определённые проценты). Во многих случаяхзаёмщики наряду с реальным металлом также соглашались принимать бумажныерасписки.
Это послужило началом создания так называемой банковской системы счастичными денежными резервами. В банковской системе частичных денежныхрезервов банки удерживают процент, или часть денег, которые депонируют ихвкладчики, а остальные отдают в кредит. Так как расписки ювелиров были формойбумажных денег, производимые займы влияли на рост денег в обращении.Аналогичная ситуация складывается и сегодня.
Банковская системам России состоит из двух уровней. Первый уровень –Центральный банк РФ и его филиалы. Второй уровень – коммерческие банки,страховые и пенсионные фонды и другие финансовые организации.
Центральный банк РФ осуществляет следующие операции:
1) эмиссию денег;
2) хранение золотовалютных резервов страны (на 1.05.2006 г. они составляли225 млрд. долларов);
3) выпуск и погашение ценных бумаг;
4) хранение резервов других банков и кредитных учреждений (примерно 5-7% отразмера вкладов);
5) кредитование коммерческих банков;
6) проведение расчётных и переводных операций;
7) контроль за деятельностью других банков и за денежным обращением;
8) изменение учётной ставки
В то же время коммерческие банки осуществляют:
1) кредитно-расчётное обслуживание;
2) приём вкладов;
3) посредничество в платежах;
4) куплю и продажу ценных бумаг;
5) размещение государственных займов;
6) управление по доверенности имуществом клиента;
7) консультации по финансово-кредитным вопросам.
Банки – это учреждения, организующие кредитные операции. Они осуществляютпассивные и активные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизуетденежные ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.
У банков есть собственный капитал (капитал акционеров, резервный капитал,а также нераспределенная прибыль). Но основная часть ресурсов банканакапливается в результате приёма вкладов (депозитов).
Проводя свои операции, банки получают операционные доходы, образующие ихваловую прибыль. Она включает:
1) доходы от учётно-ссудных операций;
2) проценты и дивиденды от вложения в ценные бумаги;
3) комиссионные доходы по расчётным, переводным и другим операциям;
4) доходы от внешних операций (валютных сделок, зарубежных кредитов).
После вычета из валовой прибыли расходов по осуществлению операций,выплаты зарплаты сотрудникам банка, процента вкладчикам образуется чистаяприбыль банка. Из этой прибыли выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляютсясредства в резервный капитал. Отношение чистой прибыли к собственному капиталубанка представляет норму банковской прибыли.
Банковская система России весьма специфична. Её специфика в целомобуславливается переходным характером самой российской экономики. Кроме того,Россия наследовала чрезвычайно отсталую банковскую систему, главной чертойкоторой была высочайшая степень её монополизации. По существу действовал толькоодин банк – государственный. Он имел специализированные ответвления –отраслевые банки: Сбербанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк,Внешторгбанк. Все они имели на местах свои филиалы. Ни одногонегосударственного банка в СССР, а затем в России, не было. Другаяспецифическая особенность наследованной банковской системы заключается в том,что Госбанк всегда кому-нибудь да подчинялся, или Минфину, или ВерховномуСовету, или премьер-министру.
Иначе говоря, российская банковская система никогда не была независимой,а именно эта черта – независимость – и есть главное условие выполнения банкомсвоих функций, из которых стратегическими являются сохранение и защитаустойчивости денежного обращения и крепости национальной валюты.
В настоящее время в России формируется и развивается типичная длярыночной экономики двухуровневая банковская система: Центробанк — коммерческиебанки. Однако, Центробанк всё ещё подотчётен премьер-министру, хотя и считаетсянезависимым. В то же время в стране насчитывается 1296 кредитных организаций,из которых 1136 имеют право на осуществление банковских операций (Приложение А)
Как показывают данные таблицы, за анализируемый период число кредитныхорганизаций в России сократилось на 38,9%, в том числе имеющих право наосуществление банковских операций – на 13,3% (за счет объединения, а также засчет банкротства банков).
В то же время число кредитных организаций с иностранным участием,наоборот, возросло в 1,5 раза.
Кроме того функционирует филиальная сеть российских кредитныхорганизаций, которая ныне характеризуется следующими данными:
— всего филиалов – 3243;
— из них филиалов Сбербанка – 923;
— филиалов банков со 100% участием иностранного капитала – 79.
Важной особенностью современной банковской системы является ростконцентрации капитала в этой сфере (Приложение Б).
За анализируемый период, число мелких кредитных организаций сократилось,а крупных, наоборот, резко возросло. Если в 2001 г. удельный вес кредитных организаций с величиной уставного капитала до 60 млн. руб. составило78%, то в 2008 г. их удельный вес упал до 33,4%. В то же время удельный веснаиболее крупных кредитных организаций (с величиной уставного капитала свыше 60млн. руб. ), наоборот, возрос с 22 до 66,6%.
С ростом концентрации капитала увеличиваются объемы кредитования, в томчисле и юридическим лицам (Приложение В)
За анализируемый период объемы кредитных средств, выданных банками Россиивыросли в 14,6 раза, в том числе предприятиям и организациям – в 12,5 раза. Приэтом резко возросла задолженность по кредитам физических и юридических лиц.Если в 2001 г. удельный вес объема задолженности к общей сумме выданныхкредитов составил 3,6%, то в 2008 г. этот показатель увеличился до 18,4%. В 2008 г. общая задолженность по кредитам составила 2,5 трлн. руб. и по сравнению с 2001 г. она возросла в 75 раз.
Следующей особенностью российских банков является их универсальность. Этообъясняется их неразвитостью и несовершенством, самой банковской системы. Банкипрактически занимаются только кредитными операциями, наиболее общим и архаичнымдля всех банков во всех странах делом. Чтобы стать специализированным банком,необходимо подняться на новый качественный уровень работы: знание отрасли, ееместо в системе народного хозяйства, технологического и организационного уровняпроизводства в ней. Безусловно, за специализированными банками – будущее.
Процентные ставки – наиболее высокие среди стран с рыночной экономикой.Учетная ставка сегодня равна 10,5%.
Коммерческие банки, кредитуя предприятия, практически удваивают этиставки. Для этого были и остаются причины: налогообложение коммерческих банков,неотработанность банковского законодательства, масса ошибок в кредитовании,невозвраты, бремя которых перекладывается на клиентов. Это, по существу,запретительный уровень ставок. Сегодня кредит остается еще малодоступным, аследовательно, такие ставки тормозят развитие инвестиционной и инновационнойдеятельности. Кроме того, в нашей стране слишком высока доля краткосрочныхкредитов – до 95%. Однако эти особенности вытекают из инфляционных процессов вРоссии и носят временный характер.
Следующей особенностью российской банковской системы являетсядифференциация процентных ставок государственными коммерческим предприятиям.Она вытекает не из какой-то дискриминации коммерческих структур, а из целевогохарактера кредитов. Государственные предприятия берут кредит на приобретениеоборотных средств, в то время как коммерческие структуры – под посредническиеоперации.
К сожалению, банковская система России слабо использует лизинговыеоперации. Число сделок по лизингу совершенно недостаточное – менее 0,1% всехбанковских операций, хотя такие операции имеют важное значение для развитияреального сектора экономики.
Поскольку россияне пока не доверяют коммерческим банкам, и на то естьсерьезные основания, низкая доля вкладов населения в заемных средствах этихбанков – следующая особенность нашей банковской системы. Они не превышают 10%их общих сбережений. Девяносто же процентов своих денежных средств физическиелица несут в Сбербанк, которому оказывают особое доверие, хотя процент повкладам здесь ниже, чем в коммерческих банках. Секрет прост – Сбербанк являетсягосударственным банком, следовательно, обанкротиться он не может, к тому же ондал обязательства страховать вклады населения от инфляции. Кроме того, Сбербанк– единственный среди всех банков, кто кредитует само население, отсюда ивысокое ему доверие.
Самой неприятной особенностью российской банковской системы являетсянепрофессионализм ее кадров. За спиной громадного большинства банкиров илидомашнее образование, или двух-, трехмесячные курсы по банковскому делу.Кое-кто успел пройти шестимесячные и годовые курсы банковского дела за рубежом.Однако дело это не спасает. Например, среди президентов банков встречаются людис техническим, историческим, партийным и тому подобным образованием.
Непрофессионализм кадров банковской системы особенно ярко проявляется впротиворечии между удивительной, часто потрясающей изобретательностью собратьденьги у физических и юридических лиц – (пассивные операции) и, иногданеспособностью распорядиться этими деньгами (активные операции).
Таким образом, уязвимость российских банков тесно связана с недостаточнымразвитием экономики России, что предопределяет соответственно слабостьбанковского сектора. Среди основных его недостатков можно выделить следующие:
1) слабая связь с реальным сектором экономики;
2) недостаточный профессионализм руководителей некоторых банков;
3) большой объем спекулятивных операций;
4) значительный удельный вес (15-20%) проблемных кредитов;
5)незначительный удельный вес банковских операций по лизингу [1].
2.2 Роль банков в кредитныхотношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Банк – это финансово-кредитный институт, учреждение,производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами иоказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, организациям,гражданам и другим банкам. Банки выпускают, аккумулируют, хранят, предоставляютв кредит, размещают, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги,контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг,оказывают услуги по платежам и денежным расчетам; осуществляют посреднические итрастовые операции. Банки, осуществляя свою деятельность в сфере обращения, участвуютв воспроизводственном процессе путем создания условий для доведенияизготовленных в материальном производстве благ до конечного потребления ибудучи институтом обмена, испытывают на себе влияние всех фаз воспроизводства,тесно взаимодействующих друг с другом, и в свою очередь, активно влияют напроизводство и на распределение ВВП. Это предполагает решение множестваразнообразных задач, без чего полноценное функционирование экономики может бытьзатруднено.
Постижение сущности коммерческого банка, а так жеизучение особенностей организации отдельных видов операций невозможно безпонимания специфики его деятельности. Исследование трудов отечественных изарубежных ученых показало, что единого мнения по данному вопросу средиэкономистов не существует.
Теоретическая сущность банков в литературе обычнопроизводится через раскрытие их функций. Среди функций, в процессе эволюции,были выделены:
— кредитная функция;
— сберегательная функция;
— функции платежей и расчетов;
— функция управления потоками наличности (инкассацияплатежей, выплаты по операциям фирм, инвестирования избытка наличности вкраткосрочные ценные бумаги и кредиты);
— функция банковского инвестора;
— функция инвестиционного планирования;
— трастовая функция;
— функция страхования;
— брокерская функция;
— лизинг и факторинг.
Банк имеет единственную в своем родепредметно-производственную специализацию. Отличительной особенностьюспециализации коммерческих банков является совмещение приема вкладов довостребования, осуществления платежей и расчетов, выдачи кредитов [18].
В отличие от других финансово-кредитных учреждений вдеятельности банков всегда присутствуют два вида операций: открытие и ведениесчетов до востребования и размещение средств от своего имени и за свой счет.Таким образом, создание банка всегда сопровождается организацией этих двухнаправлений работы. Ликвидация одного из этих направлений означает ликвидациюбанка. В данной работе рассматривается одно направление банковской деятельности– размещение денежных средств путем кредитования юридических лиц.
Банком называется кредитноеучреждение, которое имеет исключительное право осуществлять следующие операции:привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещениеуказанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности,платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических июридических лиц. Система банков — это совокупность взаимосвязанных между собойучреждений — Центрального и коммерческого банков, а также специализированных банков.Из приведенного выше определения банков следует, что они выполняют две основныеоперации. Первая – пассивная – банки принимают у себя временно свободныеденежные средства от населения, предприятий и государства. При этом вкладчикамвыплачивают процент, т.е. платят за право использовать их средства в каком-либоделе, приносящем прибыль. Вторая операция банков называется активной — банкивыдают денежные средства во временное пользование тем, кто в них нуждается вданный период, за плату, называемую процентом. Разница между полученнымпроцентом и выплаченным вкладчикам процентом составляет прибыль банка.Источниками денежных средств, которыми располагают банки, являются: вкладыфизических и юридических лиц; банковская прибыль; средства, выделенные государствомили собранные учреждениями банка для организации его работы [1].
В настоящее время практически вовсех странах существует двухуровневая банковская система. Первый уровень этойсистемы составляет Центральный банк, второй — различные коммерческие банки ифонды. ЦБ, как правило, является государственным и служит важнейшим орудиеммакроэкономического регулирования экономики. Он — монополист по выпуску — эмиссии кредитных денег в форме банкнот, аккумулирует и хранит кассовые резервыдругих кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы, осуществляеткредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции дляправительства, контролирует деятельность других кредитных учреждений [5].
Центральный банк РФ (Банк России)является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует наосновании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 10.01.03), в соответствии с которымуставный капитал (в размере 3 млн руб.) и иное его имущество являютсяфедеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению,пользованию и распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютныерезервы. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальнойструктурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевыеучреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числеподразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности БанкаРоссии. По состоянию на 01.01.2004 г. в систему ЦБ входили 78 территориальныхучреждений, 5 отделений Московского городского территориального управления,1169 РКЦ, центральное и сеть межрегиональных хранилищ, 5 организацийпрограммно-технического комплекса, ряд организаций, обеспечивающихфункционирование Банка России. ЦБ обладает экономической и политическойнезависимостью от исполнительных органов государственной власти. Егоэкономическая независимость проявляется в организационном и финансовомаспектах. Как организация, созданная для осуществления управленческих функций,Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)»: защита и обеспечениеустойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечениеэффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Реализация функций и полномочий,предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в органмонетарной власти, орган банковского регулирования и надзора, расчетный центрбанковской системы. Как орган монетарной власти Банк России осуществляетследующие функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает ипроводит единую государственную денежно-кредитную политику; осуществляетэффективное управление золотовалютными резервами; устанавливает и публикуетофициальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; принимает участие вразработке прогноза платежного баланса и организует составление платежногобаланса РФ; осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики РФ вцелом и по регионам прежде всего денежно-кредитных и валютно-финансовыхотношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные,реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.
Как орган регулирования и надзора задеятельностью кредитных организаций ЦБ выполняет следующие функции: принимаетрешение о государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитныморганизациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает ихдействие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитныхорганизаций и банковских групп; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитнымиорганизациями в соответствии с федеральными законами; является кредиторомпоследней инстанции для кредитных организаций, организует системурефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций,бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. Кроме того, ЦБ какнадзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржамидеятельности по организации проведения операций по покупке и продаже валюты,осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение данныхопераций [7].
Как расчетный центр банковскойсистемы ЦБ играет основную роль в организации и функционировании платежнойсистемы страны, выполняя следующие функции: устанавливает правила осуществлениярасчетов в РФ; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организуетналичное денежное обращение; определяет порядок осуществления расчетов смеждународными организациями, а также с юридическими и физическими лицами. Как банкирПравительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всехуровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручениюуполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетныхфондов.
Для выполнения возложенных на негофункций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческойдеятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесеннымк его компетенции федеральными законами [5].
Коммерческие банки — учрежденияуниверсального характера, производящие кредитные, фондовые, посредническиеоперации, проводят расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всегохозяйства страны. Эти банки, с одной стороны, самостоятельно осуществляютперечисленные операции, а с другой стороны, зависят от Центрального банка,который предоставляет им кредиты и хранит резервный фонд коммерческих банков.Особой разновидностью специализированных коммерческих учреждений являютсякредитующие отдельные сферы и отрасли хозяйства. Инвестиционные банки проводятоперации по выпуску и размещению ценных бумаг; их капитал формируется за счеткредита коммерческих банков и за счет продажи собственных акций. Сберегательныебанки аккумулируют сбережения населения и вкладывают в основном вфинансирование коммерческого и жилищного строительства. Инновационные банкифинансируют и кредитуют НИОКР и внедрение их результатов в практику. Ипотечныебанки выдают долгосрочный кредит под залог недвижимости.
К числу специализированных банковотносятся также те, которые обслуживают нужды внешней торговли, сельскогохозяйства, потребительского кредита и др. По характеру своей деятельности кспециализированным кредитно-финансовым учреждениям относятся различные фонды икомпании. Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена междуиндивидуальным капиталом и предприятиями, функционирующими в нефинансовойсфере. От сберегательных учреждений они отличаются тем, что их сбереженияизменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Если повышается курсакций, которые приобрела компания, то повышается курс и ее собственных акций.Следовательно, инвестиционные компании имеют дело с ценными бумагами различныхпредприятий. Страховые компании осуществляют страхование жизни, имущества иответственности; являются важным каналом аккумуляции денежных сбереженийнаселения и долгосрочного финансирования крупных предприятий промышленности,транспорта и торговли. Таким образом, они приращивают свой капитал за счетполучаемой от вложений прибыли. Пенсионные фонды также активно создаютстраховой фонд экономики, средства которого вкладываются в акции и облигациичастных компаний, в ценные бумаги государства, тем самым способствуютрасширению производства и получают прибыль [7].
Кроме непосредственно ссудных банкивыполняют и особые операции — оказывают разнообразные услуги: совершаютоперации с валютой, управляют имуществом клиентов по их доверенности, размещаюти хранят ценные бумаги их владельцев. Они приобретают имущество для сдачи его варенду пользователям, — это называется лизингом. Предприятия могут передаватьбанкам уплату своего долга, осуществления за них соответствующих расчетов(факторинг).

Заключение
Современная банковская системаРоссии включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы ипредставительства иностранных банков. Принцип двухуровневой структуры реализуетсяпутем четкого законодательного разделения функций ЦБ и всех остальных банков.ЦБ РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функцииденежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системойплатежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции,необходимые для выполнения данных функций, только с кредитными организациями, атакже с Правительством РФ, органами государственной власти, государственнымивнебюджетными фондами. ЦБ не имеет права осуществлять банковские операции с не являющимисякредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих ислужащих ЦБ). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлятькредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать вконкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки и другиекредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Ониосуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но непринимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, аориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежноймассы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своегофункционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования ЦБ РФ поуровню капитала, созданию резервов и др. Для административно-командной системыбыла характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (ГосбанкСССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т.е. выполнялфункции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народногохозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитовпредприятиям различных отраслей.
В Стратегии развития банковскогосектора, утвержденной Правительством РФ и ЦБ РФ, определено, что ориентирамипреобразования является достижение показателей, представленных в таблице 4(Приложение Г). Сроки достижения целей и решения ближайших задач пореформированию банковского сектора, динамика количественных параметров зависятво многом от темпов и характера экономического развития и структурныхпреобразований в российской экономике по следующим, основным для банковскогосектора показателям: реальный объем и структура ВВП; динамика инфляции,валютного курса и рыночных ставок процента; уровень монетизации экономики, сокращениедоли бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов. Длярезультативности реформ необходима координация действий Правительства РФ и ЦБРФ при заинтересованном участии самих кредитных организаций в соответствии смакроэкономическими тенденциями российских и международных финансовых рынков.
Одной из главных задач, определенныхПрограммой, является укрепление и совершенствование банковской системы, которойотводится важная роль в. продвижении России по пути рыночных реформ. Проведениедальнейшей реструктуризации позволит повысить функциональное значениебанковской системы в экономике страны. Сильная обновленная банковская индустрияспособна обеспечить кредитную поддержку реструктуризации нефинансового сектора,а также создание и функционирование инновационных сетей, представляющих собойперспективное направление интеграции хозяйствующих субъектов всех отраслейэкономики. До недавнего времени вопросам повышения эффективности кредитногопроцесса в Российской Федерации не уделялось должного внимания, как со сторонырегулирующих органов, так и со стороны участников рынка. Российские банкитолько начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктурыкредитования для оптимизации затрат и снижения рисков.
В ближайшие годы формирование полноценной инфраструктуры кредитованиябудет одним из важных условий оптимизации кредитных портфелей по затратам,рискам и доходности. В силу этого большое значение приобретает укреплениезаконодательных и институциональных основ инфраструктуры кредитного процесса,что предполагает обсуждение этих вопросов внутри банковского сообщества, атакже его диалог с Центральным Банком России, с государственными органамизаконодательной и исполнительной власти.
Стремительное развитие рынка потребительского кредитования инеобходимость снижения кредитных рисков обуславливают важность изучениякредитного процесса в банке.
Учитывая динамику прошлых лет, дальнейшая либерализация условий выдачикредитов Сбербанком России в условиях нарастающей конкуренции приведет кувеличению объемов выданных кредитов в 2008 году почти вдвое и соответственно кувеличению кредитного портфеля банка. Увеличение кредитного портфеля и ссуднойзадолженности банка приводит к увеличению риска непогашения основного долга ипроцентов по выданной ссуде (кредитного риска) и росту издержек кредитования.Кредитный риск обуславливается факторами, лежащими как на стороне клиента, таки на стороне банка. Проведение мониторинга позволит Сбербанку решить следующиезадачи:
— выявить изменениякредитоспособности заемщика и провести корректирующие действия, направленные наминимизацию потерь;
— осуществить разумную программубанковского кредитования;
— выявить ошибки и недостаткикредитного процесса, проблемные кредиты;
— постоянно контролировать соответствиеКредитной политики банка действиям уполномоченных сотрудников Кредитногоотдела;
— создать систему эффективногоконтроля за обоснованностью выдачи ссуды и реальностью источников ее погашения;
— поможет в оценке совокупногориска и осуществлении соответствующих мероприятий по укреплению финансовойустойчивости банка.
Страхование кредитов защитит интересы банка при неплатежеспособностидолжника, т.е. фактически нейтрализует риск дефолта для банка, хотя и неисключит его.

Глоссарий№ п/п Новое понятие Содержание 1 2 3 1
Дефляция
(от лат. deflatio – сдувание) искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции, повышения учетных ставок, уменьшения льгот, продажи государственных ценных бумаг 2 «Дешевые деньги» выражение, относящееся к ситуации, складывающейся на рынке, когда в изобилии предлагают деньги, кредиты и ценные бумаги. 3 Денежная масса количество денег, состоящее из денежной наличности и депозитов (вкладов). Охватывает все, что может быть квалифицированно как деньги. Состоит из общего количества денег и денег, образующих сокровища (то есть денег изъятых из обращения) 4
Инфляция
(от лат. inflatio – вздутие) обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги без повышения их качества, ведущее к снижению покупательской способности национальной валюты 5
Конъюнктура
(от лат. conjungere — связывать) экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. 6 Производительность труда показатель эффективности использования ресурсов, трудового фактора. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенной одним работником за определенное фиксированное время. 7 Реальные доходы номинальный доход, скорректированный на уровень инфляции 8 Сбережения населения денежные средства, остающиеся после уплаты всех налогов и расходов на личное потребление; отложенное потребление 9
Стагфляция
(от лат. stagno — делаю неподвижным и inflatio — вздутие) сочетание стагнации и инфляции; состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы; сочетание экономического кризиса с инфляцией 10 Экономика рыночная экономика, сочетающая различные формы собственности: государственную, муниципальную, частную (юридических лиц), смешанную

Список использованных источников
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РоссийскойФедерации [Текст]: офиц. текст. — М.: ИС «Кодекс», 2005. — 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.
2. Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 31.03.2005) [Текст]// СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФот 04.04.2005, № 14, ст. 1210.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗс изм. 13.05.2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]. — посл. обн. 13.05.2008.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗс изм. 06.12.2007 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]. — посл. обн. 06.12.2007.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 3) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗс изм. 29.04.2008 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]. – посл. обн. 29.04.2008.
6. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г.№ 395-1 (с изменениями от 29.12.2006 г.).- Правовая Система Гарант, 2007 г.
7. ФЗ «О центральном банке» от 10.07 02 (с изменениями от 29.12.06) — Правовая Система Гарант, 2007 г.
8. Агарков, М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах – М.:Юристъ, 2002. – 654 с.
9. Банки и банковское дело/под ред. И.Т.Балабанова. – СПб.: Питер, 2001. –304 с.
10. Банки, финансы, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ,2000. – 784 с.
11. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. — М.:ИНФРА – М, 2002 г. – 304 с.
12. Банковское дело: Учеб./под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы истатистика, 2003. – 672 с.
13. Бочаров В.В. Инвестиции: учеб. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
14. Брагинский, М.И. К вопросу о соотношении вещных и обязательственныхправоотношений: сборник /Отв. ред. А.Л. Маковский. — М.: Изд-во БЕК, 2001. –420 с.
15. Вахрина П.И. Инвестиции. – М.: «Дашков и К», 2004. – 384 с.
16. Виноградова Т.Н. Банковские операции: Учеб. пос… – РнД.: «Феникс»,2001. – 384 с.
17. Гитман Л.Дж. Основы инвестирования/пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 1008с.
18. Есипов В.Е. Экономическая оценка инвестиций. – Спб.: Вектор, 2006. – 288с.
19. Епишенков, С.В… Заем и кредиткак самостоятельные институты гражданского права России // «Банкир» от 9октября 2001 г.
20. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб. – М.: Омега-Л, 2005. – 440 с.
21. Жуков, А.И. Экономические и правовые проблемы использования кредита//«Бизнес и банки» №1-2. 2000 г.
22. Касьянова, Г.Ю. Коммерческий кредит// «Российский налоговый курьер» №8.- август 2005 г.
23. Компанеец, Е.С. Применение законодательства о кредитовании и расчетах. — М.: Изд-во БЕК, 2001. – 320с.
24. Кочергин Д.А. Системы электронных денег: классификация и характеристикаэлементов//Банковское дело №2 2005
25. Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2004. – 347 с.
26. Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. – М.: ИНФРА-М, 2000. –856 с.
27. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства — М.: ФиС, 2004 – 212 с.
28. Москвин В.А. Виды обеспечения при долгосрочном кредитовании предприятий//Банковскоедело, 2006, №7, С. 19
29. Морина Н.А. Вопросы стандартизации оценки стоимости объектовзалога//Банковское дело, 2005, №3, С. 37.
30. Общая теория денег и кредита: учеб./под ред. акад. РАН Е.Ф.Жукова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 423 с.
31. Орлова Е.В. Коммерческий кредит// «Российский налоговый курьер» №16. — август 2006 г.
32. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: Учеб. пос. – М.: изд. центр«Академия», 2004. – 288 с.
33. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. – М.: изд-во«Экзамен», 2003. – 320 с.
34. Попков В.В. К вопросу о конкуренции в банковской сфере// Банковскоедело, 2006, №2, С. 14.
35. Поршнева А.Г. Основы и проблемы экономики предприятия М.: Финансы истатистика. 2002 — 92с.
36. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб. – 10-е изд., — М.: Новоезнание, 2004. – 640 с.
37. Тедеев, А.А. Финансовое право: учеб. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 480с.
38. Типенко Н. Г., Соловьев Ю. П., Панич В. Б. Оценка лимитов риска прикредитовании корпоративных клиентов//Банковское дело, 2006, №10, С. 19.
39. Финансы, деньги, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ,2000. – 784 с.;
40. Финансы, налоги, кредит: Учеб./под ред. Емельянова А.М. – М.: РАГС,2001. – 546 с.
41. Царев И.Н. Оценка экономической эффективности инвестиций. – Спб.: Питер,2004. – 464 с.
42. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. – М.: «Дело»,2002. – 320 с.
43. Яни, П.С. Незаконное получение кредита// «Законодательство». — №5. — май 2000 г.

Приложение А
Кредитные организации России (на начало года)Показатели 2001 2003 2005 2007 2008 2008 в % к 2001
Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ
в том числе: 2121 1828 1518 1375 1296 61,1 имеющих право на осуществление банковских операций 1311 1329 1299 1189 1136 86,7
Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале
в том числе: 130 126 131 153 202 155,4 со 100% иностранным участием 22 27 33 52 63 2,9 раза с иностранным участием от 50% до 100% 11 10 9 13 23 2,1 раза
Источник: Российский статистический сборник. 2008: Стат.сб/Росстат. – М.,2008, с. 659

Приложение Б
Кредитные организации России (на начало года)Показатели 2001 2003 2005 2007 2008 2008 в % к 2001
Число действующих кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ
в том числе по величине уставного капитала, млн. руб.: 1311 1329 1299 1189 1136 86,7 до 3 174 102 73 43 37 21,3 от 3,1 до 10 282 192 133 87 61 21,6 от 10,1 до 30 313 291 232 168 120 38,3 от 30,1 до 60 254 253 225 182 161 63,3 от 60,1 до 150 127 198 211 226 207 163,0 от 150,1 до 300 68 123 191 217 248 364,7 300 и выше 93 170 234 280 302 324,7
Источник: Российский статистический сборник. 2008, с. 659

Приложение В
Объемы кредитных средств, выданных банками РоссииГоды Всего, млн. руб. В том числе, юридическим лицам 2001 956293 763346 2002 1467489 1191452 2003 2122230 1708097 2004 2987113 2474290 2005 4373098 3406785 2006 6211992 4484376 2007 9218221 6298067 2008 13923789 9532561 2008 г. к 2001 г. в разах 14,6 12,5

Приложение Г
Планируемое преобразованиебанковской системы РФ до 2015 г.Показатели 2006 г. Планируемое значение Соотношение активов банковской системы и ВВП 33,4% 45-50% Соотношение капитала и ВВП 4,1% 5-6% Соотношение кредитов реальному сектору и ВВП 11,3% 15-16% Доля кредитов реальному сектору в банковских активах 33,7% 40%