Массовая коммуникация в ракурсе постмодернистского теоретизирования: информационная перегрузка

Анастасия ЕФИМОВА, магистр факультета прикладнойполитологии Государственного университета – Высшей школы экономики
«“It’s no longer then the obscenity of what is hidden, repressed,forbidden or obscure; on the contrary, it is the obscenity of the visible, ofthe all –too –visible, of the more-visiblethanthe –visible. It is the obscenityof what no longer has any secret, of what dissolves completely in informationand communication” [Baudrillard, 1987, p.131] – так экспрессивно и эмоциональноЖан Бодрийяр описал новую информационную эру в своей книге“The ecstasy of communication”, написанной в 1987 годуи так и не переведенной на русский язык. В далеком 1987не существовало ни социальных сетей, ни фейсбука, ни википедии, ни даже гугла.Тем не менее, информационная петля уже затягивалась вокруг нашего общества.Теперь обсуждая мир постмодерна, нам кажется само собой разумеющимся, что всянаша жизнь, включая друзей, работу, хобби будут инкорпорированы в Сеть.Коммуникация и информация – товары XXI века. Также как город информационнойэпохи сменил город индустриальной эпохи, также общество постмодерна сменяетобщество модерна. Хорошая иллюстрация этих изменений – появление в Лондонеделового района Canary Wharf, который по деловой важности вступает вконкуренцию с традиционным лондонским Сити. Район был построен на месте старыхвест-индийских доков на Собачьем острове (Isle of dogs), которые с 1802 по 1980гг. были одними из самых оживленных в мире с занятостью до 50000 человек.
Теперьэто большой деловой район, где не разгружают, расфасовывают и снова загружаюттовары на корабли, теперь здесь вместо грузов – информация, которую скачивают изакачивают [15]. Более не имеет значения, где находится человек и чем он занят.Сам человек становится информацией между строк.
Вданной работе мы рассмотрим одну из ключевых проблем коммуникации в эпохупостмодерна: информационной перегрузки и ее последствий. Но прежде чем приступитьнепосредственно к предмету разговора, рассмотрим характер трансформаций,произошедших с нашим обществом, и попытаемся понять, что такоеинформационно-технологическая парадигма (informational technology paradigm) МануэляКастельса.
Информационно-технологическая парадигма
Чтобыпонять, что такое информация в наше время, следует проанализировать болееранние научные концепции и найти ключевые отличия. Кевин Келли, главныйредактор влиятельно журнала «Wired» отсылает нас в далекое прошлое: «Once, longago, culture revolved around the spoken word. The oral skillsof memorization, recitation and rhetoric instilled in societies a reverence forthe past, the ambiguous, the ornate and the subjective. Then, about 500 yearsago, orality was overthrown by technology» [Kelly, 2008, p.1]. Чтобыпонять последствия этого события, обратимся к работе Мануэля Кастельса «Подъемсетевого общества» (1996), где он уже в первой главе выделяет особенностиинформационно-технологической парадигмы, которые по его словам «… являютсяматериальными основами сетевого общества» [Castells, 2004, p.70].
Перваяособенность: смена инструмента. Теперь технология воздействует на информацию, ане информация на технологию. К примеру, в наши дни большинство технологийизобретаются и применяются для получения понимания и переработки информации. Ав мире модерна чтобы справиться с кухонным комбайном приходилось обращаться кинструкции, содержавшей ту или иную информацию. То есть, чтобы собрать кухонныйкомбайн, нам нужна была информация.
Втораяособенность: новые технологии формируют наше общество, так как информация егосущественная часть.
Следующаячерта: гибкость. Она формируется благодаря таким свойствам как отсутствиеавторитета, краткосрочное планирование и краткосрочные, но действительные правила.«… Общество характеризуется постоянными изменениями и организационнойтекучестью» [Castells, 2004, p.71].
Следующуюособенность Кастельс выделяет как тенденцию инкорпорации всех технологий в однувысоко-интегрированную систему. Теперь все: пульт, комбайн, телевизор, духовка,холодильник и даже предметы одежды занимаются сбором и переработкой информации.Все сводится к декодированию нового, универсального языка из двух символов: «1»и «0». «We are connecting all to all: every step we take thatbanks on cheap, rampant, and universal connection is the step in the rightdirection» [10].
Наконецмы пришли к такому феномену как сетевая логика (network logic) [Castells, 2004,p. 69-72]. Сеть сменила иерархию – главную форму взаимоотношений в модерне. Иерархия– рациональная форма зависимости. В постмодерне упор делается на иррациональнуюформу независимых блоков информации, связанных только тэгами.
Зависимостьсменилась сетью, в которой папки были разрушены и появился хаос гиперссылок итекста. И это выявляет одну из главных проблем, рассматриваемых в даннойработе: каким образом общество воспринимает и выдерживает этот хаос?
Информацияи материя Даже если отвлечься от теорий информационного общества, мы видим ипринимаем многие изменения подсознательно. Информация – главный материал. Вещьпотеряла свой исходный физический смысл. Каждый человек, группа людей, обществовкладывают в нее свой смысл. И все это может поменять его стоимость,естественное, культурное значение.
Теперьнет просто питьевой воды. Есть Evian, Vittel, Perrier, Архыз, наконец, илилюбая другая бутилированная вода. Нет просто пластикового стула. Есть стулKartell.
Выпо умолчанию понимаете, что он сделан из пластика и как он выглядит. Так мыприходим к пониманию того, что такое бренд. В постмодерне мы платим заинформацию, а не товар. Мы отдаем деньги за смыслы, которые вкладываем впродукт, и за смыслы, которые обретаем после его покупки.
Такаялогика общеприменительна к товарам, услугам и даже людям. Известно, чтокомпания Apple анонсировала iPhone еще до его появления на свет. Они выпустилина рынок идею о том, что представят абсолютно другой, новый, отличный от всехпредыдущих проект. Далее сам контент создавался уже учитывая то, какпредставили себе и описали этот уникальный продукт пользователи. Этот телефон –в первую очередь информационный продукт. Ничего более: стекло, надкусанноеяблоко и смысл, который потребители сами вложили в этот предмет. Подобная схемаможет быть применена к любому продукту. Например, выборы Барака Обамы. Он илидаже просто его образ инкорпорируют в себя свойства некоего шаблона«желательного президента».
ЖанБодрийяр считал эту тенденцию пугающей и даже скверной: «Allfunctions abolished in one dimension, that of communication. That’s the ecstasyof communication. All secrets, spaces and senses abolished in a singledimension of information. That’s obscenity.” [Baudrillard, 1987, p.131].
Такимобразом, информация составляет наше представление о мире, формирует наш имидж.В целом в новом времени можно сказать, что мы состоим из информации ипредставляем собой информацию. Как мы с этим справляемся?
Информационнаяперегрузка
“Information is the enemy both of literature and intelligence”.
Hall D.
«…too much information coming in, too little time to weed out thetrash, too little time to respond to what’s important»» [Tetzeli, 1994] — такможно описать значение информационной перегрузки. Информационнаяперегрузка – это проблема, с которой сталкиваются люди, получая такое большоеколичество информации, которое они неспособны переработать [Hall, 1998].
Онаявляется результатом вышеупомянутой сетевой логики. Если модерн ассоциируется собществом массового потребления, то в постмодерне объектом этого потреблениястала информация. Проблема выбора в постмодерне широко известна. По сутипроблема информационной перегрузки такая же: слишком большое количествоодинаковой информации. Неопределенной, неорганизованной, нерелевантной, нерегулярнойинформации. На данный момент общая сумма произведенной за год информации в миреизмеряется в количестве от одного до двух экзабайт (миллиард гигабайт), чтосоставляет в среднем около 250 мегабайт на каждого мужчину, женщину и ребенкана Земле. Средний Американец получает порядка 34 гигабайт в день(45 из ТВ, 11%- радио, телефон – 5%, печатная информация – 8,5%, компьютер — 27%, музыка –1%, компьютерные игры – 2,5 %, кино – 0,2 %) [11].
Огромноеколичество информации, произведенной в Интернете, делает его главной причинойинформационной перегрузки. Интернет — это необходимый инструмент для поиска, ноизобилие информации, которую вы находите, превосходит все ваши ожидания изапросы, и это скорее уменьшает эффективность поиска [Jinwon, 2004, p.92].Выделяют три измерения информационной перегрузки: качество информации,
Качество информации
/>
Качествоинформации, возможно, самая главная проблема информационной перегрузки.Существуют несколько аспектов, которые мы должны затронуть в связи с этим.Первое, это, потеря авторитета и автора. Причем последняя представляетсянаиболее важной. Очевидный пример – Википедия. С появлением Wiki менеепопулярными стали такие авторитетные издания как Britannica др. Действительно, зачемплатить 1500$ за 32 тома, когда удобная и бесплатная энциклопедия есть у тебяпод рукой? Причем ты можешь стать и автором, наравне с другими. Цена входа, принадлежностик авторитетному сообществу теперь крайне низкая. Все помнят возникновениесейнтологии. Когда Рональду Хаббарду понадобилось лишь выпустить книгу “Dianetics:The Modern Science of Mental Health”, и сейнтология оформилось как религиознаяфилософия, а Хаббард стал своего рода гуру. Подобное размытие авторитета ещебольше отделяет нас от знаний. Этот аргумент хорошо иллюстрирует высказываниеКевина Келли: «We tend to think the tiger represents the animal kingdom, but intruth, a grasshopper is a truer statistical example of an animal» [Kelly, 2008,p.2]. Но даже если мы попытаемся, найти тигра в информационных джунглях будеткрайне непросто. Каждое заявление сейчас – это не просто точка зрения, онопретендует на истину. К проблеме авторитета мы вернемся, когда будем говоритьоб объекте и субъекте информационной перегрузки.
Вэтой части нашей работы важно обратить внимание на еще одну серьезную проблему:авторские права. Мы получаем большинство информации через Интернет: фото,видео, текст, музыку. Мы обязаны платить не только за скачивание, но и за копированиеэтой информации. Эта проблема – последствие развития технологий, Интернета ипоявления сетевой логики. Недавно, Пол Маккартни выпустил альбом “ElectricArguments”, который можно получить бесплатно и копировать сколько угодно.
Однимиз самых заметных экспериментов в данной области был релиз альбома группы Radiohead“In a Rainbows”. Альбом можно было скачать бесплатно, прослушать, а затемзаплатать столько, сколько ты считаешь нужным. Такая схема оплаты принеслагруппе больше денег, чем продажа по стандартной модели – в магазинах. Можетбыть это будущее Интернета? Когда мы получим полный доступ ко всему бесплатно?Об этих тенденциях говорят многие эксперты: «If servicesbecome more valuable the more plentiful they are, and if they cost less thebetter and the more valuable they become, then the extension of this logic saysthat the most valuable things of all should be that are given away» [Kelly,1997, p.7].
Такимобразом, мы можем суммировать все аргументы, касающиеся качества информации водном утверждении: чем больше технологии стараются сделать поиск информациирелевантным, тем меньше он таковым становится. Появление Google было прорывом,потому что он ввел поиск, основанный на принятом в научном сообществе индексецитирования в отличие от своих предшественников, просто отслеживавшихупоминание слова или фразы. Тем не менее, чем больше информации загружается,тем менее значимой она становится. «Something that was free byvirtue of space is no longer. Speech is free perhaps, but I’m less free thanbefore: I no longer succeed in knowing what I want, the space is so saturated,the pressure is so great from all who want to make themselves heard,”[Baudrillard, 1987, p.132] – эти слова Жана Бодрийяра хорошо отражают вышеописаннуюпроблему.
Количество информации
Проблемуколичества мы рассматриваем с другой точки зрения. Обратим внимание на субъекти объект информационной перегрузки.
/>
Рисункипоказывают нам, как взаимодействовали СМИ и отдельный человек в обществемодерна и постмодерна. В первом случае (рисунок 2.0) существовали четкоопределенные субъекты информации, также называемые традиционными СМИ: газеты,
ТВ,радио и тд, большинство которых были зависимыми частями медиа-холдингов ипредставляли небольшое количество различных точек зрения. Человек мог приниматьили не принимать эту информацию, верить ей или нет, но она была четкообозначена.
Вэпоху постмодерна каждый человек может стать таким передатчиком информации,используя новейшие технологии, например, так называемый Web 2.0. (рисунок 2.1).Количество подобных центров информации растет в геометрической прогрессии, абольшая часть производимой информации практически бесполезна, чтообуславливается ее низким качеством и неопределенностью. Постоянное расширениеинформационного поля является серьезным препятствием на пути решения проблемыинформационной перегрузки.
Сыраяи нефильтрованная информация создается с такой скоростью и в таких размерах,которые превосходят когнитивные возможности человечества. Более того, большаячасть информации вообще не индексируется поисковыми машинами.
Подобнаякогнитивная перегрузка мешает нам получать желаемую информацию с минимальнойскоростью и без издержек.
Однаков рамках логики когнитивные способности человека должны увеличиватьсяпропорционально увеличению доступной информации. На практике мы наблюдаем, чтонапротив, наши когнитивные способности либо остаются неизменными, либоухудшаются. Это связывают не только с тем, что большая часть информацииявляется нерелевантной, но и с тем, что человек тратит слишком мало времени напоиски. Более того информация все больше визуализируется, что приводит кпоявлению клипового мышления (clip intellection).
Формат информации
Тенденцииунификации источников информации приводят к тому, что проблема формата не такважна сейчас, как была лишь некоторое время назад. Однако это проблема гораздоглубже, чем кажется на первый взгляд. Не существует единого формата музыки,текста, изображения. Одну и ту же веб-страницу можно увидеть поразному взависимости от используемого браузера.
«These new forms of information have not been well integrated withconventional types of information because the lack of standards regarding howinformation should be designed, maintained and updated. As a result, there is agap between the networked and the non-networked resources» [Jinwon, 2004, p.92].Таким образом, разнообразие форматов – одна из ключевых чертинформационной перегрузки.
Однако,обсуждая информационную перегрузку, не стоит сводить рамки дискуссии кИнтернету и Web 2.0. Ведь эта проблема всех медиа-систем и коммуникации вцелом. Так, научный корреспондент New York Times Уильям Джей Броад утверждает:«Количество научных статей и журналов, публикуемых по всему миру, начинаетмешать исследованием, саботировать контроль над качеством в науке, поощрятьмошенничество и обесценивать действительно важные изыскания» [Davison, 1994,p.2]. Также проблема перегрузки сильно связана с дилеммой между властью инеопределенностью, описанной Э.Гидденсом: «В эпоху постмодерна во многихобластях общественной жизни, включая область личного, не существует четкоопределенных авторитетов» [Giddens, 1991, p.191]. Потеря информационныхнаправляющих лишь иллюстрирует то, что информация сейчас направлена в первуюочередь на самого человека, создается и воспроизводится им же. Мы наблюдаеммножество авторов при отсутствии авторитета, как бы абсурдно это не звучало.
Заключение
Вданной работе мы рассмотрели причины и основные свойства информационнойперегрузки. Минули те времена, когда человек мог остаться наедине с самимсобой. Мы приближаемся к одной из главных проблем общества постмодерна: сотнивидов коммуникации, но человек все также одинок. Одиночество человека в миреглобальной прозрачности и диспропорции между социальным и физическимрасстояниями – это антиномии нового времени. Мы в Сети, но мы не доступны,получаем тысячи сообщений, но ни одно из них не имеет смысла. И, может быть,это станет важнейшим вызовом для нас.
Представим,что информация – это вода в водохранилище. Плотина была разрушена наводнением,и от воды – то есть информации, больше нет никакой пользы. Эта метафора хорошоотражает проблему с информацией на сегодняшний день. Голоса по всей планете,мнения, ссылки, гипертекст и еще сотни звуков, звучащих так громогласно, врезультате оставляют абсолютную тишину. Если раньше у человека не было большоговыбора, потому что не из чего было выбирать, так и теперь выбора нет, так какпри огромном ассортименте не от чего оттолкнуться. IT-революция привела настуда, откуда мы начинали. Это, по нашему мнению, самое важное последствиеинформационной перегрузки.
Скольковремени потребуется нашему миру, чтобы стать неким подобием матрицы? Чем большеинформации мы аккумулируем, тем она бессмысленнее. “It is the end of the interiority and intimacy, the overexposureand transparence of the world which traverses him without obstacle. He can nolonger produce the limits of his own being…he is now only a pure screen, aswitching center for all the networks of inяuence”[Baudrillard, 1987, p.133].
Существуетмножество мнений по решению проблемы информационной перегрузки. Наиболееинтересными мы считаем идеи Франсиса Хелегена, бельгийского ученого,кибернетика, профессора Брюссельского Университета, изложенные им в его работе«Complexity and Information Overload in Society: why increasing efficiencyleads to decreasing control” [7]. Решение, предложенное в данной работе, – этоинтеграция трех базовых ресурсов: человеческого интеллекта, компьютерногоинтеллекта и координационных механизмов, которые направляют проблему к томукогнитивному ресурсу (человек или компьютерная программа), которому ононаправлено. Необходима самоорганизующаяся система распределения, которая должнабыть организована из людей, компьютеров и связей между ними. Целью еесуществования будет создание коллективной ментальной карты, которая будетсвязывать все когнитивные и физические ресурсы самым эффективным способом.Такая интеллектуальная система названа в исследовании глобальным мозгом(«global brain»).
«Такойглобальный мозг решит проблему информационной перегрузки на ее 10фундаментальном уровне. Он предоставит индивиду постоянную помощь в принятиирешений, основывая предлагаемые модели поведения в порядке их полезности,исходя из предпочтений самого индивида, опыта остальных агентов и коллективныхпредпочтений общества» [Hilighen, 2002, p. 92]. Может быть, создание подобнойчудодейственной системы возможно, во всяком случае, ее автор утверждает, чтотехнологии для этого уже существуют. Пока же мы видим, что попытки обуздатьрост информации и развитие технологий безуспешны, и потребуется некий новый технологическийпрорыв, который приведет нас к серьезным социокультурным сдвигам.
Списоклитературы
1. Baudrillard, J. “The ecstasy of communication”, 1987.iris.nyit.edu/~rcody/Thesis/Readings/The%20Ecstacy%20of%20Communication%20-%20Baudrillard.pdf.
2. Castells, M. The Rise of the Network Society, The InformationAge: Economy, Society and Culture Vol. I. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 2004 pp. 1-27. 3. Castells, M. (as chief editor). The network society. Cheltenham; Northampton Edward Elgar, 2004. — 464 p.
4. Davison, J. “Overworked Americans” or overwhelmed Americans?//Business Horizons ёndarticles.com/p/articles/mi_m1038/is_n1_v37/ai_14922924/pg_2.5. Giddens, A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late ModernAge, Stanford, CA: Stanford University Press, 1991, pp.187-201.
6. Hall, H. Networked information: dealing with overload. InProceedings of Information Scotland,1997, Strathclyde Business School, November 4th 1997 (pp. 37-44). 7. Helighen, F. Complexity and Information Overload inSociety: why increasing efficiency leads to decreasing control//CLEA, FreeUniversity of Brussels, Brussels, Belgium. –2002.hetnieuwedenken.googlepages.com/Info-Overload.pdf. 8. Jinwon Ho, RongTang. Towards an Optimal Resolution to Information Overload: An InfomediaryApproach// Proceedings of the 2001 International ACM SIGGROUP,Boulder, Colorado, USA.2004 – pp.91-96.
9. Kelly K. Becoming Screen Literate //The New York Times magazine(21.11.2008) www.nytimes.com/2008/11/23/magazine/23wwln-futuret. html?_r=2&ref=magazine.
10. Kelly, K. New Rules for the new economy// Wiredhttp://www.wired.com/wired/archive/5.09/newrules.html.
11 11. Roger E. Bohn, James E. Short How Much Information? Reporton American Consumers Global Information Industry Center,University of California, San Diego, 2009 hmi.ucsd.edu/pdf/HMI_2009_ConsumerReport_Dec9_2009.pdf.
12. Stevenson, N. The transformation of the media. PearsonEducation, 1999. – 197 p. 13. Stevenson, N. Understanding media cultures. SagePublications, 2002. — 255 p… 14. Tetzeli, R. Surviving information overload //Fortune magazine. – 11.07 1994.
15. Статьи “Canary Wharf”, “Lafayette Ronald Hubbard” in Wikipedia. en.wikipedia.org/wiki/L._Ron_Hubbard;en.wikipedia.org/wiki/Canary_wharf.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ecsocman.edu.ru