Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста

Марынкина М.Н.
Современнаяжизнь предъявляет высокие требования не только к взрослым людям, но и к маленькимдетям. Для того чтобы ребенок был успешен в обучении, ему еще до школынеобходимо многому научится. Один из видов работы с детьми дошкольного возраста— рисование, помогающее подготовиться к письму, черчению. Письменнаядеятельность берет свое начало в детских рисунках — в графической деятельности.И, несмотря на то, что занятия проводятся регулярно, большое количество школьников(и не только первоклассников) испытывают трудности при письме. По даннымзарубежных и отечественных психологических исследований, около 80- трудностей вобучении связано с нарушением графической деятельности.
Графическаядеятельность — исполнительный компонент художественной деятельности [Комарова Т.С.].В данной работе под графической деятельностью понимается деятельность,направленная на графическое воспроизведение предметов и геометрическихобъектов.
Анализлитературы, посвященный проблеме графической деятельности, свидетельствует о том,что ее эффективное осуществление связывается разными авторами со сформированностьюразных компонентов.
Перваягруппа исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) обращает внимание на сформированностьмоторных навыков.
Втораягруппа (И.С. Якиманская и др.) определяет развитие графической деятельности в зависимостиот уровня развития пространственных представлений.
Третьягруппа (Frostig) считает, что развитие графической деятельности связано с развитиемкомпонентов зрительного восприятия.
Висследовании была предпринята попытка определить компонент, являющийся базовымдля развития графической деятельности и методики, наиболее информативнопрезентующие развитие графической деятельности. Анализ информативности методикзаключался в сопоставлении полученных с их помощью данных, свидетельствующих о наличииу детей тех или иных трудностях графической деятельности на различныхвозрастных ступенях.
Длядиагностики сформированности графической деятельности были использованы следующиеметодики: Тест зрительного восприятия М. Frostig и его адаптированный вариант:методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 — 7,5 лет М.Безруких, Л. Морозовой; Методика «Геометрические рисунки» (стимульный материалВекслера); Рисунок человека; Графомоторная проба «заборчик»; Трехмерный объект«Дом» (Хомская); Трехмерный объект «Стол»; Фигура Рэя-Тейлора; Фигура Рэя.
Висследовании приняло участие 81 детей посещавших старшую и подготовительнуюгруппы я/с № 1510 г. Москвы.
Использованиеразных методик на одних и тех же детях показало различные результаты.
Приисследовании зрительно-моторного компонента ГД наиболее информативной оказаласьметодика «Геометрические фигуры» (стимульный материал Векслера), посколькуотличалась большим разнообразием заданий и не содержала в себе вспомогательныхэлементов (ограничительных линий и точек, готовых изображений).
Сформированностьвосприятия фигуро-фоновых отношений и константности наиболее полно выявлялись специальнымсубтестом методики Frostig, содержащим разнообразные задания, направленные на исследованиеэтих особенностей.
Развитиевосприятия положения фигур в пространстве одинаково хорошо выявили оба вариантаметодики Frostig.
Высокоинформативны в выявлении особенностей развития пространственных отношенийметодика «Геометрические фигуры» и соответствующий субтест Frostig, благодарявключению в задания самостоятельного планирования действий в отношениииспользования пространства листа.
Результаты,полученные в результате проведенного обследования, показали различия в сформированностикомпонентов графической деятельности у детей дошкольного возраста. Детей,испытывающих трудности в заданиях:
назрительно-моторную координацию (З-М) — 59,25%
навыделение фигуры из фона (ФФ) — 37%
наконстантность восприятия (К) — 45,67%
навосприятие положение в пространстве (ПП) — 34,56%
напространственную ориентацию (ПО) — 25,92%
Дети4,5 — 7,0 лет испытывают затруднения по всем составляющим ГД. Из-занесформированности отдельных компонентов успешность ГД находится на низкомуровне, ситуация неуспеха снижает мотивацию к графической деятельности. Привыполнении заданий дети непоследовательны и торопливы; не умеют работать с образцом,не уделяют ему необходимого внимания.
Науспешность графической деятельности влияет уровень развития компонентовзрительного восприятия. Трудности графической деятельности возникают принарушении даже одного компонента из этого комплекса. Несформированностьзрительно-моторного компонента восприятия больше, чем всех остальныхкомпонентов, отражается на успешности ГД. Соответственно, развитие именно этогокомпонента оказывается наиболее важной для успешности ГД.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/