Роль и функции государства на рынке ценных бумаг

Контрольная работа
по дисциплине
«Государственное регулирование рынка ценных бумаг»
на тему
«Роль и функции государства на
рынке ценных бумаг»
Хабаровск
2010

Содержание
1.  Рольи функции государства в формировании и функционировании рынка ценных бумаг.Инструменты государственного регулирования рынка ценных бумаг
2.  Этикафондового рынка
Списоклитературы

1. Роль и функции государства в формировании и функционировании рынкаценных бумаг. Инструменты государственного регулирования рынка ценных бумаг
 
Функционирование рынкаценных бумаг должно регулироваться государством.
Цельгосударственного регулирования заключается в обеспечении надежности и ростаценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующихв стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.
Задачи государствав развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном кследующему:
• разработке идеологиии законодательной базы работы рынка;
• концентрациифинансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (восновном макроэкономических) целей;
• установлению «правилигры» для участников рынка;
• контролю зафинансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и ихклиентов;
• созданию системыинформации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;
• формированию системыстрахования инвесторов от возможных потерь;
• предотвращениюнегативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственногорегулирования (денежно-кредитного, валютного);
• недопущениючрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.
Роль государства в регулировании рынкаценных бумаг сводится к следующему:
— идеологическая и законодательнаяфункция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой,законодательные акты для запуска и развития рынка);
— концентрация ресурсов(государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь наопережающее создание инфраструктуры;
— установление «правил игры»(требований к участникам операционных учетных стандартов);
— контроль за финансовойустойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционныхинститутов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых иэтических норм, применение санкций);
— создание системы информации осостоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
— формирование системы защитыинвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхованияинвестиций);
— предотвращение негативноговоздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования(монетарного, валютного, фискально-го, налогового);
— предупреждение чрезмерного развитиярынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложенияинвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Государство на российском рынкеценных бумаг выступает в качестве:
— инвестора — при управлении крупнымипортфелями акций промышленных предприятий;
— эмитента — при выпускегосударственных ценных бумаг;
— профессионального участника — приторговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
— регулятора — при написании законови подзаконных актов;
— верховного арбитра в спорах междуучастниками рынка — через систему судебных органов.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает всебя:
— создание нормативной базыфункционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил,методических положений и других нормативных актов, которые ставятфункционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
— отбор профессиональных участниковрынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
— контроль за выполнением всемиучастниками рынка норм и правил функционирования рынка;
— систему санкций за отклонение отнорм и правил, установленных на рынке.
Государственное управление рынкомимеет следующие формы:прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое,управление.
Прямое, или административное,управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
— установления обязательныхтребований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
— регистрации участников рынка иценных бумаг, эмитируемых ими;
— лицензирования профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг;
— обеспечения гласности и равнойинформированности всех участников рынка;
— поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое,управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся вего распоряжении экономические рычаги и капиталы:
— систему налогообложения (ставкиналогов, льготы и освобождение от налогов);
— денежную политику (процентныеставки, минимальный размер заработной платы и др.);
— государственные капиталы (государственныйбюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
— государственную собственность иресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
В истории накопленбольшой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировойпрактике существует три основные модели его регулирования:
• путем прямогоправительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия);
• путем контроля с помощьюфинансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания);
• через специальносозданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).
В Российской Федерациик основным органам государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:
Федеральная служба пофинансовым рынкам,
Министерство финансовРФ,
Центральный банк РФ.
Кроме того, к такиморганам относятся Президент РФ, Государственная Дума РФ, Правительство РФ и др.
Основными функциямирегулирующих органов, направленными на защиту инвесторов от финансовых потерь,являются: во-первых, регистрация всех участников рынка ценных бумаг; во-вторых,обеспечение всех субъектов экономики достоверной информацией о выпуске иобращении ценных бумаг; в-третьих, контроль и поддержание правопорядка на рынкеценных бумаг.
Государственноерегулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого вмешательства вего функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.
К направлениям прямоговмешательства относятся:
· законотворческаядеятельность представительных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг сцелью создания единой правовой основы (Федеральное Собрание);
· постановленияи распоряжения органов исполнительной власти по этим же вопросам (ПравительствоРФ);
· меры,принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихсяфункционирования рынка ценных бумаг (Федеральной службой по финансовым рынкам,Министерством финансовРФ, Центральным банком РФ и др.).
Государственноерегулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с УказомПрезидента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг вРоссийской Федерации» (от 4 ноября 1994 г.), Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 № 39), Федеральным законом «Об акционерныхобществах» (от 26.12.1995 № 208) и другими приказами, постановлениями, указамии распоряжениями. Ими регламентируются основные виды предпринимательскойдеятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные видыценных бумаг, допускаемых к публичному размещению и другое.
Функции Федеральнойслужбы по финансовым рынкам обширны. Главными из них являются:
· разработкаосновных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельностифедеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынкаценных бумаг;
· разработкаи утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценнымибумагами;
· определениеобязательных требований к порядку ведения реестра;
· установлениепорядка лицензирования разных видов профессиональной деятельности на рынкеценных бумаг;
· определениестандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховыхфондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценныхбумаг;
· контрольза соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектамирынка ценных бумаг;
· созданиеобщедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе овыпуске ценных бумаг;
· проведениеквалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценныхбумаг.
Свои функции Федеральнаяслужба выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаги претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановлениясогласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятыепостановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете приФедеральной службе. Постановления Федеральной службы могут быть обжалованыфизическими и юридическими лицами в судебном порядке.
Федеральная службаимеет право: квалифицировать ценные бумаги и определять их вид в соответствии сзаконодательством; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг.Таким образом. Федеральная служба является центром государственногорегулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектоврынка ценных бумаг.
Будучи государственныморганом регулирования рынка, Минфин РФ:
— устанавливает правиласовершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовымиинструментами (на практике для всех участников, за исключением банков,депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен такжеоборот валютных ценностей);
— аттестуетспециалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключениемперсонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов,применяет санкции;
— регистрирует выпускиценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционныхфондов);
— регулирует совместнос Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
— ведет Единыйгосударственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключениемакций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
— контролируетприобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:
— лицензируетпроизводство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;
— ведет государственныйреестр акционерных обществ;
— ведет реестринвестиционных институтов;
— осуществляетподготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную системуфинансовых колледжей.
Центральный банкявляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущимоперации с ценными бумагами, а также государственным органом регулированиярынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценныхбумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании пообслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая вгосударственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает вкачестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынокгосударственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера,работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария,клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпускамигосударственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г.,государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смыслеспециализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям сфондовыми ценностями.
Осуществляя кассовоеисполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом поплатежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в формеценных бумаг.
Банк России используетоперации с государственными ценными бумагами в качестве инструментаденежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственногорегулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынкаценных бумаг, а зачастую — консультантом Правительства и парламентских органов,координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценнымибумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями,участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте,векселях.
Согласно Законам РФ «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковскойдеятельности в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бумагосуществляет:
— установление длябанков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам сфондовыми инструментами;
— регулирование иконтроль операций банков с ценными бумагами;
— аттестациюспециалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
— регистрацию выпусковценных бумаг банков;
— регулирование выпускаи обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
— ведение реестраценных бумаг банков;
— регистрация и ведениереестра акционерных обществ — банков;
— подготовкуспециалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, всоответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 14июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностейв части банковских и небанковских операций.
Немаловажное значениедля рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственногодолга, изменение установленных правил взимания налога на добавленную стоимость,а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов исовершенствованию организации управления потоком наличных денег.
Так же огромную роль вгосударственном регулировании рынка ценных бумаг играет налогообложение,благодаря которому государство может как стимулировать так и замедлять развитиерынка ценных бумаг.
Согласованноеуправление рынком ценных бумаг со стороны государственных органов невозможнобез постоянно действующей, публичной и оперативной системы анализамакроэкономических компонентов этого рынка в увязке с динамикой общественногопроизводства, изменением цен и т.д. В связи с этим необходима систематическаяпубликация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейсяконъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита,состоянием бюджета и другими макроэкономическими факторами, на нихвоздействующими.
2. Этика фондовогорынка
 
Этика и моральотносятся к категории философских, а не экономических понятий. Однако, попыткиувязать морально-этические критерии и деловую практику (в частности работу нафондовом рынке) предпринимаются постоянно.
Следование правиламчестного ведения бизнеса на рынке, этика рынка и гарантии соблюдения этическихнорм способствуют укреплению репутации профессиональных участников,свидетельствуют о высокой степени надежности и компетентности их работы. Всеэто в свою очередь ведет к повышению доверия инвесторов. А доверие инвесторовнеобходимо для того, чтобы фондовый рынок имел и сохранял необходимый емуширокий круг участников.
В международнойпрактике работы фондовых рынков огромное внимание уделяется вопросам повышениярепутации компаний – профессиональных участников рынка, честной работыпрофессионалов с инвесторами.
Международнойфедерацией фондовых бирж (FIBV) в 1992 году были сформулированы «Повсеместнопринятые принципы ведения бизнеса по ценным бумагам» (таблица 1). Эти принципыохватывают взаимоотношения: брокер-клиент, брокер-брокер, фондоваябиржа-брокер-член биржи, работодатель–работник (служащий института ценныхбумаг).
Таблица 1
Повсеместно принятыепринципы ведения бизнеса по ценным бумагамПринцип ведения бизнеса Характеристика Честность и справедливость Честность механизма ценообразования.
Так как система ценообразования на рынке ценных бумаг является наиболее важной функцией биржи, членам сообщества фондовых бирж следует соблюдать честность
ценообразования на бирже, к которой они принадлежат. Уклонение от вводящих в заблуждение действий или представлений.
Членам сообщества фондовых бирж следует идти дальше, чем уклонение от вводящих в заблуждение действий или представлений. Им следует воздерживаться от любых действий, которые бы помешали или подрывали справедливое и организованное функционирование рынка. Им не следует распространять беспочвенную или ложную информацию об эмитентах, входящих в листинг. Членам сообщества фондовых бирж следует воздерживаться от любых действий, направленных на введение в заблуждение других участников относительного истинного состояния рынка. Поэтому должно быть уделено внимание объявлению
вне закона определенных манипулятивных практик, таких как торговые сделки без изменения собственника или торговые сделки,
которые создают ложную видимость активности. Тестирование новых торговых стратегий.
Хотя манипулирование ценами (включая сделки инсайдеров) может быть воспрещено законодательством или правилами фондовой биржи, определенные торговые стратегии могут не запрещаться. При допуске новых торговых стратегий фондовые биржи должны принимать во внимание честность связанного с ними механизма ценообразования, обеспечивая, однако, чтобы такой
подход не использовался для обоснования антиконкурентной практики принятия решений. Прозрачность. Прозрачность рынка есть важный элемент справедливого ведения дел и должна поощряться, хотя биржи могут предлагать различные степени прозрачности, основываясь на собственном решении о приемлемом для них балансе между прозрачностью и ликвидностью. Тем не менее, фондовым биржам должна предоставляться отчетность о сделках, составленная немедленно и детально в том, что касается их объема и цен.
Жалобы и механизм
разрешения разногласий.
Членам фондовой биржи следует выполнять свои обязательства друг перед другом и перед клиентами. Биржам следует обеспечить механизм, который может быть не-
формальным, для быстрого и надлежащего разрешения жалоб и разногласий между членами биржи и между членами и клиентами. Старательность Выполнение наилучшим образом.
Старательность требует от члена фондовой биржи при ведении сделок выполнения приказов клиентов наилучшим образом. Это требование включает в себя выполнение агентами приказов быстро и, если это рыночный ордер, по наилучшей возможной цене, а также взимание согласованной ими обычной комиссии, размер и условия вы-
платы которой должны быть полностью раскрыты. Это требование также включает в себя исполнение сделок, по которым не
выплачивается комиссия, и приказов участников рынка за свой счет по ценам, в разумной мере связанным с рыночными ценами (особенно там, где разрешена внебиржевая торговля). В это требование также входит раскрытие клиенту базиса
повышения или понижения цены в той мере, в какой это может быть допущено рынком. В любом случае, наполнение операции должно быть раскрыто клиентам независимо от того, действует фирма как агент или
за свой собственный счет
Для российскогофондового рынка практика разработки и применения этических норм и правил работытолько формируется. Однако, стоит отметить, что изучению вопросовпрофессиональной этики участников рынка ценных бумаг уделяется все большевнимания как со стороны государственного регулятора, так и со стороны самихпрофессионалов рынка.
Например, с учетомимеющейся практики российского фондового рынка, а также западной практики функционированияаналогичных рынков, кроме квалификационных и финансовых требований российскиеорганы регулирования устанавливают основные правила осуществления конкретныхвидов деятельности на фондовом рынке, которые отражают морально–этическуюсторону работы на рынке ценных бумаг. Например, для брокеров и дилеровустановлен комплекс требований, которые нацеливают их деятельность на работу склиентами на принципах информационной открытости, взаимного доверия идобросовестности при исполнении поручений клиентов.
Федеральная службатребует от брокеров и дилеров соблюдения комплекса следующих условий:
− исполнятьпоручения исключительно в интересах клиентов в полном соответствии сполученными указаниями;
− обеспечитьсвоим клиентам наилучшие условия исполнения поручений;
− информироватьклиента о всех обстоятельствах, связанных с осуществлением сделок купли-продажиценных бумаг, в том числе о рисках, присущих данным операциям;
− не допускатьманипулирования ценами и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг путемпредоставления клиентам умышленно искаженной информации;
− совершатьсделки купли–продажи ценных бумаг в первоочередном порядке по отношению ксобственным операциям;
− исполнятьпоручения клиентов в порядке их поступления;
− обеспечитьотдельный учет ценных бумаг и денежных средств клиентов, их надлежащеехранение;
− сохранятьконфиденциальность информации об операциях клиентов и состоянии их счетов.
Требования пособлюдению норм профессиональной этики предъявляются не только профессиональнымучастникам рынка, но и компаниям, выходящим на рынок капитала, с цельюпривлечения инвестиций. Так, с 2002 г. действует Кодекс корпоративногоповедения, разработанный под руководством Федеральной службы по финансовым рынками охватывающий разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственнымиобществами. Совершенствование корпоративного поведения является одной изважнейших мер, необходимых для увеличения притока инвестиций во все отраслинациональной экономики как из источников внутри страны, так и от зарубежных инвесторов.Одним из способов совершенствования выступает введение определенных стандартов.Разработанные в кодексе стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственнымобществам всех видов, но в наибольшей мере они предназначены для акционерныхобществ, где имеет место отделение собственности от управления и поэтому наиболеевероятно возникновение конфликтов, связанных с корпоративным поведением.
Главной целью применениястандартов корпоративного поведения является защита интересов акционеров.Объясняется это тем, что чем выше уровень защиты интересов акционеров, тембольший поток инвестиций удастся привлечь российским акционерным обществам, аследовательно возможно положительное влияние на российскую экономику в целом.
Кроме государственногорегулятора изучением вопросов деловой этики занимаются саморегулируемыеорганизации.
Соблюдение правил инорм профессиональной этики, способствует стабильному и эффективномуфункционированию и развитию фондового рынка, а также привлечению на негоширокого круга инвесторов.

Список литературы
 
1.Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
2.Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынкеценных бумаг» от 5.03.1999 № 46-ФЗ.
3.Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от23.06.1999 № 117-ФЗ.
4.Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
5.«Правила осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценныхбумаг сделок с использованием денежных средств и/или ценных бумаг, переданныхброкером в заем клиенту (маржинальных сделок)» от 7.03.2006 № 06-24/пз-н.
6.«Положение ФСФР о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»от 15.12.2004 № 04-1245/пз-н.
7.«Положение ФСФР о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от16.03.2005 N 05-5/пз-н.
8.«Положение о специалистах финансового рынка» от 20.04. 2005 № 05-17/пз-н.
9.«Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам» от 30 июня 2004 года №317.
10.Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы федеральной службы пофинансовым рынкам» № 206 от 09.04.2004
11.Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Порядкалицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» от16.03.2005 № 05-3/пз-н.
12.А. Е. Гаврилов, В. А. Логинова «Рынок ценных бумаг (технический анализ»-учебное пособие, Волгоград 2006 год.
13.Рынок ценных бумаг под редакцией Е.Ф. Жукова. – М.: «Юнити», 2004 год.
14.Рынок ценных бумаг под редакцией. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы истатистика, 2001 год.