Особенности инфляции и антиинфляционной политики в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИНФЛЯЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕВОЗНИКНОВЕНИЯ
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ ИРОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕЕ СНИЖЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Инфляцияявляется сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явлениеинфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть лине с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Ноесли ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах,(например, во время войны государство выпускало большое количество бумажныхденег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-тридесятилетия во многих странах она стала хронической.
Онаобесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физическихлиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокаяинфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капиталаза границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению вовнутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансированиягосударственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средствомперераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества кболее богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.       
/>Цель курсовой работы: изучитьособенности инфляции и проведения антиинфляционной политики в РеспубликеБеларусь.
/>/>/>Задачи курсовой работы следующие:
/>/>/>1) ознакомиться с теоретическими аспектами природы инфляции;
/>/>/>2) изучить особенности бюджетной политики в РеспубликеБеларусь;
/>/>/>3) отметить особенности инфляции и роль бюджетной политики в проведенииантиинфляционных мер в Республике Беларусь.
/>/>/>При написании данной курсовой работы использовались различныеисточники. Необходимо отметить научную книгу Сакса Дж. Д., Ларрена Ф.Б.«Макроэкономика. Глобальный подход», где широко рассмотрена сущностьортодоксальных и гетеродоксальных стабилизационных программ.
/>/>/>Также был использован учебник Ивашковского С.Н.«Макроэкономика», где подробно расписано понятие и сущность антиинфляционнойполитики. Следует также отметить, что в издании «Макроэкономика:Социально-ориентированный подход» под редакцией Лутохиной Э.А. уделено многовнимания понятию и проведению антиинфляционной политики.
/>/>/>/>/>Такимобразом, в данной курсовой работе будет рассмотрена антиинфляционная политика,ее направления и инструменты, а также проводимая антиинфляционная политика вРеспублике Беларусь.
инфляцияборьба политика бюджет

/>/>/>1. ИНФЛЯЦИЯ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Термин«инфляция» (от лат. inflatio –вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданскойвойны 1861 – 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежногообращения. Широкое распространение в экономической литературе он получил в ХХв., после первой мировой войны. Инфляция представляет собой весьма сложноеявление, в котором тесно переплетаются и преломляются экономические,политические и социальные элементы. Она связана с изменением денежной массы изарождается на денежном рынке.
Наиболееобщее традиционное определение инфляциитаково: это переполнение каналовобращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызываетобесценивание денежной единицы и соответственно рост цен.
Выражаетсяинфляция в длительном общем неравновесии рынков в сторону спроса. Однако далеконе всякое неравновесие такого рода следует считать инфляционным. Сравнительнонепродолжительное превышение спроса над предложением сигнализирует лишь оработе рыночного механизма и к инфляции отношения не имеет. Когда неравновесиезатягивается надолго, превращаясь вдобавок в характерную черту не одного илидвух, а сразу многих рынков, впору говорить о развертывании инфляционногопроцесса.
Всякоели повышение цен приводит к инфляции? Цены могут повышаться вследствиеулучшения качества продукции, ухудшения условий добычи сырья. Инфляционнымсчитается непрерывный общий рост цен в течение определенного времени на товарыбез улучшения их качественных характеристик.
Инфляция –это скорость и направление изменения цен. Инфляцию характеризует не уровеньцен, а скорость их изменения. Из-за того, что инфляция обычно определяется какизменение уровня цен в течение какого-то промежутка времени, необходиморазличать факторы, влияющие на уровень цен в краткосрочном периоде, и факторы,вызывающие инфляцию в долгосрочном. [13, с.144]
 В зависимостиот формы протекания различают следующие типы инфляции: открытую и скрытую(подавленную).
Впервые внаучный обиход эти понятия ввел Б. Хансен. Открытая инфляция проявляется впродолжительном росте уровня цен, а скрытая в усилении дефицита товара и услуг.В рыночной экономике чаще всего инфляция носит открытый или ценовый характер. Вкомандной экономике – подавленный (скрытый). При открытой инфляции нарушенноерыночное равновесие восстанавливается путем быстрого изменения товарных цен.Поэтому открытая инфляция, серьезно деформируя механизм рынка, его неразрушает.
 Открытаяинфляция может проявляться в форме инфляции спроса или инфляции издержек.Инфляция спроса может порождаться избытком совокупного спроса по сравнению среальным объемом производства. Причиной избыточного спроса может явитьсяувеличение количества денег, находящихся в обращении, рост дефицитагосударственного бюджета, не зависящий от объема производства рост реальногопотребления, плановых инвестиций или чистого экспорта.
Инфляцияиздержек может возникнуть в результате изменения соотношения издержек ипредложения.
Повышениеиздержек на единицу продукции может быть из-за увеличения номинальнойзаработной платы, цен на сырье и энергию и инфляционных ожиданий и привести куменьшению прибыли и объема продукции, который фирмы готовы предложить присуществующем уровне цен.
Уменьшениепредложения товаров и услуг, в свою очередь вызовет рост цен. В зависимости оттемпов роста открытая инфляция может протекать с разной скоростью, поэтому различают:
1. Умеренную(ползучую) инфляцию, для которой характерны относительно невысокие темпы ростацен, примерно до 10-20 % в год. [19, с.250]
 2.Галопирующую инфляцию с темпом роста – от 10 до 40 % в год.
 3.Гиперинфляцию, при которой рост цен превышает 50 %. [20, с.555]
Различаютвнутренние и внешние причины инфляции. К внутренним относят: [9, с.129]
1. стремительныйрост государственных расходов – государство, используя свое монопольноеположение на эмиссию денег, прибегает к услугам печатного станка, чтоувеличивает наличную денежную массу сверх потребностей товарного обращения.
2. монополияпрофсоюзов – резко ограничивает возможности рыночного механизма определятьприемлемую для экономики ставку заработной платы.
3. рост денежноймассы – может быть следствием ошибочной денежно-кредитной политики Национальногобанка.
4. бюджетный дефицит– темпы инфляции зависят от способов его покрытия: а) денежной эмиссии; б)регулярных займов правительства в ЦБ; в) долга правительства перед своими ииностранными гражданами, перед корпорациями.
5. неверные действиягосударства в сфере налогообложения – когда ставка налога на прибыль становитсянепомерно высокой, предприниматель вынужден повышать цены.
6. милитаризацияэкономики – чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса. Кроме того,занятые в этом секторе выступают на потребительском рынке исключительно в ролипокупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличения предложениятоваров.
7. монополизациярынков – чтобы сохранить доминирующее положение на рынке монополии, стараютсяне только установить и удержать высокие цены, но и сократить размерыпредложения товаров.
8. инфляционныеожидания.
Квнешним причинам относят:
 1.импортируемая инфляция – вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренниетоварные цены.
 2.падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран – ростцен на импортируемые товары на внутреннем рынке.
3. мировая экономикаи финансовые кризисы.
Проявляясь вобесценении денег, инфляция тем самым затрагивает самые разнообразные стороныхозяйственной и социальной жизни общества. Деньги перестают нормально выполнятьсвои функции меры стоимости, средства обращения и платежа и, что особенноважно, средства накопления. Это приводит к нарушению нормального функционированиямеханизмов и индикаторов рыночной экономики, порождает неопределенность вобществе, оказывает нежелательное воздействие на распределение благ, являетсяпричиной социального и политического напряжения.
Если рост ценявляется неожиданным и его темпы трудно прогнозировать (так называемаянеожидаемая инфляция), субъекты экономики не могут к нему приспособиться.Главным последствием неожидаемой инфляции является перераспределениенационального дохода и богатства. При ожидаемой инфляции контрагенты призаключении любых контрактов учитывают ожидаемый рост цен, производитсяиндексация налогов и заработной платы и т. д. В этой ситуации, если ожидаемаяинфляция будет учтена абсолютно во всех секторах экономики и видах контрактов,перераспределения национального дохода и богатства не произойдет и ее издержкиокажутся невелики.
Но негативныепоследствия инфляции обычно более серьезны. Издержки прогнозируемой инфляциибудут невелики в случае, если все цены растут одинаковами темпами, что напрактике совсем наоборот (имеют неравномерный характер). Но опыт показывает,что при неравномерном росте цен негативные последствия ожидаемой инфляциименьше, чем неожидаемой. [7, с.154]
Негативныепоследствия инфляции:
Во-первых, входе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования. Производительутрачивает правильные ориентиры, в развитии производства в результате возникаютразличные хозяйственные диспропорции.
Во-вторых,инфляция сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладови понижению доходности сбережений.
В-третьих,утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционированиекредитно-денежной системы.
Предоставлениесредств в кредит становится невыгодным для кредитора и выгодным для должника.
В-четвертых,инфляция негативно сказывается на инвестициях. Сокращаются сбережения, чтоведет к сокращению капиталовложений. Происходит «перелив» капитала из сферыпроизводства в сферу торговли и в область спекулятивных финансовых операций.
В-пятых,инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. Финансируя дефицитбюджета путем дополнительной эмиссии, государство облагает населениеспецифическим инфляционным налогом, потому что своими действиями правительствоснижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей.Инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет.
В-шестых,инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны иведет к обесценению национальной валюты. Вследствие этого осложняется проблемапогашения внешнего долга.
В-седьмых,важным последствием инфляции является перераспределение национального дохода.От инфляции больше страдают лица, получающие фиксированные доходы (студенты,безработные и т.д.).

/>/>/>2. АНАЛИЗБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Уже в первый годнезависимости Республики Беларусь происходят изменения в структуре расходов, ихсодержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостьюсамостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РеспубликиБеларусь был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не толькоинфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсовна новые приоритеты и потребности.
Существенно увеличиласьсумма средств, используемых на выплату разницы в ценах на основные продуктыпитания, некоторые товары и т. д., для поддержания на неизменном уровнедействующих цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убыткови образование хозрасчетных фондов планово — убыточных предприятий за счетбюджета.
Появились такие новыестатьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы,связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальныхпрограмм развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживаниюгосударственного долга и т. д. В связи с расширением функций государствапоявились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержаниемполитического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительныеорганы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительствза границей и т. п.
Одной из основных задачбюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.Бюджетный дефицит — это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходятего доходы. Государственный долг — это сумма задолженности государств своим илииностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различаютвнутренний и внешний государственный долг.
Региональная бюджетнаяполитика Республики Беларусь ближе к централизованной модели. В последние годыдля бюджетного процесса было характерно повышение уровня централизации ресурсовв республиканском бюджете: удельный вес доходов республиканского бюджета (безФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2007 году составил 67,7%.
Идеальная модельпредполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствоватьобъему расходных полномочий, закрепленных за каждым уровнем государственнойвласти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходнымиполномочиями и доходными возможностями существует разрыв.
Так, расходыконсолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2007 году сложились на 52% израсходов республиканского бюджета и 48% — расходов местных бюджетов, в товремя, как доходы местных бюджетов составили соответственно 32,3% в доходахконсолидированного бюджета. 16,2% всех доходов местных бюджетов составилибезвозмездные поступления из республиканского бюджета.
Структурарасходов консолидированного бюджета представлена в таблице:
Таблица 1. Структура расходов консолидированного бюджета в2008-2009 годахФункциональная структура расходов 2008 год исполнение 2009 год проект млрд. рублей
в%
к ВВП
уд. вес в
расходах,
в% млрд. рублей
в%
к ВВП
уд. вес в
расходах,
в% Расходы — всего 59798,5 48,3 100,0 75500,4 48,7 100,0 Общегосударственная деятельность 7412,0 6,0 12,4 8870,2 5,7 11,8 Национальная оборона 1452,4 1,2 2,4 1756,3 1,1 2,3 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 2307,8 1,9 3,9 3055,3 2,0 4,1 Национальная экономика 15623,2 12,6 26,1 19107,5 12,3 25,3 Охрана окружающей среды 566,5 0,5 1,0 620,8 0,4 0,8 Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 3057,2 2,5 5,1 3939,1 2,5 5,2 Здравоохранение 4863,5 3,9 8,1 6552,0 4,2 8,7 Физическая культура, 1304,2 1,1 2,2 1722,6 1,1 2,3 спорт, культура и средства массовой информации Образование 6511,1 5,3 11,0 8855,8 5,7 11,7
Социальная политика,
из них: ФСЗН 16700,6 13301,8 13,5 10,8 27,9 22,2 21020,8 16731,9 13,6 10,8
27,8
22,2
Справочно;
Расходы — всего, без учета средств ФСЗН
Заработная плата и начисления без учета средств ФСЗН 46496,7 10974,0 37,6 8,9 77,8 18,4 58768,5 14930 37,9 12,1 77,8 19,8
Объемконсолидированного бюджета на 2009 год по расходам прогнозируется в сумме75500,4 млрд. рублей, что на 15701,9 млрд. рублей, или на 26,3 процента больше,чем в 2008 году. Без учета средств ФСЗН объем расходов составит 58768,5 млрд.рублей (с ростом на 26,3 процента).
Вструктуре расходов консолидированного бюджета возрастет доля расходов,направляемых на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечениебезопасности на 0,2 процентных пункта, на жилищно-коммунальные услуги ижилищное строительство и на физическую культуру, спорт, культуру и средствамассовой информации — на 0,1 процентных пункта, на здравоохранение -на 0,6процентных пункта, на образование — на 0,8 процентных пункта.
Несколькоснизится доля общегосударственных расходов — на 0,3 процентных пункта, расходовна финансовое обеспечение национальной обороны — на 0,1 процентных пункта, наподдержку национальной экономики — на 0,8 процентных пункта, на охрануокружающей среды — на 0,1 процентных пункта.
Расходыбюджета в 2009 году должны быть ориентированы на выполнение порученияПрезидента Республики Беларусь по увеличению средней заработной платы поэкономике и задач, определенных Программой социально — экономического развитияРеспублики Беларусь на 2006 — 2010 годы.
Однимиз основных направлений бюджетной политики на 2009 год является достижениереального роста заработной платы работников бюджетной сферы на 117,6 процента куровню 2008 года. Размер среднемесячной заработной платы работников бюджетнойсферы в среднем за 2009 год составит 947,2 тыс. рублей. В проекте.консолидированного бюджета на 2009 год учтено увеличение ассигнований навыплату заработной платы работникам бюджетных организаций (с начислениями) сростом на 36,0 процентов к уровню 2008 года.
В2009 году на параметры бюджета продолжат оказывать влияние факторы роста цен наимпортируемые в республику топливно-энергетические ресурсы. С учетом этихфакторов в бюджете на 2009 год предусмотрены расходы на:
-предоставлениесубсидий нефтеперерабатывающим заводам для возмещения стоимости импортируемогоуглеводородного сырья — в сумме 6,9 трлн. рублей;
— оплату коммунальных услуг бюджетными организациями — с ростом к ожидаемомуисполнению за 2008 год на 43,2 процента. Объем средств на 2009 год на эти целисоставит 2,5 трлн. рублей;
-расходына жилищно-коммунальное хозяйство (включая субсидирование оказываемых населениюжилищно-коммунальных услуг) — в сумме 3,4 трлн. рублей, или с ростом на 26,3процента.
Другиерасходы бюджета прогнозируются на уровне текущего года с индексацией напрогнозный рост цен и с учетом необходимости реализации программ и мероприятийв соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Беларусь.
В2009 году будет продолжена государственная поддержка предприятий, при этомпредлагается изменить условия ее оказания. Прямые формы государственнойподдержки, такие как бюджетные ссуды и финансовая помощь, сокращены до уровня,обеспечивающего выполнение уже принятых решет Президента и ПравительстваРеспублики Беларусь. Предпочтение будет отдаваться такой форме государственнойподдержки, как возмещение части процентов по кредитам.
Приформировании бюджета на 2009 год впервые внедрена программная классификациярасходов бюджета с раздельным отражением всех расходов, предусмотренных поутвержденным программам. Программная классификация позволит группироватьрасходы по крупным стратегически важным программам и вести отдельный учет попрограммам, принятым в их развитие. Перечень бюджетных программ, представленныйв проекте Закона, составлен с применением разработанной Министерством финансовпрограммной классификации и включает одну президентскую, 47 государственныхнароднохозяйственных и социальных программ, 12 специальных программ. Общийобъем средств, предусмотренный в проекте бюджета на их финансирование,составляет 8,5 трлн. рублей (без учета средств на государственнуюинвестиционную программу и государственного внебюджетного Фонда социальнойзащиты населения), или 21 процент расходов республиканского бюджета.
Приэтом 22,3 процента программных расходов в проекте бюджета занимают расходы навыполнение мероприятий в рамках четырех программ:
1. Государственнойпрограммы возрождения и развития села на 2005-2010 годы — 44 процента (3,8трлн. рублей);
2. Государственнойкомплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусскойэнергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования вреспублике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года- 14 процентов (1,2 трлн. рублей);
3.Государственной программы по преодолению последствий катастрофы б ЧернобыльскойАЭС на 2006-2010 годы — 11 процентов (958,1 млрд. рублей);
4. Государственнойпрограммы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы — 11процентов (939 млрд. рублей).
Большаячасть программных расходов (70 процентов) будет направлена на развитиенациональной экономики. Объем их финансирования в 2009 году по сравнению с 2008годом увеличится на 2,7 трлн. рублей.
Общийобъем расходов республиканского бюджета на 2009 год определен на уровне 57699,3млрд. рублей, из них средства ФСЗН составляют 16860,2 млрд. рублей. Посравнению с ожидаемым исполнением текущего года расходы увеличены на 25,6 и25,7 процента соответственно.
Впроекте республиканского бюджета на 2009 год расходы органов государственногоуправления, связанные с исполнением возложенных на них функций, запланированы всумме около 1293,0 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2008 годав 1,3 раза.
Расходыреспубликанских органов государственного управления отражены по девяти разделамфункциональной классификации расходов исходя из выполняемых ими функций:общегосударственная деятельность — 1066,5 млрд. рублей, национальная оборона — 35,0млрд. рублей, судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечениебезопасности — 86,4 млрд. рублей/л национальная экономика — 74,0 млрд. рублей,охрана окружающей среды — 3,3 млрд. рублей, жилищно-коммунальные услуги ижилищное строительство — 2,3 млрд. рублей, здравоохранение — 4,8 млрд. рублей,физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации — 14,0млрд. рублей, образование — 6,6 млрд. рублей.
Расходына выплату заработной платы по органам государственного управлениязапланированы в соответствии с основными параметрами прогноза социально — экономического развития Республики Беларусь на 2009 год исходя из штатныхрасписаний на 1 апреля 2008 года (индекс роста 1,35).
Общийобъем бюджетных ассигнований консолидированного бюджета на 2009 год по разделу«Общегосударственная деятельность» определен в сумм 8870,2 млрд. рублей.
Попроекту республиканского бюджета эти расходы (без трансфертов местным бюджетам)составят 4871,1 млрд. рублей (с ростом на 25,9 процента). По подразделу «Государственныеорганы общего назначения» предусмотрены средства на содержание:
государственныхорганов (центрального аппарата Администрации Президента Республики Беларусь,Совета Безопасности и аппарата Управления делами Президента РеспубликиБеларусь), обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь, в объеме34,4 млрд. рублей; Национального собрания Республики Беларусь — 34,9 млрд.рублей (на 36,8 процента выше уровня 2008 года);
органовгосударственного управления и других органов исполнительной власти общегоназначения — 147,4 млрд. рублей (рост на 34,8 процента); финансовых и налоговыхорганов — 453,4 млрд. рублей (рост на 32,3 процента);
органовгосударственной статистики в объеме 80,0 млрд. рублей (рост на 50,6 процента);
государственныхархивов — 9,1 млрд. рублей (рост на 33,2 процента);
иныхгосударственных органов и организаций — 145,5 млрд. рублей, в том числе нацентрализованные расходы и мероприятия Управления делами Президента РеспубликиБеларусь — 91,6 млрд. рублей.
Приформировании бюджетных ассигнований по данному подразделу учтены средстваГосударственному комитету по стандартизации на реализацию мероприятий Государственнойпрограммы «Развитие и совершенствование государственной службы единого времении эталонных частот Беларуси» на 2007-2010 годы, утвержденной постановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2007 г. № 404 иГосударственной программы «Качество» на 2007 — 2010 годы, утвержденнойпостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. №1082, соответственно в суммах 0,2 и 0,4 млрд. рублей.
Поподразделу «Международная деятельность» общий объем бюджетных ассигнований нарасходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью государства, составит396,8 млрд. рублей (с ростом на 31,9 процента).
Дляфинансирования расходов, связанных с открытием и содержанием дипломатическихпредставительств и консульских учреждений Республики Беларусь за рубежом,запланированы средства в сумме 165,7 млрд. рублей (с ростом на 35,9 процента),из них 143,9 млрд. рублей в рублевом эквиваленте валютных средств на сумму 67,7млн. долларов США, что в 1,2 раза выю ожидаемого исполнения 2008 года.
Расходыпо данному подразделу планируются в рублевом эквиваленте валютных средств:Министерству иностранных дел в сумме 154,7 млрд. рублей, Комитетугосударственной безопасности — 4,9 млрд. рублей, Министерству внутренних дел — 0,8 млрд. рублей, Министерству обороны — 5,0 млрд. рублей, Государственномупограничному комитету — 0,6 млрд. рублей.
Ассигнованияна уплату членских взносов Республики Беларусь в международные организации в2009 году планируются в сумме, эквивалентной 9,5 млрд. рублей (3475,0 тыс.долларов США), с учетом их минимизации и выполнения финансовых обязательствгосударства перед международным сообществом (в республиканском бюджетепредусмотрена уплата взносов в 5 международных межправительственныхорганизаций).
Наподдержание международных культурных и информационных связей РеспубликиБеларусь за рубежом предусмотрены средства в сумме 4,6 млрд. рублей, или сростом к 2008 году на 11,3 процента. Увеличение расходов связано с ростомсредств на оплату командировочных расходов, планируемых в сметахреспубликанских органов государственного управления, иных государственныхорганизаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, на 2009 год (на 700млн. рублей).
Указанныесредства будут использоваться в исключительных случаях при направленииправительственных делегаций или групп экспертов во внеплановые командировки всоответствии с поручениями Главы государства, а также для решения наиболееважных вопросов международного сотрудничества. Оплата командировочных расходов всоответствии с предлагаемым порядком будет правоохранительной деятельности иобеспечения безопасности 8,2 млрд. рублей.
Врасходы на содержание правоохранительных органов включено 36,9 млрд. рублейсредств, поступающих в порядке компенсации (возмещения).
Крометого, планируется направить на содержание правоохранительных органов 145,4млрд. рублей, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности.
Поразделу «Национальная экономика» отражаются расходы на обеспечение деятельностиотраслей экономики, на прикладные научные исследования, научно-техническиепрограммы и проекты, связанные с национальной экономикой, я также расходы,связанные с общими экономическими вопросами в области национальной экономики.
Общийобъем бюджетных ассигнований на поддержку отраслей национальной экономики вконсолидированном бюджете на 2009 год спрогнозирован в размере 19107,5 млрд.рублей, в республиканском бюджете -17349,8 млрд. рублей.
Основноеместо в структуре расходов республиканского бюджета на национальную экономикузанимают бюджетные ассигнования на топливо и энергетику (9158,6 млрд. рублей,что составляет 52,8 процента к общему объему ассигнований), сельское хозяйствои рыбохозяйственную деятельность (3543,1 млрд. рублей, или 20,4 процента),дорожное хозяйство (2309,0 млрд. рублей, или 13,3 процента), промышленность,строительство и архитектура (1474,0 млрд., рублей, или 8,5 процента).
Предусмотренныев консолидированном бюджете на 2009 год по подразделу «Общие экономическиевопросы» бюджетные ассигнования в размере 24,3 млрд. рублей будут выделены нарасходы, связанные с общими экономическими вопросами (регулированиемэкономической деятельности и развитием предпринимательской деятельности).
/>/>/>3. ПУТИ И СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЕЕСНИЖЕНИИ
 
Рассмотримтемпы роста цен за 1995-2008 гг. (Таблица 2).
Таблица2. Индексы цен по отдельным секторамэкономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)Показатели 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Индекс потребительских цен 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 Индекс цен производителей промышленной продукции 139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8 116,4
Индекс цен производителей
на реализованную сельскохозяйственную продукцию 150 120 124 122 111 109 132 121,8 Индекс тарифов на грузовые перевозки 145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8 130,9

Такимобразом, мы видим, что за по сравнению с 1995 годом инфляция в 2008 г.снизилась на 231%. Однако по сравнению с 2007 г. ее уровень вырос на 1,2%.
Рассмотримданную динамику более наглядно на рис. 1.
/>
Рис.1 Динамика индекса потребительских цен (в %).
Нижеприводится диаграмма, характеризующая изменение цен в июле 2008 и 2009 гг. (впроцентах к декабрю предыдущего года):
/>
Рис.2 Диаграмма изменения цен в июле 2008 и 2009 гг. (в процентах к декабрюпредыдущего года)
Индекспотребительских цен на товары и услуги в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009г. составил 100,4%. Рост цен на продовольственные товары дал 0,16% прироста сводногоиндекса потребительских цен, на непродовольственные товары – 0,16%, на платныеуслуги населению – 0,06%.
Индекспотребительских цен на товары и услуги в июле 2009 г. по сравнению с декабрем2008 г. составил 107,7%, в среднемесячном исчислении за период с начала года –101,1% при прогнозе на 2009 год – 100,7-100,9%.
/>
Рис.3. Изменение потребительских цен и цен производителей промышленной продукции
Индекспотребительских цен в июле 2009 г. по сравнению с июнем 2009 г. в РоссийскойФедерации составил 100,6%, с декабрем 2008 г. – 108,1%, в Украине –соответственно 99,9% и 108,5%, в Казахстане – 100,3% и 104,1%.
Инфляцияявляется одной из наиболее острых проблем современного развития экономики вомногих странах мира, включая и Республику Беларусь. Инфляции в Беларуси присущряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер,то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала большийили меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический
Наряду собщими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в Беларуси в 90-е годыможно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую какследствие командно-административной системы. Советской экономике было присущедлительное развитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходовв ВНП. С апреля 1991 года инфляция стала набирать темпы, а с января 1992 годаона пробрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары – гиперинфляции.Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась, нопотом ситуация резко изменилась. Были развернуты широкие социальные программы,не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В результате наложения всехэтих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой нарубеже 90-х годов вплотную подошли к гиперинфляции. Правительство РеспубликиБеларусь не смогло сдержать опасные инфляционные явления.
В итогевозникла гиперинфляция на фоне резкого спада производства. Превращение в прах сбереженийнаселения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов иактивов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падениевалютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики упредприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумагвследствие неизбежной потери части вложенной в акции, облигаций стоимости,вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода оттоварно-денежных отношений к натуральному обмену – вот неполный списокпоследствий инфляции. [10, с.12]
Свозникновением высокой инфляции в 90-х годах Республике Беларусь возникланеобходимость ее регулирования и сдерживания. Конкретные методы сдерживанияинфляции и последовательность их применения зависят от постановки правильности«диагноза»: открытая или закрытая, сбалансированная или нет. Поставить«диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанныес ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. [19,с.443]
Кардинальныеантиинфляционные меры содержались в Программе перехода к рынку, принятой в 1991году, ряде других основополагающих документах 1992-1994 годов. Однако в силуряда причин реализация важнейших их положений по существу и не начиналась. Поддавлением промышленного и аграрного лобби, т.е. проинфляционно настроенных силв Верховном Совете и Совете Министров, был избран вариант мягкой бюджетной иденежно-кредитной политики, направленной на поддержание уровня производства, втом числе неэффективного, и гарантированный уровень заработной платы любойценой, что не могло не привести в 1992-1994 годах к резкому скачку цен иухудшению макроэкономической ситуации в целом.
Ускорениетемпов денежной массы (за 1992 год средняя РДМ увеличилась в 3 раза, за 1993год – в 8,2 раз, а за 1994 год – в 10,6 раза) привело к острому валютному ифинансовому кризису. В конце 1994 – первой половине 1995 годов стабилизационныйкурс проводился более или менее последовательно. Благодаря сокращению объемовинфляционного финансирования бюджетного дефицита и весьма грамотной иответственной политике Национального банка удалось снизить инфляцию с 39,2% вянваре 1995 года до рекордно низкой отметки в 3,4% в мае и около 4% в среднемза месяц в период за май-декабрь 1995года. Однако этот период былнепродолжительным. [2, с.32]
По существу,уже с 1996 года произошел возврат к мягкой (инфляционистской) денежно-кредитнойполитике, традиционно предполагающей большие объемы эмиссии со всемивытекающими отсюда последствиями. Аналогичной была и бюджетная политика,состоявшая в перераспределении финансовых ресурсов от эффективных кнеэффективным секторам и экономическим субъектам. С конца 1996 года сталииспользоваться административные (а иногда и силовые) инструменты из арсеналакомандной системы, приостановлена приватизация, начал искусственнофорсироваться экономический рост при помощи как административного нажима, так имягкого кредитного финансирования.
В это жевремя серьезно ухудшилось финансовое состояние предприятий, организаций,колхозов. Если, например, в 1992 году убыточных среди них было 4,8%, в 1993 –6,2%, то в 1996 году – 18,4%. Рентабельность продукции составила соответственно22,1, 17,4 и 9,7%. Резко возросли суммы кредиторской и дебиторскойзадолженности, налоговая нагрузка оказалась завышенной, так как даже убыточныепредприятия должны были платить социальные налоги, платежи во внебюджетныефонды и прочие ресурсные платежи, налоговое законодательство, составленное безучета инфляции, приходилось часто менять, что привело к абсолютнойнепредсказуемости налогов и соответственно невозможности четкого финансовогопланирования на предприятиях. Представители исполнительной власти объясняли этоухудшение «недостатком денег» в экономике и требовали увеличения денежноймассы, что было совершенно ошибочно.
В 1996 годупреобладали административные методы руководства и управления экономическимипроцессами, отсутствовали практические шаги в реформировании экономики: сталивозрастать масштабы государственного вмешательства в процессы ценообразования;продолжалось искусственное поддержание относительно стабильным курсабелорусского рубля. В результате этих и других мер со стороны государствазначительная часть инфляции носила скрытый характер. В этот период объемимпорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996 год на 26,9%, аэкспорта – на 17,7%, что опять же усилило финансовые трудности отечественныхпредприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и,соответственно, провоцируя новую инфляционную волну. [2, с.32]
В 1999 годупроизошел сильный рост инфляции в Беларуси: потребительские цены увеличились в3,5 раза из-за внешних негативные факторов: 1. отсутствие внешних источниковкредитования при наличии дефицита торгового баланса; 2. рост цен на нефть(потребности республики в валюте возросли в 2,5 раза); 3. неблагоприятныеусловия для сельского хозяйства.
В 2000 годуНациональный банк Республики Беларусь добивается финансовой стабилизации, т.е.уменьшение инфляции и выход на единый курс, обеспечивая экономический рост безснижения жизненного уровня за счет кредитования хозяйства банковской системой.[8, с.41] В 2001 году инфляция остается достаточно высокой. Главная же причина- реальный сектор экономики в значительной степени функционирует в условиях«мягких бюджетных ограничений». И для подавления инфляции необходима системнаяпрограмма, охватывающая как проблемы, связанные с энерго- и ресурсосбережением,так и совершенствование системы ценообразования, налогооблажения, ужесточениебюджетных ограничений. [17, с.45]
Ситуацияначалась меняться лишь в 2002 – 2003 годах вследствие роста доли срочныхрублевых депозитов в денежной массе в национальной валюте, что и позволилонесколько нарушить связь между дефицитом бюджета и уровнем инфляционныхпоследствий. Произошедшие изменения, очевидно,связаны в первую очередь с процентной политикой Национального Банка 2000-20004годов, обеспечившая существенное превышение ставок по ним над темпами инфляциии девальвации, и стабилизацией обменного курса национальной валюты, что сохранило высокую валютную доходность рублевых инвестиций иповысило доверие к проводимой политике. [4, с. 4]
Следует также отметить, что «курс белорусского рубля, как никогдапрежде, стабилен и прогнозируем». Об этом заявил председатель правленияНационального банка нашей республики Петр Прокопович. Он отметил, в частности,что белорусский рубль укрепился по отношению к евро, практически не изменилсяего курс к доллару. А девальвация белорусского рубля к российскому составилалишь 1,3%.
Прокопович считает, что по-прежнему остается более выгоднымхранить сбережения в белорусских рублях, чем в иностранной валюте. По егословам, население это знает, поэтому вклады постоянно растут. По оценкеПрокоповича, процентная политика, проводимая в государстве, выгодна как для тех,кто хранит деньги в банках, так и для тех, кто пользуется кредитными ресурсами,т.е. предприятиям, населению. За 7 месяцев текущего года объемы кредитования встране выросли на 26%. При этом ставка рефинансирования снизилась на 10%. [5, с. 2]

В 2005 году инфляция в Республике Беларусьсоставила около 8%. Эластичность индекса цен производителей промышленной продукцииявляется весьма изменчивой, что позволяет сделать два важных вывода длянациональной экономики: во-первых, в условиях высокой доли импорта в ВВП (более70 %) зависимость Беларуси от импорта промежуточных товаров может оказыватьдостаточно ощутимое влияние на инфляцию при отсутствии внутренних источниковинфляционных возмущений (при их наличии «внешняя» инфляция может,наоборот, поглощаться «внутренней»); во-вторых, белорусскиепроизводители не способны нейтрализовать негативный эффект внешних шоков иначекак за счет роста цен, что говорит о минимуме собственных резервов управленияиздержками.
Таким образом, в настоящее время природа инфляциив Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег(вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицитагосударственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора ицелей по росту заработной платы. Иными словами, сформированы достаточныепредпосылки для того, чтобы экономика вышла из фазы бюджетно-монетарнойинфляции и вошла в фазу функционирования в инфляции издержек. При этом важнымизменением является переход в формировании денежного предложения в национальнойвалюте от канала кредитной эмиссии к каналу покупки иностранной валюты, которыйявляется менее ннфлятогенным. [4, с.8]
В современных условиях основной целью Национального банкаРеспублики Беларусь является поддержание устойчивости национальной денежнойединицы и ограничение инфляции до приемлемого уровня: 3-5% в год. Такие целиявляются общепризнанными в мировой практике.
 Сложность реализации основной целиНБ обычно состоит в том, что достижение положительных результатов по однимпоказателям вызывает, как правило, ухудшение других. Так, рост денежнойактивности за счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. В тожевремя меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшения платежного баланса,ослабляют экономический рост, ухудшают показатель занятости населения. [16,с.22]
Наиболее адекватная стратегия действий НБ:
1. использование обменного курса для борьбы синфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешнейторговли. В нашей стране необходимо отказаться от чрезмерного использованиягосударственных заимствований для покрытия бюджетного дефицита, что становитсяинфляционным фактором, когда нет реальных источников их погашения (лимитгосударственного долга).
2. формирование денежного предложения внациональной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты, т.е.обеспечение профицита платежного баланса за счет привлечения иностранныхинвестиций на чистой основе в размере не менее 4-5% ВВП.
Также большую роль в антиинфляционной политикенашей страны играет расширение инвестиционного процесса в стране, включая роствложений частного сектора, малых предприятий. Привлечение же иностранногокапитала в нашу страну остается проблемным, так как для этого нет нормальныхусловий. [14, с.328].Антиинфляционная политика Республики Беларусь должна включать также мероприятияпо обеспечению полноценной значимости отечественной валюты.
3. совершенствование системы рефинансированиякоммерческих банков.
Дальнейшее развитиеситуации синфляцией видится по одному из следующих направлений:
благоприятное — совершенствованиеобщеэкономической политики в направлении повышения эффективности управленияиздержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижениятемпов роста цен;
нейтральное— сохранение в целом текущейэкономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого ростазаработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, примененияуказанных выше инструментов;
неблагоприятное— отсутствие достаточныхпозитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеменегативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорениеинфляции, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечениеснижения инфляции за счет уменьшении собственных воспроизводственныхвозможностей реального сектора. [4, с.13]
В Республике Беларусь предпочтение будетотдаваться благоприятному направлению.
Хозяйственная практика в переходных экономиках (к которой иотносится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильностьимеет шансы на успех, когда разумно сочетаются инструменты иденежно-финансовой, и кредитной сфер с мерами по стимулированию производства,его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры. [1, с.59]
В2009 г. несмотря на сложившуюся ситуацию в мировой экономике, в БеларусиПравительство С. Сидорского планирует удержаться в годовых прогнозныхпараметрах по инфляции.
Высокоезначение инфляции сложилось в результате как объективных, так и субъективныхфакторов. В частности, рост цен произошел из-за девальвации национальнойвалюты, подорожания услуг ЖКХ и импортируемых энергоносителей. Вместе с темотдельные предприятия преднамеренно «взвинчивали цены» на своюпродукцию. В результате проверок Министерства экономики и контрольных органовискусственно завышенные цены были постепенно снижены и восстановлены на прежнемуровне.
Вфеврале 2009 г. С. Сидорский отметил, что в настоящее время отдельныебелорусские предприятия предлагают оставить в Беларуси докризисные цены, аэкспортные — сделать значительно ниже. «Такого в стране никогда не будет. Ценыв Беларуси будут такие же, по которым вы торгуете на экспорт. То есть они будутпадающими и будут соответствовать тем ценам, которые сложились на внешнихрынках», — подчеркнул Премьер-министр. «Мы в последнее время отказались отрегулирования цен на отдельные товары, но очень внимательно будем применятьантимонопольное законодательство в стране», — добавил Сергей Сидорский.
МинэкономикиРБ подготовило план антиинфляционных мер. В соответствии с документом, выход напрогнозный показатель инфляции в 2009 году предусматривается обеспечить путемреализации мер монетарной и ценовой политики, снижения издержек производства,увеличения объемов потребительских товаров и услуг и насыщения потребительскогорынка.

/>/>/>Заключение
Инфляцияесть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциямивоспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция— одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практическиво всех странах мира.
Среди причин инфляции можно выделить денежные (монетарные) инеденежные, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие. Все этифакторы воздействуют на уровень инфляции в разной степени. Необходимо знание ихмеханизма действия, для того чтобы сформулировать экономическую политику,направленную на снижение темпов роста инфляции и достичь её естественногоуровня. Для измеренияинфляции используются индексы цен, характеризующие изменение цен во времени.Наиболее наглядными, из которых являются индексы потребительских цен, индексырозничных цен, индексы цен ВВП, дефлятор ВВП.
Взависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различаютумеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В зависимости от роста цен по разнымтоварным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию инесбалансированную инфляцию. В зависимости от того, какие формы принимаетнеравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типыинфляции.
Особенностямисовременной инфляции являются: постоянная тенденция роста цен, всеохватывающийхарактер, более сложный механизм развития, опасность возникновения «импортируемой»инфляции с увеличением открытости экономики, инфляция носитсамоподдерживающийся характер. Для переходной экономики характернагиперинфляция.
Инфляцияведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом нанаселение, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а такжереальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущербот инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий,пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими,чем темпы инфляции. Инфляция увеличивает риск инвестирования, затрудняетдолгосрочное планирование, увеличивает ставку процента, что негативно влияет наэкономику в целом. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический роствнутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютныеотношения, сводит, на нет усилия по проведению структурных преобразований.
В Республике Беларусь, отсутствует четкая система целевыхориентиров монетарной политики с выделением основной цели, промежуточныхцелевых ориентиров, операционных ориентиров. Необходимо более широко применятьметоды финансового программирования, то есть разрабатывать и внедрятьэкономические модели и соответствующее программное обеспечение в практикумакроэкономического анализа и прогнозирования.
Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считаетсяинфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режиммонетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качествепромежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличиеряда факторов, одним из которых является независимость Национального банка.Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию вреспублике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующегозаконодательства.
Инфляцияпредставляет собой комплексную проблему. Для ее решения необходима системнаяпрограмма, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсообеспечением,так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточениембюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касаетсяденежно-кредитной политики, то она должна последовательно ожесточаться, но безразного рода “шоковых потрясений”.
Последнийвывод, на который бы хотелось указать, заключается в том, что как ни стоитпренебрегать достижениями современной западной экономической науки, так же нетсмысла искать готовые рецепты для решения наших проблем. Вряд ли существуютнекие универсальные пути для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляетсобой в той или иной степени специфическую систему, и для понимания природыинфляции, обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующийанализ ее экономических особенностей. Экономика нашей республики — такжеявление уникальное, поэтому методы регулирования и борьбы с инфляцией должныбыть подобраны исходя из сегодняшней белорусской реальности.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс РеспубликиБеларусь (от 16 июля 2008 г. № 412-З)
2. Закон РБ от 13 ноября 2008 г №450-З «О республиканском бюджете на 2009 год»
3. Богомолов О.Т. Реформы в зеркалемеждународных сравнений. – М.: ОАО «Издательство «Экономика»,2007. – 159с.
4. Вечерко Г., Каштанова Е. ЭкономикаБеларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусскийбанковский бюллетень. 2007. №14
5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.О.Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2007. – 432с.
6. Гаврилов В. Факторы инфляции вРеспублике Беларусь//Банковский вестник, сентябрь 2007 года.
7. Гаврильчик Л. Курс белорусскогорубля стабилен и прогнозируем// Газета «Экономические новости России иСодружества» 2007 г. сентябрь №17 (281)
8. Голубь Е. Денег станет больше//Национальная экономическая газета. 2004. 28 сентября
9. Деньги. Кредит. Банки: Учеб./ Г.И.Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.:БГЭУ, 2007. – 527с.
10. Зеленкевич М.Л. Особенностиинфляции в переходной экономике// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2007.№34
11. Ивашковский С.Н. Макроэкономика:Учеб. – М.: Дело, 2004. – 472с.
12. Инфляция в Беларуси: что, как ипочему?/ В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и др.; Под ред. Г.М.Лыча,. – Мн.: Вэвэр,2004. – 96с.
13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го анг. изд. – М.: ИНФРА-М,2007. — ХХХVII 972с.
14. Макроэкономика: Соц. ориентир.подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Подред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2007. – 320с.
15. Макроэкономика: Учеб. пособие/М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т. Мутолимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого.– М.: Новое знание, 2006. – 462с.
16. Мищенко В.В. Государственноерегулирование экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480с.
17. «Рыночное реформирование экономикиБеларуси: проблемы м пути их решения. – Мн.: 2007. – 35с.
18. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 848с.
19. Тарасов В. Банки иденежно-кредитные отношения// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2003. — №3
20. Тарасов В. Загадка рубля иинфляции. // Национальная экономическая газета. 2005. 25 июня №55.
21. Тихонов А., Ясинский Ю. О природеинфляции и денежно-кредитной политике в Беларуси// Белорусский банковскийбюллетень №24 от 28.06.2002 года.
22. Толочко Е. 2275 рублей за одиндоллар к январю 2005 года.// Национальная экономическая газета. 2004. 21сентября
23. Фридкин Л. Прекрасные слова неослабляют государственного регулирования цен // Национальная экономическаягазета. 2007. 16 августа №61.
24. Экономика: Учебник. 3-е изд.,перераб. и доп. /Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:2007.-355с.
25. Экономическая теория: Учебник/Н.И.Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. 3-е изд., переработанное и дополненное. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 752с.