СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ ИСУЩНОСТЬ
2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
3СПОСОБЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
3.1 Профилактика ипрогнозирование конфликтов
3.2 Технологияпредупреждения конфликтов
3.3 Приемы предупрежденияконфликтов
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАКСПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «конфликт» произошел от латинского conjlictus, что означает буквально«столкновение, серьезное разногласие, спор».
Известно, чтоу всех конфликтов имеется психологическая составляющая, основанная на спецификевнутренней жизни человека, а также его социальных отношениях. Средиспециалистов, занимающихся изучением конфликта, нет единой точки зрения повопросу о том, что он собой представляет. Это обусловлено рядом причин:сложностью самого феномена конфликта, а также неоднозначным пониманием того,чем вызвано его возникновение.
В настоящеевремя конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Онприсутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует встолкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни,пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где естьсотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не ввозвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить сконфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях,когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительныйхарактер, когда он перерастает эти рамки. Конфликты относятся к наиболеединамично развивающейся области психологии.
Существуютразличные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия,которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежитотсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия междудвумя или более сторонами — лицами или группами.
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется снегативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство,зависть, ревность, враждебность, обида, досада, боль, травма, стресс, апатия,ярость, гнев и т.д.
Несмотря на то что конфликт стал уже объектом изучения отдельнойдисциплины, отношение к нему в обществе в целом меняется не так быстро. Однилюди стремятся избежать конфликта любыми способами, другие доказывают, что в ихжизни конфликтов нет, третьи считают, что ругаться, драться с кем-то — это ещене конфликт. Среди имеющихся определений конфликта можно выдвинуть два основныхподхода.
Обобщенный (широкий) или конфликтологический, подход рассматриваетконфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и т.д. Тогда оконфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и неживой природы. Втаком случае падение камня на землю, столкновение двух движущихся шаров, удармячика о теннисную ракетку — все это тоже конфликт. Иными словами, происходиткак бы отождествление понятия «конфликт» со столкновением, а «конфликт» и«противоречия» становятся сопоставимыми по объему понятиями.
Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновениемнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъектаконфликта, т.е. человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и своеокружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию,имеющего свое личное мнение. Иными словами, это подход психологический, акцентирующийчеловеческую сущность взаимодействующих сторон. В этом смысле конфликт —феномен психологический.
В рассмотрении конфликта как психологического феномена можновыделить три основных направления: одно из них aкцентирует в конфликтеего поведенческий аспект, другое — восприятие противоречий, атретье рассматривает его как вид взаимодействий.
Направление, акцентирующее поведенческий антагонизм иликонфликтные действия, считает их необходимой составляющей конфликта, или,попросту, если есть противоречия, но нет конфликтных действий (драки, сражения,войны и т.д.), то можно считать, что конфликта, собственно, и нет. Конфликтстановится таковым только благодаря поведению или совершаемым действиям. Тогдавсе негативные эмоции, переживания, связанные с тем, что вас обижает, неявляются конфликтом.
Другое направление признает наличие конфликта уже при объективносложившемся антагонизме интересов, целей, мотивов и т.д. Конечно, там,где есть разные точки зрения, возможны столкновения. Люди, имеющие разные цели,ценности, мнения и представления о способах достижения этих целей, о планах ипринципах жизнедеятельности и т.д., — потенциальные носители конфликта. Однако,как известно, мы можем придерживаться диаметрально противоположных взглядов,иметь различные мотивы и цели, но при этом не враждовать, не ссориться, непроявлять агрессии. Именно внешняя реализация этих противоречий придает имсоциальную значимость, возражают авторы первого направления. Мы можем стоять напротивоположных позициях и при этом уважительно относиться друг к другу,стремиться найти понимание, общие точки, а можем упорно бороться вплоть довзаимного уничтожения, даже без достаточных на то оснований.
Третье направление подчеркивает не столько сами противоречия,сколько отношение субъекта к ним, их восприятие. Американский исследователь Д.Майерс в своей книге «Социальная психология» рассматривает этот важный аспект —восприятие конфликта. Он определяет конфликт как «воспринимаемуюнесовместимость действий или целей». Очень часто именно воспринимаемаянесовместимость не позволяет людям взглянуть на сложившуюся конфликтнуюситуацию как на задачу, требующую решения, а их внимание оказываетсяприкованным к ее неразрешимости. Вспомните, как, возможно, вы сами попадали вситуации, когда казалось, что по-другому поступить невозможно, а потомоказывалось, что выход был прост и находился так близко.
В понятии «конфликт» исходно, как и в самом конфликте, увязаныпротивоположности, разные, полярные смыслы. Подобно тому, как истинная точказрения может существовать, только если с ней сосуществует ложная, добропредполагает существование зла (хорошее — плохое и т.д.).
«Конфликт выступает как биполярное явление —противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон направленной напреодоление противоречия». Один из видных современных теоретиков в областисоциологии конфликта — Р. Дарендорф считает, что любой конфликт сводится к«отношениям двух элементов». Даже если в конфликте участвуют несколько групп,между ними образуются коалиции, и конфликт вновь приобретает биполярнуюприроду.
Стороны конфликта взаимосвязаны и одновременно противоположны.Невозможно представить себе конфликт двух никак не связанных между собой людей.Наличие общих и одновременно взаимоисключающих интересов, пересекающихся целей,ценностей, мотивов взаимодействий — непременное условие. Противостояниеинтересов предполагает существование минимум двух несовместимых друг с другомпозиций, мотивов и т.д. и невозможность принять общее решение. Эти «полюса»взаимно предполагают друг друга — как левое и правое, добро и зло, высокое и низкоеи т.д., а их противостояние становится возможным только во взаимодействии.
2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структураконфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта,обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе. Основныекомпоненты структуры конфликта:
1. Участники конфликта. В любом конфликте основнымидействующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частныелица или могут образовывать различные группы.
Степень участия в конфликте может быть различной: отнепосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта.Поэтому выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, другихучастников.
Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами илипротивоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственносовершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга.Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе слатинского означает возражающий, противник в споре.
Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта.Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если вмежличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликтизменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы ицели сторон в межличностном конфликте индивидуализированы. В межгрупповомконфликте уход или появление нового участника не влияет на конфликт. В такомконфликте незаменимость относится не к личности, а к группе.
Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой началаконфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. Если одна из сторонинициирует конфликт, то это еще не значит, что она неправа. Например, если новатор,не сумев бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, тооценка его действий будет положительной.
Однако в длительных, затяжных межгрупповых конфликтах сложноопределить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю,насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выявить тот шаг, которыйпривел к борьбе.
Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте заоппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами,группами и т.д. Они либо активными действиями, либо только своим присутствием,молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитиеконфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходеконфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многомопределяется их существованием.
Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами,связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. Вгруппу поддержки могут входить руководители или подчиненные оппонентов.
Другие участники. В данную группу входят субъекты, которыеоказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Этоподстрекатели и организаторы. Подстрекатель — это лицо, подталкивающее другогоучастника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и неучаствовать. Его задача — спровоцировать, развязать конфликт и его развитие.Организатор — лицо или группа, планирующее конфликт и его развитие,предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников.
2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любогоконфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов ицелей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторонразрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьбаможет затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряетсяпротиворечие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, покапротиворечие не разрешится.
В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, нележит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предметконфликта. В нем отражается обыденное восприятие основного противоречияконфликта.
Таким образом, предмет конфликта — это объективно существующая иливоображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это то противоречие, из-закоторого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
3. Объект конфликта.Еще одним непременным атрибутомконфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегдаудается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. Объект лежитглубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральнымзвеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину,повод к конфликту.
4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимовыделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участникиконфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Такой подходпозволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальнуюситуацию. В социальную среду включаются не только ближайшее окружение личности,но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.
3 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Конфликт, как и любые взаимодействия людей, регулируется нормамисоциального поведения. Нормативное регулирование конфликтов делает системуболее стабильной, определяет долговременный порядок развития и разрешенияконфликтов. Большое значение при этом имеют нравственные нормы, они затрагиваютнаши представления о добре и зле, правильном и неправильном поведении,справедливости и порядочности и т.п. Следовательно, здесь действуют нормы, всоответствии с которыми участники получают возможность должным образомоценивать сам конфликт, себя и другую сторону. Трудность, однако, состоит втом, что эти оценки неоднозначны, а порой весьма различны и дажепротивоположны. Все это в значительной мере определяется установками,традициями, воспитанием и т.д., но прежде всего знанием этих норм, пониманиемтого, как следует действовать в соответствующих ситуациях.
Установка толерантности призывает отказываться от такой позиции,когда единственным критерием правоты может быть сила. Такая установкапредполагает учет интересов другого человека именно тогда, когда ты самобладаешь силой, властью и т.д. Например, богатый человек добровольно, безпринуждения готов экономить воду, чтобы хватило ее и другим; если сильнейшийбоксер не «дает сдачу» наступившему ему на ногу не потому, что не может; акто-то не берет взятку не потому, что не может, а потому, что ему не позволяетсовесть, и т.д.
Если человек сумел осознать и принять толерантность как ценность,она позволяет ему в дальнейшем жить по иным (согласованным с самим собой и смиром) нормам, тогда и общество, в котором он живет, тоже будет меняться. Этоиной уровень сознания, который позволяет думать уже не только о себе исобственной шкуре, но и о других. Это расширение собственных границ,собственного мира, но не по принуждению, а добровольно, в соответствии ссобственной позицией и волей. Жены декабристов ехали в Сибирь, меняя своюкомфортную жизнь на трудности, — такова была их гражданская и человеческаяпозиция.
Стабилизирующим фактором, препятствующим возникновению конфликтов,служат положительные традиции.
Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном.Актуальной задачей является овладение необходимыми нормами социальногоповедения, соответствующими возрастным особенностям человека, отвечающимисовременным представлениям о социальной компетентности.
Другой существенной задачей является конфликтологическая грамотность,предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способамиразрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта издеструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте ит.д.
Третья важная задача — осознанное отношение к собственнымпсихологическим проблемам, понимание важности самоисследования и самоизменения,свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.Этот далеко не полный перечень мер профилактики конфликта, необходимых сегоднякаждому человеку.
Учитывая особую значимость предупредительных мер в конфликтныхситуациях, остановимся прежде всего на анализе возможных моделей поведения втакой обстановке. Существуют два cпособа овладения накопленным теорией и практикой опытом.
Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократноеиспользование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх. И чем большечеловек повторяет упражнение, тем совершеннее и прочнее будут его навыки, темувереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных конфликтныхинцидентах. Этот способ весьма полезен и эффективен.
Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения вситуации конфликта, свою технологию управления конфликтами. Здесь процесссаморазвития и самовоспитания играет очень важную роль. Использовать полученныезнания о конфликте можно и нужно в повседневной жизни для создания климатавзаимного доверия и сотрудничества. Этот подход основан на стремлении ксогласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые, уязвимыестороны партнера. Если обе стороны заинтересованы в достижении общегоположительного результата, стремятся к сотрудничеству, в таком случае конфликт решаетсяболее успешно.
Наличие общей цели и опыт совместной деятельности сближают партнеров.Чем лучше они осознают существо отдельных элементов конфликта, тем легче имбудет найти средство эффективного его решения.
Конфликтологами использован ряд способов поддержания и развитиясотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие:
1) согласие, состоящее в том, что вовлекают в общее делопотенциальных оппонентов, объединяя их общей целью;
2) толерантность к партнеру — «вхождение» в положение партнера,осознание его трудностей, выражение сочувствия; уважительное отношение к нему,хотя интересы обоих партнеров в данном контексте и расходятся;
3) взаимное дополнение состоит в использовании таких черт партнера(потенциального соперника), которыми не обладает первый субъект. Развивая ииспользуя эти качества в совместной деятельности, можно укрепить взаимноеуважение и сотрудничество и избежать ненужных конфликтов;
4) отказ от дискриминации, что означает недопущение подчеркиванияразличий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим;
5) психологическое «поглаживание» — это поддержание хорошегонастроения, положительных эмоций по самым различным поводам, что снимаетнапряженность, вызывает чувство симпатии к партнеру и тем самым заметно затрудняетвозникновение конфликтной ситуации.
Опыт показывает, что можно ввести обучение практическойконфликтологии, разрешении конфликтов, методам посредничества, веденияпереговоров. На специальных занятиях по психологии можно научиться пониматьчувства другого, считывать невербальную информацию, управлять конфликтами,справляться с напряжением, возникающим в их собственных конфликтах;преодолевать деструктивность конфликтов, в том числе внутриличностных,эффективно помогать другим в решении конфликтов.
3.1 Профилактика и прогнозирование конфликтов
Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социальноговзаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобыразрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальныхпротиворечий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечиваетсяпрогнозированием. Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованномпредположении об их возможном будущем возникновении или развитии.
Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельностисубъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимумувероятность возникновения конфликтов между ними.
Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смыслеслова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности ивзаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения илидеструктивного развития противоречий между ними.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешитьих. Как показывает практика, профилактика конфликтов не менее важна, чем умениеконструктивно их разрешать. При этом она требует меньших затрат сил, средств ивремени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которыеимеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
В современной организации деятельность по предупреждениюконфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия. Онаможет вестись по четырем направлениям:
1. Создание объективных условий, препятствующих возникновению идеструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Полностью исключитьвозникновение предконфликтных ситуаций в коллективе, организации, общественевозможно. Однако создать объективные условия для минимизации их количества иразрешения неконфликтными способами не только возможно, но и необходимо. Кчислу этих условий относятся, в частности, следующие: создание благоприятныхусловий для жизнедеятельности работников в организации; справедливое и гласноераспределение материальных благ в коллективе, организации; наличие правовых идругих нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;успокаивающая материальная среда, окружающая человека (удобная планировкапомещений, наличие комнатных растений и пр.).
2. Оптимизация организационно-управленческих условий создания ифункционирования компаний — важная объективно-субъективная предпосылкапредупреждения конфликтов. К объективно-субъективным условиям предупрежденияконфликтов относят организационно-управленческие факторы, включая оптимизациюорганизационной структуры компании, оптимизацию функциональных взаимосвязей,отслеживание соответствия работников предъявляемым к ним требованиям, принятиеоптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельностидругих работников.
3. Устранение социально-психологических причин конфликтов.
4. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда,когда оно сбалансировано. Существует пять основных балансов,сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.
Одним из них является поддержание в ходе взаимодействия балансаролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роли старшего,равного или младшего по своему психологического статусу. Если партнер принимаетотводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуациисоциального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер, и какойроли он ожидает от нас. Если ожидаемое партнером распределение ролей насустраивает, то мы играем ту роль, которую от нас ждут. Если не устраивает, тоожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Поскольку рольмладшего, как правило, менее комфортна, то для предупреждения конфликтовчеловек должен избегать значительного психологического доминирования надпартнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликтаявляется взаимодействие с окружающими на равных.
Предупреждению конфликтов способствует поддержание привзаимодействии людей и социальных групп баланса взаимозависимости в решениях идействиях. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе инезависимости. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счетсвободы тех, с кем мы взаимодействуем. В ходе общения необходимо чувствовать, какаязависимость от нас партнера не является для него дискомфортной, и поддерживатькомфортный баланс взаимозависимости.
В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другуличные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно илиподсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам.Нарушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностьюв их взаимоотношениях и возможным конфликтом. Если человек оказал сослуживцуличную услугу (подмена другого на работе, бескорыстная помощь в выполнениисрочного задания, «доставание билета», товара и пр.), а в ответ не получил стечением времени услуги примерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается,что приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, а при значительномдисбалансе — к конфликтам.
Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуя друг с другом, втой или иной степени стремятся поддержать баланс ущерба. Если человеку нанесенсущественный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб темлюдям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическимусловием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим впроцессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностногоили межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта.
Пятый баланс, сохранение которого способствует профилактикеконфликтов, состоит в сбалансированности самооценки и внешней оценки. Впроцессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Анализмежличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своейдеятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительныестороны своей личности и то, что ему удалось сделать в процессе работы. Приоценке работы других людей (особенно подчиненных) человек чаще оценивает ее потому, что подчиненному (или другому человеку) не удалось сделать по сравнению сидеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.
Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решениях и действиях,услуг, ущерба, самооценки и внешней оценки как предпосылках предупрежденияконфликтов, необходимо подчеркнуть, что речь идет не об объективном, а осубъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта можетбыть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-такисубъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.
3.2 Технология предупреждения конфликтов
Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только чтонеобходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации вконструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле словазаключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участниковконфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причинназревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами.Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах,средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательностьдействий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшеепротиворечие.
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двумнаправлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведениеоппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще иэффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения кпредконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективныхпредпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотнообщаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить своеотношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, апостепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинаетпревышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спорамогут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи.Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами: сказать, что вчем-то правы Вы, а в чем-то Ваш оппонент; свести проблему к шутке; перевестиразговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна длявас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать,что Вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппонентувернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).
3.3 Приемы предупреждения конфликтов
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупрежденияконфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять этиприемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От уменияправильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения слюдьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Дляпредупреждения конфликта необходимо уметь:
– определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» изпредконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
— понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, еслинет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
— проявлять терпимость к инакомыслию.
— заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожностии агрессивности.
— управлять своим текущим психическим состоянием, избегатьпредконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
— быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путемсотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
— общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность впартнере по общению.
— сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающимивопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокойконфликтоустойчивостью.
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего,как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования инасилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять другихтакими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этомтолерантность не является отношением безразличия (индифферентности) илиприспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвеннойпозиции — полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активнаяпозиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. Вслове «сотрудничество» изначально заложен смысл— достижение определенногосовместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитиюотношений и т.д.
Толерантность в общении — позиция личностизрелой,самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать иодновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чемоб этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее синтолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные изарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:
• предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение очеловеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры,национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;
• насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания,угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;
• экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм,осквернение религиозных и культурных символов;
• эксплуатация;
• дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку,мигрантофобия.
Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, аскрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например,задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы,должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормамповедения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы болееконкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушилправила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностьюправильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другогочеловека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости,а о категоричности суждений.
Основные критерии толерантности:
• позиция на равных и учет интересов другого;
• отказ от насилия;
• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
• подчинение правилам, законам (по доброй воле);
• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивнойлексикой);
• способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие втрудных ситуациях;
• способность личностного выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт –это наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет овзаимодействии людей. Конфликт представляет собой явление, которое играетособую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношенияхс другими людьми и в жизни общества в целом.
2. В основепредупреждения конфликтов лежат нравственные нормы и моральные ценностичеловека, которые обозначают наши представления о добре и зле, правильном инеправильном поведении, справедливости и порядочности. Порядочный и хорошовоспитанный человек просто не будет доводить ситуацию до конфликта, апостарается его предупредить.
3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном.Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающаяовладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения ипредупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивногорусла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.
4. Важнойсоставляющей предупреждения конфликта также является осознанное отношение ксобственным психологическим проблемам, понимание важности самоисследования исамоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормысуществования и сосуществования.
5.Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие ониесть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Это активная позициясторон, заинтересованных в совместном результате, который должен способствоватьпониманию, развитию отношений и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности. – 2006.- № 1.
2. Войтова С.А., Зубань Е.Н.Конфликтология. Спб., 2001.
3. ГришинаН. В. Психология конфликта. — СПб., 2000.
4. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., 2003.
5. ЕмельяновСМ. Практикум по конфликтологии. — 3-еизд. — СПб., 2004.
6. Конфликты:борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина.— М., 2007.
7. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997.
8. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. – 3-изд., исправ. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.
9. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитиеличности. — 2002. — № 2.
10. МольцМ, Я — это Я, или Как стать счастливым. — СПб., 1992.
11. ПезешкианН. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. — СПб.,2001.
12. СкоттД. Г. Конфликты: пути их преодоления. — Киев, 2001.
13. СкоттД. Г. Сила ума: Способы разрешения конфликтов. — СибВИС, 1994.
14. СолдатоваГ. У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренингтолерантности для подростков. — М., 2000.
15. Социальнаяпсихология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. — М., 2004.