Анализ доходов и расходов предприятия ОАО Брянский хлебокомбинат Каравай

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическое содержание доходов и расходов организации
1.2 Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации
1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов
2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «БРЯНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ «КАРАВАЙ» »
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ имущества и источников его формирования
2.3 Анализ состава, структуры и динамики доходов организации
2.4 Анализ состава, структуры и динамики расходов организации
3 РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «БРЯНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ «КАРАВАЙ»»
3.1 Мероприятия по увеличению доходов организации
3.2 Мероприятия по снижению расходов организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Независимо от того, каков профиль деятельности предприятия, в процессе деятельности всегда происходит формирование его доходов и расходов. Именно эти аспекты деятельности наиболее важны для всех заинтересованных сторон — собственников предприятия, сотрудников, государства, поскольку успешное их формирование и правильное планирование позволяют всем участникам производственной деятельности в конечном итоге достичь своих финансовых целей — в первую очередь увеличения благосостояния и качества жизни, получения прибыли.
Правильный учет и анализ доходов и расходов важен для отражения деятельности предприятия. Доходы и расходы предприятия влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли. Это и обусловило актуальность выбранной темы.
Однако, несмотря на наличие уже имеющейся исходной концептуально-методологической базы исследования, существуют практические недоработки, связанные с недостаточной проработкой методических основ учета и анализа доходов и расходов, осложняющие формирование системно-целостного представления о предмете исследования.
Несмотря на разноаспектное рассмотрение актуальных проблем учета доходов и расходов предприятий, вопросы направлений его совершенствования не вызывают сомнений, однако существуют различия в методико-методологических подходах исследователей к их определению. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью исследуемой проблематики обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, формулировку его цели и задач.
Целью курсовой работы является — изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты анализа доходов и расходов предприятия;
провести анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай »»;
обозначить основные мероприятия по увеличению доходов и снижению расходов организации.
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай »».
Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории.
Данная курсовая работа основывается на использовании следующих методов: экономико-математического, расчётно-конструктивного, статистико-аналитического, табличного, графического, сравнения.
В процессе исследования и проведения анализа доходов и расходов, определения недостатков, тенденций и особенностей функционирования использованы категориальный, субъектно-объектный, комплексный, системный подходы, сравнительный анализ, экономико-статистический анализ, маржинальный анализ и динамические ряды.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные бухгалтерской и оперативной отчетности ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» за 2007-2009 гг., нормативные, директивные и методические документы Министерства финансов Российской Федерации, материалы периодической печати по исследуемой проблеме.
Методической и теоретической основой курсовой работы являются: нормативные акты, монографии так же литература по анализу финансового состояния предприятия, финансового менеджмента, публикации в экономических журналах и газетах. Авторов: Баканова М.И., Шеремета А.Д., Ковалева В.В., Савицкой Г.В., Нечитайло А.И. и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Курсовая работы изложена на 51 листе машинописного текста, включает 9 таблиц, приложения. Список используемой литературы представлен 25 источниками.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическое содержание доходов и расходов организации
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников.
В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организации все доходы организации подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
Доходы, не относящиеся к доходам от обычных видов деятельности, являются прочими доходами.
Организации имеют право самостоятельно относить те или иные виды поступлений к доходам от обычных видов деятельности или к прочим доходам в зависимости от характера деятельности организации, вида доходов и условий их получения.
В бухгалтерской отчетности организации, в частности в отчете о прибылях и убытках, доходы организации, полученные за отчетный период должны отражаться с подразделением на выручку и прочие доходы. Понятие «выручка от продажи» соответствует понятию «доходы от обычной деятельности» (п. 5 ПБУ 9/99).
В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» установлен показатель «Доходы и расходы по обычным видам деятельности. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)». Таким образом, использование понятия «Выручка от реализации» в бухгалтерском учете не соответствует требованиям нормативных документов.
На практике специалисты Минфина России не используют это понятие в целях бухучета, его применяют только независимые консультанты.
Доходами от обычных видов деятельности согласно п. 5 ПБУ 9/99 является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка). В зависимости от вида деятельности организации выручкой считаются:
суммы поступившей арендной платы, если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;
суммы поступивших лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности, если предметом деятельности организации является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
суммы поступлений, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, если предметом деятельности организации является участие в уставных капиталах других организаций.
Условия, при наличии которых выручка признается в бухгалтерском учете организации, приведены в п. 12 ПБУ 9/99. Перечислим эти условия:
организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
сумма выручки может быть определена;
имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Для признания в бухгалтерском учете выручки необходимо, чтобы выполнялись все пять условий одновременно.
В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:
суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС), акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и тому подобного. Например, ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) определено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение и комиссионер вправе в соответствии со ст. 410 ГК РФ удержать причитающееся ему вознаграждение из всех сумм, поступивших к нему от комитента. Таким образом, доходом комиссионера будет признаваться только сумма его вознаграждения по договору;
в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг, а также суммы авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг. Суммы, полученные в порядке предварительной оплаты и суммы авансов, не включаются в доходы до момента отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данные суммы отражаются на отдельном субсчете к счету, предназначенному для учета расчетов с покупателями и заказчиками;–PAGE_BREAK–
задатка, так как согласно ст. 329 ГК РФ он является одним из видов исполнения обязательств. Задатком согласно ст. 380 ГК РФ признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство обеспечения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке заключается в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли поступившая сумма задатком, она считается уплаченной в качестве аванса;
в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;
в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками. Обязанностью заемщика является возврат заимодавцу той же суммы денег (суммы займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Так как заемщик обязан возвратить полученную по договору сумму займа, данная сумма не признается доходом заимодавца.
Расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала предприятия.
В зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации все расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Таким образом, расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, представляют собой прочие расходы организации.
Не признаются расходами организации выбытие активов:
в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью [4, с.64].
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.
Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расходам.
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности формируют:
1) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
2) расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) [5, с.87].
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.
Прочими расходами организации являются, в частности:
расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций.
Перечисленные расходы являются прочими только в том случае, если виды деятельности, при осуществлении которых эти расходы произведены, не являются предметом деятельности организации.
Помимо уже названных, в состав прочих расходов также включаются:
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и другое), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности [11, с.54].
1.2 Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации
Результативность анализа доходов и расходов предприятия в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для проведения анализа делятся на:
нормативно-плановые;
учетные;
внеучетные.
К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежат бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые содержатся в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования [9, с.32].
Наиболее важными среди документов бухгалтерского учета являются формы отчетности, утвержденные Приказом Минфина Российской Федерации от 22.07.2003 г. № 67н:
форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;
форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;
форма № 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу».
Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.
Оперативный учет и отчетность способствуют более своевременному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
Учетным документом согласно нашей классификации является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия [13, с.27].
Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся следующие документы:
Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.
Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).
Техническая и технологическая документация.
Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах – хронометраж, фотография и т.п.
Информация об основных контрагентах предприятия – поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.
Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации – Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.
Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).
Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).
Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др [14, с.38-39].
Документальную информацию для проведения анализа доходов и расходов предприятия можно также классифицировать по ряду признаков в соответствии с рисунком 1.
По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации – это данные статистического» бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации – это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.
/>
Рис. 1.2.1. Классификация документальной информации
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.
По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте [15, с.52].
Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).
По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).
1.3 Методика проведения анализа доходов и расходов
В ходе структурного анализа выясняются основные соотношения, связанные с получением выручки от реализации, и произведенные с этой целью затраты. Информация для анализа продаж, необходимого для составления прогнозов на следующий период (периоды), доступна в полном объеме лишь внутреннему аналитику. В ходе такого анализа должно быть установлено: каковы основные элементы получения выручки; насколько зависим спрос от цен на продукцию (т. е. эластичность спроса); существует ли у предприятия возможность приспособиться к изменению спроса путем модификации выпускаемой продукции или введения на рынок новых товаров; какова степень концентрации покупателей; насколько велика зависимость от основных покупателей; какова диверсификация продукции по географическим рынкам сбыта.[10, с. 114]
Для многоотраслевых предприятий или предприятий, функционирующих на различных географических рынках сбыта, необходимо оценить информацию о доходах в разрезе отдельных сегментов сбыта. Дело в том, что вклад отдельных сегментов в получение общего объема реализации, как правило, различен. Следовательно, для того чтобы оценить перспективы многопрофильных предприятий, а также риски их деятельности, следует отдельно проанализировать доходы и расходы по каждому сегменту. С этой целью в международной практике используется сегментарная отчетность, рекомендации по составлению которой содержатся в Международном стандарте финансовой отчетности № 14. В российской практике предусматривается отражение информации о структуре реализации в разрезе отдельных сегментов в пояснительной записке.
При анализе расходов основная проблема — убедиться в соответствии доходов и расходов данного периода. Другая проблема состоит в том, чтобы отойти от принятого в нашей стране налогового подхода к формированию себестоимости продукции (работ, услуг). Известно, что российской практике присущ подход, при котором за государством закреплено право определять возможность для предприятий включения или невключения тех или иных расходов в себестоимость. Данный подход реализован в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.[7, с. 65]
Изменения и дополнения к Положению о составе затрат, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 661, хотя и содержат утверждение о том, что все произведенные организацией затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции, подлежат включению в себестоимость продукции, полностью данный подход не выдерживают.
В то же время инструкциями Минфина России о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности предусмотрено, что при определении себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) следует руководствоваться указанным постановлением. В результате по объективным причинам достоверность результатов анализа прибыльности деятельности, проводимого на основании данных отчета о прибылях и убытках, не обеспечивается.
Данная информационная ограниченность должна быть учтена при проведении внутреннего анализа финансовых результатов, главной задачей которого должно стать объективное отражение доходов и расходов с целью выявления реальной доходности деятельности предприятия.
Во всем мире признается, что финансовая отчетность, на основе которой внешние пользователи принимают управленческие решения, должна содержать полную информацию о затратах, связанных с производством и реализацией продукции, а не о той их части, что учитывается при расчете налогооблагаемой базы. Именно сопоставлением полной суммы затрат с выручкой определяется их эффективность. В противном случае расчет показателей эффективности (рентабельности) затрат теряет экономический смысл.
Дополнительная информация о структуре расходов и их динамике может быть получена при анализе соотношений: «себестоимость/выручка»; «коммерческие расходы/выручка»; «управленческие расходы/выручка». По динамике данных соотношений делают выводы о том внимании, которое уделяется на предприятии разным функциям управления: административно-управленческой; коммерческо-сбытовой, а также о способности предприятия управлять соотношением «затраты/доходы».
Тенденция к росту указанных соотношений может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над издержками. В этой связи может быть полезным постатейное рассмотрение расходов с целью выявления резервов их снижения. Так, в составе управленческих расходов согласно Типовой номенклатуре статей выделяют: расходы на управление предприятием; общехозяйственные расходы; налоги, сборы и отчисления; непроизводительные расходы. Анализ должен выделить в составе каждой группы контролируемые и неконтролируемые расходы с тем, чтобы оценить реальную возможность их снижения.[15, с. 61]
Главная цель отчета о прибылях и убытках состоит в прогнозировании будущих доходов. Для этого необходимо рассмотреть каждый элемент отчета и оценить вероятность его присутствия в будущем.
Вероятность получения доходов или возникновения расходов в будущем определяется их стабильностью. Поэтому в отчете о прибылях и убытках аналитик должен выделить статьи стабильно повторяющиеся и чрезвычайные. Необходимость такого деления связана с тем, что для целей прогнозирования финансовых результатов должны быть использованы показатели, очищенные от влияния чрезвычайных операций. Например, бухгалтерская прибыль испытывает влияние таких операций, как списание основных средств с баланса по причине их морального износа, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение производства, отражение убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, судебных издержек и многих других фактов хозяйственной деятельности, имеющих, как правило, случайный характер.
Низкая вероятность возникновения данных операций в будущем обусловливает необходимость уточнения полученного результата и использования в прогнозном анализе уже скорректированной величины.
При отнесении прибылей и убытков к разряду экстраординарных требуется, чтобы были соблюдены оба условия. В качестве примера экстраординарных статей можно назвать убытки, связанные со стихийными бедствиями, изменения в методах учета, корректировки финансового результата прошлых периодов и некоторые другие. В отчете о прибылях и убытках данные статьи показываются отдельно после отражения показателя прибыли после налогообложения, а их содержание раскрывается в комментариях к отчету.[13, с. 72]
В свою очередь в соответствии с требованиями МСФО № 8 в составе финансового результата рекомендуется выделять результат от обычной деятельности и результаты чрезвычайных операций.
Российские нормативные акты также указывают на необходимость раскрытия информации обо всех существенных статьях отчета о прибылях и убытках. Одной из причин данного требования является обеспечение аналитика корректной информацией о финансовых результатах предприятия.
Редкие и чрезвычайные статьи отчета о прибылях и убытках российских предприятий отражаются, как правило, в составе прочих внереализационных доходов и расходов. [8, с. 112]
Критерием отнесения результатов финансовых операций в состав обычной деятельности также является регулярность их получения. Например, если предприятие имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, то доходы от участия в других организациях войдут в расчет финансового результата от обычной деятельности.
В целях повышения достоверности финансового прогнозирования и составления прогнозного отчета о прибылях и убытках применяются расчет и анализ динамики показателя, определяемого как отношение финансового результата от обычной деятельности к выручке.
Как отмечалось ранее, все существенные статьи, попадающие в состав чрезвычайных, должны быть раскрыты в пояснениях к отчетности.
Другим приемом оценки «качества» получаемой чистой прибыли (чистая прибыль рассматривается как конечная характеристика наращения собственного капитала) является анализ динамики внутренних показателей доходности: «результат от реализации/выручка»; «результат от финансово-хозяйственной деятельности/выручка»; «результат отчетного года/выручка»; «чистая прибыль/выручка». Очевидно, что каждый следующий показатель испытывает влияние все большего числа факторов. Имея в виду, что последний показатель является обобщающим, расчет промежуточных показателей используется для лучшего понимания причин его изменения. Цель такого анализа — подтвердить стабильность получения данного чистого дохода с каждого рубля продаж.[6, с. 83]
2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «БРЯНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ «КАРАВАЙ» »
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Брянский хлебокомбинат «Каравай», учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992г. №721 путем преобразования государственного булочно-сухарного предприятия «Брянское» и является его правопреемником.
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «Брянский хлебокомбинат «Каравай».
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай».    продолжение
–PAGE_BREAK–
Почтовый адрес: 241019, г. Брянск, ул. Красноармейская, 142.
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» является специализированным предприятием хлебопекарной промышленности по выпечке хлебобулочной и бараночной продукции, а так же кондитерских изделий. Целью Общества является извлечение прибыли.
Основными видами деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» являются:
— производство хлебобулочных и кондитерских изделий;
— фирменная торговля;
— иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество в праве в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за её пределами. Общество имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием. Производственно-финансовую деятельность Общество осуществляет на договорной основе, при этом Общество свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйствования, если это не противоречит действующему законодательству РФ и настоящему Уставу (Приложение 1).
На рисунке 2.1.1. представлена организационная структура предприятия.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.
Рисунок 2.1.1. Организационная структура управления ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности, размеры производственно – коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово – экономической самостоятельности.
ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай» имеет 5 производственных линий, производительностью 30 тонн в сутки:
Кондитерский цех:
— Тортовая линия;
— Пряничная линия.
Хлебный цех:
— Хлебная линия;
— Булочные штучные изделия;
— Сухарно-бараночная линия.
Основными функциями управления на предприятии являются следующие.
Общее руководство предприятием и его подразделениями:
прогнозирование перспектив развития комбината;
изучение рыночной информации;
проведение переговоров, заключение договоров;
координация всей деятельности.
Оперативное руководство:
контроль за производством и сбытом продукции;
осуществление сделок по реализации продукции;
контроль за дисциплиной.
Организация труда и заработной платы:
разработка положения об оплате труда;
проведение наблюдений по использованию рабочего времени;
расчеты по начислению заработной платы.
Организация материально-технического снабжения:
организация работы с поставщиками сырья;
определение требований по закупаемым ресурсам;
проведение переговоров и заключение договоров
Экономический анализ финансово- хозяйственной деятельности:
анализ доходов и расходов;
анализ себестоимости продукции;
анализ получения прибыли;
анализ использования ресурсов;
проведение комиссий.
Отчетность:
составление всех видов отчетов;
сдача (прием) отчетной документации.
Комплектование, подготовка и переподготовка кадров:
анализ функционирования системы управления персоналом;
решение вопросов приема, увольнения и перестановки кадров;
вопросы премирования и наказаний;
организация повышения квалификации.
Общее делопроизводство и техническое обслуживание аппарата управления:
система работы с документами;
автоматизация управленческого учета.
Таблица 2.1.1
Численность работников ОАО «Брянский Хлебокомбинат «Каравай» в 2007 – 2009 г.г.
Показатели
2007г.
2008г.
2009г.
2009-2007гг., %
Всего работников,
547
550
567
103,5
в том числе:

— промышленно-производственного персонала

350

335

326

93,1
— работники аппарата управления
162
167
173    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
1,93
10
Финансовый рычаг
14,2
8,9
7,2
11
Рентабельность активов
0,061
0,042
0,032
В 2007г. 9% краткосрочных обязательств предприятие могло погасить на контр-дату. В 2009г. этот показатель составил 15,2%. Обычно специалисты устанавливают норму по этому коэффициенту 20-30%. Наши показатели намного ниже рекомендуемых.
Специалисты рекомендуют норму 1.1 – 2. У нас в 2007г. коэффициент составлял 1,034. Исходя из того, что величина коэффициента в 2009г. соответствует нормативу (1,128), можно сказать, что предприятие пытается выйти из кризиса, хотя оно и близко к грани своей платежеспособности.
Рентабельность продаж показывает соотношение прибыли и от реализации и выручки. В 2007г. прибыль от реализации в составе выручки составила 3,6%, в 2009г. 4,6%. В принципе, это благоприятный знак, т.к. рентабельность продаж растет.
Структура финансового результата показывает соотношение финансовых результатов предприятия, а именно чистой прибыли и прибыли от реализации. По отношению к прибыли от реализации чистая прибыль в 2007г. составила 63%, в 2009г. соответственно 41%. Произошло это вследствие того, что темпы роста прибыли от реализации несколько выше темпов роста чистой прибыли.
Доходность (отдача активов) показывает соотношение выручки и актива. Сколько 1 рубль нашего имущества приносит прибыли. В 2007г. этот показатель составил 3380 руб., в 2009г. – 1930 тыс. руб. То есть доходность активов за отчетный период снизилась, за счет того, что возросли оборотные активы предприятия. Темпы роста выручки были ниже.
Рентабельность активов показывает, сколько приносит прибыли до налогообложения 1 руб. вложенных активов. В 2007г. этот показатель составил 61 руб., в 2009г. 32 руб. Это отрицательный показатель, так как рентабельность наших активов низкая [Приложения 2,3,4].
По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» можно сделать вывод, что предприятие не имеет убытков, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенных в срок займов и кредитов. Данные анализа показывают, что ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» принимает определенные меры для повышения финансовой устойчивости и ликвидности, способствует росту обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Способом пополнения оборотных активов является увеличение размера заемных источников через привлечение краткосрочных банковских кредитов, а также увеличение реального собственного капитала за счет накопления прибыли. [Приложения 2, 3 ,4]
2.3 Анализ состава, структуры и динамики доходов организации
Анализ состава и динамики балансовой прибыли ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» анализ начинается с оценки динамики показателей балансовой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую прибыль.
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2 (таблица 2.3.1).
Все показатели деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» за отчетный период выросли:
— выручка от продаж за анализируемый период выросла на 41125 тыс. руб.
-себестоимость реализованных товаров и услуг выросла на 37145 тыс. руб.
— валовая прибыль выросла на 3980 тыс. руб.
— управленческие расходы сильно возросли, на 640 тыс. руб. в 2008г., и на 1570 тыс. руб. в 2009г. по сравнению с 2007г.
Таблица 2.3.1
Анализ основных элементов формирования финансовых результатов деятельности ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» в 2007-2009г.г.
Показатели
2007 г. тыс.руб.
2008 г тыс.руб.
Измене
ние,
2008-2007г.
2009г. тыс.руб.
Измене
ние,
2009-2007г.
Выручка от продажи
57155
75410
18255
98240
41085
Себестоимость реализованных товаров
53205
70484
17279
90350
37145
Валовая прибыль
3910
4926
1016
7890
3980
Управленческие расходы
1830
2470
640
3400
1570
Прибыль (убыток) от продаж (Р)
2080
3310
1230
4490
2410
Прочие доходы
255

-255

-255
Прочие расходы
720
1545
825
2345
1625
Прибыль до налогообложения
1670
1800
130
2145
475
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательства

аналогичные
218
230
12
290
72
Чистая прибыль (убыток), не-распределенная прибыль (убыток)
1452
1670
218
1855
403
— прочие расходы выросли на 1625 тыс. руб.
— прибыль до налогообложения в 2008г. увеличилась на 130 тыс. руб., а в 2009г. выросла на 475 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом.
— налог на прибыль и иные аналогичные обязательства вырос на 72 тыс. руб.
— чистая прибыль в 2008г. увеличилась на 218 тыс. руб., а в 2009г. выросла на 403 тыс. руб. по сравнению с 2007г.
Анализируя данные финансовой отчетности выявлен финансовый результат: прибыль в 2007 г. составляла – 1452 тыс. руб., в 2008 г. – 1670 тыс. руб., а в 2009 г. — 1855 тыс. руб.
Рассмотрим факторы повлиявшие на сумму балансовой прибыли.
Изменение суммы балансовой прибыли в сопоставлении 2008 года с 2007 годом произошло за счет следующих факторов:
— прибыли от реализации продукции (Пр)
ПрD2008/2007 = 3310 — 2080 = 1230 тыс.руб.
— прочих доходов (Од)
ОдD2008/2007 = — 255 тыс.руб.    продолжение
–PAGE_BREAK–
— прочих расходов (Ор)
ОрD2008/2007 = 1545 — 720 = +825 тыс.руб.
Рассмотрев факторы влияющие на сумму балансовой прибыли мы видим, что на увеличение балансовой прибыли повлияло увеличение прибыли от реализации продукции. А на снижение балансовой прибыли повлияло снижение увеличение прочих расходов.
В результате влияния рассматриваемых факторов балансовая прибыль ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» в 2008 году увеличилась относительно балансовой прибыли 2007 года на 218 тыс. руб.
Изменение суммы балансовой прибыли в сопоставлении 2009 года с 2008 годом произошло за счет следующих факторов:
— прибыли от реализации продукции (Пр)
ПрD2009/2008 = 7890 — 4926 = +2964 тыс.руб.
— прочих расходов (Ор)
ОрD2009/2008 = 2345 — 1545 = +800 тыс.руб.
На увеличение балансовой прибыли оказало влияние: увеличение суммы прибыли от реализации и прочих доходов. На снижение балансовой прибыли повлияло увеличение прочих расходов.
В результате влияния рассматриваемых факторов балансовая прибыль ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» в 2009 году увеличилась относительно балансовой прибыли 2008 года на 185 тыс. руб.
Следует также отметить, что величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.
2.4 Анализ состава, структуры и динамики расходов ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»»
Проедем анализ расходов ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» (таблица 2.4.1).
Проведя анализ расходов, мы видим, что общая сумма расходов за анализируемый период увеличилась на 36985 тыс. руб., из них увеличились:
— Материальные затраты на 18573 тыс. руб.;
— Затраты на оплату труда на 9287 тыс. руб.;
Таблица 2.4.1
Анализ основных элементов формирования расходов ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» в 2007-2009г.г.
Показатели
2007 г. тыс.руб.
2008 г тыс.руб.
2009г. тыс.руб.
Измене
ние,
2009-2007г., тыс. руб.
Материальные затраты
36602
45242
55175
18573
Затраты на оплату труда
23301
27621
32588
9287
Отчисления на социальные нужды
6462
7589
8875
2413
Амортизация
5560
6456
7871
2311
Прочие затраты
8335
9940
12736
4401
Итого по элементам затрат
80260
96848
11245
36985
Изменение остатков (прирост [+], уменьшение [-]):
— незавершенного производства

6501

(3541)

8576

2075
— расходов будущих периодов
519
865
(1712)
-2231
— резервов предстоящих расходов
803
282
(658)
-1461
— Отчисления на социальные нужды 2413тыс. руб.
— Амортизация на 2311 тыс. руб.;
— Прочие затраты на 4401 тыс. руб.
Анализируя состав затрат, можно сказать, что наибольшую сумму затрат составляют материальные затраты.
Также мы наблюдаем увеличение незавершенного производства на 2075 тыс. руб.
Расходы будущих периодов уменьшились на 2231 тыс. руб. Резервы предстоящих расходов также уменьшились на 1461тыс. руб.
Таким образом, мы видим, что у предприятия существует достаточно большая сумма расходов, которые необходимо снизить для увеличения получения прибыли.[Приложения 2, 3, 4]
3 РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ОАО «БРЯНСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ «КАРАВАЙ»»
3.1 Мероприятия по увеличению доходов ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»»
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
увеличение выпуска продукции,
улучшение качества продукции,
продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,
снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,
диверсификация производства,
расширение рынка продаж и др.
Проанализировав финансовое состояние предприятия, можно сделать вывод, что финансовое состояние ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» устойчивое.
Для улучшения финансового состояния можно порекомендовать ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» изменить финансовую стратегию.
Основными задачами финансовой стратегии являются:
исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного состояния предприятия;
определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и так далее;
выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;
обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;
обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;    продолжение
–PAGE_BREAK–
определение способов проведения успешной финансовой стратегии и использования новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров к работе в рыночных условиях, организационного и технического уровня;
изучение финансовых стратегических взглядов и возможностей вероятных конкурентов;
разработка способов выхода из кризисной ситуации.
Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.
Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых определяется, например, направления распределения прибыли.
Таким образом, успех финансовой стратегии гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным возможностям, централизацию руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.
Предложения к формированию финансовой стратегии разрабатываются на основе выводов финансового анализа по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и их влияния на структуру баланса (построение прогноза Баланса и Отчета о прибылях и убытках).
3.2 Мероприятия по снижению расходов ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»»
В традиционном представлении важнейшими путями снижения расходов является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.
Так, значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достигнуть различными способами. Наиболее важные из них — механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий, замена и модернизация устаревшего оборудования. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда. Нередко предприятия (фирмы) приобретают или берут в аренду дорогостоящее оборудование, не подготовившись к его использованию. В результате коэффициент использования такого оборудования очень низок. Затраченные на приобретение средства не приносят ожидаемого результата.
Важное значение для повышения производительности труда имеет надлежащая его организация: подготовка рабочего места, полная его загрузка, применение передовых методов и приемов труда и др.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов можно достигнуть путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.
Рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов (арендная плата за складские помещения, потери при длительном хранении, потери, связанные с инфляцией и др.). Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы, связанные с размещением заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов.
При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными. Однако возрастут затраты на подготовку производства.
В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину расходов производства до оптимального уровня.
Благодаря прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Основными путями улучшения финансового состояния предприятия ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» на наш взгляд, могут являться следующие:
— переход на упрощенную систему налогообложения;
— снижение основных затратных статей себестоимости.
Проанализировав ранее себестоимость ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» по элементам затрат, мы увидели, что наибольший удельный вес имеют материальные затраты.
При снижении материальных затрат на 20% предприятие получит значительный прирост конечного финансового результата.
Составим прогнозный «Отчет о прибылях и убытках» ОАО ««Брянский хлебокомбинат «Каравай»» (таблица 3.2.1).
Таблица 3.2.1
Прогнозный «Отчет о прибылях и убытках» ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»»
Наименование показателя
Значение
Изменение
(+, -)

2009г.
Прогноз

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.
98240
99220,2
+2013,2
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
90350
72280
-18070
Валовая прибыль, тыс. руб.
7890
26940,2
+19050,2
Таким образом, в результате снижения себестоимости продукции на 20%, валовая прибыль ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» увеличится на 19050,2 тыс. рублей или более чем в два раза.
Рассчитаем планируемый процент снижения себестоимости при реализации данного проекта:
для начала определим абсолютный размер экономии по формуле:
/>, (1)
где Эабс.ср.т.п. — абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi — плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni — то же, по себестоимости планового периода (23448 — 910,2 = 22537,8), тыс. руб.
Эабс.ср.т.п.= 102430-98945=3485 тыс. руб.
Рассчитаем искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
/>(2)
Теперь рассчитаем процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’тп):
/>, (3)
где Зтпб — затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде;
Зтпп — затраты на 1 руб. товарной продукции в плановом периоде, коп.
S’mn = (0,93 – 0,89) / 0,93 *100 = 4,3%
Таким образом, при реализации проекта по снижения себестоимости производимой продукции мы получаем такие результаты: себестоимость производимой продукции должна снизиться почти на 3,4 %, затраты на 1 рубль товарной продукции уменьшатся на 4,3 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ финансовой устойчивости ОАО ««Брянский хлебокомбинат «Каравай»» показал, общая стоимость имущества ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» увеличилась в 2009г. на 13085 тыс. руб. по сравнению с 2008г. и на 30170 тыс. руб. по сравнению с 2007г. К концу отчетного периода удельный вес основных средств и оборотных средств по сравнению с предыдущим годом составил 128,7 и 205,7% соответственно, то есть увеличился в 2 раза.
Основной прирост стоимости имущества связан с увеличением стоимости оборотных активов в части краткосрочной дебиторской задолженности и запасов
За отчетный период увеличилась доля собственного капитала с 7,04% до 13,9% соответственно, сократилась доля заемного капитала с 92,96% до 86,12%, что является положительным фактом в работе предприятия.
Все показатели формирования финансовых результатов деятельности ОАО ««Брянский хлебокомбинат «Каравай»» за отчетный период выросли:    продолжение
–PAGE_BREAK–
— выручка от продаж за анализируемый период выросла на 41125 тыс. руб.
-себестоимость реализованных товаров и услуг выросла на 7145 тыс. руб.
— валовая прибыль выросла на 3980 тыс. руб.
— управленческие расходы сильно возросли, на 640 тыс. руб. в 2009., и на 1570 тыс. руб. в 2008. по сравнению с 2007.
— прочие доходы уменьшились на 255 тыс. руб.
— прочие расходы выросли на 1625 тыс. руб.
— прибыль до налогообложения в 2008г. увеличилась на 130 тыс. руб., а в 2009г. выросла на 475 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом.
— налог на прибыль и иные аналогичные обязательства вырос на 81774 тыс. руб.
— чистая прибыль в 2008г. увеличилась на 218 тыс. руб., а в 2009г. выросла на 403 тыс. руб. по сравнению с 2007г.
Анализ ликвидности показал, что баланс предприятия ликвиден. нализ показателей финансовой устойчивости показал, что предприятие финансово не совсем устойчиво, и надо предпринимать шаги к укреплению финансовой устойчивости.
Рассмотрев факторы влияющие на сумму балансовой прибыли мы видим, что на увеличение балансовой прибыли повлияло увеличение прибыли от реализации продукции и прочих доходов. Однако следует отметить, что увеличению выручки от реализации способствовал не рост (объем) продаж продукции, а рост цен на изготавливаемую продукцию. А объемы продаж в натуральном выражении за анализируемый период практически остались на прежнем уровне — это отрицательный факт в работе предприятия. Проведя анализ структуры затрат по элементам, мы выяснили, что наибольшую долю в составе затрат составляют материальные затраты.
В данной курсовой работе были предложены пути улучшения финансового состояния деятельности предприятия, а также организационно – технические мероприятия направленные на снижение себестоимости.
За счет предложенного комплекса мероприятий, т.е. в результате снижения себестоимости продукции на 20%, валовая прибыль ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» увеличится на 19050,2 тыс. рублей или более чем в два раза.
Предложенная в данной работе совокупность мер позволит руководству ОАО «Брянский хлебокомбинат «Каравай»» повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2006). Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н (ред. от 27.11.2006). Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005.
Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. А.Д. Ларионова. М.: Проспект, 2008.
Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др.; Под ред. П.С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 624 с.
Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М: Бухгалтерский учет, 2006
Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / 5-е изд. – Минск: ООО «Новое знание», 2007. – 688 с.
Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2006
Богатырева Е.И. «Принятие к налоговому учету доходов и расходов от реализации» // Бухгалтерский учет – 2007, № 8, – с. 27-40.
Богатырева Е.И. «Последующий налоговый учет доходов и расходов от реализации» // Бухгалтерский учет – 2007, № 11, – с. 27-32.
Волошин Д.А. «Налоговый учет доходов от реализации» // Главбух – 2009, № 8, – с. 44-50.
Кеворкова Ж.А. «Особенности формирования доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете и реальность их аудирования» // Аудитор – 2008, № 4, – с. 48-53.
Куликова Л.И. «Налоговый учет доходов от реализации товаров собственного производства» // Бухгалтерский учет – 2006, № 12, – 31-37.
Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. «О понятиях «доходы» и «расходы» в бухгалтерском учете и налоговом законодательстве» // Бухгалтерский учет – 2007. — № 24 – с. 53-56.
Овсийчук М.Ф. Управление денежными средствами предприятия // Аудитор. — 2007. — №5. — с. 37-42.
Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятий: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 572 c.
Роктина В.И. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 522 с.
Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний // Экономист. – 2007. — № 11. – с.44-47.
Уткин Э.А. Управление фирмой. — М.: Акалис, 2009. — 516с.
Хелферт Э. Техника финансового анализа/ Пер. с англ. под. ред. Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008. – 663с.
Хорин А.Н. Анализ оборотного капитала // Бухгалтерский учет. — 2006. — № 6. — с.23-26.
Щербинина Ю.В. «Определение доходов от обычных видов деятельности» // Бухгалтерский учет – 2009, № 18, – с. 10-12.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Бухгалтерская отчетность за 2007 год
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
 
Коды
Форма № 1 по ОКУД
0710001
на 31 декабря 2007г.
Дата (год, месяц, число)
 
 
 
Организация: ОАО «Брянский Хлебокомбинат «Каравай»
по ОКПО
05085870
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
4400000027
Вид деятельности:
по ОКДП
5122, 5219
Организационно-правовая форма / форма собственности: ОАО
по ОКОПФ/ОКФС
47 16
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
 
 
АКТИВ
Код стр.
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
1
2
3
4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
 
 
 
Нематериальные активы (04, 05)
110


патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы
111


организационные расходы    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
626
7600
9260
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов
630


Доходы будущих периодов
640


Резервы предстоящих расходов
650


Прочие краткосрочные обязательства
660


ИТОГО по разделу V
690
40510
50570
БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)
700
45635
58720
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ
Наименование показателя
Код стр.
На начало отчетного периода
На конец отчетного периода
1
2
3
4
Арендованные основные средства (001)
910


в том числе по лизингу
911


Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение (002)
920


Товары, принятые на комиссию (004)
930


Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов (007)
940


Обеспечения обязательств и платежей полученные (008)
950


Обеспечения обязательств и платежей выданные (009)
960


Износ жилищного фонда (014)
970


Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов (015)
980


ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
 
Коды
Форма № 2 по ОКУД
0710002
за 2009 год
Дата (год, месяц, число)
 
 
 
Организация: ОАО «Брянский Хлебокомбинат «Каравай»
по ОКПО
05085870
Идентификационный номер налогоплательщика
ИНН
4400000027
Вид деятельности:
по ОКДП

Организационно-правовая форма / форма собственности: частная
по ОКОПФ/ОКФС
47/16
Единица измерения: тыс. руб.
по ОКЕИ
 
Наименование показателя
Код стр.
За отчетный период
За аналогичный период предыдущего года
1
2
3
4
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
010
98240
75410
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
020
90350
70484
Валовая прибыль
029
7890
4926
Коммерческие расходы
030


Управленческие расходы
040
3400
2470
Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 — 020 — 030 — 040))
050
4490
3310
Проценты к получению
060


Проценты к уплате
070


Доходы от участия в других организациях
080


Прочие доходы
090


Прочие расходы
100
2345
1545
Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050 + 060 — 070 + 080 + 090 — 100 + 120 — 130)
140
2145
1800
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
150
290
230
Прибыль (убыток) от обычной деятельности
160
1855
1670
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (строки (160 + 170 — 180))
190
1855
1670