Анимация

Отчет по практике СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Анимация как метод и форма социальной активности личности 2. Взаимосвязь типологии направлений социальной анимации и образа жизни 3. Анимационный спортивно-оздоровительный праздник «Будем спортом заниматься!» Выводы Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Развитие цивилизации тесно связано с увеличением продолжительности досуга и изменением его содержания. В современ¬ном технократическом мире с характерными для него ростом
ин¬тенсификации труда, ускорением ритма жизни, ухудшением эко¬логической обстановки у человека все чаще наблюдаются эмоци¬ональные срывы, физические и психические расстройства. Вот почему возрастает значение анимационной деятельности как сферы восстановления и воспроизводства живых (физических и духовных) сил человека, в т.ч. через досуговую занятость. Данная тенденция проявляется все более явно. Духовно-нравственная и материальная эффективность дея¬тельного
досуга возможна при соответствующей направленности досуговой работы, высоком уровне мотивации и творческом ее исполнении. Деятельный досуг позволяет оптимизировать реше¬ние профессиональных и семейных вопросов, укрепляет веру в себя, стимулирует жизненный оптимизм, способствует успешно¬му взаимодействию человека с обществом и природой. Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся прак¬тики, требующей профессионально подготовленных специали¬стов данного
направления общественной деятельности. 1. АНИМАЦИЯ КАК МЕТОД И ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Анимационная (от лат. апіта – душа; animatus – одушевле¬ние), или досуговая, деятельность человека прежде всего связана с рекреацией (от англ, recreation – восстановление сил). В Толко¬вом словаре туристских терминов понятие "рекреация" опреде¬ляется как "расширенное воспроизводство сил человека (физиче¬ских, интеллектуальных и эмоциональных)" [1,188]. Энциклопедия ту¬риста определяет рекреацию как "восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятий туризмом" [2,101]. Полноценный отдых действительно играет огромную роль в этом восстановлении, поскольку создает в жизни человека необ¬ходимый баланс и гармонию, помогает получить новый заряд энергии. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга,
так как свободное время человека является важнейшей социальной сферой, требующей государственной поддержки. От организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье. Анализ оценок экспертов-психологов показывает, что работ¬ники, которые хорошо провели отпуск, реже болеют, меньше конфликтуют, обладают большей трудоспособностью и пр. Нес¬лучайно в США, Канаде, Японии и других развитых странах поч¬ти все ведущие корпорации заботятся
об организации полноцен¬ного отдыха своих служащих. При изучении проблемы индустрии отдыха, обменов и пере¬движений за рубежом интересно познакомиться с точкой зрения Джона Уокера – автора учебника "Введение в гостеприимство" [3,309], который придает отдыху огромное значение. Джон Уокер квали¬фицирует отдых как процесс, направленный на создание среды, способствующей открытию
и развитию в себе черт, которые де¬лают человека счастливым, и считает, что к выбору вида отдыха нужно подходить с такой же серьезностью, как к любому делу, так как полноценный отдых позволяет повысить качество жизни в целом. В США и многих других развитых странах индустрии от¬дыха оказывается мощная правительственная поддержка. День¬ги, выделяемые из налоговых средств на отдых и обмены, идут на развитие национальных парков (в США их 367), строительство плавательных бассейнов, стадионов, развлекательных центров и центров семейного отдыха, аттракционов, клубов, а также на ре¬ализацию спортивных, развлекательных программ и программ поездок и обменов, для осуществления которых готовят квали¬фицированные кадры. Убедиться в этом можно на примере той же Америки. Индустрия отдыха и передвижений окрепла в Америке еще в 20-30-е годы, а, начиная с 50-х годов, в коллед¬жах и университетах стали готовить высококвалифицированные управленческие кадры для государственных и коммерче¬ских
предприятий, организующих досуг. В Украине в 90-е годы также стала складываться система клуб¬ного отдыха и занятий. Существуют городские (профессиональ¬ные, элитарные и т.п.) и загородные клубы. Кроме того, созда¬ются всевозможные коммерческие и некоммерческие организа¬ции, занимающиеся организацией досуга. Причем забота о пол¬ноценном отдыхе и передвижениях проявляется в отношении не только работоспособного населения, но и детей, подростков, сту¬дентов, а в последние годы большое внимание уделяется разра¬ботке
программ отдыха и поездок с целью обмена и общения для специализированных групп населения. Не так давно большинство из нас четко проводило границу между трудом и отдыхом, не заботилось об организации семейно¬го досуга, полагаясь на целевую деятельность общественных ин¬ститутов, учреждений культуры. Досуг и передвижения (далее – досуг) рассматривались как отдых от работы, средство восстано¬вления физических и духовных сил для дальнейшего продуктив¬ного профессионального труда.
В книге Р.А. Браймера "Основы управления в индустрии гос¬теприимства" находим определение Уобстером понятия отдыха (рекреации): "любая игра, развлечение и т.п используемые для восстановления физических сил и умственных способностей" [4,23], т.е. практически понятия отдыха, досуга и рекреации не разделя¬ются, а являются тождественными. Думается, что необходимо придерживаться иной точки зре¬ния. Для этого познакомимся с понятиями досуга и отдыха, дан¬ными в справочных изданиях. Советский энциклопедический словарь дает такое определе¬ние: "Досуг (свободное время) – часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающегося у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творче¬скую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самооб¬разование; культурное (духовное) потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т.
д.); спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми" [5,1180]. Там же находим определение отдыха: "Отдых – состояние по¬коя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности" [5,949]. Итак, попытаемся систематизировать данные понятия. Рекреация – это восстановление сил человека. Отдых – это средство, с помощью которого происходит вос¬становление
(рекреация) сил и работоспособности человека (причем наиболее продуктивным отдыхом Медицинская энцик¬лопедия называет сон). Досуг можно определить тоже как средство восстановления сил человека в процессе его деятельности (например, любитель¬ских занятий); т.е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, ко¬торые мы могли бы назвать отдыхом (рис. 1.1). Рис. 1.1. Рекреация В этой схеме интерес представляет ее ядро – досуг: организованный,
деятельный, культурный. В общепринятом, или бытовом, понимании культура сегодня рассматривается как живой творческий процесс: свободный вы¬бор культурных занятий, художественное творчество, приобще¬ние к лучшим образцам искусства, самоорганизация досуга и т.д. Происходит переосмысление функций культуры в обществе: те¬перь это не идеологическое воспитание и культурное обслужива¬ние, а создание условий для развития культуры и человека. Ме¬няет свое содержание и культурный досуг, сохраняя и совершен¬ствуя сервисную функцию. Мнение ученых о сущности досуга неоднозначно. Одни счи¬тают, что досуг – это время, не занятое работой, свободное для развлечений, личных занятий, хобби и т.д. Другие определяют досуг как социальную организацию свободного времени имен¬но в форме досуговых занятий и передвижений. Психологи об¬ращают внимание на необходимость специальных досуго¬вых потребностей, установок
и ценностей. Социологи нередко связывают с досугом ощущение свободы, возможности инди¬видуального выбора. В каждой точке зрения есть своя доля истины. Обратим внимание на одно принципиальное обстоятельство: подавляющее большинство ученых относит досуг к сфере сво¬бодного, нерегламентированного поведения человека. С этим можно согласиться, но не полностью, так как такое определение имеет отношение, скорее, к философскому пониманию досуга. Механический перенос его в поле культурно–досуговой практи¬ки способствует распространению
ошибочных представлений о досуге как балаганном, шутовском типе деятельности. Понима¬ние досуга как некоего отстраненного от культуры явления на¬носит большой вред обществу. Возможно, поэтому наше обще¬ство и культура пребывают сегодня в кризисном состоянии. Культурный досуг является не только средством преодоления подобных представлений, но и формирует в обществе достой¬ную среду, конечно, при условии стабилизации социально-эко¬номической жизни в стране.
Но и элитарные, и доступные для всех слоев населения клубы, центры и турбазы нуждаются в ор¬ганизаторах досуга, которые должны уметь общаться с людьми. Подумаем, каким образом в современных социально-экономи¬ческих условиях можно научиться организовывать досуговую деятельность. Есть глубокая потребность в организации качественно ново¬го досуга, так как его прежние формы утрачены, а новые не определены. Неслучайно поэтому повсеместное возникновение не¬формальных объединений и различных увеселительных заведе¬ний с сомнительной репутацией. Развитие массовых форм обще¬ния и обменов в туризме могло бы существенно помочь в реше¬нии данной проблемы. Если говорить о приоритетах в организации и содержании до¬суга детей и подростков, то, прежде всего, необходимо назвать на¬лаживание взаимоотношений семейной и официальной систем воспитания, на стыке которых возможны находки предпочти¬тельных вариантов занятости детей и подростков.
Здесь происхо¬дит интеграция семейных и досуговых форм деятельности, при¬общение к ценностям культуры как вечным источникам сохране¬ния и развития духовности народа. Есть много примеров использования различных форм семей¬ной художественной, спортивной и туристской деятельности. Трудно переоценить воспитательную значимость сотворчества родителей и детей. Оно укрепляет морально-психологические ус¬тои семьи, способствует обогащению эмоционального мира де¬тей,
формированию их эстетической зрелости. Исследуя значение организации досуговой деятельности, следует определить само понятие "анимация" и выяснить роль и задачи аниматора. Анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные иг¬ры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п. [6,248].
Следовательно, аниматор – спе¬циалист, занимающийся разработкой индивидуальных и кол¬лективных программ проведения досуга, ориентирующий чело¬века в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг. Полноценным считается так называе¬мый культурный досуг, который восстанавливает физические и духовные силы человека. Следует заметить, что, несмотря на то, что понятие это новое, сама индустрия развлечений, имеющая тесную связь с индустрией гостеприимства, берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Современный аниматор прежде всего должен помочь челове¬ку сориентироваться в многообразии видов досуга, осуществить интенсивный поиск "досугового дела" с учетом его личностных потребностей. В задачу аниматора входит умение организовать культурный отдых, который является средством не только избавления от ус¬талости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневной жизни. При организации такого отдыха необходимо проду¬мать программу развлечений, способных отвлечь
человека от его повседневных проблем. Отдых, сочетаемый с развлечениями, всегда активен, отличается высоким уровнем эмоциональности и потому дает психологическую разрядку. Важно только пра¬вильно его планировать, наполнять яркими зрелищными меро¬приятиями, обменами, поездками, походами, соревнованиями, шутками, играми. В Украине и за рубежом в понятие культурного досуга вкла¬дывается разный смысл. В нашей стране традиционно досуг складывался не только как "чистый" отдых, а
носил воспита¬тельный и познавательный характер. Хочется, чтобы эта тради¬ция сохранилась, особенно при организации детского и юношеского досуга. Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с нравственным оздоровлением общества и его будущим поиск оптимальных вариантов, а также определение приоритетов в ор¬ганизации и содержании досуга. Предполагается, что уже в ближайшем будущем станет жиз¬ненно необходимым создание специальных анимационных ин¬формационно-методических центров по организации деятельно¬го досуга,
способствующего решению жизненно важных для че¬ловека проблем морально-этического, социального и материаль¬ного характера. Для подготовки квалифицированных специалистов в области анимации необходимо использовать уже накопленный опыт, вне¬дрять новые достижения. В 1986 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС выпустил книгу "Принципы планирования отдыха родителей с детьми в туристских хозяйствах", в которой содержатся методи¬ческие рекомендации по организации семейного досуга, прежде всего по его планированию, без чего не получится интересной, комплексной программы отдыха. Программа отдыха – это объединенный общей целью или за¬мыслом план проведения туристских, физкультурно-оздорови¬тельных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Анализ специальной литературы, знакомство с опытом поз¬волили выделить два вида программ отдыха.
1. Типовая программа отдыха, которая выступает в качестве целевого показателя, ориентирующего практических работников в организации отдыха туристов, фиксирующего набор и пос¬ледовательность занятий во время всего цикла отдыха и в тече¬ние дня, обеспечивая при этом получение оздоровительного и воспитательного эффекта. 2. Конкретная программа отдыха, которая соответствует по структуре типовой, но привязана к условиям места отдыха и учи¬тывает интересы определенной туристской группы.
Структуру типовой программы отдыха можно представить как совокупность специализированных (по видам деятельности) программ: • программы последовательных физкультурно-оздоровитель¬ных мероприятий, направленной на воспитание ловкости, быст¬роты, выносливости и других качеств; • программы культурно-массовой деятельности, предусмат¬ривающей занятия по развитию творческих способностей чело¬века (хореографических, вокальных, актерских и др.) и общение в процессе отдыха; • программы познавательных мероприятий, включающей различные
формы познания (экскурсии, лекции, беседы, диспуты и т.п.) и направленной на изучение края, в котором проводится отдых, с целью воспитания патриотизма; • программы любительской деятельности, предполагающей определенную последовательность в углубленном изучении и ос¬воении видов занятий, интересующих участников отдыха. Целевое мероприятие основной программы (спартакиада, фестиваль и т.п.) определяет набор сопут¬ствующих, их взаимосвязанность и последовательность. Практи¬ческий опыт показал, что применение научно обоснованных (на базе социологических, педагогических и медицинских исследова¬ний) программ в туристских учреждениях повышает удовлетво¬ренность туристов досугом, а также усиливает его оздоровитель¬ный и воспитательный эффект. Для соответствующей категории работников туристского уч¬реждения типовая программа отдыха может стать также методи¬ческим инструментом в комплексном планировании и организа¬ции совместного досуга взрослых и детей, например для разра¬ботки инструкторами туристских учреждений конкретных программ,
в которых учитывается специфика места, времени отды¬ха и возраст отдыхающих. Особое внимание в исследовании уделяется вопросам совер¬шенствования оздоровительного режима, понимаемого как опре¬деленная совокупность различных видов туристской, физкуль¬турно-оздоровительной деятельности и форм их организации, ре¬ализуемых в туристских учреждениях с целями повышения оздо¬ровительного эффекта отдыха (как взрослых, так и детей), привития туристам навыков оздоровительной деятельности, пригод¬ных
для самостоятельных занятий. Большое значение в оздоровительном режиме имеет турист¬ская работа как специфический вид деятельности, выделяющей в системе отдыха населения именно туристские комплексы, базы, гостиницы. Целесообразно обращать больше внимания на организацию игровой деятельности во время отдыха, содействовать широко¬му внедрению подвижных игр в воспитательную, оздоровитель¬ную и образовательную работу. Подвижные игры имеют боль¬шое значение для развития и воспитания целого комплекса физических
качеств (быстроты, ловкости, выносливости, гиб¬кости, силы). Большинство игр, имея коллективный харак¬тер, развивает чувства товарищества, солидарности, ответст¬венности, а соблюдение правил игры способствует воспитанию дисциплинированности, выдержки, честности. Детские игры развивают творческое воображение, способность логически мыслить. Следует также выделить предпочитаемые виды оздорови¬тельной деятельности в туристских учреждениях с учетом воз¬растных особенностей, примерные программы работы секций по туризму, а также различные туристские соревнования. Совре¬менное понятие анимационных программ должно включать не только программы, разрабатываемые для туркомплексов и гос¬тиниц, но и групповые и индивидуальные программы, предлагае¬мые туроператорами на рынке туристических услуг. Профессиональное мастерство аниматора характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе со¬ставления анимационных программ и их реализации.
Под анима¬ционным мастерством понимается умение аниматора: • составлять интересную анимационную программу, соответ¬ствующую потребностям и запросам потребителя; • привлекать внимание к анимационной программе, заинтере¬совывать потребителя; • учитывать возрастные, психологические, этнические, рели¬гиозные и другие особенности потребителя и на основе этого обеспечивать индивидуальный дифференцированный подход; • строить свои взаимоотношения с сотрудниками и потреби¬телем на гуманной, демократической основе;
• не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях; • сочетать теоретическую и практическую деятельность; • грамотно использовать накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения педагогики, психологии и других наук; • разнообразить анимационные программы и занятия, избе¬гая шаблонности в их организации. 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПОЛОГИИ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АНИМАЦИИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ Программное анимационное воздействие на человека во вре¬мя его досуга в комплексе решает
проблему становления, разви¬тия, сохранения и восстановления его здоровья: соматического, физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социальной анимации (табл. 2.1). Таблица 2.1 Типология направлений социальной анимации В каждом из вышеперечисленных типах анимационных про¬грамм можно использовать различные формы анимационной де¬ятельности (табл. 2.2). Остановимся подробнее на проблеме физического воспита¬ния как одном из направлений социальной анимации. Развитие и укрепление физических ресурсов человека во время досуга явля¬ется незаменимой составной частью развития личности. Целями физического воспитания подростков при реализации анимационных программ должны быть: а) гармоническое физическое и функциональное развитие; б) совершенствование и углубление основных двигательных умений и навыков; в) укрепление и расширение знаний по вопросам физической культуры; г) выработка и укрепление положительного отношения к фи¬зической культуре через укрепление
навыков к регулярной дви¬гательной деятельности, дифференцирование спортивных инте¬ресов с тем, чтобы они стали составной частью повседневного образа жизни; д) укрепление мировоззренческих взглядов подростков; раз¬витие вкуса к двигательной деятельности, красоте движений; раз¬витие творческих способностей; е) закаливание организма, укрепление гигиенических навы¬ков здорового образа жизни; разъяснение подросткам вредности курения, использования наркотиков и употребления спиртных напитков.
Таблица 2.2 Типология анимационных занятий В частности, процесс физического воспитания подростков во время школьных каникул (например, в туркомплексах) должен быть неразрывно связан с основами физического воспитания в школе. При этом подростки совершенствуют свои умения и на¬выки путем укрепления здоровья, развития физических способ¬ностей и формирования положительных качеств. Такое воспита¬ние дает подросткам знания, выбранные из богатой истории физической культуры и других
областей общественного сознания и практики, которые максимально эффективны с точки зрения це¬лей физического воспитания, соответствуют способностям и уже накопленному опыту подростков, реальным условиям обучения в школе и возможностям использования эффективных методов и форм обучения. 3. АНИМАЦИОННЫЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «БУДЕМ СПОРТОМ ЗАНИМАТЬСЯ!» Цель физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!». Основной целью спортивный детского физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» является – развитие у детей скорости, гибкости, ловкости, равновесия, реакции, глазомера, координации движения, чувства ритма, слухового восприятия. Организованный спортивный праздник представляет собой один из этапов воспитания у ребенка самостоятельности, смелости, напористости, силы воли, терпения, внимательности, спортивного уважения и дружественности к сопернику, чувства коллективизма (игра в команде на один результат).
Время проведения: июль, август. Место проведения: проводится на лесной полянке, в лесопарке, детской спортивной площадке, стадионе, который украшен разноцветными флажками, воздушными шарами, спортивной символикой. На лавочках сидят зрители, гости. Количество участников: от шестнадцати до тридцать двух человек дошкольного возраста (4,5 – 5,5 лет). Ведущий – физкультурный инструктор, форма одежды – спортивная. Музыкальное сопровождение обеспечивает музыкальный руководитель: баян, фортепиано (в музыкальном зале),
а также музыкальный центр, магнитофон и т.п. Сценарий физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» Открытие спортивного праздника Под звуки торжественного марша ( «Физкульт-Ура!» музыка Ю. Чичикова) участники спортивного праздника обходят поляну (площадку) и выстраиваются в шеренгу (см. рис. 3.1). Дети одеты в летней физкультурной форме или спортивных костюмах, в руках флажки. Рисунок 3.1. Схема построения ВЕДУЩИЙ: Начинаем наш летний физкультурный праздник.
Давайте превратим эту зеленую полянку в наш веселый стадион «Поиграй-ка!». Я просчитаю до трех, вы все громко скажите: «Поиграй-ка!» (ведущая отмахивает рукой каждый счет, чтобы дети сказали вместе). Лету, лету красному, Небу, небу ясному Солнышку, что всех ребят Превращает в шоколад, Крикнем громко, детвора Наш физкульт (Н. Ермак) ДЕТИ: Ура! Игра с перестроениями в три звена ВЕДУЩИЙ: Вот первое задание: «По нашему лесному стадиону друг за другом шагом марш!» Дети обходят поляну один раз, после чего следует команда Ведущего. ВЕДУЩИЙ: Через середину тройками марш! Дети выстраиваются в три звена (рис.3.2.) Рисунок 3.2 Схема построения в три звена ВЕДУЩИЙ: Запомните свои места в звеньях и своих звеньевых. Сейчас под музыку пойдете по поляне (стадиону) врассыпную (рис.3.3), а когда смолкнет музыка, нужно
быстро встать на свои места. Посмотрим – чье звено быстрее построится. Звучит быстрая энергичная мелодия ( ). Рисунок 3.3. Перемещение детей в рассыпную. Музыка резко прерывается и дети быстро занимают свои исходные места в трех звеньях (рис.3.2). Игра «Чье звено быстрее построится» повторяется три раза, при этом ходьбу изменяют на подскоки, затем на легкий бег при соответственном музыкальном сопровождении.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, все умеют быстро и правильно находить свое место, но лучше всех выполнило это задание первое (второе, третье) звено Поэтому сейчас мы поиграем в игру, которую назовут ребята этого звена. Два-три раза проигрывается игра, предложенная детьми. Упражнения «Флажки» Ведущая приглашает детей исполнить ранее изученную песню и упражнения «флажки» ( песня «Флажки», музыка Ю.Чичикова, слова З. Петровой):
1. Мы с яркими флажками Идем на праздник наш. Шагает вместе с нами Веселый звонкий марш! Припев: Раз, два! Раз, два! Всех зовем с собой. Раз, два! Раз, два! Песню с нами пой! 2. Нам солнышко сияет И смотрит на флажки, Как будто зажигает Цветные огоньки. Припев: Раз, два! Раз, два! Всех зовем с собой. Раз, два!
Раз, два! Песню с нами пой! Упражнения (все участники держат в руках флажки): Вступление: дети строятся в четыре колонны лицом к зрителям. Руки с флажками опущены вниз. Такт 1: Взмахом отводят правую руку в сторону. Такт 2: Взмахом отводят левую руку. Такт 3: Поднимают вверх обе руки. Такт 4: Опускают руки вниз. Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов. Такты 9-16: Маршируют на месте. Такт 1: Слегка ударяют палочками флажков о поднятое вверх колено правой ноги (флажки ставят вертикально). Такт 2: Возвращаются в исходное положение. Такт 3: Слегка ударяют палочками флажков о поднятое вверх колено левой ноги (флажки ставят вертикально). Такт 4: Возвращаются в исходное положение. Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов. Такты 9-16: Маршируют на месте.
Такт 1: Взмахом отводят правую руку в сторону. Такт 2: Взмахом отводят левую руку. Такт 3: Поднимают обе руки вверх. Такт 4: Опускают руки вниз. Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов. Такты 9-15: Маршируют на месте. Такты 16: Останавливаются и поднимают флажки вверх. Игра «Кто скорее повяжет платок» На поляну (стадион) выносится картонный шкаф-телевизор.
ВЕДУЩИЙ: Вот так телевизор! В нем вы увидите тех, кто победит в наших соревнованиях. «Кто скорее повяжет платок» – так называется первое соревнование. Надо добежать до платка, взять его и повязать на голову. Кто хочет показать свою ловкость? Играют по двое детей, игра повторяется три раза. Каждый победитель в платочке показывается по телевизору под аплодисменты зрителей. Команду: «Раз, два, три – беги!» – подают все дети с ведущим.
Во время движения соревнующихся детей звучит быстрая, энергичная музыка ( ). Схема передвижения детей в игре «Кто скорее повяжет платок» представлена на рис. 3.4. Рисунок 3.4. Схема передвижения в игре «Кто скорее повяжет платок» Игра «Добеги до флажка» Второе соревнование заключается в том, чтобы скорее добежать до флажка, пролезая через обручи (выкладываются обручи по три в ряд). Ведущий показывает, что надо делать.
Играют по двое человек, которые начинают бег по общей команде: «Раз, два, три – беги!». Во время движения соревнующихся детей звучит быстрая, энергичная музыка ( ). Игра повторяется два-три раза. Победители показываются по телевизору. Схема передвижения детей в игре с обручами представлена на рис.3.5. Рисунок 3.5. Схема передвижения в игре с обручами «Медведь» – физкультурник Из-за кустов появляется фигура в балахоне. ВЕДУЩИЙ: Кто это? Кто в гости к нам пришел? Грубый голос из-под балахона: Угадайте! Я хозяин леса строгий, Спать люблю зимой в берлоге, И всю зиму напролет Снится мне душистый мед Страшно я могу реветь, Кто же я, скажи? (А. Пассова) ДЕТИ: Медведь После отгадки ведущий снимает с фигуры балахон, под ним
показывается медведь (кто-нибудь из взрослых в костюме медведя). ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, мишка-медведь! Будь гостем на нашем физкультурном празднике. Очень нам понравилась твоя загадка. Ты, наверное, и играть умеешь? МЕДВЕДЬ: (хвастливо) А как же, конечно, умею. Я хороший физкультурник: и бегать умею – кого хочешь догоню, и на дерево залезу, и кувыркаться могу, и по-медвежьи ходить
ВЕДУЩИЙ: Ну-ка, покажи нам свои уменья. Медведь под музыку кувыркается, ходит на четвереньках, пытается поймать ведущего. ВЕДУЩИЙ: Молодец, Мишка, хороший ты физкультурник, похлопаем ему дети. Дети аплодируют, а медведь раскланивается. Игра «Медведь и пчелы». ВЕДУЩИЙ: А теперь мы тебе загадку загадаем. Если отгадаешь, значит узнаешь, в какую игру приглашают тебя ребята поиграть. Пчелы гоняться за Мишкой, Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай, Уходи своей дорогой! Мишка мчится полным ходом, Не полакомился медом, Вместо меда будут шишки, На носу воришки-мишки. МЕДВЕДЬ: (смущенно) Нет не знаю такой игры. ВЕДУЩИЙ: Подскажите, дети, Мишке, как называется эта игра. ДЕТИ: «Медведь и пчелы»! МЕДВЕДЬ: Ох-ох! ВЕДУЩИЙ: Вот здесь,
Мишка, твой дом, у пенька. А там (показывает) пчелы живут. Не лезь в улья, когда там пчелы, а когда они улетят на луг, попробуй достать мед, только быстро убегай, когда я крикну: «Пчелы!». Понял? Проводится два раза «Медведь и пчелы». Последний раз медведь (охая) убегает в кусты. Упражнение «Обручи» Ведущая приглашает детей исполнить ранее изученную песню и упражнения «обручи» ( песня «Обручи», музыка Ю.Чичикова, слова 3. Петровой): 1. Для занятий, как известно, Обруч нам необходим. И красиво, и полезно Упражненья делать с ним. Припев: Катится обруч вокруг Обруч – веселый помощник и друг. 2. Хочешь красный, хочешь белый. Хочешь синий выбирай. Вместе с нами, вместе с нами Все движенья повторяй.
Припев: Катится обруч вокруг Обруч – веселый помощник и друг. Упражнения (все участники 8 девочек и 8 мальчиков – держат в руках обруч): Вступление: дети выбегают на середину поляны (площадки) и строятся в четыре колонны лицом к зрителям. Исходное положение: пятки вместе, ноги врозь. Руки согнуты в локтях. Обруч прижат к груди. Схема построения приведена на рис.
3.6 Рисунок 3.6. Схема исходного построения упражнения «Обручи». Такты 1 – 2: Делают полуприседание, вытягивая руки с обручем вперед. Такты 3-4: Выпрямляются. Такты 5-8: Повторяют движения 1- 2 тактов. Такты 9-10: Двумя руками поднимают обруч вперед-вверх, одновременно отставляя правую ногу назад, на носок (прогибание). Такты 11-12: Возвращаются в исходное положение.
Такты 13 – 14: Повторяют движения 9 – 10 тактов. Такты 15-16: Возвращаются в исходное положение. Такты 17 – 32: Дети легко бегут вправо, перестраиваясь в четыре круга (рис.3.7). Такты 1-16: Движения первых 16 тактов повторяются в четырех кругах Такты 17-36: Дети легко бегут вправо, перестраиваясь в один большой круг. Такты 1-16: Движения первых 16 тактов повторяются в большом кругу.
Такты 17-31: Девочки бегут к центру и становятся в круг (спиной). Мальчики подбегают к ним, образуя внешний круг (рис. 3.8) Рисунок 3.7. Схема перестроения в четыре круга упражнения «Обручи». Рисунок 3.8. Схема перестроения в два круга упражнения «Обручи». Такты 32 – 34: Девочки понимают обручи вверх (вертикально), мальчики на правое колено и также поднимают обручи вверх. Зарядка «Доктора Айболита» По лесной дороге на велосипеде едет доктор Айболит. Он напевает свою песенку (отрывки из песни Айболита, сл. Чуковского, муз. Богуславской). АЙБОЛИТ: Приходи ко мне лечиться И корова и волчица, И жучок, и червячок, И зайчишка и щенок. Я вправил ловко плечико Зеленому кузнечику,
Я вылечил животики Несчастным бегемотикам. У кого болит, от чего болит, Почему болит и давно ль болит – Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит. Я не даром, я не даром Добрый доктор Айболит. Подъехав, ставит у дерева велосипед (спрашивая): Я приехал к Пете, Я приехал к Коле, Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен? (В. Маяковский) ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, добрый доктор Айболит! Спасибо тебе за заботу. Но у нас нет больных. АЙБОЛИТ: Не может быть. ВЕДУЩИЙ (к детям): Ребята, разве кто-нибудь у вас болен? АЙБОЛИТ: Я должен это проверить. Доктор Айболит раскрывает свой медицинский саквояж, раскладывает лекарства, начинает «обход». АЙБОЛИТ: Сейчас погляжу из очков на кончики язычков
У кого болит живот А есть ли у вас девочки чумазые А кто мыла боится А уколов боитесь Ах, какие смелые! Посмотрите все на меня, сейчас я узнаю, кто не любит зарядку делать? ВЕДУЩИЙ: Доктор, зарядку все наши ребята каждый день делают, любят ее. Ребята, давайте скажем доктору Айболиту, как мы любим зарядку.
Дети вместе с ведущим: Мы зарядку любим очень Каждый быть здоровым хочет! (слова знакомы детям из утренней гимнастики). АЙБОЛИТ: Очень, очень хорошо. Но я сам хочу это видеть! Быстро встаньте! Приседайте! Потянитесь! Наклонитесь! Раз, два, три, четыре, выше ноги, грудь вперед Все дышите! Не дышите! Все в порядке. Отдохните! Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите! Наклонитесь! Разогнитесь! Встаньте прямо! Улыбнитесь! Айболит показывает три-четыре упражнения, дети повторяют. АЙБОЛИТ (ведущей): Да, осмотром я доволен Из ребят никто не болен, Каждый весел и здоров И к занятиям готов! АЙБОЛИТ (детям): Молодцы ребята! Теперь я знаю, что все вы здоровы, физкультуру любите, а солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Значит, я могу спокойно ехать в свою лесную больницу! Из-за деревьев (охая) выходит медведь с перевязанной щекой. АЙБОЛИТ: О-о! А вот и больной Что с тобою, мишка-медведь? МЕДВЕДЬ: Меня пчелы покусали. Ой-ой-ой АЙБОЛИТ: А-а-а, ты наверное в улей за медом лазил? МЕДВЕДЬ (не решительно): Н-нет (а головой делает утвердительный жест, продолжая охать).
АЙБОЛИТ: Ну, значит, сам виноват. Дай я тебе укол сделаю и все пройдет. МЕДВЕДЬ (испуганно): Укол? АЙБОЛИТ: Ну, да. Чего же ты испугался? Садись на пенек. Медведь усаживается на пенек, испуганно озираясь, продолжая охать, теперь уже от страха перед уколом. Айболит, проделав соответствующее предложение, подходит к нему с ватой. Медведь испуганно вскакивает. АЙБОЛИТ: Как тебе не стыдно, такой большой, а боишься.
Никто из наших ребят (жест в сторону детей) не боится уколов. Верно, ребята? Ну, вот, слыхал? Садись Медведь садится, испуганно оглядываясь. АЙБОЛИТ: Ой, какой ты не неспокойный! Придется тебя привязывать, а то ты мне иголку сломаешь. Айболит берет веревку и привязывает медведя к бутафорному дереву или к табуретке, на которой сидит медведь. АЙБОЛИТ: Ну, вот. Сейчас ты будешь здоров!
Айболит берет шприц, поворачивается к медведю, а тот с громким ревом вместе с привязанным к нему деревом убегает в лес «Веселый» футбол АЙБОЛИТ (вслед медведю): Постой, куда же ты Не убегай, на тебе витамин! АЙБОЛИТ (к детям): Не захотел витамина. Хотите, дети, я угощу вас? Только витамин мой не простой, а волшебный. Знаю я секрет один Есть волшебный витамин, Не едят его, не пьют,
А ногами сильно бьют. Тот, кто ловким хочет быть, Будет с ним всегда дружить. Все, кто смелым хочет стать, Выходи со мной играть! (С. Гомозова) Айболит достает из саквояжа мяч и делает первым по нему удар. Дети 1-2 минуты гоняют по поляне (стадиону, спортивной площадке) мяч. Улучив момент, Айболит сильным ударом посылает мяч в кусты. Дети бегут за мячом, но из кустов навстречу вываливается арбуз. АЙБОЛИТ: Что такое приключилось? Что с мячом моим случилось? Был он толстым и пузатым, Но совсем не полосатым! Превратился он в арбуз! Что, попробуем на вкус? (С. Гомозова) Дети моют руки, Айболит – арбуз, который потом торжественно разрезается на блюдце под аплодисменты
участников праздника. Если используется настоящий арбуз, он должен быть довольно большой, чтоб угощенья хватило на всех, в противном случае необходимо иметь несколько арбузов. Если арбуз бутафорский, Айболит берет его в руки, осматривает и слушает ухом, затем говорит: А арбуз-то не простой, И внутри он непустой И стучит он и звенит Посмотреть, что в нем лежит? В арбузе могут находиться небольшие памятные сувениры для всех участников
детского спортивного праздника. Закрытие детского спортивного праздника Ведущий благодарит всех участников детского спортивного праздника «Будем спортом заниматься!», а также зрителей и гостей за теплую поддержку соревнующихся, затем объявляет о закрытии мероприятия. Звучат аплодисменты. Под звуки торжественного марша ( ) дети покидают зал. Оборудование и спортивный инвентарь для проведения детского физкультурного праздника a)
Спортивный инвентарь: флажки, обручи, мяч, велосипед, платки. Подразумевается, что весь спортивный инвентарь для проведения праздника уже имеется в фонде детского учреждения или же приобретается за счет средств детского учреждения, спонсоров, родительского комитета (ответственный – председатель родительского комитета). б) Музыкальное сопровождение обеспечивает музыкальный руководитель: баян, фортепиано (в музыкальном зале),
а также музыкальный центр, магнитофон и т.п. в) Костюмы: костюм и театральная маска «Медведя» – из фонда костюмерной детского учреждения или же берется в аренду (на прокат) в «Театре юного зрителя», «Доме детского творчества» и т.п.; г) костюм «Доктора «Айболита» – белый медицинский халат, колпак, медицинский саквояж, медицинский инструмент, медицинский инвентарь и принадлежности – из медицинского пункта детского учреждения; очки, парик, накладная борода (или маска) – из фонда костюмерной данного детского учреждения. д) Дополнительные реквизиты и принадлежности: веревка, тарелка (поднос), нож, табурет, лавочки для гостей и зрителей. е) Изготавливаемые принадлежности и оборудование: арбуз бутафорский, картонный шкаф-телевизор, украшение спортивной площадки (рисунки и плакаты со спортивной символикой) – изготовление производится силами родительского комитета по заказу организаторов спортивного праздника. ж) Подарки: (небольшие памятные подарки для участников детского спортивного праздника), три настоящих
арбуза, воздушные шары. Смета расходов Смета затрат на проведение физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» приведена в табл. 3.1. и составляет 874,68 грн. с учетом НДС. При составлении сметы затрат условно принято, что в проведении мероприятия участвует 32 ребенка. Источником финансирования могут являться: • фонд детского учреждения; • фонд родительского комитета; • спонсоры. Таблица 3.1. Смета затрат на проведение физкультурного праздника № п/п
Наименование Единица измерения Количество Цена за ед грн Сумма грн. без НДС 1 Подарки шт. 32 10,00 320,00 2 Арбуз кг 15 1,50 22,50 3 Картон набор 10 5,20 52,00 4 Клей банка 2 3,10 6,20 5 Краски набор 2 4,80 9,60 6 Ножницы шт. 1 7,00 7,00 7 Воздушные шары шт. 50 0,50 25,00 8
Ватман формат А1 лист 10 5,00 50,00 9 Флажки шт. 32 3,20 102,40 10 Обручи шт. 16 6,80 108,80 11 Мяч шт. 1 10,50 10,50 12 Платки шт. 2 1,20 2,40 13 Аренда костюма «Медведь» сутки 1 12,50 12,50 Итого 728,90 НДС 20% 145,78 Всего с НДС 874,68 План подготовки к проведению мероприятия План подготовки к проведению физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» составляется после
детальной разработки сценария и утверждения его заведующей детского учреждения. План подготовки к проведению физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» представлен в табл.3.2. Таблица 3.2. План подготовки к проведению физкультурного праздника «Будем спортом заниматься!» № п/п Наименование мероприятия Срок выполнения Контроль 1 Проведение собрания среди 15.07 Заведующая организаторов спортивного праздника: детским учреждением • принятие решения о необходимости проведения данного мероприятия; • утверждение сценария и сметы затрат; • определение места проведения; • распределение ролей среди участников мероприятия 2 Переговоры со спонсором 16.07-18.07 Заведующая детским учреждением 3 Воспитательная работа по подготовке 15.07-01.08 Воспитатели в детей к празднику, изучение слов к песням группах 4 Подбор музыкальной фонограммы 16.07-20.07
Музрук. 5 Постановка спортивных танцев: 01.08-15.08 Музрук, • изучение танцевальных движений физинструктор с детьми; • отработка чувства ритма и координации; • отработка движений в группах 6 Изготовление декораций, рисунков и 20.07-05.08 Родительский плакатов со спортивной символикой комитет 7 Закупка всего необходимого 20.07-10.08 Заведующая спортивного инвентаря и детским принадлежностей учреждением 8
Репетиции со взрослыми участниками 01.08-15.08 Музрук, спортивного праздника – роли «Ведущего», физинструктор «Медведя», «Доктора Айболита» 9 Подготовка костюмов, их реставрация 01.08-18.08 Музрук, физинструктор, воспитатели 10 Рассылка приглашений гостям 15.08: Заведующая (родителям, спонсорам) и оповещение детским в виде афиши о дате и времени начала учреждением, спортивного праздника воспитатели 11 Генеральная репетиция 18.08
Музрук, физинструктор 12 Украшение спортивной площадки 19.08 Воспитатели, 13 Спортивный праздник «Будем 20.08. спортом заниматься!» ВЫВОДЫ Таким образом, можно сделать следующие выводы: • Анимация – вид деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные иг¬ры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы,
игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п. • Задача аниматора (составителя программ отдыха и организа¬тора их реализации) – сделать досуг интересным и содержатель¬ным. Есть множество способов достижения этого. Именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, экологи¬ческой и т.д.) становится возможным свободное творчество, бла¬годаря чему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что при¬дает психологическую стабильность его жизни во всем ее много¬образии. • Анимация как фактор социальной активности человека вы¬ступает в качестве формы и метода изучения сложившейся прак¬тики, требующей профессионально подготовленных специали¬стов данного направления общественной деятельности. В связи с этим в общественных и туристских организациях необходимо создание отделов, служб и центров анимации, задача которых должна состоять в разработке интересных программ до¬суга и общения
(туристских, спортивно-оздоровительных, зре¬лищно-развлекательных, обучающих и др.) и для работы в кото¬рых необходимы квалифицированные специалисты, обладаю¬щие знаниями в области психологии, педагогики, валеологии и т.д. В ходе данной работы на примере сценария детского спортивного праздника в дошкольном учреждении была изучена и проработана схема подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий. Одной из первичных задач при разработке таких сценариев является определение целей, задач, актуальности
проведения спортивных мероприятий, а также выявления сектора зрителей, на который будет ориентирован праздник. Следует также отметить, что положительный эффект от проведения спортивного мероприятия зависит от того, как на начальном этапе разработки сценария будут решены следующие вопросы: место, время проведения и целостность линии сюжета. Во многом зрелищность массового мероприятия будет зависть от таких факторов как: количество участников, их подбор и комплектация по группам, степень профессионализма команды организаторов,
подобранная фонограмма и поставленная хореография, реклама, декорации и костюмы, специальные эффекты и пиротехника. Важно помнить, что перед проведением как небольшого, так и масштабного спортивного мероприятия необходимо провести экономические расчеты: составить смету затрат, определить источники финансирования, сроки и план поступления денежных средств, а иногда требуется определить экономический эффект, рентабельность, точку безубыточности и график окупаемости. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Зорин И.В Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов. – М 1994. – 290 с. 2. Энциклопедия туриста. Большая российская энциклопедия. – М 1999. – 310 с. 3. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. – М 1999. – 340 с. 4. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. –
М 1995. – 370 с. 5. Советский энциклопедический словарь. – М 1986. – 1200 с. 6. Квартальнов В.А Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма. – М 1998. – 378 с. 7. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм. – М 2002. – 296 с. 8. Бекина С. Будем спортом заниматься.
Песни, стихи, игры для детей младшего возраста. – М 1977 47с. 9. Вильчковский В.Н. Методика физического воспитания. – М 2004. – 290 с.