Дом с мезонином в Замоскворечье

Владимир Александрович Бессонов

Об одном из ныне исчезнувших уголков старой Москвы

Сегодня почти никто не помнит, что во дворе построенного в 1987 году на Люсиновской улице 14‑этажного панельного дома (№  2) на углу с 1‑м Люсиновским переулком (бывший Ремизовский) стоял принадлежавший когда‑то купцу П. Ф. Ютанову аккуратный деревянный одноэтажный домик с мезонином. Этот дом на Малой Серпуховской (так называлась улица до 1922 года) связан с именами живших в нем писателя В. П. Ютанова (1876-1950), выдающегося певца‑тенора Д. А. Смирнова (1882-1944), поэта, литературоведа, москвоведа Н. С. Ашукина (1890-1972), а также часто заходивших сюда на гостеприимный огонек известных деятелей культуры – И. А. Белоусова, С. Н. Дурылина, С. А. Есенина, Е. И. Замятина, Б. С. Земенкова, С. Г. Кара-Мурзы, В. Г. Лидина, П. Н. Миллера, Т. А. Мавриной, И. Ф. Масанова, В. А. Милашевского, С. И. Ожегова, Б. А. Пильняка, А. С. Серафимовича, Ю. В. Соболева, М. А. Цявловского, И. Г. Эренбурга…

Однако все по порядку.

О Павле Федоровиче Ютанове в «Справочной книге о лицах, получивших на 1892 год купеческие свидетельства», сообщалось, что он с 1881 года состоял в купцах 2‑й гильдии, занимался москательной (краски, клеи, непищевые масла и другие химические вещества) торговлей. Отмечено наличие у него двоих сыновей – Николая и Владимира. Николай, видимо, как и его младший брат, тоже «грешил пером»: позже, в 1920 году, мы находим имена обоих в списке членов литературного общества «Среда», которое, о чем будет рассказано позднее, имело прямое отношение к дому с мезонином (Владимир – действительный, Николай – член‑соревнователь Общества; адрес первого – Малая Серпуховская, 6, второго – Садовники, 9).

Согласно «Справочной книге…» за 1897 год, П. Ф. Ютанов являлся «почетным попечителем Хлобыстинской богадельни при Крестовоздвиженском соборе в городе Романов-Борисоглебск Ярославской губернии и попечителем церковно‑приходского училища в селе Ильинское, что в Березниках Романово-Борисоглебского уезда». Что заставило его так печься о «жемчужине на Волге»? Не зов ли родной крови? Среди погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны жителей этого уезда значатся семеро Ютановых. Еще Павел Федорович состоял старостой Никольской церкви в селе Горки Дмитровского уезда Московской губернии…

* * *

В справочнике «Вся Москва» на 1916 год читаем о владельце дома: «Ютанов Владимир Павл. п. п. г. М. Серпуховская, 6. Т. 63-21. Торг. д. «В. Ютанов и М. Соколов». Изд. сборн. «Сполохи». Литератор». В автобиографии, сохранившейся среди бумаг частного издательства «Никитинские субботники», существовавшего в первые советские годы, В. П. Ютанов рассказывает о себе: «Родился 7 июля 1876 года в М. Толмачевском переулке, где провел детство. В период состоятельности отец отдал меня в Московскую практическую академию коммерческих наук, по окончании которой я уехал за границу для дальнейшего образования. Юношей увлекался спортом: был призовой конькобежец и гонщик‑велосипедист»

В послужном списке В. П. Ютанова есть такой факт: 1911 год, казначей религиозно‑философского общества имени В. С. Соловьева2. Заседания Общества одно время проходили поблизости от ютановского дома – в помещении Коммерческого института (Большая Серпуховская улица, Стремянный переулок, 28). Видимо, в философских кругах на Владимира Павловича обратили внимание, когда он выпустил в издательстве П. Л. Плохова свой перевод книги Ж. Ж. Руссо «Об общественном договоре, или Начала политического права» (1906).

А propos: Малый Толмачевский переулок, идущий параллельно Лаврушинскому, подарил миру замечательного литератора – Алексея Михайловича Ремизова. Он и Володя Ютанов были соседями и почти одногодками. Ремизов сообщал о себе в октябре 1911 года Г. И. Чулкову: «Родился я 24 июня 1877 г. в Москве в М. Толмачевском пер. (дом Медынцева-Ремизова, 8. – В. Б.) в приходе Николы в Толмачах в Замоскворечье»3.

В 1893 году В. П. Ютанов оканчивает Московскую практическую академию коммерческих наук и (см. выше) уезжает за границу. После возвращения пришла пора служить в армии. В январе 1897 года отец записал Владимира «рядовым на правах вольноопределяющегося 1‑го разряда в 4‑й гренадерский Несвижский полк на свой счет»4. Срок службы для вольноопределяющихся составлял девять месяцев.

В коллективном послании литераторов Н. Ашукина, Ю. Соболева, А. Соболя и В. Ютанова (июль 1924 года) собрату по перу Владимиру Лидину, путешествующему где‑то на северах «по комсомольской путевке», живо изображен хозяин дома с мезонином на Малой Серпуховке: «Володя Ютанов сидит в потертой буржуйской пижаме и перечисляет сорта шампанского, которые он пил еще тогда, когда имел отцовские деньги и собственный дом, который он ныне арендует»5.

В автобиографии, относящейся к советскому периоду, В. П. Ютанов сообщает: «Родители жили бедно, отец служил в конторе, и только случайное наследство по материнской линии вывело нас из нужды»6. Здесь Владимир Павлович, учитывая, какое наступило время, явно занижает семейный достаток -из сказанного выше мы можем заключить, что его отец был не просто состоятельным, но богатым человеком. Помимо дома с мезонином на Малой Серпуховке, 6, за ним, согласно справочникам «Вся Москва» в разные годы числились два дома на Житной улице (№ 26 и 28; в 1913 году они отошли его брату Лавру Федоровичу), два в Слободском переулке (№ 1 и 3), один в Большом Голутвинском (№ 23) близ Якиманской набережной и еще один – на Петербургской слободке (№ 7). Проживал же Павел Федорович в собственном особнячке неподалеку от дома с мезонином – на Большой Серпуховской улице, 8.

* * *

Дом на Малой Серпуховской улице появился у Ютановых, по‑видимому, тоже «в период состоятельности» – где‑то в конце 1880‑х годов (когда строился, неясно – скорее всего, во второй половине XIX века). На рубеже XIX-XX столетий «Малая Серпуховка, застроенная мелкими деревянными домами, была типичной жилой улицей московских окраин. С 1907 года в них проживало много студентов Коммерческого института. На углу же Малой Серпуховки и Ремизовского переулка, в доме Городской управы, проживали метельщики и стрелочники трамвая. Средняя ширина – 27,2 м, длина – 1 794 м»7.

На карте Москвы 1889 года дом показан под № 8 выходящим на красную линию двумя крыльями, с просторным мезонином и двором, где был склад москательных товаров. В начале XX века в связи с начавшимся в Первопрестольной строительным бумом, повлекшим значительные изменения в застройке Серпуховской части, ютановский дом сделался домом № 6.

* * *

В автобиографии В. П. Ютанов так повествует о начале своего писательского пути: «С 1906 в период освободительного движения я занялся литературой. В 1911 выпустил книгу рассказов в издательстве «Сполохи» под общим названием «Доходный дом» (книга эта вышла вторым изданием в 1916). В эпоху революции долго не писал, занятый общественной работой в литературных организациях: «Дворец искусств», «Тео», «Литературное Звено», в 1923 в альманахе «Современники» (1 и 2). В общем, пишу медленно и потому малопродуктивен»8. Добавим: Владимир Павлович работал еще в журнале «Культура и быт» (1918), в «Вестнике Главкожи» (1920-1921); состоял членом Общества А. П. Чехова и его эпохи (1920‑е) и кооперативного Товарищества «Книгоиздательство писателей в Москве» (список открывался фамилией «Ашукин» и завершался фамилией «Ютанов» – без инициалов, вписанной карандашом)9. Сохранилось удостоверение, подписанное поэтом Ю. К. Балтрушайтисом (1918), согласно которому «В. П. Ютанов добывает средства к существованию литературным трудом и содержит свою семью, состоящую из больной жены и 5‑ти человек несовершеннолетних – в том числе троих малолетних – детей»10.

Из детей Владимира Павловича больше всего добился в жизни старший сын (1903) Александр – известный дирижер, работавший, в частности, в Большом театре (1929-1939)11. В доме был рояль, на котором неплохо играл сам Владимир Павлович, приохотивший к этому занятию и своего отпрыска. Александра отдали в дирижерский класс Московской консерватории (плюс музыкальный техникум Гнесиных по классу фортепиано). Профессиональную карьеру он начал в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко12. В архиве отца находится письмо Всероссийского союза писателей А. В. Ютанову с благодарностью за выступление симфонического оркестра под его руководством в мае 1925 года13. В справочнике «Вся Москва» на 1930 год Александр Владимирович значится как прописанный в отцовской квартире на Люсиновской улице и работающий в кинотеатре «Малая Дмитровка» на той же улице (№ 6).

* * *

«Дом, в котором ныне проживает Ютанов, до революции принадлежал ему, – читаем в заявлении правления Всероссийского союза советских писателей на имя начальника Московского управления жилплощадью и имуществом от 19 сентября 1927 года. – Во время революции дом был национализирован и отдан в аренду Ютанову. За время аренды Ютанов никакой квартирной платы с квартирантов дома не взимал, а в 1925 году от аренды отказался за невозможностью поддерживать домовладение в порядке. С той поры и до сего дня проживает в доме как простой квартиросъемщик»14. В заявлении домового комитета 1 января 1920 года в земельно‑жилищный отдел с просьбой «предоставить Ютанову В. П. в аренду бывший собственный дом по адресу М. Серпуховская, 6, 2‑й Якиманской части» содержатся следующие сведения об участке: «Постройки и три лабаза (заняты складом, принадлежащим Советскому театру), приблизительно 200 кв. саж. под постройки с садом и двором»15. В тогдашней трудовой книжке В. П. Ютанова стоит штамп: «26 декабря 1920 г. Прописан по дому № 6 на М. Серпуховской ул. в кв. 2»16. Ютановские пенаты запомнились критику А. А. Смирнову (проживал на 2‑й Тверской-Ямской улице, 48). 31 марта 1923 года он пишет Н. С. Ашукину: «Как живут славные Ютановы? Сердечный привет мой Владимиру Павловичу, Людмиле Алексеевне и их детям! У меня хорошие теплые воспоминания об них и их приветливом доме и саде»17.

* * *

О жене В. П. Ютанова – Людмиле Алексеевне – сохранились лишь отрывочные сведения. Вот краткое упоминание в письме Владимира Павловича к С. Т. Григорьеву (сентябрь 1927 года): «Единственно, кто вышел из этой поездки (в Сергиев Посад. – В. Б.) невредимым – это моя жена, которая в восхищении»18. Вот фотография: Людмила Алексеевна в группе писательских жен19? Вот скорбная фраза Ютанова (1937 год, когда умерли единственный сын дочери Лены и ее муж): «Дочка осталась одинокой, без семьи. Хожу с ней в церковь, на кладбище. Похоронили их там же, где моя старуха лежит». Это, в сущности, все. Даже о каком кладбище речь – неизвестно…

* * *

После революции здесь, у Серпуховских ворот, В. П. Ютанов, Н. С. Ашукин и Н. Н. Ляшко наладили книжную торговлю от литературного общества «Звено» (автор комментариев к дневникам Н. С. Ашукина Е. А. Муравьева «поселяет» Общество по адресу: Малая Серпуховская улица, 620). Заведующим книжной лавки, находившейся на Большой Полянке, 60, числился Ютанов. Писатель Владимир Лидин вспоминал те давние времена «книжного безумства»: «Известный книговед, составитель книги «Крылатые слова» Николай Сергеевич Ашукин, покойный литератор Владимир Павлович Ютанов, писатель А. А. Тришатов и я – мы выходили после рабочего дня на зимние холодные улицы Москвы, по которым жители волокли на салазках топливо и у продовольственных магазинов стояли очереди, мы выходили ослепленные книгами, побывавшими у нас за день в руках, хранившимися иногда в тайниках»21. Александр Добровольский (Тришатов) приводит одну трогательную подробность: «Жизнь была тяжелая, голодная. Питался я собственно тем, что мне мог предложить Ютанов. Он жил на Малой Серпуховке, недалеко от нашей лавки. И вот его старая нянька каждый день приносила мне в лавку немного холодной каши»22.

О книжной лавке «Звена» упоминает также И. И. Белоусов (см. ниже) в письме к В. П. Ютанову от 4 августа 1921 года23.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.mosjour.ru/

Дата добавления: 30.11.2013