Культурология (Шпоры – Экзамен. вопросы 4-курс)

20.Культура Древней Греции.
Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и
государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве
дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до
н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю
древней Греции сей час принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху
микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной
полисной цивилизации. Вначале мы расскажем о культуре первой эпохи.
КУЛЬТУРА ЭЛЛАДЫ В XXX-XII ВВ. Самобытная и многогранная раннегреческая
культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее
движение. Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на
выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Создание сплавов не
ограничилось бронзой, уже в XVII-XVI вв. греки изготавливали электр и
хорошо знали прием золочения бронзовых изделий. Из бронзы отливали орудия
труда, оружие и бытовые предметы. Все эти изделия отличались
рациональностью формы и качеством исполнения. Достижения инженерной мысли
ахеян ясно иллюстрируют созданные в XVI-XII вв. водопроводы и закрытые
водосборники. Особенно показательны знание гидравлики точность расчетов,
произведенных при сооружении потайных систем водоснабжения в крепостях
Микен. Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники
ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о
появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-
XVI вв. поражают масштабами. На протяжении XX-XII вв. быстро развивалось
искусство вазовой росписи. Литература ранних греков, как других народов,
восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки,
басни, мифы и песни. Об уровне поэтического творчества ранних греков
свидетельствуют эпические поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Письменность в
греческой культуре XXII-XII вв. играла ограниченную роль. Как и многие
народы мира, жители Эллады прежде всего стали делать рисуночные записи,
известные уже во второй половине III тыс. Образование раннеклассовых
государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные
представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более
определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало
теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели
в царских столицах. II. КУЛЬТУРА “ТЕМНЫХ ВЕКОВ” (XI-IX вв.) Дворцовая
цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при
загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в
конце XII в. отличительная черта субмикенского периода заключалась в
решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Важнейшим фактором,
способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно,
должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения
Греции. Начавшийся еще в первой половине XII в. отток населения из наиболее
пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в
субмикенский период. Если попытаться экстраполировать все эти симптомы
культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному
наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно
должны будем признать, что в XII-XI вв. греческое общество было отброшено
далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова
вернулось к той исходной черте, с которой когда-то (в XVII столетии)
начиналось становление микенской цивилизации.
12.Основные школы сложившиеся в течении 20в.
Можно выделить 4 направления в культурологии.
1. Общественно историческое.
2. Натуралистическое.
3. Социологическое.
4. Структурно-символическое.
– Общественно-историческое направление–имеет наиболее давние
классические традиции и восходит к Канту, Гумбольдту группируя возле себя
историков и философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были
Шпенглер,а в России Донилецкий.
Шпенглер-немецкий философ идеалист представитель Философии жизни.
Развил учение о культуре, как о множестве замкнутых органов. Концепция
Шпенглера проникнута иррационалистическим фактором судьбы.
Тойнби–выдвинул идеологическую теорию круговорота сменяющих друг
друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии
роста возникновения, развития.
-Натуралистическое направление. Ее главная черта это стремление
подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличив
ее. Это направление объединяет медиков, психологов, биологов. Культура
представляется им таким же приспособлением человека, как в окружающей
среде, так и в животном мире. Наиболее яркие представители направления.
Фрейд-австрийский врач, психолог основатель психоанализа (научное
направление стремящееся применить психологические концепции) Фрейд и его
последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики.
Исходя из учений Фейда, Фрейдизм стремится свести формы культуры и
соц.жизни к проявлениям первичных влечений. Половой инстинкт Фрейда
обозначил термином либидо–главная направляющая сила человеческого
влечения. Юнг- психиатр, Философ, идиолист основатель аналитической
психологии. Развил учение о количественном и бессзознательном(в образах
которого видел источник общей человеческой символики в том числе мифов и
сновидений) Цель психотерапии по Юнгу-это осуществление индивидуализации
личности. Юнг оказал влияние на культурологию сравнительно елиговедению.
Нюредс-австрийский зоолог вместе с Немецким и Голландским учеными
ТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой науки ЭТОЛОГИИ изучающей
поведение животных в естественных условиях. Перенеся наблюдения накопленные
Этиологией на человека ЛОРЕКС и его коллеги разработали теорию
инстинктивных основ человеческой культуры. К натуралистической коле
примыкает Английский ученый Малиновский –основатель так называемого
функционального направления в этнографии основная идея Малиновского состоит
в том что культура первоначально зародилась как ответ на элемент
биологической потребности человека.
-Социологическое направление,представители Элеот-англо-американский
поэт и критик модернизского направления автор книги “Заметки к определению
культуры”.Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может
быть преодалена лишь на путях поддержки культурных элит
-стркутурно-символическое.
24.Охарактеризуйте основные культурно-исторические особенности эпохи
Возрождения – В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии,
начала формироватся раннебуржуазная культура получившая название “культура
Возрождения” (Ренесанс). Эпоха возрождения закончилась к концу XIV в., на
смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета
гуманистической культуры Италии. Последним представителем культуры В.В был
Микеланджело Буонаротти (1475-1564)-скульптор живописец, архитектор и поэт.
Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась
котолическая реакция. Гуманистическое движение было общеевропейским
явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро
распростроняется по всем заподноевропейским странам. Каждая строна имела
свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные
достижения, своих лидеров.
33. Культура Киевской Руси.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской
государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям –
хозяйственной, политической, культурной. Она складывалась как культура всех
восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты – одни для
Поднепровья, другие – для Северо-Восточной Руси и т.д. В общей культуре
Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей,
новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние
соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками,
торговала, воевала, мирилась, – с угро-финскими племенами, балтами,
иранскими племенами, другими Долгие годы русская культура – устное народное
творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло –
развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С
принятием Русью христианства положение резко изменилось. славянскими
народами и государствами. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек,
под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама
церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое
христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы,
поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием,
глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во
всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе
культурное влияние было особенно велико. Долгое время существовало мнение,
что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и
молитвами. Однако согласиться с этим трудно
История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл
и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-
восточной Европы. Летописи – это средоточие истории Древней Руси, ее
идеологии, понимания ее места в мировой истории – являются одним из
важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в
целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались
лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить
разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить
потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы. «Откуда есть пошла
Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и откуда Русская земля
стала есть». . Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием
летописания, ростом общей образованности общества. Древнерусское искусство
– живопись, скульптура, музыка – с принятием христианства также пережило
ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто
языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы
создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов,
живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических
масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на
струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей.
26.КУЛЬТУРА ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ-18 век.
В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре.
Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и
художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение»
хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и
духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на
религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из
требований человеческого разума. Идеи общественного равенства и личной
свободы овладели прежде всего третьим сословием, из среды которого и вышла
большая часть гуманистов.Основные творческие принципы XVII века —
классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому
что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира.
Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах,
повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация
искусства побуждала к созданию нового творческого метода. Мыслителей
раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть
вольнодумцами. Просветительская литература вела к появлению нового
читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели
Просвещения называли себя философами.Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм,
Смит. «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера,
«Племянник Рамо» Дидро, даниеля дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо».
«Путешествие Гулливера» джонатан сбифт. XVIII в. дал мировой культуре таких
замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан — в
Англии, Волыпер, Дидро, Бомарше — во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер — в
Германии, Гольдони — в Италии. Кроме общепринятых в Европе стилей — барокко
и классицизма, — в XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм,
предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи,
единства художественного языка. Искусство XVIII в. стало своего рода
энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались
художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. жан батист симеон шарден (1699-1779) и жан батист грез (1725-1805)-
художники. Выразителем классицизма в живописи стал жак луи давид (1748-
1825). Замечательным подтверждением этому можно считать творчество
величайшего художника Испании франсиско Гойи (1746-1828) Характерные
особенности эпохи
В экономической и социально-политической сфере: промышленный переворот; рост экономического и политического значения буржуазии; усиление антифеодального движения; распространение просветительских идей общественного равенства и личной
свободы.
В духовной сфере: падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры; революция в естествознании; распространение рационалистического мышления и деизма; расцвет просветительской материалистической философии; изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы
и музыки в ведущие формы художественного творчества.
25.50.Любимый художник, выдающиеся представители Возрождения.
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, период итальянского искусства (кон. 15 1-я четв.
16 вв.) классическая фаза художественной культуры Возрождения. В
архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и
гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы
выражение; искусству Высокого Возрождения присущи монументальное величие,
сочетание возвышенной идеальности, гармонии с глубиной и жизненной яркостью
образов.
.ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452, Винчи близ
Флоренции 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция),
итальянский художник, ученый, инженер и философ.Родился в семье богатого
нотариуса. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72).
Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника
был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с
астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного
Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо,
после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа»,
около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая
плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва
уловимой улыбкой. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок
в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты
бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях
(итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие
техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица
(прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения
человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией
композиции.На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо
выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных
празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца
Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в
натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами
в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.«Мадонна в скалах» На
этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в
скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант 1487-1511, Национальная галерея,
Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает
новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной
мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот,
отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую
роль, чем фигуры святых на переднем плане.«Тайная вечеря» В трапезной
монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря»
(1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер,
применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма
поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где
представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о
грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях
композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное
архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а
также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых
значительных произведений в истории мирового искусства.Занимаясь также
архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального города»
и центрально-купольного храма. «Битва при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны
Лизы) В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так
называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает
таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто
женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-
величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной
дымке. «Трактат о живописи»
37. « Передвижники» и « Могучая кучка» в российском искусстве.
ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК (ТПХВ) – российское
демократическое художественное объединение, члены которого стали называться
передвижниками. Идейным вождем течения в 1870 г. стал И. Крамской.
Передвижники отказались от канона и идеалистической эстетики академизма.
Развернув просветительскую деятельность, они организовали жизнь ТПХВ на
кооперативных началах. С 1871 г. было устроено 48 передвижных выставок в
Москве, Петербурге, Киеве и других городах. Избрав основой творческий метод
критического реализма, художники стремились к правдивому изображению жизни
и истории родной страны, ее природы. В состав объединения в разное время
входили И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, А. Куинджи, И. Левитан и многие
другие. ТПХВ распалось в 1923 г. Некоторых художников входящих в
Товарищество передвижных выставок можно назвать своего рода титанами
передвижничества.Их вклад в развитие русской живописи соизмерим с ролью
великих импрессионистов в западноевропейских странах .их работы известны по
всему миру и ,конечно же,большинству жителей нашей страны(хотя многих знают
по одной, реже двум, трем картинам). К таким художникам, безусловно,
относятся: Ге,Перов. Его возникновению предшествовал опыт Артели
художников. Первая выставка состоялась в 1871 году. Периодом расцвета ТПХВ
были 1870-е – 1880-е годы. Объединение просуществовало до 1923 года, когда
состоялась последняя его выставка. Позднее многие из членов ТПХВ вошли в
Ассоциацию художников революционной России.«Могучая кучка», творческое
содружество российских композиторов, сложившееся в кон. 1850-х нач. 1860-х
гг.; известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская
музыкальная школа. Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог
критик В. В. Стасов. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев
(руководитель), А. П. Бородин, Ц. А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н. А. Римский-
Корсаков,Глазунов,Даргомыжский,Чайковский. К сер. 70-х гг. «Могучая кучка»
как сплоченная группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки»
стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.
35.Переломный век в культуре России(18 век).
История искусства не знает более крутого поворота от средневековья к
новому времени, чем в России начала ХУ III столетия. Художественная система
Древней Руси была великой и прекрасной, покуда не истощилась ее
историческая почва. Но ХVII веке она истощилась, и плоды начали чахнуть. На
общемировом историческом фоне она становилась архаизмом; Петр, прорубая
окно в Европу, взорвал и старую художественную традицию. Правда традиции
способны и возрождаться из пепла, когда приходит их час. Впрочем, в эпоху,
начавшуюся с реформ Петра древнерусские традиции не погибли, а только ушли
в глубь и на периферию. Окраинная деревенская Россия продолжала жить
художественным наследием старины: пела старинные песни, рассказывала былины
и сказки, резала по дереву русалок – берегинь, хранила заветы иконного
письма, донесенные до наших дней мастерскими Палеха. Художественный облик
России ХУIII века складывался из многих пластов, и только верхние,
петербургские пласты основательно оторвались от прошлого. Сложность
петровской эпохи ярко отражается на всей ее культуре, в частности на
искусстве. Характернейшей особенностью этого времени является стремление к
знанию. Архитектура XVIII века: Здания, построенные Доменико Трезини,
способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского
барокко. Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в
процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин.
Растрелли. В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к
классицизму. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но
уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается на очень
высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю
парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и
простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России
французский архитектор Валлен-Деламот. Со второй половине ХVIII века
начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит
свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины,
Долгорукие и т.д. В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила
сравнительно небольшое применение, в основном как украшение архитектурных
сооружений. В Х VIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность
скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде
всего начинает развиваться монументально – декоративная пластика, тесно
связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Русские скульпторы
создают и монументальные памятники, и портреты. Русская Академия художеств
выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов – Ф. Шубин ,
Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Щедрин. -парковую пластику, работают над
украшением многочисленных архитектурных сооружений. Живопись первой
половины XVIII века. Уже в первой четверти ХVIII века появились портреты, в
которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников. Самыми
крупными художниками первой половины ХVIII века были И. Никитин и А.
Матвеев. Портретное искусство Никитина – вершина в истории развития русской
живописи первой половины ХVIII века. Крупным мастером живописного портрета,
сочетавшим разнообразные художественные приемы, был в середине ХVIII века
А. Антропов. Живопись второй половины XVIII века Портретное искусство
второй половины ХVIII века достигает подлинного расцвета. В это время
творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский,
создавшие блестящую галерею портретов современников. В ряду крупнейших
русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был
Ф. Рокотов.
36. « Золотой век» в культуре России.
Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в
этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в
привилегированных учебных заведениях -лицеях. Продолжало развиваться
книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55
казённых типографий. Здания, построенные в стиле классицизма отличаются
чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. В театральной жизни
России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные
театры. Щепкин, Мочалов-актеры. В те времена ещё далеко не все осознавали
подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев,
Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В
первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на
невиданную ещё высоту. А.С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда
произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина
называют “Золотым веком” русской культуры. Звонкую лиру Пушкина принял в
свои руки М. Ю. Лермонтов. Развитие русской культуры первой половины XIX
века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими
процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века
всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.