Психологические методы исследования личности

Психологическиеметоды исследования личностиМетодысудебно-психологической экспертизы
В судебно-психологическойэкспертизе применяются следующие методы исследования:
1. Метод наблюдения,позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессеобщения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носитэпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов,общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуютсясвидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев,соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данныенаблюдаемого окружения).
2. Метод естественногоэксперимента, который может быть проведен в рамках следственного экспериментадля того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертногоможно получить дополнительную информацию о личности преступника.
3. Метод беседы(вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношениеподэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральнымпринципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться,ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы.
4. Метод педагогическойпсихологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности,предысторию развития отклонений в психике).
5. Метод изучениярезультатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта сдокументацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. Приэтом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом,уровень развития личности обвиняемого.
6. Метод тестирования, вкотором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти,мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного.
7. Лабораторныйэксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводитсяочень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот методпредусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимыхк типу «детектор лжи», в которых регистрируются особенностикожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ),ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.
Качество судебно-психологической экспертизы, ее научныйуровень во многом зависят от методов исследования. В судебно-психологическойэкспертизе могут найти применение все основные методы психологии: лабораторныйи естественный эксперимент, беседа, наблюдение, изучение продуктов психическойдеятельности и др. Использование экспертом-психологом разнообразныхметодических приемов позволяет ему достаточно полно выявить основныеособенности и индивидуальное своеобразие психической деятельности испытуемого,что создает основу для выводов по тем конкретным вопросам, которые поставленыперед экспертом. Каждая судебно-психологическая экспертиза — этомонографическое исследование конкретной личности, психологических механизмовповедения человека в строго определенных условиях. Поэтому выборэкспертом-психологом методов исследования определяется прежде всего общимизадачами, поставленными перед ним представителями правоохранительных органов исформулированными в постановлении или определении о проведениисудебно-психологической экспертизы. Если, например, исследуется вопрос о наличииили отсутствии у обвиняемого в момент совершения преступления состоянияфизиологического аффекта, эксперту в первую очередь необходимо обратиться кизучению материалов уголовного дела, сбору и анализу биографических сведений оподэкспертном, провести с ним беседу. В случаях определения состоянияпсихического развития несовершеннолетних обвиняемых, кроме уже названныхметодов, важное место в исследовании должны занять методы лабораторныхэкспериментов.
Специфической особенностью судебно-психологической экспертизы,отчасти сближающей ее в (методологическом отношении с судебно-психиатрическойэкспертизой, является то,., что «и один из используемых в исследовании методовне ведет прямо к ответу на поставленный перед экспертом вопрос. Подобно томукак эксперт-психиатр, обследовав больного и оценив тяжесть заболевания,логическим путем, оперируя имеющимися данными, может сделать вывод оспособности подэкспертного сознавать значение своих действий и руководить ими,эксперт-психолог, проанализировав и обобщив полученные при исследованиирезультаты, имеет возможность, высказывать суждения по конкретным вопросам.Исключением могут быть, пожалуй, только некоторые экспертные исследования,направленные на установление принципиальной возможности свидетелей и потерпевшихвоспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильныепоказания. Таким образом, специфика судебно-психологической экспертизызаставляет с особой серьезностью и требовательностью относиться к подборуметодов для каждого экспертного исследования. В психологии сложилось условноеделение методов на «личностные», применяемые для исследования устойчивых иситуативно обусловленных мотивов поведения, черт характера,эмоционально-волевых свойств испытуемых, и «интеллектуальные», выявляющиеиндивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Однакобольшинство психологических методов таково, что при умелом использовании они,кроме основной информации, могут дать ценный дополнительный материал;результаты экспериментального исследования познавательной деятельности всегдасодержат некоторые сведения и о характере испытуемого, его эмоционально-волевыхи других личностных особенностях, равно как исследование «личностными»методиками способно обогатить представление об интеллектуальной деятельностичеловека. Кажущаяся простота некоторых психологических методов не должнавводить в заблуждение относительно легкости интерпретации полученныхрезультатов. По-настоящему правильно они могут быть поняты и истолкованы толькопри соотнесении с известными профессиональному психологу теоретическими иэкспериментальными общепсихологическими положениями. Применение любогопсихологического метода имеет смысл, если эксперт владеет им профессионально. Внастоящей главе мы ограничиваемся задачей указать только на некоторые методыпсихологического исследования, которые могут быть использованы при проведениисудебно-психологической экспертизы.
Первым этапом экспертного психологического исследованиявсегда должно быть изучение материалов уголовного дела. Знакомство с фабулой иобстоятельствами дела как бы вводит эксперта в атмосферу событий, которые емупредстоит исследовать, формирует представление о людях, выступающих в качествеподэкспертных. Практически нет и не может быть уголовного дела, в материалахкоторого полностью отсутствовала бы информация, представляющая интерес дляпсихолога. Многие материалы дела могут и должны быть подвергнутыпсихологическому анализу. «Применение специальных знаний для решения возникшихпо делу вопросов (в конечном счете в этом заключается сущность всякойэкспертизы),—-пишет 3.М. Соколовский,— представляет собой не что иное, какистолкование под углом зрения специальных знаний определенных фактов».Психологическое изучение материалов дела необходимо для уяснения задачэкспертного исследования, его границ и в некоторых случаях для уточнениявопросов следователя или суда. Все это имеет большое значение для составленияплана и выбора методов дальнейшего исследования.
Основное внимание эксперта-психолога в процессе изученияматериалов дела должно быть направлено на:
·   данные,характеризующие психологические особенности личности подэкспертного;
·   данные оповедении подэкспертного (в особенности, если экспертизе подвергаетсяобвиняемый или потерпевший) в ситуации, составляющей фабулу дела;
·   данные оботношении подэкспертного к исследуемым событиям;
·   данные о динамикеизменений показаний подэкспертного.
Изучение материалов дела помогает увидеть в собранныхследователем или судом сведениях «белые пятна», не заполнив которые эксперт нев состоянии в полной мере попользовать свои специальные познания. Черезследователя или судью эксперт имеет возможность получить недостающую емуинформацию. Материалы уголовного дела составляют фундамент для ретроспективногопсихологического анализа фактов, имеющих непосредственное отношение к основнымцелям экспертизы. Сущность его заключается в оценке выраженных в юридическихили житейских понятиях фактов с позиций научной психологии. Например,зафиксированные в протоколах допросов свидетельские показания о поведенииобвиняемого в момент совершения преступления могут быть с психологической точкизрения истолкованы как указание на то, что он находился в состояниифизиологического аффекта.
 
Беседа с подэкспертным
 
Применение данного метода можно считать продуктивным почти вовсех случаях проведения судебно-психологической экспертизы; В ходе беседыиспытуемому задается ряд заранее подготовленных вопросов, содержание которыхопределяется целями исследования. Форма вопросов должна быть доступнаисследуемому лицу, она выбирается с учетом его возраста, образования,жизненного опыта. Желательно, чтобы в беседе затрагивались обстоятельства, окоторых испытуемый ранее давал показания на следствии или в суде. Содержащиесяв материалах дела протоколы показаний составляются, как правило, следователем иотражают почти неизбежное редакторское вмешательство, «приглаживание»высказываний допрашиваемого, в результате которого в протоколах допросов ненаходят места некоторые важные в психологическом отношении моменты. Поэтому эксперту-психологуследует стремиться к дословной записи ответов испытуемого с фиксацией пауз иглавных особенностей его поведения во время беседы. Обсуждение в беседе сиспытуемым сведений, ранее сообщенных им следователю или суду, не имеет цельюпроверку правильности его прежних показаний. Иногда необъективность в изложениифактов, стремление к их приукрашиванию могут служить индикаторомпсихологических особенностей испытуемого. Беседа дает ценный материал,позволяющий судить и об интеллектуальных возможностях испытуемого, егоспособности логически мыслить, последовательно излагать свои соображения.
Биографический метод
 
В психологии он принадлежит к числу самых старых методовизучения личности и закономерностей психического развития человека. Онпозволяет проследить основные тенденции становления личности, устойчивыеспособы реагирования на сходные события, онтогенетическое развитие потребностейи мотивов деятельности, процесс формирования и содержание интересов,качественные проявления самооценки и многое другое. Сущность биографическогометода не сводится к простому составлению жизнеописания человека, онпредполагает целенаправленное выявление фактов, имеющих психологическоезначение. Они могут быть получены различными приемами: в беседе сподэкспертным, его родителями, учителями, товарищами; путем изучениямедицинской и педагогической документации; из дневников, писем и тому подобныхисточников.
В основу изучения биографии может быть положена следующаясхема.
1. Данные о родителях подэкспертного: профессия,образовательный и культурный уровень каждого из родителей, их образ жизни,степень участия в воспитании детей и применявшиеся методы воспитания.
2. Составе семьи, отношения подэкспертного с родителями,братьями и сестрами. Какое на него влияние оказывали члены семьи.
3. Дошкольный период жизни подэкспертного: сведения о раннем(младенческом) периоде раз(вития, перенесенных заболеваниях, возраст, в которомначал ходить и говорить, посещал ли детские учреждения или же воспитывалсядома, какие обнаруживал особенности поведения в этот период, любимые занятия иигры, когда выучился читать, писать и считать, как проходил этот процесс, какскладывались отношения с другими детьми.
4. Школьный период жизни подэкспертного: когда начал учиться,как относился к учебным занятиям, «кривая успеваемости» по мере перехода изкласса в класс, какие предметы предпочитал и в каких испытывал затруднения,какие обнаруживал интересы и склонности, как складывались отношения стоварищами в школе и учителями, с кем общался вне школы и на какой основестроились эти отношения, данные: об основных особенностях поведения, почемуоставил учебу (в том случае, если не окончил школу), чем занимался послеоставления школы.
5. Взрослый период: где и когда работал, как часто менялместа работы, чем руководствовался при выборе профессии, как относился к своимобязанностям. Отношения в семье. Интересы, склонности, любимые занятия,привычки. Круг людей, с которыми предпочитает проводить свободное время.
Приведенная схема, как нетрудно заметить, может бытьдополнена еще многими пунктами и разделами. Мы обращаем внимание нанеобходимость выяснения только основных обстоятельств, способных присоответствующем анализе дать представление о психическом облике подэкспертногои динамике формирования его личности.
Эксперимент какобщий метод исследования открывает пути к получению весьма обширной и во многихслучаях незаменимой информации об индивидуально-психологических особенностяхиспытуемого. Мы остановимся на кратком описании и характеристике некоторыхконкретных методик, разработанных в психологии для исследования детей ивзрослых. Как показывает опыт, они пригодны для целей судебно-психологическойэкспертизы. Подробное изложение содержания методик, процедурыэкспериментального исследования и обработки результатов может составить предметспециального пособия. Объем настоящей работы позволяет нам только указать наотдельные методики.

Методики исследования личности
ТАТ (Тематический апперцептивный тест)
 
относится к числу так называемых прожективных методик,применяемых для исследования свойств и особенностей личности. Испытуемомупредъявляется ряд картин (от 6 до 30) с неопределенным сюжетом и ставитсязадача—в свободном рассказе изложить, что происходит в изображенной ситуации,что предшествовало ее возникновению, каково будет ее дальнейшее развитие, чточувствуют действующие лица, о чем они думают. Как и все прожективные методики,ТАТ не предполагает получения от испытуемого строго регламентированного ответа,который мог бы считаться правильным или неправильным. Испытуемомупредоставляется большая свобода в построении рассказа. Благодаря этому врассказе испытуемого, как считают создатели теста, проявляется в скрытом видецелый ряд его личностных особенностей. Для анализа полученного материалаиспользуются такие категории, как «уходы», «позиция персонажей»,«солидаризация», «отступления от сюжетной линии», «ошибки восприятия»,«количество деталей», «общее время рассказа». Наличие в рассказе испытуемогопризнаков, относящихся к каждой из указанных категорий, свидетельствует, помнению авторов методики, об имеющихся у испытуемого свойствах личности.Например, если испытуемый в рассказе ставит себя как бы вне ситуации, вположение стороннего наблюдателя, одинаково относящегося ко всем возможнымисходам действий персонажей картины, эти признаки рассказа соответствуюткатегории «позиция персонажей» и указывают на созерцательную позициюиспытуемого, «отступления от сюжетной линии» в сторону воспоминаний о случаяхиз собственной жизни, собственных поступках свидетельствуют об эгоцентричностииспытуемого и т. д.
Тест Роршаха
как и ТАТ, является прожективной методикой. По замыслу еесоздателя, методика позволяет в результате анализа специфических особенностейтворческой деятельности человека выявлять индивидуальные особенности личности.Испытуемому последовательно предъявляется 10 карточек с изображениемсимметричных, неопределенной формы цветных пятен и предлагается то поводукаждого пятна ответить на вопросы: «Что это такое? На что это похоже?»Постановка этих вопросов приводит к тому, что при восприятии пятен человекосуществляет творческую деятельность по формированию образов конкретных картин.В том, как осуществляется этот процесс.и каково содержание создаваемыхиспытуемым картин, проявляется его индивидуальность. Полученные ответыиспытуемых оцениваются по формальным и содержательным признакам. Формальныеоценки отражают присущие испытуемому особенности оперирования объектамивосприятия и ориентировки в пространстве, избирательности восприятия,очередности реакции на различные признаки объекта, динамичности или статичностивозникающих образов. При оценке по содержанию возникающих у испытуемого образових относят к одной из четырех категорий: люди, животные, предметы,фантастические образы. Совокупность оценок позволяет экспериментаторувысказывать суждение о свойствах личности испытуемого. Например, устойчиваятенденция испытуемого к созданию образов животных может свидетельствовать остереотипности и стандартности мышления, постоянная склонность воспринимать пятнакак изображения предметов указывает на некоторую аутичность испытуемого и т. д.
Тест MMPI, разработанный в США, применяется психологами ипсихиатрами многих стран для исследования личности. С помощью этой методикиудается не только выявлять устойчивые, относительно постоянные свойстваличности, но и тонко улавливать изменения в состоянии испытуемого. В советскойспециальной литературе известны работы, посвященные вопросам техники проведенияобследования тестом MMPI обработки экспериментального материала и интерпретацииполученных результатов, К этим работам мы и отсылаем читателя.
Кроме названных тестов, в практике судебно-психологическойэкспертизы могут оказаться полезными также вопросники Айзенка, Кэттела и другиеметодики. Обращаясь к весьма краткому и потому неполному описанию методикисследования познавательной деятельности, мы хотели бы подчеркнуть, чтоиспользование этих методик особенно необходимо при проведениисудебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, имеющихпризнаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическомразвитии, несовершеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших. Поэтомуосновное место мы отводим описанию методик, пригодных дляэкспериментально-психологического обследования детей и подростков.
 
Б. Методики исследования мышления
 
Рассказ по картинке
 
это наиболее простой способ исследования мышления, состоящийтом, что ребенок по картинке, на которой изображено какое-либо событие, долженсоставить сюжетный рассказ. Содержание картинок должно быть различным дляразных возрастов.
При анализе составленного рассказа следует обращать вниманиепрежде всего на умение ребенка выделять наиболее существенное в изображеннойсцене, удерживаться в рамках того, что действительно изображено на картинке, неотвлекаться от главной нити своего повествования. Уже у младшего школьникадолжны быть сформированы указанные навыки мыслительной деятельности.
Раскладывание сюжетных картин
 
Эта методика во многом близка к предыдущей, но имеет и своиособенности. Ребенку предлагается серия картин, на которых изображены различныеэтапы развития какого-либо события, и дается задание — разложить картины влогической последовательности, а потом рассказать об изображенном(происшествии.
Для детей младшего возраста (7—11 лет) серия должна состоятьиз 3—4 картин, а для более старших — из 5—6 картин.
Эта методика обнаруживает, насколько правильно ребенок.понимает содержание каждой из картин в отдельности, способен ли он уловитьвнутреннюю связь между ними, т. е. логику запечатленного на них события. Если уребенка возникают затруднения в работе, можно попросить его рассуждать вслух,тогда экспериментатор получает богатый материал о том, что именно служитпрепятствием в работе, как ребенок сопоставляет картинки, насколько глубоковникает в.их содержание.
Указанные две методики чрезвычайно просты, и если ребенок нев состоянии с ними оправиться, это позволяет сделать предположение о.некоторомотставании в психическом развитии.
 
Куб Линка
 
Эта методика направлена прежде всего на исследование развитияу человека комбинаторных способностей. Испытуемому дается 27 кубиков, граникоторых окрашены в разные цвета (например, красный, синий и зеленый).Предлагается сложить из них один большой куб (3х3х3) таким образом, чтобы все егобоковые грани были красного цвета. Отдельные кубики окрашены так, что красныхграней достаточно только для «облицовки» сторон большого куба (6 кубиков содной красной гранью, 12 — с двумя, 8 —с тремя, 1 — не.имеющий красныхграней); следовательно, во время работы испытуемый должен следить за тем, чтобыни одна красная грань не попала внутрь большого куба. Давая инструкцию, можноуказать на это обстоятельство. Экспериментатор должен обращать внимание на то,каким путем испытуемый идет к поставленной цели. Возможно, несколькокачественно различных способов выполнения этого задания. Самый примитивный изних — это метод проб и ошибок, когда испытуемый без всякой системы выбираеткубики, что указывает на слабое развитие у него абстрактно-логическогомышления. Как правило, таким способом решить задачу не удается. Болеесовершенным способом работы является последовательный подбор кубиков кнамеченному мысленно месту. Показателем еще более высокого уровня развитияабстрактно-логического мышления следует считать умение сразу поставить взятыйкубик на то место, которое он должен занимать. Это означает, что испытуемыйсоздал мысленный образ результата своей работы, удерживает его в сознании исоотносит с ним свои реальные действия. Работа таким методом указывает на относительновысокое развитие способности к аналитико-синтетической деятельности. Важныйматериал (уже не столько о мышлении, сколько о некоторых чертах личности) можетдать наблюдение за поведением испытуемого во время выполнения описываемогозадания.
Куб Линка относится к числу методик, вызывающих азарт убольшинства здоровых испытуемых, в особенности если они предупреждены, чтофиксируется время, затрачиваемое на работу, и рядом с испытуемым лежитвключенный секундомер. Эмоционально неустойчивые подростки при неудачах нередкопроявляют бурную реакцию: демонстративно отказываются продолжать работу,начинают грубить экспериментатору, заметив ошибку на последнем этапе работы,разрушают уже почти собранный куб и т. п.

Сравнение понятий
 
Испытуемому предлагается указать на сходство и различие междудвумя понятиями. При составлении вопросов необходимо учитывать возрастиспытуемых. Детям младшего возраста лучше давать для сравнения конкретныепонятия типа береза и сосна, карандаш и ручка, стакан и чашка и т. п. Детямстаршего возраста могут быть предложены более сложные пары: река и озеро, дождьи снег, обман и ошибка и т. п. Для того чтобы правильно сравнить понятия,испытуемый должен уметь их анализировать, соотносить друг с другом, мысленновычленять составные части, отделять главное от второстепенного. Частые ошибкипри сравнении понятий могут служить показателем недостаточного развитияаналитических возможностей.
 
Метод исключения
 
Для детей младшего школьного возраста рекомендуетсяисключение предметов, для более старших — исключение понятий. Метод исключенияпредметов состоит в том, что ребенку последовательно предъявляются карточки, накаждой из которых изображено по четыре предмета, три из которых могут бытьобобщены в единую группу. Четвертый предмет в эту группу не попадает, так какне имеет соответствующего важного признака и мысленно исключается. Аналогичнопостроен и метод исключения понятий, только вместо рисунков на карточкенаписано пять слав. Четыре из них могут быть объединены, а пятое должно быть исключено.Методика вскрывает способность ребенка к обобщению на основе вычленения впредметах и понятиях наиболее существенных признаков. Карточки должныпредъявляться в порядке возрастания трудности заданий, что позволяет точноопределять, где ребенок начинает ошибаться.
Образцы содержания карточек для исключения предметов: 1)карманные часы, настенные круглые часы, будильник, монета; 2) нога, сапог,ботинок, валенок; 3) наперсток, курительная трубка, катушка, ножницы; 4) часы,очки, термометр, весы; 5) бритва, нож, ножницы, перо; 6) керосиновая лампа,электрическая лампочка, солнце, свеча.
Образцы содержания карточек для исключения понятий: 1)бумага, линейка, карандаш, стекло, чернила; 2) горький, горячий, кислый,соленый, сладкий; 3) городки, футбол, лампа, шахматы, теннис; 4) глаза, сердце,уши, нос, язык; 5) справедливость, храбрость, честность, зависть, доброта; 6)страх, беспокойство, забота, чистота, сомнение. Классификация предметов. Даннаяметодика относится к числу наиболее часто применяемых при исследованиимышления. Она позволяет определить уровень развития у испытуемого способности кобобщению—один из важнейших компонентов мыслительной деятельности. Заданиесостоит в том, что испытуемому предлагается разделить 75 карточек (для детеймладшего возраста 45—50 карточек), на которых изображены различные предметы(люди, домашние и дикие животные, различные растения, мебель, одежда и пр.), нанесколько групп в соответствии с избранным принципом. Испытуемый получает«глухую» инструкцию: разложить карточки так, чтобы картинки подходили друг кдругу. В результате подобной инструкции испытуемый вынужден самостоятельновыбрать принцип классификации. Для детей младшего школьного возраста нормальнымявляется распределение карточек по ситуационному признаку, например объединениевсех предметов, которые могут находиться в комнате, или всех предметов, нужныхдля приготовления обеда, и т. д. Для старших детей подобный уровень обобщениянедостаточен; при нормальном психическом развитии они используют для обобщения болеезначительные признаки, выделяют группы животных, птиц, деревья, цветы и т. д.Нередко ими используются еще более обобщенные признаки, тогда происходитвыделение таких групп, как живые существа, растения, орудия труда и т. п. Вэксперименте ясно обнаруживается, способен ли испытуемый устанавливатьобобщенные связи между предметами и целый ряд других особенностей мышления.Опытный экспериментатор, умело использующий описываемую методику, можетполучить в результате эксперимента данные и об особенностях личностииспытуемого.
Метод пиктограмм
Данная методика позволяет исследовать в первую очередьвозможности обобщения и отвлечения. Кроме того, она дает ценный материал дляизучения особенностей памяти испытуемого. Испытуемому предлагается запомнить10—15 слов, сделав при этом к каждому слову какой-либо рисунок, помогающийзапоминанию. Качество рисунка не играет роли. У испытуемого складываетсявпечатление, что проверяется его память, поэтому он становится болееестественным и особенности его мышления проявляются особенно ярко. Набор словварьируется в зависимости от возраста испытуемых, но он должен включать какпонятия, соотносимые с совершенно определенным предметом, так и болееотвлеченные. Могут быть использованы, например, следующие понятия: 1) веселый праздник;2) вкусный ужин; 3) слепой мальчик; 4) голодный человек; 5) строгаяучительница; 6) тяжелая работа; 7) печаль; 8) сомнение; 9) развитие; 10) темнаяночь; 11) война; 12) девочке холодно и пр. У детей и подростков с хорошоразвитым отвлеченным мышлением, как правило, не возникает трудностей в выбореопосредствующих образов, которые имеют обобщенный характер. Рисунки такихиспытуемых просты, не изобилуют второстепенными деталями, достаточно символичны(но не оторваны от содержания понятия). При слаборазвитом отвлеченном мышлениидети стремятся соотнести каждое понятие с конкретной ситуацией; поэтому ихрисунки многофигурны, излишне детализированы, на них изображаются целые сцены.Важный материал дает также анализ объяснений испытуемым причин создания тогоили иного рисунка. Для исследования мышления могут быть рекомендованы и другиехорошо известные в психологии методики: определение понятий, установлениепростых и сложных аналогий, различные варианты ассоциативного эксперимента,методики Выготского—Сахарова и пр. Все приведенные методами не подлежатколичественной обработке, а предполагают качественный анализ полученных данных,требующих от экспериментатора специальных навыкав и профессиональнойквалификации.
 
В. Методики исследования памяти
Исследование памяти играет большую роль в создании общейкартины интеллектуального развития ребенка или подростка. Не меньшее значениеоно имеет и для решения некоторых частных, конкретных вопросов, связанных сизучением показаний свидетелей и потерпевших. Основными процессами памятиявляются запоминание, воспроизведение и узнавание; все эти процессы могут бытьисследованы экспериментально.
Возрастные различия в развитии памяти очень существенны. Всамом общем виде процесс развития памяти ребенка можно характеризовать какпостепенный переход от простейшей наглядно-образной памяти ксловесно-логической; чем старше ребенок, тем большую роль должно играть мышлениев деятельности его памяти.
Заучивание слов
 
При помощи этой методики исследуется словесная механическая память.
Испытуемому предлагается запомнить 10 не связанных по смыслуслов (дом, лес, хлеб, окно, пень, стол, игла, мост, флаг, мед).
После первого прочтения никто из испытуемых, за очень редкимисключением, повторить все слова не может. Поэтому чтение слов повторяетсянесколько раз, до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет не менее 9 слов.При нормально развитой механической памяти ребенок 10—12 лет воспроизводит неменее 9 слов уже после 3—4 повторений.
Спустя час ребенка просят еще раз воспроизвести заученныеслова. Таким образом исследуется прочность запоминания. В пределах нормыребенок воспроизводит не менее 5—б слов.
Существует довольно много вариантов этой очень простой иудобной для проведения методики.
 
Методика исследования процесса зрительного узнавания
 
Необходимо иметь 36 картинок, изображающих людей, животных,растения, орудия труда и пр. (могут быть использованы картины классификациипредметов). 12 картинок, предназначенных для основного опыта, следуетпронумеровать. Испытуемому предлагается рассмотреть эти 12 картинок и запомнитьих, после чего основные картинки перемешиваются с дополнительными, и все 36картинок раскладываются.перед испытуемым. Ребенок должен найти те картинки,которые он уже видел. Для проверки точности памяти можно попросить узнанныекартинки расположить в том порядке, в каком они предъявлялись в началеэксперимента. Для детей младшего школьного возраста достаточным количествомузнанных картинок можно считать 5—7, для более старшего — 6—9. В возрасте 14—15лет число ошибок должно быть минимальным, т. е. не больше 2—3.
Метод опосредованного запоминания
 
Данный метод предназначен для исследования логической памяти.Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых ондолжен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираютсякартинки, имеющие ту или иную логическую связь с предъявленным словом.Существуют два варианта этой методики—для младшего и для старшего возраста. Длямладшего возраста, предлагаются следующие слова: обед, сад, дорога, поле, свет,одежда, ночь, ошибка, птицы, ученье, стул, лес, молоко, лошадь, мышь. Имсоответствуют картинки, на которых изображены: хлеб, яблоко, сани, лампа,рубашка, грабли, кровать, дерево, книга, чашка, велосипед, телега, ножик,здание школы, земляника, карандаш, автомобиль, самолет, диван, шкаф, корова,часы, кошка, домик.
Для старшего возраста предлагаются следующие слова: дождь,собрание, пожар, утро, драка, ответ, театр, сила, встреча, горе, праздник,сосед, отряд, игра, труд. Картинки: умывальник, перья, лейка, крыша с дымом изтрубы, стакан, карандаш, зеркало, лошадь, телефон, письмо, домик, трамвай,цветок, стул, тетрадь, ключ, лопата, стол, самолет, топор, электрическая лампа,дерево, шапка, грабли, картина в раме.
Выбирая картинки во время эксперимента, дети должны объяснятьэкспериментатору, почему они останавливаются именно на этой картинке. Попрошествии некоторого времени (около часа) ребенку предлагается с помощьюотобранных им картинок вспомнить каждое из предъявлявшихся слов. По данным А.Н.Леонтьева, разработавшего метод опосредованного запоминания, дети младшегошкольного возраста (7—10 лет) с нормально развитой логической памятью правильновоспроизводят 11 —12 слов, дети старшего возраста соответственно: 10—12лет—12—13 слов, 12 — 16 лет—13— 14 слов.
 
Методика исследования внушаемости (в сфере памяти)
Приводимая методика позволяет в самом общем виде обнаружитьсклонность ребенка к внушаемости. Для этой цели выбирается картинка с несложнымсюжетом и не слишком большим количеством изображенных объектов и предъявляетсяв течение одной минуты испытуемому. Затем картинку убирают, а испытуемомузадают вопросы о том, что он видел на картинке. Среди этих.вопросов должныбыть и такие, которые касаются предметов, отсутствовавших на картинке. Подобныевопросы нужно формулировать так, чтобы они могли оказывать внушающее влияние наребенка, т. е. можно спрашивать не просто, видел ли, например, ребенок накартинке дерево (если на самом деле его не было), а как выглядело это дерево.Необходимо учитывать, что некоторым детям свойственна повышенная внушаемость.Анализ данных, полученных с помощью описываемой методики, необходимо проводитьс учетом возраста исследуемого ребенка.
 
Метод обнаружения зрительного эйдетизма
 
Иногда показания детей поражают своей точностью и обилиемвоспроизводимых деталей. В таких случаях могут возникнуть сомнения вдостоверности показаний ребенка или подростка. Однако исключительная точность иполнота воспроизведения может объясняться наличием у ребенка зрительного эйдетизма,т. е. способности в течение длительного времени сохранять в зрительноманализаторе след закончившегося возбуждения в виде четкого образа. Простейшимопытом по обнаружению зрительного эйдетизма является следующий. Испытуемому втечение 25—30 секунд предъявляется на темном фоне маленькая, ярко раскрашеннаякартинка с большим количеством деталей. По истечении времени экспозиции картинуубирают, а испытуемому дают указание продолжать смотреть на темный фон. Еслипри этом ребенок продолжает видеть отсутствующую картину (это можно проверить,задавая вопросы о деталях картины), значит, он обладает эйдетическойспособностью.
Г. Методики исследования воображения
Воображение, так же как и память, тесно связано с мышлением иосновными свойствами личности человека. Поэтому многие особенности воображенияконкретного испытуемого неизбежно проявляются при исследовании других видов иформ психической деятельности. Иногда бывает необходимо установить примерныйуровень развития воображения у ребенка, особенно наличие или отсутствиесклонности к безудержному, не контролируемому мышлением фантазированию.
Методика незаконченных рисунков
 
Испытуемому показывают несколько незаконченных рисунковразной сложности (образцы подобных рисунков приводятся во многих учебных пособияхпо психологии) и предлагают определить, что на них изображено. Чем лучше уребенка развито воображение, тем быстрее и легче он узнает на рисункахпредметы. Иногда ребенок «узнает» совсем не тот предмет, который изображен вдействительности, или целую сцену,— в таком случае необходимо выслушать, какребенок объясняет свое «узнавание», при этом может оказаться, что он оченьслабо опирается на тот изобразительный материал, который содержится на рисунке.
 
Составление рассказа на заданные слова
 
Испытуемому предлагается составить рассказ, в которомсодержались бы определенные слова. Число слов должно быть небольшим — 3—4(например: весело, облако, девочка). Быстрое составление яркого,детализированного рассказа на основе столь бедного исходного материала возможнотолько при хорошо развитом воображении.
После составления одного рассказа можно попросить составитьвторой рассказ с теми же словами, третий и т. д. При повышенной склонности кфантазированию содержание рассказов не оскудевает, а становится все более яркими сложным.

Пересказ прочитанного
Ребенку предлагается пересказать содержание понравившейся емукниги или отдельного рассказа. Основное внимание экспериментатор долженобращать на характер ошибок при воспроизведении ребенком сюжета литературногопроизведения. Ребенок может недостаточно хорошо помнить содержание прочитаннойкниги; в таком случае в его передаче из повествования будут выпадать отдельныесцены или произойдет некоторое нарушение последовательности. Дети, склонные кфантазированию, вместо забытых еден придумывают другие, которых в книге нет,обогащают сюжет дополнительными деталями, иногда довольно. сложными,«вмешиваются» в судьбы героев, могут совершенно изменить развязку произведения,превратив ее из печальной в счастливую, и т. п.
 
Д. Методики исследования восприятия и внимания
Протекание процессов восприятия и внимания у детей сильноотличается от аналогичной психической деятельности у взрослых людей. Кромевозрастных особенностей, могут быть значительные индивидуальные отличия, которыенеобходимо установить для проверки подлинных возможностей испытуемого.
 
Исследование восприятия формы предметов
 
Ребенку предъявляются последовательно картинки сизображенными на них геометрическими фигурами различной сложности. Послекаждого предъявления предлагается воспроизвести данную фигуру. Обилие ошибок,особенно при воспроизведении относительно простых фигур, может указывать наслабо развитое у исследуемого несовершеннолетнего восприятие формы предметов.
Исследование восприятия положения предмета в пространстве
 
Для этой цели может быть использовано довольно много приемов.Например, испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением какой-либо.геометрической фигуры или рисунок. Затем на таком же листе бумаги испытуемыйдолжен с возможно большей точностью указать, где и как был расположенпредъявлявшийся рисунок или фигура. Если предъявленных фигур было несколько,испытуемый должен указать их расположение относительно друг друга.
Исследование объема внимания
 
Для проведения этого исследования необходим хотя быпростейший тахистоскоп. В прорези или на экране тахистоскопа на очень короткоевремя (0,20—0,25 сек.) предъявляются карточки с написанными на них буквами, несоставляющими слова, или цифрами. После каждого предъявления испытуемыйвоспроизводит виденные объекты. Предъявляется последовательно не менее 10— 15карточек, после чего вычисляется среднее количество воспринимаемых букв илицифр. Восприятие ребенком начиная с 11 — 12 лет в среднем менее 3—4 буквуказывает на наличие сужения объема внимания. Для исследования внимания могутбыть использованы также ставшие классическими в психологии метод Бурдона счетпо Крепелину и пр.