Содержание
Введение
1 Теоретические основы инновационной активностихозяйствующих субъектов
1.1 Понятие и сущность категории «инновационнаяактивность»
2. Факторы, влияющие на инновационную активностьпредприятий
2.1 Характеристика инновационногопроцесса в строительной отрасли
2.2 Классификация факторов, влияющих на инновационнуюактивность предприятий
2.3 Инновационная активность как конкурентное преимуществопредприятия
2.4 Факторы, сдерживающие инновационную активность
3. Способы повышения инновационной активности и ее значение в развитии хозяйствующих субъектов
3.1 Способы повышения инновационной активности предприятийстроительного комплекса
3.2 Взаимосвязь показателя «инновационнаяактивность» с другими инновационными показателями
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современной экономике роль инноваций значительно возросла.Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию,имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В рыночной экономике инновации представляютсобой эффективное средство конкурентной борьбы — ведут к созданию новых потребностей,к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга)производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе ивнешних.
Строительная организация в соответствии со своей миссией в динамичноизменяющейся среде вырабатывает стратегии получения устойчивого успеха, конкурентныхпреимуществ, самовоспроизводства с улучшениями и прогрессивного инновационного развитияв долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей в такой ситуации служит,как интенсивное развитие всех компонентов, элементов организации, так и их инновационноеразвитие.
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором конкурентоспособностистраны в рыночной системе. В процессе совершенствования рыночной модели экономикиприоритетное внимание должно быть уделено развитию производства на новой техническойоснове, активизации инновационной деятельности по воплощению результатов научно-техническихразработок в производство, созданию новых технологических процессов и перестройкена современной научно-технической основе всех отраслей материального производстваи сферы обслуживания.
Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимостьвыживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания.
Опыт экономически развитых стран показывает, что победителемв борьбе за потребителя оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественнона основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработкуновых товаров и услуг.
Инновационная активность предприятия может стать одним из основныхусловий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержанияи расширения рыночной ниши.
Цель курсовой работы: проанализировать факторы оказывающие влияниена инновационную активность предприятий.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующиезадачи:
· рассмотретьтеоретические основы категории «инновационная активность»;
· выявитьфакторы, влияющие на инновационную активность предприятий;
· определитьзначение инновационной активности в хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектови пути активизации инновационной деятельности.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе изложенытеоретические положение категории «инновационная активность», дано понятиеинновационной активности предприятий, описан способ измерения инновационной активности.Во второй главе представлена классификация факторов влияющих на инновационную активностьпредприятий, дана характеристика инновационного процесса в строительной отрасли,выделены факторы, сдерживающие инновационную активность предприятий строительногокомплекса. В третьей главе показано значение инновационной активности в деятельностипредприятий, изложены способы активизации инновационной деятельности.
строительный комплекс инновационная активность
1 Теоретические основы инновационной активности хозяйствующихсубъектов1.1 Понятие и сущность категории «инновационнаяактивность»
Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающийкак свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающихотраслей знания: теории научно-технического прогресса, организации производственныхфункций (НИОКР, идеи, предложения, продукция, технологии), стратегического управления(миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительныестратегии), управления проектами (моно-, мульти — и мегапроекты, программы, матричныеструктуры), управления финансами (инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование),маркетинга (конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы) идр. Система категорий инноватики включает прежде всего следующие категории: новшества/новациии новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность,инновационные риски и, конечно, инновационная активность (ИА) [16].
Инновационная активность — самостоятельная категория. Ее значение состоит в том,что с помощью ИА оценивается характер инновационной деятельности. Инновационнаядеятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализациястратегии и др.), прежде всего характеризуется содержанием, составом конкретныхдействий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку одинвид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функциймаркетинга и производства будут различны [16].
Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть более общегопроцесса. Например, действия новатора, создающего новшество, — это всего лишь частьобщего инновационного процесса (ИП), отражающего жизненный цикл инновации (ЖЦИ).Общность процесса связана с тем, что кроме новатора необходима деятельность другихсубъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям ЖЦИ. Такимобразом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процессаоднозначно определено. Его необходимо знать для организации как данной деятельности,так и всего ИП. Поэтому для описания ИД необходимо использовать такой ее признак,как место в структуре ИП. Все виды деятельности, включая и инновационную, должныбыть ориентированы на какой-либо результат, т.е. характеризоваться определеннойрезультативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводятк некоторому результату.
Активность деятельности фирмы — это такая ее характеристика, которая должна показатьсвязь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Эта связь объясняетсяповедением фирмы при реализации планируемых действий. В самом деле, с одной стороны,разработан план определенных действий по улучшению конкурентных позиций. С другойстороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либоотрицательный результат. При одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциалеруководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их неодинаковойактивностью. Именно различия в инновационной активности объясняют разные инновационныерезультаты при одинаковых исходных посылках [16].
При этом признак «инновационная активность» носит следующие черты инновационнойдеятельности фирмы. Во-первых, ИД должна носить стратегический характер и быть управляемойв реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешнейсреды). Стратегический подход обеспечивает высокое качество ИД.
Во-вторых, ИД должна в текущем времени быть рациональной как по последовательностидействий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичностьИД, определенные темпы проведения необходимых действий и изменений. В противномслучае ИД будет просто ненужной и даст негативные последствия (неэффективно исчерпанырезервы времени и ресурсов). На рисунке 1.1 показано назначение категории«инновационная активность».
/>
В стратегическом плане ИА характеризуется следующими частными показателями:
· качество инновационной стратегии организации;
· уровень мобилизации или использования инновационного потенциала;
· размер привлеченных капиталовложений — инвестиций;
· качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
· обоснованность реализуемого уровня инновационной активности.
В тактическом плане ИА определяется двумя частными показателями:
· соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
· скорость (темп) действий и проведения стратегических инновационныхизменений [16].
Доктор экономических наук Мельников О.Н. под инновационной активностью понимаетсозидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги,выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны (∆N) технико-технологических,экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и другихпоказателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистамив конкурентоспособное время (∆t) [8].
«Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства.Одно из проявлений этого — резкое сокращение срока реализации научных открытий:средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919 гг. — 37 лет, с 1920по 1944 — 24 года, с 1945 по 1964 гг. — 14 лет, а для наиболее перспективных открытий(электроника, атомная энергетика, лазеры) — 3-4 года». Это, на наш взгляд,объясняется объективностью научно-технических и социальных изменений динамики конкурентнойборьбы и непрерывным ростом инновационной активности во всех областях деятельности.Сегодня это, в частности, характеризуется сокращением жизненных циклов всех видовинноваций (продуктовых, технологических, управленческих и т.д.).
Источником эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторскаядеятельность (разработки и внедрение изобретений), которые необходимо постоянносовершенствовать. Однако организационная система многих российских предприятий зачастуюне способна к быстрым инноваций. Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: «Рыночныечасы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков».
Отсюда следует, что предприятиям необходимо научиться оперативно реагироватьна изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить ему только временноепреимущество, поскольку будет очень скоро использована конкурентами. Инновационнонастроенное руководство предприятий должно предвосхищать пожелания потребителей,видеть контуры будущего рынка. Именно таким образом они должны создавать продуктыи услуги, у которых некоторое время не будет конкурентов [8].
Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых являетсяинновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современнымиисследованиями, которые говорят о том, что «успех инноваций на 85-90% зависитот уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческимкадрам». Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональныйопыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активностипредприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческойэнергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов.
Инновационная активность есть суть внутреннего состояния предприятия,которой оно может управлять, целенаправленно используя возможности креативно настроенногоперсонала. Конкурентоспособность предприятия напротив является отражением внешнейсреды, которой оно управлять в явном виде не может, однако способно оказывать нанее влияние через повышение своей инновационной активности [8].
Трифилова А.А. под инновационной активностью понимает интенсивностьосуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечениюновых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [14].
По рассмотрении различных аспектов понятия «инновационнаяактивность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы- это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степеньинтенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизоватьнеобходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивностьприменяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составуи последовательности операций [16].
1.2 Оценка инновационной активности предприятий
При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологическойосновы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния иособенности системы деловой активности предприятий [14]. Аналогичным образом здесьтакже можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленнымивеличинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатовв инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбираетсястратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут бытьпоказатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевыезначения или значения показателей у конкурентов. Возможные варианты пороговых показателейинновационной активности для выбора стратегий инновационного развития, приведенныеавтором, следует считать ориентирующими и приближенными к эталонным.
Итак, совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности,определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационнойсфере, может включать всебя следующие коэффициенты [15].
· Кис — коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав нанее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленныеобразцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания,а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективногоинновационного развития.
В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотнымактивам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности ивооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствамипроизводства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн
где: Си — интеллектуальная собственность (стр.110 «Нематериальныеактивы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.
При этом
Кис ≥ 0,10 … 0,15 — стратегия лидера;
Кис ≤ 0,10 … 0,05 — стратегия последователя.
· Кпр — коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этоткоэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показываетдолю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий,производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовкипроизводства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношениюк среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся напредприятии. Определяется по формуле:
Кпр = Пн / Чр
где: Пн — число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;
Чр — средняя численность работников предприятия, чел.
При этом
Кпр ≥ 0,20 … 0,25 — стратегия лидера;
Кпр ≤ 0,20 … 0,15 — стратегия последователя.
· Кни — коэффициент имущества, предназначенного для НИРи ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательскогоназначения, приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациямив общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, поформуле:
Кни = Ооп / Опн
где: Ооп — стоимость оборудования опытно-приборного назначения,руб.;
Опн — стоимость оборудования производственного назначения, руб.
При этом
Кни ≥ 0,25 … 0,30 — стратегия лидера;
Кни ≤ 0,25 … 0,20 — стратегия последователя.
· Кот — коэффициент освоения новой техники. Он характеризуетспособность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологическихлиний и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатациюосновных производственно-технологических фондов по сравнению с прочими средствами,включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:
Кот = ОФн / ОФср
где: ОФн — стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;
ОФср — среднегодовая стоимость основных производственных фондовпредприятия, руб.
При этом
Кот ≥ 0,35 … 0,40 — стратегия лидера;
Кот ≤ 0,35 … 0,30 — стратегия последователя.
· Коп — коэффициент освоения новой продукции. Он оцениваетспособность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическимизменениям продукции по формуле:
Коп = ВРнп / ВРоб
где: ВРнп — выручка от продаж новой или усовершенствованнойпродукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованиемновых или улучшенных технологий, руб.;
ВРоб — общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг),руб.
При этом
Коп ≥ 0,45 … 0,50 — стратегия лидера;
Коп ≤ 0,45 … 0,40 — стратегия последователя.
· Кир — коэффициент инновационного роста. Онопределяетустойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствуетоб опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств,выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новыхтехнологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственныедоговора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций(в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:
Кир = Иис / Иоб
где: Иис — стоимость научно-исследовательских и учебно-методическихинвестиционных проектов, руб.;
Иоб — общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.
При этом
Кир ≥ 0,55 … 0,60 — стратегия лидера;
Кир ≤ 0,55 … 0,50 — стратегия последователя. [14]
Такимобразом, использование описанного метода на этапе разработки стратегических плановпозволяет предприятиям оценить свою текущую инновационную активность и учесть этипоказатели при принятии решений о направлении дальнейшего инновационного развития.На этапе реализации стратегий инновационного развития такая оценка во многом позволитизбежать нерационального использования финансово-экономических ресурсов и покажетпути наращивания инновационной сферы.
2. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятий2.1 Характеристика инновационного процесса в строительнойотрасли
Стоит заметить, что строительная отрасль во всем мире консервативнаи инертна. Американские исследователи до сих пор сетуют, что стройиндустрия в рейтингеинновационно активных отраслей занимает одно из последних мест [5].
И все же, несмотря на всеобъемлющий консерватизм строительнойотрасли, регулярно появляются нововведения, которые, не меняя радикально технологическогоуклада, обеспечивают снижение стоимости строительства и эксплуатации жилья, сокращениесроков строительства, повышение качества и комфортности. Последние крупные изменениясвязаны с такими новациями, как переход к сборно-монолитному каркасному домостроению,использование технологии несъемной опалубки, улучшение качества бетона за счет различногорода добавок, улучшающих его конструкционные свойства, внедрение различных новыхматериалов (поризованного кирпича, композиционных материалов, пластиков и проч.).Снижается материалоемкость производства, а технологические операции выносятся запределы стройплощадки. Одной из тенденций последнего времени становится переходот архаичных методов возведения домов непосредственно на стройплощадках (on-sitemanufacturing) к сборно-модульному (офсайтному) домостроению. Много внимания уделяетсякомплексному решению вопросов энергосбережения в жилых зданиях, развитию когенерационныхсхем энергоснабжения (совместная выработка электро- и тепловой энергии), внедрениюэффективных способов утилизации мусора и очистки сточных вод (центрифужные и мембранныетехнологии, новые технологии сбраживания сырого остатка) [5].
Для начальной оценки характера инновационного процесса в строительнойотрасли можно использовать сравнительные статистические данные о спросе на изобретенияв различных областях техники. Согласно данным годового отчета о деятельности Федеральнойслужбы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам за 2006 год,отмечался существенный рост востребованных изобретений в химии и нефтехимии, металлургии,строительстве и производстве строительных материалов, легкой и пищевой промышленности,медицине. Как и следовало ожидать, лучшая динамическая характеристика оказаласьу химической и нефтехимической отраслей, но и строители обнаружили свою зависимостьот инноваций. Причем эта отрасль еще только начинает насыщаться изобретениями, тогдакак проникновение основной массы инноваций в легкую и пищевую промышленности ужесостоялось, судя по тем же данным (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 — Количествозарегистрированных договоров с патентодержателями (по данным Госкомстата РФ) [1].Область техники Количество договоров 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. Легкая, пищевая промышленность 266 362 459 105 160 Строительство, строительные материалы 81 125 104 108 160
Можно попытаться выяснить, какие именно 160 российских изобретенийбыли внедрены за 2006 год в отрасль строительства и стройматериалов. Но вряд лиэти инновации сегодня делают погоду, имея в виду давность использования и происхождениетаких строительных технологий, как монолитное каркасное строительство, мобильныерастворонасосы и вентилируемые фасады, сухие смеси и стеклопакеты, быстроходныелифты и системы централизованного пылеудаления и т.д. Само по себе заимствованиезарубежных инноваций есть нормальное явление в любой современной стране, тем болеечто в мировой экономике строительство не является поводом для острой технологическойконкуренции (см. таблицу 2.2).
Таблица 2.2 — Среднемировыерасходы на исследования и разработки в процентах от продаж в этих областях (по даннымW. R. Grace (США)) [1]. Секторы экономики Расходы на исследования и разработки вся промышленность 3,5-3,4 полупроводники 15,5 химия 4,7 компьютеры и офисное оборудование 4,6 автомобилестроение 3,8 строительство 0,2-0,4
Правда, указанное обстоятельство совсем не является оправданиемтому, чтобы терять из виду разницу между условиями прироста числа инноваций в Россиии за рубежом — прежде всего в Японии, США и Европе. Поскольку, соразмерно твердостивалют вышеперечисленных регионов мира, там же наиболее взыскательно ставятся следующиевопросы.
В чем заключается инновация?
Почему инновационным является именно это решение?
Что данная инновация позволяет изменить или заменить?
Когда и где данная инновация появилась, использовалась, и ещебудет использоваться?
Очевидно, получение более адекватных ответов на вышеуказанныевопросы невозможно без патентных экспертов, деятельность которых в России согласуетсясо статьями Патентного закона РФ. Во всяком случае, итогом исследований каждой заявкиявляется уникальная формула изобретения, заключающая в себе исчерпывающие ответына данные вопросы. Но время от времени необходимы сравнительные оценки эффективностиинноваций, полезных для принятия своевременных регулирующих действий. Причем, еслиотстающих такое сравнение вынуждает к более или менее убедительным оправданиям,то инновационные лидеры используют это для оценки эффективности своих инновационныхмероприятий. С этой целью, например, сессии Европейского Совета по Гражданской Инженерии(The European Council of Civil Engineers) определяют размер инвестиций в строительныеинновации относительно валового внутреннего продукта [1].
За исключением двух малонаселенных скандинавских стран, толькоЯпония и США обнаруживают стабильно высокий уровень инвестиций в исследование иразвитие строительных технологий. Лидирующее положение Японии объясняет повышенныйинтерес японцев к сравнению собственного и американского инвестиционного процессов.С конца 80-х годов прошлого века строительные компании из Японии опередили своихколлег в США в таких областях, как строительство туннелей в мягком грунте, проектированиеи строительство интеллектуальных зданий, устройство глубоких фундаментов, роботизациястроительства и т.д.
Ввиду характера проявления инновационной активности можно наиболееточно прогнозировать дальнейшее развитие всей отрасли. В то же время, следует правильнооценивать характер инвестиций в само строительство. Так, в той же Японии доля строительныхинвестиций с 1976 по 2006 годы равномерно уменьшалась с 20 до 15% от общего объемапромышленных инвестиций. Что напрямую связано с высокой эффективностью финансовыхзатрат на технологическое развитие. Отсюда в истинном свете видится явление«строительного бума», т.е. привлечение в данную отрасль больших денежныхсредств. В Болгарии, например, где строительные инвестиции достигли уровня 30%,речь идет только об умножении высокоприбыльных построек на Черноморских и горнолыжныхкурортах.
Согласно данным Госкомстата РФ, с 2002 по 2006 годы доля строительныхинвестиций (без учета малого предпринимательства) увеличилась с 5,6 до 6,8% от общегообъема промышленных инвестиций, но при этом даже в Москве еще далеко до счета хотябы десятками (а их в год насчитывается больше тысячи) жалоб на качество новостроек.Данное обстоятельство, между прочим, напоминает о том, что строительные инновацииоправдывают себя лишь в контексте общих программных задач.
В целом должно быть ясно, что инновационные затраты окупаютсяпреимущественно за счет экономии человеческих и материальных ресурсов. Речь должнаидти о сочетании технологического прогресса с сокращением строительных, эксплуатационныхи иных издержек. На практике такое требование выполняется дифференцированно, тоесть в зависимости от конкретных условий и назначения объектов строительства. Решающеесодействие этому оказывают новые материалы, каким является, например, пенобетон.Применение данного материала не требует высоких инвестиционных затрат, начиная сорганизации выпуска сборных пенобетонных изделий на предприятиях стройиндустрии.С этой же точки зрения привлекательны объекты, выполненные по технологии строительствабескаркасных арочных зданий. Заслуженно пользуются спросом легкие и долговечныесэндвич-панели на металлической основе, используемые для строительства зданий исооружений производственного назначения. Обращает на себя внимание метод возведениякаркасных домов, которые в несколько раз легче кирпичных и не предполагают массивногофундамента. Можно также отметить целый ряд новых материалов для покрытия бетонныхоснований, например жидко-керамическое покрытие «изоллат», которое послевысыхания образует эластичную полимерную поверхность. Данный материал, будучи наполненполыми керамическими микросферами, обладает ценными энергосберегающими свойствами- низкой теплопроводностью, высокой способностью отражать падающие лучи света ирассеивать до 95% инфракрасного излучения.
Вместе с тем, наряду с умножением методов, применимость которыхобусловлена многими обстоятельствами, всегда желательно иметь в виду плодотворностьразвития универсальных новшеств. Сегодня одним из самых перспективных направленийразвития экономики вообще и стройиндустрии в частности является создание материаловна наноуровне. Так, включение всего 2-3% наночастиц в массу бетона дает значительноеулучшение прочностных характеристик, повышение плотности и улучшение всех свойствданного строительного материала. Нанотехнологии позволяют создавать сверхлегкиематериалы, включая сталь и бетон. Данная технология предполагает поверхностную активациюизмельченных до наноуровня частиц с применением роторно-пульсационных аппаратовлибо с использованием гидродинамических излучателей. Углеродные волокна толщинойменьше 0,1 микрона способны в десятки раз повысить теплоизоляционные качества практическилюбого материала. Настолько же повышается при использовании нанотехнологий стойкостькрасок и иных наружных покрытий [1].2.2 Классификация факторов, влияющих на инновационнуюактивность предприятий
Важнейшей характеристикой новойэкономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в факторэкономического роста. Результаты исследований, проводившихся ОЭСР, свидетельствуюто том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении1 к 3, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении 1 к2. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом[2].
Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономическихфакторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.
К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловленыдолговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта.К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационнуюдеятельность:
· закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще закономдвижения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
· закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимостьвзаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
· законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связимежду производством и потреблением;
· закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощьюкоторого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономическиезаконы;
· закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязьделовой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла»[10].
Субъективную природу имеют те факторы, действие которых являетсяпрямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:
инновационную политику государства как важнейшую составляющуюгосударственной экономической политики;
денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов.Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств,что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;
стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяетсявозможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивностьконкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;
поведение потребителей, от которого во многом зависит наличиеспроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества.Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность,предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спросана новый продукт, услугу, технологию и т.д. [11].
При этом объективные и субъективные факторы координируются междусобой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационнойстратегии.
Факторы инновационной активности можно подразделить также наглобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемыена микроуровне предприятий [4].
К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутристраны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношенияс властями, налоговую политику.
В условиях среды, благоприятной для реализации нововведений,центр тяжести в инновационных отношениях смещается в сторону инновационного потенциалафирм-инноваторов — внутренних факторов, влияющих на инновационную стратегию. Когдавнешняя среда экономической системы благоприятна для нововведений, они целиком зависятот внутренних факторов инновационной активности.
Инновационный потенциал предприятияпредставляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных,интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [3]. Можно выделить двегруппы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленныена налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние,способствующие расширению границ инновационной деятельности.
К внешним относятся факторы,обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:
· использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационногопроцесса: от открытия и разработки до коммерциализации;
· коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами,исследовательскими организациями и ВУЗами;
· лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.
Внутренние факторы — это существенныеособенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационнуюсостоятельность:
· мотивированное руководство;
· интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций;
· высокая производительность;
· эффективные отношения с персоналом, широкое вовлечение его в инновационныйпроцесс;
· непрерывное организационное обучение;
· эффективная система маркетинга, осуществляющая коммуникации с конечнымипотребителями;
· управление качеством, инфраструктурой, организационным развитием[13].
Внутренние факторы в свою очередь также можно подразделить надве группы. В первую группу входят факторы, формирующие систему внутренних экономическихотношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды. Вторую группу образуютфакторы, характеризующие «внутренние ресурсы» организации.
Первая группа факторов — это:
форма собственности на средства производства, определяющая характерэкономических интересов хозяйствующих субъектов, в целом внутрифирменных экономическихотношений, в том числе отношения управления;
организационная структура, обусловливающая мобильность экономическойсистемы в процессе принятия управленческих решений и степень соответствия этих решенийвоздействию внешней среды;
«размер организаций», определяющий ее принадлежностьк категории: «малые», «средние», «крупные» компании;
отраслевая принадлежность, характеризующая специализацию компании,основную цель ее деятельности, долю на рынке и конкурентоспособность на рынке.
Размер фирмы влияет на ее способность концентрировать не толькофинансовые, но и человеческие ресурсы для осуществления инноваций. При прочих равныхусловиях, чем более крупный размер имеет фирма, тем у нее больше возможностей дляотвлечения части производственных ресурсов в инновационную сферу.
Вторая группа факторов включает:
финансовое положение компании, дающее представление о ее финансовойустойчивости, степени ее зависимости от внешних источников финансирования инноваций,ее платежеспособность и, как следствие, возможность получения кредита для реализацииинновационных проектов;
научно-технический потенциал, характеризующий возможности организациив области НИОКР;
производственный потенциал, характеризующий производственнуюбазу компании, возможность производить ту или иную продукцию, производственную мощность;
кадровый потенциал, определяющий уровень профессиональной квалификацииперсонала организации, необходимый для осуществления инноваций.
В качестве средства, формирующего систему внутренних экономическихотношений и способы взаимодействия с факторами внешней среды, выступает реструктуризацияпредприятий.
Процессы реструктуризации могут носить пассивный характер, выражающийсяв закрытии убыточных подразделений, сокращении персонала, уменьшении расходов наобъекты социальной сферы, реструктуризации задолженности и др., а также активныйхарактер, заключающийся во внедрении новых производственных и управленческих технологий,инвестициях в обучение, продвижении на новые территориальные рынки традиционнойпродукции, разработке новой продукции и ее продвижение на рынок и др. В научнойлитературе к числу направлений реструктуризации относят продуктовые (горизонтальныеи вертикальные), технико-технологические и организационно-управленческие инновации[6].
Продуктовые инновации являются самым распространенным типом активностироссийских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациямивообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности:осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологийили продуктов от других компаний, либо с помощью собственных исследований и разработок.В одном случае речь идет об имитации, во втором — непосредственно об инновации.
Конкурентный фактор обеспечивает отбор инноваций на рынке товаров.Вместе с тем, конкуренция — это и экономическая среда конкретного рынка, на которомвзаимодействуют и другие экономические факторы.
Между конкуренцией и инновационными отношениями существует самаятесная связь. В определенном смысле инновационные отношения являются порождениемконкуренции, а результаты таких отношений являются орудием в конкурентной борьбе.
Конкуренция со стороны других компаний выступает в качестве существенногофактора стимулирования инновационной активности на предприятии. Так, Ю. Симачевотмечает перевернутую зависимость инновационной активности предприятий от уровняконкуренции на рынке [12]. В начале, с ростом числа конкурентов на рынке инновационнаяактивность возрастает, а затем стабилизируется или даже падает. Умеренная конкуренцияспособствует ускорению процесса внедрения новшеств. Но с усилением конкурентнойборьбы денежные ресурсы истощаются, инновационный процесс или замедляется или прекращаетсясовсем.
Факторы, стимулирующие инновационную активность предприятия,связаны с возникновением новых потребностей и предпочтений у потребителей, сокращениемжизненного цикла товаров, повышением наукоемкости продукции.
К горизонтальным продуктовым инновациям относятся такие формыинновационной активности как расширение ассортимента товаров, ранее производимыхпредприятием; создание нового внешнего вида и упаковки товаров.
К вертикальным продуктовым инновациям следует отнести такие формыинновационной активности, как: создание качественно нового товара; замена снятойс производства устаревшей продукции; улучшение качества производимой продукции;внедрение новой системы послепродажного сервиса.
При горизонтальной конкуренции рост инновационной активностиявляется способом занятия новых рыночных ниш или закрепления на уже имеющихся нишах.При вертикальных связях инновации являются ответом на повышение требований к поставщикамсо стороны покупателей сырья и полуфабрикатов, либо желанием поставщиков обеспечитьсоответствующий уровень продвижения товара на рынке.
Под процессными инновациями следует понимать усовершенствованиеиспользуемой или внедрение совершенно новой технологии, модернизацию оборудования.
Управленческие инновации ставят своей целью преобразование управленческойструктуры компании, совершенствование системы корпоративных финансов, а также управлениеперсоналом.
Если конкуренция является стимулом для инновационной активности,то трансферт технологий становится средством проникновения в компанию новых идейв ситуации, когда процесс инноваций происходит посредством копирования и имитации.Трансферт более современных технологий чаще всего реализуется посредством горизонтальныхсвязей между предприятиями. Речь идет о простом копировании нового продукта, новоготехнологического процесса, а также новых управленческих решений у компаний, действующихна одном и том же рынке, т.е. у компаний-конкурентов.
Следует отметить, что инновационно активное предприятие в Россиисущественно отличается от западного, т.к. западное предприятие работает в условияхвысококонкурентного рынка, насыщенного качественной продукцией. Россия же заметноотстает от стандартов качества международного рынка. Значительная часть новой продукцииявляется новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а еедоведение до мировых стандартов требует таких затрат и усилий, которые многие предприятияпозволить себе не могут.
Фактором, способным активизировать инновационную активность являетсямеждународная конкуренция на внутреннем рынке. В условиях открытости внутреннегорынка экономика отдельной страны становится открытой системой, что существенно изменяетхарактер конкуренции на всех сегментах рынка. Осуществлять инновационную деятельность,ориентируясь одновременно на “пассивный” внутренний рынок и “активный” внешнийрынок, достаточно сложно. Для развития инновационных отношений необходимо знатьпотребности, стимулы и требования единого рынка. Открытость внутреннего рынка создаетусловия для цепной реакции распространения нововведений, их мультипликации, эластичностиспроса по параметрам цены и качества. При этом инновационные издержки рассматриваютсяпредпринимателями как неизбежные вложения для обеспечения “выживания” в условияхконкуренции.
Многоотраслевой характер доперестроечной экономики СССР, высокийудельный вес в экспорте страны продукции с высокой степенью переработки, в том численаукоемкой продукции, диктовал спрос на высокообразованных людей по широкому кругуспециальностей и поддерживал высокий статус науки, образования и культуры. В результатепроведенных экономических реформ структура российской экономики в определенной степени«примитивизировалась», т.к. в ходе реформирования и развившегося экономическогокризиса, многие предприятия, да и отрасли в целом оказались на грани разрушения.Стала отпадать необходимость в целых отраслях научных исследований, в поддержаниивысокого статуса образования и культуры.
В этой связи следует обратить внимание на одно из важнейших условийразвития конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей — повышение общеобразовательногои профессионального уровня рабочей силы страны. Перед нашей страной стоит опасностьутраты этого важного конкурентного преимущества, накопленного за десятилетия продуманнойобразовательной политики, в том числе и в области подготовки высококвалифицированныхрабочих кадров. Отмеченные обстоятельства дополняются также тенденцией занижениястоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации, сопровождаемой деградациейи дезориентацией отечественного научного потенциала.
Важным фактором развития инновационной активности является качестворабочей силы. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высокимуровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованиюпроизводственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает креативную способностьработников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силыопределяет способность фирмы осуществлять собственные НИОКР или копировать новыепродукты у других фирм.
Компания, использующая принципыобучающейся организации, становится привлекательным местом работы для высококвалифицированныхтворческих работников, улучшает отношения с заказчиками и партнерами. Особая рольв этом принадлежит науке. Поэтому она должна быть тесно интегрированной в производство,стать участником инновационного цикла разработки, распространения и использованияинноваций.2.3 Инновационная активность как конкурентное преимуществопредприятия
Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара (объекта),выходящего во внешний мир и влияющего на внешнюю среду, а также те внутренние характеристики,которые создают для нее определенное превосходство над ее прямыми конкурентами.Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом,занимающим лучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасныйконкурент называется приоритетным. Относительное превосходство конкурента можетбыть обусловлено различными факторами внешнего и внутреннего характера.
Конкурентное преимущество называется «внешним», если оно основано натех свойствах фирмы в целом или свойствах ее компонентов, которые тем или иным образомвлияют на внешнюю среду. Прежде всего таким компонентом является продукция с еесвойствами: отличительными качествами товара, создающими «ценность для покупателя»за счет либо сокращения его издержек, либо повышения эффективности его деятельности,либо соответствия моде и первенства в предложении. Внешнее конкурентное преимуществоопределяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Стратегия, вытекающаяиз внешнего конкурентного преимущества, — это стратегия дифференциации.
Конкурентное преимущество называется «внутренним», если оно базируетсяна превосходстве фирмы в отношении:
· высокого качества управления различными процессами;
· сокращения издержек производства или потребления;
· высокого качества товара;
· высокого качества сервиса для потребителей товара.
Обоснованный уровень инновационной активности, как составляющая качества управления,является важным конкурентным преимуществом фирмы, в основном внутренним, а в некоторыхситуациях и внешним, когда за счет активности компании резко сокращается показательинновативности «ТАТ» и продукт фирмы поступает к потребителю значительнораньше продукта конкурента, что придает первой «рыночную силу» (возможностьповышения цены).
На всех стадиях жизненного цикла инноваций (стратегический маркетинг, НИОКР,производство, сервис, потребление) инновационная активность проявляется в примененииэффективных методов. Особое значение имеет функция маркетинга, реализуемая на протяжениивсего цикла, поскольку в ее задачи входит формулирование концепции создания конкурентногопреимущества. Здесь инновационная активность может заключаться в использовании современнойтеории конкуренции относительных преимуществ, основанной на концепции «фокусированияна клиентах».
Ранее существовавшая концепция производства и сбыта с ориентацией на производство(«произвести как можно больше») и сбыт («сбыть все, что произведено»)была заменена концепцией маркетингового менеджмента (КММ) с ориентацией на клиента/рынок,где «клиент решает все».
Однако в обстановке интенсивной конкуренции ориентации только на рынок сталонедостаточно для выработки успешной фирменной стратегии. В ситуации, когда рынокво все большей степени приобретает черты рынка покупателя, рыночная ориентация сталаэлементом фирменной культуры практически всех конкурентов. Культура более консервативна,более фундаментальна, чем стратегия. Стратегию можно разработать, а культура сформирована.Ориентированная на рынок культура, являясь нормой для всех, не дает конкурентныхпреимуществ данной фирме. Она уже больше не является фактором конкурентных преимуществ.
Поэтому появились рекомендации о необходимости ориентации на ресурсы, что требуетизучения индивидуальных ключевых компетенций, которые могут превратиться в конкурентныепреимущества.
Фокусирование клиентуры (ФК) — новое направление, углубляющее концепцию маркетинговогоменеджмента. ФК позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которыегарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических ипотенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный менеджментдолжен следовать, чтобы достичь конкурентного преимущества.
ФК не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента означаетнаправленность поведения на некоего условного практически недифференцированногопотребителя (аналогия со «стрельбой по квадратам»), тогда как фокусирование- это активный выбор своего хорошо представляемого конкретного реального или потенциальногопотребителя, на котором концентрируются внимание и усилия фирмы (аналогия со«стрельбой по целям»).
Такое понимание данной стратегии охватывает следующие три аспекта:
· ФК в отличие от ориентации на клиента/рынок, которая учитывает ужеизвестные запросы и потребности, нацелено на выявление не только реального, но ипотенциального спроса. Тем самым исключается риск попасть в зависимость от клиента;
· сравнительный анализ компетенций собственного предприятия и конкурентовпомогает заранее оценить технологические разработки последних, что снижает риск«сюрпризов» на рынке новой технологии;
· выявление запросов избранных групп клиентов и их воплощение в конкурентоспособнуюпродукцию инициирует инновационную активность клиентов (т.е. вторичную ИА вследза ИА фирмы-новатора).
Итак, ФК по определению представляет собой стратегию, в соответствии с которойпредприятие использует свои сильные стороны, обусловленные имеющимися ресурсами,в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными преимуществами. Ресурсыпредприятий в рыночной системе различаются потому, что они применяются в индивидуальныхкомбинациях. Богатство комбинаций преимуществ создается тем, что учитываются сочетаниязапросов индивидуальных потребителей и индивидуальных предложений с учетом конкретныхресурсов, компетенций, преимуществ предприятия. ФК позволяет предприятию:
· проявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества нарынке инноваций) наиболее эффективным образом;
· создавать себе потребительскую инновационную среду, т.е. готовитьпотребителей, ориентированных на новинки данного предприятия.2.4 Факторы, сдерживающие инновационную активность
Достижение существенных результатов в развитии инновационнойсферы среди более широкого круга предприятий в ближайшее время представляется проблематичнымв связи с существованием ряда факторов, сдерживающих инновационную активность.
Основное влияние оказывает отсутствие серьезного опыта веденияинновационной деятельности в рыночных условиях. Корни этой проблемы уходят в прошлоеи связаны с ориентацией научно-исследовательских организаций на выполнение государственных,в основном, военно-промышленных, заказов и отсутствием ранее возможностей для самостоятельноговведения новых изделий на рынок.
Сказывается и проблема отсутствия общепринятой терминологии.В литературе широко представлены различные определения термина «инновация»;в англ. «innovation» следует понимать как новый или усовершенствованныйпродукт или технологию, созданную в результате использования новшества и реализуемуюна рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность.Нет единого представления о понятии «инновационная деятельность», котораяпо сути является видом предпринимательской деятельности, так как направлена на использованиеновшеств для получения прибыли [9].
В стране не разработана правовая база инноваций, в законодательствеРФ до сих пор не принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности вРоссийской Федерации», хотя подготовка его была начата еще в 1998 году. Правительствов явно недостаточной степени контролирует деятельность государственных заказчиков,уделяет мало внимания практическому использованию результатов НИОКР, финансируемыхиз федерального бюджета, не обеспечивает широкого распространения и использованиярыночных механизмов для поддержки и развития науки. Доля бюджетных средств в инновационныхзатратах предприятий не превышает 5% [9].
Действующее налоговое законодательство содержит лишь ограниченныйнабор льгот для предприятий, осуществляющих инновации, что отрицательно сказываетсяна масштабах и темпах научно-технического прогресса. В итоге при значительном научномпотенциале инновационная деятельность характеризуется низкими показателями инновационнойактивности. Согласно данным обследования Центра экономической конъюнктуры при ПравительствеРоссийской Федерации (ЦЭК), удельный вес предприятий, осуществляющих инновации,составил 32%.
Обостряются проблемы подготовки и закрепления квалифицированныхкадров в отечественной науке и промышленности. Вследствие низкой зарплаты, отсутствияпомощи со стороны государства в приобретении научного оборудования молодежь уходитиз науки, специалисты выезжают для работы в зарубежные научные лаборатории, происходиттак называемая «утечка мозгов» и старение научных кадров [9].
Инновационная активность предприятий сдерживается также из-занеблагоприятного делового климата, обусловленного, с одной стороны, высоким уровнемфискального давления, с другой — неактивной ролью государства в защите прав собственности,слабой поддержкой предприятий инновационной сферы и отсутствием равных условий дляконкуренции. Государственные программы оказывают слабое воздействие на инновационнуюдеятельность промышленных предприятий. Так, по мнению большинства опрошенных руководителей,95%, «участие в программах государственной поддержки» не оказало значимоговоздействия на инновационную активность предприятий [9].
Чрезвычайно высокими остаются трансакционные издержки и административныебарьеры, препятствующие инновационной активности.
Наряду с этими факторами, сдерживающими инновационную активность,существуют и препятствия, связанные с неэффективным управлением предприятием и низкимуровнем корпоративной культуры. К сожалению, достаточно часто менеджеры компанийдействуют лишь в собственных интересах или в интересах узкой группы акционеров.
По оценкам зарубежных экспертов, в 2000 г. Россия среди 35 стран с развивающейся экономикой занимала 2-е место в мире (после Китая) по индексу«непрозрачности» компаний (Opacity Index). Результаты исследования (опубликованные24.04.2004 г.) Агентства Pricewatehouse Coopers с оценками Индекса непрозрачностиэкономики государств показывают, что вследствие непрозрачности экономики Россиянедополучает ежегодно около $10 млрд. прямых иностранных инвестиций. Иностранныеинвестиции как источник финансирования инновационной деятельности имеют распространениетолько на незначительном количестве (3%) предприятий инновационной сферы [9].
Внутренние проблемы отечественных производителей существеннозамедляют их инновационную активность. Инфраструктура играет ключевую роль в функционированииинновационной системы предприятия. При недостаточной эффективности управления инновационнымипроцессами, отсутствии структуры и координации не обеспечивается движение потоковинформации, знаний, технологий, рыночных потоков, осуществляющих взаимодействиес различными структурами [5].
Слаборазвитый уровень инновационной политики предприятия и маркетингатехнологий ведет к неумению достоверно прогнозировать, выявлять потребительскиепредпочтения и реагировать соответствующим образом.
Устаревшее оборудование, потеря технологий, высокие издержки,финансовые проблемы, длительный период окупаемости нововведений — все эти факторысдерживают инновационную активность предприятий. При этом недостаток собственныхфинансовых средств (для 56% предприятий), высокий процент коммерческого кредита(для 20% предприятий) являются доминирующими факторами, так как основными источникамифинансирования инновационной деятельности предприятий выступают собственные финансовыересурсы (для 89% предприятий) и кредиты коммерческих банков (для 42% предприятий)[9].
Главные ограничители массового внедрения инноваций в жилищномстроительстве — организационно-управленческие барьеры. Чтобы их устранить, государстводолжно расставить акценты в градостроительстве и задать жилищные стандарты на ближайшиедесятилетия [5].
Многие участники рынка сетуют, что инновационные порывы сдерживаютсяадминистративными барьерами и нормативами. Например, во всем мире использованиепреднапряженного бетона позволяет застройщикам экономить конструктивную арматурупри возведении высотных зданий. «Однако действующие в нашей стране строительныенормы заставляют закладывать такое количество конструктивной арматуры, что теряетсявся экономия. Становится невыгодно внедрять новую технологию», — сетуют застройщики.СНИПы и ГОСТы, по их словам, уже остались за бортом современных возможностей.
Негативно влияет на инновационную составляющую коррупционностьи косность мышления местных властей. Зачастую они руководствуются не экономическойцелесообразностью, а какими-то личными мотивами. Вот, например, московские властиупорно поддерживают домостроительные комбинаты, хотя их потенциал на грани исчерпания.Столице уже не нужны панельные дома в прежних объемах. Однако выходцы из советскихстроительных трестов, занимающие высокие посты в городской администрации, мыслятдругими категориями.
Понижает динамику внедрения инноваций плохое качество строительныхматериалов. Зачастую они выпускаются на технологических линиях 60-70−х годов.Из-за низкого качества и технологической неряшливости удельные показатели расходаматериалов на квадратный метр площади в нашей стране очень высокие. «СНИПызакладывают определенный коэффициент запаса прочности конструкции. Потом проектировщикперестраховывается, добавляя коэффициент собственной безопасности [5].
Стопорит внедрение инноваций и низкая квалификация подрядчиков.»На наших объектах мы сталкиваемся с тем, что подрядчики, увидев желание инвесторавыполнить что-то новое и необычное, накручивают какую-то несуразную цену на этуинновацию”, — констатирует зампред правления корпорации Mirax Group Артур Александров[5].
«Сегодня основной враг технологичности, как ни странно,проектировщики», — утверждают отраслевые эксперты. Тогда как именно проектировщикии архитекторы должны быть связующим звеном между крупными застройщиками и промышленностьюстроительных материалов, закладывая в проекты современные материалы и инновационныетехнологии. «В последние годы строители стали архитекторами, утрачена связьмежду потребителем, проектировщиком и производителем», — подводит неутешительныйитог генеральный директор корпорации «Главстрой» Артур Маркарян.
Выходит, что инновации, периодически всплывающие на строительномрынке, попросту не вписываются в существующую парадигму. «В старой градостроительнойсреде все новое тонет, как в болоте», — констатируют участники рынка.
Отчасти такая ситуация обусловлена рыночной конъюнктурой. А именнобезудержным ростом цен на жилье, который был спровоцирован экономическим подъемомв стране. Бурлящий рынок недвижимости (за последние десять лет цены на недвижимостьвыросли более чем на 400%) расслабил и без того нерасторопных застройщиков. До недавнеговремени большинство из них вполне устраивала нынешняя ситуация и они не были заинтересованыв масштабных инновациях [5].
3. Способы повышения инновационной активности и ее значениев развитии хозяйствующих субъектов3.1 Способы повышения инновационной активности предприятийстроительного комплекса
Выше были выделены основные факторы, сдерживающие внедрение нововведений.С целью активизации инновационной деятельности необходимы разработка и осуществлениекомплекса мероприятий для нейтрализации воздействия сдерживающих факторов. При этомперед государством стоит основная задача — гармонизация отношений между государством,бизнесом и наукой в интересах развития высоких технологий; создание механизмов,которые, в свою очередь, обеспечат повышение конкурентоспособности национальнойэкономики [9].
Государство должно обеспечивать благоприятный инвестиционныйклимат с целью использования внутренних и иностранных инвестиций для качественныхизменений в инновационной деятельности, способствовать реализации программ реструктуризациипредприятий, технологической модернизации производства, иметь программу стимулированияинновационно-ориентированного предпринимательства, поощрять развитие венчурных компаний,разрабатывать правовую базу. Только так можно добиться ускоренного продвижения инновацийв производство и заметного повышения его конкурентоспособности.
Инновации в России надо сделать выгодным делом. Об этом заявилв ИА «Росбалт» первый заместитель председателя Президиума Санкт-Петербургскогонаучного центра РАН, академик Геннадий Терещенко. Он привел примеры отношения кинновациям в разных странах мира. Например, в Австралии предприятие, которое внедряетнаучные разработки, на несколько лет либо совсем освобождается от налогов, либоплатит минимальный процент. Такая же ситуация складывается в современной Эстонии.Например, в Санкт-Петербурге структура финансирования академической науки такова,что средства федерального бюджета можно использовать на инновационные, часто коммерческие,структуры только на 25%. Выше — уже финансовое нарушение со всеми вытекающими изэтого последствиями [9].
Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличиеинновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупностьразличных ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурныхи др.). От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии,который можно определить как «меру готовности»выполнить поставленные целив области инновационного развития предприятия.
На предприятии должен быть лидер — новатор, готовый выделитьресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновацияхперсонал. Из мирового опыта известно, что стремление к инновациям таких известныхменеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлчаиз General Electric, привело их компании к мировому лидерству [14].
Предприятиям необходимо проводить постоянный мониторинг развитиянауки и техники для внедрения последних достижений в этих областях в производственныйпроцесс и своевременного отказа от используемой устаревшей продукции и технологиипроизводства.
Источниками информации о среде могут служить отраслевые конференции,сеть научной информации (например, STN International), профессиональные совещанияи другие каналы. Например, во Всероссийском Выставочном Центре 15-18 февраля 2005 г. проводился V Московский международный салон инноваций и инвестиций. Основная цель проведения Салона- содействие изобретателям, разработчикам и производителям высокотехнологическойпродукции в представлении изобретений и инновационных проектов в интересах продвиженияперспективных технологий и продукции на отечественный и зарубежный рынки [9].
Для адаптации инновационных решений необходимо: проведение маркетинговыхисследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции,социологических опросов работников, разработки индивидуальной политики предприятияна рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятияи выявление «узких мест».
Снижение уровня риска инноваций возможно путем сбора информациии разработки предварительных мероприятий, связанных с последовательным выполнениемпервоочередных действий, направленных на снижение уровня риска до минимума.
При рассмотрении общепризнанных недочетов представления инновацийна рынок можно сделать вывод о том, что успех внедрения нововведений во многом зависитот системы управления, применяющейся на предприятии. Сегодня руководителю для успешногоуправления бизнесом необходимо совершенствование менеджмента управления инновациямии приведение его к уровню, сравнимому с международным. Повышение инновационной грамотностивозможно через консалтинговые услуги, образовательные системы подготовки менеджеров,семинары и выставки.
Руководство предприятия должно уделять особое внимание созданиюсистемы сбора и анализа информации, позволяющей определить или прогнозировать результатот внедрения новшеств. Правильно организованная система внутренней и внешней коммуникациибудет являться своеобразным компасом, определяющим и показывающим необходимое направление.Создание такой системы является компонентом, влияющим на конкурентоспособность предприятия,ибо определить, разработать, внедрить и получить ожидаемый результат возможно толькоимея четко отлаженные механизмы принятия решений [9].
При определенных условиях строителям и покупателям жилья придетсянастраиваться на новую, инновационную волну. Толчком к такой перемене может послужитькризис продаж недвижимости, а также неизбежный (в условиях увеличения объемов строительства)рост цен на основную группу строительных материалов, на сырье для их изготовления,энергоресурсы, а также увеличение расходов на заработную плату и прочих издержек.«Строители забыли о себестоимости. И только сегодня, когда рынок пошел вниз,начали считать деньги», — говорит г-н Маркарян из корпорации «Главстрой»[5].
По мнению экспертов, через пять-семь лет в строительной отраслисможет выжить тот, кто предложит покупателям недвижимости максимальное качествоза разумные деньги. В то же время достичь этой мечты без внедрения глобальных инновационныхрешений и перевода отрасли на новые рельсы практически невозможно из-за ее энерго- и капиталоемкости. Будущее за материалами, имеющими минимальное энергопотреблениепри производстве и низкий расход по сравнению с дорогостоящими и дефицитными цементом,известью, гипсом. Ведь, как показывают расчеты, уже в 2010 году при существующейструктуре жилищного строительства и темпах ввода домов возникнет острейший дефицитцемента. Потребность в этом материале составит около 85-90 млн тонн при текущемуровне производства 50-55 млн тонн и плановых 70-75 млн. Что сделает затруднительнымне только реализацию национальной жилищной программы, но и поставит под вопрос крупныеинфраструктурные проекты в области энергетики и дорожного строительства [5].
Локомотивами внедрения инноваций в строительном секторе моглибы стать крупные строительные корпорации. Им, как, впрочем, и среднему бизнесу,нужна эффективная система навигации в жилищной сфере. Однако пока у участников рынканет понимания, как будут расставлены акценты в градостроительстве, какие жилищныестандарты заданы на ближайшие десятилетия. Между тем без четкого представления оних невозможно сформировать инновационный контур, охватывающий все сферы деятельности,прямо или косвенно связанные со строительной отраслью. Чтобы избежать конфликтамежду старой коммуникационной системой и новыми удобными материалами и технологиями,нужна системная инновационная политика, призванная не только экономить копейку,но и снять существующие ограничения для широкого внедрения инноваций [5].
Необходимы прежде всего экономические стимулы, поощряющие внедрениеэнергоэффективных технологий (налоговые льготы, гранты, субсидии и проч.). Разумноегосударственное вмешательство помогло бы сломать не только организационно-управленческиеи нормативные барьеры, но и существующие стереотипы, и предубеждения против инновационныхрешений в жилищном строительстве, а значит — повысить к ним лояльность потребителей[5].3.2 Взаимосвязь показателя «инновационная активность»с другими инновационными показателями
Определив отношения категории «инновационная активность», выраженногоустановленным ранее показателем, с категорией «инновационная деятельность»,необходимо также определить отношения с другими базовыми категориями инноватики,такими как инновационные цели и инновационные риски, инновационная среда и инновационныйклимат, инновационная стратегия, инновационный потенциал и, наконец, инновационныймеханизм [16].
Инновационная среда и инновационный климат. ИА может влиять на внешнюю инновационнуюсреду на каждой стадии ЖЦИ. Особенно большое значение имеет ее влияние на отраслевуюконкурентную среду, в которой фирма имеет свои стратегические зоны хозяйствования(СЗХ). ИА может проявляться в разных сферах внешней среды: научно-технической, производственной,конкурентной, потребительской. Как отмечалось выше, избрав прогрессивный метод маркетинга«фокусирование клиентуры», фирма обеспечивает внешние конкурентные преимуществаза счет развития инновационной активности у потребителей (вторичная инновационнаяактивность и т.д., что дает возможность говорить о развитии «контура инновационнойактивности»). Тем самым принципиально меняется инновационный климат, посколькусоздается новая благоприятная инновационная среда.
Инновационная стратегия. Влияние на инновационные стратегии со стороны ИА проявляетсяв подготовке и принятии стратегических решений с самых ранних стадий ЖЦИ и с самогоначала изменений во внешней среде. Выявление слабых сигналов, формирование самойинновационной стратегии, состав и динамика стратегических изменений, ход реализациистратегии — все эти операции во многом определяются уровнем ИА [16].
Инновационный потенциал. Соответствующий уровень ИА отражается на качестве иинтенсивности мобилизации потенциала. С помощью современных методов управления,например запараллеливания проектных работ, фокусирования клиентуры, можно привлечьскрытые до этого резервы и тем самым получить дополнительные внутренние конкурентныепреимущества перед приоритетным конкурентом.
По сути дела, ИА трансформирует потенциальные возможности в реальную конкурентнуюсилу. И от качества этой трансформации зависит конечный успех. Здесь ИА выступаетнекоторым коэффициентом, усиливающим/понижающим исходный (планируемый) инновационныйпотенциал. Условно можно считать ИА «коэффициентом усиления потенциала»[16].
Инновационный механизм. В инновационном процессе активно участвует следующийкруг субъектов:
· инвесторы, субсидирующие инновационные проекты;
· новаторы (создатели новшеств: новой техники, новых методов, новойтехнологии);
· потребители-инноваторы, приобретающие новшества и внедряющие их всвои технологии, в результате создающие продукцию на основе новой техники, новыхметодов и технологии;
· звенья инфраструктуры (инновационные услуги в сферах исследования,информации, правового сопровождения, рекламы, подготовки кадров и др.) [16].
Продукция и услуги обмениваются на соответствующих рынках: инвестиционном,инновационном, потребительском, инфраструктурном и др. Таким образом, создаетсярыночный контур обмена продуктами инновационной деятельности между участниками инновационногопроцесса. Обмен может быть организован также на основе государственного заказа.
Создание и продвижение инновационных результатов труда на рынкии с рынков осуществляется с определенной инновационной активностью.
Каждый непосредственный участник инновационного процесса проявляетопределенную инновационную активность. Создается контур инновационной активности,единый для данного инновационного процесса (рис.3.1).
Для поддержания инновационной активности участников ИП необходимообеспечить высокий уровень их организованности и координации работ, допускающийминимум брака.
Инновационный механизм заключается в формировании инновационныхпотребностей и спроса, с одной стороны, и инновационных предложений — с другой.Это осуществляется через стимулирование предложения новшеств, повышения спроса нарезультаты ИД, воздействие на условия, стимулирующие нововведения. Кроме прямыхучастников ИП, регулирующие воздействия на процесс оказывают органы государственнойвласти.
/>
Принимая во внимание, что фирме и другим участникам инновационногопроцесса нужна не просто активность, а полезная активность, роль ИА в инновационноммеханизме может состоять в следующем:
· временной фактор ИА влияет на динамичность инновационного процесса,в частности на своевременность реакции фирмы и предложения инновации, длительностьЖЦИ и стадий цикла, сроки удовлетворения спроса;
· технологический фактор ИА (выбор состава и последовательности действий)влияет на качество инноваций, продвигаемых на рынки;
· методический фактор ИА (например, маркетинговый подход к фокусированиюклиентуры) влияет на потребительскую среду, ее инновационную активность, т.е. стимулируетспрос на новшества;
· мобилизационный фактор, проявляемый в способности к мобилизации требуемыхресурсов, к поиску и привлечению скрытых потенциальных возможностей.
По рассмотрении различных аспектов понятия (категории) «инновационнаяактивность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы- это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степеньинтенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизоватьнеобходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивностьприменяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составуи последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика ИД фирмы навсех этапах ЖЦИ [16].
Заключение
По рассмотрении различных аспектов понятия «инновационнаяактивность» можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы- это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степеньинтенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизоватьнеобходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивностьприменяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составуи последовательности операций. Это рациональная стратегия и тактика ИД фирмы навсех этапах ЖЦИ.
Для активизации инновационной деятельности строительных предприятийнеобходимо наличие механизма управления инновационной деятельностью, адекватноготребованиям рыночной экономики. В настоящее время подобный механизм отсутствует,что является одной из главный проблем развития предприятий на основе инновационныхпреобразований. В то же время необходимо отметить отсутствие четкой инновационнойполитики как на уровне региона, отрасли, так и отдельных предприятий и организацийстроительного производства. Причем, для активизации инновационной деятельности необязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходимачетко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны,региона, отрасли, предприятия.
Еще одним фактором, сдерживающим инновационную активность, являетсяотсутствие необходимых юридических и экономических стимулов для предприятий, занимающихсяинновационной деятельностью. Сегодня строительным предприятиям не выгодно вкладыватьсобственные средства на проведение инновационных исследований, что можно объяснитьжесткой системой налогового регулирования, отсутствием государственной поддержки,снижением роли амортизационных отчислений, как основного источника финансированияпроцессов развития предприятий, отсутствием полноценно функционирующего фондовогорынка в стране, инвестиционные проблемы, связанные с большими капиталовложениямив строительство. Без решения инвестиционных проблем невозможно решением инновационных,т.к. последние требуют значительных капиталовложений. В новых условиях хозяйствования,характеризующихся риском и неопределенностью, главной проблемой становится практическаяреализация инновационных процессов и связанных с ними различных инвестиционных взаимоотношенийпредприятий на рынке.
Сдерживающим фактором внедрения новаций в производство являетсяотсутствие достоверной информации об инновациях, нерешенность вопросов авторскихправ разработчиков инноваций, проблема оценки интеллектуальной собственности.
Многие предприятия строительного производства до сих пор не адаптировалиськ требованиям новых условий хозяйствования. Предпринимательский риск в строительствезначительно выше, чем в других отраслях, что оказывает влияние на величину исходнойцены на строительную продукцию. Этим объясняется тот факт, что предпринимательствов строительстве в целом является достаточно эффективным, имея часто более высокуюнорму прибыли по сравнению с другими отраслями. К тому же строительство отличаетсязначительным периодом производства и требует крупных единовременных затрат на производствоконечной продукции. Поэтому для эффективного функционирования строительного предприятияна основе инновационной деятельности необходимо накопление крупных активов для поддержанияинвестиционного процесса.
Список использованной литературы
1. Горохов Д. Строительные инновации // www.expert74.com.
2. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для «новой экономики».- М.: ГУ ВШЭ, 2000.
3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб.: Питер, 1999.
4. Инновации и экономический рост. — М.: Наука, 2002. — С.178.
5. Инновации в строительном кластере: барьеры и перспективы // www.ino-expert.ru.
6. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях// Вопросы экономики. — 2001. — № 7.
7. Косалс Л. Технологические инновации в России (данные мониторинга на предприятияхВПК) // Инновации и экономический рост. — М.: Наука, 2002. — С.171-172.
8. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышенияконкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. — 2005. — №9.
9. Миндубаева Э.Р. Необходимость инноваций: проблемы и пути активизации инновационнойдеятельности // www.tisbi.ru.
10. Посталюк М.П. Влияние экономической системы на инновационную деятельностьв условиях рынка // tisbi.ru.
11. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационныеотношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. — Спб., 2005.- N 3 (15).
12. Симачев Ю.В. Направления и факторы реформирования промышленных предприятий// Экономический журнал ВШЭ. — 2001. — №3. — С.328-347.
13. Степанова Е.А. Инновационная стратегия: потенциал, ограничения, предпосылкиуспешности // tisbi.ru.
14. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятий // www.domino.
innov.ru.
15. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. — М.: Финансыи статистика, 2003.
16. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. — СПб.:Питер, 2006.