Курсовая работа
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГОВОСПИТАНИЯ
1.1 Трудовое воспитание как педагогическаяпроблема
1.2 Формирование навыков труда у младшихшкольников
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТРУДОЛЮБИЯ ВСЕМЬЕ
2.1 Воспитательный потенциал семьи
2.2 Условия формирования трудолюбия в семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Проблема,которая рассматривается в данной курсовой работе, актуальна и на сегодняшнийдень. Это формирование трудолюбия у младших школьников в семье. Одна из предпосылокздорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос вэмоционально теплом и стабильном окружении, то есть таким окружением должнабыть семья. Главное, — какое влияние на формирование трудолюбия оказываетсемья, родители.
Необходимостьпривития трудолюбия детям родителями и обуславливает актуальность нашей работы.
Проблемаисследования: Каковы педагогические условия формирования навыков трудолюбия умладших школьников в семье?
Цельюработы является выявление условий формирования трудолюбия в семье.
Объектисследования: процесс личностного развития младшего школьника.
Предметисследования: трудовое воспитание младшего школьника в семье.
Гипотеза. Мыпредполагаем, что трудовое воспитание в семье будет успешным в том случае, еслив процессе семейного воспитания родители будут уделять больше внимания самойсущности трудового воспитания, целенаправленно прививать навыки трудолюбия удетей.
Всоответствии с поставленной целью исследования были определены следующиезадачи:
— изучение психолого-педагогическойлитературы по проблеме исследования;
— уточнениеосновных понятий исследования;
— выявлениепутей формирования навыков трудолюбия в семье.
Методологическаябаза исследования: труды классиков педагогики К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко; работыВ.А.Сухомлинского.
Методы:теоретические – анализ, синтез, систематизация, классификация, абстрагирование,конкретизация, обобщение.
Теоретическаязначимость заключается: в систематизации психолого-педагогической литературы поизучаемой проблеме, в уточнении основных понятий исследования.
Нашанаучно-исследовательская работа велась поэтапно:
1 этап: Выбортемы курсовой работы (ноябрь, 2005)
2 этап: Изучениелитературы по данной теме. Составление плана. (декабрь, 2005)
3 этап:Защита курсовой работы (26 декабря, 2005)
Даннаякурсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическиеосновы трудового воспитания
1.1 Трудовое воспитаниекак педагогическая проблема
В основепредисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть словаВ.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что безтруда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» (22, с.164) иК.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение илюбовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду» (23, с.348).
Предметомпедагогики как области научного познания является воспитание. В общем видевоспитание заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. Этопроцесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новымпоколениям с целью подготовки их к труду, который необходим для обеспечениядальнейшего развития общества.
В педагогикеможно встретить это понятие, употребляемое в нескольких значениях:
— в широкомсоциальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека ина его окружающую действительность;
— в широкомпедагогическом смысле, здесь имеется в виду целенаправленное воспитание,осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений;
— в узкомпедагогическом смысле под воспитанием понимается специальная воспитательнаяработа, которая направлена на формирование системы определенных качествучащихся;
— в еще болееузком значении, имеется в виду решение определенной воспитательной задачи,связанной, например, с формированием трудолюбия у младших школьников.
Воспитаниечеловека в широком педагогическом смысле – это целенаправленный процесс,осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий ивнеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями инепосредственно связано с трудом. Такую закономерную связь между воспитанием иуровнем развития производительных сил общества установили К.Маркс и Ф.Энгельс.Эта связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствуетуровню развития производственных сил и производственными отношениями. В силуэтого воспитание всегда имеет ярко выраженный конкретно-историческийхарактер.(8, с.406). Правильное воспитание невозможно себе представить каквоспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для созданияблагополучия жизни и культуры. В воспитательной работе он должен быть одним изсамых основных элементов. Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладаютприблизительно одинаковыми трудовыми данными. Но в жизни одни люди умеютработать лучше, другие – хуже, одни способны лишь к самому простому труду,другие – к труду более сложному и ценному. Эти трудовые качества не даютсячеловеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни. Из этогоследует, что трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – этои воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.(2, с.425).
Труд –основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерийсоциального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильноосуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников вобщественно полезном, производительном труде – действующий характер моральногои интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Впедагогике детально раскрываются функции трудового воспитания, в частности,обращается внимание на следующие вопросы: труд оказывает благотворное влияниена физическое развитие человека. Физиологические исследования показали, чтофизический труд укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненнуюэнергию и умственную работоспособность. Активное включение человека в трудовойпроцесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы,мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Все это повышаетинтерес школьников к труду. (12, с.248).
Л.Н.Толстой всвое время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесноготруда, сущее горе». Такую же мысль высказал К.Д.Ушинский. «Кто, — писал он, — не испытывал живительного, освежающего влияние труда на чувства? Кто неиспытывал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, инебо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее?» (23, с.34).
Воспитательнаяфункция труда заключается в развитии закреплении у учащихся в ходе трудовогопроцесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетическогоотношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членомтрудового коллектива. Его значение и ценность будут зависеть исключительно отего умения трудиться и приносить пользу себе и людям. (14, с.220). Утилитарно-практическаяфункция труда направлена на создание материальных или духовных ценностей,социально-бытовых условий жизни человека. Все общественные богатства созданысозидательным трудом. Таким образом, от трудовой подготовленности зависит иматериальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.Ушинский подчеркивал:«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его недля счастья, а приготовлять к труду жизни». (21, с.58). А.С.Макаренко считалтруд вещественным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки,укрепления характера. (15, с.110). Все эти функции определяют главную функциютрудового сознания: формировать у людей психологию лично заинтересованноготрудящегося человека. Таким образом, трудовое воспитание есть процессорганизации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности учащихся иформирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в неминициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Ноформирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять безсоответствующего научения трудовых умений и навыков. Тогда, трудовое обучение –это специально организованный педагогический процесс, который направлен наовладение практическими приемами того или иного труда, на формирование трудовыхумений и навыков. Понятие трудовое воспитание шире по сравнению с трудовымобучением. Но, выполняя свои специфические роли, эти процессы взаимосвязаны ипри успешном их осуществлении способствует формированию трудолюбия у школьника.
Успешноеформирование личности в современной школе может осуществляться только на основеразумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практическойтрудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогическоймысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечиваетпрогрессивное развитие общества и каждого человека в отдельности. Трудовойэлемент в школьном воспитании с давних времен выступает как существеннаяпедагогическая тенденция. В этом отношении большой интерес представляетвысказывание ученого и просветителя, ректора Виленского университета ЯнаСнядецкого (1756-1830), который писал: «В знаменитых семействах наших двапорка, деморализирующие людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, апотому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Немало ценных идейпо проблеме трудового обучения содержится в трудах классиков педагогики –Я.А.Каменского, Д.Ж.Локка, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др.
Различныеаспекты трудового воспитания исследованы П.Р.Артуровым, Н.И.Болдаревым,Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С.Марьенко, В.А.Сухомлинским, А.А.Шибановым,М.И.Пискуновым. (24, с.363)
Ю.П.Азаров(доктор пед.наук.) писал: « Мы много рассуждаем о трудовом воспитании инедостаточно создаем реальных условий для включения детей в труд, прежде всегов производительной». Он говорит, что трудовое воспитание нельзя сводить лишь кприобщению трудовых навыков, тем более к одним разговорам о любви к труду. Поего мнению, труд выполняет свою воспитательную функцию, когда он заключает всебе какой-либо экономический смысл, является делом, а не просто физическимусилием. Если труд бесполезен, он может вызвать только отвращение. Обязательнонадо приучить детей делать полезное, нужное. (1, с.132). Единство трудового,идейно-нравственного, умственного и физического воспитания – основа методов иприемов, которые способствуют гармоничному развитию личности. Такой комплексныйподход есть в педагогическом творчестве В.А.Сухомлинского. По его мнению,важно, чтобы одна деятельность обогащала другую, одна сформированнаяпотребность становилась образованием других потребностей, ведь гармоническоеразвитие предусматривает воспитание разносторонних интересов личности. Говоря одетской самодеятельности, В.А.Сухомлинский подчеркивал, что труд не должен бытьлегким и что надо найти такую меру трудности, чтобы труд былнравственно-воспитательным, посильно-напрягающим, духовно-притягательным, посильно-напрягающим,чтобы от радости, которую доставляет труд, ребенку становилось интереснее житьи учиться самому. Самое решающее значение должно иметь качество труда: высокогокачества всегда требовать серьезно. При этом не нужно применять в области трудакакие-либо поощрения или наказания.
Уже с древнихвремен люди старались быть не только рабочей, но и творческой силой. Творческийтруд возможен лишь в том случае, когда человек относится к работе с любовью,сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда. Такоеотношение к труду возможно, когда образовалась глубокая привычка к трудовомуусилию. Творческий труд, невозможен у людей, которые боятся трудового пота,ощущения усилия. Главная польза труда сказывается в психическом, духовномразвитии человека.
Труд имеет нетолько значение общественно-производственное, но имеет большое значение и вличной жизни. Люди, которые много умеют делать, у которых все удается испорится, живут веселее и счастливее. (13, с.129).
Я разделяюточку зрения К.Д.Ушинского, который рассматривал труд во благо общества каквысшую форму человеческой сущности, как необходимое социальное условие длястановления и развития личности. Труд должен занимать первое место «во главедвух других содеятелей человеческого богатства: природы и капитала. Без личноготруда человек не может идти вперед и не может оставаться на одном месте». Такимобразом, анализируя роль и значение труда в жизни общества и развитииотдельного человека, можно прийти к выводу о его основополагающей роли вистории человеческого общества, о его соединительной функции: совместный трудобъединяет и укрепляет семью, общество и государство.
1.2 Развитие навыковтрудолюбия у младших школьников
Трудовое воспитание- это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованныевиды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта,трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия.
Младшийшкольный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешнимобстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школуребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношенийлюдей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебнойдеятельностью. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения вновой сфере человеческой деятельности — учении. В начальной школе ребенокусваивает специальное психофизические и психические действия, которые должны обслуживатьписьмо, физкультуру, рисование, ручной труд и др. виды учебной деятельности.Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для негокак стрессогенная. (17, с.249).
Младшийшкольный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детскихкачеств, но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении. Вшколе он приобретает определенный социальный статус. Меняется весь уклад жизниребенка. Вступая в этот возраст, ребенок приобретает внутреннюю позициюшкольника, учебную мотивацию. Учебная деятельность для него становится ведущей.Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности состороны взрослых. (10, с.254).
Младшийшкольный возраст – это самоценный период. В это время ребенок осознаетотношения между собой и окружающими, начинает интересоваться и разбираться вобщественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. В периодмладшего школьного возраста происходит естественный всплеск его творческойактивности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее,раскрыть двери в сложный, но такой привлекательный для младших школьниковокружающий мир. Помочь сделать верные шаги в нем призваны школа и учитель. (5,с.13).
Школа посамой своей сути должна быть общеобразовательной, трудовой. Трудовое воспитаниев ней неразрывно связано с жизнью и производственным трудом. Ведущим условиемвоспитательной эффективности детского труда является его содержательность,личностная и общественно-полезная значимость, современная техническая итехнологическая оснащенность, организация, высокая производительность.
Известно что,чем более современным и рентабельным является производство, тем более четкоорганизована жизнь коллектива, в котором участвуют школьники, тем вышеэффективность воспитания труда. Психологический закон организации детскоготруда требует, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявитьтворчество, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе,закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в труде. А неудачи втрудовой деятельности угнетают психику детей и парализуют волю. Важныйпедагогический закон заключается в том, чтобы дать детям возможность осознатьзначимость целей труда, своего участия в нем, зависимость достижения успеха отколлективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересыколлектива и его личные неразрывно связаны, формировать в себе чувствоколлективизма. В качестве основных стимулов труда выступают стремление кличному успеху, пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом исамим собой. Школьнику важно уяснить смысл, содержание, технологию процесса длятого, чтобы напрягать свои силы столько, сколько может вынести его молодойорганизм и психика. Только в этом случае труд ведет к успеху и становится источникомрадости. (12, с.252). Параллельно с мотивацией достижения успехов и под еевлиянием в младшем школьном возрасте совершенствуется два других личностныхкачеств ребенка: трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает приповторяющихся успехах, при приложении достаточных усилий и приучении ребенкомпоощрения за это.
Трудолюбие вначальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде.Благоприятными условиями для развития у школьников трудолюбия является тообстоятельство, что в начале учебная деятельность представляет для них большиетрудности, которые нужно преодолевать. Перечислим некоторые из них – этоадаптация к новым условиям жизни; проблемы, связанные обучением чтению, счету,письму; новые заботы, возникающие у ребенка в школе и дома. В развитии у детейэтого качества большую роль играет разумная система поощрения ребенка зауспехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны, определяютсяприлагаемыми усилиями. Немаловажное значение приобретает и вера ребенка в своиуспехи. Ее постоянно должен поддерживать учитель.
Трудолюбиевозникает и тогда, когда ребенок получает удовлетворение от труда. Оно, в своюочередь, зависит от того, как учеба и труд младшего школьника удовлетворяютпотребности, характерные именно для детей этого возраста. Стимулами, подкрепляющимиуспехи в этих видах деятельности, должны выступать те, которые порождают умладших школьников положительные эмоции. (18, с.174).
Основнымимеханизмами осуществления трудового воспитания является: техническое мышление,разнообразные виды интеллектуальной и физической деятельности, нравственноеотношение к труду, общение в трудовом коллективе на основе взаимодействий. Атеперь рассмотрим подробнее каждый из них. Техническое мышление обеспечивает накоплениезнаний и опыта по эффективной организации труда, осмысление результатов этойдеятельности. Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношениек делу, порождает эмоциональный подъем, самоотдачу.
Организованнаятрудовая деятельность формирует умение, навыки, привычку к трудовому усилию. Ееследствием является такой специфический механизм воспитания как отношение ктруду. Среди отношений важными являются такие, как ответственность зарезультаты труда, трудовая дисциплина, эстетическая оценка продукта, точность,упорство, воля. Отношения ребенка в труде к себе и делу основывается насвойствах и чертах его характера. Общение в трудовом процессе осуществляется наоснове обмане опытом организацией труда, коллективной оценки отношения к труду,взаимопомощи в общении происходит самовыражение школьника, его самоутверждениев глазах товарищей.
Содержаниетрудового воспитания складывается из основных видов детской трудовойдеятельности. На первом плане учебный труд. Интеллектуальный труд для многихучащихся кажется более тяжелым, чем физическая работа. Но для детейприобретение умений и навыков интеллектуального труда – важнейшее средствоподготовки к труду на современном производстве. В школе осуществляется еще испециальное трудовое обучение. Уже в начальных классах на уроках труда учащиесяприобретают элементарные навыки работы с бумагой, картоном и другими природнымиматериалами. Дети ремонтируют наглядные пособия, изготавливают полезные вещи.Это посильный общественно- полезный труд закладывает основы трудолюбия, умениеи желание работать. Общественно-значимый труд включает в себя такие видыдеятельности, как сбор даров леса, макулатуры, тимуровская работа.Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровомуоформлению, желанию детей совершать добрые дела из сознания долга и моральногоудовлетворения. Общественно-значимой работой школьников является такжеизготовление игрушек для детских садов, подклейки книг в библиотеке,изготовление кормушек для птиц. В такой деятельности дети учатся делать добрыедела, у них формируется понимание необходимости сочетания личного интереса собщественным. Бытовой труд помогает ребенку понять, что всякие нужные людямтруд почетен, и уважаем в обществе. Такая деятельность учащихся в школевключает уборку помещений, дежурство по школе, уборка мусора за собой и на прилегающейк школе территории.
В процессетрудового обучения учащиеся должны следить за порядком на рабочем месте,убирать за собой после работы. Фактором, побуждающим ребенка к бытовому труду,становится сознание необходимости собственным трудом свои потребности.Положительное влияние на детей оказывает чистота и порядок, рукотворная красотаокружающей обстановки. Поддержания в школах радостного и ответственногоотношения к самообслуживанию требует сделать этот труд повседневным, посильными систематическим. (12, с.252). Наиболее полно и фундаментально идея трудовоговоспитания в отечественной педагогике второй половины 19 века в социальном ипедагогическом аспектах была рассмотрена К.Д.Ушинским в статье «Труд в егопсихическом и воспитательном значении». Труд рассматривается и с различныхсторон. Ушинский утверждал, что если у человека не окажется своего личноготруда в жизни, то он теряет саму возможность человеческого существования. Трудоваядеятельность преобразовывает не только окружающий мир, но и саму сущностьчеловеческой природы. Значит, трудовая школа должна быть тем местом, гдеребенок получает возможность заниматься деятельностью преобразовательной, таккак лишь такой подход формирует в нем неисчерпаемое богатство способностей,которые заложены в нем с рождения.
По мнениюК.Д.Ушинского, школа должна вводить детей в мир подлинных знаний о природе и превратитьих в личное достояние каждого ребенка. Ученик должен уяснить, что труда безтрудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условиесуществования деятельности». К.Д.Ушинский утверждал, что воспитание должноформировать в человеке привычку и любовь к труду: «оно должно дать емувозможность отыскать для себя труд жизни». Школа, по его мнению, должнанаполнять душу воспитанника стремлением к « доброму делу» на «всю его жизнь».Открыть для каждого путь к нахождению и обретению труда по душе и сердцу –главная задача воспитания. (21, с.56).
Группаисследователей во главе с аспирантом кафедры детской психологии МПГУ Е.В.Козловымрассмотрели труд и изучили ее определение характеристики с точки зрения детей,детского восприятия, значимости труда в общественной жизни. Детям былопредложено ответить на два вопроса: «Что такое труд?», «Зачем многие взрослыеработают?». Дети считают, что труд есть: средство добывания денег; деятельность;место, куда ходят. Большинство младших школьников на вопрос «Зачем многиевзрослые работают?» дают ответы такого типа «Чтобы деньги зарабатывать». Вцелом можно сказать, что большинство детей 6 – 7 лет имеют первичноепредставление о труде, которое во многом носит еще и потребительский характер.Это проявляется в том, что дети связывают труд главным образом с получениемденег. Такое понимание объясняется скорее особенностями семейного воспитания.Таким образом, большинство детей младшего школьного возраста понимают труд впервую очередь как средство добывания денег.(9, с.22).
Так что жетакое трудолюбие? Трудолюбие – результат трудового воспитания и обучения, выступаеткак личностное качество, которое характеризуется прочной мотивационно –потребностной сферой, в глубоком понимании большой преобразующее — воспитательнойсилы труда, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимуюработу и проявлять волевые усилия в преодолении преград, встречающихся впроцессе трудовой деятельности.
Такимобразом, трудолюбие включает в себя следующие структурные компоненты:
· потребностьв трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы.
· пониманиепользы труда для общества и для себя.
· наличиетрудовых умений и навыков, их постепенное совершенствование.
· достаточносильная воля личности. (24, с.369).
Развитиеребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовымизнаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовойдеятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.
Глава 2. Путиформирования навыков трудолюбия в семье
2.1 Воспитательныйпотенциал семьи
Семья – это первыйколлектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основыбудущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят уистоков нашего будущего. А основой воспитательной работы является союз учителя,родителей и ребенка. Именно в начальной школе очень важен контакт учителей иродителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательногопроцесса. (4, с.13).
Семья этоспецифический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества,членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкойобщества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизникаждого человека: продолжение рода, хозяйственная функция, организация досуга,воспитание.
По образномуи очень меткому выражению философа Н.В.Соловьева, «семья – воспитательнаяколыбель человека». Семья выступает посредником между ребенком и обществом,служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваиваетпринятые в обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семьяоказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизничеловека.
Семьяявляется источником, звеном передачи ребенку социально-исторического опыта,опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Значит можносчитать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания,социализации ребенка. Среди разнообразных функций семьи, о которых мы ужеговорили, первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Этафункция пронизывает всю жизнь семьи, связана со всеми аспектами ее деятельности.Воспитание – очень сложный процесс, в который взаимно влияют друг на друга ите, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание – не одностороннеедвижение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, чувствуют себянаделенными дарами. В каждой семье вырабатывается своя система воспитания,основу ее составляют какие-либо ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует,что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинаетпонимать «семейное кредо» — в нашей семье поступают не так, а иначе. Исходя ихэтого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам воспитание,начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.Изменяются только формы воспитания.(11, с.45)
Семьяпредставляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» многосоциальных ролей. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитаниивоспитателей. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание –это, прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку текачества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от тех, которые постояннодемонстрируешь. Уникальность домашнего воспитания объясняется его первичностью,особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка. Процесс воспитанияактивизируется благодаря развитию у малыша ценностных потребностей: в общении,в получении новых впечатлений, в двигательной активности, в признании и любви.Чтобы дополнить характеристику уникальности семейного воспитания, нужноотметить, что семья наиболее полно соответствует требованиям постоянногоприобщения ребенка к социальной жизни и расширения его кругозора и опыта. Носемейное воспитание не всегда бывает «качественным» из-за того, что одниродители не умеют растить собственных детей, другие не хотят, третьи не могут,четвертые просто не придают этому должного значения. Из этого следует, чтокаждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или,по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей зависитрезультаты домашнего воспитания. (11, с.48) .
Понятие«воспитательный (педагогический) потенциал семьи»
Появилось внаучной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования.Ученые включают в него много характеристик, которые определяют воспитательныепредпосылки жизнедеятельности семьи и могут обеспечить успешное развитиеребенка. Внимание уделяется таким особенностям семьи, как ее тип, структура,материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат,традиции, уровень культуры и образование родителей и т.д. Но ни один ихфакторов сам по себе не может гарантировать какой-либо уровень воспитания всемье: их следует рассматривать только в совокупности. Домашнее воспитание вомногом определяется тем, как относится к этой деятельности: равнодушно илиответственно. А.С.Макаренко в «Книге для родителей» высказал мысль о том, чтовоспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но процесс,имеющий выход на общество. Воспитательный потенциал семьи зависит от места,условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.Семья, как и другие социальные институты, существует, воиспроизводя традиции –основное средство передачи социально-культурных ценностей, норм семьи. (11, с.50).
Семья –ведущий фактор развития личности ребенка. Первое, что характеризует семью какфактор воспитания, — это ее воспитательная среда. Семья выступает факторомвоспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видовдеятельности детей. (6, с.9).
Такимобразом, семейная жизнь для ребенка то же что для нас общественная. Душа егопитается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается однолюбить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду, здесь первоначальнососредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. Семья должназаботиться о том, чтобы сделать детей честными, аккуратными, трудолюбивыми,послушными и вежливыми.(7, с.3).
Семейныеусловия в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимосознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, наребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект воздействиянакапливается с возрастом.(16, с.5). Семья и домашнее воспитание ориентированына повседневную жизнь человека.
2.2 Условия формированиятрудолюбия в семье
Ребеноквоспитывается многими обстоятельствами. Но эффективное воспитание возможно,когда воздействие обстоятельств будут управляемы. Из всех влияний наиболеезначимыми оказываются семейные.
С моментарождения ребенок находится в контакте с родителями. Из социальной психологииизвестно, что ранние воздействия родителей сказываются на всем последующемразвитии человека. Но с поступлением в школу семейное воспитание не теряетсвоего значения. Оно теперь дополняет школьное, расширяет его, так как касаетсятаких сторон, которые невозможно затронуть в школе.
Например,воспитание положительного отношения к труду и привитие соответствующих навыковвозможно только в семейных условиях.
Идеаломсемейного воспитания является разностороннее воспитание детей. Семья, будучипервой воспитательной средой, в жизни ребенка, принимает на себя основной труд,обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что всемье создаются наиболее благоприятные возможности для воспитания трудолюбия умладших школьников, для развития его физических качеств. (11, с.49).
Для развитияу ребенка позитивного образа «Я» значительными является чувства собственногодостоинства, гордости. Их становление зависит от условий жизни и воспитания,прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошеемнение о себе – это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают вразличные виды деятельности, помогают видеть свои достижения. Возникшее чувствогордости за хорошо выполненное поручение побуждает младшего школьника к новым «победам». Необходимо включить его в общие семейные дела: вместе накрыть настол, испечь печенье, полить грядку с огурцами, комнатные цветы и т.д. Уребенка потребность в такого рода деятельности очень велика.
Вопрос «Мама(папа), можно я тебе помогу?» звучит постоянно. Важно, чтобы ребенок чувствовалсебя полноценным участником совместного труда с взрослыми. Но, к сожалению,часто в домашнем воспитании родители, считая младшего школьника маленьким длясерьезного полезного труда, пускаются на разные «хитрости». Например, мамапечет пироги, и ребенку дает кусочек теста и предлагает делать с ним, что емухочется, у нее нет времени и это вместо того, чтобы научить свое дитя раскататькомочек теста, положить на серединку ложку фарша, защипать края и испечьпирожок. (11, с.122). В условиях семьи трудовые обязанности детей могут бытьочень разнообразны, по сравнению с детским садом. Родители имеют возможностьвводить своих детей в обычные домашние дела, как в глубокую и содержательнуюреальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собираютурожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовитьеду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и т.п.
Ценно то, чторебенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятноеблизким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда всемье. Начиная уже с 3-4 лет у ребенка дома должны быть постоянные обязанности.Обязанности детей младшего школьного возраста более расширены: они могутухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, участвовать вприготовлении пищи, кормить птиц и т.д. Все это, с одной стороны, реальнаяоснова для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой –закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Дальнейшее развитие этого качествабудет зависеть от трудовой атмосферы семьи, от ее трудовых традиций. (11, с.123).
Д.О.Дзинтер всвоем исследовании выявил, что формированию трудовой деятельности младшегошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителейсоздать у него эмоционально положительный настрой для выполнения обязанностей,поддержать его усилия, вовремя помочь, подчеркнуть полезность осуществленнойработы. Негативно сказываются на развитие ребенка переоценка его возможностей,передозировка трудовых обязанностей. Родителям следует воздерживаться отспоров, в присутствии младшего школьника, кто что делает и не делает в семье.Так как ребенок принимает все всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, онежелании близких людей трудиться. Родителям нужно занимать детей не толькоуроками и «воспитательными» поручениями, но и просто работать вместе с ним:дома, на даче, в гараже, в мастерской и т.д. главное помнить, что лучшевоспитывает та работа, которая по душе и выполняется с радостью. Это оченьважно. (23, с.143).
Дети любятработу взрослых и нуждаются не только в детских игрушках, но и во «взрослых»инструментах. Это можно учесть, выбирая детям подарки.
А.С.Макаренко,обращаясь к родителям, говорил: «Труд всегда был основанием для человеческойжизни, для создания благополучия человеческой культуры и жизни… Поэтому и в воспитательнойработе труд должен быть одним из самых основных элементов». (15, с.110). Освобождениеребенка от каких-либо трудовых обязанностей нельзя применять как поощрение.Такое поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия,способствует появлению лени. Гораздо полезнее, если младший школьник будетвоспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.Ребенок, который принимает участие в делах семьи, приучается беречь трудвзрослых, растет более собранным, организованным. Для того, чтобы вызвать удетей желание трудиться, воспитать интерес к труду, необходимо отмечатьрезультаты его усилий. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказываярациональные пути его действий, приема работы. Чтобы научить детейдобросовестно, с желанием, выполнять посильную для них работу, нужно терпение ивремя, надо учитывать их индивидуальные, физические и психологическиеособенности. Конечно, физические силы детей 7-10 лет еще не велики, внимание ихбыстро ослабевает, навыки в труде очень ограничены. Все это родителям надообязательно принимать во внимание. Поручать нам только посильную работу,постепенно усложняя ее. Постепенное приучение ребенка к труду практически ивыражается в том, что с начала ее он делает вместе с взрослыми, вникая в ихобъяснения. Потом уже самостоятельно выполняет отдельные ее операции и,наконец, выполняет всю работу полностью, но под контролем взрослых. Радостное,интересное дело быстро не утомляет, а захватывает на длительное время даженеустойчивое внимание ребенка.
Известно,дети всех возрастов, в том числе начальных классов, очень любят различныесостязания. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующегодлительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, дети приучаютсявыполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро. (20, с.280).
В домашнемтруде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другиеполезные качества. Труд нужен и для того, чтобы помогать родителям по дому, идля успешного учения в будущем. Активное участие ребенка младшего школьноговозраста в домашней работе является хорошей школой для общей психологическойподготовки в самостоятельной будущей жизни. Уход за собственным домом развиваету ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствуетего практическое мышление. Детям младшего школьного возраста самим необходимоучаствовать в оборудовании своего места для учебных занятий. У каждого ребенкав доме должен быть, хотя бы маленький, но свой рабочий уголок. Инициатива ворганизации всего этого в начале должна принадлежать взрослому, затемпереходить к ребенку. Младшие школьники могут делать все это сами, лишь, вкрайнем случае обращаясь за помощью к взрослым. Родители, не отказывая ребенкув этом, должны побуждать его к самостоятельному мышлению, всяческистимулировать детскую инициативу и самостоятельность в труде. (18, с.356).
Труд долженрадовать школьника своим хорошим результатом и той пользой, которую он приноситокружающим. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьниканаходили отражение и применялись знания, умения, которые он приобретает вшколе. Домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большейстепени будет способствовать закреплению получаемых теоретических знаний напрактике, воспитанию у детей трудолюбия.
Такимобразом, любая личность через трудолюбие прокладывает путь и в глубины науки, ив мир прекрасного, и в разветвленную суть человеческих отношений и к вершинамфизического совершенства.
Воспитаниетрудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. Эторабота продолжается под руководством учителя в содружестве с родителями.
Заключение
Интерес к проблемеформирования трудолюбия в семье наблюдается и в настоящее время. Актуальностьданной проблемы аргументируется необходимостью определения путей, раскрытияусловий формирования навыков трудолюбия у младших школьников в семье.
Такимобразом, поставленная нами цель научного исследования — выявления условийформирования трудолюбия в семье достигнута.
Поставленныенами научно-исследовательские задачи решены:
— изучено вполном объеме психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
— раскрытыосновные понятия исследования;
— выявлены ирассмотрены все пути формирования навыков трудолюбия в семье.
Гипотезынаучного исследования подтвердились: действительно трудовое воспитание в семьестановится более успешным, когда в процессе семейного воспитания родителибольше уделяют внимание самой сущности трудового воспитания, целенаправленно прививаютнавыки трудолюбия у детей.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание. – М., 1985. – 237 с.
2. Бабанский Ю.К.Педагогика. – М., 1983. – 608 с.
3. Бим – Бад Б.М. Мудростьвоспитания. М., 1987. – 288 с.
4. Бушмин З. П. Единствосемьи и школы в создании воспитательного пространства. // начальная школа. –2000.- №5. – с.88.
5. Гаврилычев Г.Ф.Современный школьник, какой он? //Начальная школа. – 2004. — №3. – с. 13 – 16.
6. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М., 2004. – 320с.
7. Ковалев А.Г. Психологиясемейного воспитания.– Минск, 1980. – 256 с.
8. Коджаспиров Г.М.Педагогика. – М., 2004. 528 с.
9. Козлов Е.В. Особенностиосознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи. // Начальная школа. –2000. — №1. – с. 22 – 24.
10. Кулагина И.Ю. Возрастнаяпсихология. – М., 2003. – 464 с.
11. Куликова Г.А. Семейнаяпедагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. — 232 с.
12. Лихачев Б.Г.Педагогика. – М., 1998. 464 с.
13. Макаренко А.С.Воспитание гражданина. – М., 1988. – 256 с.
14. Макаренко А.С. Овоспитании. – М., 1988. – 304 с.
15. Макаренко А.С.Трудовое воспитание. – Минск., 1977. – 256 с.
16. Матейчек З. Родителии дети. – М., 1992. – 320 с.
17. Мухина В.С.Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.
18. Немов. А.С.Психология. – М., 1995. – 496 с.
19. Островская Л.Ф.Педагогические знания родителям. – М.,
1993. – 176 с.
20. Пинт А.О. Это вамродителям. — М., 1971. – 381 с.
21. Салтанов Е.Н. Труд инравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского// Педагогика. – 2004. — №4.– с. 56 – 61.
22.Сухомлинский В.А.Антология педагогической мысли. –
23.Ушинский К.Д.Собраниесочинений. Т.2. – М., 1986. –
24. Харламов И.Ф.Педагогика. – М.,2000. – 519 с.