Введение
Кпрофессиональной деятельности в условиях кризиса и экстремальных ситуацияхсвязанной с возникновением негативных психических состояний ее участниковнеобходимо быть подготовленным, в том числе и психологически.
Сохранятьвнутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживаниеблагополучия в ситуациях жизненных испытаний позволяет психологическая устойчивость.Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В немобъединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.Основными аспектами психологической устойчивости являются: стойкость,стабильность; уравновешенность; сопротивляемость (резистентность); мотивация,воля; познание и интеллект.
Социально-психологическийтренинг, как средство формирование психологической устойчивости сотрудниковсиловых структур в условиях кризиса и экстремальных ситуаций
Формированиепсихологической устойчивости и умения владеть собой в кризисных и экстремальныхситуациях предполагает выработку определенных качеств личности, таких какответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску,самообладание, выдержку. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроляповедения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий итренировок он должен овладеть приемами саморегуляции, снятия нервногонапряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.
Впоследнее время все большее значение в формировании психологическойустойчивости приобретает использование социально-психологического тренинга.Социально-психологический тренинг представляет собой систему целенаправленныхтренировок и упражнений позволяющих эффективно развивать необходимые качествасотрудника к выполнению задач в экстремальных условиях. Данный тренингпредполагает овладение сотрудником системой соответствующих психологическихприемов, таких как, управлять собой, своими эмоциями, чувствами.
Дляформирования психологической устойчивости используются следующие методысоциально-психологического тренинга:
· тренингпознавательных качеств;
· коммуникативныйтренинг;
· ролевойтренинг;
· психорегулирующиетренировки;
К тренингупознавательных качеств относят тренинг по развитию профессиональной памяти,наблюдательности и восприятия, тренировки по развитию профессиональнойчувствительности.
Коммуникативныйтренинг заключается в овладении навыками установления психологического контактаи доверительных отношений, осуществления психологического воздействия на лиц,представляющих оперативный интерес.
Впроцессе решения оперативно-служебных задач сотрудникам приходится выполнятьразличные роли. Уравновешенность, соразмерность, навыки ролевого поведенияразвиваются путем осуществления ролевой гимнастики – специальных упражнений
Психотехническиеигры – эффективный метод психологической подготовки сотрудников, применяемыйдля формирования психологической устойчивости.
Одним изметодов является психологическое моделирование условий и трудностейоперативно-служебной деятельности – это комплекс приемов, способов и средств,позволяющих создать внешние и внутренние (психологические) условия, близкие креальным условиям оперативно-служебной деятельности.
Такжеможно выделить и метод психологического анализа и решения практических задач,достоинством которого является реальная проверка уровняпрофессионально-психологической подготовленности сотрудников. Решениепрактических ситуаций позволяет сотрудникам применять полученные практическиезнания, навыки и умения в оперативно-служебной деятельности.
Личностныйадаптационный потенциал сотрудников ФСИН России
Служба вправоохранительных органах связана с необходимостью постоянной работы в режимебольшого эмоционального напряжения. Это требует от личного состава чрезвычайноймобилизации физиологических и психологических ресурсов организма. Поэтомупроблема стрессоустойчивости сотрудников не теряет своего значения, а высокийуровень стрессоустойчивости и высоких адаптационных возможностей являетсянеобходимой предпосылкой сохранения их психического здоровья и высокойработоспособности.
Существуетнабор определенных взаимосвязанных характеристик личности (биологических исоциальных), которые определяют успешность адаптации человека в самыхразнообразных условиях жизнедеятельности, в частности, в экстремальныхситуациях — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
Основойработы будущего психолога-практика являются знания в области диагностики икоррекции указанного психологического феномена.
Мыпредприняли попытку установить уровень развития ЛАП (высокий, средний, низкий)у будущих сотрудников ФСИН курсантов 1 курса психологического факультета (43чел.: 25 юношей и 18 девушек).
Вкачестве психодиагностических методик в работе использовались: Многоуровневыйличностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), методика «Определениеэмоциональности» (Суворова В.В.), опросник на «выгорание» (авторы — К. Маслач иС.Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой), «Шкала дисфункциональности» ирисуночный тест «Дом-Дерево-Человек».
Нами былпроведен корреляционный анализ между отдельными уровнями адаптации (высокий,средний, низкий) и отдельными уровнями эмоциональности. Получена значимаякорреляция между низким уровнем адаптации и высоким уровнем эмоциональности,средним уровнем адаптации и средним уровнем эмоциональности, высоким уровнемадаптации и низким уровнем эмоциональности (0,56).
Такжепроведен корреляционный анализ между отдельными уровнями адаптации (высокий,средний, низкий) и отдельными уровнями выгорания. Получена значимая корреляциямежду низким уровнем адаптации и высоким уровнем выгорания, средним уровнемадаптации и средним уровнем выгорания, высоким уровнем адаптации и низкимуровнем выгорания (0,34).
Высокийуровень ЛАП — 39,5% (17 чел.) отличается высоким уровнем адаптированности,низким уровнем эмоциональности и низким уровнем выгорания. Испытуемые этойгруппы достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстровходят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются вситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, неконфликтны. Обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Среднийуровень ЛАП — 53,5% (23 чел.) – средний уровень адаптированности, среднийуровень эмоциональности и средний уровень выгорания. Большинство лиц этойгруппы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условияхчастично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтомууспех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило,обладают средней эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы,проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуальногоподхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
Низкийуровень ЛАП — 7 % (3 чел.) – низкий уровень адаптированности, высокий уровеньэмоциональности и высокий уровень выгорания. Лица этой группы обладаютпризнаками явных акцентуаций характера, низкой нервно- психическойустойчивостью, конфликтны, понижением работоспособности и ухудшения состоянияздоровья. Могут допускать асоциальные поступки.
Также входе исследования мы попробовали проанализировать индивидуальные особенностиэмоциональной сферы по шкале дисфункциональности каждой из выделенных намигрупп испытуемых по уровню развития ЛАП. Данный тест предполагает выявлениезависимости-независимости испытуемых по следующим факторам: одобрение, любовь,достижения, безупречность, ярлыки, всемогущество и одиночество.
Перваягруппа испытуемых неуязвима в областях: любовь (41,2%) и одобрение (35,3%).Отрицательный результат по шкале всемогущество (35,3%). Вторая группаиспытуемых неуязвима в областях: одиночество и независимость (39%).Отрицательный результат по шкале «безупречность» (56,5%). Третья группаиспытуемых с низким уровнем ЛАП также неуязвима в областях: одиночество инезависимость (66,7%). Слабое место — отношение к ярлыкам.
Пририсовании дерева, каждый четвертый испытуемый (25,6%) выделял корни, которыесимволизируют потребность в безопасности и защите, внутреннее равновесиечеловека, устойчивость его позиций. Корни – ориентация на прошлое; потребностьв опоре и привязанности; значимость семейных связей.
У 16,3%– слабая бытовая ориентация; недостаточная социальная адаптированность;ослабленная привязанность к дому и семье (дерево без корней висит в воздухе).
Отсутствиекроны дерева у 13,9% испытуемых говорит о том, что у них нет представлений особственном будущем, осознания своих перспектив. Низкий уровень адаптации,нарушенная приспособляемость.
Ельнарисовало 7% (3 человека) испытуемых, что означает эмоциональнуюнеудовлетворенность; чувство отверженности.
Придетальном анализе рисунка «дом» у 27,9% испытуемых нет двери. Это подразумеваеттрудности в общении, что затрудняет адаптационные процессы.
Забор врисунке – защита от нежелательного вторжения; потребность в эмоциональнойзащите (20,9% выборки).
Наличиезанавесок говорит о стремлении контролировать открытое пространство своихчувств (37,2% выборки).
Неудовлетвореннаяпотребность в семейном очаге у 9,3% испытуемых (многоэтажный дом).
Особоевнимание практическому психологу необходимо уделять внимание работе с такназываемой «проблемной» группой — обладателями низкого уровня развития ЛАП (7%от общего количества курсантов). В связи с этим считаем немаловажным разработкудля данной группы коррекционной программы, направленной на успешную адаптацию кслужбе во ФСИН. Полагаем, что данная проблема во многом может быть успешнорешена за счет повышения уровня волевой регуляции. Решению этого вопроса можетспособствовать эмоционально-волевая тренировка, которая формирует следующиеосновные навыки и умения: снижение излишнего напряжения, волнения; преодолениенерешительности и скованности; осуществление самоконтроля и самокоррекцииэмоционально-волевого настроя; повышение энергетического уровня и психическогоздоровья личности.
Изучениепрофессиональной деформации федеральных судей
ВПостановлении Совета судей от 26 декабря 2002 года №86 отмечены специфическиеусловия труда судей, работа которых связана с информационным и эмоциональнымстрессом, психическим напряжением, высокой ответственностью за принимаемыерешения. Эти условия могут приводить к преждевременной утрате профессиональнойтрудоспособности. По мнению Совета судей, назрела необходимость в специальныхсоциально-психологических и психофизиологических исследованиях, выявляющихфакторы, негативно влияющие на психику судьи, а также в выработке конкретныхмер по снижению их отрицательного воздействия.
Понашему мнению изучение факторов, которые негативно влияют на судью в процессетруда, должно проходить с учетом профессионально-личностных особенностей судей,а также последствий влияния этих факторов. К таким последствиям мы относимпрофессиональную деформацию личности. Профессиональная деформация личности –это изменение сложившейся структуры личности, негативно сказывающейся напродуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Вышеприведенные факты доказывают, что существует нормативно-правовой запрос наисследования профессиональной деформации судей, интерес судейского сообщества кданной проблеме, потребность психологов в результатах такого исследования – всеэто и определяет актуальность выбранной нами темы.
Совпадаяпо некоторым параметрам с другими социономическими (Е.А. Климов) профессиями,судебная деятельность имеет и свои отличительные характеристики и предъявляетсвоеобразные требования к судье.
СогласноЗакону «О статусе судей в Российской Федерации» судья при исполнении своихполномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что моглобы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение вего объективности, справедливости и беспристрастности. Такие положенияобусловливают необходимость ряда самоограничений в жизнедеятельности судей — ограничение круга общения, критического отношения к окружающим и к себе.
Насегодня загруженность судей выше норм, определенных в нормативных актах,обусловлена ростом количества дел во всех судах. К высоким нагрузкамдобавляется и фактор жесткой временной регламентации – законодательустанавливает жесткие сроки производства по делу, не всегда здесь учитываютсяособенности дела.
Еще одинфактор профессиональной деятельности судьи связан с особенностями российскогозаконодательства. Процессуальные нормы сложны и громоздки, их соблюдениетребует от судей значительных усилий. Ситуация усугубляется возникновениембольшого числа коллизий между отдельными законодательными актами, этозатрудняет когнитивную и конструктивную стороны деятельности судьи, осложняетпроцесс принятия решения по делу.
Предметтруда судей — это люди с деформированной психикой, нарушенным правосознанием,преступившие закон, — это конфликтные ситуации, развитие которых приобретаетострые формы. При этом деятельность судьи предполагает вхождение в контакт собвиняемым, общение с ним в уважительной манере, соблюдение презумпцииневиновности. Судья должен управлять конфликтом в зале суда, предупреждать егоэскалацию. В такой ситуации очень легко возникают психологические барьеры междусудьей и участниками процесса, которые снижают адаптивность психики судьи.Властный характер деятельности судьи, традиционное и идеологизированноепонимание судьями своих целей и назначения – «вершить правосудие», «стоять настраже закона», «бороться с преступностью» также оказывают деформирующеевлияние на личность судьи. Велико влияние судейской солидарности, предвзятостии тенденциозности. Высокое психоэмоциональное напряжение, экстремальныйхарактер труда, высокая ответственность за последствия решений, опасения забезопасность близких и собственную – все это является стрессовыми факторами длясудей.
Следствиемразвития профессиональных деформаций становятся судебные ошибки, предъявленияобвинений с «запасом», упрощение процедуры разбирательства, провоцирующееповедение судей. В практическом смысле составление портрета профессиональныхдеформаций позволит формировать программу развития профессионала таким образом,чтобы совершенствовать сильные стороны личности судьи и компенсировать слабые,не допуская ее искажения.
Потребностьв дополнении имеющихся знаний и проведении новых психологических исследованийпрофессиональной деформации определяет выбор темы нашей исследовательскойработы. Исследование проводилось в январе-феврале 2008 года в Верховномреспубликанском суде.
Объектомисследования являются – 30 федеральных судей Верховного суда, со стажем работыв должности судьи от 3 лет до 31 года. Предмет исследования – профессиональныедеформации судей.
Цельюнастоящего практического исследования явилось выявление характеристикпрофессиональной деформации судей. Цель определила постановку следующих задач:
1.Анализхарактеристик профессиональной деформации у судей.
2.Выявлениеуровня профессиональной деформированности у группы федеральных судей.
3.Выявление и анализ связи между уровнем профессиональной деформации и стажемработы.
Всоответствии с анализом негативных факторов работы судей, были подобраныметодики на измерение тех сторон личности, деформацию которых можноспрогнозировать исходя из анализа. Использовались методика Диагностикитипологий психологической защиты направленная на выявление неадаптивныхпсихологических защит; Шкала ригидности Г.В.Залевского, позволяющая измеритьпривязанность к однотипным способам действия, неспособность изменить их, когдаэтого требуют объективные условия. Методика определения психического выгоранияА.А.Рукавишникова, нацеленная на интегральную диагностику психического«выгорания», была адаптирована нами для судей. Для исследования уровнясубъективного контроля применялась методика Дж. Роттера. Методика изученияособенностей правосознания, применялась для выявления искажений в структуреправосознания.
Результатыисследования находятся на стадии обработки (до середины марта 2008) и могутбыть представлены на конференции.
Заключение
Такимобразом, вопросы психологической устойчивости личности имеют огромноепрактическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность отдезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии,полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Психологическаяустойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнедеятельность,психическое и соматическое здоровье. Оно позволяет противостоять жизненным трудностям,неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособностьв различных ситуациях. А социально-психологический тренинг является одним изметодов формирования психологической устойчивости, а именно стойкости,стабильности, уравновешенности, сопротивляемости, мотивации, воли,коммуникативных качеств, активности.
Списоклитературы
1. ЗаконРФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».
2. ПостановлениеСовета судей РФ от 26 декабря 2002 г. № 86 «О психологическом обеспечениисудебной деятельности и использовании методов психодиагностическогообследования личности кандидата на должность судьи».
3. Кодекссудейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2009 г.)
4. БуньковВ., Лукманов М., Сумароков И. Судьи работают на износ, в судах нужны кабинетыпсихологической разгрузки // Российская юстиция, 2009 №8.
5. ВалицкасГ., Юстицкис В. Соответствие поведения судей требованиям процедурнойсправедливости (на примере литовского судопроизводства) // Психол. Журнал 2006 г. №4, Т.27.
6. ОргановЮ.М. Кадровое обеспечение судебной системы: комплексный характер проблем //Судья, 2005. — №9.
7. УшатиковА.И., Ковалев О.Г., Семенов В.А. Психологическая подготовка сотрудниковпенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. Рязань, 2007.
8. ТабачниковС.И. Методическое пособие по эмоционально-волевой тренировке. М., 2008.