–PAGE_BREAK–Списание накопленных на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» сумм налога на добавленную стоимость отражается по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции, как правило, со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» корреспондирует со счетами:
по дебету по кредиту
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками 08 Вложения во внеоборотные активы
76 Расчеты с разными 20 Основное производство
дебиторами и кредиторами 23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
29 Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на продажу
68 Расчеты по налогам и сборам
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
99 Прибыли и убытки
8. Учет поступления основных средств
Приобретение основных средств является одним из видов вложений во внеоборотные активы.
Вложение во внеоборотные активы — это капитальные вложения, свидетельствующие об объеме долгосрочных инвестиций в развитие, расширение, обновление, реконструкцию основных средств и нематериальных активов; это обособленный вид деятельности организации, отличный от основной деятельности.
Инвестиции застройщика в основные средства, в земельные участки, объекты природопользования и прочие объекты учитываются в составе баланса с использованием счетов:
07 «Оборудование к установке»;
08 «Вложения во внеоборотные активы».
Моментом ввода объекта капитальных вложений в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией. Сальдо на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражает затраты в незавершенные капитальные вложения, в объекты, которые не приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, отдельно по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств.
Предприятие собирает фактические затраты, связанные с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету счета 08. Первоначальная стоимость складывается в момент принятия объекта в эксплуатацию на данном предприятии. Основные средства приходуются по дебету счета 01 по первоначальной стоимости, что отражается записью:
Дебет 01 Кредит 08.
В соответствии с Планом счетов на счете 01 «Основные средства» обобщается информация о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле. Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». В бухгалтерском учете все объекты основных средств учитываются в суммовом выражении, либо в сальдо- оборотной ведомости стандартного вида, либо только в регистре счета 01. Синтетический учет ведется в журналах-ордерах N 13, 10, 10/1. Основными способами поступления основных средств на предприятие являются:
1. Приобретение основных средств.
2. Осуществление долгосрочных инвестиций при создании основных
средств в самой организации.
З. Поступление в счет вклада в уставный капитал инвесторов.
4. Поступление для осуществления совместной деятельности.
5. Поступление при получении имущества в доверительное управление.
6. Поступление по договору лизинга.
7. Приобретение основных средств по договору мены.
8. Безвозмездное поступление от третьих лиц.
1. Приобретение основных средств. Основные средства могут приобретаться за деньги на основании хозяйственных договоров. У покупателя основанием для осуществления записей в бухгалтерских регистрах являются акт приемки основных средств, счет, счет-фактура, платежно-расчетные документы. Приобретение основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
2. Осуществление долгосрочных инвестиций при создании основных средств в самой организации. При создании основных средств в организации они приходуются на баланс по фактическим затратам на их изготовление, включающим в себя не только прямые, но и косвенные расходы (например, общехозяйственные расходы, общепроизводственные расходы и т.п.). Создание основных средств возможно как собственными силами, так и путем привлечения сторонних организаций.
Основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются следующие документы:
Акт, подтверждающий создание основных средств в организации;
Акт приемки основных средств, подтверждающий их оприходование в самой организации;
Документы, подтверждающие размер затрат, произведенных при создании основных средств.
На счетах бухгалтерского учета выполняются следующие записи:
Дебет 08 Кредит 02, 10, 70, 69 и др. — отражены капитальные вложения в строительство, закладку многолетних насаждений, изготовление основных средств, осуществляемое хозяйственным способом;
Дебет 01 Кредит 08 — оприходованы основные средства.
3. Поступление в счет вклада в уставный капитал инвесторов. Основные средства, поступившие на предприятие в результате вклада в уставный капитал инвесторов, отражаются в бухгалтерском учете бухгалтерской записью: Дебет 08 Кредит 75-1.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете данной операции является учредительный договор и документы, подтверждающие собственность и факт ее отчуждения. Основные средства в этом случае приходуются по оценке согласованной с учредителями: Дебет 01 Кредит 08.
4. Поступление основных средств для осуществления совместной деятельности отражается на отдельном балансе участником, ведущим общие дела. В бухгалтерском учете делается запись:
Дебет 01 Кредит 80 — отражен взнос участников в совместную деятельность в виде основных средств.
5.Поступление при получении имущества в доверительное управление, доверительный управляющий отражает проводкой на отдельном балансе:
Дебет 01 Кредит 79.
Основанием служит договор доверительного управления и первичные документы с пометкой «Д.У.»
6. Поступление основных средств по договору лизинга. Имущество, полученное по договору лизинга в зависимости от условий договора, может учитываться у лизингодателя или’ лизингополучателя. Если предмет лизинга учитывается у лизингодателя, то предприятие, получившее имущество по акту приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) учитывает его на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». При прекращении действия договора, если имущество по условию договора подлежит возврату лизингодателю в учете производится запись: Кредит 001 «Арендованные основные средства».
Если право собственности переходит к лизингополучателю без доплаты, то в учете составляется следующая запись: .
Дебет 01 Кредит 02 — на стоимость выплаченных лизинговых платежей.
Если предмет переходит к лизингополучателю с доплатой, то это отражается на сумму доплаты:
Дебет 08 Кредит 60;
Дебет 01 Кредит 08.
Если по условию договора предмет лизинга находится на балансе лизингополучателя, то при поступлении основного средства выполняются следующие учетные записи:
Дебет 08 Кредит 60 — на общую договорную стоимость лизингового имущества;
Дебет 19 Кредит 60 — на сумму НДС;
Дебет 01 субсчет «Арендованные основные средства»
Кредит 08 — оприходование объекта по договорной стоимости.
По окончании срока действия договора лизингополучатель, если право собственности на объект лизинга переходит к нему выполняет запись:
Дебет 01 субсчет «Собственные основные средства»
Кредит 01 субсчет «Арендованные основные средства»
Дебет 02 субсчет «Амортизация по арендованным основным средствам»
Кредит 02 «Амортизация по собственным основным средствам».
7. Приобретение основных средств может осуществляться по договору мены. Операции по договору мены осуществляются в соответствии с ГК РФ. Один из участников данного договора передает в собственность другого участника определенное имущество в обмен на другое. Обмен, как правило, признается равноценным, хотя условиями договора может быть установлен и другой порядок. Договор мены считается исполненным только после фактической передачи имущества сторонами друг другу. Его особенностью является то; что каждая из сторон одновременно признается продавцом передаваемого имущества и покупателем получаемого имущества. При учете операций по договору мены необходимо отразить прекращение права собственности на передаваемое имущество и оприходовать полученные ценности.
Согласно ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
В бухгалтерском учете приобретение основных средств по договору мены отражается следующими проводками:
Дебет 62 Кредит 90-1, 91-1 — отражена задолженность сторонней организации-покупателя за полученный им товар исходя из стоимости предполагаемых к получению организацией объектов основных средств из расчета цен, по которым они оБЫЧН9 приобретаются (п. 6.3 ПБУ 9/99);
Дебет 90-3, 91-3 Кредит 68 — начислен НДС по реализованным ценностям;
Дебет 90-2, 91-2 Кредит 10, 41 — отражена себестоимость реализованных ценностей;
Дебет 08 Кредит 60 — на стоимость полученных по договору объектов основных средств исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей) (п. 11 ПБУ 6/01);
Дебет 19 Кредит 60 — начислен НДС с полученных объектов основных средств;
Дебет 01 Кредит 08 — оприходованы основные средства;
Дебет 60 Кредит 62 — произведен зачет взаимных требований исходя из стоимости реализованного товара из расчета цен «обычной» реализации (п. 6.3 ПБУ 10/99);
Дебет 99 (90, 91) Кредит 90, 91 (99) — отражен финансовый результат от реализации товара в обмен на основные средства;
Дебет 90, 91 (62) Кредит 62 (90,91) — списание разницы, учтенной на счете 62.
НДС, уплаченный при приобретении основных средств производственного назначения, списывается в уменьшение задолженности бюджету, а по объектам непроизводственного назначения – за счет источника финансирования указанных объектов.
8. Безвозмездное поступление основных средств. Организация может бесплатно получить имущество от разных юридических и физических лиц, например, от учредителей, физических лиц, органов власти, различных некоммерческих организаций. В подобных ситуациях считается, что имущество поступило по договору дарения.
Однако в некоторых случаях заключать договоры дарения запрещено. Так, статья 575 Гражданского кодекса РФ запрещает коммерческим организациям дарить друг другу подарки, стоимость которых превышает 5 МРОТ.
В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность организаций отдельных организационно-правовых форм, предусмотрена передача имущества без соблюдения указанного лимита (например, как передача имущества между материнской компанией и ее дочерним обществом, если участие материнской компании в уставном капитале общества составляет более 50 %; как вклад в. имущество и т.п.).
При получении и постановке на учет данного имущества организациям необходимо иметь в виду, что в бухгалтерском учете оценка имущества, полученного безвозмездно (по договору дарения), производится исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
При определении текущей рыночной стоимости основных средств могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.
Отражение операций по безвозмездному получению активов с 01.01.2000 г. регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).
В бухгалтерском учете при оприходование безвозмездно полученных основных средств делаются следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 08 Кредит 98-2 — отражена рыночная стоимость безвозмездно полученного основного средства;
Дебет 01 Кредит 08 — введение в эксплуатацию безвозмездно полученного основного средства;
Дебет 20, 23, 25, 26, 44… Кредит 02 — начислена амортизация
по безвозмездно полученному основному средству;
Дебет 98-2 Кредит 91-1 — соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов [2].
9. Учет амортизации основных средств
В процессе эксплуатации основные средства теряют свои первоначальные физические и технические качества, а также могут морально устаревать. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Амортизация основных средств является важной составляющей затрат организации, оказывающей существенное влияние на формирование её финансового результата и информации об имущественном положении. Именно поэтому необходимо детальное освещение вопросов её начисления в случаях, когда недостаточно существующая нормативная методическая база [3].
Амортизация — это процесс переноса стоимости основных средств, их эксплуатации на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления — денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемого в себестоимость продукции, работ и услуг.
Объектами для начисления амортизации являются объекты основных средств, находящиеся у организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Для учета амортизации применяют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств».
Начисление амортизации основных средств осуществляют ежемесячно с месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию.
Однако есть и исключения, это касается следующих объектов:
1) жилищные фонды (жилые дома, общежития, квартиры и др.);
2) объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.);
3) продуктивный скот, буйволы, олени, многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
4) основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования);
5) объекты основных средств некоммерческих организаций.
По всем перечисленным объектам в конце отчетного года начисляется износ по установленным нормам амортизационных отчислений. Суммы износа учитываются на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
По объектам основных средств, цена которых не более 10000 руб. за единицу, а также по книгам, брошюрам и другим видам печатной продукции установлен специальный порядок погашения их стоимости, их сразу можно списывать на затраты. По всем же другим объектам основных средств необходимо начислять амортизацию. Амортизация основных средств начисляется в течение срока их полезного использования, который определяется, как правило, временем, в течение которого данный вид основных средств способен приносить доход.
Амортизацию прекращают начислять с l-го числа месяца, следующего за месяцем:
полного погашения стоимости объекта;
выбытия объекта из организации.
Начисление амортизации при останавливается по объектам основных средств в течение срока их полезного использования в следующих случаях:
в период их реконструкции и модернизации, но при превышении срока проведения данных работ в 12 месяцев;
продолжение
–PAGE_BREAK–при консервации на срок более трех месяцев.
Консервация – это вывод отдельных объектов основных средств из эксплуатации по причинам сокращения объемов производства или смены ассортимента продукции, выполняемых работ и услуг, ликвидации структурных подразделений.
Порядок консервации основных средств устанавливается руководителем организации.
Если основные средства эксплуатируются дольше установленного срока и полностью амортизированы, амортизация по ним больше не начисляется и до выбытия данные основные средства отражаются в учете с одинаковой первоначальной стоимостью и стоимостью начисленной по ним амортизации.
Амортизация начисляется одним из следующих способов:
линейным;
уменьшаемого остатка;
списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
списания стоимости пропорционально объему продукции.
Выбранный способ предприятие должно зафиксировать в учетной политике и не менять в течение всего срока полезного использования группы однородных объектов основных средств.
В зависимости от выбранного способа сумма амортизации по годам будет отличаться.
Для погашения стоимости объектов основных средств определяется годовая сумма амортизационных отчислений.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
а) при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
б) при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равный двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше 3.
в) при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной)) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
В случае принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой бухгалтерской отчетности.
По объектам основных средств, используемым в организации с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
При применении начисления амортизации по объектам основных средств способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из:
ожидаемого срока использования в организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, включая находящегося в запасе (резерве), и производится до полного погашения стоимости этих объектов либо до их выбытия.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или выбытия объекта.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3-х месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.
Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации.
Для учета амортизационных отчислений используется отдельный счет 02 «Амортизация основных средств », на котором происходит накапливание соответствующих сумм.
Сальдо кредитовое отражает информацию двух видов:
сумму возмещений стоимости объектов основных средств с начала их эксплуатации организацией через амортизационные отчисления;
показатель изношенности объектов по отношению к их первоначальной стоимости, т.е. их техническое состояние.
Оборот по дебету – списание ранее начисленной амортизации в связи с выбытием объектов основных средств по различным причинам. Оборот по кредиту – сумма начисленной амортизации за отчетный период в корреспонденции с производственными и прочими счетами в зависимости от выполняемых объектами функций.
К счету 02 организация может открыть то количество субсчетов, которое необходимо для контроля за полным перенесением первоначальной стоимости объекта на издержки производства и прочие счета:
Амортизация собственных основных средств.
Амортизация основных средств, полученных в аренду (лизинг), при учете последних в составе баланса организации.
Амортизация основных средств, переведенных на консервацию (в сумме, начисленной до перевода).
Амортизация основных средств, используемых как доходные вложения в материальные ценности.
Если объекты основных средств приобретены с использованием бюджетных ассигнований, то при начислении амортизации в расчет берется стоимость объекта за вычетом полученных сумм бюджетных средств.
По объектам жилого фонда, которые используются организацией для извлечения дохода и учитываются на счете учета доходных вложений в имущество, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ устанавливает особый порядок начисления амортизации имущества для налогообложения. Введено понятие «амортизируемое имущество», под которое подпадают не все объекты основных средств, по которым в бухгалтерском учете амортизация начисляется.
Налоговый учет начисления амортизации значительно отличается от ведения бухгалтерского учета.
В налоговом учете введено понятие «амортизационные группы». Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности организации.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно. Он определяется на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом его принадлежности к амортизационной группе и классификации основного средства, определяемой Правительством РФ.
Установлено десять амортизационных групп:
1. Все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.
2. Имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.
3. Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
4. Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
5. Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
6. Имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.
7. Имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.
8. Имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.
9. Имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.
10. Имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
При отнесении основных средств к той или иной группе следует руководствоваться классификатором ОКОФ. На основании этих групп устанавливается определенный диапазон сроков. Предприятие самостоятельно определяет конкретный срок полезного использования основного средства в пределах данного диапазона. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
В отличие от четырех способов начисления амортизации в бухгалтерском учете в целях налогообложения следует применять один из двух методов начисления амортизации — линейный и нелинейный. Линейный метод представляет собой равномерное списание стоимости, ежемесячное начисление одних и тех же сумм в процентах от первоначальной (восстановительной) стоимости имущества. Сумма отчислений получается путем деления первоначальной стоимости на срок полезного использования объекта в месяцах. Нелинейный метод предполагает расчет амортизации исходя из того же срока полезного использования, остаточной стоимости объекта и специального коэффициента [4].
10. Учет затрат на восстановление основных средств
Восстановление основных средств происходит посредством их ремонта (текущего, среднего и капитального). Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель – поддержание объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Как и капитальный ремонт, он осуществляется с периодичностью более одного года. Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.
Капитальный ремонт зданий и сооружений — ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные,
улучшающие, эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.
Основанием для ремонта основных средств служат годовые планы (с поквартальной и месячной разбивкой), составляемые в денежном выражении и натуральных показателях (отдельных видов, объектов) в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта, которая утверждается руководителем организации.
В соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа1992 года № 552, стоимость работ по поддержанию основных производственных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта) включаются в состав затрат на производство и расходов на продажу. Иными словами, ремонт производится за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования и т.д.
Ремонт производится согласно плану, разработанному исходя из системы планово-предупредительного ремонта и утвержденному руководителем организации. Указанная система предусматривает обслуживание основных средств, текущий, средний и капитальный ремонт. Она разрабатывается на основе технических характеристик объектов, условий их эксплуатации и т.п.
Ремонт основных средств может проводиться хозяйственным и подрядным способом.
В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают все необходимые реквизиты, работы, подлежащие выполнению, сроки ремонта, нормы времени на работы, сметную стоимость ремонта в разрезе статей.
При хозяйственном способе организация осуществляет ремонт своими силами, и все затраты по ремонту отражаются в бухгалтерском учете этого организации. Бухгалтерия на основании ведомости дефектов и наряд- заказа выписывает документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды для проведения ремонта основных средств.
В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких методов отнесения затрат по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг.
Первый метод предполагает создание на организации ремонтно-строительной группы, затраты которой собираются на счете 23 «Вспомогательные производства», т.е. Д-23 К-10, 70 и др. В дальнейшем их списывают на затраты производства или расходы на продажу — Д-20, 44 К-23. Можно сразу расходы на ремонт отнести на себестоимость продукции или на расходы на продажу — Д-20, 43 К-10, 70 и др.
Этот метод применяется при небольших объемах ремонта и равномерных расходах в течение отчетного периода.
Второй метод предполагает образование ремонтного фонда (резерва). Он создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Ремонтный фонд». Образование резерва отражается проводкой:
Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»
К-т 96 «Резервы предстоящих расходов».
Затем фактические затраты на ремонт основных средств списываются за счет созданного резерва, т.е. составляются проводки:
Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов»
К-т «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.
В конце года на счете 96 остаются суммы неиспользованного резерва, которые:
относятся на доходы Д-96 К-91 (сумма экономии или суммы, образовавшиеся в связи с сокращением объема работ);
переносятся на следующий год, если ремонт не завершен.
Третий метод предполагает отнесение фактических произведенных затрат на расходы будущих периодов. В этом случае фактически произведенные расходы на ремонт основных средств отражаются проводкой Д-97 К-10 и др. Собранные на счете 97 «Расходы будущих периодов» субсчет «Ремонтный фонд», эти затраты в дальнейшем списываются на затраты производства или расходы на продажу равномерно в течение периода ремонта, т.е. Д-20, 44 К-97.
Следует иметь в виду, что на стоимость возвратных материальных ценностей, полученных в результате проведения ремонта, уменьшается сумма затрат на капитальный ремонт что оформляется проводками:
1) Д-10, К-23 — при первом методе;
2) Д-10, К-96 — при втором методе;
3) Д-10, К-97 — при третьем методе.
При капитальном ремонте, осуществляемом подрядным способом, все затраты по ремонту основных средств отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы осуществляются на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. №2 ОС-3). Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченного на приемку основных средств, и представителем организации, производившего работы и сдается в бухгалтерию организации.
продолжение
–PAGE_BREAK–