Введение
Человекявляется личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношениеего к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у негоесть сознание. Процесс становления, человеческой личности включает в себя,поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания:это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознаниявне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности,не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической.Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательныйсубъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях сокружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя иотрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встаетперед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о еесамосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательноприсваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от негодела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность вкачестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности незаканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей,темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.
Цель даннойработы – рассмотреть проблематику идентичности личности и деятельностный подходотечественной психологии.
Задачи:
– раскрыть понятие «самосознание»;
– изучить развитие личности в трудахотечественных психологов;
– рассмотреть деятельностный подход.
1. Самосознание личности
Сознаниечеловека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральноесознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Своепсихологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смыслприобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.
Самосознание –не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этомсамосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включаетсякак сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по меретого как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываютсявсе новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокоепереосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всюжизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа,определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые онразрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторыхлюдей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлиннозначимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывшихзадач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать,куда в жизни идти и зачем[1].
Каксправедливо отмечал Л.С. Выготский, «личность становится для себя тем, чтоона есть в себе, через то, что она предъявляет для других… За всеми высшимифункциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальныеотношения людей»[2]. Функциисамосознания Выготский называл «третичными» функциями, имея в виду, что онипроизводны как от непосредственного социального общения личности, так и от ееуже интерноризованных и в этом смысле «вторичных» психических функций.
Личность неможет определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей»; онаможет сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироватьсяот них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определениисвоего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.
Чем богаче структуражизнедеятельности индивида, чем шире круг его социальных принадлежностей, темболее сложным и дифференцированным будет его самосознание.
Во-первых,человек сталкивается с тем, что его разные обязанности и роли, например,профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу.Эти межролевые конфликты активизируют работу самосознания, побуждая личностьиерархизировать разные аспекты своей жизнедеятельности, соподчинять ихсоответственно какой-то шкале ценностей.
Во-вторых, каждая«социальная роль» – это отношение, которое его участники могут определятьпо-разному. Эти внутриролевые конфликты предполагают необходимостьсамостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всейвытекающей отсюда мерой ответственности.
В-третьих,неодинаково сами отношение индивида к выполняемым ролям: одни функции и видыдеятельности переживаются и осознаются как органические, неотделимые отсобственного «Я», другие – как более или менее внешние, периферийные,«искусственные». Степень психологического отчуждения индивида от своих «ролей»зависит от многих причин как социального, так и психологического характера[3].
Социализация –процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, входе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразуетв собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы,принятые в обществе или группе.
Социализацияможет происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как вспециальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и пр.), так и вразнообразных неформальных объединениях. На социализацию влияют само общество,культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средствамассовой коммуникации и пр. Процесс социализации непрерывен на протяжении всегоонтогенеза и протекает неравномерно. Так на дотрудовой стадии социализациичеловек больше социальный опыт усваивает, на трудовой – больше воспроизводит засчет активного участия в деятельности и воздействия на среду через этудеятельность; на послетрудовой стадии социализации человеком вноситсясущественный вклад в воспроизвоздство опыта, за счет передачи его новомупоколению. Социализацию необходимо рассматривать вместе с индивидуализацией.Приобщаясь к различным сферам жизни общества, социализируясь, личность вместе стем «приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность,формирует ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир»[4]. 2. Развитиеличности
Уровеньразвития личности одновременно является уровнем развития ее функциональныхвозможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных,волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизученныесвойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.
Аспектыобщественного и культурного развития личности полностью не совпадают.Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в егоповедении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровеньличности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта иорганических («витальных») импульсов поведения. Конечно, наиболее высокийуровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой.Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно неразвитый – коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровняоно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи имотивы поведения. Коллективизм второго оказывается стихийным, примитивным, ибоне сочетается с высоким культурным уровнем, необходимым для обеспеченияобщественной сознательности человека. Ступени общественного и культурногоразвития – отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют дляличности общественные и личные отношения[5].
Принципдетерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован нетолько на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих вовремени следствию, но и на другие его формы: на системный детерминизм,обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого,а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определяетпроцесс достижения результата. Представление об активности личности, еенаправленности, которое утвердилось в психологии, начиная со второй половины 30-хгодов ХХ века, создает методологические предпосылки для реализации принципадетерминизма на уровне категории «психосоциального отношения». В психологиибыли выдвинуты трактовка детерминизма как действия «внешних причин черезвнутренние условия» (С.Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма какдействия «внутреннего через внешнее» (А.Н. Леонтьев).
Детерминистическийтезис о том, что, изменяя в деятельности реальный мир, субъект изменяется сам,что и объясняет личностные трансформации индивида, оказалось возможнымраспространить и на область межличностных связей, в которых наиболее полновыявляет себя категория психосоциального отношения. Так же, как индивид впредметной деятельности изменяет окружающий мир и посредством этого измененияизменяет себя, становится личностью, социальная группа в своей совместнойсоциально значимой деятельности конструирует и изменяет систему межличностныхотношений и межличностного взаимодействия, становится коллективом. Феноменымежличностных отношений отчетливо это обнаруживают. Так, самоопределение вотношении задач групповой деятельности складывается как результат активнойдеятельности по претворению в жизнь поставленных перед ней целей, то естьмежличностные отношения преобразуются деятельностью, которая направлена вовнена присвоение социально значимого предмета, а не на сами эти межличностные отношения.
С позициидетерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловленосоциально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своегоразвития[6].
Вотечественной возрастной и педагогической психологии признание и широкоераспространение получила мысль Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»,положенная в основу концепции о соотношении обучения и умственного развитияребенка: движущей силой умственного развития ребенка является обучение, нотолько такое, которое «забегает» вперед, создает «зону ближайшего развития»,происходит на «пределе» познавательных возможностей ребенка, определяет егоумственное развитие на «завтрашний день». «Зона ближайшего развития»показывает, что может выполнить ребенок с небольшой помощью взрослых, отражаетпотенциал его обучаемости, воспитуемости и развитости. Обученность,воспитанность и развитость на данный момент времени является «уровнем актуального развития ребенка». Такимобразом «зона ближайшего развития» показывает «расстояние» между уровнемактуального развития и потенциального развития.
В целом, по мнению И.С. Кона, говоря о развитии человека,становлении его как личности, раскрытии его индивидуальности необходимообращаться к междисциплинарному подходу к этой проблеме, сочетающему в себе нетолько данные психологии, но и биологии, социологии и утверждающему, что: нипроцесс, ни конечный результат развития человека нельзя считатьоднонаправленными; человек развивается от зачатия и до смерти, причемспособность к развитию сохраняется на всем протяжении его жизненного пути.Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить изаканчиваться в разные моменты жизни; разные люди развиваются крайненеодинаково; развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируетсямножественными факторами, которые не сводятся к одной-единственной системевлияния; человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект своегособственного развития. Чтобы понять ее жизненный путь, необходимо учитыватьмножество ситуаций и кризисов, случайных жизненных событий, а также способов,которыми сама личность с ними справляется[7].3. Личность и деятельность
Висследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужноисходить из развития деятельности, ее конкретных видов и форм и тех связей, вкоторые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняетзначение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследованияобращается – не от приобретенных навыков, умений и знаний к характеризуемым имидеятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какиепроцессы их реализуют, делают их возможными.
Уже первыешаги в указанном направлении приводят к возможности выделить очень важный факт.Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельностивступают между собой в иерархические отношения. На уровне личности они отнюдьне образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр всубъекте. Представление о связях между деятельностями как о коренящихся вединстве и целостности их субъекта является оправданным лишь на уровнеиндивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав деятельностей и ихвзаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта – общими ииндивидуальными, врожденными и приобретаемыми прижизненно. Например, изменениеизбирательности и смена дельности находятся в прямой зависимости от текущихсостояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант.
Другое дело –иерархические отношения деятельностей, которые характеризуют личность. Ихособенностью является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархиидеятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядроличности.
Иначе говоря,«узлы», соединяющие отдельные деятельности, завязываются не действиембиологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, азавязываются они в той системе отношений, в которые вступает субъект[8].
А.Н. Леонтьев,А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. в своихисследованиях показали, что психическое развитие личности зависит от ведущейдеятельности, которую выполняет человек на определенных возрастных; этапах.Именно эта деятельность детерминирует изменения в психике личности. Так впериод от рождения до года ведущим видом деятельности ребенка являетсяэмоциональное общение со взрослыми, в процессе которого он должен освоить нормыопределенных человеческих отношений. На этапе от 1 года до 3 лет главным дляребенка является предметная деятельность (деятельность с предметами) и усвоениевместе с этим общественно выработанных способов этой деятельности. В период от3 до 7 лет основной вид деятельности ребенка – игра (моделирование социальныхситуаций), в процессе которой ведущей стороной социализации является освоениесоциальных ролей. Далее до 11 лет приоритетным выступает учебно-познавательнаядеятельность, с одной стороны, а с другой – освоение знаний и развитиеинтеллектуальной сферы предстают как основные направления развития личности наэтой стадии. Подростковый период (11–14 лет) в большей степени связан собщением со сверстниками и освоением социальных норм взаимоотношений междулюдьми. До 18 лет на этапе самоопределения вновь на передний план выходитучебно-профессиональная деятельность, а развитие личности идет в направленииосвоения ею профессиональными знаниями, умениями и навыками. В период от 18-до25 лет в процессе профессионального обучения и трудовой деятельности человековладевает профессионально – трудовыми умениями, осваивает социальные отношенияуже на новом уровне в трудовом коллективе в производственных отношениях. Наэтапе «человеческой зрелости» главным по-прежнему выступает труд, однако неменее важным становятся общение в кругу семьи и передача опыта детям. Ведущейстороной социализации является здесь освоение и воспроизводство трудового опытаи норм общения.
Заключение
В современнойнауке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционнымявляется понимание самосознания как исходной генетически первичной формычеловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятиечеловека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостноепредставление «своем физическом теле, о различении себя и всего остальногомира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность ксамопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, котораяего порождает.
Существует ипротивоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которойсамосознание – высший вид сознания, возникший как результат развития сознания.Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходеразвития сознания личности.
Третьенаправление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мираи самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловлено.По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека овнешнем мире, а в результате синтеза самоощущений – о самом себе. В онтогенезесамосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируетсясхема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мересовершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийногомышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человекможет осмысливать свое отличие в понятийной форме.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2001.
2. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Просвещение, 1978.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Педагогика, 1983.
4. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы ипатологии. – М.: ВЛАДОС, 2003.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основытеоретической психологии. – М.: Просвещение, 1998.
6. Психология личности в трудах отечественных психологов. –СПб.: Питер, 2000.
7. Романова И.А. Психология и педагогика. – М.:Экзамен, 2005.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 1998.