Сибирская Государственная Геодезическая Академия
Курсовая работа
по дисциплине: Основы предпринимательской деятельности
на тему: Бизнес-план цеха по пошиву спецодежды
Выполнили: ст-ты гр. ЭУДз-43
Павлова Ю.В.
Чернова М.В.
Алексеева М.В.
Некрасов Д.Н.
Пытель Ю.В.
Проверила: Манжалей В.Н.
Новосибирск, 2008 г.
Содержание:
1. Резюме
1.1 Краткое описание организации……………………………………3
1.2 Потенциальные конкуренты………………………………………4
1.3 Потенциальные потребители………………………………………4
2. Производственный план
2.1 Описание продукции………………………………………………5
2.2 Производственные площади………………………………………6
2.3 Станки и оборудование……………………………………………6
2.4 Поставщики…………………………………………………………8
3. План маркетинга
3.1 Новые услуги……………………………………………………..10
3.2 Прейскурант цен………………………………………………….11
3.3Реклама.……………………………………………………………11
4. Организационный план
4.1 Организационно – правовая формасобственности………….…13
4.2 Организационная структура и кадры……………………………17
5. Финансовый план
5.1 План доходов и расходов…………………………………………21
5.2 Источники денежных средств……………………………………24
5.3 Оценка эффективности проекта………………………………….25
5.4 Оценка риска…………………………………………………..….28
6. Список используемой литературы………………………….….30
7. Приложения
7.1 Эскизы производимой одежды……………………………….….32
7.2 Станки и оборудование…………………………………………..39
7.3 Организационная структура……………………………………..40
1. Резюме
1.1. Краткое описание работы организации
Бизнес-план разработан дляобоснования эффективности работы организации по пошиву спецодежды для рабочихразной категории занятости; по индивидуальным особенностям каждого человека:размеру, росту. Чтобы людям было удобно работать, свободно передвигаться.Организация планирует предоставлять услуги по пошиву спецодежды для рабочихзавода ООО «Сиблитмаш». Методы обработки будут выбираться с учетом требованийстандартов прогрессивной технологии и окупаемости отдельных видов оборудования.
Предпринимательское решение — этопротекающий во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выборуодной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своихполномочий. Решение о создании цеха по пошиву спецодежды, явилось результатомдлительной, умственной работы. Было проработано множество бизнес идей. Успешнаяидея должна быть подкреплена следующим: покупателям должен нуждаться впредставляемом товаре или услуге, если покупателю товар не нужен – бизнеса нет.В некоторых случаях покупатель может еще не знать о товаре, но тогда он долженпонимать его полезность для него. Предлагаемый нашим предприятием товар,является достаточно известным, практически все имеют представление о егопотребительских свойствах и полезности. Следовательно, учредители цеха попошиву спецодежды считают, что идея о создании данного предприятия являетсяобоснованной, подходящей так как – такая идея, опирается на наши возможности изнания.
1.2. Потенциальные конкуренты
Все ателье города, а также частныефирмы, специализирующиеся на изготовлении спецодежды по заказам завода, какправило, имеют достаточно высокое качество услуг вследствие высокойквалификации персонала. Так как услуги подобных предприятий дороги, тоорганизация приняла решение организовать в своем составе дополнительный цех попошиву спецодежды для своих сотрудников. А подобные швейные изделия,предлагаемые к продаже, например, на центральном городском рынке и в некоторыхмагазинах, производства Турции, Китая, Кореи имеют низкое качество и низкиеэстетические свойства.
1.3. Потенциальные потребители
Потребителями продукции цеха попошиву спецодежды являются сотрудники завода ООО «Сиблитмаш». Кроме тогопотребителями данной продукции может быть любой персонал (персонал, нуждающийсяв верхней практичной, удобной спецодежде высокого качества.)Конкурентоспособность выпускаемой продукции заключается в высоком качестве,внешнем виде, индивидуальности.
2. Производственный план
2.1 Описание продукции
Производственная деятельность частопротекает в условиях, при которых необходимы средства индивидуальной защиты, вчастности спецодежда, соответствующая конкретным требованиям.
К основным требованиям, которымдолжна удовлетворять спецодежда, относятся предохранение от воздействия вредныхи опасных производственных факторов, обеспечение безопасности труда, сохранениенормального функционального состояния человека и его работоспособности. Приэтом сама спецодежда не должна оказывать токсичное действие на организмчеловека при ее эксплуатации и изготовлении.
На предприятии бытового обслуживаниянаселения нашли применение следующие средства защиты:
· специальнаяодежда (комбинезон, полукомбинезон, куртка, штаны, халат, фартук); (см.приложение п. 7.1)
· средства защитырук (рукавицы); (см. приложение п. 7.1)
· средства защитыголовы (шапка, косынка); (см. приложение п. 7.1)
Выбор средств индивидуальной защитыдля работников бытового обслуживания в каждом случае должен проводиться наоснове требований безопасности для данного процесса, вида работ,метеорологических условий и т.д. Она должна быть безвредной, достаточно прочнойи надежной, легкой и эластичной, обеспечивать хорошую воздухо- ипаропроницаемость, хорошо отчищаться от загрязнений, не давать усадки исохранять первоначальные защитные свойства после стирки и химчистки.
Для спецодежды используютсяхлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые и синтетические ткани, а такжеткани с пленочным покрытием и изготовленные из смеси натуральных исинтетических волокон. Для придания защитных свойств ткани пропитываютразличными составами. Материалы с пленочным покрытием предназначаются, какправило, для защиты от опасных и вредных жидких веществ.
2.2 Производственные площади
Основные требования, предъявляемые кпроизводственным площадям:
· Наличие швейногопроизводства площадью 50 кв.м;
· Наличиенебольшого офисного помещения 7 кв.м;
· Наличиескладского помещения 15 кв.м.
Общая площадь составляет 72 кв.м.
2.3 Станки и оборудование
Для швейного производства необходимоследующее производственное оборудование:
Таблица 1
№
п/п Наименование
Количество
шт. Цена, руб. Стоимость, руб. 1. Универсальная швейная машина 5 10 400 52 000 2. Гладильная доска 2 700 1 400 3. Стулья 8 400 3 200 4. Стеллаж 5 3 000 15 000 5. Стол для раскройки 3 5 000 15 000 6. Утюг 2 1 500 3 000 Итого 89 600
Офисное оборудование: Таблица 2№ п/п Наименование Количество Цена, руб. Стоимость, руб. 1. Компьютер, в том числе: 1 25.300 25.300 монитор 10.000 клавиатура 200 мышь 100 системный блок 15.000 2. Принтер 1 2.000 2.000 3. Копир 1 7.000 7.000 4. Телефонный аппарат 2 1.000 2.000 Итого 36.300
Мебель: Таблица 3
№
п/п Наименование Количество Цена, руб. Стоимость, руб. 1. Стол 2 4.500 9.000 2. Стул 2 1.000 2.000 3. Шкаф 1 6.000 6.000 4. Стеллаж для бумаг 1 7.000 7.000 Итого 24.000
2.4 Поставщики
Компания ООО «ДК–ТЕКС» — известныйпроизводитель ткани в Турции. Эта компания уже довольно длительное времяпоставляет ткани оптом на наш завод. На данный момент она входит в числолидеров оптовых продаж на рынке текстильной продукции Уральского региона. Всепредлагаемые ткани великолепного качества, по оптимальной цене. Довериеклиентов основано на предоставление гибких скидок и удобных условияхсотрудничества. Также свое уважение к клиентам они выражают черезиндивидуальный и высокопрофессиональный подход к каждому, предоставлениеконсультации профессионала.
Компания ООО «ДК – ТЕКС» предлагаетширокий ассортимент тканей, среди них:
· ткани курточные;
· ткани смесовыедля рабочей одежды;
· ткани подкладочныеи др.
Стоимость сырья,предлагаемого компанией ООО «ДК – ТЕКС»: Таблица4Наименование сырья Розничная цена, руб. Оптовая цена, руб. ткани курточные (1 м.) 50 30 ткани смесовые для рабочей одежды (1 м.) 60 40 ткани подкладочные (1 м.) 40 20 комплектующие (пуговицы, замки-«молнии» и т.д.) (1 компл.) 30 20 нити для швейных машин (1 бобина) 60 40
3. План маркетинга
3.1 Новые услуги
Основные задачи маркетинга – созданиеспроса посредством определенных мероприятий, удовлетворение спроса путемдоставки товаров в нужное время нужному потребителю и планирование деятельностифирмы.
Основные инструменты маркетинга –товар, цена и коммуникации (личная продажа, реклама), наличие товара в продаже,персонал и имидж фирмы.
Предлагаемый организацией товар –специальная одежда для производственных рабочих.
В процессе развития и расширенияпредприятия планируется организовать оптовую торговлю спецодеждой со склада.
Также необходимо будет нанятьменеджера по продажам (оклад – 15 000 руб.), который будет заниматьсяприемом заказов, составлением договоров с заказчиками и вести бумажную работу,связанную с данным направлением деятельности.
Для удобства заказчиков будет разработанкаталог продукции цеха с описанием продукции и указанием возможных размеров ицен товаров.
Также планируется дополнительнаяприбыль от продаж продукции на сторону более 2 500 000 руб. в год.Минимальная партия отпускаемого товара составит 100 комплектов спецодежды.
Состав комплект спецодежды заказчиквыбирает сам.
3.2 Прейскурант цен
Таблица 5
Наименование товара
Оптовая цена, руб.
Розничная цена, руб.
специальная одежда:
— комбинезон
— полукомбинезон
— куртка
— штаны
— халат
— фартук
500
400
300
200
200
170
550
450
350
250
250
220
средства защиты рук:
— рукавицы
100 150
средства защиты головы:
— шапка
— косынка
80
50
130
100 полный комплект 2000 2500
Будет установлена система скидок дляпотребителей, заказывающих партии товара превышающие:
— 1 000 комплектов – 10 %;
— 1 500 комплектов – 15 %;
— 2 000 комплектов – 20 %;
3.3 Реклама
Рекламная компания, прежде всего,будет ориентирована на крупные предприятия. Реклама по телевидению не подходит,так как в телевизионной рекламе очень низкая избирательность аудитории и оченьвысокая стоимость рекламного контакта. Реклама по радио, тоже не принесётжелаемого результата, (местное радио не имеет популярности, а среди слушателейтаких радиостанций, как, например, «Юнитон» потенциальных потребителейпрактически нет). Наиболее эффективной для товара рекламой является реклама,напечатанная в местной газете (например, «Из рук в руки»). Этареклама относительно не дорога (стоимость одного объявления в одномвыпуске = 170 рублей). Реклама в сети Интернет наодном из новосибирских сайтов (например, НГС) составит 370 руб. в месяц. Такжебудет использована наружная реклама: рекламный шит рядом со зданием завода,листовки и т.д.
Затраты на рекламу: Таблица 6Название рекламного издания Стоимость в месяц Стоимость в год «Из рук в руки» 170 2040 Наружная реклама 800 9600 «НГС» 370 4440 ИТОГО: 1663 19956
Основные маркетинговые исследованиябудут проводиться по двум направлениям. Первое: исследования опасностей,влияющих на производство и сбыт продукции, и разработка планов по ихпредотвращению. Второе: постоянное изучение потенциальной ёмкости рынка,разработка маркетинговых планов, разработка оптимального способа определениецены, выбор поставщиков и т. д.
4. Организационный план
4.1 Организационно – правовая форма собственности
Цех пошива специальной одеждыявляется внутрифирменной организацией завода «СибЛитМаш», которое является всвою очередь обществом с ограниченной ответственностью.
В соответствии с законом, обществом сограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на долиопределенных учредительными документами размеров; участники общества неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Полное наименование: Общество с ограниченнойответственностью «СибЛитМаш».
Сокращенное наименование: ООО «СибЛитМаш».
Юридический адрес: г. Новосибирск, ул. Большая, д. 308
Фактический адрес: г. Новосибирск, ул. Большая, д. 308
Учредители: Денисов А.В. (доля в Уставномкапитале – 60 %)
Лебедев В.М.(доля в Уставном капитале – 40 %)
Так как в создаваемом предприятии «СибЛитМаш»несколько учредителей и уставной капитал разбит на доли, следовательно наосновании ст. 87 ГК РФ и ст. 2 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», организационно –правовая форма, создаваемого юридического лица будет – Общество с ограниченнойответственностью. Так в ст. 2 ФЗ от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается определение: Обществомс ограниченной ответственностью (далее — общество) признается учрежденноеодним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которогоразделен на доли определенных учредительными документами размеров; участникиобщества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных сдеятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники общества,внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарнуюответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной частивклада каждого из участников общества.
Общество имеет всобственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельномбалансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные иличные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком всуде.
Общество может иметьгражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые дляосуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами,если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенноограниченным уставом общества.
Общество считается созданным какюридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке,установленном федеральным законом о государственной регистрации юридическихлиц. В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственнойрегистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемомзаконом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственнойрегистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц,открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицосчитается созданным со дня внесения соответствующей записи в единыйгосударственный реестр юридических лиц.
Высшим органом управленияобщества является общее собрание участников общества. Общее собрание участниковобщества может быть очередным или внеочередным. Все участники общества имеютправо присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие вобсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положенияучредительных документов общества или решения органов общества, ограничивающиеуказанные права участников общества, ничтожны.
Каждый участник обществаимеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное егодоле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренныхФедеральным законодательством.
Уставом общества при егоучреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общегособрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно,может быть установлен иной порядок определения числа голосов участниковобщества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающихтакой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества,принятому всеми участниками общества единогласно.
Уставом общества можетбыть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета)общества. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) обществаопределяется уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок образования идеятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а такжепорядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательногосовета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательногосовета) общества определяются уставом общества.
Члены коллегиальногоисполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертойсостава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо,осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не можетбыть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета)общества.
4.2 Организационная структура и кадры
Организационная структура, личностныехарактеристики и квалификация персонала – ключевые моменты для успеха дела вцелом. Организационный план должен содержать перечень всех основныхуправленческих функций.
Организационная структура цеха попошиву спецодежды приведена в приложении п. 7.3
Управление швейным цехомосуществляется по линейной организационной структуре. Она характеризуется тем,что во главе структурного подразделения находится руководитель-единоначальник,наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководствоподчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.При линейном правлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одногоруководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят всекоманды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственностьза результаты всей деятельности управляемых объектов. В линейной структуреуправления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеетнесколько подчиненных. Такая структура функционирует в небольших организацияхна низшем уровне управления. В линейной структуре система управленияорганизацией компонуется по производственному признаку с учетом степениконцентрации производства, технологических особенностей, ассортиментавыпускаемой продукции и т.п.
Состав персонала и выполняемыефункции: Таблица 7Должность Ф.И.О. Основные функции
Заработная
плата, т.р. Начальник цеха Денисов А.В. Осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха. Обеспечивает выполнение производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и оборотных средств. 20 Старший мастер — технолог Лебедев В.М. Занимается разработкой технологии пошива изделий и осуществляет контроль над соблюдением техпроцесса и качеством производства работ 18 Швея
Лугова В.И.
Зайцева Л.Б.
Афонасьева М.Н.
Паршина Н.И.
Осинцева Н.М. Производит соединение всех конструктивных линий изделия, контролирует качество 10 Закройщик
Кашева Ю.В.
Шишкина Л.М.
Ложкина М.Я. Производит раскрой ткани, контролирует качество на всех стадиях обработки 11 Гладильщик
Елкина Е.В.
Волкова В.А. Принимает участие во всех этапах производства изделий, подготавливает детали для проведения последующей операции по сшиванию. 8 Кладовщик Воробьева А.А. Руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей. Обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов. 7
Для уборки помещений предполагаетсяпригласить приходящую уборщицу, которая каждое утро перед началом работыпредприятия будет приводить производственный цех и другие помещения внадлежащий вид.
Поиск персонала возможен через службузанятости и в Новосибирском технологическом техникуме, который готовит хорошихспециалистов в этой области с достаточной производственной практикой. Приембудет вестись на основе собеседования, возможно с испытательным сроком. Восновном предполагается набор молодых специалистов с творческим потенциалом.
Для каждого работника обязательны:
— добросовестность,
— дисциплинированность,
— порядочность,
— честность,
— работоспособность,
— ответственность.
5. Финансовый план
5.1 План доходов и расходов
Раздел бизнес-плана, касающийсяфинансового плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированиюее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности предприятия иэффективного использования имеющихся денежных средств. В финансовом планерассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия инаиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основеанализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукциина рынке в последующие периоды. Цель финансового плана – сформулировать ипредставить всеобъемлющую систему плановых данных, отражающих финансовыерезультаты деятельности предприятия.
Первичные расходы: Таблица 8Наименование Стоимость, руб. Станки и оборудование 86 400 Офисное оборудование 36 300 Мебель 24 000 Итого: 146 700
Расходы на персонал: Таблица 9Должность Кол-во человек Заработная плата в мес., руб. Всего в мес., руб. Начальник цеха 1 20 000 20 000 Старший мастер-технолог 1 18 000 18 000 Раскройщики 3 11 000 33 000 Швеи 5 10 000 50 000 Гладильщики 2 8 000 16 000 Кладовщик 1 7 000 7 000 Итого: 13 144 000
Условно – постоянные расходы: Таблица10Наименование Стоимость в мес., руб. Стоимость в год, руб. Коммунальные платежи 10 000 120 000 Отчисления по зарплате (37,5 % от з/п) 54 000 648 000 Расходы на рекламу 1 663 19 956 Прочие расходы (канцтовары, хозтовары и др.) 2 000 24 000 Итого: 67 663 811 956
Расходы на сырье: Таблица 11 Наименование сырья Стоимость в мес., руб. Стоимость в год, руб. ткани 80 000 800 000 комплектующие (пуговицы, замки-«молнии» и т.д.) 3 400 40 800 нити для швейных машин 400 4 800 расходный материал для швейных машин (иглы, масла и т.д.) 250 3 000 Итого: 84 050 848 600
Доходы от продажи: Таблица12Наименование статьи доходов В месяц, руб. В год, руб. от продаж заводу ООО «СибЛитМаш» 340 000 4 080 000
Данное предприятие окупит себя впервый же год производства:
Затраты в 1 год (первичные + на з/п +условно-постоянные + на сырье: 146 700 руб. + 1 728 000 руб. +811 956 руб. + 848 600 руб. = 3 535 256 руб.) меньше чем суммадоходов за 1 год (4 080 000 руб.)
5.2 Источники денежных средств
Источником денежных средств цехапошива спецодежды являются собственные средства завода ООО «СибЛитМаш»инвестированные в создание дополнительного цеха. Общая сумма вложений составит– 300 000 руб. В дальнейшем денежные средства цеха будут пополняться изприбыли, получаемой от продажи заводу продукции по себестоимости. Ежегоднаяприбыль составит 4 000 000 рублей в год.
Запускаемый в производство цехвыгоден для ООО «СибЛитМаш», т.к. он экономит 1 000 000 руб. в год.На заводе работает 1 000 сотрудников, которым необходима спецодежда.Каждые полгода происходит плановая смена полного комплекта спецодежды, т.е.заводу необходимо в среднем 2 000 комплектов спецодежды в год. Рыночнаяцена полного комплекта спецодежды – 2 500 руб., соответственно затратызавода – 5 000 000 руб. в год на закупку спецодежды для своихсотрудников. Причем цена на рынке постоянно повышается. Созданный же цехпредлагает спецодежду лучшего качества по низкой цене – 2000 руб. за одинполный комплект (4 000 000 руб. в год), причет состав комплекта можноизменить и соответственно изменить цену товара.
5.3 Оценка эффективности проекта
Рассчитать чистый дисконтированный доход, индекс доходности,внутреннюю норму доходности и срок окупаемости инвестиционного проекта последующим данным:
Таблица13Годы 1 2 3 Инвестиции, тыс.руб. 300 – – Выпуск продукции, шт. 2 000 3 000 4 000
Цена за единицу продукции – 2 500 руб.; себестоимость единицыпродукции – 2 000 руб.; ставка дисконта 15%; период расчетаинвестиционного проекта – 3 года. Будем считать, что все расходы отнесены наначало соответствующего года.
Расчеты: Таблица 14Годы 1 2 3 1. Результаты Rt (выручка от реализации), тыс. руб. 4 000 6 000 8 000 2. Инвестиции З1t, тыс. руб. 300 – – 3. Текущие затраты З2t, руб. 3 535 256 3 812 856 4 237 156
4. Чистый поток денежных средств
Rt – (З1t + З2t) 164 744 2 187 144 3 762 844
5. Дисконтированный чистый поток денежных средств
/>/>/>/>/> 164 744,0 901 864,35 2 850 639,4
6. Кумулятивный дисконтированный чистый поток денежных средств
/> 164 744,0 220 756,96 485 665,31
Чистыйдисконтированный доход NPV =485 665,31 руб.
Дисконтированныекапитальные вложения
/>/>
/>Индекс доходности./>
Чтобынайти внутреннюю норму доходности необходимо решить следующее линейное уравнение:
/>
или
/>
ОтсюдаIRR = 19,22 %.
По данным 6 строки можно сделать вывод, что срок окупаемостилежит в середине третьего года проекта. Более точно срок окупаемости можноопределить по формуле
/>
Эффективность использования инвестиций на предприятии, егофинансовое положение в значительной мере зависят от их структуры напредприятии. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимумотдач, как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доляинвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму.
Структура инвестиций по различным направлениям имеет важноенаучное и практическое значение. Практическая значимость данного анализазаключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структурыинвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективнуюинвестиционную политику.
5.4 Оценка риска
Подготовительная стадия: Таблица 15
Вид риска
Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль от реализации проекта Отношение местных властей Возможность введения или дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта
Таблица 16
Стадия функционирования:финансово – экономические риски:
Простые риски
Отрицательное влияние на прибыль Появление альтернативного продукта Снижение спроса Рост налогов Уменьшение чистой прибыли Рост цен на сырьё, материалы, доставку Снижение прибыли Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернатив Снижение прибыли из-за роста цен Недостаток оборотных средств Увеличение кредитов
Стадия функционирования: социальныериски : Таблица 17
Простые риски
Отрицательное влияние на прибыль Трудности с набором квалифицированной рабочей силы Увеличение затрат на комплектование Угроза забастовки Штрафы за нарушение договоров Отношение местных властей Дополнительные затраты на выполнение их требований Недостаточный уровень зарплаты Текучесть кадров, снижение производительности Квалификация кадров Снижение рентабельности, рост брака, увеличение аварий Социальная инфраструктура Рост непроизводственных затрат
Стадия функционирования:технологические риски: Таблица 18
Простые риски
Отрицательное влияние на прибыль Изношенность оборудования Увеличение проектов и затрат на ремонт Нестабильность качества сырья
Увеличение объемов производства и материалов из-за переналадки оборудования, снижения качества
продукта Недостаточная надежность Увеличение аварийности технологии
6.Рекомендуемые литературные источники.
Основная литература.
1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности.Учебник для ВУЗов. М.: 2005.
2. Боровикова В.А. Управление рисками в торговле.СПб.: Питер, 2004.
3. Воробьев С.Н. Управление рисками впредпринимательстве. М.: 2006.
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом.Учебник — М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.Москва: Финансы и статистика», 2003.
6. Романова Л.Е. — Анализ хозяйственнойдеятельности. Краткий курс лекций — М.: Юнайт-Издат, 2003.
7. Русанов Д.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебноепособие. Новосибирск, 2005.
8. Хохлов Н.В. Управление риском: Учебноепособие для вузов. М;
ЮНИТИ-ДАНА, 2001,
11. Шевченко И, К, Организацияпредпринимательской деятельности: Учебное пособие. Таганрог: ИздательствоТРТУ, 2004
Дополнительнаялитература
1. Балабанов И.Г. Финансовый анализ ипланирование хозяйствующего субъекта. 2-е издание, дон. М.: Финансы истатистика, 2000.
2. Ковалев В.В., Волков О.Н. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М. М.: 20004
3. Лапуста Л.Г. Малое предпринимательство. М.:1997.
4. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г.Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
5. Пелих А.С. Бизнес-план или как организоватьсобственный бизнес. — М.:
Издательство «Ось-89», 1999.