Происходящие процессы в современном российском обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически-развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение
имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоя- тельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую
не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Современный взгляд на проблему В настоящее время существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно: • несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию; • недостаточное оснащение материально-технической базы образовательных учреждений, военно-
патриотических клубов и объединений; • отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе; • малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания; • недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса; • отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежи. Для улучшения работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи необходимо создание определенной системы, предусматривающей следующие меры: • координация деятельности государственных организаций и общественных объединений по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи; • повышение
социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи в российском обществе; • обеспечение взаимодействия системы образования, общественных объединений и организаций ; • повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи; • обновление программно-методического содержания, расширение правовой, нормативной и материальной базы в системе патриотического воспитания; • создание федеральной системы подготовки специалистов, руководителей
образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений; • расширение сети образовательных учреждений (в том числе кадетских школ, классов, школ-интернатов), общественных военно-патриотических клубов, объединений, движений, занимающихся патриотическим воспитанием. В большинстве регионов Российской Федерации продолжают уделять большое внимание военно-патриотическому воспитанию учащихся и сохраняют лучшие традиции организации и проведения военно-спортивных игр «Зарница»
и «Орленок». В регионах создаются и работают детско-юношеские движения, центры, клубы и объединения военно-патриотической направленности: юных патриотов, моряков, десантников, пограничников, спасателей и др. Работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения проводится совместными усилиями органов управления образованием, комитетов по молодежной политике, военкоматов, комитетов и советов ветеранов войны, комитетов по культуре и спорту, региональных отделений МЧС и др. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы. Основные направления работы Патриотическое воспитание должно проводиться непрерывно с учетом возрастных
особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления. В настоящее время сложились основные направления работы: • приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российкой Армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа; • воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им; • формование ряда
социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время, успешно выполнять боевые задачи в условиях войны (трудолюбие, дисциплинированность); • формирование у учащихся основ военных знаний, военно-профессиональных и военно-технических умений и навыков, которые необходимы для успешного овладения оружием и современной боевой техникой в короткие сроки после призыва в вооруженные силы.
Военно-патриотическое воспитание строится на следующих принципах: • воспитание в процессе общественной деятельности, в связи с жизнью и трудом; • использование исторического опыта защиты Отечества; • соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника; • воспитание личности в коллективе и через коллектив; • уважение к личности учащегося с разумной требовательностью и индивидуальный подход; • единство, согласованность и преемственность вос¬питательных воздействий; • соответствие воспитания условиям военной службы. Таким образом, непрерывное образование БЖД, охватывающее все возрастные категории, призвано расширить возможности человека в раскрытии своей индивидуальности, в повышении культурного и профессионального уровней, в облегчении решения жизненно важных для общества и личности проблем: сформировать личность, готовую действовать в непредсказуемых условиях, стремящуюся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Многоуровневое образование Для непрерывного усвоения знаний по курсу БЖД необходимо, чтобы образование было многоуровневым. Условно можно выделить шесть уровней образования Первый уровень-дошкольное образование. Цель дошкольного образования – воспитание безопасного поведения, понимание элементарных взаимосвязей в окружающей обстановке, особенностей взаимодействия человека с ней.
Первое социальное окружение ребенка – его семья, в которой возникает начальный образовательный процесс. С первых лет жизни, когда активность ребенка в освоении мира всемерно поощряется взрослыми, начинается его образовательная деятельность, в том числе и в вопросах безопасности. На последующих ступенях развития дошкольника усложняется его предметная деятельность и общение, ребенок начинает встречать не только поощрение своей активности, но и ограничения со стороны взрослых, введение
его в нормативное фиксированное поведение. В этом одна из задач воспитания безопасности на данном этапе развития личности. Кроме того, одна из задач непрерывного обуче¬ния БЖД в дошкольном образовании это непрерывное развитие сознания детей на основе преемствен¬ности программ ОБЖ дошкольного и начального общего образования и создание необходимых педагогических условий их реализации. Второй уровень – непрерывное обучение БЖД в общеобразовательной школе (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование) -формирование ответственного отношения учащихся к безопасности жизнедеятельности и здоровью человека, выработка первоначальных практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях. Задачи: обеспечение усвоения знаний о взаимодействии природы, общества и человека, развитие интеллектуальных и практических умений по безопасности жизни, воспитание ценностных ориентации личности в этой сфере, стремление к активной практической деятельности по созданию безопасных условий жизни и
деятельности человека. Третий уровень – начальная профессиональная школа. Основной задачей, решаемой на этом уровне наряду с формированием профессионализма, является интеграция общекультурной и профессиональной составляющих компетентности будущего рабочего с осознанным пониманием необходимости безопасности труда, безопасного поведения в социуме и экологической культурой. Четвертый уровень – средняя профессиональная школа.
Основной задачей является развитие способностей принятия грамотных с точки зрения безопасности решений специалистами среднего звена при управлении производством или учебным процессом, а также организации деятельности коллектива. Пятый уровень – высшая профессиональная школа. основными задачами которой являются следующие: – обучение педагогов всех специальностей безопасности жизнедеятельности с целью обеспечения безопасности учащихся в процессе учебных занятий и внеклассной работы.
Реализуется путем включения в государственные образовательные стандарты и учебные планы педвузов дисциплины БЖД (или «Охрана труда»); – подготовка преподавателей-организаторов БЖД для учреждений образования. Реализуется открытием в педвузах специальности «Безопасность жизнедеятельности»; – внедрение курсов по безопасности жизнедеятельности и экологии в системе повышения квалификации учителей. Реализуется через курсы повышения квалификации. Шестой уровень – послевузовское (аспирантура, докторантура) профессиональное образование. Основная цель – развитие проектной культуры исследователя в области БЖД. Основные задачи, решаемые на данном уровне развитие способностей и умений вести исследования на основе системного понимания и реализации законов взаимодействия «Человек – среда», воспитание высокой нравственной позиции и убеждений о приоритете человеческой жизни и здоровья отдельного человека как высшей ценности. Кроме того, необходимо выделить и такую форму послевузовского профессионального образования,
как дополнительное образование взрослых (ШЖ, ИРО и т.д.), основными задачами которого является непрерывное повышение компетентности обучающихся, переподготовка и повышение квалификации учителей и преподавателей. Таким образом, рассмотрение и классификация принципов и определение уровней непрерывного образования по ОБЖ позволяют сделать вывод о существенном воздействии на формирование личности основополагающих положений, знаний и умений, реализуемых данной наукой.
Одно из решений проблемы обучения БЖД К одной из нерешенных проблем повышения качества обучения по курсу ОБЖ является отсутствие учебной базы в государственных общеобразовательных учебных заведениях или ее плохое состояние. Объясняется это многими причинами; но самое главное, по-моему, это отсутствие должного финансирования. Мне бы хотелось прежде всего при рассмотрении вопроса об учебной базе остановиться на самом важном – кабинете основ безопасности жизнедеятельности, так как он предназначен для проведения
занятий с учащимися по программе курса ОБЖ, а также проведения работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки. Решение вопроса о кабинете ОБЖ в школе в первую очередь зависит от директора. Мне, как преподавателю-организатору ОБЖ, в этом плане повезло. Директор нашей школы Н.И.Сафронова, глубоко вникнув в суть курса ОБЖ, оказывает мне всяческую поддержку в деле повышения качества обучения, совершенствования учебной базы. Для оформления стендов использовали ряд плакатов, наглядных пособий по гражданской обороне, по начальной военной подготовке. Помогает в работе и видеосистема, установленная компактно и удобно. При оформлении кабинета ОБЖ исходили из того, что структура программы курса ОБЖ состоит из трех разделов: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; подготовка по основам военной службы.
И думаю, что мне это в основном удалось. Хотелось бы воплотить в жизнь еще две идеи, но, к сожалению, на это уже требуется больше средств: • Первая идея заключается в следующем: в кабинете можно сделать макет местности, отражающий месторасположение школы со всеми дорогами, перекрестками, предприятиями. На макете отрабатываются практические вопросы безопасного поведения на улице, в различных чрезвычайных ситуациях. • Вторая идея – можно сделать макет современного жилища со всеми узлами жизнеобеспечения,
на котором практически и наглядно можно изучать правила обращения с приборами электро-и газообеспечения, водо- и теплоснабжения, разбирать некоторые аварийные ситуации и порядок поведения в них. Заключение Литература Данные об авторе Приложение