Интеграционные процессы мировой экономики

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность и формы международнойэкономической интеграции
2. Принципы организации и механизмфункционирования Европейского Союза
3. Североамериканская модельинтеграции (НАФТА)
4. ОрганизацияАзиатско-Тихоокеанского экономического Сотрудничества (АТЭС)
5. Интеграционные процессы вЛатинской Америке и других регионах мира
6. Интеграционные процессы в рамкахСНГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей чертой современности стал роствзаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессоврегионах на макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутыхнациональных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру имеждународному экономическому сотрудничеству. Происходящий процессмеждународной интеграции обусловлен всесторонним развитием и постояннымуглублением международного разделения труда – от простого обмена товарами кустойчивой международной торговле товарами и услугами, к интернациональномуперемещению капитала и созданию новых производств, к тесной производительной инаучно-технической кооперации, следствием чего естественно является совместноеведение международного бизнеса и управления им на межгосударственном уровне.

1. Сущность и формы международнойэкономической интеграции
Международная экономическая интеграция —это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развитияглубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальнымихозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различныхформах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирмблизлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношениймежду ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственномуровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединенийгосударств и согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных связейпорождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаевнадгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободногодвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамкахданного региона, на согласование и проведение совместной экономической,валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и обороннойполитики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексыединой валютой, инфраструктурой, общими экономическими «задачами,финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органамиуправления.
Формы международной экономическойинтеграции:
–         зонасвободной торговли – самая простая и наиболее распространенная формаэкономической интеграции в рамках которой отменяются торговые ограничения междустранами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободнойторговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными изарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличиваетопасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования производстваи внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограниченийкасается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственныхтоваров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдаетсяв Североамериканском регионе и Латинской Америке.
–         таможенныйсоюз – другая форма международной экономической интеграции.предполагаетнаряду с функционированием зоны свободной торговли установление единоговнешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношениитретьих стран. В обоих случаях межгосударственныеотношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участницодинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
–         платежныйсоюз – часто дополняется таможенный союз, обеспечивающий взаимнуюконвертируемость валют и функционирование единой, расчетной денежной единицы.
–         общийрынок – более сложная форма международной экономической интеграции.призванобеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единымвнешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а такжесогласование экономической политики. При функционировании единого рынкаформируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию,создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правоваясистема, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационноепространство. Высшей формой межгосударственной экономической интеграцииявляется экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формыинтеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики:Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процессэкономической интеграции прошел все указанные этапы.

2. Принципы организации и механизмфункционирования Европейского Союза
Исходной точкой создания ЕвропейскогоСоюза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министраиностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производствоугля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГподдержала предложение Франции и в 1951г. был подписан Парижский договор обучреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав котороговошли шесть государств: ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Создание ЕС было обусловлено преждевсего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшейсилой проявилось противоречие между интернациональным характером современногопроизводства и узкими национально-государственными границами егофункционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейскаяинтеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континентедвух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и встремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировыхвойн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формыинтеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютныйсоюз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще незавершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличениеколичества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь- это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы ирасширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации.При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия даннойинтеграционной группировки, что отражало ее эволюцию
Возникновение ЕС имело целью созданиеобщего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненногоуровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:
–         отменатаможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а такжевсех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
–         введениеобщего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
–         свободноедвижение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода созданияфилиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
–         проведениеобщей аграрной и транспортной политики;
–         созданиевалютного союза;
–         координацияи постепенное сближение экономических политик стран-участниц;
–         унификацияналоговых законодательств;
–         выравниваниевнутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Уже после первой мировой войныевропейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела кконкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мироваявойна, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилияявляются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе.Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных делФранции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленностьФранции и Федеративной Республики Германии.
Эта концепция была реализована в 1951году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали сшестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды.Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.
В 1957 году Римский Договор установилЕвропейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомнойэнергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза иломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядернойэнергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958 — 1966гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Крометого, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика,предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителейвозможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающимсреднемировые (на 30% и более) — создан единый аграрный рынок.
В 1967 году произошло слияниеисполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базоваяструктура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, какЕвропейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формированиетаможенного союза (1968 –1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельностиЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфереохраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития.Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС быласосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядернойэнергетике. В 1984–1987 гг. была принята „рамочная“ комплекснаяпрограмма, которая вводила среднесрочное планирование научно-техническойдеятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабнаямногоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы „Эврика“.
Далее создание общего рынка (1987–1992гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г.документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировалиоставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период сталопринятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннегорынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнутыследующие цели:
–         устраненывсе тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами,ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капиталавнутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;
–         устраненынациональные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;
–         введеныминимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатовиспытаний и сертификации;
–         открытырынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.
В этот же период страны ЕС перешли кпроведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте,вопросах социального и регионального развития.
В 1991 г. подписано Соглашение осоздании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров,услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество вобласти науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единойправовой системы.
Механизм функционирования ЕСосновывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которуювходят как общие или межгосударственные органы, так и элементынационально-государственного регулирования. В качестве межгосударственныхорганов управления ЕС выступают:
–         СоветЕвропейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровнеглав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровнеразличных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйстваи др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решениянаподобие Единого европейского акта и обладает важнейшими нормотворческимифункциями.
–         КомиссияЕС (КЕС) — исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее вжизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е.обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов(комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетикаи т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но независимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль втом смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретныепредложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.
–         Европейскийпарламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямымголосованием граждан во всех странах — членах ЕС. Сейчас в него входят 626депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности еенаселения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественноконсультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль задеятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений поразвитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельнымвопросам законодательства ЕС.
–         Европейскийсуд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов(законодательства) ЕС.
–         Европейскийсоциальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), накоторый приходится большая часть бюджета ЕС.
–         Европейскийсоциальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптациюк изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путемсодействия переподготовке).
–         Европейскийфонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисныхрегионов — слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельнымвесом старых отраслей).
–         Европейскийинвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран — членов ЕС вего основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляеткредиты государственным структурам стран — членов ЕС.
К настоящему времени ЕС официальнопризнал кандидатами на вступление в Союз 11 государств. С шестью из них,которые именуются „кандидатами первой очереди“, КЕС начала в 1998 г.переговорный процесс. К этой группе (ее вступление собственно и станет пятымэтапом расширения Союза) относятся Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, атакже Кипр (греч.). К „кандидатам второй очереди“, с которымиофициальные переговоры в 1998 г. еще не велись, но начнутся в ближайшее время,относятся Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария. Конкретные срокирасширения ЕС сейчас определить достаточно сложно. Отставание стран-кандидатовот ЕС по уровню экономического развития является отражением более низкойконкурентоспособности их национальных хозяйств. Это, безусловно, порождаетвесомые проблемы в сфере торговли. Полное подключение стран-кандидатов квнешнеторговому режиму ЕС потребует длительного переходного периода. Вместе стем можно однозначно утверждать, что наибольшие трудности в деле полнойинтеграции стран-кандидатов в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли.В этом направлении уже сделаны важные шаги в ходе выполнения „европейскихсоглашений“. Торговля между странами — членами ЕС и страна-ми-кандидатамиуже претерпела коренную либерализацию, особенно по промышленной продукции (соговорками по некоторым „чувствительным“ товарам, например, чернымметаллам и текстилю). Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметноадаптировали свои внешнеторговые режимы к требованиям ЕС.
Основные трудности сосредоточены вфинансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС ссамого начала существования этой интеграционной группировки нацелен наподтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых,недопущение новых проявлений „экономической дивергенции“, или,напротив, на обеспечение „экономической конвергенции“. Поэтому всестраны -члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзуявляются нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (прежде всего в егоаграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чемполучают оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душунаселения являются нетто-реципиентами ЕС. К последним в настоящее времяотносятся Греция, Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченныхмасштабах Финляндия, которая, по всей видимости, в ближайшей перспективепокинет группу стран-реципиентов.
Еще большие трудности сопряжены снынешнем состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран — членов ЕС долябезработных в самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным,составляет 10–12%, что создает, например, огромные проблемы в финансированиифондов страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальнымданным, составляет около 18 млн.
Таким образом, по меньшей мере на первыхпорах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однакополитически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодыхдемократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе отдиктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни однаиз стран — членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границстраны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболеепоследовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия.Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой ивторой очереди было принято преимущественно по политическим причинам исоображениям.
3. Североамериканская модель интеграции(НАФТА)
Интеграционный процесс в Северной Америкеразвивается уже несколько десятков лет, но политические институты,способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительнонедавно. Это обусловлено тем обстоятельством, что главным инициатороминтеграционного процесса в северной Америке выступают США, уровеньэкономического развития которых исключительно высок. До конца 80-х годов ХХстолетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либостранами. В то же время ни Канада, ни тем более Мексика не были готовы войтивместе с США в состав участников одного и того же интеграционного объединения.
Тем не менее 1 1985г. началисьпереговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения освободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривалолиберализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами иуслугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечениеширокого доступа американского бизнеса на канадский рынок.
Заключение Соглашения благоприятноотразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическаяпромышленность, сельское хозяйство. В то же время американские и канадскиекомпании, функционировавшие в добывающей промышленности, металлургии,судоходстве, столкнулись с некоторыми трудностями в результате действияСоглашения. Тем не менее экономическая взаимозависимость между США и Канадойпродолжала усиливаться.
Соглашение о создании зоны свободнойторговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, подписанное в 1994 г.,представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношенийна североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей цельюформирование единого экономического пространства посредством отмены таможенныхбарьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через ихграницы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Отмена тарифов на товары из США, Канадыи Мексики идет постепенно, в течение максимально допустимого периода – 15 лет.Отмена тарифов между США и Канадой, начавшаяся еще в рамках Американо — Канадского соглашения о свободной торговле 1988 г., была завершена в 1998г. Дляосновной части американо-мексиканской и канадско-мексиканской торговли НАФТАлибо немедленно устраняет существующие пошлины, либо устраняет на них периодограничения сроком от 5 до 10 лет. Лишь по некоторым, наиболее чувствительнымтоварам Соглашение предусматривает 15-летний период устранения пошлин.
Канада и Мексика устранили все тарифныеи нетарифные барьеры во взаимной сельскохозяйственной торговле, за исключениеммолочной продукции, птицеводства, яиц, сахара и сиропа. Канада сразу же послеполписания НАФТА освободила Мексику от импортных ограничений, относящихся кпшенице, ячменю и продуктам из них, говядине, телятине и маргарину. Кроме того,были сняты ограничения и в других секторах экономики, в том числе вавтомобилестроении, в текстильной промышленности. Тарифы на большинствотекстильных товаров были отменены Канадой и Мексикой в 2002 г., а тарифы наодежду – в 2004 г.
Вместе с тем нельзя не отметить, чтосегодня НАФТА, в отличие от ЕС, как наиболее развитого интеграционногообъединения, не существует наднациональных органов управления, имеющих правопринимать решения, обязательные для всех участников Соглашения; у НАФТАотсутствует единая экономическая а валютно-финансовая политика. Кроме того, посравнению с ЕС, оказывающего помощь своим менее развитым странам-членам, такимкак Греция, Ирландия, Испания, Португалия, НАФТА такой помощи непредусматривает. Это означает, что Мексика вынуждена самостоятельно справлятьсясо своими экономическими трудностями.
Эффективность действия Соглашения можнобудет выявить лишь по истечении 10 лет, что обусловлено в первую очередьмасштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя в целомотмечается рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между СШАи Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США,наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос частибизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения изМексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительнымвоздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество насеверо-американском континенте.
Что касается влияния НАФТА на экономикуКанады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономикаКанады весьма тесно и давно привязана к экономике США. Мексика же играет поканезначительную роль в экономике Канады
Создание столь значительноготоргово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловыхкругов в остальных странах западного полушария. Не случайно вскоре послесоздания интеграционного объединения НАФТА желание присоединиться к немуизъявили некоторые страны Южной Америки.

4. Организация Азиатско-Тихоокеанскогоэкономического сотрудничества(АТЭС)
Предпринимаются достаточно активныеусилия для развития международного сотрудничества в рамках форумаАзиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), сформированного вноябре 1989 г. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. Внастоящее время участниками форума являются 21 страна: Австралия. Бруней,Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, РеспубликаКорея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия,Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в немпредставлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом.
По своему характеру, целям и даже посоставу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическоеобъединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиямии уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями,идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие иразвивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах –членах АТЭС проживают более 2,5 млрд. человек, совокупный ВВП этих странпревышает 26 трлн. дол.(2004 г.). На их долю приходится более 50% мировойторговли.
Сохраняя консультативный статус, АТЭСфактически превращается в достаточно эффективный механизм, в рамках котороговырабатываются и реализуются региональные правила веденияторгово-экономической, научно- технической и инвестиционной деятельности, атакже международного бизнеса. В рамках АТЭС ведется работа по расширениюэкономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальныхпланов действий, изучаются возможности применения новыхэлектронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности для всехстран региона, а также развития человеческого потенциала, внедрения новейшихметодов корпоративного управления в международный бизнес.
Однако сегодня можно констатировать, чтов рамках АТЭС приняты меры декларативного характера, и эта обширная группировкане связана плотным взаимодействием, взаимопроникновением, взаимовлияниемэкономик стран-участниц. Чтобы она стала интеграционным объединением сэкономической точки зрения, необходимы время и конкретные дела.
Россия традиционно придает особоезначение развитию отношений с государствами АТР. Такое внимание обусловленопрямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостьюэкономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия стремитсяактивизировать свое сотрудничество с основными интеграционными структурамирегиона, в том числе и с АТЭС. Разработана и одобрена Президентом РоссийскойФедерации концепция участия России в АТЭС, определяющая стратегические целистраны на этом направлении и пути их достижения. Регулярным стало участиероссийских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросамторговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования, взаседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода конференциях, выставках,семинарах. Российские специалисты и бизнесмены участвуют в работе деловогоконсультативного совета АТЭС. Регулярно проводятся научно-практическиеконференции на тему участия российских предприятий и компаний в международномделовом сотрудничестве по линии АТЭС.
5. Интеграционные процессы в ЛатинскойАмерике и других регионах мира
Интеграция в Латинской Америке привела ксозданию в 1960 г. Латино–Американской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), вкоторую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика,Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация предусматривала либерализациювзаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих стран,увеличение внутреннего товарооборота. Со времен, согласно договору Монтевидео –II, подписанному в 1980 г., ЛАСТ былапреобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которуюпомимо вышеназванных стран вошел Уругвай.
Постепенно государства Латинской Америкистали переходить от практики создания многосторонних объединений к организациималочисленных группировок. Одной из них является созданный в 1995 г. междуАргентиной, Бразилией и Уругваем „Общий рынок“ (МЕРКОСУР). Позже вМЕРКОСУР вступили Парагвай, а об участии в нем в качестве ассоциированныхчленов заявили Чили и Боливия. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагаютпошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы.
Благодаря созданию МЕРКОСУР произошлосущественное увеличение внутренней торговли, усилилось взаимодействие с другимиинтеграционными объединениями (например, с ЕС в 1995 г. было подписаноСоглашение о сотрудничестве), увеличилась инвестиционная активности как междуучастниками Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписанопредварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР иСообществом развития Южной Африки.
В связи с этим не случайно участиелатиноамериканских государств в формировании Американской зоны свободнойторговли (АЗСТ). О создании АЗСТ было объявлено в декабре 1994 го. В Майами навстрече глав-государств и правительств 34 стран западного полушария, заисключением Кубы. Результатом переговоров между сторонами явиласьдоговоренность о подписании Соглашения по АЗСТ 1 января 2005 г. и выступлениипоследнего в силу до 1 января 2006 г. В случае успешного создания Американскойзоны свободной торговли будет образовано одно из крупнейших в миреинтеграционных объединений, которое займет ведущую позицию в международныхэкономических отношениях, откроет единое экономическое пространство от Канадыдо Аргентины для глобального распространения международного бизнеса.
Начиная с 80-х годов ХХ в.Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание международногобизнеса как зона динамичного экономического роста. Существенным факторомразвития экономической интеграции в регионе становятся усиливающиеся настроенияв пользу солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В АТР сложился „азиатскийчетырехугольник“: Япония-Китай — новые индустриальные страны (НИС) –Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
АСЕАН – международное интеграционноеобъединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия,Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней – Даруссалам (в 1984 г.),Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статусспециального наблюдателя имеет Папуа – Новая Гвинея. АСЕАН – одно из крупнейшихв мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которогонасчитывает около 500 человек, а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн.дол.
В качестве уставных целей Бангкокскойдекларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию экю –экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира истабильности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических иэкономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональнуюгруппировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач:формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валютыи создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальнойструктуры управления внешнеэкономической деятельностью.
За время своего существования АСЕАНзарекомендовала себя как зрелая политическая организация. Страны с недостаточноразвитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми и трудовыми ресурсамипри иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами,способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когдаэкстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страныЮго-Восточной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторовэкономического развития, например за счет региональной интеграции в рамкахАСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое,единое экономическое пространство для плодотворного международного бизнеса.
6. Интеграционные процессы в рамках СНГ
Жизненную необходимость экономической интеграциидля стран республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическаянезависимость не дала этим странам экономической самостоятельности. Послераспада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитиепроизводительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада.Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшиереспублики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. Послераспада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество НезависимыхГосударств – СНГ.
Весьма важным интегрирующим фактором врамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостнойинфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем).Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает длякаждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективнойэксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единымтехнико-экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общаясистема подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики.Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления иразвития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.
Основополагающими правовыми документамиСНГ являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 г., Минск), подписанноеРоссией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991г., Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли еще 8 стран– Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан,Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединиласьГрузия. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ, содержащий основные направлениядеятельности Содружества, среди которых первоочередными являются: формированиеобщего экономического пространства на базе рыночных отношений, координациякредитно-финансовой и социальной политики, содействие развитиюторгово-экономических связей государств – членов, создание общего информационногопространства, осуществление совместных проектов и программ в области науки итехники, образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Правовой базой для развитияэкономических интеграционных связей в рамках СНГ стал Договор о созданииэкономического союза, подписанный 24 сентября 1993 г. Договор символизировалосознание необходимости интеграционного взаимодействия, потребности сделатьприоритетными экономические аспекты интеграции, получить реальные результаты,взаимные выгоды от тесного межгосударственного сотрудничества. Договором былопредусмотрено поэтапное углубление интеграции путем создания зоны свободнойторговли, таможенного поста, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочейсилы, валютного союза, что несомненно открывало широкие просторы для развитиямеждународного бизнеса.
Для реального функционированияЭкономического союза нужны конструктивные решения, обоснованная концепция егостроительства, которая была определена в перспективном плане интеграционногоразвития СНГ, принятом 21 октября 1884 г. В этом Плане предусматривалось какминимум восстановление прежних хозяйственных связей, а также формированиетаможенного и платежного союза
Высшими органами СНГ являются Совет главгосударств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входитрешение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересамигосударств- участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительнойвласти и экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводитчетыре заседания в год, СГГ – два.
К началу ХХIв. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числеорганизацию качественно новых экономических отношений между сувереннымигосударствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.
При эффективном развитии интеграции врамках СНГ международный бизнес может способствовать более быстрому ибезболезненному преодолению экономического кризиса, а также завоеванию СНГдостойного места в мировом сообществе и мировой экономике.
В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан)президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана былподписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества(ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационногооформления объединения пяти государств, но и основой перевода ихмежгосударственного сотрудничества на новый уровень. Целями ЕврАзЭСпровозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза иединого экономического пространства, реализация других задач, определенных вранее подписанных сторонами базовых документах.
Организационно-правовое оформлениеэкономического объединения пяти государств – участников СНГ полностьювписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коеймере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Болеетого, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономическоговзаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе.Являясь открытым объединением, Евразийское экономическое сообщество готово испособно сыграть роль катализатора и локомотива интеграционных процессов наэкономическом пространстве двух континентов – Европы и Азии, что откроет ещебольшие просторы для ведения международного бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеграция – это прежде всегомежгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а такжеформирование регионального хозяйственного комплекса со структурой ипропорциями, обращенными на потребности региона в целом. Этот процесс,освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальныхперегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечиваетрост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данногоинтеграционного объединения.
Интеграционный процесс по своей природеобъективен. Его главной целью является установление при активном содействии остороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономическихсвязей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичнымсоциально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процессапроисходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иноймере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных иинституциональных структур разных стран

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мировая экономика / Под ред. Л.Тарасевича. – С-Пб.: Питер 2001.
2. Мировая экономика имеждународный бизнес: учебник /кол.авт; под общ.ред д-ра экон. Наук., проф. В.В.Полякова и д-ра экон. Наук, проф. Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС,2006. – 656 с.
3. Спиридонов И.А. Мироваяэкономика.-М.: ИНФА, 2000