Содержание
Введение
Глава 1. Классические теории о сущности государства
1.1Предпосылки, понятие и сущность государства
1.2Классические теории о сущности государства
Глава2. Современные теории о сущности государства
2.1Либертарно — юридическая теория
2.2Патримониальная теория
2.3Патерналистская теория
2.4Теологическая теория в условиях современности
Заключение
Списокиспользуемых нормативно-правовых актов
Списокиспользуемой литературы
Введение
сущностьгосударство классическая современная теория
Тема моей курсовойработы – «Классические и современные теории о сущности государства». Я выбраладанную тему, потому что рассуждая о теориях происхождения государства, ястолкнусь с различными точками зрения и вариантами ответа на один и тот жевопрос.
Существует множествотеорий происхождения государства. Среди теоретиков государства никогда не былораньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов вотношении процесса происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядовобусловлен историческими особенностями развития общественного сознания иэкономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионовмира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставятперед собой, и другими причинами. Это вполне естественно и понятно, так как каждаяиз них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, нацийи других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной итой же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения иразвития государства и права.
В гносеологическомплане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует оботносительности человеческого познания, невозможности создания абсолютнойтеории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательнуюценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полномувоссозданию картины процесса происхождения государства.
Что же вообще такое «Теории происхождения государства»? Теории происхождения государства – этотеории, объясняющие смысл и характер изменений, условия причины возникновениягосударства. Теории происхождения государства входят в предмет исследованиянауки – теория государства и права. Теория государства и права – это единаянаука, дающая обобщенное представление о государственно – правовойдействительности.[1] Теориягосударства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебнойдисциплины. Их необходимо научиться различать друг от друга. Учебная дисциплинаосновывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебногопроцесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенныепрактические знания. Теория государства и права как учебная дисциплинапредставляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации,соответствующей конкретной учебной программе.
В своей работе я считаюнеобходимым раскрыть классические теории, такие как: теологическая,патриархальная, договорная, теория насилия, классовая, психологическая,органическая, ирригационная и современные теории: либертарно – юридическую,патримониальную, патерналистскую и теологическую теорию в условияхсовременности.
Предметами рассмотренияв моей курсовой работе выступают традиционные и современные теориипроисхождения государства, а также их особенности и объяснение, почему та илииная теория утопична.
Объектом моей работыбудет исследование, рассмотрение и анализ выбранных мною теорий.
Что же касаетсяметодов, используемых в моей курсовой работе, то это такие методы[2],как:
историзм(исторический подход позволяет рассматривать государственные и правовые явленияв развитии, позволяет определять основные этапы развития, позволяет вскрытьпричины их происхождения).
анализ(позволяет выявить структуру государства и права, систематизировать и уточнятьзнания и представления от исследуемых правовых явлений).
синтез(суть — в результате анализа различных свойств правовых явлений выбираетсяглавное целое).
метод сравнения(по средствам его исследуются аналогичные сходные институты несколькихгосударств и систем права).
гипотеза(научные предположение, выдвигаемое для объяснений какого-либо явления,требующего проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы статьнаучным открытием).
плюрализм(позволяет учитывать различные научные представления о возникновениигосударства и права).
Глава1Классические теории о сущности происхождения государства
1.1Предпосылки, понятие и сущность государства
Ряд ученых – мыслителейпридерживались различных точек зрения и выдвигали свои теории по изучениювопроса происхождения государства. Сформировалась целая плеяда философскихтеорий, каждая из которых имеет свои зерна, позитивные моменты, но вместе с темв них есть и слабые стороны, за которые можно критиковать ту или иную теорию.
Каждая из десятитеорий, которые я буду рассматривать в своей курсовой работе, утопична.
Но они являютсяобязательными по прохождению в дисциплине «Теория государства и права», поэтомук каждой теории я кратко расскажу, кто её основатель, когда она возникла,коротко её суть и почему та или иная теория не имела места быть, то есть былаутопична.
Но прежде чем говоритьо самих теориях государства надо сначала сказать, что такое государство,рассказать о его признаках и предпосылках его образования.
Государство[3]– это единая политическая организация общества, которая распространяет своювласть на все население в пределах территории страны, оно издает юридическиобязательные веления, которые называются нормы права, имеет специальныйаппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом[4].
Государство, на какойбы определенной ступени общественного развития оно не находилось, на болееранних или более поздних ступенях развития, всем государствам истории исовременности присущи общие признаки[5]:
1)Государство игосударственная власть распространяются на все население и в пределахопределенной территории. Территориальное разделение населения определяетсяпринадлежностью к определенному гражданству государства и установлениюпространственных пределов – государственной границы. Сама территория непорождает государства, она лишь образует пространство, в пределах которогогосударство распространяет свою власть.
2)Государстворасполагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения егонормальной жизнедеятельности. Например: армия, полиция, чиновники и т.д.
3)Государство обладаетсуверенитетом. Суверенитет – это такое свойство государственной власти, котороевыражается в верховенстве и независимости ветвей власти на всей территории, атак же в сфере межгосударственных отношений. Суверенитет бывает двух видов: суверенитетнарода – он означает его право самому решать свою судьбу, коренные вопросыгосударственного и общественного развития, формировать направление политикисвоего государства, состав государственных органов или контролироватьдеятельность этих органов. Национальный суверенитет – это право каждойнации, проживающей на территории данного государства в данном случае Федерациина самоопределение, выход из состава Федерации и образование самостоятельногогосударства.
4)Государствоорганизует общественную жизнь на правовых началах. Без права законодательствагосударство не в состоянии эффективно руководить обществом и принимать решение.
5)Легальность власти.Юридическое обоснование власти, т.е. официально власть закреплена в КонституцииРФ.
6)Легитимность власти.Качество взаимоотношения власти и подвластных, т.е. насколько интересы народавоплотились в решениях и действиях государственной власти.
Будучи главнойуправленческой силой общества, государство начинает все более превращаться ворган преодоления социальных противоречий, т.е. учета и координации интересовразличных групп населения. В деятельности государства на первый план начинаютвступать такие правовые институты как: разделение властей, верховенство закона,плюрализм мнений, высокая роль суда, преодоление социальных разногласий.
Существенно изменяетсяроль государства и на международной арене, которая требует взаимных уступок,разумных договоренностей, сохранение мира, предотвращение вооруженныхконфликтов. Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованноегосударство как социальное и правовое государство.
Каковы же былипредпосылки образования государства? Важную роль к формированию предпосылоквозникновения государства сыграло общественное разделение труда, котороевпоследствии дало толчок росту производительности труда. В этих условияхчеловек стал производить большее количество продуктов, чем необходимо ему дляжизни, в результате этого появился избыточный продукт, а это ведет квозникновению частной собственности. В результате появились богатые и бедные. Втаких экономических условиях был необходим властный орган, который смог быобеспечить преимущество интересов одних над другими. Такой организацией,выделившейся из общества и сосредоточившей власть в своих руках и сталогосударство.
1.2 Классические теориио сущности государства
Итак, одной издревнейших теорий происхождения государства была теологическая теория[6].Но наиболее широкое распространение она получила в эпоху Средневековья и быланаправлена на обоснование превосходства церковной власти на светской властью.Основоположником теологической теории государства считается Фома Аквинский, апозже у него были и сподвижники (Жорж Марител, Давид Мерсье…).
Согласно теологическимучениям, государство служило воплощением божественного провидения, и потомугосударственная власть вечна, и подчинение ей естественно. Правители действуютот имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законысоответствуют божественной справедливости. Начиная с IX-Xвв. формируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защитыхристианства Богом были даны два меча – церковный и светский. Оба онипередаются церкви, которая сохранив для себя духовный меч, светский передаламонарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимойвласти монарха, напротив, утверждали, что короли и цари получили свой мечнепосредственно от Бога.
Эта теория утопична,т.к. она не позволила определить и усовершенствовать форму государства,улучшить государственное устройство, поэтому эта теория недоказуема, т.к.построена на вере в Бога.
Патриархальная теория[7]–представители: Аристотель, Филлер, Михайловский. Эта теория трактуетпроисхождение государства как результат исторического разрастанияпатриархальной семьи. Люди – это существа коллективные, которые стремятся квзаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастаниесемьи в результате объединения людей приводит к образованию государства, авласть государя – это продолжение власти отца в семье, который выступаетнеограниченно. Как и в семье – отец, так и государь не выбирается, не смещаетсяподданными людьми, т.к. они все его дети. Положительными чертами патриархальнойтеории было то, что ее сторонники, в частности первый в России последовательпатриархальной теории, русский социолог Н.К.Михайловский, призывали устранятьиз жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. Аэто возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Утопия этой теории втом, что ее представители упрощают процесс происхождения государства и, по сути,заменяют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории как «отец»и «члены семьи» отождествляются понятиями «государь» и «подданные».
Согласно договорнойтеории[8] государствовозникло в результате заключения общественно договора. Люди договорились междусобой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей.Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства,породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условияхприродной стихии и окружения враждебными племенами.
Эта теория получилараспространение в XVII-XVIIIвв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс,Ж.-Ж. Руссо, А.Н.Радищев и др.
На основе этой теорииграждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, они имеют право на защитусвоей свободы, а в случае злоупотребления властью правителями граждане могутрасторгнуть договор с ними даже путем свержения.
Значение договорнойтеории в том, что она является крупным шагом вперед в познании сущностигосударства, т.к. она порывала с религиозными представителями о происхождениигосударственности, но слабым звеном этой теории являлась недооценка в происхождениигосударства таких объективных факторов как социально – экономические и военно-политическиефакторы.
Теория насилия[9]возниклав XIX-XXвв. её представителями были Каутский, Дюринг и Гумпилович.
Эта теория объясняетвозникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е.военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощьюнасилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственнуюорганизацию. Представитель теории насилия К.Каутский утверждал, что рабствовозникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племяпобежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племяработать на победителей, платить им дань или подати. Возникает и аппаратпринуждения для управления побежденными.Плюсы данной теории заключаютсяв том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновениянекоторых государства. Минусы в том, что кроме военно-политическихфакторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Эта теория также утопична, как и предыдущие.
Психологическая теория[10].Основоположники:Петрожицкий, Тарда, Фрейд. Суть данной теории заключается в том, что проявлениегосударственности связывали представители с особыми свойствами человеческойпсихики: потребность одних людей во власти над другими людьми, а у других – стремлениеподчиняться и подражать им. Именно из такой власти и возникает властьгосударственная.
В любом обществесуществуют лица, которые не согласны с властью и проявляют недовольство, а длятого, что бы удержать в повиновении личность и возникает для этого государство,т.е. по их мнению, государство – это продукт разрешения психологическихпротиворечий между активными личностями и пассивной массой людей.Плюсыданной теории заключаются в том, что психологические закономерности — важныйфактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы втом, что психологические свойства личности не могут являться причинамиобразования государства, т.к. психика человека формируется под влиянием внешних(социально-экономических факторов).
Психологическая теориятак же утопична, потому что она содержит некоторые негативные факторы, т.е. также не вскрывает объективные факторы.
В середине XIXв. возникла марксистская (классовая) теория[11].Её представили такие личности как: Маркс, Энгельс и Ленин. Основные постулатыэтой теории изложены в популярнейших работах К. Маркса Ф. Энгельса. Они впервыеобъясняли возникновение государства, основываясь на социально – экономическихпричинах: общественное разделение труда, появление прибавочного продукта ичастной собственности, а затем раскол общества на классы с противоположнымиэкономическими интересами – это объективный результат, в результате чего возникаетгосударство, т.е. сосредотачивает власть у экономически господствующейверхушки, располагающей специальными средствами подавления и управления, чтосдерживало бы противоборство этих классов.
Таким образом, сутьэтой теории в том, что государство зарождается в результате раскола общества наэкономически неравные классы.
Ярким представителем органическойтеории[12]был английский мыслитель XIXв. Г. Спенсер. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук ожизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом,тщательно выясняя их сходства и различия. Результатом такого сопоставлениястало обнаружение некоторых общих закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, чтообщество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, напримерпереходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, вобъединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен,города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобночеловеческому организму.
Касаясь вопросовпроисхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая,что в истории нет ни одного примера, где бы государство не возникло иначе, чемпри помощи насилия. Государство – результат завоевания и порабощения сильнымиплеменами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняетсяструктура общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой.Военизированное общество достигает единения на основе государства, власти,иерархической организации.
Ирригационную теорию[13]обосновал немецкий ученый К.Виттфогель. в своей работе «Восточный деспотизм» онобъясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантскихирригационных сооружений в засушливых районах. И действительно, в первыхгородах – государствах Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессысоздания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слойуправленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений,обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений идр. эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованногоуправления, распределения, учета и т.д.
Данная теория отражаланекоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но вдействительности процессы образования государства и ведения ирригационных работшли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именногосударство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, какстроительство оросительных систем.
Выводом по первой главеможно считать тот факт, что существует множество подходов к объяснению процессапроисхождения государства, которые основывались и основываются на одномопределяющем факторе. Но большинство современных ученых исходят из того, чтонельзя связывать возникновение государства с каким – то одним фактором, чтоименно комплекс причин, объективных процессов, происходивших в обществе,обусловил появление государственной организации.
Глава 2 Современныетеории о сущности государства
2.1 Либертарно — юридическая теория
Естественно в прошломбыло представлено много теорий о происхождении и сущности государства, ноученые – юристы не останавливались на достигнутом. В каждую временную эпоху илиособо значимый период времени человеческому обозреванию предоставлялись всеновые и новые теории о сущности и происхождении государства.
В 1990-2000 годахученые подтвердили новую теорию, которую назвали либертарно – юридической.Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют,развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанныесоставные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия,признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни.Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества идифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство,пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз ипредставляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного иинституционального признания, выражения и защиты этой свободы в видеправосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных ипублично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-историческийпрогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых игосударственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.
Причины и условия,породившие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.Возникновение права – весьма длительный процесс. Поначалу зарождались элементыправа, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения.
Право историческивозникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересыэкономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточнопосмотреть древнейшие правовые акты (ПА) рабовладельческой и феодальной эпох.
Возникновение права –следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, срегулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
На процессвозникновения права также оказывало влияние множество различных факторов,специфика географических, культурно – исторических и иных обстоятельств. Вчастности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, правовозникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесьвыступают нравственно — религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае,Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и так далее). В Европе жекроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственныхорганов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).
Возвращаясь кхарактеристике либертарно – юридической теории нельзя не вспомнить обопределении права и его признаков, потому что право является одной из основныххарактеристик этой теории, а вторую основную характеристику – государство – ярассмотрела в первой главе.
Право, как и государство,является продуктом общественного развития, юридически оно оформляется вгосударственно – организованном обществе.
Право[14] — в юридическом смысле это система общеобязательных формально определенныхюридических норм, которые выражают волю народа или общества в целом,устанавливаемое и обеспечиваемое государством.
Так же выделяютсяследующие признаки права[15]:
1) Нормативность, т.е. оно состоит изправил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормахправа (НП) закрепляются эталон, масштаб модель поведения, возможного и должногос точки зрения государства.
2) Общеобязательность, т.е. НП[16]обязательны для всех членов общества, и в случае их нарушения государство можетприменить принуждение.
3) Формальная определенность.Это означает, что НП всегда существуют в письменной форме и обязательнооблекаются в строго установленную форму – законов, указов, постановлений. Этиакты принимаются по определенной установленной процедуре, нарушение которойвлечет признание акта недействительным, т.е. не имеющим юридической силы.
4) Неперсонифицированность,т.е. отсутствие адресата. НП адресуются всем членам общества, а не отдельнымгражданам или организациям.
5) Правовыражает волю народа.
6) Правоустанавливается и обеспечивается государством.
2.2 Патримониальнаятеория
Втораясовременная теория о сущности и происхождении государства, которую я рассмотрюв своей курсовой работе, будет патримониальная теория[17].
Согласноданной теории государство произошло от права собственника на землю(патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется ина проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальныйсуверенитет.
С древнихвремен пошло так, что землей обладал не каждый, а только состоятельные люди.Земля покупалась сразу с людьми, проживающими и работающими на ней. И властьсобственника земли распространялась на «его рабов», т.е. крестьян. Крестьянебыли обязаны соблюдать, сохранять и чтить законы и значимые желания и повеленияих «хозяина», на чьей земле они проживали. Мнение низшего сословия неинтересовало высшие сословия, и не важно хотели ли крестьяне трудиться на этогофеодала, который их покупал, или не хотели. Исполнение воли «хозяина» необсуждалось и выполнялось беспрекословно.
За невыполнение приказаили его обсуждение, раба или крестьянина (в зависимости от страны, о которойбудет идти речь) могли забить камнями, лишить земли и места проживания. Всемизвестно, что на Руси крестьянские семьи имели много детей, и терять кормильцуработу никак было нельзя, поэтому крестьяне соглашались на любые условия,отношения и обращения которым они подвергались.
2.3 Патерналистскаятеория
Патерналистская теория[18]возникла от слова патер — отец. В этой теории имеет место прямое соотношениегосударства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сынаНеба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора властиглавы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по егомнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели,заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших поотношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли свое отражение врусской политической истории, традиционным компонентом которой стала верашироких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отцародного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения кгосударственной власти. Минусы в отрицании специфики государства игосударственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.
Суть даннойтеории похожа на патриархальную теорию, только в патриархальной теории государствотрактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятиегосударство не приравнивается к понятию семья. Полагаясь на Библию, Р.Филмерделает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества былпервым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленнойБогом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующиемонархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршейвласти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютнойвласти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования ибожественно установленной формы отцовской власти в государстве. А впатерналистской теории государство приравнивается к понятию «семья».
2.4Теологическая теория в условиях современности
Сходные мысли обожественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Мартен.Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовыхучений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именнов Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источникправа и государства. В настоящее время данная концепция представляетофициальную доктрину Ватикана.
В настоящее времятеологической теории придерживаются верующие в Бога люди. Атеисты же примуткакую угодно любую другую теорию только бы теологическую.
Служители церкви так жепридерживаются теологической теории[19], потомучто именно Бог сотворил землю, животных, растения и прочее, что населяет иобитает на «земле грешной».
Государство зародилосьпо велению Божьему, именно Бог дал нам законы – «заповеди Христовы». Есливникнуть в историю и проанализировать эти девять заповедей, то можно увидеть,что соблюдая эти заповеди, мы не будем нарушать свободу других граждан,причинять вред и боль людям, и все это сводится к тому, что Бог сотворилправовое государство, только управляет им не сам он, а человек, которого онпослал на землю для управления.
Какова же социальнаясущность правового государства? Социальная сущность правового государствасоставляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяетсвободных граждан. В центре внимания находится человек. Именно поэтому в1991году Верховным Советом РФ принимается Декларация прав и свобод человека игражданина.
Из этого можно сделатьвывод, что государство признает приоритет прав и свобод человек, что соблюдениеи защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанностьгосударства[20].
На долю правовогогосударства выпало много характеристик ученых -философов различных эпох[21].
Iпериод — Древние мыслители античности.
«Правовое государство –это наиболее разумная и справедливая форма общения людей, при которой законобязателен как для граждан, так и для самого государства. »
IIпериод — Период рождения феодализма.
« Цель правовогогосударства – обеспечение каждому свободного использования имущества ибезопасности. »
IIIпериод – Период ранних буржуазных революций[22].
Спиноза:
« Правовое государствомогущественно тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не толькосохранение его жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу. »
Локк:
«Задача правовогогосударства – обеспечить свободу каждого, следовать своему желанию во всехслучаях, когда это не запрещает закон. »
Монтескье:
«Свобода – есть праводелать все, что дозволено законом»
Кант:
«Правовоегосударство-это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. »
Гегель:
«правовое государство –наиболее современная организация общественной жизни, в которой все строится направовой основе. »
Итак, правовоегосударство в своей деятельности связано и ограничено правом, поскольку стоитпод правом, а не вне и не над ним.
Во второй главе ярассмотрела наиболее яркие современные теории о сущности государства.
На примерепатерналистской теории видно, что учения, мысли и выводы ученых прошлыхвременных лет оказывали огромное влияние на наших современников, которые жили вXX-XXIвеках.
Заключение
В своейкурсовой работе я рассмотрела такие теории, как: теологическая, патриархальная,договорная, теория насилия, психологическая, классовая, органическая,ирригационная, либертарно – юридическая, патримониальная, патерналистская итеологическая теория в условиях современности.
В каждойтеории кратко изложена ее суть, основоположник и его последователи, где этатеория имела свое зарождение и в какой исторический период.
Прежде чемговорить о самих теориях я дала определение государству, рассказала егопризнаки и причинный путь его формирования, потому что такое понятие как«государство» и понятие «право» имеют огромное значение, и они взаимосвязаны стеориями их сущности и происхождения.
Безгосударства и права не было бы никаких теорий, следовательно и не о чем было быписать курсовую работу.
Главнойзадачей курсовой работы было рассмотрение теорий. Именно эти задачи ипреследует данная работа. Она содержит основы теории государства и права спояснениями. В работе рассмотрены широкоизвестные теории и менее известные.
После каждойглавы приводится краткий вывод по написанному.
Помимотеоретических данных в моей работе представлены изречения философов – юристов ктой или иной теме или теории. Чтение лишь теоретических данных трудновоспринимается и понимается читателем и слушателем. Поэтому я затронула мнениясовременников, и язык, которым написана курсовая доступен для читателей различныхучебных заведений.
Не оспариваются имногие другие исторические факты, касающиеся сущности и происхождениягосударства. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет опричинах, условиях, теориях и характере происхождения государства. Надединством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
Такой плюрализмразличных мнений в основании и сущности государства вызван традициями ипочитаниями различных стран. Потому что идея той или иной теории о сущности ипроисхождения государства зависит не только от временных рамок, в которые онабыла осмыслена и выдвинута в свет, но и в зависимости от законов и порядка встране.
Любая наука стремитсянайти определенный способ, средства и классификации изучаемых ею явлений,которые могли бы позволить свести все многообразие к определенному единству ивыявить закономерности.
Но все же в некоторыхстранах, как мне кажется, имеет место быть лишь одна теория. Я имею ввидумусульманские страны. Главный признак этих стран – Бог, поэтому юридическиепредписания даны раз и навсегда и в них нужно верить и строго соблюдать.Источником религиозно – нравственных норм и ценностей является Коран.
Коран[23]– это священное писание мусульман, он состоит из текстов поучений,произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекке и Медине в 610 – 632 гг.Полный текст Корана впервые был записан при третьем преемнике Мухаммеда (главывсех мусульман) халифе Османе (644-656). Коран состоит из 114 глав (сур),разделенных на отдельные стихи (аяты). Согласно мусульманской традиции, текстКорана был продиктован пророку Мухаммеду ангелом Джабраилом. Все земные текстыКорана являются копиями его небесного оригинала, хранящегося возле трона самогоАллаха.
Итак, выводом из этогоследует, что мусульманские страны принимают лишь одну теорию о сущности ипроисхождении государства – теологическую.
Зато в России и Европепризнаны сразу все теории, которые перечислены в моей работе и у каждой теорииесть свои последователи, которые продвигают ту теорию, которая им ближе.
Я уверена, что философы– юристы не остановятся на достигнутом, и в последующих годах будут развиватьуже имеющиеся теории и издавать новые теории. В каждой из них будут свои минусыи плюсы, правда и неправда, но все равно, каждая теория будет утопична, потомучто никому не было известно, не известно сейчас и вряд ли будет известно вбудущем что именно дало толчок к образованию государства и права, и развитию ихсущности.
Людям остается лишьгадать, какая из утвержденных или утверждающихся теорий близка к истине.
Я считаю, что тематиканаписанной мною курсовой работы достаточно интересна и просто необходимо былораскрыть эту тему, с помощью исторического и анализирующего метода.
Существуют и иные,менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендоватьна абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определеннойступенькой к познанию истины.
Литература
Списокиспользуемых нормативно-правовых актов
1. КонституцияРФ от 12.12.1993 г.
Списокиспользуемой литературы
1. БалязинВ. Мудрость тысячелетий/Энциклопедия. М.// РООСА,2006г.
2. ВолодихинД. и Хлебалина Е. Универсальная школьная энциклопедия в 2т./ М.: Аванта+.2003г.
3. КудиновО.А.Теория государства и права: Учебник/– 2-е изд., перераб. и доп. – М:«Ось-89», 2008г.
4. ЛазаревВ.В. Общая теория государства и права/2-е изд. исправ. М., 2001г.
5. МалькоА.В. Теория государства и права: Учебник/– М.: Юристъ,2000
6. МарченкоМ.Н. Общая теория государства и права/ Академический курс исправ. в 2т./ М.,2002г. Т.1 гл. 7
7. НерсесянцВ.С. Общая теория государства и права: Учебник/. –М.://ИНФРА 2004г.
8. СмоленскийМ.Б.Основы права: Учебное пособие/– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови К»; 2007г.