Иконография Богоматери Скоропослушница из Воскресенского Новодевичьего монастыря

Фролова Ю. В.
Образ «Скоропослушницы» Новодевичьего монастыря является списком чудотворной афонской иконы. Многочисленные копии святыни из монастыря Дохиар появляются в русских храмах в 19 веке и происходят из Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне.2
Живопись иконы Новодевичьего монастыря свидетельствует о том, что скорее всего она была выполнена в первой половине – середине 19 века. Конечно, иконописание 19 века во многом утрачивает образно-символическое содержание византийского времени. На древних греческих иконах мы не встретим на голове Богоматери короны, как явного указания на то, что перед нами Царица Небесная. Цвет одеяний Христа и Богоматери, также утрачивает свое символическое и богословское значение. Лики исполнены скорее, как лица земных персонажей.
Вместе с тем, несмотря на позднее время написания иконы, она во многом сохраняет то богословское содержание, присущее древнему образцу, дохиарской иконе 10 века, к которой восходит образ из Новодевичьего монастыря.
Икона Богоматери «Скоропослушницы» принадлежит к самому торжественному, иератическому типу – «Одигитрии». Перед нами наиболее распространенная композиция. Младенец Христос держит в левой руке свернутый свиток, а правой – благословляет. Богоматерь изображена с легким наклоном головы, чуть повернутой вправо к Младенцу и поддерживающей Его левой рукой.
Десница Богоматери довольно высоко поднята и указывает на Христа, как истинный путь спасения. Такое положение правой руки Богоматери не характерно для других списков икон, принадлежащих к типу «Одигитрии». Богоматерь как бы вкладывает свою руку в благословляющую десницу Христа, едва не касаясь ее.
Эта необычная особенность жеста Богоматери, по-видимому, отражает то скорое моление, «скорое услышание» о котором говорит название иконы.  Необычно и положение ног Богомладенца: они скрещены и напоминают нам о Христе, как о закланном Божественном Агнце, принесенном в жертву за грехи человечества. Таким образом, Христос предстает на иконе и как Архиерей (на что указывает Его одеяния и благословляющая десница), приносящий жертву, и в то же время Сам является той Жертвой, приносимой за падший человеческий род. Список литературы
Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне. /Сост. О.В. Орлова – М.,1997 – С.42
«О Тебе радуется». Чудотворные иконы Божией Матери. / Сост. Н.Дмитриева – М.,2004 – С.321.