Особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной школе

Содержание
Введение
Глава 1. Воспитательная деятельность какособый вид педагогической деятельности
1.1 Природа и специфика воспитательнойдеятельности
1.2 Функционально-деятельностныехарактеристики воспитательной деятельности
Глава 2. Содержание воспитательнойдеятельности педагога в современной теории воспитания
2.1 Структура содержания воспитательнойдеятельности
2.2 Критерии эффективности и показателиуспешности воспитательной деятельности педагога
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Никогдане устареют слова А. Макаренко «Дети — это наша старость. Правильноевоспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущеегоре, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение— важнейшая составляющая общественного развития.
Наиболееактивный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложныхусловиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционныхценностей. Социально-экономические процессы характеризуются падением темповпромышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества,ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры,образования. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинствароссийских семей. Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей,лишившихся родительского попечения, постоянно увеличивается. Неблагоприятнойостается динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания,алкоголизм, преступность, в том числе и в детской среде. Ослаблена роль семьикак гаранта экономической безопасности и развития детей.
Глубокиеизменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и воспитание,которое переживает серьезный кризис, выражающийся не только вматериально-финансовом оскуднении, но и в неопределенности его целей исодержания.
Вэтих сложных условиях система образования была и остается одним из основных социальныхинститутов, обеспечивающих воспитательный процесс, объединяющих усилия всехтех, кто неравнодушен к проблемам детства.
Воспитаниесегодня должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, постояннооживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни. Оно должно даватьверу в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающие выносить возможныенеудачи, кризисы и конфликтные ситуации. Важно помочь каждому ребенку научитьсяделать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которымируководствуются школа в широком понимании этого слова и общества.
Воспитаниепредстает перед педагогами как сущностное содержание их педагогическойдеятельности. Поэтому актуальным является исследование содержаниявоспитательной деятельности педагога на современном этапе.
Цельработы – определить особенности содержания воспитательной деятельности педагогав современной профессиональной школе.
Объектисследования – профессионально-педагогическая деятельность.
Предметисследования – особенности профессионально-педагогической деятельности всовременной школе.
Исходяиз цели исследования, были поставлены следующие задачи:
— изучить литературу по проблеме исследования;
— рассмотреть природу и специфику воспитательной деятельности;
— описать основные функционально-деятельностные характеристики воспитательнойдеятельности педагога.

Глава1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
1.1Природа и специфика воспитательной деятельности
ВПедагогической энциклопедии воспитание определяется как целенаправленнаядеятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядови убеждений или в еще более локальном значении – решение какой-либо конкретнойвоспитательной задачи [2].
Любуюпедагогическую деятельность характеризуют:
— представление о предмете, устанавливающее границы ее применения в сфереобразования;
— наличие специфических субъектов деятельности, т.е. инициаторов активностиименно данного рода;
— особые деятельностные механизмы (операции), обеспечивающие то или иное влияниена человека;
— специфика результата, который не может быть получен с помощью других видовпрофессиональной активности.
Чтоже придает деятельности педагога воспитательное качество? Что отличаетвоспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Преждевсего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что онаодновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовнойсфере человеческой жизни.
Вдуховной деятельности взгляд человека направлен на проблемы бытия,существования и сущности. Духовная деятельность не имеет предметного,материализованного результата. Ее продукты специфичны. Это ценности, смыслы,принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они неосязаемы, но могутвосприниматься другими людьми и оказывать на них влияние. Воспитательнаядеятельность связана с преобразованием духовной сферы человека и условий еговзаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Благодаря этому онаопосредованно способна влиять на изменение способа жизнедеятельности.
Характеризуяособенности воспитательной деятельности, некоторые исследователи указывают, чтоона обладает признаками метадеятельности [2.;44].
Ю.Н.Кулюткинобъясняет это тем, что воспитание – это деятельность, направленная наорганизацию других видов деятельности [5;7]. Воспитывать можно с одинаковымуспехом через труд, учение, общение, художественное творчество, спорт и т.д. Ноне существует воспитания в чистом виде. Организуя в воспитатательных целяхразличные виды деятельности и общения воспитанников, педагог как бынадстраивает над ними (встраивает в них) воспитательные отношения.
Воспитаниекак метадеятельность (надпредметная деятельность), в частности, направлено наупорядочение активности человека, связанной с преобразованием своейценностно-смысловой сферы. Так, В.В.Сериков в понятие «метадеятельность»вкладывает личностное функционирование индивида. Он считает, что человек «долженовладеть опытом быть личностью, опытом выполнения специфических личностныхфункций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации,социальной ответственности и др.) [9;40].
Изметаприроды вытекает свойство универсальности воспитательной деятельности,которая может осуществляться в любое время и в любой точке пространства,возникающего между людьми. Поэтому воспитание в семье, воспитывающее обучение,досуговая деятельность, свободное общение содержат в себе человекосозидающийпотенциал. Дом, школа, клуб, оздоровительный лагерь, двор с одинаковым успехоммогут стать местом для воспитания.
И.Д.Демакованазывает воспитательной такую деятельность, „которая обеспечиваетпозитивные процессы, качественные изменения ребенка со знаком “плюс»[2;44].
Воспитательнаядеятельность как особый вид педагогической деятельности осуществляетсяпедагогом в системе педагогических отношений и направлена на:
— совершенствование людей и отношений между людьми;
— создание благоприятных условий для развития личности;
— среду обитания;
— микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.
Такимобразом, под воспитательной деятельностью можно понимать деятельность,направленную на создание условий успешного развития личности ребенка.
1.2Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельностипедагога
Воспитательнаядеятельность имеет ряд функционально-деятельностных характеристик. Среди нихможно выделить цели, приоритеты, функции воспитательной деятельности, ее психологическиеособенности.
Целивоспитательной деятельности педагога
Висследованиях последних лет подчеркивается, что вопрос о цели деятельностиучителя — кардинальный вопрос педагогической теории и практики. В своейконцепции профессиональной педагогической деятельности В.А.Сластенин, вслед заА.Н. Леонтьевым, рассматривает цель как системообразуюшую характеристику [3]. Вего концепции особо выделяется стратегическая цель, в качестве которойпредлагается идея о развитии личности в гармонии с собой и социумом. При этомцель рассматривается не как догма, а как динамичное и открытое образование.
ПоВ.А. Сластенину, основной единицей, с помощью которой можно судить опрофессиональной деятельности учителя, является педагогическое действие какединство цели и содержания.
Говоряо специфике деятельности учителя-воспитателя, В.А. Сластенин подчеркивает, чтоэта деятельность по своей природе «есть не что иное, как процесс решениянеисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней» [3].
Вклассификации основных видов педагогической деятельности В.А.Сластенин рассматривает«воспитательную работу», которую он характеризует как педагогическуюдеятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управлениеразнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задачгармоничного развития личности. Весьма важно то обстоятельство, чтопреподавание автор также рассматривает как воспитательную деятельность, смысломкоторой является управление познавательной деятельностью школьников, что позволяетсделать вывод о тождественности воспитательной и педагогической деятельностей [3].
Выражаясьобразно, автор подводит итог: «Целостный педагогический процесс в егосодержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слить: „воспитывающееобучение“ и „обучающее воспитание“. Сравнивая преподавание ивоспитание как два вида педагогической деятельности, В.А. Сластенинподчеркивает, что воспитательная работа, осуществляемая в рамках любойорганизационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо цельнедостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. Ввоспитательной работе, пишет автор, можно предусмотреть лишь последовательноерешение конкретных задач, ориентированных на цель. При этом важнейшим критериемэффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения всознании воспитаннике; проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении идеятельности [3].
Подчеркивается,что успехи воспитательной деятельности связаны прежде всего с тем, наскольковладеет педагог умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей,создавать атмосферу творчества, групповой ответственности и заинтересованностив успехах товарищей. Это говорит о том, резюмирует автор, что непреподавательские умения, а умения в воспитательной работе являются первичнымив содержании профессиональной готовности (деятельности) педагога.
Приоритетывоспитательной деятельности педагога
Выборприоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеетстратегическое значение. Заметим, что эта проблема в теории воспитанияисследована мало, поэтому так ценны идеи К. Роджерса о том, что личностьребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы;что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое ибудущее; что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания; чтопонимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления.Внутренняя направленность педагога на развитее ребенка, на его ценности,выборы, приоритеты, подчеркивает Роджерс, всегда важнее, чем любыепедагогические декларации и инструкции. Приоритетны в гуманистическойпедагогике оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив. „Человек,— писал Роджерс, — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурсразвития человека заложен в нем самом“. Педагога, который следует этимидеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает „трудную работуроста“, К. Роджерс назвал „фасилитатор“[3].
Фасилитаторскуюдеятельность, таким образом, мы рассматриваем как приоритет воспитательнойдеятельности, направленной на гуманизацию пространства детства.Педагог-фасилитатор естествен, открыт для общения, для диалога, он относится ксвоим ученикам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников,ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.
Приоритетнымв воспитательной деятельности в условиях обновившегося общества и его новойсистемы образования становится самоопределение педагога не столько посоциальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано сновизной отношения педагога к себе как целостной системе.
Л.Н.Куликоваподчеркивает, что сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональнаядеятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а нечерез их „пригибание под нормы“ [3]. Следствием этого пониманиястановится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей егоиндивидуальности; что в современных условиях вербальное „воздействие“практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственнымикачествами педагога, его духовной зрелостью. Автор подчеркивает, что было быутопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания,но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретаетвлиятельность неформального лидера. Обобщая сказанное, можно утверждать, чтопоявление в современной школе учителя-фасилитатора как ключевой фигурыгуманистического образования исторически, социально и личностно обусловлено.
Овладениефасилитаторской деятельностью как приоритетной — непростая задача для педагога.Она вступает в соревнование с другими приоритетами: ценностьконкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности техническойподготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условияуспешной адаптации в современном мире.
Ученыеподмечают, что постепенно становится понятным, что подлинным стержнемжизнеспособности человека в гуманизирущемся обществе может быть только егоспособность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихсяусловиях, духовному самоукреплению на этой основе. Именно эта способностьвыступает приоритетной ценностью общества, личности каждого воспитанника школыи, следовательно, становится главней ценностью педагогической деятельности. Вэтих условиях приоритетным становится личностный характер общения педагога сребенком. Педагог-фасилитатор проявляет в процессе взаимодействия с детьми всюглубину личностного в себе, опирается на свое гуманистическое внутреннееобразование — положительное мировосприятие, отношение к детству каксамоценности.
Исходяиз самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей,педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия,жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознаниеэкзистенциальной неповторимости каждого человека, демонстрируетконструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности засвою деятельность.
Всложных условиях современного бытия педагог-фасилитатор стремится создатьподдерживающие условия для развития ребенка, не оправдывая себя заранееподобранными примерами возможных неудач. Он открыт для сопереживания ребенку иоткрыто выражает собственные чувства.
Педагог-фасилитаторне способен принять традиционную модель детской судьбы, предопределяемоймногими педагогами старого типа как жертвенность и самоограничение в настоящемво имя неопределенного будущего. Он сам живет настоящим и помогает детям житьнастоящим, исповедуя принцип Роджерса: „Настоящее важнее прошлого ибудущего“.
Обобщаярезультаты многочисленных исследований на эту тему, С.Л. Братченко вводитпонятие „фасилитативная способность педагога“, которое онрассматривает как сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусствапонимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства бытьсамим собой [3].
Сказанноепозволяет нам сделать стратегический вывод: фасилитаторскую деятельность можнорассматривать как новую культуру педагогической деятельности — гуманитарнуюкультуру.
Функциивоспитательной деятельности педагога
Функциипедагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются оттрадиционных функций педагога как субъекта воспитательной работы:
•если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавания иобучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детейв школе и в системе дополнительного образования (в кружках, студиях, секциях,клубах, детских объединениях, лагерях отдыха и т. д.), то воспитательнаядеятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяяее идеологию, стратегию и тактику;
•если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогическихзадач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ееэффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательнаядеятельность является концептуальной основой системы педагогическойдеятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями вразвитии детей, их личностном росте;
•если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеетинвариантные характеристики.
Инойхарактер в условиях современной школы приобретает организаторская функцияучителя: если в массовой практике он традиционно был организатором „воспитательныхмероприятий“: сценаристом, режиссером, распорядителем в ученическомсообществе, то сегодня эта сфера деятельности, хотя и остается, но учитель вней выполняет другую роль — он организует „внутреннюю“ сторону жизникласса, школы, пробуждая коллективную рефлексию, поощрение, вызывая рождение „внутреннеговоспитательного пространства“ как жизненной философии детей. Педагог вэтих условиях становится харизматическим лидером. Исследователи подчеркиваютэтическую сторону связей педагога с детьми: чем большим доверием со стороныдетей он пользуется, тем опаснее для них его педагогические ошибки, а значит,тем выше его личная ответственность за результаты воспитания.
Вусловиях современной школы изменяется смысл управленческой функции педагога: отпрямых распоряжений, внедрения норм и требований как основы авторитарногоуправления он переходит к обеспечению самоорганизации, самоуправления,самодеятельности детей. Педагогическая ценность самодеятельности, какпоказывает опыт лучших педагогов, не в том, чтобы научить детей „подчинятьсяи властвовать“, а в том, чтобы обеспечить творческое саморазвитие ребенка.
Насовременном этапе развития образования, в условиях его гуманизации можновыделить следующие функции педагога: понимание ребенка, помощь ребенку и егоподдержка в процессе развития, защита интересов ребенка (педагог как адвокатребенка в пространстве детства), мягкое недирективное управление процессомразвития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста,организация разнообразной деятельности детей.
Психологическиехарактеристики воспитательной деятельности педагога
Вкачестве основных психологических характеристик воспитательной деятельностиисследователи, опираясь на гуманизм, как ключевую идею концепций новоговоспитания, рассматривают: эмпатию, принятие, конгруэнтность, креативность,суггестивность и способность к рефлексии [3;143].
Педагогическаяэмпатия — это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого егопереживания независимо от способа выражения. Эмпатичный педагог не стыдитребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ребенкусвободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций,будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенкасилу, станет источником его невротизации. Эмпатия педагога — это умениевыразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им.Безусловно принимая ребенка, педагог стремится создать отношения принятия вовсем воспитательном пространстве, создавая особый психологический климатпринятия каждым каждого. Педагог достигает этого не путем навязывания детямсвоих мыслей и чувств, не через заигрывание с ними, а путем глубокого изученияих мыслей и чувств, тем стремления быть самим собой, открыто высказывать своеотношение детям. Эмпатичный педагог в педагогических отношениях с детьмимобилизует не только сознание, но и бессознательное, незамедлительноэмоционально откликаясь на их переживания, умеет со-чувствовать, со-страдать,со-действовать, вызывая так необходимое ребенку развитие его собственнойэмпатийности.
Установитьэмпатийные отношения с ребенком, предпринять шаги по установлению взаимнойоткрытости, взаимопонимания, терпеливо и неспешно искать общие смыслы, оказатьподдержку и проявлять веру в ребенка в самых иных ситуациях, даже если они, каккажется, показывают его с нелестной стороны, внести мир в его душу, объяснитьему его самого, не давить на ребенка, а снимать излишнее психологическоенапряжение — эти действия доброй воли со стороны педагога если и не сразу, товсе равно обязательно помогут ребенку смягчить душу, поверить взросломучеловеку, обрести надежду на благоприятное изменение своей судьбы.
Одновременноэмпатию рассматривают и как самый тонкий и сложный способ познания ребенка,который реализуется в процессе вхождения взрослого в личностный мир ребенка ипребывание в нем „как дома“. Эмпатия — это постояннаячувствительность к меняющимся переживаниям детей, умение прожить свою „временную жизнь“ в жизни ребенка, деликатное пребывание в этой жизни безоценивания и осуждения, с частым обращением к детям для проверки своихвпечатлений и внимательным прислушиванием к их ответам.
Важнейшаяхарактеристика воспитательной деятельности педагога — принятие. Под принятием вгуманистической психологии понимается безусловное принятие. Для пониманияпедагогических смыслов принятия важна идея К.Роджерса о том, что принятиедругого человека не есть любовь и уважение к нему. Принятие есть твердаяуверенность в том, что любой человек, независимо от расы, национальности,политических убеждений, привычек поведения, имеет право жить на Земле, и никтоне имеет права его уничтожить., К.Роджерс подчеркивал и доказал это собственнымпримером, что абсолютному принятию другого человека надо учиться, что оно —удел гениев, что обычный человек может лишь стремиться расширить свое принятие.Психологи заметили еще одну важную для педагогики особенность: безусловно принимаетдругого человека тот, кто сам был в детстве принят безусловно. Безусловное принятие,подчеркивается в психологической литературе, рождает чудо самопринятия.Последнее чрезвычайно важно, ибо именно с этого момента начинается „личностныйрост“ ребенка.
Ещеодна психологическая характеристика воспитательной деятельности педагога —конгруэнтность. Конгруэнтность понимается как полное соответствие самому себе,гармония в самопроявлении, в том числе профессиональном. Не менее значима „прозрачность“педагога для детей, ясность для них eгозамыслов и действий, восприятие его детьми как „безопасного“человека. Это качество педагогической деятельности в известной мере обусловленособственным детством педагога, его воспитанием, в то же время оно может бытьсознательно развито им как выражение его спонтанности и подлинной любви к детям.Именно открытость учителя лежит в основе создания им помогающих отношений»с детьми. Открытость проявляется в интеллектуальной сфере, в готовностиобсуждать с коллегами и воспитанниками любые проблемы. Снять скрытость вотношениях с ребенком, отказаться от «дистанции»помочь ребенку понятьсебя, сделать свое поведение доступным для осмысления ребенка, говорить сдетьми доверительно, дать им возможность задать вопросы, откровеннообъясниться, вместе поразмышлять — именно так снимает неопределенность отношений,устанавливаются более глубокие контакты.
Важнойхарактеристикой воспитательной деятельности является креативность — способностьпедагога к творчеству, которое трактуется как способность проникнуть в мирребенка, максимально высоко оценить его возможное— и способности. Креативностьпедагога проявится прежде всего именно в его эмпатии и в принятии каждогоребенка. Креативность проявляется и в том, что творческий педагог всегдастремится воспитать творческого ребенка. В психологической литературе подчеркивается,что решение этой задачи возможно при условии психологической свободы ипсихологической безопасности ребенка, а такое состояние, в свою очередь,достигается при условии, если педагог отказывается от постоянного внешнегооценивания ребенка, которое всегда воспринимается ребенком как угроза иприводит к защитной реакции [4].
Однойиз инвариантных характеристик воспитательной деятельности педагога являетсясуггестивность — способность педагога воздействовать на эмоциональную сферуребенка. Такое воздействие возникает, если педагог умеет создать благоприятнуюдля самочувствия и настроения детей эмоциональную атмосферу, доброжелательныймикроклимат, необходимый для общения. В этих благоприятных условиях педагогвоздействует на детей собой, естественностью своего поведения и прежде всегоумением радоваться жизни, смеяться, грустить и т. д.
Инвариантнойхарактеристикой воспитательной деятельности педагога является его способностьпомочь детям в осмыслении того, что происходит с ними в процессе их жизнедеятельности— в развитии рефлексии. В процессе рефлексии педагог пробует, по образномувыражению Ю. Лотмана, остановить ситуацию, как стоп-кадр, во времени ипространстве и всесторонне ее проанализировать [3;145].

Глава2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теориивоспитания
2.1Структура содержания воспитательной деятельности
Содержаниевоспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогическойтеории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитанияпредставлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагогаявляется изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития исамовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей;педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия егодетским сообществом.
Изучениеребенка
Изучениеребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследованияфизического состояния и духовного развития детей и определение на этой основерациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным длягуманистического воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенкав его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомитсяс каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурнойсреды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается ввоспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод,который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка,анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми вих свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательнуюдеятельность с исследовательской.
Втеории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательскойдеятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет обинтересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении егосамоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное,об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип висследовании — отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможнолишь с его собственным опытом прежних лет [3;140].
Созданиеусловий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельностипедагога
Нарубеже XIX—XX веков была признана ценность личности ребенка. Педагоги-гуманистысогласились с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека — этореализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, призналиуникальность ребенка, радовались его непохожести на других детей, стремилисьсоздать условия для реализации этой непохожести — уважили ребенка. Такимобразом, в XX веке уважение к ребенку стало одним из принципов воспитания.Подчеркивалось, что уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оноявляется основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержаниемвоспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условийдля целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение внем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам являетсякак творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств [3].
Важнаяидея теории гуманистического воспитания, помогающая педагогу глубже понятьребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогатьразвивать духовный потенциал, не глушить «сырой материал личности» иесть создание условий самореализации ребенка.
Организацияактивной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество XX век привнес впедагогику интерес к активной деятельности ребенка. Активность ребенкарассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, егодарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активностьрассматривали как жизненную потребность ребенка и показатель его достижений. Инаконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности,воззрений, приобретенных самостоятельно.
Впедагогических исследованиях отмечалось, что активность ребенка не может бытьсформирована в условиях автократической педагогики, она не совмещается ни счрезмерной опекой взрослого, ни с излишним вмешательством взрослых в содержаниежизни детей. Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу впостепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно совзрослыми, в их самодеятельность; дисциплину — в самодисциплину. Таким образом,активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а с другойстороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности,направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку встроительстве собственной личности посредством созидательной деятельности.Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общениядетей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры,театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки ит. д. — педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опытпоказывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов,предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.
Педагогическиеусловия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах
Однойиз главных тенденций развития гуманистического воспитания в педагогике XX векабыла тенденция к разрешению противоречия между личностью ребенка и детскимсообществом, стремление к утверждению самочувствия защищенности ребенка всистеме межличностных отношений. Большинству педагогов-гуманистов удалосьсоздать детские сообщества, в которых обеспечивалось развитие уникальностикаждого ребенка — члена коллектива, соблюдалось право ребенка на уважение,формировалось чувство собственного достоинства детей. Гуманизация воспитания связываласьс процессом социализации личности, наиболее эффективной средой для которойявляется детское общество. Процесс социализации в трактовке педагогов-гуманистовозначает недопустимость неоправданного подавления активности личности,навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида.Гуманизацию социализации они рассматривают как процесс поддержания оптимальногодля развития личности состояния среды. Существенным фактором самореализацииребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности иличного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социальногочувства. В решения этой задачи особое значение они придавали детскомуколлективу. Решающее значение для свободного, уверенного самочувствия детей вколлективе педагоги-гуманисты придавали детскому самоуправлению и здоровому общественномумнению, в котором видели регулятор внутриколлективных отношений. В то же времяподчеркивалось, что средствами коллективного воздействия надо пользоватьсявесьма осторожно, только в случае, если в них есть крайняя необходимость. Основнымиусловиями формирования гуманистических отношений в детском коллективе являются:самореализация ребенка. в разнообразной деятельности; самопознание детей —членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическимсодержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношенийи прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детскогоучреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенкаэмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантиизащищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законахравноправия.

2.2Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельностипедагога
Определениекритериев эффективности воспитательной деятельности педагогов — сложная задача,ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткиекритерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что неполучилось в его работе. К сожалению, до сих пор интуиция педагога, его чувстване принимаются в качестве объективных критериев эффективности его деятельности.
Важнымикритериями эффективности воспитательной деятельности является личностный росткаждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится наоснове его положительной самооценки, которую можно считать главным критериемэффективности воспитательной деятельности.
Впоследние годы разработаны новые критерии эффективности воспитательнойдеятельности. Речь идет о гуманитарной экспертизе, суть которой заключается ввыявлении «человеческих» результатов педагогической деятельности наосновании взгляда на ребенка педагога как человека опытного, квалифицированногоспециалиста, человека с развитой интуицией [3].
Вопросо показателях успешности воспитательной деятельности педагога сложен:результаты воспитания отдалены во времени и неявны. Трудно точно установить,являются ли те или иные поступки детей результатом воспитательной деятельности,или они есть результат всей совокупности влияний на ребенка семьи и товарищей.Однако для педагога очень важна оценка его труда, для чего нужны показатели, спомощью которых можно замерять динамику изменений в поведении детей и в системеих отношений.
Втечение последнего десятилетия российские педагоги имели возможностьпознакомиться с подходом к решению этой проблемы в других странах. Так,например, известный американский педагог Артур Эллис пишет, что в качествепоказателей успешности он склонен рассматривать оптимизм выпускников школ, ихактивность во всех делах, самодисциплину, плюрализм, достоинство и стремление совершенствоваться.Другой американский ученый, представитель консервативного направления развитияобразования Уильям Бэгли, утверждает, что показателем успешности педагогическойдеятельности является жизнь школы, которая должна быть примером и идеаломсотрудничества, бодрости, верности долгу и истине, мужества и упорства передлицом разочарования, настойчивых усилий по решению стоящих задач и выполненияих как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за когочеловек несет ответственность, готовности не прятаться перед лицом фактов,ясного и честного размышления [3].
Вотечественной педагогике показатели успешности, как правило, связываются спродолжением учениками образования, их долголетней дружбой с педагогами послеокончания школы, прочностью дружеских связей с однокласниками и т.п. В качествепоказателей успешной личностно-ориентированной воспитательной деятельностипедагогов рассматривают физическое здоровье ребенка, его психическоеравновесие, высокую и адекватную самооценку, осознание выпускником школьных леткак события в жизни, уж успешное и радостное начало биографии. Высшим жерезультатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка,его стремление к свободе и способность сочувствовать людям.

Заключение
Проблемаразвития воспитания, несомненно, заслуживает самого пристального рассмотрения,так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирахнашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны,корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданскомстановлении подрастающего поколения.
Воспитательнаядеятельность современной школы основывается на принципах гуманистическоговоспитания, предполагающих центральным объектом воспитания человека какнаивысшую ценность.
Подвоспитательной деятельностью педагога понимается деятельность, направленная насоздание условий успешного развития личности ребенка.
Вкачестве основных функционально-деятельностных характеристик воспитательнойдеятельности мы рассмотрели цели, приоритеты, функции и психологическиеособенности воспитательной деятельности.
Воспитательнаядеятельность, осуществляемая педагогом, не преследует прямого достижения цели,ибо цель недостижима в ограниченные временными рамками организационной формысроки. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являютсяпозитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональныхреакциях, поведении и деятельности.
Важнейшимприоритетом воспитательной деятельности педагога в современной школе являетсяличностный характер общения педагога с ребенком.
Основнымифункциями воспитательной деятельности являются: понимание ребенка, помощьребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка, мягкоенедирективное управление процессом развития личности ребенка, культурноевлияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразнойдеятельности детей.
Вкачестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности мырассмотрели эмпатию, принятие. Конгруэнтность. Креативность, суггестивность испособность к рефлексии.
Вструктуру содержания воспитательной деятельности входит изучение ребенка,создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания, организацияактивной и творческой жизнедеятельности детей, педагогическое обеспечениекомфортного самочувствия ребенка, принятие его детским сообществом.
Основнымикритериями эффективности воспитательной деятельности является личностный росткаждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, строящаяся на основеего положительной самооценки.

Списокиспользованной литературы
1.   БайбородоваЛ.В. Воспитательный процесс в современной школе.- Ярославль: Изд-во ЯГПУим.К.Д.Ушинского, 1997.- 380с.
2.   Воспитательнаядеятельность педагога /Под общ.ред.В.А.Сластенина.- М.: Академия, 2005.- 336с.
3.   ДемаковаИ.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельностипедагога //Воспитать человека: Сб-к нормативно-правовых, научно-методических,организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М.:Вентана-Граф, 2002.- 384с.
4.   КсензоваГ.Ю.Психологические основы воспитательной деятельности учителя.- Тверь:Твер.гос.ун-т, 2001.- 401с.
5.   КулюткинЮ.Н. Творческая направленность деятельности педагога: Сб-к научных трудов.- Л.:НИИ ООВ, 1978.- 102с.
6.   МаленковаЛ.И. Воспитание в современной школе.- М.: Пед. общ-во России, 1999.- 300с.
7.   Методология,теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Подред.Л.И.Новиковой.- М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996.- с. 6-11
8.   РожковМ.И. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Владос, 2000.- 256с.
9.   СериковВ.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогическихсистем.- М.: Логос, 1999.- 271с.
10. ЩурковаН.Е. Новое воспитание.- Педаг. общ-во России, 2000.- 128с.