KSA/ROHB ZS 2011 – 2012 Téma 5 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВАПервые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическ_____ данным, была территория к востоку от германцев – от р. Одер на западе до Карпатск_____ гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянск____ язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э. Первые письменн_____ свидетельства о славян____ относятся к началу I тысячелетия н.э. О славян____ сообщают греческие, римск____, арабские, византийск____ источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в.н.э.; географ Птолемей Клавдий, П в. н.э.). В эпоху Велик______ переселения народов (III-VI вв. н.э.) славян_____ освоили территорию Центральн____, Восточн_____ и Юго-Восточн______ Европы. Они жили в лесн_____ и лесостепн_____ зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседл_____ земледельческ______ хозяйство. Заселив Балканы, славяне сыграли значительн_____ роль в разрушении дунайск_____ границы Византии. Первые сведения о политическ_____ истории славян относятся к ГУ в.н.э. С Балтийского побережья германск_______ племена пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор “Слова о полку Игореве” упомянул “время Бусово”. Особ____ место в жизни славянск_____ мира занимали отношения с кочев______ народами степи. Волна за волной кочевые племена вторгались в Восточн_____ Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральн____ Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская Держава распалась, и они были отброшены на восток. В VI в. тюркоязычн_____ авары (русск_____ летопись называла их обрами) создали в южнорусск_____ степях свое государство. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. “Умом гордые” и телом великие авары-обры исчезли бесследно. Крупнейш______ политическ_______ образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарск_____ царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркск_____ каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарск______ царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Друг______ часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла нов_____ держава – Волжск______ Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.^ Восточные славяне в VI-ГХ вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военн______ походы против крупнейшего государства того врем_______ – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийск_____ авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славян______. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге “Война с готами” писал: “Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом обшим… Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды… У тех и других один и тот же язык… И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же”. Византийск______ авторы сравнивали образ жизни славян с жизн______ своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя. Нa образование крупн_____ объединений славян указывает предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э.Территория восточн_____ славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатск_____ гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожск_____ озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленн_______ финно-угорск______ и балтийск______ племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политическ_____ характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточн______ славян. В летописн______ рассказе о расселении славянск_______ племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин “племена” в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельн_____ племен, имена которых были уже утрачены. Кажд____ отдельн____ племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительн______ территорию (40-60 км в поперечнике). Рассказ летописи о расселении славян был подтвержден археологическ_______ раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данн______ раскопок (обряды погребения, женские украшения – височные кольца и т.п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения. Поляне жили в лесостепи по средн_______ течению Днепра. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра “седеша в лесах” древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова “дрягаа” – болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанамн (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, – потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Ока и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по р. Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельн____ племенн______ объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян. Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможн______ объяснений термина “русь”. Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен. Соседями восточн_____ славян были на северо-западе балтийск_____ летто-лнтовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорск_____ (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточн_______ славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусск______ степи в VIII в. занимали мадьяры (венгры) – финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижн_____ Волге и степных просторах между Каспийск_____ и Азовск______ морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайск____ Болгария и Византийск_____ империя.^ Путь “из варяг в греки”. Великий водный путь “из варяг в греки” был своеобразной “столбовой дорогой”, связывавшей Северн____ и Южн_____ Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийск______ (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожск_____ озеро (Нево), оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили “волоковыми путями”. Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царырада). Наиболее развитые земли славянск______ мира – Новгород и Киев – контролировали северн_____ и южн_____ участки Велик_____ торгов______ пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточн______ славян. ^ Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическ_______ раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур – “жито”, сохранившееся до наших дней. О земледельческ______ традициях этого региона говорит заимствование римск______ хлебной нормы – квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в системе мер и весов до 1924 г. С природно-климатическ______ условиями тесно связаны основные системы земледелия восточн______ славян. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов и лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).Община. Низкий уровень производительн_____ сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только больш____ коллектив; в его задачу входило также следить за правильным использованием земли. К моменту образования государства у восточн____ славян на смену родовой общине пришла территориальн____, или соседск_____, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственн_____ жизни. Каждая такая община владела определенн____ территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личн_____ собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть обшин попала под их власть. (Феод — наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал – владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и .одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.Город. Город, как правило, строился на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало оборону от нападения врагов. Центральн_____ часть города, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественн_____ водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности. В большинстве случаев города строились на торгов_____ путях, таких как путь “из варяг в греки” или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западн_____ Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи. Например, Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V-VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.^ Славянское язычество. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в зл____ и добр______ духов. Сложился пантеон славянск______ богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальн____ и общественн______ отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; Мокошь – оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл – бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.^ Упражнения к тексту Ответьте на следующие вопросы. В случае, если Вы не согласны с некоторыми утверждениями, данными в тексте, сформулируйте свои возражения. Какую территорию считают обычно прародиной ранних славян? К какому времени относятся первые письменные свидетельства о славянах? Как повлияло Великое переселение народов на жизнь славян? Назовите крупнейшие политические образования 7 – 8 вв., созданные в южнорусских степях. Что вы знаете о восночных славянах и их жизни в 6 – 9 вв? Характеризуйте территорию восточных славян. Назовите несколько восточнославянских племён. Что вы узнали о пути “из варяг в греки? Опишите хозяйство славян. Что вы знаете о строительстве городов? Древние славяне были язычниками. Назовите некоторых славянских богов.^ НОВЫЕ СЛОВА Балканы, -нов мн.ч. Balkán бортничество, -а с lesní včelařství верховье, -ья с horní tok верхушка, -и ж vrchol (společenský) вождь, -дя м vůdce, náčelník враг, -а м nepřítel вторгаться vtrhávat, vpadat господствовать, -вую, -вуешь, -вуют vládnout государство, -а с země, stát естественный, -ая, -ое, -ые přirozený, původní жертва, -ы ж oběť задача, -и ж úkol занятие, -ия с zaměstnání, cvičení заступ, -а м rýč излишки, -ов мн.ч. zbytky источник, -а м pramen, zdroj кочевник, -а м kočovník крепость, -сти ж tvrz крупный, -ая, -ое, -ые velký, významný народоправство, -а с demokracie население, -ия с obyvatelstvo наследственный, -ая, -ое, -ые dědičný неоднократно vícekrát непрочный, -ая, -ое, -ые slabý, nestálý обманом podvodem образование, -ия с vzdělání община, -ы ж obec, komunita общность, -сти ж společenství, pospolitost объединение, -ия с sjednocení, spolek олицетворять, -ряю, ряешь, ряют ztělesňovat орудие, -ия с nástroj основное hlavní, podstatné отождевствовать ztotožňovat отсутствие, -ия с nedostatek, neúčast охота, -ы ж myslivost пашня, -и ж orná půda перелог, -а м úhor, zem переселение, -ия с přesídlení, stěhování se площадь, -ди ж náměstí покровитель, -ля м podporovatel, ochránce поперечник, -а м průměr поселение, -ия с osada, sídliště почва, -ы ж půda предводитель, -ля м náčelník преёмник, -а м nástupce приусадебный, -ая, -ое, -ые záhumenek рабовладельческий, -ая, -ое, -ие otrokářský располагаться rozkládat se распять ukřižovat расселение, -ия с rozmístění рожь, ржи ж žito рынок, -нка м trh свёкла, -ы ж řepa свидетельство, -а с listina, svědectví славянин, -нина м мн. ч. славяне, без славян! Slovan собрание, -ия с schůze собственник, -а м majitel совершать, -аю, -аешь, -ают uskutečňovat совпадение, -ия с ztotožnění, shoda соха, -и ж rádlo сроки, -ов мн.ч. termíny строй, строя м zřízení существовать, -вую, вуешь, – вуют existovat укрепление, -ия с fortifikace урожай, ая м úroda участок, -стка м pozemky хозяйство, -а с statek, hospodaření холм, -a m hora язычество, -а с pohanství
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…