Плавание в летнем оздоровительном лагере (методика обучения и организация водного праздника)

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПЛАВАНИЕ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
(МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОДНОГО ПРАЗДНИКА)
Содержание:Введение Задачи Программа обучения плаванию:
а)задачи
б)содержание программного обучения
в)этапы 
      4. Основной учебныйматериал
            а)общеразвивающие и специальные упражнения
            б) упражнения дляосвоения с водой
            в) игры на воде
            г) упражнения дляизучения техники плавания (Кроль на груди и спине)
      5.  Методы обученияплавания
      6.  Подготовка кзанятиям
      7.  Урок плавания
      8.  Подготовка актива
      9.  Организация праздникана воде
     10.  Заключение  
ВВЕДЕНИЕ
Плавание— одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированиюстойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры телачеловека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50—80%больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз итеплоемкостью в 4 раза большей, чем воздух). Купание и плавание повышаютсопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость кпростудным заболеваниям. Если плавание проводится в естественном водоеме, тозакаливающий эффект оказывают и естественные факторы природы — солнце и воздух.Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармоничноразвивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота,спины и ног.
Плаваниеотлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Улюдей, систематически занимающихся плаванием, возрастает величина ударногообъема сердца, частота сердечных сокращений в покое снижается от 60 до 55 (50)уд/мин. Для сравнения: у не занимающихся спортом частота сердечных сокращенийобычно колеблется в пределах от 65 до 57 уд/мии.
Занятияплаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритмдыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность водызатрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на груднуюклетку, выдоха — из-за сопротивления воды. Люди, систематически занимающиесяплаванием, имеют высокие показатели ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки (величинаЖЕЛ у пловцов-спортсменов находится в пределах 7000см3).
Плаваниеукрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачамис этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются влечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочнойнедостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее «укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Плаванию можно обучатьдетей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательныйаппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила,быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременноформируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждаяискривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети,регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, незанимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ,гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любоговозраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.
ЗАДАЧИРассмотреть методику обучению плаванию в летнем оздоровительном лагере и ее особенности Показать положительное влияние плавания на ребенка на его психическое и физическое развитие Рассмотреть особенности организации летнего праздника на воде в лагере
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
ЗАДАЧИ.ОБУЧЕНИЯ.
 Приобучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаются следующие основные задачи:
—укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойкихгигиенических навыков;
—изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
—всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств,как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
—ознакомление  с правилами  безопасности  на  воде  
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
Содержаниепрограммы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсомобучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста;продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий.
Всеперечисленные факторы тесно связаны между собой.
Отвозраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методикапреподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатсяплавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьноговозраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений итрудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и.одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес кзаданию и т. д.).
Крометого, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю,продолжительности каждого занятия. Так, за одну смену в летнем оздоровительномлагере (21 день) можно научить не умеющих плавать ребят держаться наповерхности воды и проплывать небольшое расстояние. За смену в 45 дней можнонаучиться плавать каким-либо спортивным способом и выполнить нормативныетребования по плаванию.
Условиядля занятий — естественный или искусственный водоем, глубина и температураводы, климатические и погодные условия — также оказывают существенное влияниена подбор упражнений и методику проведения занятий.
Такимобразом, содержание программы — учебный материал и методические указания —должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленностизанимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведениязанятий.
Обучениеплаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны,им присущ элемент соревнования. He умеющим плавать пример товарищей помогаетпобороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнеепроводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива иобеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой,инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика какличности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обученияплаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся.Если группа большая, инструктор делит ее на 3 подгруппы (в зависимости отплавательной подготовленности), используя помощь актива. При проведении занятийинструктор ориентируется на основную часть группы — со средней подготовленностью,а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильнойподгруппам.
При   комплектовании    учебных    групп    нёобходимо |учитывать     возрастные    особенности  занимающихся.
При   обучении    плаванию   занимающихся комплектуют по возрастному принципу: —
младшийшкольный возраст (7—10 лет);
среднийшкольный возраст (11 —14 лет);
Приформировании учебных  групп  из детей одного, возраста. обязательно  учитывается   уровень   их   плавательной подготовленности.  В этом случаеновички  подразделяются следующим образом:
1.Не умеющие держаться на поверхности воды;
2.Плохо плавающие (до 10 — 12м);
3.Хорошо плавающие «по-своему»;
4.Владеющие техникой спортивных способов плавания.
Задачи,стоящие перед  курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выборспособа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способаплавания, неодинаково.  
Выборспособа. плавания для начального обучения зависит также от возрастазанимающихся. Детей, как правило, обучают технике спортивного  плавания, потомучто, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивноеплавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания ипоследующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряютинтерес к обучению «непрестижным» способам плавания.
В связи с этим  в  программах по плаванию   для   общеобразовательных   школ илетних оздоровительных лагерей предусматривается одновременное обучениеплаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и наспине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия ихвыполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость,но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что являетсянеобходимым методическим требованием работы с детьми.
ЭТАЛЫОБУЧЕНИЯ
Весь процесс  обучения  плаванию   условно  делится  на четыре этапа.
1.Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использованиесредств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)
Такимобразом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания,стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия(наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плаватьпоказанным способом.  2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемогоспособа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений).
Проводится  на   суше   и    в     воде.   Занимающиеся выполняют    общеразвивающие   и    специальные    физические   упражнения,   имитирующие   технику  пяавания, также упражнения для освоения с водой.
3.Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа вцелом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание,движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоениекаждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях,предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальномбезопорном положении (рабочая поза пловца).
Каждыйэлемент техники плавания изучается в следующем порядке:
—ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах безсовершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и вводе различны;
—изучение движений в  воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучениидвижений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берегводоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс вводе;
—изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качествеопоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во времямедленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (споддержкой партнера);
—изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении иплавании.
Последовательноесогласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке:движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами ируками с дыханием, плавание с полной координацией.
Несмотряна изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться кцелостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяетподготовленность занимающихся.
4.Закрепление и совершенствование техники плавания.
Наэтом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полнойкоординацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полнойкоординацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1
ОСНОВНОЙУЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Приобучении плаванию в летних оздоровительных лагерях применяются  общеразвивающиеи специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, дляизучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.
Некоторыеиз  этих  упражнений  используют в течение    всего    периода    обучения,  другие — на    каком-то определенном   его   этапе.   Так,   например,  упражнения
для освоения  с  водой  применяются  только  на  первых, занятиях и почти неиспользуются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физическиеупражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания   выполняются    на    протяжении    всего    периода обучения.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИ4ЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Еслиговорить о подьзе общеразвивающих и специальных физических упражнений, топрежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию,воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то естькачества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающиефизические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку,развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физическиеупражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Ониразвивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании.
Впрактике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих испециальных упражнений. Он включает учебный  материал, предназначенный длявыполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательныхупражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затемидут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног —наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д.Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражненияна гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются.
Вкомплекс включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, —например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. Похарактеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ееосвоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационнымиупражнениями.
Например,комплекс общеразвивающих и специальных упражнений на суше во время обучениякролю на спине и груди так как эти способы предусмотрены в программе пообучению плаванию в летних оздоровительных лагерях.
Комплекс1. (выполняется до начала обучения и на первых 5—6 уроках по обучению кролю нагруди и на спине).
1.Ходьба, бег, наклоны, приседания.
2.И. п. — сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы икрутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.
3.  И. п. — сидя,   упор   руками   сзади;   ноги   прямые, носки оттянуты.Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом — как при плавании кролем.Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.
4.И. п. — стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться наноски, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться.Повторить напряжение 5—6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнениюскольжения и умению держать туловище при плавании напряженным (рис. 23, а).
5.И. п. — стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения рукамивперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать20 раз.
6.«Мельница». И. п. — стоя, «одна рука поднята вверх, другая опущена вниз.Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстромтемпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.
7.Й. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо передсобой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговыедвижения руками вперед («мельница»). Выполнять в течение 1 мин (рис. 23,6).
8.Упражнение 7 выполняется с закрепленными резиновыми амортизаторами (приучаетпреодолевать сопротивление воды на суше).
9.Упражнение с резиновыми амортизаторами для кроля на спине (рис. 23, в).
Комплекс2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).
1.Проделать упражнение 4 комплекса -1 в положении лежа на груди (или на спине);руки вытянуты вперед.
2.И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо передсобой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движениясвободной рукой, как при плавании кролем (рис. 24, а).
3.To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в серединегребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягатьмышцы руки и плеча.
4.Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.
5.Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.
6.Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. —стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено,другая — в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутойруки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом.Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать15—20 раз каждой рукой (рис. 24,6).
7..Движения руками. кролем в сочетании с, дыханием. И. п. — стоя, ноги на ширинеплеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая — назад. Повернутьголову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох иначать гребковые движения руками с одновременным выдохом (рис. 24, в).
8.«Стартовый прыжок» И.п. — стоя, ноги на ширине стопы. По команде «На старт»согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде«Марш!» сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжоквверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлитьсяна носки и встать в положение смирно. Повторить 5—6 раз (рис, 24, г)
 УПРАЖНЕНИЯДЛЯ ОСВОЕНИЯ С ВОДОЙ
Этиупражнения  выполняются одновременно с изучением простейших элементов техникиплавания. Основа хорошей техники — правильное положение тела в воде иправильное дыхание (с выдохом в воду).
Упражнениядля освоения с водой выполняются в течение первых 5—6 занятий в группах для неумеющих плавать и плавающих «по-своему». Осваивая их, занимающиеся учатсяпогружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать наповерхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальноеположение тела, характерное для техники спортивного плавания.
Подготовительныеупражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде:большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиесяосвоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются изпрограммы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражненияна скольжение и выдох в воду.
Упражнения,знакомящие с плотностью и сопротивлением воды.
Упражненияэтой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью,предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковыхдвижений), приучают не бояться воды.
1.Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.
2. Ходьба  с  поворотами  и  изменением  направления
Всплываниеи лежание на поверхности воды Эти   упражнения   позволяют   занимающимся  почувствовать   состояние   невесомости   и   научиться   в   горизонтальномположении лежать на поверхности воды на груди и на спине.
1.«Поплавок». И. п. — стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая,погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени,всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10—15с, затемвернуться в и. п.
2.«Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице ирасслабить руки и ноги. Встать на дно (рис. 26, а).
3.Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ногипрямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно (рис. 26,6).
4.Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхностиводы; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в водуи все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу,затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениямикистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам иподдерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.
5.Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь. Поднять кповерхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторитьупражнение несколько раз (рис. 26, в).
Выдохив воду
Умениезадерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановкиритмичного дыхания при плавании.
1.«Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
2.И. п. — стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался уповерхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох,опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п.и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать такимобразом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Этоупражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии — 10—15раз, на последующих занятиях— 20—30
разподряд  (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).
3.И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться вколени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделатьвдох, повернуть лицо в воду — выдох.
4.Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальноеположение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10— 15 выдоховв воду с поворотом головы в сторону для вдоха.
/>
Скольжения
Скольженияна груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позупловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимальновыскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошейтехники плавания.
1.Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородоккоснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох,плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортикабассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами ируками по поверхности воды.
2.Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох,задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину.Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить,что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистямиоколо туловища; ладони обращены вниз).
3.Скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, убедер, одна впереди, другая у бедра.
4.Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдольтела, одна рука впереди, другая у бедра.
5.  Скольжение   на груди   с   последующими   поворотами на спину и грудь
ИГРЫНА ВОДЕ
Обучая   плаванию   детей,   необходимо включать   в занятия игры и развлечения на воде.Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности,инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с цельюповторения и совершенствования элементов техники плавания.
Назанятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом икомандные.
Простейшиеигры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения.Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Ктодальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у ребятстремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными,повышает интерес к плаванию.
Игрыс сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшегошкольного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой.Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить иразыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах,выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.
Командныеигры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюдаотносятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а такжекомандные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игрыи дисциплиной ее участников. Инструктор должен не-медленно пресекать грубость,нарушение правил, нетоварищеское поведение. После окончания игры он объявляетрезультаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечаетучастников, проявивших себя с лучшей стороны.
Игрыи развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частяхурока, в течение 10—15мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины итемпературы воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. Вкаждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включатьтолько упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры сдвижениями, выполняемыми в быстром темпе.
 Игрыс преодолением сопротивления воды
«К.товыше?» Стоя в воде, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можновыше из воды.
«Переправа».  Ходьба   с   помощью   гребков   руками.
«Ктобыстрее?» Бег в воде с помощью гребков руками.
«Мореволнуется». Стоя в одной шеренге, играющие по команде «Море волнуется»расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде «На море тихо»быстро занимают свои места. При этом инструктор считает: «Раз, два, три — наместо встали мы». Опоздавший лишается права продолжать игру.
«Волнына море». Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за руки и, присев,опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками вправо  влево, поднимаяволны.
«Рыбыи сеть», Выбирают двух водящих. Остальные играющие разбегаются. Водящие,держась за руки («сеть»), стараются поймать «рыбу»— для этого им нужно замкнутьруки вокруг пойманного игрока. Пойманный игрок присоединяется к водящим,образуя с ними «сеть». Игра кончается, когда все «рыбы» пойманы.
Игрыс погружением в воду
«К.тобыстрее спрячется под воду?» По сигналу инструктора дети приседают ипогружаются в воду.
«Хоровод».Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до десяти, они делаютвдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод движется в противоположнуюсторону.
«Поезди тоннель». Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс друг другу,образуя «поезд». Двое играющих становятся лицом друг к другу, взявшись за руки(руки опускают на поверхность воды), — это «тоннель». Чтобы «поезд» прошелчерез «тоннель», его «вагоны» поочередно подныривают. После того как весь«поезд» прошел «тоннель», изображающие «тоннель» заменяются ребятами из«поезда».
«Сядьна дно». По команде инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой вводу.
«Насос».Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Поочередно онипогружаются с головой в воду: как только один появляется из воды, другойприседает и скрывается под водой.
«Лягушата».Играющие встают в круг. По команде «Щука!» «лягушата» подпрыгивают вверх, покоманде «Утка!» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду выходит насередину круга и продолжает игру вместе со всеми.
Игрына всплывание и лежание на воде
«Поплавок»,«Медуза».
«Пятнашкис поплавком». «Пятнашка» старается осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от«пятнашки», они принимают положение «поплавок». Если «пятнашка» дотронется доиграющего раньше, чем он принял это положение, они меняются местами.
Игрыс выдохом в воду
«Укого больше пузырей». Играющие погружаются в воду и делают длинный выдох.Инструктор определяет победителя по количеству пузырей на поверхности воды.
«Ванька-встанька».Играющие делятся на две шеренги, встают друг против друга и попарно берутся заруки. По первому сигналу инструктора игроки одной шеренги опускаются под воду иделают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются игрокивторой шеренги.
Игрыс открыванием глаз в воде
«Найдиклад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющиепогружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет.
«Морскойбой». Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к другу на расстоянии1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать водой друг другу в лицо.Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал глаза. Во время игры нельзясближаться и касаться друг друга руками.
«Брод».Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном направлении.Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине бассейна, илипредметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и лучше разглядетьориентир, играющие опускают голову в воду.
Игрысо скольжением и плаванием
«Скользивперед». Играющие встают в шеренгу и  выполняют скольжение на груди и на спине.
«Торпеды».Играющие по команде инструктора,  выполняют скольжение на груди с. движениемногами  кролем. Затем они проделывают то же на спине
«К.топобедит?» Плавание (при помощи рук) кролем ^ на груди и брассом на спине.
«Эстафета*.В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если ониосвоили все спортивные способы плавания, инструктор проводит комбинированныеэстафеты, где участники плывут разными способами при помощи ног.
Игрыс мячом
«Борьбаза мяч». Играющих делят на две команды. Игроки одной команды, плавая в любыхнаправлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараютсяотнять мяч; Как только мяч будет пойман, команды меняются местами.
Волейболв воде». Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу, передают его другдругу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно дольше не падал в воду.
«Мячтренеру». В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по одну сторонубассейна, вторая — по другую. У каждой команды — тренер. Он участвует в игре,стоя на противоположном от своей команды бортике бассейна. Игроки стремятсязавладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая ёго двумя руками,стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалосьсделать это большее количество раз.
Развлеченияв воде
«Ктонайдет брошенный на дно предмет?» «Кто проскользит у поверхности воды 5 (6) м?
«Мяч no кругу».   Играющие  стоят  на  дне  и  перебрасывают мяч друг другу.
«Чехарда». Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2м друг от друга инаклоняются вперед. Игрок,   стоящий последним, перепрыгивает через каждого,стоящего впереди.
«Ктоперетянет?.» Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силыруками, стараясь. протащить за собой партнера.
 «Летающийдельфин». Стоя на дне, играющие выпрыгивают из воды вверх-вперед и, выбросивруки вперед, снова входят в воду. При этом они стараются выпрямить тело ипроскользить под водой вперед.
Наиболееоптимальными способами обучения плаванию в летнем оздоровительном лагереявляется кроль на спине и груди 
Крольна груди
Насуше
1.Движений ногами кролем. Сесть, уперевшись руками сзади, отклониться назад (ногивыпрямить, носки оттянуть). Движения ногами под счет инструктора: «раз», «два»,«три» и т. д. Движение выполнять от бедра с небольшим размахом.
2.Движения ногами кролем в положении лежа на груди.
3.  Движения   руками   кролем   в   положении   стоя   с наклоном. Выполняютсявначале одной рукой, а затем двумя руками.
4.Согласование движений руками с дыханием. Выполняется вначале одной, а затемдвумя руками.
Вводе
1.Движения ногами кролем в положении опоры о дно или бортик бассейна. Лечь нагрудь, опереться Руками о дно или бортик бассейна; тело выпрямить  носкиоттянуть. Выполнять движения ногами кролем; стараясь создать фонтан брызг (рис.28, а)
2.Плавание с доской при помощи движений ногами кролем.
3.Скольжение на груди с движениями ногами кролем и разными положениями рук (вытянутывперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер) (рис, 28, б). i
4.Выдохи в воду в положении стоя с наклоном и поворотом головы на вдох.
5.Движения руками кролем. Стоя на дне наклониться вперед (подбородок у воды; однарука впереди, другая сзади у бедра). Выполнять движения руками, как при плаваниикролем (28, в).
6.To же с передвижением no дну.
7.Согласование движений руками кролем с дыханием
вположении  стоя  на дне с наклоном  вперед.  Вначале выполняется   одной  рукой,    а   затем   двумя   (рис.   28, г).
8.Скольжение с движениями руками кролем (с задержкой дыхания 10—15с).
9.Плавание кролем с задержкой дыхания.
10.Плавание кролем с постепенным увеличением расстояния.
 
Крольна спине
Насуше
1.Движения ногами кролем в положении сидя.
2.«Мельница» — выполнение круговых движений руками в направлении назад.
3. «Мельница»  с притопыванием   (на  один  «гребок» рукой три шага). В воде
1.Сидя на бортике бассейна, опустить ноги в воду. Выполнить движения ногамикролем.
2.В.положении на спине взяться за бортик (руки на ширине плеч). Выполнитьдвижения ногами кролем.
3.Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки в положении у бедер.Вначале можно поддерживать тело гребковыми движениями кистей.
4.Скольжение на спине с движениями ногами кролем (руки вытянуты за головой).
5.Плавание на спине при помощи ног с различными положениями рук: за головой, убедер, одна впереди, другая у бедра.
6.Плавание на спине при помощи ног и раздельных гребков руками. Исходноеположение рук: одна впереди (за головой), другая у бедра. Сделать гребок однойрукой и пронести вперед по воздуху другую руку. Пауза, сопровождаемая движениемногами. Затем сделать гребок второй рукой и пронести первую руку по воздуху ви. п. — и т. д.
7.Плавание кролем на спине на расстояние 5 (10) м с задержкой дыхания на вдохе.
8.Плавание кролем на спине с постепенным увеличением расстояния.
МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
Приобучении  плаванию применяются три  основных группы  методов — словесные, наглядные,  практические)
Используя объяснение,  рассказ давая указания, оценку действии и др., дает ученикамсоздать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание,осмыслить  устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагогаопределяет успех применения этих методов.
Помиморешения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися,воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов,- помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность,уверенность, интерес.
Учитываяспецифику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструкторпроводит на суше — до или после занятий в воде.
Когдагруппа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды,распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполнимскольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделатьвдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). Послевыполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом кинструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, большетянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходноеположение. Сделать вдох и…»
Такимобразом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.
Всезадания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказномтоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения привыполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп ипродолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные иисполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются  с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется
тольков начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритмавыполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложнымиуказаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д. —: при изучении движений ногамикролем: коротким «вдох и длинным «выдох» — при освоении выдоха в воду.
Кромекоманд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможныеошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений В них чаще всегоуточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Такпри выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнениеполучится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а несидя
Какизвестно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительноотличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому,чтобы добиться нужных движений’ при начальном обучении плаванию, инструкторуприходится давать порой неточные с точки зрения высокого техническогомастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений —наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания.Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги ируки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и рукиневозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они,встречая сопротивление  воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно дляправильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибкидля всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.
Кнаглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядныхпособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции.
Нарядус образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения,что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика рольнаглядного восприятия при обучении детей. Сильно в выраженная склонность кподражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболееэффективной формой обучения движениям.
вцелостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным еговыполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру,изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановокрекомендуется 2—3 раза напрягать мышцы руки по 3—5 с. Однако выполнениемтехники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиесяполучили представление о способе плавания в целом, они должны как можно большеплавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде —занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показосуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время
него.
Эффективность   показа    определяется    положением
инструкторапо отношению к группе:
1)инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
2)занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму,характер и амплитуду.
Зеркальныйпоказ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений.Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если узанимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.
Практическиеметоды. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, азатем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техникиплавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократноевыполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобомплавания в целом.
Разучиваниепо частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишнихошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество Разучивание вцелом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем,что совершенствование техники плавания проводится только путем целостноговыполнения плавательных движений
Соревновательныйи игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба методапривносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будетвключено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всейгруппой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствуетпроявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Методнепосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения ипоказа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки(ноги)   занимающегося   в   свои   руки   и   помогает   ему, несколько   раз    правильно    воспроизвести    движение.
 ПОДГОТОВКАК ЗАНЯТИЯМ
Планироватьзанятия следует на теплые дни, так как при более высокой температуре воды ивоздуха юные пловцы могут находиться в воде продолжительное время и быстрееосваивают технику плавания. К занятиям допускаются дети только по разрешениюврача.
Умеющиеплавать могут научиться проплывать в среднем 25м после 10—12 занятий и 50—100мпосле 15-20 занятий. Занятия рекомендуется проводить регулярно, с перерывами неболее 1—2 дней. Продолжительность занятия для детей 7—10 лет — до 30 мин, длядетей 11 лет и старше — 45 мин (в зависимости от погодных условий и температурыводы).
Продолжительностьпребывания в воде на первых занятиях не должна превышать 5—10 мин. В дальнейшемпо мере прогревания воды в водоеме и закаливания организма длительность «водной»части урока постепенно увеличивается.
Влетних лагерях купание, обучение детей  плаванию,   а   так же  совершенствование   техники   рекомендуется проводить ежедневно, с 10 до 12 и с17 до 19
Спервых дней в утреннюю гимнастику в лагере включаются общеразвивающие испециальные физические упражнения, подводящие к освоению техники плавания.Затем комплексы этих упражнений дети  выполняют на уроках плавания передзанятиями в воде.
Задачиобучения в лагёре зависят от продолжительности смены, возраста ребят и степениих подготовленности. Детей младшего школьного возраста (до 10 лет), не умеющихплавать, можно научить держаться на поверхности воды, среднего возраста (11 —14лет)- плавать кролем на груди и спине
Влагере обязательно проводится проверка плавательной подготовленности детей. Приэтом в воду входят (no пояс или по грудь)не более двух человек одновременно,которые плывут вдоль берега. По результатам проверки комплектуют учебные группыв зависимости от возраста и подготовленности ребят.
Впервую группу зачисляются дети, не умеющие плавать (10 чел.) и умеющиедержаться на поверхности воды (не более 15 чел.). В группе последовательноизучаются подготовительные упражнения для освоения с водой и спортивные способыкроль на груди и на спине.
Втораягруппа объединяет детей, сумевших проплыть от 10 до 25 м любым способом. Ониизучают спортивные способы кроль на груди и на спине
Напервом занятии инструктор должен рассказать о целях, задачах и порядкепроведения занятий, о гигиене пловца и правилах закаливания, а также о мерах  предупреждениятравм и несчастных случаев на воде До начала занятий в водоеме составляетсяграфик движения отрядов на занятия и обратно, а также расписание занятий насуше и в воде которое вывешивается на доске объявлений лагеря
 УРОКПЛАВАНИЯ    
Основнойформой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповойypoк Он делится условно на три части: подготовительную,; основную и заключительную.Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде
Подготовительнаячасть урока (продолжительностью 5—10 мин) включает построение группы, расчет,перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока,  выполнение комплексаобщеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторениепройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями.1
Впрохладную погоду время проведения подготовительной части возрастает. В неевключаются разогревающие и подводящие упражнения. В жаркую погоду времяпроведения подготовительной части сокращается
Основнаячасть урока (30—45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение сводой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду
Заключительнаячасть урока (5—10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизитьфизическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включаютигры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия. Послевыхода из воды детей должны тщательно вытереться полотенцем. Инструктор. обязантак организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находилисьв движении. Чем больше времени они будут находиться в воде и чем большеерасстояние проплывут* в течение занятия, тем успешнее они освоят технику:плавания. При этом следует постоянно уделять внимание освоению правильнойтехники плавания, так как учить легче, чем переучивать. Особо внимательно нужноотноситься к слабо подготовленным дётям и в случае необходимости выполнять сними дополнительные упражнения. Bo время первых занятий с не умеющими плавать инструктордолжен находиться в воде в целях помощи и страховки. Для поддержания порядка и дисциплинырекомендуется выполнять упражнений в воде одновременно всей группой. Для этогоупражнения регламентируются количеством повторений, или длиной дистанции, иливременем выполнения. Затем нужно собрать занимающихся, дать им указание навыполнение следующего упражнения и приступить к его освоению.
Воизбежание травм и несчастных случаев на воде необходимо:
—допускатьк занятиям по плаванию только с разрешения врача;
—тщательно следить за состоянием места для проведения занятий;
—категорически запрещать заплывать за границу зоны купания;
—на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину. Вхождение в воду и выход изводы производить только по команде инструктора;
—до и после занятий проводить перекличку. Только инструктор может допустить кзанятиям опоздавшего, а также разрешить выйти из воды до общего сигнала;
—во время проверки подготовленности занимающихся допускать в воду одновременноне более двух человек;
—занятия с не умеющими плавать проводить на мелком месте. Все упражнения, атакже первые попытки плавать должны выполняться в сторону берега или мелкогоместа;
—на первых занятиях (для обеспечения безопасности) распределять занимающихся попарам;
—разрешать не более чем двум занимающимся одновременно (под непосредственнымнаблюдением инструктора) плавать на глубоком месте;
—к изучению прыжков в воду допускать только умеющих хорошо плавать;
——место для плавания, оборудование и инвентарь проверять ежедневно до началазанятий, неисправности немедленно устранять;
—всем руководителям, проводящим занятия, уметь плавать и знать приемы спасениятонущего;
—занятия плаванием и прием солнечных ванн проводить под наблюдением врача.
ПОДГОТОВКААКТИВА
В летнемлагере инструктор по плаванию не только организует массовые купания, но ипроводит сёкционные занятия с лучшими пловцами лагеря, праздники на воде,отвечает за безопасность занятий.
Естественно,что инструктору одному не под сил выполнить столь широкий круг обязанностей.Поэтом успех его работы во многом зависит от подготовки хорошо организованногои работоспособного актива В его состав, как правило, входят вожатые, хорошоумеющие плавать.
Вначале с  активом  необходимо  провести специальные занятия.   В  их  программу входит  совершенствование  техники  плавания,  ознакомление(с  учебным  материалом, овладение приемами спасения тонущих. Занятия проводятся в 6—7 чутра или во время послеобеденного отдыха.    В    дальнейшем    ребята-активисты   становятся помощниками инструктора.  Они  выявляют не умеющих плавать, дежурятво время купания, выступают на вводно-спортивных   праздниках.   Наиболее  подготовленные помогают   инструктору   проводить   занятия   по   обученииплаванию   (при   этом   инструктор   постоянно   контролирует действия своихпомощников).
ПРАЗДНИКНА ВОДЕ
Организацияпраздника на воде требует серьезной подготовки. План проведения праздникасоставляется в первые дни лагерной смены сразу после определении плавательнойподготовленности ребят и актива. Успех проведения праздника и, его массовостьзависят о того, какое количество детей удаётся вовлечь в эту; большуюводноспортивную игру. Повышению популярности праздника способствуют элементыромантики Например, каждый отряд можно назвать «экипаже» боевого корабля»,имеющим свои форму и флаг, своего капитана. Можно также продумать и подготовитьоформление праздника с использованием морской атрибутики — флажков,сигнализации, рисунков и макетов кораблей и т. д.
Программа  праздника   должна   состоять из   двух: частей:  спортивной иразвлекательно-игровой Сценарий праздника составляется заранее. Окончательноеего утверждение, происходит примерно за две недели до проведения праздника,,когда будут определены количество участников, программа номеров, ведущий.Содержание детских выступлений намечается с учетом подготовленности, интересови склонностей детей На этой основе составляются инсценировки, подбираютсязабавы, тексты, готовятся костюмы. При распределении ролей принимаются вовнимание также внешность и характер каждого из детей, способность ребенкавходить в тот или иной образ.
 Подготовкадетей к празднику ведется исподволь постепенно, так, чтобы не возникалонеобходимости в неоднократных массовых репетициях. В эстафетах, играх,соревнованиях используются известные детям двигательные задания. 4тобы праздникпрошел слаженно, без задержек, доставил участникам выступлений и зрителямэстетическое наслаждение, необходимо тщательно продумать все детали егоорганизации и оформления. Каждый взрослый должен четко представлять себе, каковыбудут его обязанности на празднике,
ПраздникНептуна
 (Примерныйсценарий для младших школьников)
Наберегу звучит марш «Вместе весело шагать* (муз. В. Шаинского). Дети в красочныхкостюмах заходят на берег, рассаживаются.
Подзвуки марша из оперы Д. Верди «Аида» входит царь морей и океанов Нептун с тремядочками и свитой богатырей. Они совершают круг почета, Нептун садится на трон,дочери и свита располагаются рядом. Нептун произносит:
Гордыйя морей властитель,
Рыб,дельфинов повелитель.
Мойдворец на дне морском
Весьусыпан янтарем.
Поздравляювас с праздником Нептуна!
Желаювам попутного ветра,
Семьфутов под килем и обойти все морские рифы!
Детиисполняют «Танец русалочек и лилий» под музыку Е. Петрова из кинофильма«Берегись автомобиля*.
Вовремя танца незаметно появляются черти. Они прячутся среди гостей. Под музыку«Клоун» Д. Кабалевского черти заходят в воду и начинают баловаться, толкатьдруг друга, брызгаться водой (из ведер), прыгают в воду. В воде исполняется«Танец чертей (прыжки и кувырки в воду). Нептун, устав от шума, хватается заголову, вся его свита приходит в ужас.
Нептун.Ох, надоели же вы, черти. Замрите! (Черти замирают, успокаиваются.) Дочь моястаршая, есть ли у тебя какое-нибудь желание?
Старшаядочь. He хочу я нарядов ни золотых, ни парчовых, не хочу я коралловых ожерелий,я хочу белый жемчуг со дна морского…
Нептун.Вот вам, черти, мое последнее для вас испытание — прощу и расколдую, еслидостанете дочке моей жемчуг со дна морского.
Чертис большим энтузиазмом выполняют повеление Нептуна: ныряют и достают со дназатонувшие игрушки.
Нептун.Ладно, черти, искупили вы свою вину, прощаю вам все грехи.
Обрадованныечерти уплывают
Средняя  дочь   Нептуна   плачет,   рыдает,   никак   не   может   успокоиться. Нептун.Дочь моя средняя, о чем ты плачешь?
Средняядочь. Я тоже хочу сказать о своем желании детям. Я загадаю загадку, а еслиребята отгадают, то отгадка оживет и к ним в гости придет.
Скачетзверюшка,
Heрот, а ловушка,
Попадутв ловушку
Икомар, и мушка.  (Дети отгадывают.)
Вэто время появляются лягушата, они входят в воду и исполняют танец под музыкуВ. Шаинского «Чунга-Чанга». Затем ныряют в воду.    В бассейне появляютсячетыре цапли. Проводится игра в воде «Цапли и лягушки».
Не п т у н (обращается к третьей дочери). Дочь моя младшая, есть ли у тебякакое-нибудь желание?
Младшаядочь. Хочу, чтоб приплыли ко мне мои подружки — рыбки золотые.
Подмузыку В. Шаинского «Рыбка золотая»  на берегу появляются золотые рыбки. Онитанцуют, а затем прыгают в воду, плавают, резвятся.
Неожиданнопоявляются четыре рыбака с сеткой. Затевается игра «Рыбаки и рыбки».
Нептун.  Есть  в   моем   царстве  морском   и  свои   спортивные  команды.
Ударяетжезлом, и появляются дельфины. Начинаются морские олимпийские игры.
Организуетсясоревнование с мячами (проплывание на спине с мячом в руке). Нептунприветствует победителей. Обращается к своей свите: «Теперь пришла пораловкость показать моим богатырям». Богатыри оставляют щиты и мечи, входят вводу под музыку из оперы Д. Верди «Аида».
Богатырисоревнуются  в плавании кролем.
Нептунпоздравляет победителей.
Нептун  (спрашивает у детей). Кого нет на нашем празднике?
Детиотвечают, что нет Водяного. (Все зовут Водяного.) И вдруг неожиданно вместоодного Водяного появляются по очереди целых четыре («Я Водяной… Я Водяной…»и т. д.).
Нептунстрашно удивляется, почему Водяных четыре и кто же настоящий. Среди Водяныхпроводится соревнование в плавании на спине. В руках у Водяных чашки, полныеводы. Затем из этих чашек Водяные брызгают на гостей и всех участниковпраздника. Все веселятся.
Раздаютсязвуки зажигательной «Ламбады», появляются негритята, они танцуют «Ламбаду» ираздают участникам праздника апельсины. Все дети включаются в общий танец напеске. Они увлеченно танцуют «Ламбаду».
Праздникзаканчивается.
Заключение:
Такимобразом при обучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаютсяследующие основные задачи:
—укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойкихгигиенических навыков;
—изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
—всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств,как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
—ознакомление  с правилами  безопасности  на  воде 
Быстреевсех учатся — плавать дети 10-13 лет Составление программы обучения плаванию влетнем оздоровительном лагере зависит от количества занятий в неделю ипродолжительности каждого занятия, от контингента занимающихся от их физическойподготовленности и возраста. Наиболее оптимальными способами обучения плаваниюявляется кроль на спине и груди. Праздники на воде являются неотъемлемой частьюобучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детейв веселых  играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений вдетском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общимирадостями и переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическоеудовлетворение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Белиц-Гейман  С.В.  Мы учимсяплавать / М: Просвещение 1987
2.  Булгакова Н.Ж.  Плавание / М:Физкультура и спорт 1984
3.  Васильев В.С.  Обучение детейплаванию / М: Физкультура и спорт 1989
4.  Кислов А.А., Панаева В.Г.  Нептунсобирает друзей / М: Просвещение 1974
5.  Макаренко Л.П. Плавание / М: Физкультураи спорт 1979
6.  Осокина Т.И.  Как научить детейплавать / М: Просвещение 1985
7.  Осокина Т.И, Тимофеева Е.А.Обучение плаванию в детском саду / М: Просвещение 1991
8.  Плавание Сборник / М: Физкультураи спорт 1988
9.  Фирсов З. П. Плавание для всех /М: Физкультура и спорт 1983