Сертификация продукции в РБ. Управление качеством продукции

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сертификацияпродукции. Цели и задачи сертификации
2. Органы сертификации иих функции
3. Контроль качества продукции.Управление качеством продукции
4. Сертификация продукции в РеспубликеБеларусь
4.1 Стандарты и руководящие документыРеспублики Беларусь
4.2 Международные стандарты ИСО серии9000
4.3 Порядок проведениясертификации в Республике Беларусь
Заключение
Список использованныхисточников

ВВЕДЕНИЕ
Становление РеспубликиБеларусь как суверенного правового государства и последовательная интеграция еев мировое экономическое сообщество требует проведения целенаправленной политикисоздания государственных систем стандартизации и сертификации. Эти системы должныспособствовать образованию правовых основ, форм и методов работ по стандартизациии сертификации, направленных на обеспечение безопасности продукции для жизни издоровья людей, ее совместимости и взаимозаменяемости, охрану окружающей среды,безопасности народнохозяйственных объектов с расчетом риска возникновения природныхи техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, экономии трудовых,материальных и энергетических ресурсов.
Государственные системыстандартизации и сертификации должны отвечать основным принципаммежгосударственных, а также международных, региональных и национальных систем зарубежныхстран, учитывать интересы Беларуси как полноправного участника межгосударственных,европейских и мировых интеграционных процессов, способствовать экономическим преобразованиям.
Качество продукции или услугявляется одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Внастоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителемк качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеминеобходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение иподдержание эффективной экономической деятельности.
Большинство промышленных,торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчетена удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требованияобычно включаются в технические условия. Однако, сами по себе технические условияне являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены,поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающуюпроектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрастьсянесоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документовна системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге.

1СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕРТИФИКАЦИИ
Сертификация—это деятельностьсоответствующих органов управления и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствияпродукции конкретным требованиям, которые установлены стандартами или другиминормативными документами по стандартизации. Сертификация продукции служитгарантией потребителю в том, что она соответствует установленнымтребованиям.[4, с. 200]
Основнымицелями сертификации являются:
■создание равных условий для деятельности предприятий, организаций ипредпринимателей на едином товарном рынке Беларуси, а также для участия вмеждународной торговле;
■защита потребителя от приобретения продукции, в том числе импортной, котораяопасна для его жизни, здоровья в окружающей среды;
■подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
■содействие экспорту и повышению конкурентоспособности продукции.
ЗакономРеспублики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технологическихнормативных правовых актов в области технического нормирования истандартизации» определено, что объектами оценки соответствия являются:
■продукция;
■процессы разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки,реализации и утилизации продукции;
■оказание услуг;
■система управления качеством;
■система управления окружающей средой;
■компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствияи (или) проведении испытаний продукции;
■профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ,услуг.
Документом,удостоверяющим, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всемтребованиям стандарта, является сертификат соответствия. Сертификация можетиметь обязательный и добровольный характер.
Обязательнойсертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты,электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др.
Решениеоб обязательной сертификации принимает специальный правительственный орган,который может поручить ее проведение как национальной организации посертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами.
Продукцию,подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.
Добровольнаясертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническими эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность,долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели и др.,т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
Сертификацияпредполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативнойдокументацией, высокий уровень контроля качества изделий, полнуюответственность изготовителя за качество сертификации и информированностьизготовителя о методах испытаний в системе контроля.
Самосертификациядопускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США,Германии, Канаде, Голландии и др.
Сертификациятретьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участиесторонней организации, независимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняяорганизация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий всоответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор засостоянием технического процесса. Сертификация третьей стороной можетосуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющихвысокий международный авторитет. Выданный престижным испытательным центромсертификационный знак является лучшей рекламой продукции.
При обязательнойсертификации предприятию в соответствии с правилами системы сертификациивыдается сертификат соответствия, который подтверждает соблюдение всехустановленных требований к продукции, а при добровольной сертификации предприятиеполучает знак соответствия, который указывает, что продукция или услугисоответствуют требованиям конкретного стандарта или другого нормативногодокумента. С целью установления того, что сертифицированная продукцияпродолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным присертификации, проводится инспекционный контроль. В 2005 г. подтверждение соответствия продукции и услуг регламентированным требованиям в РеспубликеБеларусь осуществляли 95 аккредитованных органов, было выдано 36000сертификатов соответствия, зарегистрировано 4500 деклараций. С 2006 г. показатель доли выпуска новой и сертифицированной продукции Постановлением ПравительстваРеспублики Беларусь №1566 от 29.12.2005 включен в перечень целевых показателейпрогноза социально-экономического развития страны.[4, с. 201-202]

2. ОРГАНЫ СЕРТИФИКАЦИИИ ИХ ФУНКЦИИ
Взависимости от сложности системы и объема выполняемых работ третьей сторонойопределяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификациятретьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующегооргана (органа надзора), рис. 2.1.[19, с. 116]
/>
Рисунок2.1 – «Организация сертификации продукции»
Во главе системы стоитофициальный орган, осуществляющий руководство организацией и еефункционированием. Его функциями являются:
— разработка порядкапроведения сертификации;
— аттестацияиспытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;
— оценка системобеспечения качества продукции на предприятиях-изготовителях;
— принятие решения одопуске предприятий к системе сертификации;
— выдача сертификатовили лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечнясертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качествесертификационной продукции.
Важнымзвеном системы сертификации является испытательный орган (центр илилаборатория), который необязательно должен находиться в составесертификационного органа.
Испытательнаялаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь:
—документ, регламентирующий организационные вопросы ее деятельности: структуру,функции подразделений, перечень выполняемых работ, порядок проведения испытанийи др.;
—квалифицированный персонал;
—документацию по методике измерений, систему регистрации результатов испытаний;
—помещения, обеспечивающие необходимые условия для проведения испытаний,аттестация персонала, проведение сравнительных испытаний и т.п.
Любаясистема аккредитации предусматривает выдачу аккредитованной лабораториисоответствующего документа (сертификата, аттестата) и регистрационного знака, атакже осуществление периодического контроля за деятельностью лаборатории.
Надзорза функционированием системы обеспечения качества продукции на предприятииосуществляет инспектирующий орган, который по поручению сертификационногооргана осуществляет контроль производства, в процессе которого выявляютсяусловия для стабильного выпуска продукции, соответствующей стандартам. При этомконтролю могут быть подвергнуты отдельные циклы производства, испытательныеустановки и системы качества.
Важнымэлементом в системе сертификации является национальная организацияметрологической службы, которая обеспечивает единство измерений и единообразиесредств их проведения, методов определения точности, а также создание эталонови образцовых средств измерений.
Сертификацияне снимает ответственности с изготовителя за соблюдение стандартов.Правительства многих стран приняли в последние годы законы или постановления обусилении ответственности за качество выпущенной продукции.
Сертификационныйцентр несет ответственность за достоверность и объективность испытаний, асертификационный орган — за соблюдение принятых правил и процедур проведениясертификации.
Процедурасертификации начинается с подачи заявки в соответствующую организацию. Послепредварительного определения соответствия продукции действующейнормативно-технической документации принимается решение об удовлетворениизаявки.
Последетального изучения материала принимается совместный документ, определяющийправа и обязанности обеих сторон и дополнительное приложение, в которомназываются технические средства контролера, используемые при испытаниях иконтроле качества продукции.
Национальнаясистема сертификации организуется в соответствии с действующими международныминормами и правилами ИСО и СЕРТИКО.
Цельюсистемы является содействие выпуску и реализации безопасных товаров, работ иуслуг, повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке, увеличениеэкспорта. Системой сертификации предусматриваются следующие виды деятельности:
—сертификация продукции;
—сертификация производства;
—аттестация изготовителей;
—аккредитация испытательных лабораторий;
—аккредитация органов по сертификации однородной продукции;
—аккредитацияорганов по сертификации систем качества и аттестации предприятий;
—аккредитацияцентра обучения экспертов-аудиторов и государственных инспекторов по надзору застандартами и средствами измерений.
Обязательнаясертификация проводится на основании законодательных актов и правительственныхпостановлений. Обязательная сертификация проводится на соответствие требованияммежгосударственных (стран — участниц СНГ) стандартов, а также другихнормативных документов, которые устанавливают обязательные требования пообеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающейсреды.
Проведениедобровольной сертификации организует изготовитель продукции.
Сертификация продукциядолжна проводиться по схемам, принятым в международной практике. Решение оприсоединении к международным системам принимает правительство.[19, с. 115-118]

3. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВАПРОДУКЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Цельюконтроля качества является обеспечение установленного качества продукции,предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции.Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия. Наличиетех или иных органов управления контроля качества и должностных лиц зависит отразмеров предприятия и функциональных обязанностей персонала.
Средствамиконтроля качества продукции являются контрольно-измерительные приборы,инструменты и автоматические контрольные устройства. Особенно эффективныавтоматические средства контроля, встроенные в технологическое оборудование,обеспечивающие контроль непосредственно в процессе изготовленияпродукции. Это позволяет снизить численность контролеров и предупреждаетпоявление брака.
Видыконтроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства итребований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:
а)групповой— по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкойдетали;
б)пооперационныйконтроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложностии точности;
в)выборочный— контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качествепредставителей;
г)сплошной— осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется напромежуточный и окончательный.
Методыконтроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверкамеханических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особоеместо занимает статистический метод технического контроля качества.Математической основой этого метода является теория вероятности. Длятехнологического процесса, находящегося в стадии статистического контролякачества продукции, можно установить статистический метод контроля,существенными чертами которого являются:
а)регулярностьсистематических наблюдений;
б)осуществлениеконтроля выборочных проб;
в)нанесениерезультатов наблюдений на контрольный график;
г)использованиерезультатов контроля для корректировки условий технологического процесса ипредупреждения брака.
Экспертныеметоды оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта иинтуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда,когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методыконтроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетическихсвойств товара.[19, с. 105-107]
Впоследние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменномуконтролю качества продукции, который получил название тотального контролякачества (TQC). Основные особенностиэтой системы состоят в следующем.
1.Переносполномочий контроля качества с высшего звена управления на уровень низшегозвена.
2.Развитиедвижения в рамках малых коллективов под названием «кружки качества».
3.Стремлениек признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.
4.Постепенноеразвитие на основе изучения прошлого опыта.
Вкаждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая системауправления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколькоэтапов. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции исдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственныйпроцесс. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, котораяраспространилась на сферу производства, разработкуконструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-егоды получила широкое распространение комплексная система управления качествомпродукции, которая включала все сферы производства и методы экономическоговоздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышениякачества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцылучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции быланеконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел игосударственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-хгодов.
Впоследние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания сталиуделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качествапродукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключенииконтрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечениякачества продукции у поставщика.
Вомногих странах международные стандарты приняты в качестве национальных(Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).
Системауправления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но ив фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, ихспецификой и практическим опытом. Так, например, сравнение американской ияпонской систем управления качеством продукции (погоней за качеством),приведенное в журнале «Businessweek», свидетельствует о следующихособенностях:
1).Управленческая политика менеджеров
Япония.Разработкадолгосрочного плана профилактики брака.
США.Работапо краткосрочному плану с устранением брака по ходу дела.
2). Основа управленияпромышленным предприятием Япония. Управленческий план с упором на качествопродукции. США. В центре — маркетинг и финансовая сторона дела. Японскийменеджмент качества основывается на тотальном контроле качества. Его местопоказано на рис. 3.1.[19,с.108]
/>
Рисунок 3.1 – «Местототального контроля качества и менеджмента качества»
Посколькукачество японских товаров высокое, и они теснят национальные рынки многихстран, есть основание для изучения и распространения японского менеджментакачества.
Условия,необходимые для существования менеджмента качества.
1.Укреплениеорганизационной структуры предприятия. Реорганизация в структуру, способную кпостоянному процветанию на основе тотального контроля качества.
2.Участиев управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы даетвозможность наиболее полного проявления потенциала работников.
3.Качествопревыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.
4.Последовательнаяпроверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.
5.Выделениеважнейших вопросов и их последовательное решение.
6.Факт-контрольна основе строгих данных.
7.Процесс-контроль.Контроль работы, а не результата.
8.Ориентацияна потребителя.
9.Работникна следующем за мной участке — тот же клиент-покупатель. Не допускатьпросачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.
10.Своевременнаякорректировка управленческой политики.
11.Функциональныйконтроль. Развитие горизонтальных организационных связей, разрушениеузковедомственной замкнутости.
12.Приоритетчеловеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основеуважения человеческих качеств сотрудников.
Французскийопыт менеджмента качества имеет много общего с японским. Он представлен на рис.3.2.[19, с. 109]
Нуждаетсяв осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когдасчитается нецелесообразным планировать количественные показатели качестваработникам внутрипроизводственных подразделений предприятия и тем самымсоздавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочемуреализовать свое право на гордость и мастерство, самому решать свои проблемы иисключить страх.
Особоеместо в мировой практике управления качеством продукции занимают кружкикачества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию впроцессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственногоблагополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и сталиважным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что взначительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировомрынке товаров.

/>
Рисунок3.2 – «Управление качеством продукции»
Сконца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовыйхарактер во многих странах мира (США, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгриии др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда,многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.
Кружоккачества — это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащиходного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю)собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы,возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находятпути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.
Основныецели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.
1.Содействоватьвкладу в рост и развитие компании.
2.Создаватьатмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.
3.Активизироватьиспользование человеческого фактора.
В1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальныйтехнический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты,ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализируетдеятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.
Зарубежныйопыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание непроходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальнойдеятельности кружков качества — поспешность, отсутствие стимулов и должногостиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционированиякружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют своиособенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организациикружков качества.
1.Добровольноеучастие в кружках.
2.Отношениек рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членамтрудового коллектива, которые хотят содействовать процветанию своей фирмы илучше знают, как выполнять свою работу.
3.Созданиеатмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.
Стимулированиеповышения качества продукции рассматривается с двух точек зрения:стимулирование объекта (предприятия) и субъекта (работника). В условияхрыночной экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объемапродаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособнуюпродукцию. Кроме того, повышается престиж фирмы, который нужно постоянноподдерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На малых и среднихпредприятиях, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех(или убыточность) фирмы, стимулирование имеет непосредственный характер, черезпланирование и учет фактических доходов каждого центра ответственности. Накрупных предприятиях возможно создание поощрительных фондов цеха за выпусквысококачественной продукции и возмещение ущерба смежникам за брак.
Мотивациятруда работников за высокое качество продукции осуществляется по тремнаправлениям: материальное, моральное и организационно-техническоестимулирование. Материальное стимулирование идет по линии повременной илисдельной формы оплаты труда, а также через специальные премиальные выплаты.Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно оценить количество икачество продукции работника. Если организация коллективного труда,обусловленная особенностями технологического процесса, не дает возможностивыявить вклад каждого работника, тогда применяется повременная форма оплатытруда и поощрение коллектива (или возмещение ущерба). Условия стимулированиявысококачественной продукции указываются в трудовом контракте работника иликоллективном договоре администрации и работающих.
Моральноепоощрение проявляется в разных формах: престижность работы в известной фирме,разовые персональные знаки отличия.
Организационно-техническоестимулирование реализуется через кружки качества, где работники, имеющиебольшой творческий потенциал, имеют возможность осуществить своирационализаторские предложения и изобретательские способности. Участие вкружках качества, кроме того, для отдельных работников сопровождаетсяматериальным (разовым) и моральным поощрением.
Особоезначение имеет мотивация высокоэффективного труда специалистов. Онаосуществляется по тем же направлениям, что и для рабочих. Однако размерывознаграждения должны существенно отличаться: выборы и назначение наответственные должности, получение персональных окладов, надбавок, льгот ипривилегий.
Высшей мерой поощренияинженеров, менеджеров является присуждение национальных и международныхпрестижных премий.[19, с. 105-112]

4. СЕРТИФИКАЦИЯПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
4.1 Стандарты ируководящие документы Республики Беларусь
В Республике Беларусьотношения, возникшие при разработке, утверждении и применении техническихтребований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации(использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказаниюуслуг, регулируются Законом «О техническом нормировании и стандартизации» №262-3 от 5 января 2004 года. Закон определяет правовые и организационные основытехнического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единойгосударственной политики в этой области. [15, с. 93]
В процессестандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристикиобъектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных актов. К такимактам относятся стандарты, документы технических условий, своды правил,регламенты.
Стандарт – это техническийнормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основесогласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования истандартизации и содержащей технические требования к продукции, процессам ееразработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки,реализации и утилизации или оказанию услуг. [15, с. 94]
Стандарты бываютмеждународными, межгосударственными (региональными), государственными(национальными), организации.
В Республике Беларусь взависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых кнему требований разрабатываются, как правило, стандарты следующих видов:
♦основополагающие стандарты (организационно-методические и общетехнические),которые устанавливают общие организационно-методические положения дляопределенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы иправила), обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных областейнауки, техники и производства в процессе создания и использования продукции,охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования;
♦стандарты на продукцию, которые устанавливают требования к группам однороднойпродукции или к конкретной продукции;
♦стандарты на работы (процессы), услуги, которые устанавливают требования кметодам (способам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ (услуг) втехнологических процессах изготовления, хранения, транспортирования,эксплуатации, ремонта и утилизации продукции;
♦стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), которыеустанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам)проведения контроля продукции при ее создании, производстве, потреблении,утилизации.
ВГосударственной системе стандартизации Республики Беларусь устанавливаютсянормативные документы по стандартизации следующих категорий:
♦государственные стандарты Республики Беларусь — СТБ;
♦государственные строительные нормы и правила Республики Беларусь — СНБ;
♦общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальнойинформации Республики Беларусь -ОКРБ;
♦руководящие документы отраслей Республики Беларусь — РДРБ;
♦технические условия Республики Беларусь — ТУ РБ;
♦технические описания Республики Беларусь — ТО РБ;
♦стандарты предприятий (объединений предприятий, фирм, акционерных обществ,концернов) — СТП.
Натерритории Республики Беларусь Государственные стандарты Республики Беларусь имежгосударственные стандарты применяют предприятия, объединения, в том числе синостранными инвестициями учреждения, организации независимо от формсобственности и подчиненности, министерства и другие органы государственногоуправления, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица.
Государственныестандарты Республики Беларусь и межгосударственные стандарты применяют приразработке законодательных актов, а также при разработке, изготовлении,реализации, эксплуатации (использовании), ремонте, хранении, транспортированиии утилизации продукции (при оказании услуг) и т.д.
Руководящиедокументы отраслей применяют на территории Республики Беларусь предприятия иорганизации, входящие в систему органа, утвердившего данный документ, а такжена добровольной основе другие предприятия и граждане, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью.
Руководящиедокументы Госстандарта применяют в соответствии с областью их распространения.
Техническиеусловия и технические описания применяют на территории Республики Беларусьорганизации, независимо от форм собственности и подчиненности, и граждане,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица, в соответствии с договорами и (или) лицензиями на право производства иреализации продукции или оказания услуг.
Стандартыорганизаций применяют в организации, утвердившей стандарт организации.
Продукцияне подлежит реализации и передаче для реализации по назначению, если она несоответствует требованиям, подлежащим обязательному выполнению, предусмотреннымв действующих стандартах. Указание в маркировке продукции стандарта (ГОСТ, СТБи др.) осуществляется при наличии у изготовителя официально изданногоэкземпляра стандарта или экземпляра, приобретенного в организации, которойГосстандартом, Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусьпредоставлено право распространения стандартов.
Импортируемаяпродукция должна соответствовать обязательным требованиям действующихстандартов в части безопасности и охраны окружающей среды.
Информацияо выпускаемой продукции представляется организацией в установленном порядке.
Международные,региональные и национальные стандарты других государств применяют на основемеждународных соглашений о сотрудничестве или с разрешения, полученногоГосстандартом от соответствующих организаций и национальных органов, если ихтребования удовлетворяют потребности республики и не противоречат действующемув республике законодательству. [16, с. 14-15] Применение международных ирегиональных стандартов осуществляют через государственные стандарты РеспубликиБеларусь следующими способами:
♦прямое применение международного (регионального) стандарта как полногоаутентичного перевода текста международного (регионального) стандарта;
♦прямое применение международного (регионального) стандарта с дополнительныминациональными требованиями;
♦прямое применение международного (регионального) стандарта в качествеприложения к государственному стандарту Республики Беларусь.
Национальныестандарты других государств применяют непосредственно (при их издании нарусском языке) или в качестве государственных стандартов Республики Беларусьаналогично международным и региональным стандартам.
Применениемеждународных, региональных, национальных стандартов других государств,стандартов предприятий других государств на изготавливаемую и поставляемуютолько на экспорт продукцию производится на договорной (контрактной) основе спотребителем (покупателем) продукции.
Допускаетсяприменение отраслевых стандартов, стандартов научно-технических и инженерныхобществ, технических условий других государств (изданных или переведенных нарусский язык) на основе соответствующих соглашений (договоров) о сотрудничествеили с разрешения соответствующих органов, организаций, утвердивших этидокументы и официально подтвердивших правильность перевода нормативногодокумента на русский язык.
Информацияо применяемых нормативных документах по стандартизации других государств напоставляемую продукцию представляется предприятием (организацией) в Госстандарт(Минстройархитектуры) в течение месяца после реализации первого образца первойпартии продукции.
Государственныйконтроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственныхстандартов и других нормативных документов в Республике Беларусь осуществляетсяна основании Закона «О стандартизации» и составляет часть государственнойсистемы стандартизации. Основными целями стандартизации являются:
♦защита интересов потребителей и государства в вопросах качества продукции,услуг, процессов, обеспечивающих их безопасность для жизни людей, охрануокружающей среды;
♦повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, спотребностями населения и экономики государства;
♦обеспечениетехнической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции;
♦содействие внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий;
♦устранение технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническомсотрудничестве, обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров намировом рынке, участие республики в международном разделении труда;
♦обеспечение единства измерений;
♦содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовностиреспублики;
♦содействие выполнению законодательства Республики Беларусь методами исредствами стандартизации.
Основнымизадачами стандартизации являются:
♦установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству иноменклатуре продукции в интересах потребителя и государства;
♦развитие унификации продукции;
♦нормативное обеспечение межгосударственных я государственныхсоциально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурныхкомплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды, безопасностьнаселения и т.д.);
♦согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов,комплектующих изделий, сырья и материалов;
♦снижение материалоемкости и энергоемкости, применение прогрессивных технологий;
♦установление метрологических норм, правил, положений
итребований;
♦установление требований к испытаниям, сертификации.
контролю и оценкекачества продукции;
♦ ведение иразвитие систем классификации и кодирования технико-экономической и социальнойинформации.
Насовременном этапе государственный контроль и надзор за соблюдением обязательныхтребований государственных стандартов приобретает социально-экономическую ориентацию,поскольку он в основном направлен на проверку строгого соблюдения всемихозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы иправа потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания.
Согласнозакону «О стандартизации», ответственность за нарушение его положений несутюридические и физические лица, органы государственного управления.Ответственность может носить уголовный, административный илигражданско-правовой характер.
Системыуправления качеством продукции основываются на Государственной системестандартов Республики Беларусь (СТБ).
Намежотраслевом уровне управление качеством осуществляется на основегосударственных стандартов, определяющих общую терминологию по качеству, выборпоказателей качества и методов их оценки, принципы построения систем управлениякачеством.
Наотраслевом уровне управление качеством продукции осуществляется на основегосударственных и отраслевых стандартов и других нормативных документов,которые разрабатываются для учета специфических особенностей отраслей.Отраслевые стандарты позволяют согласовывать специфические условия организациипроизводства и управления конкретными отраслями промышленности с требованиямигосударственных стандартов» межотраслевой научной и нормативно-техническойдокументации. На уровне организации управление качеством осуществляется наоснове государственных отраслевых стандартов, технических условий и стандартоворганизаций, других нормативно-технических документов. Последние отражаюторганизационно-техническую и технологическую специфику работ в организации иусловия их выполнения.
Такимобразом, образуется единая система, позволяющая увязать требования к уровнюкачества продукции, формируемые на всех стадиях жизненного цикла изделия. Вцелях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраныокружающей среды, технической и информационной совместимости,взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты правпотребителей и интересов государства осуществляется государственный надзор за выполнениемтребований стандартов. [15, с. 93-99]
4.2Международные стандарты ИСО серии 9000
Системумеждународных стандартов характеризуют нормативные документы общемировыхнеправительственных организаций (ISO,IEC, WTO),международных отраслевых организаций и других международных региональныхорганизаций.
ПерваяМеждународная неправительственная организация для разработки всемирныхстандартов в области электротехнической промышленности InternationalEkctrotechnicalCommission (IEC)была основана в 1906 г., в
1926 г.она была преобразована в Ассоциацию InternationalStandardizingAssociations (ISA).В 1942 г. в связи со Второй мировой войной деятельность ISAбыла прекращена.
В 1946 г. представители 25 стран собрались в Лондоне и решили создать новуюорганизацию для содействия в области координации и унификации промышленныхстандартов. Новая организация — InternationalStandardizingOrganization (ISO)-официально начала свою деятельность 23 февраля 1946 г. В ее состав входит более 90 стран.
Послесоздания ИСО на автономных правах к ней присоединилась и МЭК, сохранивнезависимость в финансовых и организационных вопросах. Целями МЭК являетсясодействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации вобласти электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработкамеждународных стандартов в соответствующей области. МЭК занимаетсястандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи,приборостроения; ИСО — во всех остальных отраслях.
Основнымвидом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. СтандартыИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальнойстандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержанияконкурентоспособности выпускаемой продукции. Стандарты ИСО серии 9000 получилинаиболее широкое признание в мире. Они устанавливают требования к качеству иявляются основой управления качеством продукции примерно в 400 тысячах системкачества частных и государственных предприятий 150 стран.
СтандартыИСО серии 9000—это пакет документов по обеспечению качества, подготовленныйчленами международной делегации, известной как «ИСО/Технический комитет 176» (ISO/TC176).
СтандартыИСО серии 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предстоитвыполнить организации. Данные международные стандарты не описывают как достичьрешения этих задач, а представляют такой выбор руководству организации.
Действующиемеждународные стандарты (МС) ИСО серии 9000 издания 2000 г. разработаны Техническим комитетом ИСО/ТК 176 и являются третьей версией данной сериистандартов.
Перваяверсия была утверждена в 1987 г. и состояла из пяти стандартов. Они образовалиосновополагающий комплекс международных стандартов по качеству:
♦ИСО 9000-87 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.Руководящие указания по выбору и применению»;
♦ИСО 9001-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества припроектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
♦ИСО 9002-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производствеи монтаже»;
♦ИСО 9003-87 «Системы качества. Модель для обеспечения качества приокончательном контроле и испытаниях»;
♦ИСО 9004-87 «Общее руководство качеством и элементы системы качества.Руководящие указания».
Разработанныестандарты вобрали в себя все наиболее рациональные решения, накопленные вобласти управления качеством.[15, с. 100]
Напротяжении всего периода существования стандартов ИСО 9000 продолжаласьразработка новых и пересмотр действующих основополагающих стандартов (в 1994 г. и в 2000 г.). В соответствии с требованиями рынка при пересмотре стандартов в 1994 г. ИСО/ТК 176 ориентировался на достижение следующих целей:
♦обеспечение отражения в стандартах лучшего практического опыта их применения;
♦обеспечение согласованности стандартов;
♦содействие применению стандартов любыми компаниями независимо от их размеров,отрасли или продукции
Изменения,внесенные в стандарты в 1994 г., не противоречили основным подходам и структурестандартов 1987 г. Но при этом количество стандартов ИСО серии 9000 значительнорасширилось.
В 2000 г. закончился второй плановый пересмотр международных стандартов ИСО ибыла принята третья версия стандартов ИСО серии 9000-2000 г. Основными причинами пересмотра были:
♦пересмотр в запланированный срок;
♦накопление опыта применения стандартов в крупных и мелких организациях;
♦развитие прогрессивных методов управления (процессный подход, реинжиниринг,бенч-маркетинг и др.);
♦появление необходимости поддержки бизнеса.
Стандартытретьей версии разработаны с учетом использования элементов TQMи международных премиях по качеству. Они включают:
♦ИСО 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
♦ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
♦ИСО 9004 «Системы менеджмента качества. Руководство
поулучшению деятельности».
Стандартытретьей версии обладают следующими преимуществами:
♦применимы к любым организациям независимо от их вида, размера, выпускаемойпродукции иди оказываемой услуги;
♦просты в применении, упрощена терминология, доступны для понимания;
♦существенно сокращен объем обязательных процедурных документов;
♦устанавливают связь системы менеджмента качества с организационными ибизнес-процессами;
♦обеспечивают естественное движение в направлении
улучшениядеятельности организаций в соответствии с заложенными в них требованиями;
♦ориентированы на непрерывное улучшение и удовлетворение запросов потребителей;
♦образуют согласованный комплекс стандартов, совместимый с другими системами,связанными с управлением, развитием, финансированием, охраной окружающей среды,охраной труда и безопасностью, а также стандартами, устанавливающими отраслевыетребования;
♦обеспечивают возможности по созданию системы менеджмента качества вспецифических отраслях экономики (например, медицинское оборудование,телекоммуникации, автомобилестроение и т.д.);
♦МС ИСО 9001, содержащий требования к системам менеджмента качества и МС ИСО9004, содержащий условия и рекомендации для выполнения требований, являютсясогласованной парой и направлены на дальнейшее улучшение деятельности организаций;
♦учитывают потребности и выгоды для всех заинтересованных сторон (организаций,их собственников и персонала, потребителей, государства, общества в целом);
♦создают основу и методологию для самооценки деятельности организации в областикачества.
Дляорганизаций, применяющих стандарты на системы менеджмента качества согласноконцепции третьей версии ИСО 9000, различают четыре общие категории продукции:
♦оборудование (технические средства), к которому относят всю промышленнуюпродукцию, состоящую из отдельных единиц или собранную из разрозненных частей,предназначенную для поставки потребителю;
♦интеллектуальная продукция (средства), под которой понимается продуктинтеллектуальной деятельности, включающий информацию, выраженную в формекомпьютерных программ, проектов и т.д.;
♦перерабатываемые материалы, к которым относится материальная продукция,получаемая путем переработки сырья в заданное состояние. Перерабатываемыематериалы представляют собой жидкость, газ, слитки или листы, порошок илигранулы, специфические материалы и могут поставляться в контейнерах, мешках,цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;
♦услуги, к которым относят услуги по обучению, бытовому обслуживанию, туристскиеуслуги и т.д.
Важнейшимпреимуществом в стандартах ИСО серии 9000—2000 является то, что требования ксистемам менеджмента качества для всех категорий продукции являются общими.
ВМС ИСО серии 9000—2000 включены следующие новые требования:
♦ориентация на потребителя;
♦процессный подход;
♦постоянное улучшение (важнейшее направление совершенствования системыменеджмента качества);
♦возрастающая роль высшего руководства;
♦необходимость применения законодательных и нормативных требований;
♦установление целей, которые могут быть измерены (оценены);
♦мониторинг информации, свидетельствующей об удовлетворенности потребителя;
♦определение и оценка выделяемых ресурсов для достижения целей;
♦определение эффективности подготовки персонала:
♦проведение измерений, относящихся к системе, процессам и продукции;
♦проведение анализа данных, свидетельствующих о степени выполнения системойменеджмента качества своих функций.
Вновой версии стандартов ИСО 9000 учитывалось и противоречие между торговойполитикой и политикой устойчивого экологически безопасного развития экономики,т.е. то, что в торговых отношениях страны зачастую ориентируются на ценовыепреимущества той или иной продукции и не стремятся брать на себя бремя затратпо экологизации и модернизации производства.[8, с. 121-123]
Дляразрешения этого противоречия разработаны международные экологическиестандарты» в первую очередь стандарты ИСО 14000. Стандарты этой серииориентируют организации на внедрение экологического менеджмента. Ихиспользование предусматривает соблюдение определенных процедур, принятиесоответствующих документов и создание системы ответственности за экологизациюпроизводства.
Всвязи с обострением экологических проблем в мировом хозяйстве сертификацияпродукции на ее соответствие международным экологическим стандартам приобретаетвсе большее значение. Экспорт из стран, проводящих эффективную экологическуюполитику, имеет тенденцию к быстрому росту. Формируется активно развивающийсямировой рынок экологически чистой продукции. Международные организацииразрабатывают единую международную классификацию этого рынка и единые критериив отношении понятия «экологически чистая продукция». Влияние экологическихфакторов на возможности конкуренции, на развитие международной торговли иэкспортного производства становится одной из доминант XXI в. Страны, имеющиенаиболее жесткие экологические стандарты, оказываются и наиболееконкурентоспособными. С этой целью созданы Всемирная промышленная конференцияпо экологическому управлению, Совет предпринимателей по устойчивому развитию,учитывающему его экологическую составляющую. Для своих членов (а первоначальнов состав Совета вошли 50 ведущих компаний развитых стран) он устанавливаетповышенные экологические стандарты. Существует уже большое число многостороннихи двусторонних международных соглашений и договоров по вопросам экологическойбезопасности. Так, Комитет ВТО по торговле и окружающей среде занимаетсяустановлением соотношения между принципами и задачами торговой политикиотдельных стран и положениями международных договоров и соглашений по охране окружающейсреды. В условиях глобализации экономики и обострения конкуренции на внутреннихи мировых товарных рынках конкурентоспособность продукции уже во многомопределяется именно экологическими ее параметрами: степенью соответствиямеждународным экологическим стандартам и использования безопасныхпроизводственных технологий, экологическими издержками, уровнем экологическогоменеджмента и аудита, обязательствами по международным соглашениям об охранеокружающей природной среды. Таким образом, пересмотр стандартов 2000 г. повлек за собой изменения, касающиеся ответственности управления, мониторинга, измерения,постоянного совершенствования и других вопросов. [15, с. 100-104]
4.3Порядок проведения сертификации в Республике Беларусь
Процесссертификации начинается со сбора и подготовки изготовителем (продавцом)продукции необходимых документов и подачи заявки на проведение сертификации.
Взаявке на проведение сертификации указывается наименованиеорганизации-изготовителя (продавца), ее юридический адрес, УНН, телефон, факс,фамилия я инициалы руководителя. Далее приводится наименование продукции, кодОЖП, код ТН ВЭД, серийность ее выпуска, товаросопроводительный документ иколичество штук в партии. Кроме того, указывается наименование и обозначениедокументации изготовителя (ТУ, стандарты и т.д.) и подтверждается соответствие продукции,представленной на проведение сертификации, требованиям нормативных документов.
Взаявке также отмечается вид сертификации (обязательная или добровольная) ипредполагаемый номер схемы сертификации.
Нарядус просьбой о проведении сертификации обязуется выполнять все условиясертификации, обеспечивать стабильность сертифицированных характеристик продукциии оплатить все расходы по проведению сертификации.
Заявкаподписывается руководителем и главным бухгалтером организации и скрепляетсяпечатью.
Одновременнос заявкой представляются следующие материалы:
а)для серийного производства:
— нормативный документ на продукцию;
— в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях удостоверение огосударственной гигиенической регистрации;
— при наличии, сертификат на систему качества и протоколы испытаний;
— дополнительная информация о качестве продукции и специфике ее производства;
— другие документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь(лицензии, разрешения и т. д.);
б)для партии продукции:
— товаросопроводительные документы;
— в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях удостоверение огосударственной гигиенической регистрации;
— при наличии, документ о качестве продукции изготовителя;
— копия таможенной декларации;
— фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат (для растениеводческой иживотноводческой продукции);
— другие документы, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь(лицензии, разрешения и т. д.).
Информациюоб аккредитованном органе по сертификации или о порядке сертификации продукциизаявитель может получить в Республиканском органе по сертификации или втерриториальном центре стандартизации и метрологии. При отсутствии на моментподачи заявки органа по сертификации продукции заявка направляется вРеспубликанский орган по сертификации.
Припоступлении заявки орган по сертификации продукции проводит ее анализ и анализпоступивших вместе с ней материалов на предмет правильности заполнения,достаточности представленных материалов, соблюдения правил согласования,утверждения документов и их регистрации.
Принеправильном оформлении заявки и (или) отсутствии необходимых материалов,заявка возвращается заявителю с письменным обоснованием отказа в приеме. Приположительных результатах анализа орган по сертификации направляет заявителюрешение, которое содержит все основные условия сертификации продукции:
— порядок сертификации;
— указания по отбору образцов продукции;
— перечень нормативных документов, на соответствие которым проводитсясертификация;
— аккредитованную испытательную лабораторию;
— орган по сертификации систем качества (если это предусмотрено схемойсертификации);
— условия оплаты работ по сертификации.
Одновременнос решением заявителю направляется проект договора на проведение работ посертификации продукции. Стоимость работ определяется на основании калькуляции.
Экспертизадокументации, представленной вместе с заявкой, предусматривает:
— сопоставительный анализ требований законодательных актов и нормативныхдокументов Республики Беларусь с требованиями документов, предоставленных сзаявленной продукцией;
— определение достаточности приведенной номенклатуры показателей, устанавливающихтребования к однородной продукции;
— наличие ссылочных нормативных документов;
— наличие стандартизированных и аттестованных методов испытаний и ихдостаточность;
— определение достоверности и анализ документов, прямо или косвенно подтверждающихсоответствие продукции заявленным требованиям.
Порядоксертификации продукции определяется с учетом размера партии продукции,серийности ее производства. Также принимается во внимание целевое назначениепродукции, безопасность ее использования. В зависимости от принятого порядкапроводятся испытания или отдельных образцов с распространением результатовиспытания на всю продукцию, или каждого изделия. В некоторых случаях можетосуществляться проверка производства и инспекционный контроль сертифицированнойпродукции.
Испытанияобразцов продукции проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных всоответствии с СТБ 941.0 – СТБ 941.3 на право проведения испытаний,предусмотренных в нормативных документах на сертифицируемую продукцию.
Типовыепредставители продукции выбираются в случае большой номенклатуры продукции,изготовленной по типовому технологическому процессу, одинаково конструктивногоисполнения и соответствия установленным требованиям безопасности. Конструкция,состав и технология изготовления образцов должны быть такими же, как усертифицируемой продукции.
Выбортипового представителя от группового ассортимента пищевой продукции проводитсяпри условии производства этой продукции на единой технологической линии, поодинаковой технологии, из однотипного сырья. По некоторым видам серийнойпродукции типовой представитель не выбирается (например, от алкогольнойпродукции).
Предложениепо выбору типового представителя оформляется заявителем в произвольной форме ипредставляется в орган по сертификации, который принимает решение о проведениииспытаний типового представителя.
Отборобразцов проводится в соответствии с нормативными документами на продукцию вприсутствии заявителя и оформляется актом.
Одновременнос отбором образцов проводится идентификация партии продукции, котораяпредусматривает проверку соответствия маркировки продукции (штриховой код,изготовитель, дата изготовления, конечный срок реализации, нормативныйдокумент). Кроме того, проверяется объем представленной партии (упаковка, тара,масса и т.д.), а также информация, содержащаяся в товаросопроводительныхдокументах.
Приотборе образцов и идентификации продукции проверяются условия храненияпродукции.
Приотсутствии на пищевой, сельскохозяйственной и парфюмерно-косметической продукции(кроме той, на которой такая маркировка не предусмотрена нормативнымидокументами) даты изготовления и срока годности или конечного срока реализацииотбор образцов не производится, и продукция к сертификации не принимается.[15,с. 157-160]
Присертификации продукции используются методы испытаний, приведенные в нормативныхдокументах на продукцию, или методики испытаний, аттестованные в установленномпорядке.
Приотсутствии на момент сертификации аккредитованной испытательной лаборатории поданному виду продукции (виду испытаний) орган по сертификации однороднойпродукции по письменному согласованию с Республиканским органом по сертификацииопределяет возможность, а также место и условия испытаний, обеспечивающихобъективность их результатов.
Испытанияпродукция проводятся на основании договоров, заключенных заявителем сиспытательной лабораторией. В договоре предусматриваются вопросыконфиденциальности я разрешения конфликтных ситуаций.
Заявительпредставляет отобранные в установленном порядке образцы и техническуюдокументацию в испытательную лабораторию. Испытания проводятся по программе,разработанной органом по сертификации. По результатам испытаний составляетсяпротокол, который направляется органу по сертификации продукции и заявителюнезависимо от результатов испытаний.
Приотрицательных результатах испытаний работы по сертификации прекращаются.
Вслучаях, предусмотренных порядком сертификации, проводится анализ состоянияпроизводства или сертификация системы качества.
Анализсостояния производства осуществляется комиссией, назначенной органом,проводящим сертификацию продукции.
Прианализе состояния производства проверяются следующие элементы производственнойсистемы:
♦входной контроль сырья, материалов и комплектующих изделий;
♦экспертиза договоров;
♦идентификация продукции;
♦управление процессами производства;
♦контроль и проведение испытаний;
♦управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;
♦корректирующие и предупреждающие действия;
♦погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, маркировка, консервация,поставка;
♦управление регистрацией данных о качестве
Порезультатам анализа состояния производства составляют акт, выводы которогоучитываются при выдаче сертификата.
Входе анализа состояния производства орган по сертификации может приостановитьили прекратить работы по сертификации продукции. Решение о приостановленииработ принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий,согласованных с органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженныенесоответствия. Если этого сделать нельзя, работы по сертификации даннойпродукции прекращаются. Решение о приостановлении или прекращении работ посертификации сообщается в письменном виде заявителю и заинтересованным органам.
Послепроведения корректирующих мероприятий заявитель представляет в орган посертификации справку об устранении отмеченных несоответствий, на основаниикоторой орган по сертификации проводит повторную проверку.
Сертификациясистемы качества проводится аккредитованными органами по сертификации системкачества, а при их отсутствии — Республиканским органом по сертификации всоответствии с СТБ 5.1.05.
Присертификации продукции в рамках международной системы или соглашения посертификации, которые предусматривают сертификацию систем качества или инуюоценку стабильности производства, она осуществляется в соответствии стребованиями, установленными этой системой или соглашением.
Еслизаявитель имеет сертификат на систему качества, выданный в рамках Национальнойсистемы сертификации Республики Беларусь или в рамках систем, к которымприсоединилась Республика Беларусь, или с которыми заключены соглашения овзаимном признании систем сертификации, сертификация систем качества непроводятся.
Порезультатам анализа полученных данных принимается решение о возможности выдачисертификата.
Присертификации продукции на основании заявления о соответствия орган посертификации проводит следующие работы:
♦анализ заявления о соответствии продукции;
♦анализ представленных материалов (сертификат на систему качества, протоколыиспытаний, другие документы, подтверждающие качество и безопасность продукции);
♦проверку материалов непосредственно в организации (при необходимости);
♦принятие решения о возможности (невозможности) признания заявления о соответствиипродукции и выдаче сертификата.
Длясертификации продукции серийного и массового производства при наличиисертифицированной системы качества представляются протоколы квалифицированных,периодических или других испытаний, содержащие все показатели, контролируемыепри сертификации продукции, если с момента их проведения не прошло более одногогода.
Приположительном решении орган по сертификации выдает изготовителю сертификат, апри отрицательных – дает письменное заключение с указанием причин отказа ввыдаче сертификата.
Одновременнос выдачей и регистрацией сертификата с изготовителем продукции заключаетсясоглашение по сертификации, которое вступает в силу с момента подписания обеимисторонами. В соответствии с заключенным соглашением орган по сертификациипродукции дает право, а владелец сертификата берет на себя обязательствапредставлять на реализацию продукцию с сертификатом соответствия и маркироватькаждое изделие знаком соответствия с учетом РСТ Беларуси 915, при условии, чтоон отвечает всем требованиям, установленным данным сертификатом. В своюочередь, орган по сертификации обязуется проводить инспекционный контроль сопределенной периодичностью в течение года. [10]
Владелецсертификата обязан обеспечивать беспрепятственный доступ на территориюорганизации представителей органов, осуществляющих инспекционный контроль,создавать им все условия, необходимые для его проведения, также оплачивать всерасходы, связанные с осуществлением инспекционного контроля.
Владелецсертификата должен информировать орган по сертификации продукции обо всехвносимых изменениях в конструкторско-технологическую документацию, влияющих накачество продукции, вести учет всех рекламаций (претензий) на сертифицированнуюпродукцию и незамедлительно информировать о них орган по сертификациипродукции.
Владелецсертификата соответствия несет установленную, законодательством РеспубликиБеларусь ответственность за поставку (реализацию) сертифицированной имаркированной знаком соответствия продукции, не отвечающей требованиям,установленным в нормативных документах, указанных в сертификате соответствия.
Признаниеиностранных сертификатов на продукцию включает:
♦подачу заявки на признание иностранного сертификата и материалов, прилагаемых кней;
♦анализ полученных материалов и идентификацию продукции:
♦принятие решения о возможности признания иностранного сертификата илиобоснование отказа и изложение предлагаемых процедур сертификации;
♦переоформление иностранного сертификата на сертификат Республики Беларусь и егорегистрацию или регистрацию сертификата единой формы.
Дляпризнания сертификата, выданного в рамках систем сертификации, к которымприсоединилась Республика Беларусь и с которыми заключено соглашение о взаимномпризнании результатов сертификации, заявитель направляет в орган посертификации однородной продукции или в Республиканский орган по сертификациитиповую заявку на признание сертификата, заверенную копию сертификата. Такжепри необходимости представляются нормативный документ, на соответствие которомупроводилась сертификация, протокол сертификационных испытаний (еслипредусмотрено соглашением о признании), удостоверение (сертификат) качествапроизводителя, удостоверение о государственной гигиенической регистрацииРеспублики Беларусь (если это предусмотрено законодательными актами РеспубликиБеларусь). Все прилагаемые документы, изданные на иностранном языке, должнысопровождаться аутентичным переводом на белорусском или русском языке. Состав исодержание документов устанавливаются в порядке сертификации однороднойпродукции.
Рассмотрениедокументов проводится в срок до семи дней. По результатам рассмотрениядокументов принимается решение, которое доводится до заявителя.
Анализпредставленных документов предусматривает определение правильности идостаточности информации, указанной в них, в том числе правильности идостаточности требований безопасности и других требований, предусмотренныхактами законодательства Республики Беларусь, в нормативных документах,указанных в иностранном сертификате. Условием признания иностранногосертификата является правильное и полное отражение требований безопасности идругих требований, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь,в нормативных документах на ввозимую продукцию, указанных в иностранномсертификате, а также положительные результаты идентификации продукции.
Припризнании иностранного сертификата его переоформление на сертификатНациональной системы сертификации Республики Беларусь с одновременнойрегистрацией или регистрация сертификата единой формы (если это предусмотреноусловиями соглашения о призвании) осуществляется без дополнительных процедур.
Переоформлениеиностранного сертификата на сертификат Республики Беларусь или регистрациясертификата единой формы (если это предусмотрено условиями соглашения опризнании) на продукцию серийного производства осуществляется при условииподачи заявки на признание изготовителем данной продукции. При этомпредставляется копия, заверенная действительной печатью органа, выдавшегосертификат. Сертификат Национальной системы Республики Беларусь в этом случаевыдается изготовителю или его официально уполномоченному представителю. Востальных случаях выдается сертификат на партию продукции.
Признаниеиностранного сертификата на отечественную серийную выпускаемую продукциювключает также проведение инспекционного контроля состояния производства привыполнении процедуры признания сертификата и заключение соглашения посертификации.
Приосуществлении признания орган по сертификации однородной продукции илиРеспубликанский орган по сертификации может установить необходимостьдополнительных испытаний в полном объеме, если требования, установленные внормативных документах, законодательных актах Республики Беларусь и нормативныхдокументах, указанных в иностранном сертификате на продукцию, не совпадают или еслитребования не учтены полностью.
Сертификаты,выданные в системах сертификации стран с которыми подписано соглашение овзаимном признании сертификатов, на продукцию, произведенную в третьих странах,не признаются. В отдельных случаях Республиканский орган по сертификации можетпринимать решение о признании сертификата на партию продукции, произведенную втретью странах.
Процедурарегистрации сертификатов единой формы (если это предусмотрено условиямисоглашения о признании) предусматривает:
♦регистрацию иностранных сертификатов и информации, указанной в нем;
♦присвоение номера сертификату в реестре Национальной системы сертификацииРеспублики Беларусь;
♦занесение в сертификат регистрационного номера, даты и реквизитов органа,проводившего регистрацию.[15, с. 156-166]
сертификация качество беларусь стандарт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешноерешение стратегических задач ускорения экономического и социальногоразвитияРеспублики Беларусь, перевода экономики на инновационный путь напрямую зависитот повышения эффективности процессов трансформации научных зияний винновации,улучшения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Помере развития экономики все большее внимание уделяется качеству.
Рынокстал требовать снижения рисков покупки, разработки новой продукции с лучшимихарактеристиками, но относительно низкими ценами. При обилии товаров ижесточайшей конкуренции качество продукции как соответствие заявленнымхарактеристикам стало неотъемлемым условием успеха не только организаций, но игосударства в целом.
Поэтомуповышение качества и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг ирасширение их ассортимента имеют первостепенное значение для выхода нашихпроизводителей на зарубежные рынки, интеграции страны в мировую экономическуюсистему и присоединения к ВТО.
Качествопродукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельностилюбой организации. Гарантом выпуска высококачественной продукции является еесертификация.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмин А.М. Основыуправления качеством продукции / А.М. Ахмин, Д. П. Гасюк. СПб., 2002. – 324 с.
2. Большаков А.С.Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов.СПб., 2002. – 561 с.
3. ВолковО.И. Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова. — М.: ИНФРА-М., 1997. – 379с.
4. Головачев А.С.Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Минск:Выш. Ек., 2008. – 464 с.
5. Горфинкель В.Я. Курспредпринимательства. Учебник. / Под ред. В.Я. Горфинкеля — М.: Финансы, 1997.– 253 с.
6. Горфинкель В.Я.Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандара. Учебник. — М.: Банки и биржи, 1998. – 397 с.
7. Деминг У. Новаяэкономика / У. Деминг; пер. с англ. Т. Гуреш. М., 2006. – 465 с.
8. ЕлиферовВ.Г. Управлениекачеством. Сказки, мифы и проза жизни: Стандарты ИСО 9000 и Система менеджмента/ В.Г. Елиферов. М., 2006. – 435 с.
9. Ильенкова С.Д. Управлениекачеством / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Мхитаряна; под ред. С Д. Ильенковой. М- 1999.– 354 с.
10. Национальная системасертификации Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основныеположения. 2004.
11. Новицкий, Н.И. Управлениекачеством продукции / Н.И. Новицкий, ВН. Олексюк. Минск, 2001.-631 с.
12. О’Коннор Дж. Искусствосистемного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе крешению проблем / Дж. О’Коннор и И. Макдермотт. М., 2006. – 761 с.
13. РепинВ.В. Бизнес-процессы.Регламентация и управление / В.В. Репин, В.Т. Елиферов. М., 2006. – 235 с.
14. Стандарты икачество – 2004. №6 с. 52-56
15. Титович А.А.Менеджмент качества: учеб. пособие / А. А. Титович. – Минск: Выш. Шк., 2008. –254 с.
16. Товаровед иторговля – 2007 — №12 (54) с. 14-18
17.Фатхутдинов Р.А. Организация производства / Р.А.Фатхутдинов. М., 2001. – 423 с.
18. ХаррингтонД.Х. Управлениекачеством в американских корпорациях / Д.Х. Харрингтон; сокр. пер. с англ.; подред. Л. А. Конарева. М., 1990. – 421 с.
19. Хрипач В.Я.Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; Под ред. В.Я. Хрипача. – 2-е изд. Стереотипное. – Мн.: Экономпресс, 2001 – 464 с.
20.Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с нем. Учебник./ Подред. А.Г. Поршнева. — М.: Финансы и статистика, 1996. – 451 с.