Управление издержками обращения на примере ЗАО "Корона"

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1Теоретические основы управления издержками обращения
1.1Понятие об издержках обращения
1.2Методы управления издержками обращения
1.3Проблемы управления издержками обращения в современной России
2 Анализуправления издержками обращения в ЗАО «Корона»
2.1Краткая характеристика предприятия
2.2Анализ финансово-хозяйственной деятельности
2.3Анализ управления издержками обращения в ЗАО «Корона»
3Проблемы повышения эффективности управления издержками обращения на примере ЗАО«Корона»
3.1 Анализ издержек обращения
3.2Основные направления совершенствования управления издержками обращения
3.3Эффективность предложений по совершенствованию управления издержками обращения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
Актуальность темы «Управлениеиздержками обращения» обусловлена тем, что возможности неценовойконкуренции в значительном числе отраслей народного хозяйства Россиипрактически исчерпаны. Это, кстати, тенденция и мировой экономики. Войнабрэндов часто не оправдывает вложенных средств — это война на самоуничтожение.Поэтому вопросы снижения себестоимости продукции (работ, услуг), что позволяет,соответственно, снижать рыночные цены, выходят на первый план..
Это именно то, что Генри Форд исповедовалв начале XX века. Как известно золотой (фордовский) цикл в большинствепостиндустриальных стран завершился во второй половине 90-х годов XX века[1], Россия пережила к этому временииндустриальный цикл и только еще находится на пороге Фордовского цикла, апотому в начале XXI века мы вновь должны воспринимать классические концепцииуправления издержками обращения. При этом не следует пренебрегать всем лучшим,что дала нам экономическая наука в последние 20-30 лет.
Получение наибольшего эффекта снаименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов –это каждодневная задача, руководителя любого звена на предприятии (фирме),которую ему приходится решать в условиях развивающихся рыночных механизмовпроизводства ради снижения себестоимости продукции. Для большинства российскихпредприятий машиностроения сложившаяся внешняя среда конкуренции спредприятиями развитых стран мира поставила остро вопрос: либо уйти с рынковпроизводителей продукции, в том числе и российских рынков, либо выжить в борьбеза потребительские рынки.
Главный критерий у нас и за рубежом – ценапри примерно одинаковом качестве. Как известно, базой формирования цены,прибыли является себестоимость продукции. Себестоимость продукции зависит отмногих факторов, среди которых издержки производства и обращения имеют важноезначение для деятельности предприятий. Здесь приходится решать много задач,связанных с собственно производственным процессом: обновление изношенного,устаревшего оборудования; внедрение новых современных технологий,реструктуризация предприятий и др. Все это требует значительныхкапиталовложений и времени.
Однако есть и другие направления снижениязатрат, не требующие больших капиталовложений. К такому выводу автор пришел врезультате практического опыта-эксперимента в ходе отправки на экспорт повнешнеторговому контракту кузнечного пресса с усилием 4000т, весом примерно 270т.Транспортировка осуществлена железнодорожным и морским транспортом.
Автор использовал принцип поиска напериферии, за пределами производственного процесса, в смежных с производствомсферах, которые мало освещались в ходе обучения и которым, вероятно, маловнимания уделяется на некоторых предприятиях машиностроения, что подтверждаетсяопытом.
Речь в работе пойдет о снижениинепроизводственных затрат, связанных с упаковкой и транспортировкой продукциипредприятия. При решении этой задачи на машиностроительном заводе имеетсядостаточно факторов для дальнейшей минимизации общезаводских затрат.Руководителю предприятия (экономисту) следует знать, синтезировать имаксимально использовать в управленческих решениях возможности по повышениюэффективности как в ходе производственных процессов, так и при решении логистическихзадач по упаковке и транспортировке продукции:
— особенно, когда в последнемзаинтересован покупатель;
— особенно, когда за наиболее выгодные дляпокупателя условия транспортировки и упаковки в конкуренцию с предприятием вступаютдилерские фирмы и малый бизнес, для которых разница с плановыми показателями,полученная при снижении затрат на упаковку и транспортировку составят гораздобольшую долю дохода, чем для крупного предприятия.
Актуальность темы дипломного исследованияобусловлена тем, что затраты на упаковку и транспортировку готовой продукции,относящиеся к области логистики, на многих предприятиях не анализируются, авоспринимаются «как есть», как неизбежность. В то же время, что было доказанопрактическим опытом при определении финансовых результатов хозяйственнойдеятельности организации именно при учете коммерческих расходов появляютсяотрицательные значения. Руководители пытаются искать выход в модернизации иоптимизации производственного процесса, зачастую достигая при этомопределенного успеха. Однако камень преткновения для многих организаций оченьчасто лежит именно в организации упаковки и транспортировки, которая находитсяна уровне середины прошлого века.
Подчеркивая еще раз актуальностьисследований проведенных в данной работе на основе практического опыта, следуетобратить внимание на то, что в условиях единичного производствакрупногабаритных и тяжеловесных изделий машиностроения затраты на упаковку итранспортировку достаточно велики из-за своей сложности, неповторимости,уникальности и громоздкости и игнорировать их руководству предприятия неследует.
Сутью проведенной экспериментальнойотгрузки является отказ от упаковки в ящики, предложенной на основе заводскойдокументации, тяжеловесных узлов и деталей кузнечного пресса весом до 16-18т.Вместо этого осуществлена укладка (установка) соответствующих узлов и деталейна поддоны, ложементы, рамы, салазки, что на порядок позволило сэкономитьденежные средства на пиломатериалы. Для защиты от атмосферных осадковиспользована битумная смола и некоторые другие материалы, являющиеся хорошимантикором для предотвращения ржавчины при транспортировке в условиях обильныхосадков, а также при морской перевозке. В результате отказа от излишней упаковкив ящики габаритные размеры всех грузовых мест значительно снизились. Этопозволило вместо запланированных железнодорожным цехом завода под погрузку 7-мижелезнодорожных универсальных платформ, весь комплект деталей и узлов прессаразместить и закрепить на 4-х платформах и в 2-х 20ти тонных контейнерах. Врезультате экономический эффект составил – 2254037,68 руб. с одного пресса или56,45%. При этом соблюдены все требования ОАО «РЖД» по соблюдению безопасностиперевозки по железной дороге подобных грузов. Груз доставлен заказчику.
Целью проведения дипломного исследованияявляется расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемой авторомметодики погрузки и транспортировки готовой продукции.
Для решения поставленной цели в дипломномисследовании были решены следующие задачи:
1. проведен финансовый анализ, анализфинансовой независимости ЗАО «Корона», по результатам которого были сделанывыводы об эффективности деятельности организации в настоящее время;
2. рассмотрены теоретические аспектыорганизации и учета затрат на упаковку и транспортировку, проанализированыприменяемые методы оптимизации данного типа затрат в существующей ситуации;
3. разработаны предложения по оптимизациизатрат на упаковку и транспортировку готовой продукции на ЗАО «Корона», сделанрасчет возможного экономического эффекта от его внедрения.
Предметом исследования являются затраты наупаковку и транспортировку готовой продукции; объектом исследования являетсяЗАО «Корона».
Дипломная работа состоит из введения, трехглав, разбитых на параграфы, заключения, списка использованной литературы иприложений.
1 Теоретические основы управления издержками обращения
 
1.1 Понятиеоб издержках обращения
Социально-экономическая роль издержекобращения заключается в том, что они призваны обеспечить нормальный процесстоварного обращения, реализацию предметов широкого потребления с цельюудовлетворения запросов населения. Повышение эффективности издержек обращения,их формирование в общественно-необходимых размерах позволяет увеличить прибылькооперативной торговли, часть которой направляется на дальнейшее развитие исовершенствование ее материально-технической базы — необходимого условияулучшения качества торгового обслуживания[2].
В экономической литературе и нормативныхдокументах часто применяются такие термины, как «издержки», «затраты»,«расходы». Ознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделатьвывод о том, что в своей основе все эти понятия имеют одинаковый смысл в том,что это – затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций.
Термин «издержки» применяется, какправило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные свыполнением определенных операций. Они включают в себя как явные(бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки[3].
Под затратами следует понимать явные(фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами – уменьшениесредств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессехозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья,материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы исвязанную с ним часть затрат – расходы.
На такое понимание вышеуказанных терминовнас ориентирует стандарт 18 МСФО «Выручка», а также отечественные ПБУ 9/99«Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации». В соответствии с указаннымидокументами расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива.Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственнойсвязи между понесенными затратами и поступлениями по определенным статьямдохода. Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя изэтого в бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на ихполучение, называемыми расходами[4].
Возникающие в процессе хозяйственнойдеятельности организаций затраты, в широком смысле, являют собой многограннуюкатегорию. Принято различать:
 затраты предприятий на покупкутоваров, предназначенных для реализации и создания необходимых запасов(средства не затрачиваются, а авансируются и, постоянно находясь в оборотепредприятия, возмещаются за счет собственного оборотного капитала икраткосрочных кредитов банка);
 капитальные вложения в расширенноевоспроизводство основных фондов, как единовременные затраты, возмещаемые засчет собственных средств, долгосрочных кредитов банков, других заемных средств;
 текущие затраты (издержкиобращения), связанные с организацией торгового процесса и возмещаемые врезультате получения выручки[5].
Механизм хозяйствования предприятияопределяется степенью управляемости затратами. Необходимо учиться управлятьзатратами, т.е. своевременно принимать меры по оптимизации соотношения «затраты– результаты». Организации потребкооперации рассматриваются как крупныересурсопотребляющие системы, поэтому издержки являются одним из существенныхфакторов прибыльности.
Следовательно, предстоит разработатьпрограммы укрепления финансового состояния организаций потребительскойкооперации, ориентированные на максимальную мобилизацию имеющихсявнутрихозяйственных резервов, увеличение доходов и экономное расходованиесредств[6].
Режим оптимизации расходов представляеткомплекс экономических, производственно-технических, организационных и другихмер и условий, направленных на обеспечение наиболее рационального использованиявсех видов ресурсов на всех стадиях воспроизводства. Он предполагает применениепрогрессивной техники и технологии, механизацию и автоматизацию труда,укрепление трудовой дисциплины, совершенствование материально-моральногостимулирования. Соблюдение этих принципов означает наиболее эффективноеиспользование материальных, трудовых и финансовых ресурсов во всех сферахдеятельности.
Пределы сокращения издержек обращенияимеются, что подтверждается практической деятельностью и опытом работыотдельных организаций. Поэтому проблема должна быть поставлена так: оптимизацияиздержек обращения — основа роста накоплений, направляемых на укреплениематериально-технической базы организаций и повышение жизненного уровняобслуживаемого населения и работников[7].
На сумму издержек обращения влияетмножество факторов: как общеэкономического характера, так и зависящих отконкретных условий деятельности организации. Одни из них вызывают уменьшение (впроцентах к товарообороту) издержек, другие — увеличение. Наиболее подверженизменению уровень издержек обращения. Он не является постоянной величиной, таккак складывается под воздействием как объективных, так и субъективных факторов.Для обеспечения финансовой устойчивости организации важно задействовать тефакторы, которые непосредственно зависят от деятельности самой кооперативнойорганизации.
В экономической и учебной литературерасходы на продажу рассматриваются как выраженные в денежной форме затратыживого и овеществленного труда, связанные с осуществлением прогнозируемой связимежду производством и потреблением, опосредствованные товарным обращением(денежное измерение суммы ресурсов, используемых с определенной целью). Расходына продажу представляют:
 расходы на перевозку товаров;
 расходы на хранение;
 расходы на подработку,подсортировку и приведение товаров в форму, пригодную для продажи;
 расходы непосредственно напроцесс торговли[8].
Таблица1.1
Направления классификации издержек обращения[9]№ Предмет классификации Подразделнения классификации 1 Экономическая природа
чистые;
дополнительные 2 Экономическое содержание
элементы;
статьи 3 Отрасль деятельности
издержки розничной торговли;
издержки оптовой торговли;
издержки предприятий питания;
издержки закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья и т.п.; 4 Функции деятельности в торговле (в разрезе общих групп затрат)
снабженческо-заготовительные;
производственные;
коммерческо-сбытовые;
организационно-управленческие; 5 Отношение к товарообороту
постоянные (к условно-постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых не зависит от изменения объема оборота розничной торговли или зависит от него в незначительной степени);
переменные (к переменным относят расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема оборота розничной торговли). В свою очередь переменные издержки обращения могут быть:
·8 пропорциональные — изменяются в зависимости от степени загрузки производственных мощностей (например, аккордная заработная плата);
·9 прогрессивные — повышаются быстрее степени загрузки производственных мощностей (надбавки к заработной плате за сверхурочную работу и доплаты за работу в праздничные дни; расходы, связанные с выпуском бракованной продукции);
·10 дегрессивные — растут медленнее, чем количество произведенной продукции (скидки с цены при закупках большого количества 6 Способ калькуляции
прямые (расходы, которые непосредственно могут быть отнесены на конкретную группу товаров);
косвенные (расходы, относящиеся к деятельности организации в целом, то есть не могут быть отнесены на конкретную группу товарную группу, например, заработная плата аппарата управления и тому подобное);
в разрезе потоварных групп;
в разрезе центров затрат, центров ответственности. 7 Отношение к реализации
относящиеся к реализованным товарам;
относящиеся к остатку нереализованных товаров 8 Факт отражения в бухгалтерском учете
явные (внешние или эксплицитные) – связаны с оплатой используемых ресурсов, не являющихся собственностью данного предприятия, и находят отражение в бухгалтерской отчетности;
неявные (внутренние или имплицитные) – представляют компенсацию за самостоятельное использование предприятием собственных ресурсов и состоят из расходов по использованию оборудования, зданий, автотранспорта и т.д., которые не отражаются в бухгалтерской отчетности, но должны быть учтены при оценке получаемой прибыли 9 Распределение по отраслям деятельности
прямые;
общие 10 Цели принятия управленческих решений
явные;
альтернативные;
релевантные;
нерелевантные;
эффективные;
неэффективные 11 Период прогнозирования
краткосрочный период;
долгосрочный период 12 Возможности планирования
планируемые;
непланируемые;
безвозвратные 13 Способ нормирования
в пределах установленных стандартов, норм и смет;
по отклонениям от них 14 Способ организации
по местам и сферам возникновения;
по функциям деятельности;
по центрам ответственности 15 Возможности учета
экономические элементы и статьи калькуляции;
одноэлементные и комплексные;
основные и накладные;
прямые и косвенные;
постоянные и переменные;
текущие и единовременные 16 Возможности контроля
контролируемые;
неконтролируемые 17 Возможности регулирования
регулируемые;
нерегулируемые 18 Способы стимулирования
обязательные;
поощрительные 19 Возможности анализа
фактические, плановые, стандартные и нормативные;
полные и частичные;
общие и структурные; 20 Отношение к налогообложению
элементы и статьи;
затраты, оказывающие и не оказывающие влияние на налогооблагаемую прибыль 21 Временной признак
текущие;
будущего отчетного периода;
предстоящие 22 Степень целесообразности понесенных затрат
полезные;
бесполезные
Сложившаяся практика показывает, чтозатраты учитываются в двух следующих формах.
1. Для измерения прибыли – путем сравнениярасходов с доходами.
2. Для контроля затрат – путем сравненияих с установленными стандартами.
Практика организации управленческого учетав экономически развитых странах предусматривает разные варианты классификациизатрат в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат.
Под направлением учета затрат понимаетсяобласть деятельности, где необходим обособленный, целенаправленный учет затрат.
Обычно в учете накапливается информация отрех категориях затрат:
 расходы на материалы;
 расходы на рабочую силу;
 накладные расходы[10].
Затем обобщенные затраты распределяются понаправлениям учета:
 калькулирование и оценкасебестоимости товаров;
 подготовка и принятие управленческихрешении;
 осуществление процесса контроля ирегулирования.
В каждом из перечисленных выше трехнаправлений, в свою очередь, происходит дальнейшая детализация затрат взависимости от целей управления.
Предложенная выше классификация издержекобращения необходима для эффективного управления затратами торговыхпредприятий.
Группировка затрат в целях управлениянамного шире, чем группировки затрат финансового учета. Практика организацииэффективного анализа и контроля предусматривает разные варианты классификациизатрат в зависимости от целевой установки, направлений учета и контроля затрати обоснования управленческого решения. Потребители внутрихозяйственнойинформации о затратах определяют то направление учета, контроля и анализа,которое необходимо им для обеспечения информацией по управленческому вопросу,касающемуся издержек обращения. Детализация затрат организуется в зависимостиот целей управления[11].
1.2 Методы управления издержками обращения
Методология анализа и контроля строится сучетом следующих факторов:
 меняется целевая направленностьучета, анализа и контроля, когда вместо контрольной функции по даннымретроспективной информации обосновывается переход к решению управленческихзадач по планированию и прогнозированию затрат;
 меняется информационная база: наоснове взаимопроникновения функций планирования, нормирования, учета, контроляи анализа создается интегрированная база данных, совершенствуются и внедряютсявнутрихозяйственные формы отчетности;
 формируется управленческий учетна предприятии, исходя из требований анализа и контроля;
 меняется инструментарий за счетспособов, учитывающих инфляционные процессы, предпринимательский риск,состояние потребительского рынка;
 меняется учетная политика подвлиянием государственного регулирования; финансово-хозяйственная стратегияпредприятия отражается в выборе учетной политики, что, в свою очередь,отражается на аналитической интерпретации внутрихозяйственной отчетности дляповышения количественных и качественных характеристик[12].
Развитие методологии анализа и контролярассматривается на основе глубинной сущности категорий:
 центр затрат;
 центр ответственности;
 издержки обращения;
 финансовый результат;
 доходы и расходы.
Разработка вопросов теории анализа иконтроля издержек обращения опирается на базовые понятия и концепции общейтеории экономического анализа, теории управления, теории управленческого учета,теории аудита и контроллинга. Используются также межпредметные взаимосвязи дляпостановки и достижения цели анализа и контроля затрат. Обоснованы следующиефакторы, влияющие на развитие методологии анализа и контроля затрат:
 влияние рыночных отношений надеятельность потребительской кооперации;
 влияние развитиязаконодательно-правовой базы деятельности предприятий потребительскойкооперации;
 влияние процесса реформированиябухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации;
 развитие менеджментакооперативного хозяйства;
 развитие автоматизированныхинформационных технологий.
При формировании метода анализа и контролясоблюдались следующие принципиальные особенности:
 системный, комплексный подход;
 принцип сопоставления затрат ивыгод;
 преемственность результатованализа и контроля;
 ориентация на запросы субъектаанализа[13].
Под методом анализа и контроля издержекобращения будем понимать системное, комплексное изучение поведения затрат сцелью определения путей оптимизации издержек и эффективности деятельноститорговых предприятий потребительской кооперации и формирования учетно-аналитическойинформационной базы для определения результатов на уровне центровответственности.
В процессе проведенных исследованийопределен качественный инструментарий анализа издержек обращения за счетрасширения способов и приемов, позволяющих учитывать следующие факторы:
 альтернативные издержки;
 дифференцированный учет затрат;
 инфляционный процесс.
Используются экономико-математическиеметоды.
Даны рекомендации по совершенствованиюметодологии внутрихозяйственного экономического анализа и контроля, гдеосновное внимание должно уделяться выявлению неиспользованных резервовоптимизации издержек обращения в привязке к уровням управления и к центрамответственности.
Внедрение разработок проведенногоисследования при решении вопросов формирования учетно-экономической информациии ее анализе на ряде предприятий потребительской кооперации позволили получитьточную картину прибыльности или убыточности каждого магазина – центраответственности. Расширенный перечень получаемых выходных машинограмм позволилвсесторонне анализировать деятельность центров, выявлять причинынерентабельности магазинов и устранять негативные факторы. Предложенные видыотчетности в разрезе центров ответственности позволяют проводить анализиздержек обращения в постатейном разрезе и определять влияние факторов науровень издержек. Анализ отчетных данных по предложенному перечню показателей вцентрах ответственности позволил обнаружить недостатки в работе магазинов иопределить следующий комплекс управленческих воздействий:
 ликвидировать залежалые товары исверхнормативные остатки ТМЦ;
 организовать правильноеразмещение товарных запасов по магазинам;
 не допускать порожнего пробегаавтотранспортных средств;
 соблюдать требуемый ассортименттоваров и другие меры[14].
Обоснование и принятие своевременныхуправленческих решений позволило снизить число убыточных магазинов.
Среди основных направлений, которыерешаются при постановке предложенной технологии обработки и использованияинформации в рамках учетно-экономической службы, выделим следующие:
 контроль за фактическимииздержками обращения в общей сумме, по отдельным статьям, в разрезе центровответственности;
 контроль за валовым доходом,товарооборотом и уровнем издержек обращения;
 контроль над мерой труда и меройпотребления, над соотношением темпов роста производительности труда изаработной платы работников;
 контроль за эффективнымиспользованием финансовых и материальных ресурсов;
 обеспечение режима оптимизациииздержек обращения;
 выявление резервов экономииресурсов;
 углубление внутрихозяйственногорасчета на базе центров ответственности;
 соблюдение принциповкоммерческого расчета «затраты – результат»;
 совершенствование информационногообеспечения внутрихозяйственного управления;
 формирование информационной базыдля перспективного анализа и планирования издержек обращения в целях финансовойустойчивости и безубыточности предприятия[15].
1.3 Проблемы управления издержками обращения в современнойРоссии
Сущность перспективного анализа и контроляиздержек обращения состоит в том, чтобы путем предварительного изучениясложившихся тенденций, характеризующих фактическое состояние затрат, обосноватьзначение ключевых показателей, определяющих оптимальный уровень затратпредприятия и его безубыточность в будущем с позиции их соответствия целямразвития предприятия и интересам пайщиков в условиях изменяющейся внешней ивнутренней среды и под воздействием принимаемых решений.
Результатом прогнозного анализа и контроляиздержек обращения является формирование вероятностного суждения о будущемсостоянии затрат торгового кооперативного предприятия на основе применяемыхколичественных и качественных методов. В качестве основных показателей,необходимых для характеристики будущего уровня и состояния издержек обращения,могут быть названы ожидаемые значения объема закупок товаров, товарооборота,валового дохода. В этой связи в результате проведенного исследованияразработаны методические подходы к построению плановой сметы – калькуляциирезультатов хозяйственной деятельности центра ответственности – магазина сопределением плановых показателей: объема товарооборота, валового дохода,издержек обращения, прибыли, покупной стоимости товаров.
Одной из основных функций перспективногоанализа и контроля издержек обращения является оценка безубыточностипредприятия[16].
В результате проведённых исследованийпредлагается метод внедрения системы директ-костинг на предприятии розничнойторговли с большим ассортиментом товаров. Система директ-костинг позволяетучитывать товары по степени рентабельности, выделить и определить ассортиментнаиболее рентабельных товаров. Основное достоинство данной системы учетасостоит в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно приниматьразличные оперативные решения по управлению предприятием. В первую очередь этокасается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционныеклассические методы ценообразования, основанные на калькуляции полнойфактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовойполитики предприятия, так как разница между продажной ценой и суммой переменныхрасходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходовна себестоимость конкретных изделий. Но все предлагаемые в отечественной теориии практике методы внедрения директ-костинга применимы для производственныхпредприятий или торговых предприятий с небольшим ассортиментом реализуемыхтоваров. В организациях с широким ассортиментом товаров трудоемко и нерациональносчитать переменные издержки каждого товара, маржинальный доход и другиепоказатели, чтобы определить наиболее рентабельный ассортимент. Поэтому цельюпрактической части работы стал поиск оптимального метода внедрения системыдирект-костинг для предприятий розничной торговли с широким ассортиментомтоваров.
Основные принципы метода заключаются вследующем.
1. При анализе и планировании за основнойпоказатель берётся покупная стоимость проданных товаров.
2. Определяются показатели динамикипокупной стоимости для осуществления дальнейших прогнозов исследуемыхпоказателей.
3. Рассчитываются показатели динамики сучетом инфляции.
4. Определяются основные факторы измененияобъема закупок с учетом влияния внешней среды, рынка сбыта, состояния спроса ипредложения.
5. Применяется классификация издержекобращения на постоянные и переменные.
6. Строится графическая модельбезубыточной деятельности предприятия на основе совокупности валового дохода,постоянных и общих издержек во взаимосвязи с покупной стоимостью товаров (рис.1).
7. Применяется графический способсравнения плановой и фактической точек безубыточности.
8. Применяется принцип существенности дляоценки влияния факторов на результат анализа безубыточности и обосновываетсясущественность анализа и контроля переменных издержек.
9. Анализируется поведение переменныхзатрат в разрезе статей издержек обращения в зависимости от изменениятоварооборота в целях перспективного планирования и нормирования переменныхиздержек.
10. Предлагается формула прогнозапеременных издержек на базе использования относительных показателей изменениятоварооборота, переменных издержек в базовом периоде и коэффициента сезонности:
/>
где
/>– рост товарооборота;
/>– издержки в базовом квартале;
/>–- издержки в планируемом квартале;
/>– сезонный коэффициент.
11. Планируются переменные и постоянныеиздержки в разрезе статей, товарооборот, прибыль, валовой доход с учётоминфляции.
12. Строится график определения точкибезубыточности на базе плановых показателей, на основе которого будетприниматься решение об уменьшении или увеличении объёма закупок товаров,которые обеспечат плановую прибыль.
/>
Рис. 1.1 – График точки безубыточности[17]
 
Пояснения:
ВД 3 — кривая валового дохода;
FC 3 — кривая постоянных издержек;
TC 3 — кривая общих издержек;
k3 — фактический объем закупок.
13. Определяется предпринимательский риск(операционный леверидж) на основе маржинального анализа.
14. Для уменьшения предпринимательскогориска (операционного левериджа) величину объёма закупок рекомендуетсяподдерживать не менее чем на 15-20% выше точки безубыточности.
15. Обосновываются условия для успешноговнедрения предлагаемого метода и необходимость проведения комплексаорганизационных мероприятий, направленных на согласование работы бухгалтерской,финансовой и управленческой служб[18].

2Анализ управления издержками обращения в ЗАО «Корона»
 
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия
 
ЗАО «Корона» является одним из мировыхлидеров по производству тяжелых механических прессов усилием до 160 МН (16 000т), автоматических прессовых линий, автоматизированных и механизированныхкомплексов для кузнечных и листоштамповочных производств.
Свою первую продукцию – однокривошипныйпресс простого действия усилием 3150 кН – завод изготовил в 1953 году.
С 1955 года завод поставляет своюпродукцию на экспорт.
В 1971 году завод награжден Орденом Лениназа досрочное выполнение Государственного плана по поставкам прессов.
В 1980 году заводу была присужденаМеждународная премия Золотой Меркурий за развитие производства и международноесотрудничество.
В 1984 году группе работников заводаприсвоена Государственная премия СССР за создание высокоэффективных иуникальных тяжёлых механических прессов и на их основе автоматических линий икомплексов.
В 1991 году предприятие преобразовано взакрытое акционерное общество по выпуску тяжёлых механических прессов – ЗАО «Корона».
В 1996 году предприятие перешло на системукачества в соответствии с международным стандартом ISO 9001.
Технический уровень конструкторских разработок,качество изготовления и надежность в работе обусловили конкурентоспособностьпрессового оборудования с маркой ТМП на мировом рынке.
ЗАО «Корона» осуществляет своюдеятельность по следующим направлениям:
· Выпуск кузнечно-прессовогооборудования;
· Проведение шефмонтажа, шефналадки исервисное обслуживание поставляемого оборудования;
· Научно-техническое сотрудничество;
· Модернизация бывшего в употребленииоборудования;
· Заключение кооперационных соглашений;
· Реализация, ремонт, модернизация бывшихв употреблении станков (карусельных, токарных, фрезерных, сверлильных);
· Выпуск оборудования для стройиндустрии;
· Изготовление модельной оснастки издерева и металла;
· Изготовление литых заготовок (чугунное,бронзовое литье), сварных конструкций, металлорежущего инструмента;
· Проектирование и изготовление сосудов,работающих под давлением PV
ЗАО «Корона» выпускает различноеоборудование:
1.  Оборудование для объёмной штамповки
· Оборудование для горячей штамповки
· Оборудование для холодной штамповки
· Оборудование для полугорячей штамповки
· Автоматические линии и комплексы
2. Оборудование для листовой штамповки
· Лонжеронные кривошипные прессы икомплексы
· Однокривошипные двойного и простого действия
· Двухкривошипные двойного и простогодействия
· Четырёхкривошипные двойного и простогодействия
· Прессы-автоматы многопозиционные
· Автоматические линии иавтоматизированные комплексы
3. Оборудование для стройиндустрии
· Механические прессы для изготовлениясиликатного кирпича
· Гидравлические прессы для изготовлениясиликатного кирпича
· Оборудование для изготовления изделийиз ячеистого бетона
4. Нестандартное оборудование
· Линии для брекетирования бытовыхотходов
· Линии намотки проволоки
· Оборудование для изготовлениярезинотехнических изделий
· Оборудование для железнодорожных депо
5. Оборудование для резки проката
· Оборудование для резки заготовок наножницах сортовых кривошипных
· Оборудование для резки заготовок нагидравлических ножницах
Состав предприятия включает в себяпроизводства:
Заготовительное производство, котороевключает в себя:
· Чугунное, цветное, центробежное литьё,литьё в кокиль;
· Изготовление поковок из проката (до 100 кг) и слитков;
· Резку заготовок, сварку, вальцовкузаготовок;
· Ультразвуковую очистку труб, травлениедеталей из труб, гальванопокрытия.
Механообрабатывающее производство, всостав которого входит:
· Механическая обработка деталей изчёрных и цветных металлов, проката меди и латуни;
· Изготовление режущего инструмента,деталей воздухопровода и маслопровода, деталей электрооборудования панели,деталей запчастей КПО.
Сборочное производство, включающее:
· сборку и монтаж механических узлов;
· сборку электро-, гидро- и пневмооборудования;
· сборку неподвижных соединений стермовоздействием (нагрев — охлаждение);
· охлаждение деталей под запрессовку.
Вспомогательное производство, основнымизадачами которого является:
· Математическое моделирование трёхмерныхповерхностей;
· Разработка управляющих программ длястанков с ЧПУ;
· Изготовление штампов, прессформ.
Обслуживающее производство, котороепроводит:
· гарантийное и послегарантийноеобслуживание продукции;
· поставку и установку систем управления,деталей, узлов;
· диагностику и систематическиймониторинг состояния прессового оборудования.
ЗАО «Корона» — предприятие с единичнымтипом производства. Его продукция уникальна. Она имеет большой вес, габариты. Впроизводстве используется большое количество средств механизации, оснастки. Большойобъем ручных и механизированных работ. В то же время из-за большой массы игабаритов изделий используется уникальное оборудование.
Особенности единичного типа производства накладываютотпечаток и на процесс упаковки. Основная величина для калькуляциисебестоимости продукции – заказ. Упаковочный участок в составе железнодорожногоцеха производит различный ассортимент элементов упаковки одновременно для 3-10различных прессов, заказы на которые приняты в производство, являютсясодержанием производственной программы предприятия на период. Затратыупаковочного цеха в этом случае раскладываются пропорциональными долями накаждый заказ (изделие) в этом периоде.
В зависимости от объемов, сложности ипериодичности упаковочных работ для их выполнения создаются бригады рабочих от6-ти и более человек. На ЗАО «Корона» создан упаковочный участок в составе ЖДЦ,в который входит: старший мастер, два мастера и три бригады рабочих, общимколичеством 19 человек (плотники – 11 чел.,, рамщики – 6 чел., трафаретчик –1, склейщик — 1). Основной объем работ – это плотницкие и столярные работы.
При производстве тяжелых (весом до 70 т),крупногабаритных изделий, как на ЗАО «Корона» упаковка деталей и узлов прессапроизводится непосредственно на сборочных площадках. Элементы упаковки – ящики,ложементы, рамы, поддоны изготавливаются на упаковочном участке и доставляютсяв цех к изделиям, где происходит упаковка.
Упаковочные чертежи разрабатываются в бюроупаковки, как на ЗАО «Корона», или конструкторских бюро, занимающихся проектнойдокументацией.
Действующая в настоящее времяпроизводственная структура Общества включает в себя 1115 человек.
В настоящее время организационнуюструктуру управления можно представить в виде следующей таблицы:
Таблица2.1
Организационная структура управления ЗАО «Корона»№ цеха Наименование цеха Численность Всего % к итогу 1 Кузнечный 61 5,5 2 Сварочное производство 133 11,9 4 Механический 86 7,7 15 Механический 81 7,3 5 Сборочный 173 15,5 6 Инструментальное производство 107 9,6 7 Ремонтный 53 4,8 8 Ремонтно-строительный 35 3,1 9 Цех по ремонту энергооборудования 78 6,9 11 Модельный 51 4,6 13 Экспериментально-механический 37 3,3 16 Механический 107 9,6 20 Железнодорожный 52 4,7 27 Компрессорно-кислородный участок 24 2,2 38 Цех по ремонту оборудования, оснащению промышленной электроникой 37 3,3 Итого 1115 100

Высшим управляющим органом является Общеесобрание акционеров, которое принимает все основные решения, которые могутоказать решающее воздействие на развитие организации.
Управленческие отношения базируются насочетании принципов единоначалия, коллегиальности, активности членов трудовогоколлектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.
Отношения координации характеризуютсягоризонтальными связями между отдельными работниками и организациями,вступающими во взаимодействие для обеспечения определенного уровня качества иассортимента поставляемой продукции или его улучшения.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Активы предприятия по составу ифункциональной роли делятся на:
· основной капитал (внеоборотные активы):основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство,долгосрочные финансовые вложения;
· оборотный капитал (оборотные активы):материальные оборотные средства, денежные средства, средства в текущих расчетах(обязательства).
Таблица2.2
Сравнение динамики активов и финансовых результатовПоказатель 2004 2005 2006 Абсолютные отклонения, тыс. руб. Темп прироста, % 2005 – 2004 2006 – 2005 2006 – 2004 2005/ 2004 2006/ 2005 2006/ 2004 Средняя величина активов за период 421892 711811,5 1065513,5 289919,5 353702 1023324,5 68,72 49,69 152,56 Выручка от реализации 192139 244337 665908 52198 421571 473769 27,17 172,54 246,58 Прибыль от реализации 25138 -48961 -1094 -74099 47867 -26232 -282,83 97,77 -104,35
Из таблицы видно, что средняя величинаактивов в 2005 году по сравнению с 2004 на 289919,5 тыс. руб. или на 68,72%, в2006 году произошел дальнейший рост на 353702 тыс. руб. или на 49,69%. Такимобразом, за два года средняя величина активов возросла на 1023324,5 тыс. руб.или на 152,56%, то есть более, чем в 1,5 раза. Это говорит о росте предприятия,расширении производства. Прибыль от реализации в 2004 году составила 25138 тыс.руб., в 2005 году был зафиксирован убыток в размере 48961 тыс. руб., а в 2006году убыток составил 1094 тыс. руб. Важным показателем оценки финансовогосостояния является темп прироста реальных активов. Реальные активы – этореально существующее собственное имущество и финансовые вложения по ихдействительной стоимости. Темп прироста реальных активов характеризуетинтенсивность наращивания имущества и определяется по формуле:
/> где
А – темп прироста реальных активов,
С – основные средства и вложения без учетаизноса, торговой наценки по нереализованным товарам, нематериальных активов,использованной прибыли;
З – запасы и затраты;
Д – денежные средства, расчеты и прочиеактивы без учета использованных заемных средств;
Индекс «0» — предыдущий год;
Индекс «1» — отчетный год.
Имеем:
/>
Таким образом, интенсивность приростареальных активов за два года составила 198,52%, что свидетельствует обулучшении финансового состояния хозяйствующего субъекта.
Следующим моментом предварительногоанализа является изучение динамики и структуры источников финансовых ресурсов.
При анализе структуры пассивов реализуютсяследующие цели:
· определяется соотношение между заемнымии собственными источниками средств предприятия – значительный удельный весзаемных источников (более 50%) свидетельствует о рискованной деятельностипредприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности; такой рискможно оправдать при условии ускорения оборачиваемости оборотных средств заотчетный период;
· выявляется обеспеченность запасов изатрат предприятия собственными источниками, а также с учетом долгосрочного, азатем и краткосрочного кредитов; этот анализ дает наиболее полное представлениеоб обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования;
· рассматриваются причины образованиякредиторской задолженности (зависящие от предприятия), ее удельный вес,динамика, структура, доля просроченной задолженности.
Пассивы предприятия, то есть источникифинансирования его средств, делятся на:
· собственные средства (уставный капитал,непокрытый убыток прошлых лет, нераспределенная прибыль);
· заемные средства (долгосрочные заемныесредства и краткосрочные заемные средства).
Анализ пассивов ЗАО «Корона» показал, чтосумма всех источников финансовых ресурсов за 2005 год возросла на 482785 тыс.руб., а за 2006 год – на 224619 тыс. руб., в том числе собственные средстваснизились на 133140 тыс. руб. с 207395 до 74255 тыс. руб. или на 64,2% в 2005году и на 93302 тыс. руб. или на 125,65 % (с 74255 до -19047 тыс. руб.) в 2006году, расчеты и прочие пассивы возросли. За 2005 год произошел рост с 66792 до299644 тыс. руб. (на 232852 тыс. руб. или на 348,62%), а в 2006 году наблюдалсярост с 299645 до 499501 тыс. руб. (на 199856 тыс. руб. или на 66,7%). Такимобразом, суммарный рост расчетов и прочих пассивов за два года составил 432709тыс. руб. (с 66792 до 499501 тыс. руб.) или 647,85%.
За отчетный период изменился состависточников средств: доля собственных средств снизилась на 45,71% с 44,09% наконец 2004 года до -1,62% на конец 2006 года, доля расчетов и прочих пассивоввозросла на 6,61% с 28,21% до 42,41%. Снижение доли собственных средствотрицательно характеризует работу ЗАО «Корона».
Осуществлялось привлечение краткосрочныхкредитов.
Структуру пассивов характеризует:
Коэффициент финансовой независимости(автономии) – отражает долю собственного капитала в общей сумме авансированногокапитала:
К=собственный капитал / общая величинаисточников средств:
К2004= 207395 / 470419 = 0,44
К2005= 74255 / 953204 = 0,08
Котчет= — 19047 / 1177823 =-0,02
Поскольку коэффициент автономии в 2004году = 0,44, а в 2006 году он составил – 0,02 (учитывая то, чем выше значениеэтого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо отвнешних кредитов предприятие), можно сказать, что предприятие находится внезавидном положении. В течение анализируемых двух лет финансовая устойчивость,определяемая на основании коэффициента финансовой независимости (автономии)стабильно снижается. Если в 2004 году значение данного показателя хотя и несоответствовало нормативному (не менее 0,5), но было к нему близко, то вследующие годы значение показателя финансовой независимости стало простокритическим. На данном этапе предприятие не стабильно, являетсянеплатежеспособным, т.к. прочие оборотные активы не покрывают кредиторской задолженностии прочих краткосрочных пассивов, т.е. необходима оптимизация структурыпассивов. Также оно чувствительно ко всем изменениям, происходящим как на самомпредприятии, так и к факторам, действующим со стороны.
Финансовая устойчивость может быть восстановленапутем обоснованного снижения затрат и пополнения источников формированиязапасов (увеличение реального собственного капитала за счет накоплениянераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли в фонды накопления),оптимизации структуры источников средств.
Коэффициент финансового рычага (плечофинансового рычага) – характеризует соотношение между заемными и собственнымисредствами предприятия:
К = заемный капитал / собственный капитал
К2004 = 263024 / 207395 = 1,27
К2005 = 878949 / 74255 = 11,84
К2006 = 1196870 / — 19047 =Показатель не определяется.
Соотношение заемного и собственногокапитала находится в пропорции, таким образом, что можно сказать: предприятие всвоей деятельности использует, в основном, заемные средства.
Как и все вышеперечисленные показатели,этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивостипредприятия. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимостипредприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о некотором снижении финансовойустойчивости.
Коэффициент финансовой зависимостисвидетельствует о степени зависимости предприятия от внешних источниковфинансирования:
К = заемный капитал / общая величинаисточников средств
К2004 = 263024 / 470419 = 0,56
К2005 = 878949 / 953204 = 0,92
К2006 = 1196870 / 1177823 =1,02
Коэффициент финансовой зависимостистабильно рос в течение всего анализируемого периода. В 2004 году он составил0,56, в 2005 – 0,92, а в 2006 – уже 1,02. Рост этого показателя в динамикеозначает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия, чтоявляется негативной тенденцией, говорит о зависимости предприятия от внешнихфакторов. Согласно нормативным показателям, значение данного коэффициента недолжно превышать 0,5. Таким образом, финансовое состояние организации нельзяназвать устойчивым или стабильным, оно постоянно ухудшается.
Следует помнить, что увеличение оборота(остатков в балансе) текущих активов, также как и ускорение оборачиваемостикредиторской задолженности (уменьшение остатков в балансе), сопровождаетсяоттоком денежных средств, и наоборот, ускорение оборачиваемости запасов.Средств в расчетах и других текущих активов (уменьшение остатков в балансе), атакже увеличение периода погашения краткосрочных обязательств (увеличениеостатков кредиторской задолженности) связаны с притоком денежных средств.