Основы местного самоуправления

Тема №1. Муниципальноеправо, как отрасль права, наука и учебная дисциплина
Муниципальноеправо, как отрасль права
А)Предмет муниципального права – это общественные отношения возникающие в сфереместного самоуправления (МСУ)
Ст.130Конституции РФ
МСУ- осуществляется на всей территории Российской Федерации
Ст.12 Конституции РФ«…Органы местного самоуправления не входят в структуру ОГВ..»
Местные (городскаяритуальная служба; поликлиники; школы кинотеатры)
Принципы МСУ(управление самим собой)
1.    Принципсамостоятельности (принятие решений самим населением)
2.    Принципсамодостаточности (решаемые задачи), то что может решить население
3.    Принципсамообеспечения (в рамках местного бюджета)
Не смотря на все этоМСУ и Государственная власть – это формы единой публичной власти (Наиболееприближенной к населению)
СТ.1 ст. № 131 Ф.З
МСУ – формаосуществления народом своей власти, обеспечивающая ( в пределах, установленныхКонституцией РФ, Федеральными законами, Законами субъектов федерации)самостоятельное  (под свою ответственность) решение населения, непосредственно и/или через ОМСУ вопросов местного значения (ВМЗ) исходя из интересов населенияс учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы местногозначения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельностинаселения, муниципального образования, решение которых в соответствии сКонституцией РФ и Федеральным законом, осуществляется муниципальнымобразованием самостоятельно
Делегирование (передачаполномочий) опеки и попечительства
1.    Императивный(властный)
2.    Диспозитивный(право выбора)
3.    Методгарантий (на федеральном уровне)
4.    Методрекомендаций (рекомендации но не указания)
В) I.Посодержанию муниципально-правовые отношения:
1.  ОрганизациейМСУ (муниципальное образование, утверждение символики)
2.  Отношения,характеризующие муниципальною деятельность по непосредственномужизнеобеспечению населения, муниципальных образований (в процессе решениявопросов населением)
3.  Отношения,в которых находит свое воплощение деятельность ОМСУ по осуществлению отдельныхгосударственных полномочий.
Признакимуниципально-правовых отношений:
a)  Локально-территориальныйхарактер (на местном муниципальном уровне)
b)  Комплексныйхарактер (реализация задач и функций) Экономика и т.д.
c)  Специфическийкруг субъектов (население либо должностные лица)
Субъекты 1. Специфические
a)  Муниципальноеобразование (населенная территория, имеющая свои территорильные: устав, бюджет,символику)
b)  Городскиеи сельские поселения
c)  Муниципальныйрайон
d)  Районыг.Москвы и Санкт-Петербурга
Субъектынаделенные правом принимать решение или участвовать в их принятии, по вопросамместного значения:
a)  Население
b)  Сходграждан (если деревня – 100 человек, то нет необходимости избирать главу)
c)  Собраниеили конференция граждан (Конференция – собрание командиров)
d)  ОМСУ(представительная (депутаты Городской думы ) и исполнительная- распорядительная(местная администрация))
e)  ГражданеРФ (не зависимо от пола, расы, национальности)
Субъекты,которые в той или иной форме содействуют осуществлению МСУ
a)  ОрганыТОС (территориально общественного самоуправления, исполнительный орган –совет/СОС)
b)  Объединениямуниципальных образований (прим: Союз малых городов России)
c)  Государственныеорганы (губернаторы)
d)  Общественныеобъединения
e)  Предприятия,учреждения и организации
Муниципальное право,как отрасль права – это комплексная отрасль права, представляющая собойсовокупность правовых норм, характеризующих и регулирующих общественныеотношения возникающие в процессе организации местного самоуправления.
II.Общая часть и Особенная часть.
Источники :
ü Указы президента
ü Постановленияправительства
ü Хартия
ü Федеральныезаконы
ü Договоры
ü Обычаи
III.Муниципальное право как наука и учебная дисциплина – это совокупность знаний,идей, теорий о местном самоуправлении.

Тема №2.Местноесамоуправление. История. Современное состояние. Перспективы развития
I.Периоды Развития МСУ в России:
1.  5-8вв. – заселение территории России
2.  С8 в. – возникновение государства
3.  С11 –по 15 вв.период феодальной раздробленности (князья властвуют в своихвотчинах)
Пскови Новгород(республика)- делился на секторы, назначались гласные (Вече – главныйуправляющий орган(житель Новгорода, мужчина, занимающийся ремесленничеством)).
4.  Связываетс именем Ивана Грозного (централизовал государство, реформы, система кормления)
2-яполовина 15 – начало 18 вв.
5.  1533-1538гг. – Земская реформа (реформы Елены Глинской)
Оформлениекрепостного права, земство могло пожаловаться на князя. Либо вообще его непринять.
6.  Началоабсолютизма (Петр I) с конца 16 –по первую половину 17 вв.
1699 г– Бургомистерская палата (выборный орган для населения)
7.  ЕкатеринаII
1785 г– издание документа «Жалованная грамота городам»
Закрепилдокументально 2 основных принципа МСУ:
a.  Всесословность при формировании местных органов власти
b.  СамостоятельностьМСУ
8.  АлександрII
1861 г– Отмена крепостного права (люди почувствовали себя наиболее свободными )
1867 г– Сельская земская реформа
1870 г– в городе
Положениео земских учреждениях:
1)  Улучшитьместное хозяйство
2)  Датьвыход своб. движ. Общества
3)  Сельскийсход – орган, решал глобальные проблемы.
Полномочия:
A.Деласвязанные с землевладением (межевание) – определенные границы;
B. Содержаниесельских приходов (церковная казна);
C. Вопросы опеки ипопечительства (часть детей брали в монастыри);
D.Принятиемер при чрезвычайных ситуациях (засухи, пожары, наводнения);
E. Назначалсельского старосту.
9.  Революция1917 – 1990 гг.
Подходы в развитии МСУв советский период:
1.  МСУ– не было и быть не могло (инициативы у местного населения не было).
2.  МСУ– в Советский период было, но осуществлялось местными ОГВ.
3.  МСУ- в Советский период официальной властью не признавалось, но отдельныепоявления были .
Вывод
1)  МСУв России развивается в периоды ослабления централизованной власти.
2)  Реформысамоуправления инициировались самой централизованной властью
III.Реформы МСУ в Российской Федерации (этапы):
1)  1990 г– Принят закон о МСУ (Появление термина МСУ)
Местныесоветы народных депутатов получили широкие полномочия наорганизационно-политическое обслуживание населения.
Проведеныместные реформы и выборы.
2)  Октябрь 1993 г. –Ельцинский переворот.
(ЦЕЛЬ:Принцип: «Берите самостоятельности – сколько хотите»)
*многоеудалось опробовать на практике;
*появиласькатегория муниципальной собственности;
*системаОМСУ была отделена от ОГВ
3)  С 1995 г. — по 2003 гг. принят закон об общих принципах организации МСУ.
В 2003 г. принимается закон № 131 по 1 января 2009 г.
Проблемы в области МСУ
1.  Недостатокфинансирования средств на местном уровне
2.  Нехваткаквалифицированных кадров
3.  Низкийуровень правосознания, заинтересованности населения при осуществлении местногосамоуправления.
 
Тема №3. Понятие,принципы и гарантии МСУ
 
I.   МСУможно рассматривать в качестве:
a)  Основыконституционного строя;
b)  Правонаселения на самостоятельное решение вопросов МСУ;
c)  Форманародовластия
1*)Конституция: Ст. 3;12;130-133 (Гл.8) (см. ст. 1 Ф.З. №131)
Децентрализованнаясистема управления
Конституция: Ст. 12 –обособленность государственной власти от МСУ (не могут рассматриваться, какструктурные подразделения)
Ст. 16 Конституции –гарантии МСУ
2*) Европейской ХартииМСУ
Определяет МСУ какправо и реальную способность ОМСУ, регламентировать значительную частьпубличных дел и управлять ею, реальную способность, в интересах населения.
Основной субъект –органы МСУ (по хартии)
Конституция в отличииот хартии – признает основным субъектом население, а не органы МСУ (ст. 130Конституции)
Население не можетотказаться от своего права на осуществление МСУ, ибо МСУ, его осуществление,необходимый элемент конституциональной организации власти народа.
Признавая правонаселения на МСУ – государство признает самостоятельность МСУ. В пределах егополномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия дляосуществления данного права
Ст. 33 Конституции:право на судебную защиту (для защиты нарушенных прав).
3*) Ст. Конституции –народ осуществляет свою власть:
1.  Непосредственно/ выборы, референдумы
2.  ЧерезОГВ
3.  ЧерезОМСУ
ОМСУ-форма реализации народовластия.
II. Признаки МСУ:
1.  МСУимеет свой субъект/население.
2.  МСУзанимает особое место в демократическом механизме управления обществом, отгосударства. (Ст.12 Конституции) Конкурс при назначении главы местнойадминистрации (в конкурсной комиссии может находиться один представитель ОГВ)
3.  МСУимеет свой объект управления (вопросы местного значения). Гл 3 закона №131
4.  СамостоятельностьМСУ гарантируется государством (ст. 12 Конституции) – определяеторганизационную обособленность – финансово-экономическая самостоятельность.
5.  ОтветственностьМуниципальных образований (МО),(ответственность несется перед населением).Ответственность ОМСУ и должностных лиц перед государством.
6.  МСУосуществляется с учетом интересов населения. (МО)
7.  ВМСУ находят отражение исторические и иные местные традиции (все обычаи должныучитываться при организации МСУ). В каждом уставе своя символика (Ниж.обл — Олень)
Общие принципы организацииМСУ:-
Этозаконодательно закрепленные обусловленные природой МСУ, коренные идеала иначала.
1.  Самостоятельностьрешения населением ВМЗ/вопросов местного значения:
o  Самостоятельностьосуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других формволеизъявления, а также а также через выборные и другие органы МСУ.
o  Конкретныеформы МСУ структура его органов определяется населением самостоятельно.
o  Обеспечениефинансово-экономической самостоятельностью(самостоятельное управлениемуниципальной собственностью), самостоятельно формируют, утверждают и исполняютместный бюджет. Местные органы устанавливают налоги и сборы.
o  Муниципальноезаконодательство гарантирует самостоятельность местного самоуправления,запрещает ОГВ вмешиваться в деятельность ОМСУ по решению ВМЗ.
o  СамостоятельностьМО гарантируется нормами муниципального права в пределах их полномочий.
2.  Организационноеобособление МСУ его органов в системе управления государством и взаимодействиес ОГВ в осуществлении общих задач и функций (Ст. 34 Ф.З. № 131)
МуниципальноПА по вопросам местного самоуправления значение м.б. отменены органами ихпринявшими, либо судом.
3.  Сочетаниепредставительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан. (Ст.130Конституции). Гл.5 Ф.З. №131 ( все вопросы население не может решитьсамостоятельно).
4.  Соответствиематериальных и финансовых ресурсов МСУ его полномочиям (государство должнооказывать поддержку муниципалитету), т.е. МСУ. МСУ не должно брать на себядополни тнльных полномочий, если нет дополнительных финансовых средств.
5.  Ответственностьорганов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
6.  Многообразиеорганизационных форм осуществления МСУ:
Ø Вызванофедеративным устройством государства (Ст.72 Конституции)
Ø Многонациональностьнашей страны
Ø Разнообразиетипов поселения (городские и сельские поселения) 
Ø Возможностьсамого населения самостоятельно определять структуру ОМСУ.
7.  Соблюдениеправ и свобод человека и гражданина.
8.  Законностьв организации.
9.  Гласность.
10.  Коллегиальностьи единоначалие в деятельности МСУ.
Тема №4. Система МСУ
СистемаМСУ – совокупность организационных форм, посредством которых осуществляетсярешение вопросов МСУ местного значения.
Общие принципы:
Единство системы МСУ
Система конкретногомуниципального образования определяется населением этого образованиясамостоятельно.
Группы организационныхформ:
1)  Формынепосредственного осуществления МСУ. Население не просто участвует, а принимаетконкретные решения. (выборы, референдумы)
2)  Формыучастия населения в МСУ (Гл.5 №131)
3)  Органыи должностные лица МСУ.
Местный референдум –форма прямого волеизъявления граждан, по наиболее важным вопросам местногозначения, в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосованияграждан, место жительства которых расположено в границах муниципальногообразования и обладающих правом на участие в местном референдуме.
Актом высшейюридической силы, имеет прямое действие, применяется на всей территории и ненуждается в утверждении.(Ст.32 Конституции)
ФЗ№131(Ст.22) – регламентирует вопросы местного референдума:
·   Накакой территории проводится референдум
·   Каквыдвигается референдум
·   Ктоучаствует в референдуме
ФЗ от 12.06.2002г. “Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРФ”.
Принципы:
Ø Местныйреферендум проводится на всей территории муниципального образования
Ø Вопросы местногозначения
Ø Проект НПА
Существует рядвопросов, которые не могут быть вынесены на референдуме :
1)  Одосрочном прекращении
2)  продлениисрока полномочий ОМСУ
3)  Оприостановлении ими полномочий, о досрочных выборах или их отсрочке
4)  Оперсональном составе ОМСУ
5)  Обизбрании депутатов и должностных лиц ОМСУ
6)  Обутверждении и освобождении от должности
7)  Опринятии или об изменении Местного бюджета
8)  Изменениефинансовых обязательств
9)  Опринятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности
Местный референдумпроводится на основе демократических принципов:
–всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании.
–свобода и добровольность.
Органы, ответственныеза проведение местного референдума:
1)  Избирательнаякомиссия муниципального образования.
2)  Участковаякомиссия референдумов
3)  Расходына подготовку и проведение местного референдума выделяется из средств местногобюджета.
Участники местногореферендума – граждане, место жительства которых расположено в границах МО
Решение о назначенииместного референдума принимается представительным органом МСУ (ОМСУ)
Инициатива проведенияместного референдума:
1)  Отграждан имеющих право на участие в референдуме
2)  Отизбирательных объединений либо иными объединениями – политическими партиями
3)  Совместноот представительного органа и главы местной администрации.
Голосование вреферендуме может допускаться только в воскресенье.
Решение о назначенииреферендума подлежит официальному опубликованию в СМИ в течение 45 дней со дняобъявления срока референдума.
Образуются участники(не более 3 тыс. участников на участок)
Информационноеобеспечение – комиссии, организации и органы СМИ.
Должны быть ручки, а некарандаши.
Время начала иокончания не менее 10 часов (у нас 12 часов)
2)Муниципальные выборы– форма прямого волеизъявления жителями МСУ, осуществляемого в соответствии сКРФ, Ф.З субъектами Ф.З и уставами МО, в целях формирования выборных ОМСУ.(илинаделение полномочиями выборных должностных лиц МСУ)
Виды муниципальныхвыборов:
1)  Основные:
a)  Очередные
b)  Досрочные
·   Очередные– в связи с истечением срока полномочий должностного лица.
Срокполномочий органов и должностных лиц ОМСУ устанавливается уставом и м.б. неменее 2 лет и не более 5 лет.
·   Досрочные– в случае досрочного прекращения деятельности.
2)  Повторные– в случае, если основные выборы признаются не состоявшимися илинедействительными.
3)  Дополнительные
Избирательная система вуставе назначается из избирательного органа.
Решение о назначениевыборов в ОМСУ должно быть принято не раньше, чем за 90 и не позднее, чем за 80дней до голосования.
Регистрация кандидатов:
1)  Самовыдвижение
2)  Выдвижениеизбирательными объединениями
Условия: возраст 21 год– у нас в городе.
v Сбор подписей
v Избирательныйзалог
3) Формывзаимоотношения депутата, члена выборного ОМСУ, должностного лица МСУ унаселения.
Инст-т отзыва в системеМСУ:
·   Отчётыдепутатов
·   Отзыв(ст.24№131)
Формы взаимодействия снаселением:
v Встречи сизбирателями
v Работа собращениями граждан
v Информированиеизбирателей о своей деятельности и деятельности ОМСУ
v Участие ворганизации и проведении собраний, сходов конференций.
v Формыголосования по изменениям границ МО, преобразование МО
v ТОС –территориально общественные самоуправления.
Отчет депутата – этоофициальное выступление перед избирателями с сообщением о работе, которая былапроделана в целом органом, которое представляет это лицо за определенный периодили лично.
Цель отчета –возможность населения контролировать деятельность депутата.
Отзыв (Ст.24) – этоформа ответственности выборного лица по воле избирателей.
Основание для отзыва –м.б. только конкретное противоправное решение, действие (бездействие) в случаеих подтверждения в судебном порядке.
Стадии:
ü инициированиеголосования по отзыву
ü назначениеголосования по отзыву
ü подготовка кпроведению голосования
ü проведениеагитационной компании
ü голосование иопределение результатов
Отзыв – длительнаяпроцедура, на которое нужно конкретное решение суда.
4)Голосование по вопросамизменения границ муниципального образования, преобразование М.О.
Ст.12 и Ст.13 Ф.З. №131
Вопрос:
Когда изменение границосуществляется с согласия населения (выражается путем голосования), а когда сучетом мнения населения, выраженного представительным органом?
5)Сход граждан(Ст.25Ф.З. №131) – это форма непосредственной демократии, в населениях с численностьюжителей, обладающих избирательным правом не более 100 человек, обладающихизбирательным правом, для решения ВМЗ.
Собраниеи Сход – разные понятия.
Сходграждан осуществляет полномочия представительного органа, МО (представительныйорган формируется).
Можетсозываться:
v Главой М.О.
v Самостоятельно
v По инициативе,от имени 70 человек.
Решение принимается половинойучаствующих схода.(подлежит обязательной публикации)
6)Правотворческая инициатива граждан ст. 26 ФЗ №131
Справотворческой инициативой может выступить :
Инициативнаягруппа, обладающая избирательным правом.
Правилапрописываются: в Уставе.
Проект– подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ (или должностным лицом) в течениитрех месяцев со дня его вынесения( рассматривается на открытом заседании,официально оформлено).
7)Территориальные,общественные самоуправления
ТОС– это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территориипоселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществлениясобственных инициатив по ВМЗ.
1.  Подъездмногоквартирного жилого дома
2.  Многоквартирныйжилой дом
3.  Группажилых домов
4.  Квартал
5.  Микрорайон
6.  Сельскийнаселенный пункт, не является поселением (и иные поселения)
СОС– совет общественного самоуправления.
ТОС– основной формой являются собрания.
8)Публичноеслушанье (ст. 28 ФЗ) – они проводятся для обсуждения проектов муниципальныхактов по вопросу местного значения (ВМЗ) с участием жителей МО, представителямиОМО, либо главой муниципального образования.
Напубличные слушанья выносятся:
Ø Проект уставаМО, а также изменения и дополнения(1 раз в два года изменения)
Ø Проект местногобюджета и отчёт о его исполнении
Ø Проекты планов ипрограмм развития МО
Ø Вопросы опреобразовании МО(необходим учет мнения)
9) Собрание граждан(ст.29)Конференция граждан (ст. 30; собрание делегатов)
—   Дляинформирования населения о деятельности органов и должностных лиц.
—   Дляобсуждения вопросов местного значения
—   Дляосуществления ТОС
10)Опрос граждан (ст. 31 ФЗ) – проводится для выявления мнения населения, на всейтерритории или его части.
Порядокпроведения опроса устанавливается уставом МО(решение определяетсяпредставительным органом) жители д.б. не менее чем за 10 дней до проведения.
11)Обращения граждан в ОМСУ (ст.32)
Подлежатрассмотрению в порядке Ф.З.№59: «О порядке рассмотрения обращения граждан Р.Ф.»
Видыобращения :
Предложение– обращение гражданина не связанное с нарушением его прав, но направленное наулучшение организации деятельности органов, должностных лиц.
Заявление– обращение по поводу реализации принадлежащих ему прав.(предусмотрено взаконе)
Жалоба-обращение по поводу восстановления нарушенных прав или законных интересов.
Ходатайства– письменное обращение гражданина на признание за ним определенного статуса,прав, гарантий, льгот, с предоставлением доказательств их подтвержающих.
III.ОМСУ– это избираемые непосредственно населением и (или) образуемый представительныморганом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению ВМЗ.(гл.6Ф.З. №131)
СтруктураОМСУ определяется населением самостоятельно.
СтруктураОМСУ:
Обязательно входят вструктуру любого МО.
4) Контрольный орган МО
5) Иные ОМСУ,предусмотренные уставом МО – обладающие собственными полномочиями по решениювопросов МЗ.

Тема №5.ОсновыМСУ
Основы МСУ –совокупность норм права, регулирующих качественно однородные общественныеотношения в области МСУ.
I.Правовыеосновы – совокупность норм права, которые разграничивают полномочия ОГВ и ОМСУв связи с осуществлением вопросов МСУ.
1)Разграничениеполномочий:
1.  Федеральныйуровень ст. 71,72 КРФ
2.  УровеньS-в – Ф.З. №184 6.10.1999г. + Ст.72КРФ
3.  Муниципальныйуровень Ф.З. №131 (Гл.3)ВМЗ
Уровни:
         I.     Международныеправовые акты:
1)  Обобщаетсямноговековой опыт МСУ, поколений в разных странах
2)  Учреждаютмноговариантную систему принципов организации МСУ.
3)  Переченьнаиболее распространенных форм МСУ.
4)  Определяютсяприоритеты административного контроля методов МСУ.
5)  Введеныпараметры соразмерности денежных средств, предоставляемых ОМСУ для выполнениявозложенных на них полномочий.
6)  Обязанностьгосударств вести совершенствование внутреннего законодательства по вопросамМСУ.
       II.     Федеральноезаконодательство:
ФЗ№131; №25 “О местной службе”
ФЗ“О государственной регистрации уставов МО” №97 от 25.07.2005 г.
“Огосударственной регистрации МПА”
1)  Устанавливаетгарантии прав граждан на участие в местном референдуме и избирательных правграждан
2)  Устанавливаетюридическую ответственность за нарушения в области МСУ
3)  Правовыеосновы муниципальных служб
4)  Ограничениев распространении некачественных сведений в муниципальных правовых актах
5)  Основымуниципальной собственности
6)  Требуемаяк созданию и прекращению муниципальных унитарных предприятий.
7)  Видыорганов, порядок надзора и контроля за деятельность органов и должностных лицМСУ
8)  Особенноститерриториальной организации МСУ
9)  Видыместных налогов
10)     Бюджетныеи межбюджетные отношения
11)     Геральдическиеправила(Символика М.О)
12)     Порядокпредоставления статистических данных
13)     Классификациярасходов бюджета
14)     Переченьтерриторий с высокой плотностью
Специальные НПА
Наименование органов и должностных лиц МСУ
“О наделении ОМСУ отдельными государственными полномочиями”
Закон Н. области от 21.10.2005 №1403
Закон Н. области 11.11.2005 №176.3
Закон Н области от 3 ноября 2006 г.
Федеральные нормативы оплаты труда муниципальным служащим
Налоговые ставки, подлежащие начислению в местный бюджет
Случаи, когда ОГВ S-ов имеют право издавать НПА по вопросам ВМЗ
Границы и состав территорий МО
Принимаемые в соответствии с ФЗ
Порядок реформ МСУ
Ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращения граждан
Дополнительные гарантии прав граждан на осуществление МСУ.
Нормативные акты по вопросам бюджета и бюджетных отношений
НА определение порядок формирования фондов финансовой поддержки в МО.
2)СубъектыРФ
ЗаконодательствоS-ов.
3)Муниципально-правовыеакты
ИерархияМПА
(гл.7ФЗ-N131)
1.  УставМО (ст. 44 Ф.З.№131)
2.  местныйреферендум или сход граждан.
3.  Актыпредставительного органа МО
4.  АктыГМО
5.  Актыиных органов и должностных лиц МО
УставМО – акт высшей юридической силы в системе МПА (наряду с решением принимаемымна референдуме или сходе)имеет прямое действительное применение на всейтерритории МО.
МПАмогут быть отменены тем кто принял их или судом.
ЭлементыМО(признаки):
·   Принятиеустава отнесено к исключительной компетенции ПО МО
·   Проектустава подлежит официальному опубликование не позднее, чем за 30 дней со дняофициального принятия устава
·   Долженбыть вынесен на публичное слушание
·   Подлежитгосударственной регистрации.
Ф.З N97от 21.07.05 г. «О государственной регистрации уставов МО »
Глава МО направляетУстав в регистрационный орган в течении 15 дней, в течении 30 дней принимаетсярешение, государственное решение устанавливается свидетельством о регистрации.
Вступает в силу послеофициального опубликования.
Чтодолжно содержать муниципальное обращение:
1)  НаименованиеМО, с указанием его границ и составе территорий(Возможно закрепление символикиМО в уставе).
2)  ВМЗ
3)  Организационнаяструктура и порядок формирования ОМСУ
4)  Правовойстатус выборных лиц и иных ОМСУ, должностных лиц МСУ
5)  Условияи порядок организации МСУ
6)  Порядокформирования ОМСУ, их наименование и полномочия
7)  Виды,порядок принятия
8)  Формыи порядок гарантий непосредственного участия населения
9)  Видыответственности и основания ответственности органов и должностных лиц ОМСУ
10)     Экономическаяоснова
11)     Порядоквнесения изменений и дополнений в устав.
12)     Главаадминистрации издает распоряжения, приказы.
Территориальные основыМСУ:
·   Городские
·   Сельские
·   Муниципальныерайоны
·   Городскойокруг
·   Внутригородскаятерритория
Сельское поселение –одна или несколько объединений общих территорий сельских населённых пунктов(посёлков, сёл столиц, деревень, хуторов, аулов) в которых МСУ осуществляетсянаселением непосредственно или ОМСУ.
Сельский населенныйпункт – более 3 тыс. человек и прилегающие сельские поселения менее 1 тыс.человек.
Выделяетсяадминистративный центр – село(транспортная доступность).
Городские поселения –город или посёлок, в которых МСУ осуществляется населением непосредственно иличерез выборных лиц (депутатов). Обязательно входят в состав любогомуниципального района.
В состав территориигорода входят территории предназначенные для развития инфраструктуры.
Муниципальный район –несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, вграницах которой МСУ осуществляется в целях решения ВМЗ межпоселенческогохарактера поселением непосредственно и (или) через иные ОМСУ, которые могут осуществитьотдельные государственные полномочия.
Район:
1)  Изразличных сельских поселений
2)  Изсельских и городских поселений
Городской округ –городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органыМСУ которого осуществляют полномочия по решению ВМЗ поселения и ВМЗмуниципального район. которое может осуществить отдельные государственныеполномочия, территории предназначенные для развития инфраструктур.
Ст.79 Особенностиорганизации МСУ в городах федерального значения.
Ст.80 Закрытыеадминистративно-территориальные образования
Ст.81 Наукограды
Ст.82 Приграничныетерритории
      III.     Экономическаяоснова МСУ – совокупность норм права регулируемые отношения связанные сформированием и исполнением муниципальной собственности.
·   Муниципальнаясобственность (муниципальное имущество)
·   Средствоместных бюджетов
·   Имущественныеправа МО
Виды:
(Объекты) ВМЗ решение
Решение гос. полномочий
Для обеспечениядеятельности органов и должностных лиц МСУ
Ст.50 Муниципальноеимущество
Ст.51 ОМСУ – от имениМО самостоятельно владеет пользуется и распоряжается Мун. Имуществом
Местный бюджет:
1.  Расходы
2.  Доходы
Доходы:
1.  Средствасамооблажения граждан
2.  Местныеналоги и сборы
3.  Отрегиональных налогов и сборов
4.  Безвозмездноеперечисление бюджетных средств, других уровней
5.  Доходыот имущества находящегося в мун.собст.
6.  Чистаяприбыль Мун. предприятий
7.  Штрафы
8.  Добровольныепожертвования
Выравнивание уровнябюджетной обеспеченности МО
·   Дотации
·   Субсидии
Тема№6. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности
I.   Общественнаябезопасность (ОБ) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности,общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Общественный порядок(ОП) – обусловленная потребностями общества система регулируемых социальныминормами отношений, складывается в общественных местах в процессе общения людей,имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальныхусловий труда и отдыха людей, для деятельности государственных органов,предприятий, учреждений, организаций.
Правопорядок –состояние, регулируемых правом общественных отношений, характеризующихсядолжностным уровнем законности, обеспечения и реализации S-хправ, соблюдения и исполнения юридических обязанностей всеми S-права.
Полномочия:
1.  Обеспечениеохраны общественного правопорядка на территории. Городского округа,муниципального района и муниципальной милиции.
2.  Организацияи осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения итерритории муниципального образования от ЧС природного и техногенногохарактера.
3.  Участиев предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах МО.
4.  Организацияи осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальныхпредприятий и учреждений.
5.  Обеспечениепервичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений игородского округа.
6.  Создание,содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб иаварийно-спасательных формирований в границах населенного пункта, поселения илигородского округа.
7.  ОсуществлениеМО мероприятий по безопасности людей на водных объектах, охрана жизни издоровья.
Преграды стоящие напути привлечения общественности и активному взаимодействию с ОВД:
1.  Недостаточнаяправовая база
2.  Крайненизкий авторитет ОВД
3.  Недостаточныйуровень правосознания населения (отсутствует вера граждан изменить что либосвоими усилиями)
4.  Состороны самих ОВД не всегда проявляется желание сотрудничать с общественнымиобъединениями.
5.  Общеэкономическиепроблемы стимулирования граждан к упрочнению правопорядка.
Формы взаимодействияМСУ на территории МО.
1.  Общиеформы:
·   Обменинформации
·   Планированиесовместных мероприятий
·   Разработкакомплексных программ, обеспечение правопорядка и борьбы с преступностью.
2.  Специальныеформы:
·   Организациявыпуска СМИ на правоохранительную тематику.
·   Патрулированиесовместно с ППСМ и Уч.пм.
·   Совместноевыставлении е постов
·   Проведениеиндивидуально-воспитательной работы
·   Разъяснениегражданам законодательства
·   Информированиенаселения о форме самозащиты прав и свобод и способов обращения в ПО.
·   Беседас родителями несовершеннолетних.
3.  Обеспечивающиеформы:
·   Разработкапроектов нормативно правовых актов
·   Снабжениенормативной и методической литературой, обобщение и распространение опыта.
·   Передачаформенной одежды установленного образца
·   Предоставлениепомещений, средств связи, транспорта.
·   Организацияобучения, переподготовки, повышения квалификации.
III.ПерспективыМуниципальной М.
Основные особенности ММ– организация её деятельности, финансирование материально техническогообеспечения возлагается на МСУ.
Ст.12 Конституции
ОМСУ не входят всистему органов гос. власти
Подразделения мун.мил.прежде всего могут быть преобразованы дежурная часть, УУМ, медвытрезвители,места ограничения свободы.
Для осуществленияреформ необходимо в первую очередь определить:
—   Определитьперечень прав и обязанностей ОБ.
—   Способрасчета доходов
—   Состави структура ММ, а также формы и методы взаимодействия с органами ОВД.
—   Статуссотрудника М.
Иные обеспеченияпорядка
·   Добровольческиенародные дружины.
·   ТОС
·   Комиссия.
Создаются при ОМСУ илипо их инициативе.
·   Казачество
·   Частно- детективное охранное предприятие
·   СМИ
Направления:
·   Участиев обеспечении обороны
·   Обеспечениепожарной обороны
·   Обеспечениебезопасности дорожного движения
·   Предупреждениеи ликвидация ЧС.
 
Тема №7. Ответственностьв муниципальном праве и контрольный надзор за деятельностью органов
I.   Ответственностьорганов и ОМСУ –неблагоприятные последствия (правовые) за принятые имипротивоправные решения или неполное выполнение своих функций и задач.Субъект Основания Порядок привлечения Вид меры ответственности Ответственность перед населением СТ.24,71 Депутаты, члены выборных органов МСУ.
Указано уставом МО.
КОНКРЕТНОЕ ПРОТИВОПРАВНОЕ РЕШЕНИЕ Устанавливается уставом МО в соответствии со ст. 24 ФЗ 131 и закона S РФ Лицо считается отозванным если за отзыв проголосовало не мене ½ зарегистрированных избирателей. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. Административная ответственность. Ответственность за совершение Адм. правонарушения КОАП См. в КОАП РФ Имущественная ответственность Нарушение ГПр. Кодекс Должностные лица Административная ответственность В соответствии с КОАП Уголовная ответственность Привлечение УПК, штрафы, лишение прав и свобод Дисциплинарная ответственность Внутренние инструкции Муниципальные служащие Ст. 27 ФЗ №25 которые могут применятся: 1. Замечания 2.выговор 3. Увольнение. (Может быть временно отстранен от занимаемой долности) Ответственность перед государством Ст72,73,74 Представительный орган Принятие правовых актов, против действия законодательства установленного законом. Если по истечению трёх месяцев не приняты меры по исполнению решения суда (Проект закона о роспуске) Роспуск ПО МО со дня вступления в законную силу Глава МО Издание МПА, противоречащее действующему законодательству Если в течении двух месяцев должностное лицо не прекратило своих полномочий, то руководитель S федерации издаёт правовой акт об отрешении его от должн. Отрешение от должности главы МО
II. Виды.
Государственныйконтроль и надзор.
1.Прокурорский надзорФЗ от 17.11.1995
Формы прокурорскогореагирования.
·   Возбуждениеуголовного дела или производство по административному правонарушению.
·   Протестпрокурора на противоречащие закону мун. НПА.
·   Представлениеоб устранении нарушения закона
·   Предостережениео недопустипостимости нарушения закона
2.Судебный контроль
3.Административныйнадзор – самостоятельный вид контроля, надзирательной деятельности Федеральныхи региональных ОИВ.
Субъект: Федеральныеслужбы, инспекции и надзоры в составе Федеральных Министерств и служб. Контрольза осуществлением государственных полномочий.
4.Контрольпредставительством президента РФ
5.Контрольуполномоченного по правам человека
6.Муниципальныймониторинг
Контроль в системе МСУ
1.  Ведущаяроль принадлежит ПО
2.  ГлаваМО
3.  Избирательнаякомиссия
4.  Отраслевоймежведомственный контроль
Общественный контрольза осуществлением МСУ
·   Общественныеобъединения
·   Профсоюзы
·   Органыобщественной самодеятельности
·   Трудовойколлектив
·   СМИ
·   Отдельныеграждане
Полноценныйобщественный контроль невозможен без информационной открытости.
Граждане и многиеобщественные объединения могут осуществлять специальный контроль в отдельныхсферах деятельности.