Истоки духовности в музыке С. В.
Рахманинова
Пушкина В. Н.
«Я
люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником,
от которого пошла вся наша русская музыка».
С.В.
Рахманинов
Классическая
русская музыка уникальна по своей духовной наполненности. Она берет начало от
древних национальных напевов, вплетенных в канву принесенного извне
византийского наследия. Духовная музыка долгое время предшествовала музыке
светской. Она была неотъемлемой частью человеческой жизни. И потому в основе
творчества русских композиторов скрыты истоки национальной культуры. К таким
явлениям по праву принадлежит музыка Сергея Васильевича Рахманинова.
Будущий
композитор родился 20 марта (по старому стилю) 1873 года в усадьбе Семеново
Старорусского уезда Новгородской губернии. Уже в четырехлетнем возрасте
проявились блестящие музыкальные способности мальчика. Некоторые исследователи
сравнивают успехи маленького Сережи Рахманинова со знаменитой одаренностью
Моцарта-ребенка. Однако, несмотря на такой исключительный музыкальный дар, по
сложившейся в семье традиции, Сережу должны были отдать в Пажеский корпус. Но
судьба распорядилась иначе. Родители композитора разорились. Семья переехала в
Петербург, где обучение Сережи в Пажеском корпусе оказалось не по средствам.
Юный Рахманинов поступил на младшее отделение Петербургской Консерватории. Это
событие определило его дальнейшую судьбу.
Огромное
влияние на духовное развитие Сергея оказало его общение с бабушкой, Софьей
Александровной Бутаковой. Именно ей он обязан одним из самых сильных
музыкальных впечатлений детства. Будучи весьма религиозной, Софья Александровна
часто водила внука в петербургские соборы. Позднее композитор вспоминал:
«Целыми часами мы простаивали в изумительных петербургских соборах –
Исаакиевском, Казанском и других, во всех концах города. В соборах часто пели
лучшие петербургские хоры. Я всегда старался найти местечко под галереей и
ловил каждый звук. Благодаря хорошей памяти я легко запоминал почти всё, что
слышал».
О
феноменальной памяти Рахманинова свидетельствует следующая история: однажды
(это было в начале 90-х годов XIX в.), в дом к учителю Рахманинова С.И. Танееву
пришел композитор А.Глазунов. Он собирался продемонстрировать первую часть
своей новой симфонии, которую ещё никто не слышал. Когда произведение было
исполнено, С.И. Танеев вышел и через некоторое время вернулся вместе с
Рахманиновым. «Позвольте познакомить Вас с моим учеником…». Сергей Иванович
представил Рахманинова, сказал, что он очень талантливый человек, тоже только
что сочинил симфонию. Каково же было удивление Глазунова, когда молодой
композитор сел за рояль и исполнил только что сыгранное им сочинение! «Где Вы с
ней познакомились? Я её никому не показывал!» спросил изумленный Глазунов. На
что Танеев поспешил его успокоить, сказав, что Рахманинов сидел в другой
комнате и на слух повторил только что услышанное произведение.
В
1885 году Сережу переводят в Московскую консерваторию к Николаю Сергеевичу
Звереву, самому знаменитому преподавателю игры на фортепиано в Москве в то
время. Зверев не только принял мальчика в свой класс, но и взял его на полный
пансион. Кроме обучения игре на фортепиано знаменитый педагог занимался
нравственным воспитанием ребят. К своим ученикам Зверев относился, как к
собственным детям. Все ученики жили в его доме и обучались за его счет. Режим
занятий был довольно строгий: заниматься приходилось с шести часов утра под
бдительным наблюдением наставника. В эти же годы Рахманинов начинает сочинять
музыку. Первые его произведения на экзамене по композиции так понравились Петру
Ильичу Чайковскому, что тот окружил пятёрку четырьмя плюсами и настоятельно
рекомендовал юному музыканту серьезно заняться композицией.
Окончив
Московскую консерваторию, как композитор и пианист, Рахманинов получает звание
“свободного художника”.Но материальное положение его оставляет желать лучшего,
несмотря на блестящие отзывы на выпускных экзаменах, предложение преподавать в
консерватории он не получил и вынужден был зарабатывать частными уроками. К
тому времени некоторые из его сочинений уже издавались и тоже приносили не
большой доход.
В
1896 году он пишет свою первую симфонию. Эпиграф к ней он выбирает из Библии:
«Мне отмщение и Аз воздам». Это основная идея симфонии: наказание за
неправедность, нечистоту, безверие. Такие мысли часто занимали умы
интеллигенции в те годы. Все предчувствовали страшные перемены – Первую мировую
войну, революцию .Сочиняя симфонию, Рахманинов возлагал на нее большие надежды
.”Я был высокого мнения об этом произведении, построенном на темах из
“Обихода”*-признается композитор. Но надежды не оправдались. После
первого и единственного исполнения, симфонию постиг полный и оглушительный
провал. Для Рахманинова это был удар такой силы, что композитор уничтожил
партитуру и не сочинял почти три года. Симфонию восстановили после его смерти и
сейчас она исполняется многими оркестрами мира.
В
эти годы мучительных переживаний, когда Рахманинову казалось, что он не
состоялся, как композитор, его увлекла мысль о дирижерской деятельности.
Известный московский меценат С.И.Мамонтов, содержащий частную оперу, пригласил
его на пост второго дирижера в свой театр. В то время театр Мамонтова
пользовался большой популярностью. Талантливый меценат собрал у себя лучшие
творческие силы России. В его постановках пели молодой Федор Шаляпин, певица Н.
Забела-Врубель. В оформлении спектаклей, в создании костюмов и декораций
принимали участие крупнейшие русские художники: Серов, Васнецов, Врубель,
Поленов, Коровин. Именно здесь Рахманинов знакомится с великим русским басом
Ф.Шаляпиным, дружбу с которым пронес через всю жизнь. Впоследствии оба артиста
часто выступали вместе. Их дуэт производил неизгладимое впечатление на
современников. “Когда Рахманинов аккампонировал мне, не раз говорил
Шаляпин, -приходилось говорить не “Я пою”, а “Мы поем!”
Работа в Мамонтовском театре помогла композитору выйти из творческого кризиса.
После трехлетнего перерыва Рахманинов снова начинает сочинять.
Одно
из самых известных произведений Рахманинова – музыкальная поэма «Колокола» на
стихи Константина Бальмонта для оркестра хора и солистов. В различных
колокольных перезвонах – праздничном, свадебном, похоронном – он передает всю
человеческую жизнь, от рождения до смерти. Колокола на Руси испокон веков ограждали
людей от беды, созывали на молитву и на бой, провожали в последний путь и
ликовали в праздники. Тема колокольного звона проходит через все творчество
Рахманинова: в симфониях, фортепианных концертах, хорах… «Кажется, что этот
звон плывет над широкой среднерусской равниной», – говорил один из
исследователей творчества композитора.
В
1904 году Рахманинов снова возвращается к дирижерской деятельности, но уже в
Большом театре. Композитор дирижирует в театре всего два сезона. Но результаты
его работы превзошли все ожидания. Благодаря ему театр выходит на новый
профессиональный уровень. Его постановки русских опер стали образцом для
современников. В эти годы Рахманинов становиться признанным пианистом,
композитором и дирижером.
Вершиной
духовного творчества Рахманинова стали «Литургия Святого Иоанна Златоуста» и
«Всенощное бдение». Любовь к церковному пению композитор пронес через всю свою
жизнь. Сочинение Литургии было давней его мечтой. «Об Литургии я давно думал и
давно к ней стремился. Принялся за нее как-то нечаянно и сразу увлекся. А потом
очень скоро кончил. Давно не писал… ничего с таким удовольствием» – говорил он
в письмах к друзьям. В Литургии Рахманинов использует мелодии фольклора,
знаменного пения и имитации колокольного звона, что придаёт музыке истинно
национальный характер. В этом произведении композитор даёт новую жизнь хоровым
жанрам русской духовной музыки. Своим творчеством он противостоит бездуховности
нарождавшегося с Запада модернизма.
«Всенощное
бдение», в отличие от наполненной радостью и ликованием Литургии, носит
лирический, просветленный характер. Произведение было написано в один из самых
тяжелых для России периодов – шла Первая мировая война.
В
советские годы Рахманинову, как и другим известным людям, часто приписывали
сочувствие революции, сам же композитор писал: «Я погрузился в работу и не
замечал, что творится вокруг… Безжалостное выкорчевывание всех основ искусства,
уничтожение всех возможностей для его восстановления не оставляло надежд».
Рахманинову – человеку далекому от политики, революция преградила творческий
путь. Композитор выезжает в Америку. До конца жизни он так и не смог вернуться
на Родину.
Популярность
Рахманинова как пианиста за границей была огромна. Но сочинять вдали от родины
он перестал. Журналисты часто спрашивали его о новых произведениях, на что он
отвечал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я
потерял самого себя». Через десять лет, в конце жизненного пути, он все же
создает несколько произведений, как воспоминание о былом. Всю оставшуюся жизнь
Рахманинов тоскует по России.
“Я
– русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и
взгляды, – писал он. – Моя музыка – это плод моего характера, и потому это
русская музыка…» В этих словах Рахманинова – вся его жизнь.
Вторая
мировая воина застала композитора в США. Он очень тяжело переживал эти страшные
события, постигшие родную страну. В 1941 году Рахманинов дает концерт,
вырученные средства с которого – 3920 долларов – полностью передает в СССР. До
конца своих дней он как может помогает соотечественникам: перечисляет деньги в
различные фонды, отправляет посылки с продуктами и вещами. Рахманинову не
удалось дожить до победы. В середине концертного сезона в 1942 году он
почувствовал себя плохо и вынужден был прервать гастроли. Диагноз смертелен –
рак. Скончался великий композитор 28 марта 1943 за несколько дней до своего
семидесятилетия в Беверли-Хил в штате Калифорния. Похоронен Рахманинов на
русском кладбище в Кенсико.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/