Возникновение и становление ламаизма в Тибете

Доклад
Процесс становления и распространения ламаизма в Тибете

Содержание:

1. Введение

2. Историография проблемы

3. Основные источники

4. Глава 1-Исторические корни возникновения ламаизма

5. Глава 2-Теоретические основы ламаизма

6. Глава 3-Пути распространения ламаизма в Тибете и на других территориях

7. Заключение

8. Список литературы

Введение

Религия играет огромную роль в исторических судьбах народов. Религией, повлиявшей на исторические судьбы народов Центральной Азии, явился буддизм, распространение которого шло рука об руку с усилением влияния индийской культуры и с активизацией индийской торговли. Вначале буддизм распространился на Шри-Ланке (Цейлоне), оттуда он вместе с буддийскими проповедниками попал в Бирму, Сиам (современный Таиланд) и на острова Индонезии, далее проник в Китай, а оттуда — в Корею и Японию. В Тибет буддизм был занесен в VII веке н.э. и получил распространение в форме махаяны. В ХI-ХII веках Тибет покрылся сетью буддийских монастырей, где жило множество монахов — по-тибетски — лам, отсюда название тибетско-монгольского буддизма — ламаизм. Тибет стал центром распространения буддизма в соседние страны. К началу XVII века буддизм распространился и среди западных монголов, в том числе — среди калмыков, вскоре откочевавших на Нижнюю Волгу. Среди бурят буддизм-ламаизм стал усиленно распространяться с начала XVIII века; тогда же он проник и в Туву, где образовался северный регион влияния буддизма. 
«Ламаизм»- термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово «лама». Оно означает буквально «выше нет», «высочайший». В самом тибетском языке слова «ламаизм» нет, а религия носит названия чой («закон» или «учение»), гелугпа («секта добродетели») или шасэр («жёлтая шапка») . 
Сегодня ламаизм — одна из реально существующих форм буддизма. Основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет «основателя буддизма» — будды Шакьямуни, Сам ламаизм отличается от буддизма более строгими канонами и монашескими традициями, когда его корни берут начало в буддизм и обряды пронизаны буддийскими традициями. 

Целью доклада является изучение процесса становления и распространения ламаизма в Тибете.

Задачи:

— выявить исторические корни возникновения ламаизма; 

— изучить теоретические основы ламаизма; 
— проследить пути распространения ламаизма в Тибете и других территориях; 

Историография проблемы

«История буддизма» написана в 1322 г. выдающимся тибетским историком и кодификатором Будоном Ринчендубом (1290—1364). В книге дан в хронологической последовательности обзор событий буддийских общин Индии, впервые изложена подробная история начальной фазы распространения буддизма в Тибете.

Книга содержит основанную на первоисточниках биографию Шакьямуни, основателя буддийского учения. Дается подробный список философских школ, последовательность их дробления и характеристика их взглядов. Книга знакомит с каталогом буддийских сочинений, включенных в тибетский канон — Ганжур и Данжур.

Е. И. Кычанов, Б. Н. Мельниченко «История Тибета с древнейших времен до наших дней»
Книга содержит систематизированный очерк истории Тибета от появления людей на Тибетском нагорье до начала XXI в. Её основу составил курс, который авторы читают в Санкт-Петербургском государственном университете. Рассказывается о формировании тибетского этноса, о периоде расцвета Тибетской империи в VII–IX вв., проникновении тибетского буддизма в монгольский мир, сложении в XVII в. тибетского теократического государства под руководством далай-лам, о внутреннем состоянии и внешнеполитических связях Тибета в XIX – первой половине XX в., о создании и современном положении Тибетского автономного района КНР.

А. Д. Цендина «…и страна зовется Тибетом».В книге рассматривается политическая история Тибета с древнейших времен до середины XX в.: формирование тибетского этноса, возникновение Тибетской империи VII-IX вв., создание теократической монархии, установление маньчжурского сюзеренитета, борьба за независимость, вхождение в состав КНР. Рассказывается о географии, этнографии и хозяйстве Тибета, обычаях, литературе и искусстве тибетцев, об истории распространения буддизма, его течениях, сектах, церкви.

Источники

Основными источниками по истории Тибета являются источники сакрального характера: письменные канонического тексты, воспоминания и записки о Тибете ученых и путешественников, а также изобразительные и архитектурные памятники, несущие определенную информацию о прошлом и настоящем ламаистов. 
Их основу составляет учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодолении страданий «эмпирического мира» и достижении нирваны, а также система культовых мероприятий, могущих содействовать спасению,

изложены в обширной литературе ламаизма. Её можно разделить на каноническую и комментаторскую. 
Каноном для ламаистов является только Ганджур, составление которого было завершено в первой трети XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догматики и культа ламаизма почти на одном уровне с ним сборник древнейших комментариев и других текстов — Данджур — составляют основу всей идеологии и культовой практики ламаизма . 
Ганджур означает по-тибетски «перевод предписаний», «перевод откровений» и рассматривается ламаистами как собрание наиболее авторитетных, приписываемых Будде Шакьямуни текстов и изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур — не только главный источник основных положений догматики, но и предмет культа. 
Издавался Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содержащих в общей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее распространено членение всего сборника на семь основных разделов. Значение Ганджура в том, что это главный источник основных положений догматики и предмет культа для ламаистов. Данное собрание текстов определяет правила поведения монахов в монашеской общине, показывает пути спасения, подробно описывает многочисленные будды и бодхисаттвы, области их влияний, содержат диалоги Будды с учениками и высказывания различных авторитетных для буддистов личностей по вопросам этики и метафизики, раскрывает сущность идеологии ламаизма, указывает пути «освобождения от горестей», что соответствует санскритскому термину «нирвана», дает наставления по принесению жертв богам. В Ганджуре приводятся тексты молитв, гимнов. 
Еще одним важнейшим источником является Данжур — «перевод учений» или «перевод толкований». Он содержит основные положения буддизма вплоть до X в. н. э. Данджур ставится его почитателями очень высоко, но не все его разделы рассматриваются ламами как непреложное руководство. Основную массу входящих в Данджур произведений составляют, как и в Ганджуре, переводы с санскрита, дополненные переводами с китайского и некоторых других языков.

Лишь немногие сочинения, вошедшие в Данжур, могут считаться оригинальными тибетскими. 

Другую группу источников составляют изобразительные источники, к которым относятся произведения Николая Константиновича Рериха. Выдающийся русский художник любил Восток, участвовал во многих экспедициях на Тибет. Множество картин художника посвящено Тибету, его традициям и обрядам. 
Николай Константинович, как художник, ученый и путешественник, внес большой вклад в изучение проблемы Тибета. Его работы пронизаны духом традиций Тибета, в них отражена внутренняя сущность мироощущения тибетцев. Рерих изучал Тибет «изнутри», он побывал не только в столице Тибета Лхасе, но и на окраинах, рисовал тибетские монастыри, самих монахов, природу, вел наблюдения и записи. Его труды интересны своим

неординарным подходом к изучению сущности буддизма Тибета, взглядом художника, но не как наблюдателя, а с позиции самих тибетцев. 

Характеризуя степень изученности проблемы, необходимо различать литературу общеисторического плана, религиозную литературу по ламаизму. 
В отечественной науке интерес к Тибету имел давнюю традицию.
Проблема ламаизма в отечественной историографии до конца не изучена и не систематизирована.Следует отметить, что в отечественной историографии проблема возникновения и распространения буддизма-ламаизма не получила активной разработки и круг авторов, избравших историю возникновения и развития движения предметом своего всестороннего изучения, весьма узок. 

Глава 1-Исторические корни возникновения ламаизма

«Ламаизм»-термин, введённый в Европе, а в основу его положено тибетское слово «лама». Оно означает буквально «выше нет», «высочайший».

В самом тибетском языке слова ламаизм нет, а религия обозначается как чой («закон» или «учение»), гелугпа («секта добродетели») или шасэр («жёлтая шапка»).

Ламаизм  — одна из реально существующих форм буддизма. Все основные положения его учения базируются на буддийской литературе, постоянно опираются на авторитет легендарного «основателя буддизма» — будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийскими представлениями.

Ламаизм как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Тибете и стал господствующей религией. Ламаизм  — социальное явление, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепостных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно потому, что условия их общественной жизни со становлением развитых классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.

Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы-ламаизма – путём непрерывных побед новой религии не было. Однако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в королевской семье,

стал настоятелем монастыря Викрамачила и был впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в царстве Магадха.

Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте проследовал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и появился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёркивал этические требования буддизма, строгую организованность монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков, Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы калачакра («колесо времени»), сыгравшей впоследствии особую роль в формировании важнейших доктрин ламаизма.

«Основатель Ламаизма»- Цзонкаба (1357-1419 гг.). Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллизации ламаизма, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановления, и внесения принципиально нового.

С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба окружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские правила и начинает свою проповедническую деятельность. Не раз высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет, но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первоначально Цзонкаба называл свою общину «новой кадампой», и лишь позже основанное им направление — господствующее направление всего последуюшего и современного ламаизма – получило широко известное название гелугпа, т. е. «секта, или школа добродетели», а также шасэр, т. е. «жёлтая шапка» (шаммар-«красная шапка»).

С целью централизовать и чётко иерархически организовать ламство Цзонкаба учредил сложную систему церковной иерархии, разработал примерный устав для ламаистских монастырей, устано­вил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ламам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали «живые боги» — земные воплощения различных высших божеств ламаистского пантеона. Сама иерархическая система давала возможность каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как общественным положением и связями, так и в какой-то мере личными деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось установлением иерархии и специализации в «различных профилях».

Далее было установлено деление лам по их функциям в совершении культа, который включал кроме рядовых богослужений и пышных праздников совершение множества бытовых треб, главным образом вне монастыря, непосредственно в семьях верующих. Такое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и другим бытовым обрядам.

Наконец, ламы делились по степени учёности. Соответствующие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаменов, проводившихся главным образом в форме теологических диспутов.

Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции высшего буддийского духовенства Тибета, что вскоре после кон чины «основателя ламаизма» в иерархии ламства появляется новое высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, согластно которому два его любимых ученика будут постоянно воплощаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих воплощений получило титул далай-ламы, другое — панчен римпон че, или панчен-ламы.