–PAGE_BREAK–Структура занятого населения России по отраслям, в %
*прогнозные значения
Из табл. 3.2 следует, что в 2007 г. по сравнению с 2004 г. заметно сократился удельный вес занятых в промышленности, строительстве, науке и возрос удельный вес занятых в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, в ЖКХ, здравоохранении, в кредитовании, т.е. в основном (за исключением сельского хозяйства) в непроизводственной сфере.
Такое положение нельзя назвать негативным, кроме снижения доли занятых в науке, так как в России длительные годы существовала структура занятости населения по отраслям экономики, деформированная в сторону гипертрофированной доли промышленности и отставания сферы обслуживания, то есть всей инфраструктуры, обеспечивающей современные процессы функционирования и развития общества.
Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания.
Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире.
Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания. Однако чтобы уровень производства обеспечивал потребность экономики и населения, необходима высокая производительность труда, а этим отечественная промышленность похвастаться не может. Снижение удельного веса промышленности в структуре занятости населения должно сопровождаться ростом экономической эффективности промышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, научной организации труда и производства, чего на самом деле в промышленности не происходит. Эти требования в равной степени относятся и к строительству и к другим отраслям экономики.
Прогноз характера воспроизводства населения, осуществленный центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ совместно с Росстатом и Минэкономики России, показывает, что численность ее населения в ближайшие годы будет и дальше сокращаться вследствие снижения в течение последних 30 лет уровня рождаемости и роста смертности. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста снизится с 23% в 2008 г. до 15,4% в 2022 г., а молодежь, как известно является основным источником пополнения населения в трудоспособном возрасте. В тоже время в ближайшие годы возрастет доля населения трудоспособного возраста вследствие вхождения в него сравнительно многочисленного поколения молодежи, родившейся в 80-е годы, и выбытия из него многочисленного поколения, родившегося в годы войны [14, с.38-41].
Как и в глобальном масштабе, в России происходит старение населения, а также урбанизация – рост доли городских жителей.
Среди региональных проблем необходимо отметить особенно низкую рождаемость в европейской части России, а также деформированную в сторону увеличения доли населения старших возрастов половозрастную структуру населения Нечерноземной зоны и абсолютное преобладание в этой структуре женщин в возрастных группах старше 55 лет.
Демографические процессы не могут оставаться без внимания государства, так как они затрагивают очень важные сферы жизни людей и развития общества. С целью воздействия на процессы воспроизводства населения и на изменение в нужном направлении или сохранении их параметров государство проводит определенную демографическую политику, которая является частью социально-экономической политики. В случае необходимости роста численности населения, как это имеет место в России, государство воздействует на процессы воспроизводства населения через стимулирования определенного демографического поведения людей, связанного с планированием семьи, временем появления первого ребенка, выбором желательного числа детей, интервалом их рождения.
Демографическая политика России в современных условиях должна быть направлена не только на стимулирование рождаемости, но и на упрочение семьи, повышение материального благосостояния людей, снижение заболеваемости и смертности. Однако меры, принимаемые по воздействию на процессы воспроизводства населения, не дают быстрых результатов. Демографическое поведение людей весьма консервативно, изменить его довольно трудно. Как правило, результаты демографической политики проявляются через многие годы и даже десятилетия. Поэтому стимулирование тех или иных процессов воспроизводства должно отвечать долгосрочным интересам развития экономики [18, с.1-9].
В современных экономических условиях важное влияние на повышение качества жизни населения оказывает обеспечение занятости граждан. В свою очередь экономические процессы, происходящие в республике Татарстан, позитивно влияют на стабильность в сфере занятости.
Анализируя статистические данные, характеризующие безработицу в РТ, стоит отметить следующие тенденции: за период с 1998 по 2001 год наблюдалось снижение уровня безработицы, а в период с 2001 по 2006 год значительное увеличение уровня регистрируемой безработицы.
Согласно статистическим данным, за 2006 год количество зарегистрированных безработных Татарстана составило 31 тыс. человек. Уровень безработицы достиг 1,7% от числа экономически активного населения. Женщины составили 71%, инвалиды — 10%. В сравнении с 1998 годом, характерной чертой последнего времени становится, что преобладающая часть безработных – люди наиболее трудоспособного возраста – 29,1 % — молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
Надо отметить, что высшее образование имеют 16% ищущих работу, 26% — закончившие средне специальные образовательные учреждения. Безработица и низкий уровень заработной платы снижает доходы семей и усиливает дифференциацию населения. Дифференциация населения по доходу растет быстрыми темпами: только за 2001 — 2006 год отношение доходов 10% самых богатых жителей республики к 10% самых бедных увеличилось с 11,2 до 13,7 раз.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что к социальным факторам дестабилизации РТ относятся бедность и безработица.
Следовательно, решение данных проблем должно привести к формированию стабильного общества. Социальная политика при этом будет играть существенную роль в развитии региона, определяя при этом «социальные факторы его развития».
В РТ в числе приоритетных направлений развития экономики по-прежнему останутся высокотехнологичные отрасли: химия и нефтехимия, машиностроение.
С 2006 года по 2010 год в республике будет реализован крупномасштабные проект, связанный с сооружением в городе Нижнекамске Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов.
В ОЭЗ «Алабуга» предполагается размещение 70-75% производстве компонентов для нужд автозаводов ОАО «Северсталь-Авто», создание 11 производств, которые могут обеспечивать и других отечественных автопроизводителей, в том числе «ГАЗ», «АвтоВАЗ», сборку «Ford» во Всеволжске.
Крупномасштабное вложение инвестиций намечено в реализацию и других инвестиционных проектов. Инновационный путь развития экономики должен стать основой при создании новых рабочих мест [3, с.2-24].
Потребность в работниках на новые рабочие места будет ежегодно составлять порядка 15,0 — 18,0 тыс. человек. При этом сохранятся процессы оптимизации численности работающих на неэффективных предприятиях.
Вызывает озабоченность безработицы среди молодежи, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений.
Одной из основных причин невостребованности молодых специалистов на рынке труда является несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально — квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу. Это приводит к невозможности удовлетворить потребность предприятий в квалифицированных работниках. Ряд предприятий испытывает серьезные проблемы с обновлением кадров. Средний возраст работающих в промышленности превышает 50 лет.
Остаются значительными объемы неформального рынка труда (численность занятых на «сером» рынке труда в 2006 году составила 411,0 тыс. человек).
Высока доля безработных, проживающих в сельской местности (каждый пятый из числа зарегистрированных безработных); доля безработных, имеющих длительный (более года) перерыв в работе (каждый четвертый безработный).
Структура миграционных потоков не в полной мере соответствует потребностям рынка труда республики.
Решению обозначенных проблем будут способствовать:
— развитие экономики, в особенности частного сектора. Своевременное формирование новых рабочих мест позволит не допустить осложнений в области занятости;
— реформирование системы профессионального образования. В соответствии с Концепцией развития профессионального образования, одобренной в 2006 году Правительством республики, создан образовательный кластер в основных областях экономики и социальной сферы, консолидирующий усилия профессиональных учебных заведений всех уровней образования и бизнес-сообщества. Участие работодателей в образовательном процессе позволит осуществлять подготовку кадров, соответствующих конкретным требованиям производства.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2004-2007 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 88,9 млн. до 90,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных. Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице.
Важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и инфляцией. Речь идет о так называемойкривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя величинами (рис.3.1)[8, с.126].
Ip, % W, %
8 6
6 4
4 2
2 4 6
LUE, %
Рис. 3.1 Кривая Филлипса
IР – среднегодовой темп прироста цен, %; LUE — уровень безработицы, %; W – годовой прирост заработной платы, %.
Эта зависимость была рассчитана английским экономистом А. Филлипсом на основе данных по Англии, охватывающих период с 1861 по 1958г.
Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменений заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения заработной платы. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточно высокая занятость с максимальным экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.
Долгие годы кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существует однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разнонаправленное — в данных величинах и безработице. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
Государственным органам необходимо больше направлять бюджетных средств на мероприятия по содействию трудоустройству населения, куда входят: организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и др., а также мероприятия по профессиональному обучению безработных граждан и профессиональной ориентации граждан [7, с.94].
Таким образом, можно сделать следующий вывод: государственная политика в сфере занятости должна быть направлена на достижение максимально полного использования трудового потенциала. Реализация государственной политики занятости должна основываться на государственных и региональных программах, охватывая все социально-демографические группы населения. Особое внимание в них необходимо уделить слабозащищенным категориям граждан: молодежи, не имеющей профессионального опыта, лицам с пониженной трудоспособностью, длительно безработным.
Заключение
Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и, прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.
Безработица оказывает определенное негативное воздействие на каждого человека. Ведь потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Также она влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы — нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Она мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения ВНП.
Политика занятости является ключевым эвеном социально-экономической политики, которая обеспечивает неразрывную связь экономики и социальной сферы, экономического роста и трансформации социальной структуры. Активная и продуманная политика занятости, с одной стороны, делает экономические преобразования социально-ориентированными, а с другой — обеспечивает прочную экономическую и финансовую основу для реализации социальных программ, поддержки социально незащищенных групп населения.
В общем курсе социально-экономической политики политика занятости выступает либо в качестве активного ведущего звена, либо является вторичной, зависимой от данной производственно-экономической структуры. Это определяется тем, нацелено ли управление экономикой в первую очередь на трансформацию материально-вещественной структуры производства или же принимаемые решения исходят из примата человеческого капитала, нацелены, прежде всего, на обеспечение полной и эффективной занятости, рациональное использование трудового потенциала.
Научно обоснованная и практически действенная политика занятости должна охватывать все элементы сферы занятости:
1) система рабочих мест, структура и качество рабочей силы, трудовые отношения, структура и динамика безработицы, система профессиональной подготовки и трудоустройства, формы и методы регулирования занятости и др.;
2) учитывать объективные факторы и условия, воздействующие на сферу занятости;
3) принимать во внимание специфику сферы занятости и формирования рынка труда в условиях реформируемой экономики;
4) вырабатывать и использовать адекватные формы и методы регулирования занятости.
К дальнейшим направлениям совершенствования государственной политики занятости в России относится совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения страны, в том числе в области миграции. Дальнейшее развитие социального партнерства на рынке труда, повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда с помощью психологической помощи и поддержки и переквалификации и дополнительного обучения безработных. Кроме того, оказание адресной поддержки при трудоустройстве граждан и, безусловно, содействие занятости сельского населения, в том числе в организации собственного дела.
Стратегической целью политики занятости России, в том числе и в Республике Татарстан является достижение эффективной, полной и свободной занятости как условия обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого гражданина, реализации социальных приоритетов развития экономики, обеспечения самостоятельного и устойчивого развития.
Библиографический список
продолжение
–PAGE_BREAK–