Три товарища. Ремарк Эрих Мария

Три
товарища. Ремарк Эрих Мария

Три товарища.
Роман (1938)

Роберт Локамп –
один из трех солдат войны 1914-1918 гг., однополчан, оставшихся в живых и
пронесших свое фронтовое товарищество сквозь послевоенное безвременье, автор
особенно ярко высвечивает его фигуру. От его лица ведется повествование. Это
словно `бы alter ego Пауля Боймлера и Эрнста Биркхольца из предшествовавших
романов Ремарка (“На Западном фронте без перемен”, “Возвращение”),
но повзрослевший, уже тридцатилетний. И снова он представительствует от целого
поколения, которое называли “потерянным”, от тех, кого, по слову
автора, “погубила война”, кто “стал ее жертвой, даже если спасся
от снарядов”. Вехи биографии героя типичны. В 1916 г. прямо из школы он
попадает новобранцем в казарму и далее на фронт, во Фландрию. Ураганный огонь
на передовой, удушливые газы, госпитали с безногими калеками, мертвецкие.
Безрадостен и пейзаж наступившего времени: братоубийство революции 1918 г.,
путч, аресты друзей.

Безработица.
Инфляция. Торгашество. Продажность. Нищета.

Не пройдя
другого университета, кроме окопов, Р. Л. не имеет профессии, вынужден метаться
в поисках места, служить то рекламным агентом по сбыту резиновых товаров, то
тапером в дешевом кафе. Спасает снова фронтовая дружба. Отто Кестер, бывший
командир роты, пристраивает Р. Л. и Готфрида Ленца, такого же бродягу, в
принадлежащую ему авторемонтную мастерскую. Это – оазис верности и взаимной
поддержки в смутном и враждебном мире большого города. “Четвертый
товарищ” и символ союза фронтовых друзей – почти одухотворенный, живой,
собранный ими автомобиль по имени “Карл”, старомодная колымага,
прячущая внутри “сердце” – уникальный гоночный мотор. Р. Л. обитает в
дешевом пансионе среди бедноты и деклассированных: вдов убитых, калек,
проституток, эмигрантов, пьяниц. В контактах героя с его окружением
раскрывается натура человека умного, проницательного и доброго. Вопреки
пессимизму и резиньяции, ставшей второй его натурой, Р.

Л. сохраняет
живую душу, всегда готовую на отклик, сочувствие и помощь чужому горю. Но
действительность подернута для него черной дымкой, и любые ассоциации
неотвратимо возвращают его к пережитым ужасам войны. Собственно сюжетом романа
является история любви Р. Л. к “девушке из другого круга”, загадочной
незнакомке, повстречавшейся ему в одном из дорожных происшествий.

Патриция
Хольман, Пат, как зовут ее друзья, – идеал женственности, благородства, вкуса,
изящества. Вписавшись в быт трех товарищей, предпочитая обжитые ими трактиры и
бары дорогим ресторанам своей бывшей компании, Пат таит в себе нечто
невысказанное, тревожащее Р. Л.: ведь она ему не пара! Романтизированный образ
Пат в ее серебряно-парчовом вечернем платье, в мягком уюте ее комнат,
сохранившихся от былых апартаментов и обставленных уцелевшей фамильной мебелью,
– контраст убожеству и грязи жизни городских низов, где вращаются три товарища.
Возникшая было необходимость выбора – либо три товарища, либо девушка –
снимается благородством, тактом и полным пониманием со стороны друзей Р. Л. Но
любовь трагически обречена. Тайной, которая постоянно стимулировала интерес
читателя к разгадке, оказывается болезнь Пат, тщательно ею скрываемая.

И эта красавица
– прелестная, свежая, цветущая – тоже жертва войны. У нее туберкулез, следствие
детского недоедания. Финальный блок романа – обострение болезни Пат, санаторий,
умирание, агония – это еще и лирический апофеоз любви и самоотвержения героя.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl