Забытая "Мыслительная машина" профессора А.Н.Щукарева

Забытая «Мыслительная машина» профессораА.Н.Щукарева
Вапреле 1914 года, за четыре месяца до начала Первой мировой войны, профессорХарьковского технологического института Александр Николаевич Щукарев по просьбеМосковского Политехнического музея выступил здесь с лекцией «Познание имышление». Лекция сопровождалась демонстрацией созданной А.Н. Щукаревым«машины логического мышления», способной механически осуществлятьпростые логические выводы на основе исходных смысловых посылок.
Лекцияимела большой резонанс. Присутствовавший на ней профессор А.Н. Соковоткликнулся статьей с провидческим названием «Мыслительная машина»(журнал «Вокруг света», 1914, N 18), в которой писал: «Если мыимеем арифмометры, складывающие, вычитающие, умножающие миллионные числаповоротом рычага, то, очевидно, время требует иметь логическую машину,способную делать логические выводы и умозаключения одним нажиманиемсоответствующих клавиш. Это сохранит массу времени, оставив человеку областьтворчества, гипотез, фантазии, вдохновения — душу жизни.»
Напомним,что в 1914 году, когда был сделан доклад и опубликована статья, Алану МетисонуТьюрингу, гениальному английскому математику, опубликовавшему в 1950 г.нашумевшую статью «Может ли машина мыслить?», шел второй год!
«Машиналогического мышления» А.Н. Щукарева представляла собой ящик высотой 40,длиной — 25 и шириной 25 см. В машине имелись 16 штанг, приводимых в движениенажатием кнопок, расположенных на панели ввода исходных данных (смысловыхпосылок). Кнопки воздействовали на штанги, те — на световое табло, гдевысвечивался (словами) конечный результат (логические выводы из заданныхсмысловых посылок).
Например,при исходных посылках: серебро есть металл; металлы есть проводники; проводникиимеют свободные электроны; свободные электроны под действием электрическогополя создают ток. Получаем логические выводы:
несеребро, но металл (например, медь) есть проводник, имеет свободные электроны,которые под действием электрического поля создают ток;
несеребро, не металл, но проводник (например, уголь), имеет свободные электроны,которые под действием электрического поля создают ток;
несеребро, не металл, не проводник (например, сера) не имеет свободных электронови не проводит электрический ток.
А.Н.Щукарев родился в 1864 г. в Москве в семье государственного чиновника. ОкончилМосковский университет. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию; в 1911 г. былприглашен в Харьковский технологический институт на должность профессора химии.Последующие 25 лет его педагогической и творческой деятельности были связаны сэтим институтом (впоследствии — Харьковский политехнический).
Кромехимии, А.Н. Щукарева интересовали вопросы логики мышления. Приезд в Харьковсыграл большую роль в его жизни. В Харьковском университете тогда работалхорошо известный в России профессор Павел Дмитриевич Хрущев (1849-1909). Поспециальности он тоже был химиком и также, как Щукарев, увлекся проблемоймышления и методологией науки. Еще в 1897 г. он прочитал дляпрофессорско-преподавательского состава Харьковского университета курс лекцийпо теории мышления и элементам логики. Вероятно, в это время у него возникламысль воспроизвести «логическое пианино» — машину, изобретенную в1870 г. английским математиком Вильямом Стенли Джевонсом (1835-1882),профессором Манчестерского университета, книгу которого «Основынауки» издали на русском в 1881 г. и, очевидно, она была известна П.Д. Хрущеву.К тому же, по материалам книги профессор математики Одесского университета И.В.Слешинский в 1893 г. опубликовал статью «Логическая машина Джевонса»(«Вестник опытной физики и элементарной математики, семестр XY, №7).
Джевонсне придавал своему изобретению практического значения. „Логическоепианино“ трактовалось и использовалось только как учебное пособие дляпреподавания курса логики. Судя по всему, профессор П.Д. Хрущев, воссоздавшиймашину Джевонса (в начале 1900-х годов или несколько ранее) намеревалсяиспользовать ее, как учебное пособие на своих лекциях по логике и мышлению.
Послесмерти П.Д. Хрущева в 1909 г. его вдова передала машину Харьковскомууниверситету.
Какимобразом А.Н. Щукарев отыскал машину, сконструированную П.Д. Хрущевым — неизвестно. Сам Александр Николаевич в статье „Механизация мышления“(1925 г.) пишет, что она досталась ему „по наследству“.
А.Н.Щукарев вел большую просветительскую работу, выступал с лекциями по вопросампознания и мышления во многих городах Украины, в Москве и Ленинграде. Первоевремя он демонстрировал машину, построенную Хрущевым, а затем — сконструированную им самим. В указанной выше статье он объясняет своеизобретение:
»Ясделал попытку построить несколько видоизмененный экземпляр, вводя вконструкцию Джевонса некоторые усовершенствования. Усовершенствования эти,впрочем, не носили принципиального характера. Я просто придал инструментунесколько меньшие размеры, сделал его весь из металла и устранил кое-какиеконструктивные дефекты, которых в приборе Джевонса, надо сознаться, былодовольно порядочно. Некоторым дальнейшим шагом вперед было присоединение кинструменту особого светового экрана, на который передается работа машины и накотором результаты «мышления» появляются не в условно-буквеннойформе, как на самой машине Джевонса, а в обыкновенной словесной форме”.
Однакоглавное, достижение А.Н. Щукарева, заключалось в том, что он, в отличие отДжевонса и Хрущева, видел в машине не просто школьное пособие, а представлял еесвоим слушателям как техническое средство механизации формализуемых сторонмышления. Статью «Механизация мышления. Машина Джевонса» он начинаетс упоминания истории создания технических средств для счета: абак, суммирующаямашина Паскаля, арифметический прибор Лейбница, логарифмическая линейка ианалоговые дифференцирующие машины для решения уравнений. Механизациюформализуемых логических процессов А.Н. Щукарев рассматривает как следующий шагв развитии подобных устройств, оказывающих существенную помощь человеку вумственной работе. В качестве примера в статье приводится решение задачипрогнозирования электрических свойств водных растворов окислов химическихэлементов. С помощью машины были найдены восемь вариантов растворовэлектролитов и неэлектролитов. «Все эти выводы совершенно правильны, — пишет ученый, — однако мысль человеческая сильно путалась в этих выводах».
Какпозже в Советском Союзе кибернетику (вначале ее становления) объявилилженаукой, так и в 20-е годы воззрения А.Н. Щукарева ряд ученых оценивали резкоотрицательно.
ПрофессорИ.Е. Орлов в журнале «Под знаменем марксизма» (1926, №12) отмечал:
«Претензиипрофессора Щукарева, представляющего школьное пособие Джевонса в качестве»мыслящего” аппарата, а также наивное изумление его слушателей, — всеэто не лишено некоторого комизма. Нас хотят убедить в формальном характеремышления, в возможности его механизации”. К чести журнала, его редакция несогласилась со взглядами автора статьи.
Последнююлекцию А.Н. Щукарев прочитал в Харькове в конце 20-х годов. Свою машину онпередал на кафедру математики Харьковского университета. В дальнейшем след еепотерялся.
Вистории развития информационных технологий в Украине и в бывшем Советском Союзеимя А.Н. Щукарева связано с важным шагом в области средств обработки информации- активной пропагандой важности и возможности механизации (в дальнейшем — автоматизации) формализуемых сторон логического мышления.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта museum.e-ukraine.org/