«Портрет инфанты» в Екатеринбурге

«Портрет инфанты» в Екатеринбурге6 и 7 декабря 2007 г. на сцене ТЮЗа можно было увидеть фрагменты нового танцевального спектакля знаменитого балета «Биарицца» на музыку Мориса Равеля. Мировая премьера спектакля «Портрет инфанты» должна состояться только в марте 2008 г. в Люксембурге. Уникальная возможность взглянуть своими глазами на еще незавершенный шедевр была предоставлена только жителям нашего города, и они не преминули ею воспользоваться. Переполненный зал встретил французских танцовщиков с большой теплотой. Балетная труппа прибыла в полном составе – 24 человека. Уже три года подряд всемирно известные танцовщики приезжают в Екатеринбург по приглашению Института танца. С музыкальным сопровождением балета «Портрет инфанты» связана довольно загадочная история. Морис Равель написал ее в начале ХХ в., объединив три разных произведения, после чего партитура сочинения долгое время считалась утерянной. Нашли ее только в 1967 г. и сразу же продали на аукционе. Кто был покупателем партитуры, определить пока не удалось. Поэтому хореограф Тьерри Маланден компилировал «Портрет инфанты» заново из трех произведений, которые Равель указал в своих записках. Что касается действия балета, то оно построено по мотивам сюжетов картин Веласкеса. Оригинальное либретто также утрачено. Надо сказать, что к спектаклю я совершенно не подготовилась и все подробности о постановках «Безделушки», «Портрет инфанты» и «Механические игрушки» узнала уже после. Создаваемое настроение и чувства, которые выражались в танце, в каждой из частей представления были различными. В «Безделушках» настроение шутливое, ироничное; декорации – четыре смешных куста и козлы на палочках. Это единственный балет Моцарта, написанный им в возрасте 22 лет, и в постановке переданы легкость и изящество, присущие произведениям этого композитора. Классические танцевальные движения переосмыслены, дополнены целым спектром новых находок. В «Портрете инфанты» декорации сведены к минимуму, и вся выразительность замысла передается только посредством тела. Костюмы танцоров практически незаметны, они как бы сливаются с телом. Язык танца используется в чистом виде, без обращения к каким бы то ни было дополнительным эффектам. Эта идея ведет свое происхождение от Айседоры Дункан, которая первой осмелилась появиться и танцевать перед публикой в легкой тунике и с босыми ногами. Мастерство танцоров, красота и чистота движений настолько завораживают, что отсутствие «отвлекающих моментов» кажется вполне уместным. По словам Тьерри Маландена, сегодня французский балет стремится к синтезу двух прежде жестко отделенных друг от друга направлений. Одно из них основала Айседора Дункан, другое направление – это классический балет. Все танцоры балета «Биарицца» раньше исполняли классический балет, но, по словам хореографа, это не является обязательным условием для того, чтобы попасть в труппу. В третьей части был показан балет Джорджа Антея «Механические игрушки», написанный в 1931 г. На неподготовленный взгляд, это было похоже на историю человеческих отношений в условиях некоего замкнутого пространства, обозначенного четырьмя ограждениями. Этим пространством может быть комната или дом, но может быть и сам рукотворный, освоенный человеком мир. Поэтому, как показалось, герои то танцуют внутри установленных границ, то пытаются их сломать и преодолеть, то появляется кто-то, кто ставит их обратно. Оказывается, предположение было не так уж далеко от истины, поскольку Антей вложил в свое произведение идею технического прогресса человечества. В конце на сцене появляется трава, и люди ложатся на нее, как будто ощутив свое изначальное природное единство.