Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Пересказ сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову)»Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа.Коррекционные задачи: Развитие навыков текущего контроля за построением развёрнутого высказывания. Развитие лексико-грамматических категорий: образование притяжательных прилагательных Работа над словообразованием: образование родственных слов. Развитие координации речи с движением.Образовательные задачи: 1. Учить детей составлять пересказ сказки; Формирование навыков планирования содержания пересказа; Развитие умения анализировать содержания прослушанного текста (отражение содержания рассказа с помощью наглядной схемы-плана); Активизация и обогащение словарного запаса.Воспитательные задачи: Воспитание любви к животным и родной природе.Оборудование: аудиозапись “звуков леса»; конверты, изготовленные по трафаретам следов животных (2 конверта на каждый след животного), разрезные картинки с изображением животных, 2 стола, картинки-схемы с изображением родственных слов, картинки схемы к эпизодам рассказа, силуэтные изображения персонажей сказки, текст сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову, аудиозапись с чтением сказки «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову.^ Ход занятияОргмомент. Звучат «звуки леса» и дети заходят под них в кабинет. Приветствие детей и гостей. 2. Отгадывание загадок о персонажах сказки.Учитель – логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному лесу. Посмотрите, что это лежит на нашем волшебном ковре? (на ковре у входа разбросаны конверты с изображением следов собаки, зайца, волка, медведя).Дети: Это следы животных!^ У-л: Дети, сегодня мы поиграем в следопытов и попробуем угадать, чьи это следы. Сейчас я попрошу вас разделиться на две команды. (Дети делятся на 2 команды). Давайте узнаем, с кем нам сегодня придётся встретиться. Послушайте загадки, отгадайте их и найдите следы отгаданного вами животного. Итак, загадка для команды … Слушайте внимательно. У-л Д. Заворчал живой замок,Лёг у двери на порог. Это собака. Ребята, найдите следы собаки. ^ Дети ищут следы собаки Скажи, …, чьи это следы? Ребята, а эти следы не простые, а с секретом. Откройте конверт. Это разрезная картинка с изображением животного. Сложите её. Это собачьи следы.^ Дети открывают конверт.Дети складывают картинку. У-л: А сейчас загадка для команды …. У-л Д. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы – Уши больше головы? Это заяц. ^ По аналогии с предыдущим заданием дети отвечают на вопрос у- л и складывают разрезную картинку. У-л: Команда … уже справилась с заданием. Кто же получился на вашей разрезной картинке?^ Д: Собака.У-л: …, скажи, чья голова у этого животного?Д: Это собачья голова.У-л: …, скажи, чей хвост у этого животного?Д: Это собачий хвост.У-л: А вот ещё одна загадка для вас, отгадайте её. У-л Д. Кто там осенью холодной Ходит хмурый и голодный?Зверь мохнатый и зубастый…. Это волк. ^ По аналогии с предыдущим заданием дети отвечают на вопрос у-л-да и складывают разрезную картинку. У-л: Команда … справилась с заданием. Кто же получился на вашей картинке?^ Д: Это заяц (По аналогии с командой … учитель-логопед опрашивает 2 команду по называнию притяжательных прилагательных к слову заяц). У-л Д. Он в берлоге спит зимой Под поваленной сосной, А когда придёт весна,Просыпается от сна. Это медведь. ^ Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда и складывают разрезную картинку (см. выше). У-л: Команда … уже справилась с заданием. Кто же у вас получился на этот раз?^ Д: Это волк. (У-л опрашивает команду по называнию притяжательных прилагательных к слову волк (см. выше))У-л: А теперь послушаем команду …, которая тоже сложила свою картинку. Кто же у вас получился на этот раз?^ Д: Это медведь. (У-л опрашивает команду по называнию притяжательных прилагательных к слову медведь (см. выше))3. Подбор родственных слов к словам.У-л: А теперь, ребята, нам нужно пробраться к сказке, а для этого необходимо справиться ещё с одним заданием. Посмотрите внимательно на доску, на ней висят картинки – схемы. Вам необходимо составить ласковое название, героев, изображённых на разрезных картинках; название их мам и увеличительное название животных. …, попробуй, расскажи о волке.Д: Мама волка – волчица, я назову ласково волка – волчишка, большой волк – волчище.^ Другие дети выходят к доске и рассказывают о других животных, изображённых на разрезных картинках. 4. Чтение сказки.У-л: А сейчас, ребята, послушайте сказку о наших героях (У-л открывает книгу и начинает читать сказку «Как собака друга искала» по С. С. Фетисову).4. Разбор содержания рассказа по вопросам. Примеры вопросов: – Кто главный герой сказки? – Как жила собака в лесу? Она жила …… – Какого друга хотела найти собака? Собака хотела …. – Кого встретила собака в лесу в начале? – Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать?5. Физминутка. А сейчас мы с вами загадаем нашим гостям загадку. Встаньте в линеечку. Ходит рыжий, пьёт из лужи, ^ Изображают идущих собак Не боится лютой стужи. Обхватить плечи руками показать лёгкую дрожь. Хвост лохматый, ^ Правой рукой показать хвост. Чёрный нос… Дотронуться указательным пальцем правой руки до носа. Кто же это? Рыжий … Гости: Пёс.^ 6. Повторное чтение сказки. Садитесь, ребята на стульчики. А теперь послушайте, как читают эту сказку школьники (У-л включает магнитофонную запись с чтением сказки «Как собака друга искала» (по С. С. Фетисову).^ 7. Пересказ рассказа по схемам.У-л: Ребята, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие по сказочному лесу. Кто – то нас здесь встречает (Из-за ширмы выглядывает медведь).Медведь: Здравствуйте, ребята. Я слышал вы интересную сказочку читали?^ Д: Да.Медведь: Ну, что же расскажите мне эту сказку, тогда я вам разрешу дальше путешествовать по моему лесу.У-л: Очень ты строгий медведь. Ну, ребята, не беда я вам приготовила подсказки – схемы (У-л указывает на схемы, которые висят на доске). Ребята, только пока я с вами путешествовала, медведь все схемы перепутал. …, подойди и выбери схему к первому сюжету.^ Ребёнок выбирает схему к первому сюжету. …, расскажи, что было в этом отрывке. … рассказывает 1 отрывок.Все остальные дети по аналогии выбирают схему к отрывку рассказа и пересказывают сказку.Медведь: Ну, что ж, ребята, спасибо. Очень интересную сказку вы мне рассказали. Можете идти дальше.^ 8. Составление плана-схемы содержания сказки и пересказ её. У-л: Ребята, кто-то к нам спешит в гости. У-л достаёт заранее спрятанную собаку. Кто это? Д: Это собака. С: Да, ребята, я та самая собака из рассказа. Я хочу, чтобы вы рассказали мне сказку. Для этого я вам оставила подсказки.^ На столе лежат фигурные изображения героев рассказа: собаки, мыши, зайца, волка, лягушки, медведя, змеи, охотника, берлоги, конуры, куста, норы, дома. У-л Д. …, выбери нужные фигуры и расскажи рассказ. … манипулируя фигурами, рассказывает рассказ. 9. Итог занятия.Автор: Розанова Ирина Вячеславовна – учитель-логопед высшей квалификационной категории ГОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1761» города Москвы
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…