Виды мнемотехники

Виды мнемотехники

1.Многоликая мнемотехника
В настоящее время можновыделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памятиобычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. Врезультате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором трудноувидеть какую-либо систему
Другим недостатком книгпо тренировке памяти является полное отсутствие теоретического обоснованияприменяемых методов запоминания. Без теории трудно создать эффективнуюмнемоническую систему.
Также следует скептическиотноситься к заявлениям авторов о том, что именно они изобрели метод Цицерона ивообще придумали мнемотехнику. Мнемотехника настолько распространена, чтомногие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашужизнь. Вспомните басню Крылова: «…слона то я и не заметил».
Выделяют шесть направлениймнемотехники:
— народная мнемотехника;
— классическаямнемотехника;
— педагогическаямнемотехника;
— цирковая (эстрадная)мнемотехника;
— спортивнаямнемотехника;
— современнаямнемотехника.
Рассмотрим вкратце каждоеиз этих направлений.
2.Народная мнемотехника
К этому виду мнемотехникиследует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь,что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детскомсаду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикамучитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает длясебя свою собственную систему запоминания. Мнемотехника существует очень давно,и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всехсторон.
Посмотрите на мониторсвоего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодарявизуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записиинформации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки — это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На большихскоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знакиже, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаютсябыстро. Обычный алфавит — это то же мнемонический прием. В школе ребенокзаучивает соответствие звуков определенным символам — буквам. Когда буквы кодируютсяв комбинации точек и тире (азбука Морзе) — это также мнемонический метод.
Мозг человека не умеетзапоминать числовые сведения, поэтому каждый человек придумывает своисобственные приемы для запоминания телефонных номеров. Как правило, эти приемыу всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования по созвучию,используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Частонеосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, приемпоиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.
Количество приемовнародной мнемотехники ограничено, их можно пересчитать по пальцам. И эти приемыу всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что прямо иликосвенно нас обучают этим приемам родители, в детском садике, школе.Используемые приемы, как правило, не осознаются; их эффективность крайне низкая,они не имеют научного обоснования и не представляют собою какой-либо системызапоминания. Но они помогают запоминать. Ведь каждый человек помнит какое-токоличество исторических дат, имен, адресов, телефонных номеров. Все этисведения запоминаются нами благодаря приемам так называемой народной (широкораспространенной) мнемотехники.
3.Классическая мнемотехника
Классическая мнемотехника- это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникойпользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детеймнемотехнике — системе внутреннего письма. Однако письменных документов,подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается в истории мнемотехникидатой возникновения классической мнемоники.
Классическая мнемотехникавозникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качествевспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинныхречей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Механизмы памятиинтуитивно понимались правильно, однако объяснить принципы работы памяти в товремя не было возможности — слишком низок был уровень знаний об окружающеммире.
Ярким примеромклассической мнемотехники является метод Цицерона — выделение объектов в хорошознакомом помещении или на улице, и использование их в качестве«вешалок» для запоминаемых сведений. До сих пор остаются актуальнымии некоторые другие положения, сформулированные Цицероном. Так, классическаямнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее взрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы:вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодироваласьсама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание натот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.
Классическая мнемотехникав свое время также разделилась на два направления. Одни (Цицерон) в совершенствевладели техникой запоминания с помощью образных кодов. Другие представителимнемотехники (Квинтилиан) не рекомендовали использовать образные коды длязапоминания. Как отмечают историки мнемотехники, люди, которые отказывались отметодов классической мнемотехники, как правило, имели какие-то проблемы свизуальным мышлением. Они не могли ярко представлять зрительные образы и манипулироватьими в своем воображении. В связи с физиологическими ограничениями методыклассической мнемотехники были недоступны таким людям, и они были вынужденыразрабатывать свои альтернативные системы запоминания, которые меньше зависелиот визуального мышления. Уже в работах Квинтилиана мы можем увидеть первые росткипедагогической мнемотехники, мнемотехники для людей не способных к эффективномувизуальному мышлению. Однако полностью педагогическая мнемотехникасформировалась лишь в 16 веке.
4.Педагогическая мнемотехника
Основателемпедагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджскомуниверситете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лицеДжордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал ПетрРамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная навизуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. Иглавное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, какэто делала классическая мнемотехника.
Проще говоря,педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительныхобразов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективностизапоминания — резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехникане заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не былонеобходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент наестественное запоминание при интенсивном «пережевывании» изучаемогоматериала.
Это многократное чтениетекста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписываниеизучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовкаиллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Этосоздание большого количество вспомогательного (дидактического) материала… Имногие другие, знакомые нам со школы методы.
В 16 веке педагогическаямнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методыдо сих пор используются в официальной системе образования. У классической ипедагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическаямнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методыпедагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большемуколичеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а нетолько людей, у которых работает визуальное мышление.
5.Цирковая (эстрадная) мнемотехника
Цирковая мнемотехникаиспользует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковоймнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации.Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонациюголоса, в порядок слов в предложении…
Часто, при демонстрациичудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать.Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им.Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике — не запоминание, апередача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. Вэтом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники.Хотя, конечно же, исполнители бывают разной квалификации.
При выступлении цирковыхмнемонистов их способность запоминать часто вообще не афишируется, а наоборотдержится в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, поиска предметовосновывается на хорошо тренированной памяти.
Не следует забывать и тотфакт, что цирковые исполнители — прежде всего артисты цирка. А обман в цирке(то есть фокусы) считается нормой. Поэтому не следует удивляться, когда выузнаете, что у исполнителя есть несколько десятков ассистентов в зале.
6.Спортивная мнемотехника
С настоящимипрофессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретитьсяна соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся,например, в Кембридже, начиная с 1997 года.
Спортивная мнемотехникаимеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеетзапоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется назапоминании чего-либо одного.
Одни устанавливаютрекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростномузапоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначныеили трехзначные числа.
Самой способностьюзапоминать на таких соревнованиях никого не удивишь. Чтобы попасть на соревнования,нужно пройти отборочный тур, на котором необходимо продемонстрировать наличиенавыка запоминания. Ведь человеку, не умеющему запоминать, нечего делать насоревновании.
Рекорды, устанавливаемыерекордсменами, поражают воображение. Особенно, если человек не знаком спринципами запоминания в мнемотехнике. Но даже у обученного запоминаниючеловека рекордсмены вызывают чувство глубокого уважения. Когда сам умеешьзапоминать, то понимаешь, каких трудов стоят все эти рекорды.
Самым трудным видомсоревнований считается запоминание произносимых чисел. Когда мнемонист не имеетвозможности повторно увидеть или услышать уже запомненное им число. То естьзапоминание с однократного восприятия.
В спортивноймнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат.Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое — это скоростьзапоминания информации. Второй показатель — это объем запоминаемых за один разсведений.
7.Современная мнемотехника
К современноймнемотехнике относится представленная на сайте система «Джордано». Ноесть и другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг,а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительнойособенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основетеории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются иобъединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иныхзадач. Есть специализированные системы, направленные только на изучениеиностранных языков. Существуют методики заучивания сложных двигательныхнавыков.
Система«Джордано» приспособлена к запоминанию ТОЧНОЙ информации. Такойинформации, которую нельзя запоминать приблизительно и которую, как правило,никто даже и не пытается запоминать. Система «Джордано» позволяетзапоминать незапоминаемую информацию.
Современная мнемотехникаотошла от набившего оскомину Симонида и «не желает знать где сидятфазаны». Современной мнемотехнике больше по вкусу результаты нейрофизиологическихисследований и точные методы проверки эффективности тех или иных приемовзапоминания.
Ниже приводится переченьосновных положений системы «Джордано», которые отличают ее от другихсистем запоминания.
1. Вводится понятие«электрическая память» — процесс фиксации мозгом связи междуодновременно работающими нервными клетками.
2. Обозначена основнаямыслительная операция, ведущая к запоминанию — операция «Соединениеобразов».
3. Вводится понятие«Смысл запоминания» — последовательное соединение элементов одногоинформационного сообщения.
4. Вводится понятие«Точная информация» — информация, элементы которой при восприятии невызывают зрительных образов в воображении.
5. Основной способзапоминания в системе «Джордано» — образование ассоциации, состоящейиз основы и элементов. Этот способ запоминания является единственно правильными вытекает из понятия «Смысл запоминания» и схемы образованияэлектрической связи. В литературе о мнемотехнике ранее не описывался.
6. Вводится понятие«Фиксированные образные коды» — образы-заменители часто повторяющихсяэлементов информации, которые должны быть уникальны и неизменяемы.
7. Вводится понятие«Система внутренней стимуляции мозга» — система заранее заученныхнеизменяемых образов, которые с нейрофизиологической точки зрения являютсяфильтрами пространственных частот. К ним привязываются созданные ассоциации. Сих помощью осуществляется сканирование мозга и считывание из него ранееобразованных комбинаций образов.
8. Используютсямногоуровневые системы опорных образов, которые строятся из комбинаций десятиосновных приемов запоминания последовательности.
9. Вводится запрет насоединение вместе любых образных кодов. Также образные коды запрещаетсяиспользовать в качестве опорных образов.
10. Вводится понятие«навык запоминания» и разработан компьютерный тест для проверки сформированногонавыка запоминания. Введены нормативы для обучающихся технике запоминания посистеме «Джордано».
11. Введено понятие«фонетические образные коды», которые используются для быстрогозапоминания иностранных слов.
12. Под логической связьюпонимается любая связь, создаваемая в воображении между зрительными образами.
13. Под«пониманием» имеется ввиду представление в воображении пространственноорганизованных зрительных образов.
14. Введены понятия«каналы воссоздающего воображения», «канал пространственныхоператоров», дается схема работы воссоздающего воображения.
15. Четко определенычетыре основных этапа запоминания: кодирование элементов информации в образы,запоминание (соединение образов), фиксация последовательности ассоциаций(непосредственно между собою или с помощью систем опорных образов), закреплениесвязей в мозге (три способа мысленного повторения).
Можно и дальше перечислятьновшества, которые внесла в мнемотехнику система «Джордано». Но ивышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы понять, что перед вамисовершенно новая мнемотехника, не только не похожая на привычные системызапоминания, но и противоречащая им на каждом шагу.