Военные суды в Вооруженных Силах: их организация, состав, система и полномочия

Военные суды в Вооруженных Силах: их организация,состав, система и полномочия

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАСУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
2. ПОНЯТИЕ И ПОЛНОМОЧИЯВОЕННЫХ СУДОВ
3. БЕЛОРУССКИЙ ВОЕННЫЙСУД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Вопрос о судебной власти, еехарактерных чертах и назначении издавна привлекал внимание мыслителей. Всоветский период эта тема была предана забвению. Более того, сам термин«судебная власть» постепенно исчез из лексикона, так как советская юридическаядоктрина решительно отвергала теорию разделения властей. Между тем разделениевластей признается величайшей государственно-правовой доктриной, историякоторой, как утверждают некоторые исследователи, начинается с библейскихвремен. Теория разделения властей лежит в основе западных концепций правовогогосударства. Еще античные мыслители — Платон, Аристотель высказывали в своихработах подобные идеи. Одним из первых выдвинул идею разделения властей наисполнительную, законодательную и судебную с целью гарантии законности ипредупреждения возможных злоупотреблений в государстве Д. Мильберн (1614-1657гг.). Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделениявластей в юридической литературе называют Дж. Локка и Ш. Монтескье. Однако Дж.Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь назаконодательную, исполнительную и федеративную, подчинил все властизаконодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы».Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Свое дальнейшееразвитие теория разделения властей получила в работах Монтескье, назвавшего три«рода власти»: законодательную, исполнительную и судебную. Советскийтоталитарный режим не устраивала эта теория. В годы правлениякомандно-административной системы суд был превращен в рядовое государственноеучреждение, в обычный орган государственной власти, служил проводникомпартийно-государственной политики, нередко использовался для расправы с политическойоппозицией, инакомыслящими. Возвращение к этому понятию в наши дни обусловленосоциально-экономическими и политическими изменениями в обществе, строительствомправового государства, которое немыслимо без независимой судебной власти,обеспечивающей верховенство закона, противостоящей административному произволуи правовому нигилизму. 29.06.2006 принят Кодекс Республики Беларусь осудоустройстве и статусе судей. Принятие Кодекса завершило кодификациюзаконодательства о судоустройстве и статусе судей. Полностью или частично вКодекс вошли положения таких норм, как Закон Республики Беларусь от 13.01.1995«О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»,законодательство Республики Беларусь о хозяйственных судах, Закон Республики Беларусьот 30.03.1994 «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и иныезаконодательные акты — указы и декреты Президента Республики Беларусь. Кодексвступил в силу 12.01.2007. В отличие от Закона Республики Беларусь «Осудоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», который выступалосновополагающим актом организации судебной системы республики, в Кодексезакреплено единство судебной системы. Кодексом установлено, что судебная властьв стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного,хозяйственного и административного судопроизводства. Таким образом, перед намипредстал единый, комплексный акт о судебной системе Республики Беларусь. Особоевнимание следует обратить на то, что в Кодекс введены нормы, регламентирующиедеятельность Конституционного Суда Республики Беларусь. Последний определен какорган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов вгосударстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционногосудопроизводства. Согласно Кодексу обращения граждан, направленныенепосредственно в Конституционный Суд Республики Беларусь, рассматриваются им впорядке, установленном Законом Республики Беларусь от 06.06.1996 «Обобращениях граждан». Таким образом, Кодекс юридически закрепил еще однуформу работы Конституционного Суда Республики Беларусь с гражданами, которуютот фактически осуществлял. Кодексом введено дополнительное, по отношению кранее существовавшим, требование к судье Конституционного Суда РеспубликиБеларусь о том, что судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может бытьназначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским ирусским языками. Кроме того, в Кодексе содержатся нормы, которые гарантируюторганизациям право на судебную защиту их законных интересов.
Тема курсовой работы: «Военные суды в вооруженных силах: ихорганизация, состав, система и полномочия».
Объектом исследования в курсовой работе является объективнаяреальность, то есть это те нормативные акты, которые отражают и регулируютстатус военных судов в Республике Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы являются военные судыРеспублики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходеобучения знаний правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовойработы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоятв том, чтобы:
— дать понятие судебной власти;
— рассмотреть понятие и полномочия военных судов;
— изложить сущность Белорусского военного суда.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основуработы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Законы РеспубликиБеларусь; во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад вразработку вопросов, о военных судах в Республике Беларусь внесли выдающиесяюристы, профессора, судьи, в частности, профессор И.И. Мартинович, кандидатюридических наук А.А. Данилевич и другие. При разрешении поставленных задач длядостижения цели исследования использовались следующие методы:формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексногоисследования, сравнительного правоведения.
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание,введение, три раздела с подразделами к ним, заключение, список использованныхисточников. Курсовая работа выполнена на 24 листах компьютерного текста.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Судебнаявласть есть предоставленные специальным органам государства — судам, полномочияпо разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при примененииправа, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского,уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдениемпроцессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости,принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовыеустои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие вправовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не можетприсвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуетсятолько законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательнойили исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являютсяважнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом[7. с. 67].
Судебнаявласть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
Судебнаявласть — вид государственной власти. Она осуществляется государственнымиорганами, выражает государственную волю. В отличие от других видов власти,реально влияющих на жизнь людей, судебная власть — одна из трех ветвейгосударственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
Судебнаявласть принадлежит только судам — государственным органам, образуемым вустановленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основесоответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие иреализовывать судебную власть в иных формах.
Исключительностьсудебной власти — следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлятьтолько суды. Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия — поКонституции Республики Беларусь, принадлежит только суду, только суд можетпризнать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовномунаказанию.
Независимостьсудебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчинятьсявоздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию поним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит скакими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций илиутверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельнуюветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что судыобразуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другуюгосударственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функцийкому-либо.
Процессуальныйпорядок деятельности — важнейший признак судебной власти. Процессуальныйпорядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действийсуда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.
Осуществлениеполномочий путем судопроизводства — признак судебной власти. Судопроизводствопредставляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренныхзаконом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности,установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.
Подзаконностьсудебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяютсяКонституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы,законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретнымделам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

2. ПОНЯТИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ СУДОВ
Систему общих судов составляют:
— районные (городские) суды, межгарнизонныевоенные суды;
— областные (Минский городской), Белорусскийвоенный суды;
— Верховный Суд Республики Беларусь.
В системе общих судов могут создаватьсяспециализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные,административные и др.
Военные суды представляют собой первые специализированные органыправосудия в белорусской судебной системе. Своеобразие их правового статусазаключается в следующем:
— военные суды — часть системы общих судов и наних в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебнойвласти, законодательство о судоустройстве и статусе судей,Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, разъясненияПленума Верховного Суда Республики Беларусь;
— наряду с осуществлением общих для всех органовправосудия задач на военные суды возложено выполнение ряда специфическихфункций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасностьРеспублики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, снарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы;
— система военных судов не соответствуетадминистративно-территориальному делению государства, а построена с учетомструктуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев:межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегииВерховного Суда;
— обладают определенной автономией по отношению ксудам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуюторганизационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленныеподсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде — общем для нихвысшем судебном органе;
— рассматривают дела в отношении узкого кругасубъектов — лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это делаобо всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а такжегражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.
Надзор за судебной деятельностью военных судовосуществляет Верховный Суд Республики Беларусь. Финансирование их деятельности,обеспечение транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными ижилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средствреспубликанского бюджета [11. с. 43].
Подсудность военных судов. Уголовные дела могутбыть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого в совершениипреступления распространяется статус военнослужащего). Военнослужащими являютсяграждане Республики Беларусь, состоящие на военной службе в Вооруженных Силах,пограничных, внутренних и иных войсках, воинских формированиях, переченькоторых утверждается Президентом Республики Беларусь.
Статус военнослужащих приобретается гражданамиРеспублики Беларусь со дня определения (призыва, поступления) на военную службуи утрачивается со дня исключения из списков воинской части в связи сувольнением с военной службы (ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих»).
Статус военнослужащих распространяется на:
— офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих,проходящих службу по контракту на должностях сержантов, старшин и рядовых,курсантов и слушателей военно-учебных заведений, сержантов, старшин, солдат иматросов срочной службы, проходящих ее в Вооруженных Силах, внутренних ипограничных войсках, Комитете государственной безопасности и в гражданскойобороне, иных военных формированиях, создаваемых в соответствии с действующимзаконодательством;
— военнообязанных, призванных на сборы.
Лицо, не обладающее указанным статусом, можетпредстать перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих случаях:когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления являетсявоеннослужащим; когда он совершил преступления, будучи военнослужащим, а кмоменту рассмотрения дела в суде уволен с военной службы; когда хотя бы одно изсовершенных им преступлений подсудно военному суду (ст. 270 УПК).
К исключительной подсудности военных судовотносятся уголовные дела о преступлениях против военной службы. Это уклонениеот призыва на военную службу, явки на сборы, от воинского учета, самовольноеоставление части или места службы, дезертирство и другие. Уголовные дела опреступлениях рассматриваются военным судьей единолично, если мера наказания заих совершение не превышает десяти лет лишения свободы. Во всех остальныхслучаях дело должно рассматриваться коллегиальным составом суда: военным судьейи двумя народными заседателями. Если соучастником военнослужащего являлсянесовершеннолетний, то уголовное дело также должно рассматриватьсяколлегиальным составом суда [5. с. 87].
Как и районные (городские) суды, межгарнизонныевоенные суды разрешают жалобы участников процесса на задержание, заключение подстражу, продление срока содержания под стражей, прекращение дела ипринудительное помещение в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение.Этим занимается военный судья единолично.
Военные суды рассматривают гражданские дела поискам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещенииматериального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих нанеправомерные действия должностных лиц и органов военного управления,ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные спрохождением военной службы (ст. 43 ГПК).
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановленииот 18 декабря 1992г. № 15 «О судебной защите военнослужащих от неправомерныхдействий органов военного управления и воинских должностных лиц» далразъяснение, касающееся подсудности гражданских дел военным судам. Это дела пожалобам:
— необоснованной задержке в присвоении очередноговоинского звания;
— о незаконном снижении или лишении воинскогозвания в дисциплинарном порядке;
— об отказе в переводе по службе в другуюместность по состоянию здоровья военнослужащего или членов его семьи, а такжепо иным семейным обстоятельствам;
— о необоснованном понижении в должности;
— об отказе в увольнении с военной службы приналичии оснований, предусмотренных законами и иными нормативными актами;
— о возложении на военнослужащих обязанностей, непредусмотренных законодательством, положениями о прохождении службы и воинскимиуставами;
— о незаконном возложении материальнойответственности;
— по другим вопросам, возникающим при прохождениивоенной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав ипреимуществ военнослужащих (отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшениижилищных условий, снятие с учета, перенос очереди на получение жилого помещенияи др.) утратил силу постановлением Верховного Ссуда Республики Беларусь от17.12.2002г. №10 />«О применении судамипроцессуального законодательства, регулирующего особенности рассмотрения жалобна ущемляющие права граждан действия (бездействие) государственных органов,юридических лиц, иных организаций и должностных лиц».
Во всех случаях неправомерными, ущемляющими прававоеннослужащих признаются такие действия органов военного управления и воинскихдолжностных лиц, в результате которых военнослужащий незаконно лишенвозможности полностью или частично осуществить право, предоставленное емузаконом или иным нормативным актом, на военнослужащего незаконно возложенакакая-либо обязанность. Жалобы военнослужащих рассматривает судьямежгарнизонного военного суда единолично в порядке, установленном ГПК для дел,возникающих из административно-правовых отношений.
Не подлежат обжалованию в суд действия органовуправления и воинских должностных лиц, которые совершаются ими в сфереуправления войсками (о передислокации войск, проведении учений), а также ворганизации боевого дежурства, несении караульной службы и т.п.
Межгарнизонные военные суды рассматриваютследующие заявления военнослужащих:
— о восстановлении на военной службе в случаенезаконного увольнения;
— о восстановлении в прежней должности в случаенезаконного перевода или понижения в должности;
— об отмене дисциплинарных взысканий;
— о взыскании страховых сумм при наступленииинвалидности и увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
— о возмещении вреда, причиненного увечьем либоиным повреждением здоровья, связанным с исполнением воинских обязанностей;
— о взыскании денежного обеспечения или иныхвидов довольствия, а также средств за неиспользованное санаторно-курортноелечение, расходов по проезду на транспорте и другие требования имущественногохарактера.
Указанные категории гражданских дел разрешаютсясудьей единолично, но по правилам искового производства, регламентированного вразделе VI ГПК. Жалобы военнослужащих и членов их семей на неправомерныедействия органов государственного управления, общественных объединений идолжностных лиц, а также дела искового производства, не вытекающие из воинскихправоотношений этих лиц, разрешаются районными (городскими) судами. В отличиеот судов общей юрисдикции военные суды не вправе рассматривать дела обадминистративных правонарушениях.
Межгарнизонные военные суды образуются,реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместномупредставлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя ВерховногоСуда Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частейВооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований.
В Республике Беларусь действует шестьмежгарнизонных военных судов: в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске иБорисове. Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей инародных заседателей. При наличии пяти и более судей в составе межгарнизонноговоенного суда вводится должность заместителя председателя. При наличии десяти иболее судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность второгозаместителя председателя суда.
Количество судей для каждого межгарнизонноговоенного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместномупредставлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. ТолькоМежгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных —по трое судей.
К судьям межгарнизонных военных судов кроме общихтребований, предъявляемых к судьям районных (городских) судов, применяютсядополнительные: состоять на действительной военной службе; иметь офицерскоезвание.
Межгарнизонный военный суд действует только каксуд первой инстанции, рассматривая подавляющее большинство уголовных игражданских дел, подсудных военным судам.
Председатель межгарнизонного военного суда и егозаместитель назначаются Президентом Республики Беларусь по совместномупредставлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пятьлет.
Председатель суда как руководитель органасудебной власти:
— председательствует в судебных заседаниях,назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях,распределяет иные обязанности между судьями;
— ходатайствует перед Верховным Судом РеспубликиБеларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь опроверке конституционности нормативных правовых актов;
— организует изучение и обобщение судебнойпрактики, ведение судебной статистики;
— руководит работой аппарата суда, назначает надолжности и освобождает от должностей работников аппарата суда;
— ведет личный прием граждан, организует работусуда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
— организует работу по повышению квалификациисудей и работников аппарата;
— осуществляет иные полномочия в соответствии сзаконодательными актами.
В случае отсутствия председателя, или приневозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в судедолжности заместителя председателя суда полномочия председателя судаосуществляет один из судей в соответствии с распределением обязанностей.
В межгарнизонных военных судах имеется аппарат,выполняющий вспомогательные функции, аналогичные тем, которые осуществляютработники аппарата районных (городских) судов. Его численность зависит отколичества судей в конкретном суде и объема их работы.
К работникам аппарата суда относятся: заведующийканцелярией, секретарь судебного заседания, судебный исполнитель,делопроизводитель, консультант, архивариус, помощник председателя.
На заведующего канцелярией возлагаются ведениеделопроизводства, организация работы канцелярии, руководство работой секретарейи архива. Он распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролируетее исполнение, распределяет поступившую корреспонденцию; осуществляет учетрабочего времени сотрудников суда; ведение нарядов, книг и журналов учета;контроль за ведением статистической и финансовой отчетности; учет и регистрациюпоступающих в суд обращений граждан; ведение приказов и распоряжений по суду,личных дел и трудовых книжек сотрудников и т.д.
На секретаря суда возлагается ведение делопроизводствапо уголовным и гражданским делам, в частности: вызов участников процесса исвидетелей; выписка исполнительных листов; регистрация, учет и хранениеуголовных, гражданских дел и материалов; ведение журналов и карточек;составление статистических отчетов; учет и хранение вещественных доказательств,подготовка и сдача в архив законченных дел, нарядов, журналов, карточек и т.д.
В судах, где предусмотрена должностьконсультанта, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизациизаконодательства; участие в обобщении судебной практики и др. Он должен вестиконтрольные экземпляры кодексов, официальных изданий и других законов инормативных актов Республики Беларусь, разъяснений Пленума Верховного Суда изаключений Конституционного Суда Республики Беларусь, картотекузаконодательства и судебной практики по гражданским, уголовным иадминистративным делам.
Архивариус ведает работой архива суда, гдехранятся законченные производством дела.
Подбор, прием на работу и увольнение всехсотрудников аппарата и технических работников суда осуществляет егопредседатель.
3. БЕЛОРУССКИЙ ВОЕННЫЙ СУД
Белорусский военный суд — второе звено в системевоенных судов республики. Его количественный состав устанавливается ПрезидентомРеспублики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции иПредседателя Верховного Суда.
Белорусский военный суд состоят из председателясуда, заместителей председателя суда и судей.
Белорусский военный суд действует в составесудебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этогосуда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство ихработой осуществляют заместители председателя суда.
Председатель Белорусского военного суда внеобходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел всоставе другой.
Судебные коллегии рассматривают в качестве судапервой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасностичеловечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которыеможет быть назначена смертная казнь, совершенных военнослужащими.
Белорусский военный суд вправе рассматривать попервой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренныхзаконодательством (ч. 3 ст. 44 ГПК).
Он может изъять любое уголовное или гражданскоедело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первойинстанции.
В кассационном порядке судебные коллегииБелорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие взаконную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонныхвоенный судов. С этой целью в судебных коллегиях образуются составы суда. Могуттакже образовываться специализированные составы суда для рассмотрения отдельныхкатегорий дел.
Белорусский военный суд осуществляет надзор засудебной деятельностью межгарнизонных военных судов.
Судебные коллегии Белорусского военного суда понаправлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику,анализируют судебную статистику.
Руководят работой Белорусского военного судапредседатель и его заместители, которые назначаются Президентом РеспубликиБеларусь по совместному представлению Министра юстиции и ПредседателяВерховного Суда сроком на пять лет.
Председатель Белорусского военного суда:
— организует деятельность суда;
— распределяет обязанности между своими заместителями;
— созывает президиум суда, и председательствуютна его заседании;
— может председательствовать в судебныхзаседаниях;
— назначает судей в качестве председательствующихв судебных заседаниях;
— распределяет обязанности между судьями;
— ходатайствует перед Верховным Судом РеспубликиБеларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь опроверке конституционности нормативных правовых актов;
— вносит в президиум суда представления поформированию состава судебной коллеги и судебного состава;
— вправе истребовать из нижестоящих судовсудебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их ксвоему производству, а также для проверки их в порядке надзора;
— осуществляет общее руководство аппаратом суда,назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда;
— организует работу по повышению квалификациисудей и работников аппарата о суда;
— руководит работой по изучению и обобщениюсудебной практики, ведению и анализу судебной статистики;
— ведет личный прием граждан, организуют работусуда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;
— информирует Пленум Верховного Суда РеспубликиБеларусь о практике применения судами законодательства;
— представляет суд в отношениях с государственнымиорганами, иными организациями;
— осуществляет иные полномочия в соответствии сзаконодательными актами.
Заместитель председателя Белорусского военногосуда:
— в соответствии с распределением обязанностейвозглавляет судебные коллегии;
— председательствует в заседании судебныхколлегий и назначает председательствующими судей судебных коллегий;
— информируют президиум о суда, о работевозглавляемых им судебной коллегии;
— ведет личный прием граждан;
— организует изучение и обобщение судебнойпрактики, ведение и анализ судебной статистики;
— организует деятельность структурныхподразделений аппарата суда в соответствии с распределением обязанностей;
— осуществляет иные полномочия в соответствии сзаконодательными актами [7. с. 91].
В случае отсутствия председателя Белорусскоговоенного суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочияпредседателя суда осуществляет один из заместителей председателя в соответствиис распределением обязанностей.
Для обеспечения деятельности по осуществлению правосудияв Белорусском военном суде имеется аппарат суда, аналогичный по своему составуи функциям аппарату областных и Минского городского судов.
Военная коллегия Верховного Суда РеспубликиБеларусь является третьим звеном в системе военных судов. Она образуется изчисла судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждается его Пленумом. Внастоящее время в ее состав входят: председатель коллегии, пять судей, а такженародные заседатели в количестве 10 человек на одного судью, участвующие врассмотрении уголовных дел по первой инстанции. Судья Военной коллегииВерховного Суда Республики Беларусь должен обладать стажем работы в качествесудьи не менее пяти лет, состоять на действительной военной службе и иметьофицерское звание. Он назначается на должность Президентом Республики Беларусьс согласия Совета Республики Национального собрания.
Военная коллегия рассматривает в пределах своихполномочий дела в качестве суда первой инстанции. В соответствии со ст. 269 УПКей подсудны:
1)уголовныедела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства,депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национальногособрания Республики Беларусь, если на них распространяется статусвоеннослужащих;
2)уголовныедела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и егозащитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективностисудебного разбирательства;
3)принятыек своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящиев компетенцию военных судов.
Военная коллегия может принять к своемупроизводству любое гражданское дело, подсудное нижестоящему военному суду.
В кассационном порядке Военная коллегияВерховного Суда рассматривает уголовные и гражданские дела по жалобам ипротестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, постановления иопределения Белорусского военного суда.
В порядке надзора Военная коллегия ВерховногоСуда рассматривает уголовные и гражданские дела по протестам на вступившие взаконную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонныхвоенных судов, приговоры, решения, определения и постановления Белорусскоговоенного суда, если они не были предметом кассационного рассмотрения вВерховном Суде Республики Беларусь (ч. 3 ст. 407 УПК, ч. 3 ст. 440 ГПК).
Военная коллегия Верховного Суда вправе разрешатьвопросы о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимсяобстоятельствам в отношении приговоров, определений и постановленийБелорусского военного суда (п. 2 ч. 1 ст. 422 УПК).
Военная коллегия по направлениям своейдеятельности изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебнуюпрактику, анализирует судебную статистику и осуществляет иные полномочия всоответствии с законодательными актами. Руководит деятельностью Военнойколлегии ее председатель, который одновременно является заместителемПредседателя Верховного Суда. Он обладает следующими полномочиями:председательствует в судебных заседаниях коллегии; приносит протесты в порядкенадзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам впределах и порядке, установленных законом; вправе приостановить исполнениерешений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам в случаях ипорядке, установленных законом; организует обобщение судебной практики и анализсудебной статистики; ведет личный прием граждан; информирует Пленум ВерховногоСуда о деятельности Военной коллегии. В Военной коллегии имеется секретарьсудебного заседания, который готовит дела для рассмотрения по первой инстанциии ведет протокол судебного заседания. Существует должность секретаря коллегии,который обеспечивает подготовку к рассмотрению дел в кассационном порядке ипорядке надзора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведяисследование на тему: «Военные суды в вооруженных силах: их организация, состав, системаи полномочия», сделаем выводы.
Историческивоенные суды представляют собой первые специализированные органы правосудия вбелорусской судебной системе. Своеобразие их правового статуса заключается вследующем: — военные суды – часть общих судов и на них в полной мерераспространяются конституционные нормы об основах судебной власти; наряду сосуществлением общих для всех органов правосудия задач на военные судывозложено выполнение ряда специфических функций. Они призваны вести борьбу спосягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность ибоеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины иустановленного порядка несения службы; — система военных судов не соответствуетадминистративно территориальному делению государства, а построена с учетомструктуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньевмежгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегииВерховного Суда; — обладают определенной автономией по отношению к судам общейюрисдикции, между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Этидве самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь вВерховном Суде – общем для них высшем судебном органе; — рассматривают дела вотношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статусвоеннослужащих. Это дела обо всех преступлениях, совершенных указаннойкатегорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношенийвоенной службы. Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляетВерховный Суд Республики Беларусь. Финансирование их деятельности, обеспечениетранспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилымипомещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств республиканскогобюджета.
Военные суды представляют собой первыеспециализированные органы правосудия в белорусской судебной системе. Уголовныедела могут быть предметом рассмотрения военных судов, если на обвиняемого всовершении преступления распространяется статус военнослужащего).Военнослужащими являются граждане Республики Беларусь, состоящие на военнойслужбе в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и иных войсках, воинскихформированиях, перечень которых утверждается Президентом Республики Беларусь.Статус военнослужащих приобретается гражданами Республики Беларусь со дняопределения (призыва, поступления) на военную службу и утрачивается со дняисключения из списков воинской части в связи с увольнением с военной службы(ст. 1 и 2 Закона «О статусе военнослужащих»).
Белорусский военный суд — второе звено в системевоенных судов республики. Его количественный состав устанавливается ПрезидентомРеспублики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции иПредседателя Верховного Суда.
Белорусский военный суд состоят из председателясуда, заместителей председателя суда и судей.
Белорусский военный суд действует в составесудебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этогосуда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство ихработой осуществляют заместители председателя суда.
Председатель Белорусского военного суда внеобходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел всоставе другой.
Судебные коллегии рассматривают в качестве судапервой инстанции уголовные дела о преступлениях против мира и безопасностичеловечества, преступлениях против государства, о преступлениях, за которыеможет быть назначена смертная казнь, совершенных военнослужащими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятымина республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.)ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
2. КодексРеспублики Беларусь «о судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006г. №139-З. Принят Палатой представителей 31 мая 2006 года. Одобрен СоветомРеспублики 16 июня 2006 года. (Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 12.07.2006, № 107, рег. № 2/1236 от 05.07.2006) (с учетом изменений,внесенных Законом Республики Беларусь от 30.12.2006 № 198-З, рег. № 2/1292 от03.01.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА«ЮСИАС» — 2008г.
3. Уголовно- процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 24июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯСПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
4. ЗаконРеспублики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. №220-з. Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года одобрен СоветомРеспублики 20 апреля 2007 года (национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007). ЮРИДИЧЕСКАЯСПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
5. Уголовно- процессуальный кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 24июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯСПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
6. БибилоВ.Н. Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000.
7. БорикоС.В. Судоустройство. Учебник. Мн., 2000.
8. ВерховныйСуд Республики Беларусь: история и современность (1923-1998) / Под ред. В.О.Сукало, Л.Л. Зайцевой. Мн.: «Интер Дайджест», 1998. с. 240.
9. ГуценкоК.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.
10… Кеник А.А. Прокурорскийнадзор: Учебное пособие / А.А. Кеник. – Мн.: Амалфея, 2005г. – 512с.
11.Судоустройство: Учебник /А.А. Данилевич, Л. Зайцева, И.И. Мартинович, Е.К. Острога, А.В. Солтанович; Подред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Мн.: Амалфея, 2002. – 480с.