–PAGE_BREAK–(Содержание и методика работы с детьми
Анализотечественнойбежной психолого-педагогическойтературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.
Так, длявитиядетейятого годажизнив театрализованнойдеятельностинеобходимоедоставить всемдетямвныевозможностидлястия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей.
Наблюдения за поведением детей показали, что сам ребенок пятого года жизни еще не в состоянии оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли. Попытки педагогов формально задействовать всех детей в инсценировке не только не эффективны, но даже болезненно воспринимаются детьми, которым достались не главные роли. Они понимают, что, например, в инсценировке сказки «Красная шапочка» роли девочки, волка, бабушки, лесорубов и др. более значимы, чем деревьев. Поэтому такое не равноценное распределение ролей становится одной из причин того, что развитие детей в театрализованной деятельности происходит не одинаково. А это значит, что в следующем спектакле главные роли будут вновь отданы тем, кто исполнял их в предыдущей постановке. И так постоянно. Кроме того, на распределение ролей крайне болезненно реагируют родители. Поэтому первый театральный сезон мы предлагаем построить па репертуаре, в котором все дети группы могли бы принимать участие и действовать в одинаковых ролях.
На начальном этапе работы по театрализованной деятельности мы предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.
Общеизвестно, что одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Играя, актер осуществляет какие-то действия — ищет, слушает, осматривает. Если актер по-настоящему внимательно и серьезно ищет пропавшую вещь, то и зритель будет с интересом следить за этим действием. Если он будет только показывать, что совершает это действие и его внимание будет занято тем, какое впечатление он производит на зрителя, зритель сразу почувствует фальшь, и интерес к актеру резко упадет.
Поэтому для актера важно научиться так увлекаться сценическим объектом, сделать его настолько интересным для себя, что происходящее в зрительном зале станет для него третьестепенным, а то и совсем неважным.
Специалисты считают, что развивать элементы актерского мастерства надо в упражнениях, формирующих умение владеть работой органов чувств.
В городе Воркута живет и работает известный режиссер Виталий Соловьев. Многолетний режиссерский опыт обучения детей и подростков актерскому мастерству позволил ему разработать интересную систему упражнений, помогающую начинающим актерам совсем забыть о зрителе. Для этих упражнений используются задания, требующие большой сосредоточенности.
Внимательно изучив систему упражнений В.Соловьева[9], мы пришли к выводу, что ее принцип, основанный на использовании игровых упражнений на внимание, нам вполне подходит.
Во-первых, это отвечает особенностям и возможностям детей пятого года жизни. Во-вторых, апробация их на практике показала, что в моменты большой сосредоточенности внимания дети, увлеченные выполнением задания, забывают о зрителе и быстро адаптируются к сцене.
Объем внимания ребенка 4-5 лет невелик, и еще дает себя знать непроизвольность психических процессов. В моменты большой сосредоточенности внимания дети совсем забывают о зрителе и действуют естественно, как в жизни.
Вместе с тем, мы считаем, что вводить в жизнь ребенка 4-5 лет эти упражнения в «чистом» виде неэффективно. Во время их проведения будет утрачена восторженность, связанная с действием ребенка на сцене. Следовательно, мы используем этот принцип обучения, но не в виде упражнений, а как спектакли миниатюр в присутствии зрителей.
Очевидно, что при подборе репертуара для работы с детьми важно учитывать все вышеизложенные особенности. Кроме того, не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Для того чтобы помочь воспитателям, мы сами подобрали примерный репертуар для первого театрального сезона.
В него вошел фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.
Надеемся, что широкое использование в нашем детском репертуаре именно поэтических произведений не вызовет негативного отношения со стороны педагогов. По образному выражению известнойоэтессы нашего времени Ирины Токмаковой именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития. Она способствует развитию воображения, фантазии, творческому полету малыша, который унесет его из бытовой обыденности в новый прекрасный мир. Ведь в стихах для детей в поэтической форме заключено не только все ближнее и дальнее пространство, но и царят поэтически-магические образы.
Ирина Токмакова пишет: «Эти поэтически-магические образы важны несказанно. Они не всегда осознаются ребенком, да, может быть, и не должны осознаваться, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем»[10].
Но предлагаемый нами репертуар не должен ограничивать творчества воспитателей. Поэтому каждый педагог может создать новый репертуар или внести свои изменения в репертуар, предлагаемый нами.
В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги -обеспечить ему свободу действий.
Очевидно, что свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто обучает, так и тем, кому нужно это услышать. Особенно это важно в художественных сферах деятельности. Б.П.Вышеславцев пишет: «Чуткость к прекрасному дана русскому народу, об этом свидетельствует наша музыка, наша поэзия, и прежде всего Пушкин. Но служение красоте, поклонение красоте, даже восприятие красоты есть свобода, освобождение духа и не терпит никакого насилия, никакого принуждения. Можно принудить к лести, притворству, к подхалимажу, но нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Подлинное искусство есть всегда «вольное искусство».[11]
К сожалению, эта «поэзия свободы» так глубоко освещенная и осмысленная одним из ярких представителей русской философии, до настоящего времени не вылилась в приемлемые формы, связанные с отбором содержания для обучения и развития детей, форм и методов руководства их деятельностью.
С особой остротой эта проблема возникает в театрализованной деятельности, где перед ребенком стоит сложная задача создания художественного образа.
Известный отечественный режиссер Е.Вахтангов считал, что сценическое искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевидно, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще не на основе содержания, заданного взрослым, а на основе личного опыта, собственных представлений об окружающей действительности, образов, рожденных его воображением.
Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы настоятельно рекомендуем педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми.
Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные предложения в целостный сюжет.
Кроме того, при создании инсценировки или использовании готового художественного произведения для спектакля или кукольного представления важно помнить о том, что дети должны действовать в одинаковых или равноценных ролях, независимо от их способностей, но с правом выбора образа, характера героя. Так, например, в роли лягушат-путешестоенников каждый ребенок может выбрать для своего героя определенные черты характера: у одного лягушонок может быть смелым, а у другого — робким и нерешительным и т.п. Образ куклы-марионетки ребенок также создает сам с помощью цвета одежды и дополнительных атрибутов.
Поэтому мы предлагаем педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре, в который, наряду с традиционными постановками, войдут спектакли, содержание для которых придумают сами дети.
Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы рекомендуем использовать:
*нсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;
*спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок деду Морозу» и мамам к дню 8 Марта);
*нсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.
Но изменения происходят не только в содержании работы с детьми от 4 до 7 лет. Меняется и методика работы с детьми.
продолжение
–PAGE_BREAK–Методика работы с детьми 4 – 5 лет.
Во второй половине дня в пятницу педагог напоминает детям, что сегодня у них «театральная пятница» и они могут порадовать родителей новой инсценировкой.
•нтересовываетдетейсодержаниемоэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его.
•Интересуется, понравилось ли оно детям или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям.
Работа над ролью.
· Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговаривайте отдельных строк, которые им запомнились.
· Затем анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
· После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
· Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок — веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?) По мере необходимости педагог представляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски котенка в соответствии с тем, как он себе это представляет (черный, рыжий или полосатый и т.п.). По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них в соответствии с текстом инсценировки.
Работа с детьми по ходу инсценировки.
После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т.п.) или включить звукозапись.
Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора и торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.
Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.
Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.
По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, малыш должен получить награду.
Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, …» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.
Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!
В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.
По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.
Методика работы с детьми 5 – 6 лет
Дети стали старше и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности может строится с ними в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с’ содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. По времени проведение этого этапа рассчитано на целую неделю (от пятницы в конце одной недели до пятницы – на следующей).
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.
Рассмотрим методику работы с детьмина первом этапе. Вначале педагог:
— заинтересовываетдетейсодержаниемоизведения, которое будетспользоватьсядлянсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;
-нтересуется, онравилосьонодетямнет.Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, то предлагает каждому из них выбрать для себя роль.
Работа над ролью
–Педагогкратко, нодостаточнобедительнодает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
–тем анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
– После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношенияк другим персонажам и т.п. Приэтом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждениеканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
–Работа над ролью заканчивается подведением детей к пониманию необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в которомему предстоит действовать («Какой твой поросенок — веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски поросенка в соответствии с тем, как он себе это представляет.
По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них. Затем педагог переходит к этюдам.
Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но мы уже писали о том, что жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми мы рекомендуем педагогам следующие приемы.
Начать следует с костюма, как самого ребенка, так и куклы, управлять которой он будет во время кукольного спектакля. Это связано с тем, что собственная творческая деятельность ребенка в области театра затруднена из-за особой сложности выразительных средств, характерных для этого вида искусства. Живопись и художественный труд ближе, доступнее детям, у них уже имеется для этого практический и творческий опыт. Все это позволяет в сравнительно полном объеме и в ясной форме сохранить одно из важнейших качеств художественной деятельности — ее творческий характер в создании образа с использованием уже знакомых детям средств выразительности (формы, цвета, декора и т.п.).
На пятом году жизни на занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделялось эмоциональному отношению детей к цвету. Поэтому предыдущий опыт детей позволяет им решить эту задачу.
Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки куклы надо выбирать цвета подходящие, соответствующие, с его точки зрения, ее характеру. При этом очень важно уберечься от опасной ошибки, часто подстерегающей педагогов – над о избегать цветовых шаблонов (например, если человечек из конусов злой – значит цвет его одежды должен быть черным, а если добрый — то светлым и красным и т.п.). Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку связывать цвета, которые он избирает для своей куклы, с чувствами, которые он испытывает и хочет выразить.
Ученые предупреждают:
«Но мы не должны думать, что нам известно, как правильно передать то или иное чувство, отношение определенными сочетаниями цветов. Мы не должны подталкивать детей к тем решениям, которые нам кажутся верными, иначе лишь создадим новый шаблон, новый вид стереотипов.
Если ребенок раскрашивает доброе и злое царства в разные цвета, значит, цвет служит ему как выразительное средство. А подходящие ли он взял цвета, с моей точки зрения, это совсем другое дело. Вопрос об эмоциональном воздействии цветов и их сочетаний очень сложен; ошибочным было бы считать, что один и тот же цвет у всех вызовет одно и то же чувство или настроение. Так что забудем о рецептах «правильных» цветовых решений. Задача в том, чтобы помочь ребенку понять и овладеть самим принципом зависимости цветового решения от внутреннего содержания. И пустькаждый воплощает этот принцип сообразно со своейндивидуальностью»[12].
В основу этих рекомендаций положено исследование известного детского психолога А.А.Мелик-Пашаева, и педагогам очень важно прислушаться к ним.
Затем от изобразительного образа следует переход к движениям («А как твой герой, твоя кукла двигаются?»).
Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит всех героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые, решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенные – вторую, трусливые – третью.
Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.
После того, как вся подгруппа, например, смелых и решительных «зайцев», продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».
От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей.
Работа осуществляется также по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа и характера его героя, предлагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, также как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п.
Каждому из детей, кто сможет добавить к общей характеристике что-нибудь новое, весь детский коллектив должен выместим благодарность в виде аплодисментов.
По окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог хвалит детей, а затем советует им, как можно продолжить работу над выразительностью создаваемого образа или управления куклой.
Очень важно, чтобы все костюмы, атрибуты куклы были представлены в течение всей последующей недели в постоянное пользование детям.
Желательно, чтобы и родители проявили интерес к этой стороне деятельности своих детей. Но это не может произойти само по себе. Педагогу надо специально разъяснить родителям о значении их заинтересованного участия в художественном развитии ребенка и привести этому соответствующие доказательства. Так, например, в результате проведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии мамы и папы оказывают существенное влияние на ребенка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то, что больше нравится матери и что ею приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требуются специальные знания, умения и навыки. Главное — это удовлетворить желание ребенка разделить его чувства, впечатления, знания с любящим сердцем родителей.
Объясните родителям, что только сейчас, в этом возрасте детям нравится учиться, принимать советы, рекомендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать многие истины. Пройдет еще немного времени, и дети будут воспринимать «в штыки» любой совет, рекомендацию. В том случае, если в старшем дошкольном возрасте на основе привлекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода. Так убедите родителей не упустить последний шанс! И пусть они дома обсуждают со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, доделывают костюм.
В течение недели педагог постоянно интересуется творческим поиском детей. «А что вам удалось придумать нового, интересного для своей роли? Что будет нести твой герой? и т.п. А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя т т.п.
На втором этапе осуществляется работа с детьми уже по ходу инсценировки.
После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т.п.) или включить звукозапись.
Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора или говорит о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.
Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.
Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.
По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребенок должен получить награду.
Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей остается, как и ранее, торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица. данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, …» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.
Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!
В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.
По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.
продолжение
–PAGE_BREAK–Методика работы с детьми 6 – 7 лет
Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и т.п.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима и т.п.
Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ-студий актерского мастерства для взрослых.
Наш подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников — игре. Но не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники -ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, — то не искусство».
Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных, эмоциональных состояний. Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными приемами актерской техники. Как это сделать?
Мы предлагаем работу с детьми построить следующим образом.
Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжение мышц:
–бить» дрова;
–волочить «тяжелый» ящик;
–нести очень «тяжёлый» чемодан;
–дотянуться до высоко висячего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.
Упражнения на расслабление мышц:
– снуть» на стуле;
–сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;
–сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобыбылинапряженытолькоьцы, окотьечо -свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.
Упражнения на развития воображения:
–ередавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»;
–ередавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;
–ередавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.
Работамаленькихктёровнадольюод руководством педагога строится следующим образом.
•накомство с инсценировкой: О чем она? Какие события в ней главные?
•накомствосгерояминсценировки: Эеониживут? Как выглядит их дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.
•Распределение ролей.
•Работа над ролью:
–составление словесного портрета героя;
–фантазированиеооводуегодома, взаимоотношенийс родителями, друзьями, думываниеегоюбимыхблюд, занятий, игр;
–сочинениеныхслучаевжизнигероя, не предусмотренных инсценировкой;
–нализ придуманных поступков героя;
–бота над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.
–ботанадсценическойвыразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;
–одготовка театрального костюма;
–создание образа с использованием умело наложенного грима. Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все: каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.
Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Информация для воспитателей:
Один из выдающихся русских лириков XIX века, сатирик и драматург Алексей Константинович Толстой по поводу театрального искусства писал: «Сценическое искусство менее, чем всякое другое, допускает случайности. Каждое лишнее движение (я уже не говорю о движениях фальшивых) не только бесполезно, но и вредно. Рама, в которой вращается драматическое представление, так узка, время, ему уделенное, так ограничено, что каждая минута драгоценна для артиста и каждое его движение знаменательно. Он не имеет права не только на что-нибудь ложное, но и на что-нибудь индифферентное. Индифферентизм на сцене есть потеря времени, которая ничем не вознаграждается. Места, произносимые актером бесцветно или в которых он встает, или садится, или ходит взад и вперед без надобности,- равняются местам, вычеркнутым из его роли, если (что еще вероятнее) они не наводят скуку на зрителя».
)
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми
В наше время — время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей — все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, на взгляд, занятия в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.
Задачами театрального кружка можно определить:
— Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
— Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
— Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
— Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
— Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
— Развитие творческих способностей ребенка.
Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, — и это победа.
И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.
9.Диагностика развития творческих способностей.
Диагностикой театрального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях творческих занятий. Как и в общей педагогике, в обучении театрального искусства различают две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития творческих способностей).
Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование воспитания дошкольников. Обследование творческих возможностей детей строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в театральной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному творческому воспитанию.
Развитие методики театрального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области.
Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.
Методы наблюдения достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как «относительно целенаправленное длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».
Для того чтобы наблюдение было целенапрвленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.
Целью является выявить начальный уровень развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Методы исследования на данном этапе:
1.Беседа с детьми;
2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;
3.Экспериментальные занятия;
4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
Диагностика уровней актерских умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации.Изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице цифрами «1», «2», «3»фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимаетребенок в играх-драматизациях.
Диагностика игровых позиций детей.
Ф.И ребенка
Структурные компоненты игры драматизации
Результат
Замысел
Роль
Восприятие
Интерпретация
Комбинирование
Планирование
Принятие
Передача образа
Импровизация
Внимание
Сопереживание
Передача эмоций
Вторая часть
Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.
Этюды и упражнения на выявление актерских уменийАктерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
1.
Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
¦ Чудо остров!
¦ Наша Таня громко плачет…
¦ Первый снег! Ветер! Холодно!
2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды.
Котята:
• сладко спят;
• просыпаются, лапкой умываются;
• зовут маму;
• пытаются утащить сосиску;
• боятся собаки;
• охотятся.
Покажи:
-как танцует добрая фея на балу у Золушки;
— как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
— как удивляется черепашка-ниндзя;
— как здоровается Снежная Королева;
— как обижается Винни-Пух;
— как радуется Карлсон..
4. Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо…)
5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
6. Проговаривание скороговорок.
Сказочный, волшебный дом
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
В процессе наблюдения и было выявлено:
Дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься,
«вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Радует, что восприятие происходящих событий, сопереживание героям развито у всех детей. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
Диагностика игровых позиций детей.
Ф.И ребенка
Структурные компоненты игры драматизации
Результат
Замысел
Роль
Восприятие
Интерпретация
Комбинирование
Планирование
Принятие
Передача образа
Импровизация
Внимание
Сопереживание
Передача эмоций
По итогам своей работы я выявила, что развитие творческих способностей детей возросло на 25%. Улучшились актерские способности, пластика, образность речи, познавательный интерес(см. приложение 3). продолжение
–PAGE_BREAK–