Образование и экономика в меняющемся обществе

Образование и экономика в меняющемся обществе
1. Новые связи между образованием и экономикой в
меняющихся обществах

1. Роль “человеческого фактора” в развитии
хозяйства будет постоянно увеличиваться. Совершенствование системы образования
является непременным условием успешного освоения работниками все более
усложняющихся процессов производства.

2. Дальнейшие успехи экономически развитых стран мира
зависят от распространенности и уровня образования граждан как потребителей
продуктов, изделий, в основе производства которых лежат новые информационные
технологии, а также от динамики технического прогресса.

3. Время существования уверенности в постоянстве
работы уходит бесповоротно. Безработица возрастает в большинстве стран. Будущее
за так называемыми активными обществами, признающими неизбежность частой смены
мест и видов работы. В связи с этим становится очевидной необходимость более
общей подготовки молодых людей, позволяющей облегчить им возможность изменения
профессии.

4. Хозяйственные структуры все более болезненно
ощущают негативные последствия низкого уровня образования общества. В этих
условиях проблемы образования не могут больше оставаться делом исключительно
административных органов этой системы. Должны учитываться также мнения и
концепции предприятий и профсоюзов.

Профессиональные школы должны соблюдать принципы
непрерывного образования, действовать гибко, готовить молодежь к “активной
жизни”, в которой перемена места работы будет считаться нормальным
явлением.

Традиционное начальное образование не соответствует
рациональной модели, рассчитанной на частые изменения на молодежном рынке
труда. Система образования должна предусматривать возможность сочетания работы
с учебой; смены периодов учебы и работы; шанс получения второго образования.
Современная организация труда может быть значительно более гибкой (в том числе
благодаря новым информационным технологиям) и тем самым способствовать созданию
общества, в котором учеба играет важнейшую роль. Любые изменения на рубеже
“профессиональный труд – образование” имеют определенную политическую
окраску. В этих условиях нельзя признавать полезным лишь то, что предлагается
школьной администрацией и учителями; необходимо учитывать также мнения
родителей, работодателей и профсоюзов.
2. Начальные фазы обучения и подготовка молодежи к
активной жизни

Многое зависит от качества обучения и особенно от
содержания программ, которые требуют радикального пересмотра, в частности
необходимо введение в программы вопросов, ориентированных на профессиональные
знания, специфику современного мира и на показ роли новых информационных
технологий. Однако необходимо сохранить равновесие между общенаучным и
профессионально направленным содержанием, уделяя особое вниманий изучению
информатики и сведениям о новых информационных технологиях. Характерно, что
даже работодатели проявляют сегодня больший интерес к поведенческим аспектам
воспитания, чем к конкретным знаниям, даваемым в школах. Однако известно, что об
учителе судят по конечным успехам. Современная ситуация требует, “чтобы
то, чего когда-то ожидали от выдающегося учителя, стало попросту нормой”.

В странах, входящих в ОЭСР, наблюдаются существенные
различия в организации начального и среднего образования, а также в формах
подготовки по окончании обязательного образования. То, что в настоящее время
наблюдается в этой области, можно назвать “настоящими джунглями”.
Такое положение требует срочного вмешательства государственной власти. Важное
значение имеет также упорядочение свидетельств об образовании. На школьных
экзаменах необходимо выяснять, что молодые люди знают и умеют, а не то, чего не
знают, а именно последним характеризуются в большей части результаты школьных
экзаменов.

Авторы обращаются также к проблеме обучения
подростков-инвалидов и молодых иммигрантов.

B разделе “Исследования” ОЭСР
рассматриваются проблемы непрерывного образования и профессиональной подготовки
взрослых, которые приобретают особое значение по следующим причинам:

– выгоды, связанные с введением технических новшеств,
могут быть значительными лишь в тех случаях, когда одновременно происходят
соответствующие организационные изменения и улучшается подготовка работников;

– становится необходимой переквалификация работников,
переходящих с производства в сектор услуг;

– западные общества быстро стареют, что обусловливает
необходимость повторного обучения работников, находящихся в зрелом возрасте.
3. Непрерывное образование и совершенствование
профессиональной подготовки взрослых

Крупные предприятия организуют обучение персонала в
своих стенах (“into muros”). В недалеком будущем особое значение
получит опережающее (превентивное) обучение работников отмирающих секторов
хозяйства. Небольшие предприятия также готовятся к систематическому обучению
взрослого контингента своих сотрудников. Здесь стоит подчеркнуть, что
профилерация малых и средних предприятий, особенно в секторе услуг, является
одной из особенностей “информационной эры”, специфические потребности
в образовании их служащих должны стать предметом первоочередного интереса
государственной администрации.

Эмпирические исследования, проведенные экспертами ОЭСР
в странах-членах этой организации, свидетельствуют о том, что в образовании
взрослых основную роль играют и будут играть в еще большей степени высшие
учебные заведения. Во многих странах вузы готовятся к приему больших групп
взрослых слушателей. В этой связи создаются новые программы модульного
характера, обсуждаются проблемы, касающиеся дипломов об образовании и ученых
степеней, исследуются возможности компромисса между инициативами, поступающими
“снизу”, и целями учебных заведений. Новые формы управления
соответствуют создающимся в настоящее время рынкам образования, а также новым
принципам автономии высших учебных заведений, опирающейся на так называемую
стратегию саморегуляции. Идет оживленная дискуссия об источниках финансирования
непрерывного образования, а также обучения взрослых. Все еще открытым остается
вопрос, в какой мере современное общество может взять на себя расходы на
общедоступное непрерывное образование.
4. Роль высших учебных заведений в наращивании
научного и технического потенциала, способствующего социальному и
экономическому развитию

Отмечается, что “конкурентоспособность государств
– членов ОЭСР все в большей степени будет зависеть от их научного и
технического потенциала как основного источника разносторонности и развития их
экономики. В этом случае роль высшей школы становится особенно значительной.
Именно высшие учебные заведения являются главным источником
высококвалифицированных научных и технических кадров, прогресса знаний
благодаря перспективным исследованиям, техническим изменениям и помощи,
оказываемой менеджерам и предпринимателям в увеличении инновационного
потенциала экономики”. Авторы обращают внимание на тот факт, что
предприниматели все чаще устанавливают партнерские контакты с вузами в области
преподавания, научных исследований и популяризации инноваций. По их мнению,
лишь высшие учебные заведения, обладающие богатейшими интеллектуальными ресурсами,
могут обеспечить решение сложных проблем. Экономически развитые страны вошли в
новую фазу научно-технической политики – в сферу стратегического знания, в
которой именно наука и технология влияют на рост экономического потенциала и
развитие обществ.

Во всех 24 странах – членах ОЭСР наибольший
исследовательский потенциал сосредоточен в высшей школе. Политика экономии,
проводившаяся правительствами этих стран в 70-х гг., вызвала существенное
сокращение ассигнований на научные исследования, выполнявшиеся в вузах. В 80-е
гг. снова были созданы благоприятные условия для исследовательской
деятельности, поскольку прогресс во многих областях (как, например, в
биотехнологии, микроэлектронике, создании новых материалов) зависит прежде
всего от вузов. Если говорить об учебной деятельности, то характерной чертой
образовательных систем является их функциональное разнообразие. Установление
рациональных пропорций между общенаучным и профессионально ориентированным
содержанием учебных программ должно быть предметом постоянного обсуждения и
согласования между представителями центральной администрации, работодателей и
вузов. Совершенствование программ в соответствии с изменяющимися потребностями
общества – это важнейшая задача высших учебных заведений. К числу их новых
функций следует отнести также обучение “взрослых” студентов с целью
повышения их квалификации либо переподготовки в соответствии с изменяющимися
производственными потребностями. Кроме того, появляется новый тип студента,
который занимается с целью углубления своих знаний и интеллектуальной
самореализации.
5. Стратегии перемен

Наука и техника способствуют формированию
представлений о мире и его переменчивости. Такую возможность создает в первую
очередь учебная и научно-исследовательская деятельность высших учебных
заведений. Эксперты считают, что эта деятельность оказывается особенно
плодотворной, если крупные проблемы доминируют над узкими, административными
решениями в отдельных организационных звеньях вуза.

В ряде стран-членов ОЭСР существует полный консенсус,
когда речь заходит о признании первостепенности образования, повышения
квалификации и переквалификации для оживления хозяйства и осуществления
экономических, технологических и общественных преобразований.

Авторы, еще раз возвращаясь к интригующему и
вдохновляющему понятию “активного общества”, пишут, что следовало бы
дать новое определение понятию “активность”, принимая во внимание не
только оплачиваемую работу в частном или государственном секторе, но и участие
в локальных инициативах, в самоиспользовании (англ. self-employment), в других
формах общественно важной деятельности. Социальный смысл понятия активного
общества заключается в необходимости проведения исследований, дискуссий,
касающихся новой модели занятости, а также определения роли образования в
достижении этой основной цели в условиях развития новой цивилизации.

Авторы призывают к более активному диалогу между
системой образования и экономикой, в особенности между вузами, с одной стороны,
и работодателями и профессиональными союзами – с другой.

Важнейшим делом, по мнению авторов, является
обновление деятельности учебных заведений, прежде всего внедрение инноваций в
учебные программы и содержание обучения, в методики преподавания, а также
воспитание у студентов индивидуальных качеств личности. Если говорить о
студентах, то большое значение имеют точность предварительной оценки их знаний
и способностей, эффективность методов и средств, обеспечивающих
индивидуализацию обучения. Однако трюизмом будет утверждение, что успешное
функционирование вузов зависит прежде всего от создания им соответствующих
условий.

Как необходимость расценивается участие государства в
формировании образовательных рынков. Их функционирование должно
характеризоваться гибкостью в связи со все более частыми изменениями в спросе
на знания, умения и квалификации. Особенно важным элементом деятельности этих
рынков является быстрое и исчерпывающее информирование всех заинтересованных
сторон о потенциальных возможностях обучения и повышения квалификации. Заметно
также, что все большее значение придается четкости формулировок в
свидетельствах или дипломах, касающихся приобретенных знаний и умений. Это
важно и для студентов (как фактор, в существенной мере определяющий их
мобильность и заработки), и, очевидно, для работодателей. Неудачи в этой
области могут вызвать перерывы во вложении средств в непрерывное образование и
повышение квалификации.

Обращает на себя внимание пессимистическое заключение
рабочей группы, занимавшейся проблемами высшего образования, о том, что, как правило,
в будущем вузы не смогут рассчитывать на значительный рост бюджетных
ассигнований. Поэтому они должны более активно сотрудничать с разнообразными
отраслями промышленности и проявлять большую предприимчивость. Председатель
конференции, австрийский министр занятости, образования и повышения
квалификации Дж. Докинз (J. Dawkins) подчеркнул в своем заключительном
выступлении, что в сложившихся условиях, когда происходят динамичные
экономические, технические и общественные преобразования, становятся необходимыми
“координируемые правительствами стратегии, способные обеспечить
максимальную гибкость и адаптивность предприятий, систем образования, рынков
труда и всех работающих лиц”. Гибкий подход означает гарантирование
молодым людям “широкой базы многоцелевых умений”. На это должны быть
нацелены учебные программы и содержание обучения. Образование должно
формировать предрасположенность к учебе, интерес, творческий подход,
инициативность, способность работать в коллективе и личную ответственность.

Дж. Докинз заметил: “Доля участия системы высшего
образования в общественно-экономическом развитии весьма велика благодаря
высокому качеству общих и профессиональных программ, а также широкомасштабности
фундаментальных и прикладных исследований. Вузы должны сохранять свою
автономию. Однако важно установить, каким образом правительство, промышленность
и высшие учебные заведения должны сотрудничать, чтобы на деле обеспечить
достижение приоритетных целей в социальной сфере и экономике, имеющих
общенародный и региональный масштаб, при одновременном повышении эффективности
и ответственности вузов”.
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.chuvsu.ru