Профилактика деформаций скелета

Российский
Государственный Медицинский
Университет

Реферат

Кафедра гигиены и основ экологии человека

Зав. кафедры: профессорЮ. П.Пивоваров.

По теме: «Профилактика деформаций скелета в связи с анатомо-физиологическими особенностями костно-мышечной системы у детей и подростков».

Выполнил: Никонов Михаил Юрьевич.
Преподаватель: доцент А.А. Величко

Москва 2000

Оглавление 1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков. Строение грудной клетки. 2. Краткий очерк развития костей туловища в фило — и онтогенезе. 3. Мышца. Развитие мышц Иннервация мышц. Функции мышц. Свойства мышц. Сократительная деятельность мышц. 4. Остеопороз. Симптомы. Факторы риска перелома Значимость проблемы 5. Сколиоз. определение; формы сколиоза; тиология; причины появления. II. Профилактика деформации скелета. Профилактика остопороза. Профилактика сколиоза. Обоснование правильной позы. Подбор мебели III. Заключение. IV. Список используемой литературы. Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа). Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями. Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии «критических периодов развития», когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается. Термин «критические периоды развития» введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).         Поэтому для дальнейшего развития темы необходимо иметь представление о особенностях костно- мышечной системе детей и подростков. Строение грудной клетки. тело грудины рукоятка грудины верхняя апертура грудной клетки ключица лопатка ребра мечевидный отросток грудины реберная дуга 2. Краткий очерк развития костей туловища в фило-и онтогенезе. В развитии скелета позвоночных животных различают три стадии развития: соединительнотканную (перепончатую), хрящевую костную. «Осевым» органом в раннем периоде онтогенеза у всех позвоночных животных является хорда. Хорда впервые в филогенезе появляется у низших хордовых животных (ланцетника), она сохраняется в течение всей индивидуальной жизни организма. Вокруг хорды из мезодермы формируется перепончатый скелет (у ланцетника). Хорда возникает у 2,5-недельного эмбриона человека в виде округлого тяжа с заостренными концами, который очень рано окружается эмбриональной соединительной тканью, а затем зачатком гиалинового хряща, формирующим полость, в которой залегает хорда. Хорда преобразуется в студенистые ядра межпозвоночных дисков. Клетки хорды сохраняются в толще студенистого ядра у детей в возрасте до 7 лет. Вокруг новообразованной хорды и между зародышевыми листками возникает и распространяется эмбриональная зародышевая соединительная ткань, которая замещается хрящевой. Последняя, в свою очередь, окончательно перестраивается в костную. Кости туловища человека (и других позвоночных) развиваются из первичных сегментов (сомитов) — производных дорсального отдела мезодермы, состоящих из клеток мезенхимы. Клетки мезенхимы, выделяющиеся из медиовентральной части каждого сомита (склеротома), размножаются, постепенно окружают хорду и нервную трубку, в результате чего образуются первичные (перепончатые) позвонки. Каждый вторичный (окончательный) позвонок образуется из двух рядов лежащих склеротомов — задней части вышележащего и передней — нижележащего склеротома. На 5-й неделе эмбрионального развития человека в телах и возникающих дорсальных и вентральных дугах позвонков появляются отдельные гнезда хрящевой ткани, которые в дальнейшем сливаются друг с другом. Дорсальные дуги позвонков разрастаются и, сливаясь, образуют остистые отростки, парные суставные и поперечные отростки. У человека закладывается 38 позвонков: 7 шейных, 13 грудных, 5 поясничных и 12—13 крестцовых и копчиковых. В процессе развития XIII грудной позвонок превращается в 1 поясничный, а V поясничный позвонок — в 1 крестцовый. В дальнейшем большинство копчиковых позвонков редуцируются. У новорожденного ребенка позвоночный столб состоит из 33—34 позвонков. Окостенение позвонков начинается в конце 8-й недели эмбриогенеза. Часть тела 1 позвонка еще на стадии хряща отделяется от него и соединяется с телом II позвонка, превращаясь в зуб, который имеет самостоятельную точку окостенения. Зуб сливается с костным телом II позвонка на 3—5-м году жизни. Крестец новорожденного ребенка состоит из пяти отдельных позвонков. Процесс окостенения хрящевых дисков между крестцовыми позвонками начинается от периферии к центру в возрасте 13—15 лет для III, IV, V позвонков и заканчивается в 23—25 лет для первых двух. При рождении ребенка задняя стенка крестцового канала и дуга V поясничного позвонка открыты, сращение дуг II, и III крестцовых позвонков начинается в 3—4 года, III—IV — в 4—5 лет, в 7—8-летнем возрасте крестцовый канал закрывается. Копчиковые позвонки срастаются в возрасте от 12 до 25 лет, причем этот процесс идет в направлении снизу вверх. Соединительная ткань, а затем хрящевые модели передних дуг позвонков растут в стороны и проникают в вентральные отделы миотомов, формируя ребра. Передние концы девяти верхних хрящевых ребер расширяются и на каждой стороне сливаются в хрящевые (грудные) полоски. В начале 8-й недели в каждом ребре на месте его будущего угла возникает точка окостенения, из которой костная ткань разрастается в обе стороны, постепенно замещая все тело ребра. Точка окостенения в головке ребра возникает в возрасте 15—25 лет, головка срастается с телом ребра в 18—25 лет. У десяти верхних ребер на 15—20-м году жизни точка окостенения появляется также и в бугорке ребра. К концу 2-го месяца внутриутробного развития верхние концы правой и левой грудных полосок сливаются, образуя рукоятку грудины. Несколько позже образуются тело и мечевидный отросток благодаря соединению друг с другом нижних отделов грудных полосок. У новорожденного ребенка грудина состоит из 4—5 отдельных костей, соединенных между собой прослойками хрящевой ткани. В возрасте около 17—18 лет начинается их сращение по направлению снизу вверх. Полное окостенение грудины заканчивается в возрасте 30—35 лет. Мечевидный отросток начинает окостеневать на 6—20-м году и срастается с телом грудины лишь после 30 лет. Рукоятка и тело срастаются позже всех частей грудины или вовсе не срастаются. 3. Мышца Развитие мышц. Рост мышечной массы происходит в основном за счет увеличения продольных и поперечных размеров каждого мышечного волокна( 90 % ), тогда как общее число их увеличивается незначительно ( 10% ). Рост же миона в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в нем. Менее интенсивный рост мышечной массы наблюдается в первый год жизни, когда ребенок еще не начал ходить. Масса мышц в конце первого года жизни составляет 16% массы тела. После первого года в результате тренировки мышечная масса увеличивается более интенсивно и к 8 годам жизни достигает 27 % массы тела, у подростков 15 лет – 33%, у юношей 17 –18 лет – 44 %, т.е. как у взрослых ( до 15 лет ежегодный прирост мышечной массы составляет 0,7 – 0,8 %, в возрасте от 15 до 17 лет – 5-6%) В первые три года жизни происходит не только усиленное образование миофибрилл, но и интенсивное развитие всех видов внутримышечной соединительной ткани. В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань. В 6 лет в основном заканчивается созревание мионов, расположение в них миофибрилл становится плотным. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышечных волокон, внутримышечных соединительнотканных волокнистых образований, а следовательно – и всей мышцы. Развитие мышцы, ее сосудистой системы и иннерваци продолжается до 25 –30 лет. Иннервация мышц. У новорожденных афферентная иннервация, имеющая достаточно высокую степень зрелости, в первые годы жизни продолжает развиваться усиленно и к 7-8 годам по морфологической организации достигает уровня взрослых. Помимо структурных изменений, происходящих в самих нервомышечных веретенах, с возрастом изменяется их распределение в мышце, так, если у новорожденного ребенка и у детей 1 года жизни эти образования распологаются в мышцах чаще всего равномерно по всей длине, то уже к 4-11 годам нервно-мышечные веретена обнаруживаются в большей степени в концевых третях мышц. С возрастом число мышечных веретен увеличивается особенно значительно в тех участках мыщцы, которые испытывают наибольшее растяжение: в проксимальной трети, затем в дистальной и менее всего в средней трети мышцы.Развитие эфферентной иннервации значительно отстает от чувствительной и только к 11-13 годам по своему строению она начинает приближаться к таковой у взрослого человека. В целом расширение двигательной бляшки, усложнение ее структуры продолжается до 18-20 лет.Функции мышц.В процессе увеличения двигательной активности грудного ребенка, терморегуляционная функция скелетной мускулатуры уменьшается и возрастает локомоторная функция. К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что соответствует перераспределению мышечного тонуса, свойственного взрослому организму.Свойства мышц. Возбудимость мышц плода крайне низка, что обнаруживается при прямом и непрямом раздражении. детей также отмечается пониженная возбудимость нервно-мышечной системы большой порог раздражения и длительная хронаксия.Проводимость. Для раннего детского возраста характерным является отсутствие пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тоническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. Отсутствие выраженного пессиума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов. Стабильность. В раннем детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы также характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность обьясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокрашения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений.Эластичность мышц детей раннего возраста значительно больше, чем у взрослых, с возрастом она уменьшается. Упругость и прочность мышц, напротив, с возрастом увеличивается. Сократительная деятельность мышц. Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл за счет роста мионов в толщину и за счет повышения плотности «упаковки» миофибрилл. Позднее увеличивается и плотность расположения в мышцах мышечных волокон. Интенсивность развития мышечной силы зависит от пола. Различия между показателями мышечной силы у мальчиков и девочек становятся по мере роста и развития более выраженными. В младшем школьном возрасте (7-6 лет) мальчики и девочки имеют одинаковую силу большинства мышечных групп, в дальнейшем разница в силе прогрессивно увеличивается и в 17 лет достигает максимума. Этот процесс идет неравномерно. У девочек к 10-12 годам мышечная сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков. Особенно интенсивно идет увеличение мышечной силы у мальчиков в конце периода полового созревания. К 12-15 годам превышение силы у мальчиков над соответствующим показателем у девочек становится особенно выраженным (на 30 Наибольший прирост мышечной силы у мальчиков отмечается в периода 15-18 лет. За период с 8-ми до 18-ти лет у мальчиков максимум средней сиди увеличивается на 25%, а у девочек на 21%. Показательно, что по этим данным юноши 18 лет лишь приближаются к нижней границе показателей взрослых. При развитии изменяется также характер биоэлектрической активности мышц. У детей 7-9 лет в большинстве случаев “пачки” импульсов нечетко выраженны, часто отмечается непрекращающая электрическая активность. По мере роста и развития ребенка участки повышенной активности все более четко разделяются интервалами, на протяжении которых биопотенциалы не регистрируются. Это указывает на происходящее повышение качества функционирования двигательного аппарата. Утомление. Чем младше ребенок, тем быстрее он утомляется. Это связано в основном с особенностями ЦНСО, так как сама мышца может сокращаться практически без утомления длительное время. Утомление может развиваться и при неподвижности, длительном торможении движений. Большое значение в детском возрасте имеет «активный» отдых (смена игр, занятий, физпаузы и пр.). Анализ мышечной работоспособности, зарегистрированной у детей 7-18 лет показывает, что наибольшая эффективность отдыха для восстановления мышечной работоспособности отмечается у детей 7-9 лет, несколько уменьшается к 10-12 годам, резке уменьшается к 13-15 годам и снова повышается к 16-18 годам, не достигая, однако, уровня взрослых. Выносливость. С возрастом организм ребенка по-разному приспосабливается к физической нагрузке на фоне нарастающего утомления. У детей это приспособление выражается в способности продолжения работа с неснижающейся мощностью. У мальчиков 17 лет выносливость в два раза выше, чем у 7-ми летних. Наибольший прирост выносливости приходится на возраст 7-10 лет. Однако достигающийся к 13-16 годам уровень мышечной выносливости все еще значительно ниже такового взрослого человека. В 16-19 лет выносливость подростков составляет 85% от величины этого показателя взрослых лиц. Достигнув к 20-29 годам наивысшего уровня, выносливость в последующем снижается и к 70 годам достигает четверти максимального уровня. Представляет интерес половые различия в развитии выносливости. Известно, что у мальчиков всех возрастов и особенно 12-14 лет, эта способность значительно выше, чем у девочек. В целом с 12-14 дет дети приобретают способность продолжать утомительную работу с неизменной мощностью, компенсируя нарастающее утомление за счет рефлекторного изменения функции основных вегетативных систем организма (дыхания, кровообращения и др.) Врачи занимаясь диагностикой и лечением неврологических проявлений патологии позвоночника у взрослых, пришли к однозначному выводу, что вертеброгенные синдромы появляются, в первую очередь, у людей, имеющих явные или скрытые дефекты опорно-двигательного аппарата. Эти выводы совпадают с теорией мультифакторной природы остеохондроза позвоночника, согласно которой для развития данного заболевания необходима генетическая предрасположенность, а для проявлений его — воздействие различных средовых факторов, подразделяющихся на экзогенные и эндогенные. Экзогенные — физические, биохимические и инфекционные факторы. К эндогенным факторам следует отнести конституциональные варианты, аномалии позвоночника, особенности функционирования двигательной системы. Таким образом, эндогенные факторы начинают действовать на позвоночник, практически, с первых дней жизни человека, формируя неправильный двигательный паттерн. Формирование неправильного двигательного паттерна является саногенной реакцией организма у детей с той или иной патологией опорно-двигательного аппарата. Длительное существование нарушенного двигательного стереотипа вызывает перегрузки определенных сегментов позвоночника и мышечных групп, что ведет в дальнейшем к формированию функциональных блокад позвоночных двигательных сегментов и появлению локальных мышечных уплотнений. Истощение компенсаторных механизмов организма способствует переходу заболевания из латентной стадии в клиническую.Таким образом эндогенные факторы, реализуясь уже в детском возрасте, и формируют группу риска по заболеванию позвоночника. В подавляющем большинстве случаев все дефекты позвоночника у взрослых формируется в детском возрасте. 4. Остеопороз. Схема структуры кости />Остеопороз (ОП) – системное заболевание, характеризующееся уменьшением костной массы и нарушением микроархитектоники костей, ведущими к повышенной хрупкости костей и появлению переломов(рис. 1). />Рисунок 1. Микроархитектоника здоровой (слева) и остеопоретической (справа) трабекулярной кости. Симптомы. Основные симптомы ОП – переломы, среди которых наиболее серьезными считаются переломы бедренной кости, вызывающие значительную заболеваемость и смертность. Переломы позвоночника и лучевой кости встречаются также часто и вызывают боль, деформации и функциональные нарушения у больных ОП, значительно влияя на качество жизни. Часто потеря костной массы происходит постепенно, незаметно, бессимптомно и диагностируется после переломов, поэтому ОП называют “безмолвной” эпидемией. Значимость проблемы ОП – серьезная, постепенно усугубляющаяся проблема всемирного здравоохранения. В США, Европе и Японии ОП страдают 75 млн человек, треть которых составляют женщины в постменопаузальном периоде. Большинство пациентов – люди пожилого возраста, среди которых немало мужчин. Частота смертельных исходов после перелома бедра составляет 10 – 20%, а половина выживших длительное время нетрудоспособны. Заболеваемость и смертность от переломов бедра возрастают прямо пропорционально возрасту. Переломы позвоночника, вызывающие нарушение осанки и уменьшение роста, являются, возможно, самыми частыми ОП-переломами. Из-за увеличения продолжительности жизни и демографических изменений ОП становится все более серьезной проблемой здравоохранения: ожидается, что количество ОП-переломов увеличится вдвое в первой половине следующего столетия, а также возрастет заболеваемость ОП у мужчин. Факторы риска переломов Риск развития ОП-переломов зависит от максимального количества и прочности кости, достигнутых человеком в течение жизни, и в дальнейшем от скорости потери костной массы. Пик костной массы обычно достигается в ранней молодости, спустя несколько лет после пубертатного периода. В настоящее время большое внимание уделяется факторам, определяющим пик костной массы. Близнецовые и другие семейные исследования доказали как важность генетических факторов в формировании пика костной массы, так и их влияние на последующее развитие ОП. Предполагается, что ОП является полигенным заболеванием и в формирование пика костной массы и в контроль костного обмена вовлечено множество генов, среди которых, возможно, ген рецептора витамина D, область активатора витамина D гена остеокальцина, гены типа 11 коллагена, рецептор эстрадиола и цитокины. Гормональные, нутритивные и другие факторы внешней среды также влияют на формирование пика костной массы. Периоды дефицита эстрогенов (нервная анорексия и аменорея), длительная иммобилизация вследствие переломов или других заболеваний, дефицит кальция у молодых могут приводить к снижению пика костной массы. Адекватная физическая активность играет большую роль в достижении высокого пика костной массы. злоупотребление алкоголем могут приводить к развитию остеопении и остеопороза. 5. Сколиоз Сколиоз — это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается, образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади — кифосколиоз. Сколиоз встречается гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно встретить например правосторонний грудной сколиоз. Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным — при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной конечности. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и торсия его, т.е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а осистые отростки в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются. Начальные явления сколиоза могут быть обнаружены уже в раннем детстве, но в школьном возрасте (10 — 15 лет) он проявляется наиболее выражено. Этиологически различают сколиозы: врожденные (по В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков: недоразвитие; клиновидная их форма; добавочные позвонки и.т.д. К приобретенным сколиозам относятся: ревматические, возникающие обычно внезапно и обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии явлений миозита или спондилоартрита;         рахитические, которые очень рано проявляются различными деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, — все это благоприятствует проявлению и прогрессированию сколиоза; паралитические, чаще возникающие после детского паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при других нервных заболеваниях; привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их называют “школьными”, так как в этом возрасте они получают наибольшее выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку и.т.д. Необходимо отметить, что широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами сколиоза, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий (Н.А. Шнек) глубоко ошибочно. При тщательном обследовании чаще всего удается установить причину сколиоза. Причина Частой причиной сколиоза в детском возрасте, которой уделяется недостаточное внимание, является: Короткая нога. Разница в длине ног — частое явление. При рентгеновском обследовании 1446 школьников в возрасте от 6 до 17 лет было обнаружено, что у 80%из них разница в длине ног составляет не менее 0,16 см, у 3,4% — от 1,3 см и более Вероятность разницы в длине ног у детей увеличивается с возрастом. Так, среди группы школьников начальных классов ноги разной длины были выявлены у 75%, а среди группы студентов высшей школы — у 92% (Klein 1969). Компенсация в разнице длины ног достигается в основном за счет искривления позвоночника. Нескорректированная разница имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Интересно отметить, что скорректированная в детстве разница в длине ног с возрастом уменьшается. Уменьшенный вертикальный размер полутаза. По проведенным наблюдениям у 20-30% из всех наблюдавшихся ортопедических больных был уменьшен вертикальный размер одной половины таза, причем, эта костная аномалия встречалась как отдельно, так и совместно с короткой ногой, обычно на той же стороне. Больные с данной патологией также нуждаются в проведении правильной ортопедической коррекции. Тагер И.Л.(1983) в монографии «Рентгенодиагностика заболеваний позвоночника» в главе «Сколиотические искривления позвоночника» даже не упоминает о таких частых причинах сколиоза позвоночника как синдром короткой ноги и синдром укорочения вертикального размера полутаза. Существует и целый ряд других причин, вызывающих нарушения осанки и, как следствие этого, функционирование локомоторной системы. Это болезнь Шейерман-Мау, последствия перенесенного рахита, полиомиелита, туберкулеза позвоночника, детский церебральный паралич, заболевания крупных суставов (дисплазия тазобедренных суставов). II. Профилактика деформации скелета. 1. Профилактика снижения костной массы (остеопороза). Многолетний опыт изучения остеопороза за рубежом показывает, что ни один из существующих в настоящее время лекарственных препаратов не может надежно восстановить количество и качество кости, поэтому основной мерой в борьбе с этим заболеванием является профилактика. Профилактику остеопороза надо начинать рано и уделять особое внимание средовым факторам, влияющим на достижение пика костной массы, который наступает примерно к тридцати годам. В числе этих факторов — питание и физическая активность, адекватное поступление в организм витамина D и инсоляция. К наиболее важным периодам относятся период роста кости (юношество), беременность, лактация и перименопауза. Пик костной массы может быть значительно улучшен за счет включения в рацион продуктов с повышенным содержанием кальция (прежде всего молочные и рыбные продукты). Суточное потребление кальция должно составлять в среднем 1000 — 1500 мг, предпочтительно с пищей. Регулярные физические упражнения с весовой нагрузкой в период роста кости приводят к увеличению пика костной массы. У взрослых после достижения пика костной массы адекватное потребление кальция, постоянная физическая нагрузка и наличие регулярного менструального цикла также способствует сохранению костной массы. Профилактика остеопороза заключается в сбалансированном питании, физической активности, и адекватном поступлении в организм витамина D         2.Профилактика сколиоза. В основе катастрофического ухудшения здоровья детей и подростков лежит целый комплекс социально-экономических причин, среди которых не последнюю роль играют несовершенство существующей системы медицинского обследования детей и подростков; ухудшение качества питания; «техногенные перегрузки» в результате промышленного загрязнения окружающей среды; уменьшение объема профилактических программ в амбулаторном звене здравоохранения; рост стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей; несовершенство системы психолого-педагогической поддержки школьников и детей дошкольного и раннего возраста из социально неблагополучных семей; отсутствие эффективных образовательных программ, направленных на формирование у детей культуры здоровья и способствующих их гармоничному развитию и др, и т.д. Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки.Обоснование правильной позы. Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( соответствующие сегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах; управление позой осуществляется через мышечный аппарат, благодаря тремору — незначительное дрожание мышц. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила: сиди неподвижно не дольше 20 минут; старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” — 10 секунд сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д. старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники; периодически делай специальные компенсаторные упражнения: 1)        повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз 2)        прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз. Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых — необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки… Эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом. Выполнять их можно в любое удобное время: вместе с комплексом утренней зарядки и в ходе оздоровительной тренировки; во время обеденного перерыва; во время воскресной прогулки за город. Успех будет зависеть от продолжительности и регулярности занятий. Принято считать, что причиной травмы поясницы являются тренировочные перегрузки. Между тем, боли в нижнем отделе позвоночника куда чаще вызваны обычной повседневной деятельностью человека. В этом и кроется объяснение, казалось бы, странного противоречия, когда на боль в пояснице жалуются люди никогда не знавшие спорта. Самое вредное — это сидеть. Удивительно, но при сидении позвоночник нагружен сильнее, чем когда мы стоим! Интересно разобраться, почему все-таки сидение сильнее нагружает позвоночник, чем стоячее положение. Объяснение в том, что вертикально тело поддерживает как скелет в целом, так и большой массив мускулатуры. В итоге нагрузка “распыляется” по всему телу, и позвоночнику делается “легче”. Когда человек садится, то поддерживающий мышечный корсет туловища расслабляется, и вся тяжесть тела ложится на позвоночный столб. Отсюда и травмы, возникающие при длительном сидении. Надо подчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциал самокоррекции. Даже если вы травмировали диск, он восстановится, если вы сумеете исключить травмирующее его воздействие. Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения стоя) приведены в таблице 1.Таблица 1 Лежа на спине 25% Лежа на боку. 75% Стоя… 100% Стоя, с наклоном вперед 150% Стоя, с наклоном вперед, в руках вес. 220% Сидя… 140% Сидя с наклоном вперед… 185% Сидя с наклоном вперед, в руках вес. 275% Вторым важным заблуждением является мнение о том, что сутулость и негрубые сколиозы у детей являются лишь косметическим дефектом. Наблюдения показывают, что «поломка» в одном из отделов локомоторной системы неизбежно влечет за собой развитие саногенных и патогенных процессов в других звеньях данной системы. Правильная осанка делает нас не только более привлекательными, но и во многом способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, является профилактикой сколиоза. Подбор мебели Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной. Подбор мебели Осуществляется в соответствии с ГОСТом 11015-77 “Столы ученические” и ГОСТом 11016-77 “Стулья ученические”. Таблица 2. Группа мебели Рост учеников, см Высота заднего края сиденья над полом, см Высота переднего края сиденья пад полом, см Цвет маркировки Дифферен ция, см А до 130 54 32 Желтый 22 Б 131-145 60 36 Красный 24 В 146-160 66 40 Голубой 26 Г 161-175 72 44 Зеленый 28 Д выше 175 78 48 Белый 30 Рост определяется по медицинским картам, результаты в которую заносятся ежегодно — перед началом учебного года, или рост определяется непосредственно в мед.кабинете школы. Рассадка проводится также с учетом индивидуального состояния зрения и слуха каждого ребенка. Высота столярного верстака определяется следующим образом. Ученик становится боком к верстаку и кладет на него ладонь, если не происходит сгибание в локтевом суставе, то данный верстак подходит этому ученику. Тиски подбирают таким образом, что бы при постановки локтя на тиски, пальцы касались подбородка. Можно полагать, что неконтролируемый рост хронической патологии – одна из основных причин ухудшения демографической ситуации в России. Под угрозой оказалось здоровье последующих поколений: у больных родителей рождаются больные дети. Таким образом, срочные мероприятия по охране детского здоровья в России просто необходимы, иначе сегодняшние дети окажутся поколением без будущего. III. Заключение. Все выше перечисленные принципы и методики очень важны для профилактики, коррекции и лечения различных нарушений костно-мышечной системы для всех возрастных групп, но для детей ведущую роль играет профилактика, что позволяет вовремя избежать осложнений. Список используемой литературы Гигиена: и основы экологии человека. Ю.П. Пивоваров. 1998 г. Гигиена детей и подростков: учебник В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская и др. М.: Медицина,1988 г. Общая гигиена: учебник Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г. Особенности физиологии детей: уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г. Лекции по курсу гигиены Материалы итоговой конференции по остеопорозу, Амстердам, 1996. Журнал “Здоровье” N 6 1986 г. Журнал “Здоровье” N 8 1986 г. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г., стр. 256,257. Интернет.