А.Н. Тихонов, В.П. Кулагин, А.А. СтарыхРеализация основных направлений развития информатизации образования (2007-2008 гг.)На основе анализа представленных ниже документов и материалов: – «Стратегия развития направления информатизации образования ФЦПРО на 2008-2010 годы», одобренной решением Научно-координационного совета Минобрнауки (протокол №7 от 30 июля 2007 г.); – решение коллегии Рособразования «О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ от 29 мая 2008 г.; – проект Государственной программы «Обоснование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»; – стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященного реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (21 июля 2008 г., г. Петрозаводск), – результаты, полученные в течение 2006-2007 гг. в рамках проектов ПНПО, ФЦПРО, ФЦП «Электронная Россия» и «Информатизация системы образования»; следует отметить, что в последние годы в России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития информационного образовательного пространства. Растёт потребность населения на продукцию и услуги в области ИКТ, повышается его информационная грамотность, быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий. Анализ указанных выше материалов позволил выделить также следующие основные тенденции развития информационных технологий на современном этапе развития образования: – интенсивное обновление технологий обучения, способных готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни; – расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обуславливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности; – интенсивное использование информационных технологий в целях сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда; – повышение роли информационных технологий в процессах управления с учетом развития инновационного профессионального образования. Несмотря на существенные успехи развития ИКТ в сфере образования, в этой области есть еще и немало барьеров. По-прежнему остается низким уровень компьютерной грамотности работников бюджетной сферы. Быстрое развитие электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, их массовое внедрение во все области деятельности человека требуют системной сбалансированной политики в области ИКТ-подготовки. Необходимы качественно новые информационно-педагогические технологии, повышающие компьютерную грамотность и ИКТ-компетентность обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования (возможно при непосредственном участии РСПП и отраслевых ведомств). Особое внимание здесь необходимо уделить подготовке кадров в области ИКТ непосредственно для сферы образования. Развитие ИКТ требует постоянного совершенствования и развития полученных педагогами знаний, умений и навыков, причем уже не только в форме повышения квалификации, но и посредством постоянного общения, обмена опытом. Особую роль в данной форме самообразования могут занять социальные сети и социальные сообщества, функционирующие в Интернете. При этом необходимо отметить, что количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической общественности, еще недостаточно велико для того, чтобы можно было считать эту практику устойчивой. С этой целью должны быть разработаны научно обоснованные предложения, включающие организационную структуру, процедуры и регламенты построения и развития социальных педагогических сетей, предложены механизмы внедрения сетевого общения в практику работы массовой школы. Остаётся серьёзной проблемой «информационное неравенство» в возможностях для учащихся, которые проживают в крупных городах и, – в мелких населенных пунктах (сельские районы). Положение усугубляется ещё и тем обстоятельством, что характер электронно-образовательных ресурсов нового поколения, размещённых в хранилищах федеральной системы информационно-образовательных ресурсов, предполагает возможность их активного использования во внеурочное время, в любых формах самостоятельной работы. Для учащихся, проживающих в зонах ограниченного доступа к Интернет, такая форма свободного использования учебного материала в электронном виде, в основной массе – недоступна. Ключевую роль в преодолении данного цифрового разрыва должны сыграть региональные программы информатизации, поддерживающие проекты, направленные на повышении емкости телекоммуникационных каналов образовательных сетей. Существует неравенство и в стоимости предоставления телекоммуникационных услуг для учебных заведений различных регионов России. Предполагается, что решение данных вопросов должно стать частью государственной политики в сфере образования, направленной на гармоничное развитие национальной компьютерной научно-образовательной сети. Недостаточно интенсивно развивается направление, связанное с разработкой цифрового образовательного контента. Особенно это касается профессионального образования по наиболее востребованным на рынке труда профессиям НПО и СПО. С учетом тенденций развития информационных технологий и телекоммуникаций все большую значимость приобретают опыт и возможности педагогов образовательных учреждений регионов. Особую роль при стимулировании педагогов-разработчиков должны сыграть региональные программы информатизации. Отдельное внимание при разработке цифровых образовательных ресурсов необходимо уделять стандартизации. Данное важное направление практически не имеет системного развития в отечественной системе образования. Как следствие, практически отсутствуют для педагогической работы доступные инструментальные программные средства по созданию и использованию цифрового образовательного контента. Требования основных положений Болонского процесса, в части обеспечения прозрачности и открытости систем образования, могут быть выполнены только на основе информационных технологий и электронно-образовательных ресурсов совместного использования. Это может быть достигнуто только на основе использования открытых гармонизированных стандартов и спецификаций. Отсутствуют проработанные взвешенные подходы к формированию и развитию региональных сегментов образовательного информационного пространства. Отсутствует общая стратегия развития, интегрированная с задачами функционирования централизованных хранилищ информационных образовательных ресурсов федерального уровня. Здесь необходима разработка и реализация системных решений, направленных на комплексное развитие сегментов информационного пространства, включающих развитие телекоммуникаций, создание и размещение (зеркалирование, кеширование) цифрового образовательного контента, внедрение и интенсивное использование распределенных информационных сред, поддерживающих дистанционные формы обучения на различных уровнях, интенсивная подготовка соответствующих кадров. Не утверждена концепция развития и использования в учебном процессе лицензионного и свободного программного обеспечения (ПО), соотнесённого к требованиям образовательных стандартов, к обеспечению учебного процесса. Как следствие, отсутствует общая стратегия подготовки педагогических работников образовательных учреждений в области использования данного ПО в профессиональной деятельности. Результаты, полученные в этой области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и других целевых программ, пока не ощутимы, в части их практического использования в педагогической практике. Реализуются проекты по внедрению ПО. Однако, в них отсутствует важнейшая составляющая, связанная с разработкой комплекса мероприятий по подготовке кадров и их методической поддержке, по распространению ПО в ОУ. Разработка и реализация согласованных работ по созданию и внедрению свободно распространяемых программных продуктов позволит в ближайшее время не только обеспечить все ОУ свободным ПО, но и создать соответствующую систему обучения кадров и их методической поддержки, что даст гарантированную возможность ведения образовательного процесса на многоплатформенной основе. Имеющаяся нормативно-правовая база, не способствует эффективному внедрению и дальнейшему развитию информационных образовательных ресурсов, созданных в рамках проектов государственных программ. Здесь необходимо разработать, с соответствующим обоснованием свод предложений по совершенствованию существующей нормативной базы формирования и распространения в Интернет информационных образовательных ресурсов, созданных за счет бюджетных средств. Недостаточно интенсивно развиваются современные дистанционные образовательные технологии, особенно с использованием Интернет. В деятельности ОУ по-прежнему доминируют устаревшие формы дистанционного обучения. Реализация подхода «распределённого обучения» в качестве технологической платформы на федеральном уровне, применяемой для всех уровней и ступеней образования – в рамках аудиторных занятий, для активных форм самообразования, при интенсивном использовании в дистанционных формах обучения, при условии обеспечения новых дидактических возможностей, – позволит достичь качественно новых показателей в эффективности обучения. Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса в виртуальных учебных средах, реализуемых на базе WWW-технологий. Данное направление развивается слабо. Необходимо обеспечить информационную ориентацию образования в целом, включая изменение как методов, так и организационных форм учебного процесса. Отсутствуют методы и средства, позволяющие системно поддерживать развивающиеся процессы реструктуризации государственного образовательного сектора с целью достижения нового качества образовательных услуг и значительного укрепления авторитета российского образования в мире. При достаточно большом числе имеющихся информационных ресурсов (информационные системы, базы данных различного уровня и назначения) отсутствуют средства, позволяющие комплексно учитывать результаты реструктуризации, моделировать и анализировать данные процессы. Важное значение приобретает взаимодействие информационных отраслевых систем различного уровня и назначения (электронный документооборот, распределенные базы данных, интегрированные автоматизированные системы). Особую роль при принятии и реализации отраслевых решений играют мониторинговые исследования различных процессов развития образовательного сектора, разработка и использование инструментальных средств, расширяющих аналитические возможности системы мониторинга за счет возможностей современных информационных технологий. Слабо развиты механизмы внедрения полученных результатов для всех уровней и ступеней образования. Необходимо придать качественно новый статус федеральным порталам, Интернет-площадкам в предоставлении возможностей для широкого вовлечения научно-педагогической общественности в процессы практического взаимодействия по интенсивному распространению лучших результатов, их апробации, внедрению, использованию и развитию. Аналогичного внимания требуют и отрицательные результаты. Необходимо создать и поддерживать систему внедрения в субъектах Российской Федерации результатов федеральных образовательных программ и проектов, связанных с использованием новейших информационных технологий в учебном процессе. При этом важное значение приобретают экспертная оценка, систематизация и обобщение социально востребованных результатов федеральных образовательных программ и проектов, создание соответствующей информационной системы сопровождения и поддержки внедрения результатов проектов. В настоящее время отсутствует непосредственная зависимость между закупками оборудования и основными направлениями развития информатизации образования. Должны быть выработаны процедуры подготовки и реализации государственных контрактов на закупку оборудования и предоставление услуг для образовательных учреждений, основная цель которых состоит в том, чтобы закупаемые оборудование и услуги соответствовали и поддерживали мероприятия, направленные на внедрение информационных образовательных ресурсов и новых информационных технологий в образовательные учреждения всех уровней.На основании анализа текущего состояния уровня информатизации российского образования системообразующие проекты, учитывающие ключевые направления Стратегии информатизации образования, в современных условиях должны учитывать указанные выше приоритеты.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…