Конституционный статус суверенного государства

Калининградский юридический институт МВД России
Контрольная работа по курсу “ Конституционное право ” на тему:
“ Конституционное право суверенного государства ”
Слушателя 1-го курса заочного факультета, набора 1998г. группа № 4, зачетная книжка 2689
Буланцева Алексея Васильевича
Домашний адрес: 236004, Калининград, Аллея Смелых 72, кв. 26 сл. т. 46 08 26
Содержание:
|1 |Введение ………………………………………………… |2 |
| | | |
|2 |Понятие и предмет конституционного права | |
| |суверенного государства …………………………… |2 – 9 |
| | | |
|3 |Основы конституционного строя Российской | |
| |Федерации ……………………………………………… |9 – 13 |
| | | |
|4 |Список использованной литературы ……………… |14 |
Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из
них сложился конституционный строй.
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми
началами) лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и
государства. Можно достоверно утверждать, что Конституционный строй – это
такая организация государственной и политической жизни, где государство
является политической организацией гражданского общества, имеет
демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы,
честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита –
основная обязанность государства.
Раскрывая понятие и предмет конституционного права суверенного
государства, обратимся для этого, к примеру Великобритании.
Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный
характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно
созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся
к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская
конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она
слагается из двух частей – писанной и неписаной. Такой характер имеют все
отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется
не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют
неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была “записана”
в едином акте, Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь,
различные, весьма разнообразные источники.
Писаная часть включает в себя:
. нормы статусного права; Статусом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный в соответствии с установленной процедурой палатами парламента и подписанный главой государства. Поэтому совокупность норм, установленных статусами, называется статусным правом. Им являются не только нормы государственного права, но и права других отраслей — уголовного, гражданского и т.д. К статусам, имеющим конституционное значение, относят Билль о правах 1689 г., Закон о престолонаследии 1701 г.,
Закон о парламенте 1911 г. и др.
. нормы прецедентного права (case law); имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. Выражение
“писаный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, парламентом не принимавшегося.
Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан, а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов – верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.
К собственно неписаной части относятся:
. нормы, представляющие собой конституционные обычаи; нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права.
Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практике эти прерогативы осуществляются короной (монархом) при получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента
– фундаментальный принцип британского конституционного права – также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента, судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.
Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение.
Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет
роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к
меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный
обычай; для этого, нет какого – либо специального органа. Парламент –
теоретический хранитель суверенитета – в любой момент может предложить
новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует
точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во
всех элементах британской политической системы.
Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по
конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число
постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться
как чисто конституционные, целиком посвященные какому – либо вопросу
конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько
законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы
о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом
положении личности, – например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах
1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер,
поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в
области уголовного и уголовно – процессуального права), законы об
избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг.
и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985
гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование
подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в
Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного
характера содержится много положений, относящихся к административному
праву. Конституционные нормы могут содержаться и в акта делегированного
законодательства.
Своеобразная система английского конституционного права в целом,
безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из
входящих в это право компонентов – судебные решения, закон или какой – либо
обычай – не претендует на роль общих принципов; все они, как правило,
обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям,
вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка
разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.
Названные источники конституции, однако, постепенно эволюционируют:
заметно ослабевает роль прецедентного права, казуистический партикуляризм
которого препятствует созданию единообразных правовых норм. В то же время
такие преимущества судебных прецедентов, как гибкость и эластичность,
объясняют заинтересованность правящих кругов в сохранении общего права.
Несомненно, что британская конституция по форме очень отличается от других
конституций капиталистических стран, хотя и не является абсолютно
уникальной. Подобную форму имеет новозеландская конституция. Основной закон
Канады 1982 г. с изданием Акта о Канаде приобрел систематизированный
характер, включив в себя 25 актов, начиная с 1867 г. регулирующих как
конституционные, так и не конституционные вопросы, и оставив за своими
пределами некоторые нормы чисто конституционного характера (например,
касающиеся избирательного права).
Своеобразная форма британской конституции влечет ряд последствий;
прежде всего, входящие в нее компоненты исключают какой – либо особый
порядок их принятия, изменения или отмены. Другими словами, конституция
относится к числу гибких, т.е. изменяемых с соблюдением обычной процедуры в
парламенте или в условиях обычного судопроизводства. Следующая особенность
– отсутствие органов конституционного контроля, так как невозможно
сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже
существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями,
если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем
более нельзя определить, соответствует ли издаваемый акт конституционным
соглашениям, нигде юридически зафиксированными.
Из характера конституции вытекает и то, что труды ученых – юристов
признаются за источник конституционного права, поскольку они содержат
необходимые обобщения, анализ писанных и неписаных норм конституции.
Толкование законов, прецедентов и обычаев является не первичным, а
производным источником права. Названная роль юристов подтверждается
судебной практикой. Так, палата лордов в 1920 г. по делу Attorney – General
v. De Keyser v. Royal Hotel Ltd. прямо восприняла предложенное английским
государствоведом конца прошлого века А.В.Дайси, определение королевской
прерогативы. Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни
автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по –
видимому не имело никаких логических оснований, теперь не особенно
принимается в расчет. Некоторые авторы, даже авторы статей в периодической
печати, еще при жизни получают удовлетворение от того что, что к их мнению
присоединяются судьи.
Важнейшая часть любой писаной конституции – хартия, билль или
отдельный раздел, посвященный основным правам человека. В британской
конституции такого обобщающего раздела или акта нет; несколько
законодательных текстов содержат лишь отдельные права и свободы, регулируют
главным образом вопросы, связанные с произвольным арестом, с правами сторон
в судопроизводстве. Политические права устанавливаются несколькими актами
парламента (о народном представительстве 1983 г. и др.), многие права и
свободы определяются судебными прецедентами.
Для британской конституции в большей мере, чем для других основных
законов капиталистических стран, свойственен формализм, разрыв с
действительностью. Этому способствует и то обстоятельство, что многие
нормы, институты, органы, созданные очень давно, иногда несколько веков
назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Названная
особенность была замечена английскими учеными еще в середине прошлого века.
Крупнейший представитель английской государственно – правовой науки В.
Беджгот писал: “Писатель, пытающийся дать изображение современной ему
конституции, поставлен в тупик и смущен: предмет его наблюдений с каждым
днем изменяется; он должен изобразить его таким, каким он был в какой-
нибудь определенный момент времени, иначе он соединит в своем изображении
то, что в действительности никогда не существовало одновременно”. Наиболее
ярко этот разрыв заметен в положении центральных органов государственной
власти. Будучи конституционной монархией, Великобритания формально
управляется монархом с весьма обширными юридическими полномочиями. При
монархе состоит тайный совет, который опять же по конституции помогает
управлять ему страной. Все законодательные, исполнительные и судебные
органы формально получают свою власть от монарха, Фактически же страной
управляет правительство, а точнее премьер – министр, в подчинении которого
находится и парламент. Тайный совет существует и поныне, но монарх не
является “хозяином” даже этого органа; его состав формируется помимо
монаршей воли.
Правительство Великобритании имеет пестрый состав; во главе его
находится премьер-министр, формально назначаемый монархом, а фактически им
всегда становится лидер политической партии, получившей на выборах
большинство мест в палате общин. Занимая исключительное место в системе
государственных органов, премьер-министр обладает огромной компетенцией,
позволяющей ему влиять на все стороны политической жизни страны. Премьер-
министр (является одновременно первым лордом казначейства и министром по
делам гражданской службы). Располагает обширными полномочиями по назначению
высших должностных лиц в государстве: подбирает членов кабинета и
министров, которые утверждаются монархом в соответствии с его
характеристиками, дает рекомендации, а фактически самостоятельно формирует
высший состав англиканской церкви, выдвигает высших судебных лиц, высших
чиновников гражданской администрации. В отличие от других капиталистических
стран в Великобритании существует особое понятие правительства. Оно
охватывает два органа: само правительство, включающее всех министров, в
таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит
около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления
отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого
отношения. Названная структура правительства сложилась в силу исторических
причин. Особенности структуры нисколько не влияют на развитие
установившейся тенденции, направленной на свертывание коллегиальных форм в
деятельности правительства в пользу одного лица – премьер – министра и
отражающей организационную консолидацию и совершенствование
государственного аппарата.
Законодательная власть согласно британской конституции принадлежит
парламенту, состоящему из монарха, палаты лордов и палаты общин. Формализм
пронизывает и эту “ветвь” государственной власти. Родоначальник всех
буржуазных парламентов – британский парламент в целом и палата общин, как
важнейшая его часть, – утратили свою прежнюю зависимость в решении
государственных дел; большинство его полномочий осуществляется под
руководством кабинета министров через механизм партийного контроля.
Кажущийся олицетворением малоподвижности, консерватизма, хранителем
средневековых традиций британский парламент, однако, постоянно
приспосабливается к меняющимся условиям. Это утверждение, в частности,
относится к его внутренней структуре. В 1967 г. была введена должность
парламентского комиссара по контролю над деятельностью администрации, на
которого возложены функции по рассмотрению жалоб на “плохое” управление,
когда того требуют члены палаты общин. Расследования касаются действий,
предпринятых центральными органами управления страны, но не политических
вопросов (юридически последние подконтрольны парламенту). В 1979г. палата
общин провела значительную реформу своих комитетов. Почти все
существовавшие комитеты были упразднены, за исключением нескольких (по
привилегиям, юридической документации, например), и было создано 12 новых
комитетов, соответствующих основным направлениям деятельности министерств.
Верхняя палата парламента – палата лордов – один из наиболее ярких
пережитков средневековья, фактически тормозит принятие законопроектов,
принятых палатой общин. Еще в Акте о парламенте 1911 г. говорилось о
намерении “заменить палату лордов… иной палатой, основанной на начале
народного представительства и не наследственной более”. Г.С. Гумпилович,
видный советский государствовед, еще в 1927г. писал, что: “Общественное
мнение утверждало, что палата общин представляет всех, тогда как палата
лордов не представляет никого. Отношение между ними должны были
складываться, очевидно, вполне мирно, ибо трудно представить себе ссору
между всеми и никем. В действительности, однако, схема эта осложнилась тем,
что… палата лордов вполне отождествилась с консервативной партией”. С тех
пор ситуация не изменилась.
В начале нынешнего века обе палаты парламента имели равные полномочия;
с тех пор, однако, верхняя палата неоднократно реформировалась. С этой
целью издавались законы, затрагивающие состав палаты и ее полномочия (акты
о парламенте 1911, 1949 гг., Акт о пожизненном пэрстве 1958 г., Акт о пэрах
1963 г.) или предпринимались другие меры в отношении этой палаты.
Политические партии имеют различные взгляды на судьбу палаты лордов.
Господство двухпартийной системы приводит к тому, что одна из партий –
консервативная или лейбористская – обладает большинством мест в палате
общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически
осуществляет полномочия парламента. Практически только правительство
обладает законодательной инициативой и ни один законопроект, исходящий от
депутатов не может быть принят, если он не пользуется правительственной
поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное
законодательство, почти не подверженной парламентскому контролю, бессилие
парламента в финансовой и бюджетной областях, как и в сфере контроля за
деятельностью правительства, – все это говорит об упадке британского
парламента, “матери парламентов”, знавшего в прошлом лучшие времена.
Монархия – наиболее древний политический институт Великобритании.
Наследственный король или королева – глава государства, и в этом качестве
они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх
является главой исполнительной, составной частью законодательной и главной
судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой
англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под
воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно
ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально;
фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи,
когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны.
Таким образом мы рассмотрели основы конституционного права на примере
Великобритании. Описанные выше законодательные акты составляют т. н. Библию
британской конституции: Ограничение королевской власти, зависимость
правительства от парламента, правовые гарантии, записанные в Habeas Corpus
Act и ряде законов, принятых в начале XVIII в., независимость судей от
короля и правительства – все это основные черты конституции Объединенного
королевства.
Если обратится к конституции Российской Федерации, то в преамбуле и
главе 1 Конституции выражена целостная система принципов
конституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить на
несколько групп:
1-я группа – основы организации государственной власти: народовластие;
федерализм; верховенство права; разделение властей; государственный
суверенитет; принцип, констатирующий, что Россия – часть мирового
сообщества. 2-я группа – основы взаимоотношений государства и человека, гражданина ;
правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и
утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, их защита
и соблюдение – обязанность государства. 3-я группа – основы организации жизни гражданского общества. Ее
составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм;
светский характер государства; свобода экономической деятельности;
многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный
характер государства.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как
демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции
утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие
предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти
является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции)
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть,
осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было
социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах.
“Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, – отмечается в
ст.3, п.4 Конституции, – захват власти или присвоение властных полномочий
преследуются по федеральному закону”. Народ осуществляет свою власть
непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы
государственной власти (прежде всего представительные: Федеральное
собрание, законодательные и представительные органы субъектов Российской
Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает
и гарантирует местное самоуправление. Органы местного самоуправления не
входят в систему государственной власти (ст. 12 Конституции)
Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер
Российского государства проявляется в его государственно-территориальном
устройстве, основывающемся на принципе федерализма. Федерализм в России
выступает, прежде всего, как одно из средств регулирования национальных
отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей,
проживающих на ее территории. Это получило свое выражение в создании
различных форм национальной государственности народов Российской Федерации
– республик (государств), автономных областей, автономных округов, а также
преобразовании одних форм национальной государственности в другие. Основы
конституционного строя включают следующие принципы федерализма,
определяющие государственно – территориальное устройство Российской
Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации; 5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти ( ст. 5 Конституции)
Верховенство права – один из важнейших принципов конституционного строя
РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Органы государственной
власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная
власть ограничена, таким образом, правом.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной
власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ
конституционного строя. Единство всей системы государственной власти
предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по
горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями
которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное собрание,
Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов Федерации)
Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между
различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие
между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над
другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках.
Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как
одна из основ конституционного строя. Суверенитет государства – это
свойство государства самостоятельно и независимо от других государств
осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в
международном общении. Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она
определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий
правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников
общественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на
всей территории Российской Федерации – главное выражение верховенства
государственной власти.
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или
системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную
власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои
полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при
разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не
принимать взаимоисключающих решений.
Независимость власти означает самостоятельность государства в отношениях
с другими государствами. Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом
международного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.
Основы конституционного строя охватывают также принципы взаимоотношений
государства и человека, гражданина. Для правового государства характерно то, что оно находится на службе
человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права
человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом
обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед
государством, обязанностей граждан по защите его интересов.
Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается
идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции).
Российская Федерация провозглашается светским государством (ст. 14
Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной. Светский характер государства
проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-
политических структур, функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности (ст. 13 Конституции)
Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных
объединений, цели или действия которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской
Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной
розни…. Политический плюрализм базируется на многообразии форм
экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу
экономики РФ составляет рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода
экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и
равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации
признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности. Государство гарантирует единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств. Принципы организации экономической жизни общества,
нашедшие отражение в Конституции, сводят до минимума вмешательство
государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что
Российская Федерация – социальное государство. Это означает, что
государство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан,
его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития
российского общества определяют и основные направления социальной политики
Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление
гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие
системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и
иных гарантий социальной защиты.
Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Следует
отметить, что поскольку они основополагающие в жизни государства и
общества, для изменения норм Конституции, установлен особо жесткий порядок:
специально созванным Конституционным собранием либо подтверждается
неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой конституции,
который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное
голосование (ст. 135 Конституции)
Список использованной литературы:
1. Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Под ред. Б.А.
Стародубского и В.Е. Чиркина – М, Высшая школа, 1986
2. Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. – М, Высшая школа,
1979.
3. Основы государства и права. Под ред. О. Е. Кутафина – М, Юристъ , 1997
4. Коваленко А.И. Теория государства и права, М, 1994
5.Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, М, 1993
6. С.С. Алексеев – Государство и право, М, Юридическая литература, 1993
7.Конституция Российской Федерации.