Российская Федерация как социальное государство

Содержание
Введение
ГлаваI Понятие, признаки и функции социального государства
1.1     Понятие социального государства
1.2     Функции социального государства
1.3     Признаки социального государства
ГлаваII Характеристика России как социального государства
ГлаваIII Проблемы становления России как социального государства
3.1 Понятиеи проблемы становления России как социального государства
3.2Конституционно-правовые характеристики социального государства
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Темой моей курсовой работы является: «РоссийскаяФедерация как социальное государство».
Изменение политической и социально-экономической ситуациив России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», вкоторой при сохранении пережитков советской социальной политики все жесоциальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому,что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляютсякризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей передРоссией, чем определение верной траектории социального и общественногоразвития, способной ликвидировать кризисные явления.
Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бызанять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явнымуспехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной Россиинаходится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном,нормативном, практическом.
Актуальность исследований социального государстваопределяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и ихзначение для теории и практики. Разработка российской модели социальногогосударства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защитыи социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научнымизнаниями.
В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социальногогосударства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическаяразработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящеевремя только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границыисследований.
Политические аспекты феномена социального государства ещенедостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следуетназвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П.Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.
Цель данной работы — проанализироватьконституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Задачи исследования:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основысоциального государства;
дать характеристику Российской Федерации как социальномугосударству;
исследовать проблемы совершенствования законодательства осоциальном партнерстве.
Объект исследования – Российская Федерация.
Предмет исследования — Российская Федерация какгосударство социальное.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключенияи списка использованной литературы.

Глава I Понятие, признаки и функции социальногогосударства
1.1 Понятие социального государства
Социальное государство — характеристика (принцип),относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающаяконституционное гарантирование экономических и социальных прав и свободчеловека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, чтогосударство служит обществу и стремится исключить или свести к минимумунеоправданные социальные различия. Конституция РФ[1] провозглашает: «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этогообщего положения вытекают следующие конституционные обязанности российскогогосударства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальныйгарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержкусемье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г)развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии,пособия и иные гарантии социальной защиты.
Разработка широкого круга проблем, связанных сисследованием теории и практики социального государства, выявление и показособенностей и проблем его формирования в современной России приобретаютнесомненную научную актуальность.
Сущностью социального типа государства является соединениевсех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое,объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социальногогосударства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего обществав целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признанииправ, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.
Современное социальное государство – это институт,направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защитуправ, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров иконфликтов как внутри страны, так и за ее пределами[2].
Социальным может стать только уже правовое государство,т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.
С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны,наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государстваи выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политикиформируются новые представления о социальном государстве как механизме снятияпротиворечий между законами рынка и социальными целями.
В отличие от государства всеобщего благоденствиясовременное социальное государство стремится отказаться от своейпатерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено насоздание благоприятных социальных условий через социально-ориентированноерыночное хозяйство.
Начавшийся в середине 90-х этап развития социальногогосударства можно обозначить как этап либерального социального государства.
Таким образом, анализ представлений о социальномгосударстве позволяет представить следующую периодизацию его развития: первыйэтап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) — социалистический; второй этап (с30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) — правового социального государства; третийэтап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) — государство социальных услуг;четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) — государство всеобщегоблагоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) — деструкциии кризиса государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг.ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.
Определения социального государства, формировавшиеся втечение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченныйнабор константных признаков. Первым константным признаком социальногогосударства является доступность социальной поддержки государства всем членамобщества.
Вторая константа определений социального государствафиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, правоосуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов.Правовая функция социального государства не только сводится к регулированиюсоциальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, агосударства — социальной ответственностью.
В качестве третьего константного признака выступаетналичие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.
Четвертым инвариантным признаком социального государстваможно считать наличие государственных систем социальной защиты, социальногообеспечения и обеспечения занятости.
Пятая константа связана с признанием ответственностисоциального государства за уровень благосостояния своих граждан[3].
В последнее время многие авторы в качестве устойчивогопризнака социального государства называют наличие в нем институтов гражданскогообщества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющимидифференцировать социальные государства от иных государственных образований влюбых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.
Сегодня многие исследователи по-разному трактуют понятие«социальное государство». Одно из первых определений понятия «социальноегосударство» встречается в энциклопедическом словаре и выражает «способностьгосударства осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовомустройстве населения, правах человека, создавать системы здравоохранения,социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения»[4].
Более содержательное истолкование природы социальногогосударства предполагают В.П. Пугачев и А.И. Соловьев. По их мнению, это«государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условийсуществования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, ав идеале – примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей длясамореализации личности в обществе». «Деятельность такого государстванаправлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости.Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым иобездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источникасуществования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной длячеловека жизненной среды»[5].
По мнению В.Д. Дзодзиева, социальное государство – «этотакое государство, которое гарантирует каждому своему гражданину достойныеусловия существования и стремится к созданию примерно равных жизненных шансов вобласти получения образования, занятости, здравоохранения и самореализацииличности в целом, это государство, осуществляющее в обществе социальнуюсправедливость».
Экс-спикер Государственной Думы Г. Селезнев даетследующее определение: «Социальное государство – это такой тип государства, прикотором в государственной политике главным приоритетом является социальноеблагополучие каждого человека и всего общества»[6].
Одним из основных инструментов реализации социальногогосударства является социальная политика. Взаимосвязь социального государства иего социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальноегосударство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политикавыражает потребности и интересы его граждан.
Социальная политика направлена на достижение социальныхцелей и результатов, связанных с улучшением материального и социальногоблагосостояния, на повышение качества жизни населения и достижениеобщественно-политической стабильности, предотвращение возможного возникновенияочагов социальной напряженности.
Суть социальной политики государства, поставившего передсобой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспеченииусловий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, созданиисоциальных предпосылок в формировании экономических стимулов развитияпроизводства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальнойполитики выдвигается на первый план.
Во второй половине 1991 г. проблематика социальногогосударства начала постепенно входить в России в политический оборот. Впервыетермин «социальное государство» упоминается в проектах новой Конституции. Нонеобходимо отметить, что при обсуждении проектов Конституции РФ 1993 г. быломножество сторонников и противников включения статьи о социальном государстве втекст основного закона. На заседаниях Конституционного совещания проводилимножество аргументов за и против, базировавшихся в основном на идеологическихпозициях и на соображениях политической целесообразности[7].
Положение о социальном государстве получило закрепление вст.7 Конституции РФ, принятой на референдуме 12.12.1993 г.
«Российская Федерация, — записано в Основном законестраны, — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[8]. Такимобразом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностямсоциального государства в России в условиях современной модернизации страны.Однако понятие «социальное государство» в Конституции РФ по существу нераскрыто.
В Конституции РФ утверждается, что социальное государствов России является свершившимся фактом. Очевидно, что это утверждение являетсяпопыткой выдать желаемое за действительное.
В ст.7 Основного закона говорится о том, что в РоссийскойФедерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированныйминимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержкасемьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развиваетсясистема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия ииные гарантии социальной защиты.
Однако в п.2 ст.7 Конституции РФ перечислены лишьнекоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере.Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность ценностямсоциального государства в России в условиях современной модернизации страны.
Конституция РФ определяет стратегические целевыеустановки социальной политики: достижение ощутимого улучшения материальногоположения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения,повышении качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантииконституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения,образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; нормализация иулучшение демографической ситуации; существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Основными принципами социальной политики являются:обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированныхКонституцией; создание условий, обеспечивающих гражданам возможности дляповышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами; адресностьсоциальной помощи – предоставление такой помощи гражданам, которые пообъективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способнойприносить доход; согласование интересов социальных групп.
Зарождение и становление российской модели социальногогосударства находится в глубокой связи с содержанием реформ и всем ходомсовременной модернизации страны.
В любом социальном государстве существует сетьиндикаторов, позволяющих оценивать ситуацию в социальной сфере, ставитьобоснованные задачи перед социальной политикой. Этот уровень считается «порогомбедности». Поэтому прожиточный минимум в отличие от физиологическогопрожиточного минимума признавался категорией динамичной, подверженнойизменениям вместе с общественным развитием.
Вся та система индикации социальной сферы рухнула вначале 1992 г., когда появился Указ Президента РФ «О системе минимальныхпотребительских бюджетов населения Российской Федерации»[9]. Этот шаг стал важнейшимэлементом стратегии «шоковой терапии», в результате чего социальная политикаРоссии стала не только декларативной, но и просто лицемерной, посколькупреамбулы законодательных актов, в которых говорилось о заботе и внимании кнуждам населения, вступали в острейшее противоречие с текущейдействительностью.
Современную бедность в России формируют три основныхфактора: низкая оплата труда, безработица и неплатежи. Но главная беда Россиисостоит в том, что доходы распределяются крайне неравномерно и нерационально.
1.2 Функции социального государства
Говоря о функциях социального государства, следует иметьв виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленныеего природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государстваналагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционныефункции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства,и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции(общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделитьспецифические направления деятельности социального государства — специфическиефункции.
К последним, в частности, относятся:
поддержка социально незащищенных категорий населения;
охрана труда и здоровья людей;
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
сглаживание социального неравенства путем перераспределениядоходов между различными социальными слоями через налогообложение,государственный бюджет, специальные социальные программы;
поощрение благотворительной деятельности (в частности,путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам,осуществляющим благотворительную деятельность);
финансирование и поддержка фундаментальных научныхисследований и культурных программ;
борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятостинаселения, выплата пособий по безработице;
поиск баланса между свободной рыночной экономикой и меройвоздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всехграждан;
участие в реализации межгосударственных экологических,культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
забота о сохранении мира в обществе.
Конституция Российской Федерации[10] в закрепляет принципсоциальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство,политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труди здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся напереходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положениеКонституции — расценивать как программную установку.
1.3 Признаки социального государства
Становление социального государства — это процесс нетолько экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого»измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиямисуществования социального государства и его характерными признаками являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего —должностных лиц государства.
Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлятьмеры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положениясобственников.
Социально ориентированная структура экономики, чтопроявляется в существовании различных форм собственности со значительной долейсобственности государства в нужных областях хозяйства.
Правовое развитие государства, наличие у него качествправового государства.
Существование гражданского общества, в руках которогогосударство выступает инструментом проведения социально ориентированнойполитики.
Ярко выраженная социальная направленность политикигосударства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетностиих реализации.
Наличие у государства таких целей, как установлениевсеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечениекаждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализацииличности.
Наличие развитого социального законодательства(законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальныхзаконов, как это имеет место в ФРГ).
Закрепление формулы «социальное государство» в конституциистраны.