Содержание
Введение
1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков
1.1Временная и пространственно — смысловая структура романа «Мастер иМаргарита»
1.2 Божественныйдар
2.Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1Четыре разных мира
2.2Проблема нравственного выбора
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировуюславу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций,отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска,фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологическидостоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальнымчеловеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на всевремена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основаниепредположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романасовременниками.
В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческойфантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правитвеликий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свойбессмертный роман. Там прокуратор Иудей отправляет на казнь Христа, а рядом,суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане,населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х годов нашего века. Смех и печаль,радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в высокой степениконцентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. «Мастер и Маргарита» и естьлирико-философская поэма прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечностизла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолениембесчеловечности, порывом к свету и добру.
События в «Мастер и Маргарите» начинаются «однажды весной, в час небываложаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах». В столице появляется Сатана иего свита.
Дьяволица, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере иМаргарите», играет роль вполне реалистическую и может служить блистательнымпримером гротеско-фантастического, сатирического обнажения противоречий живойдействительности.
Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость инепорядочность.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и егосвиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики,была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героевромана, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу илюбовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится непо законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, всложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановитьсправедливость. В этом — трагический гротеск романа.
Воланд возвращает Мастеру его романа о Понтии Пилате, который Мастер сжёгв приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книгеМастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества,утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется всамих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы ипорабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.
1. «Мастер и Маргарита»
1.1 Временная и пространственно-смысловая структура романа «Мастер иМаргарита»
От «Белой гвардии» до «Мастера и Маргариты» Булгаков изображал своё времякак время «апокалиптичное», как «время мировых катастроф.
Говорят что в такие времена «молчат» не только законы, но и музы. И времядействительно пыталось скрыть от современников и своё беззаконие, и свойтрагизм: на поверхности официально признанной поэзии гремели «звучные стихи — «взвейтесь!» да «развейтесь», как говорит один булгаковский персонаж, тогда,как нужны были совсем другие стихи, что-нибудь вроде: «Буря мглою небо кроет»,- которые недаром лейтмотивом проходят через всё творчество М. А. Булгакова — от «Дней Турбиных» до «Последних дней». Время пыталось скрыть Булгакова отчитателя и зрителя.
И только через полвека после смерти писателя его жизнь и его творчествовозникают перед нами без белых пятен и купюр, которыми долгие годы отличалисьпубликации его произведений, как и работы, ему посвящённые. И самым большимбелым пятном оставалась долгое время последнее произведение Булгакова «Мастер иМаргарита».
При первом знакомстве «Мастер и Маргаритой» создаётся впечатление, чтовремя действия основной, московской части романа нельзя определить точно.
В сознании подавляющего большинства и читателей, и исследователейукрепилось мнение, что Булгаков приурочил события к не которому неопределённомувремени, сочетающему предметы жизни как 20, так и 30 годов.
Подобное мнение, как оказалось, довольно точно отражает авторский замыселна отдельных этапах работы над текстом.
Так, в самом раннем варианте, редакции 1929 года, время действиямосковских сцен обозначено июнем 1934 года, позднее исправленным на июнь 1935года.
В той же редакции смерть поэта Житомирского датировалась 1933 годом. Новсе события, происходившее в Москве, были приурочены к определённым дням июня.
События, связанные с визитом Воланда в Москву, происходят в одном и томже месяце- июне, хотя год постоянно меняется и всё далее отодвигается вбудущее.
Почему писатель выбрал именно этот месяц? Возможно, один из мотивов здесь- летняя жара. Вспомним, что необычайный зной- предвестник появления нечистойсилы. Так, почти мистические события повести «Роковые яйца», связанные соткрытием чудесных лучей, начинаются в жаркий июньский день 1928 года. Ноданный мотив — не единственный.1
В редакции 1929 года действие ершалаимских сцен также разворачивается виюне. Между тем Булгакову, сыну профессора Киевской духовной академии,человеку, внимательно изучавшему Библию и библистику, несомненно, было хорошоизвестно, что месяц нисан древнеевропейского календаря, на который, согласносвидетельствам Евангелий приходятся события, связанные с арестом и казньюИисуса Христа, соответствуют в разные годы разным весенним месяцамхристианского (юлианского) календаря (старый стиль)- марту или апрелю, ноникогда не соответствуют июню. Точно также и время действия московских сцен, вкоторых легко прослеживается параллель Страстной недели, в ранних редакцияхсознательно отдалено хронологически от православной Страстной недели и Пасхи,которые в 20 веки никак не могут приходиться на июньские дни.
Приурочив действие и в Москве, и в Ершалаиме к июню, Булгаков подчёркивалтаким образом не соответствие событие романа евангельской традиции.
С другой стороны, факт, что московские и ершалаимские сцены происходили,как подчёркнуто Булгаковым, в одном и том же месяце, должен был обратитьвнимание человека на их глубокую внутреннюю связь.
Однако следует отметить, что уже в ранних редакциях писатель рассматривалвозможность иной, более традиционной приуроченности событий своего романа.
Последний раз набросок хронологии событий романа Булгакова сделал в1933г. Здесь к маю приурочены и первая встреча Мастер с Маргаритой, и основныесобытия московских сцен романа. К маю же с промежутком в год отнесены перваявстреча Мастер и Маргариты и их последняя встреча в земной жизни передпереходом в надмирность и в окончательном тексте произведение.
Здесь мы уже не найдём прямого обозначения времени действия московскихсцен. Единственное указание- замечание о странности «этого страшного майскоговечера», когда Бездомный и Берлиоз встретились на Патриарших с Воландом.
Эта встреча происходит в среду, а последний полёт Мастер и Маргаритызаканчивается в ночь с субботы на воскресение. Таким образом, все событиямосковских сцен укладываются в четыре дня недели, причём в те же дни неделипроисходили события в древнем Ершалаиме, отдалённым от Москвы в пространстве ивремени. Происходящее в Москве датируется по григорианскому календарю (новомустилю), принятому в 1918 году.
Поскольку среда Страстной недели в романе — это уже майский деньправославной Пасха в тот год должна была приходиться не раннее чем на 5 мая.
В роман введены, и черты нового времени, при чём с некоторым,сознательным или бессознательным, опережением. Дядя Берлиоз едет на вокзал натроллейбусе, а этот вид транспорта появился в Москве только в 1934 году.
Промежуток времени, разделяющий московские и ершалаимские сцены, былназван точно (в ранней редакции): 1900лет. Но, главное, это день воскресенияХриста, праздник православной христианской Пасхи, это одновременно воскресениеИешуа и воскресение Мастера, и в момент, когда герои московских сценвстречаются с героями библейской легенды, древний ершалаимский мир в романесливается с современным московским. И это соединение происходит в вечномпотустороннем мире благодаря усилиям его господина «князя тьмы Воланда».
Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер и Маргарита обретают временное ивне пространственное качество вечности. Их судьбы становятся абсолютнойценностью для всех веков и народов. В этой последней сцене не только сливаютсявоедино древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московскийпространственные пласты романа, но и время библейское, формируя один поток стем временем, когда началась работа над «Мастером и Маргаритой».
Действие созданного Мастером романа о Понтии Пилате соединяется с ходомсовременной жизни, где мы затравленный Мастер кончает свою земную жизнь, чтобыв потустороннем мире, в вечности обрести бессмертие.
Каждому из трёх основных пространственных миров булгаковского романасоответствует и своя шкала времени.
В ершалаимском мире основное действие разворачивается, как и предписаноклассическим каноном, в течение одного дня с воспоминаниями о предшествовавшихсобытиях и с предсказанием будущих, которые мы наблюдаем лишь в заключительнойглаве романа.
Ещё более сконцентрировано время в потустороннем мире, где оно фактическиостановилось, слилось в едином миге, что символизирует часами длящаяся полночьна балу у сатаны. Только в московском мире, где действие охватывает четыре дня,время более размыто и течёт сравнительно плавно, подчиняясь воле рассказчика.
Три мира имеют и три ряда персонажей, причём представители различныхмиров формируют своеобразные триады, объединённые функциональным подобиемисходными взаимодействиями с персонажами своего ряда.
Также триаду формируют в романе те, кто выступают в качестве учениковИешуа и Мастер, и одновременно, — Каифы и Берлиоза. Это Левий Матвей, бывшийсборщик податей и единственный последователь Га — Ноцри, и поэт Иван Бездомный- единственный ученик Мастера. Есть и другие любопытные триады героев в романе.Иешуа Га — Ноцри и безымянный мастер, тоже образуют связку между собой, тольков виде диады, а не триады. Мастер действует как в современном, так и впотустороннем мире, в потустороннем же мире происходит встреча Мастера, Пилатаи Иешуа.
Этим частично и объясняется отсутствие третьего персонажа, подобногоИешуа и Мастеру, но целиком принадлежащего какому-то одному миру — потустороннемуили современному. Га — Ноцри совершает подвиг нравственный и перед лицоммучительной смерти оставаясь твёрд в своей гуманистической проповеди всеобщейдоброты и свободомыслия.
Удел автора романа о Понтии Пилате — подвиг творческий. И учение Иешуа, ипроизведение Мастера — это своеобразный нравственный и художественный центры,от которых отталкивается и которым в то же время направлено действие «Мастер иМаргарита».
Наконец, героиня, чьё имя вынесено в название романа, занимает уникальноеположение в структуре произведения.
Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнутьнеповторимость любви Маргариты к Мастеру.
Три мира «Мастер и Маргариты» имеют не только параллельные структурыосновных персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.1
Необходимо подчеркнуть, что наличие у «Мастера и Маргариты» весьмасложной, разветвлённой структуры вовсе не приводит к тому, что персонажи романавырождаются в простое подобие каких — то математических или иных знаков исимволов. Нет, все действующие лица произведения — живые люди, обладающиеяркими портретами характеристиками или другими запоминающимися качествами.
Объект сатиры Булгакова — это приспособленцы в литературе и искусстве,бюрократы, паразитирующие на ниве культуры.
«Мастер и Маргариты» — роман не только сатирический и философский, этороман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы нетолько как свидетельство человеческой стойкости гражданственности Булгакова-писателя, не только гимн человеку нравственному и бесстрашному — Иешуа Га — Ноцрии человеку творческому — Мастеру, не только как история неземной любвиМаргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежновоспринимается нами с учётом этого великого произведения. Этот роман М. А.Булгакова — неповторимый шедевр русской и мировой литературы.
1.2 Божественный дар
Если литература — это нравственность, воплощённая в воображении, некоезеркало, в котором отражается общественное и политическое здоровье, и еслиправда об историческом периоде обнаруживается в его искусстве, то романБулгакова создан в невесёлые времена.
На каждом шагу нас ожидают лицемерие и наушничество, а главное сравнение,которое приходит в голову читателю, — Римская империя эпохи Тиберия.
Очевидно и то, что терзания Пилата имеют прямое отношение к эпохе самогоБулгакова.
В повествовательной структуре «Мастера и Маргариты» присутствуют трилинии, причём в каждом из них обнаруживается свой собственный стиль.
Сатирические сцены из жизни московской литературной и театральной средынаписаны языком, напоминающим о комических повестей Булгакова, прежде всего о«Театральном романе».
Для этого языка характерны канцеляризмы, не слишком деликатныеразговорные выражения, а также подробные физические описания действующих лиц.
История Понтия Пилата рассказана другим стилем — уравновешенным икрасноречивым, окрашенным экзотической лексикой. Рассказчик в этих главахпрозрачен.
Что же до глав, где описываются чисто фантастические события, то они,пожалуй, созданы по законам кино, с упором на зримые детали. На первый взглядэти три линии представляются независимыми друг от друга.
Внимательное чтение, однако, раскрывает постоянное взаимопроникновение ихтем и мотивов.
С точки зрения стиль этот роман — наиболее свободно творение Булгакова.Рассказчик или рассказчики, в зависимости от взгляда читателя — предстаёт в нёмактером, то снимающим иронические маски.
В иные минуты он настроен лирически, иногда страдает от острогонедостатка сведений, порой предстаёт в виде комического хлопотуна, отвечающегона свои собственные риторические вопросы.
А в главах о Пилате рассказчик полностью исчезает, предоставляя читателюсвободу делать самостоятельные выводы.
Однако истинное сходство между г. Москвой и Ершалаимом двумятысячелетиями, связано с природой человека, со способами выживание тирании, сдоносами, отречениями, обыкновенным страхом. Повесть о Пилате и московскиеглавы взаимосвязаны через намеки, подсказали и такой любимый прием Булгаковы,как смещение. Одна из центральных сцен «ершалаимской» линии — допрос. Противожидания, нечего подобного в московских главах нет.
И если римский тиран дает почувствовать свою силу в любом решении Пилата,то на тогдашнего диктатора России автор даже не намекает.
Все, что представляется нам типичным для жизни в Советском Союзе 30-хгодов, при Сталине наиболее ясно показано в главах о Пилате.
В сущности, при внимательном чтении жизнь в Ершалаиме обнаруживаетглубокое сходство в жизни в настоящей — в противоположность вымышленной — Москве этого периода.
Воланд — единственный герой, присутствующий во всех пластах романа.Отчасти это отражает первоначальный замысел автора, по которым дьявол былцентральной фигурой произведение. Роль черной магии в романе весьма,двойственна и неоднозначна. Разумеется, проделки Воланда и его свитыоборачиваются массой неприятностей для московских обывателей.
Но приводят ли они хотя бы к одной настоящей катастрофе! Несовпадениевнешнего и реального — одна из главных тем романа — остается для нихнепостижимым, заставляя изобретать самые не правдоподобные объяснения.
Чертовщина ежедневного быта, составляющая основу «Дьяволиады»,используется в «Мастере и Маргарите» с особой целью — противостоять настоящемукнязю тьмы и его подручным.
Сатана же в романе не носитель всемирного зла, а создатель по заслугам,вершитель справедливости, потому что обильная сказочная россыпь, простофейерверк «наказующего зла», которым владеет и играет Воланд, — это тольконеизбежное средство принципа обходиться с каждым «по вере его», принципаполучения заработанного, при котором, по словам Гамлета, «мало кто избежитпорки».
Играя на земле роль бога мести, Воланд наказывает настоящее зло, иизредка дарует свободу тем, кто достаточно настрадался. Он явно не враг тогобога, которому подвластны недоступно для Мастера области света.
Скорее, он его помощник, искупающее некое тяжкое прегрешение. Привнимательном чтение романа обнаруживается, что Воланд, обладая властью надземлей, со всеми её бьющими в глаза несправедливостями и злом, не в силахрешить, когда обрываться человеческой жизни.
И последние слово в решение судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежитне ему — даже если они и отправляется подвластные ему области.
Да и Пилату приносит свободу не крик Маргариты, а заступничество того, скем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа. Отсюда, кстати, ясно Иешуа- не бог, как полагают, ибо как же он мог бы ходатайствовать перед самим собой?
Иешуа — нетрадиционный Иисус. Но и Воланд, далёк от традиционногоМефистофеля, веселого и злорадного искусителя. При всей перекличке с образами,созданными Гете и Гуно, Воланд куда величественнее. Сарказм, а не ирония — вотего основная черта. Это и в самом деле падший ангел, главный грех которогосоставляла гордыня. « Отец лжи» выступает в «Мастере и Маргарите» защитникомистины словно Мефистофель, он играет роль провокатора, на что указывает эпиграфк книге.
Однако в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если ирасставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным выбрать между добром излом, шанс использовать добрую волю.
Поэтому он и не оставляет подобно Мефистофелю, впечатления существа,стремящегося творить зло, а добро совершающего лишь невольно.
И если присмотреться к его взгляду, если вспомнить потрепанный наряд, вкоторое он облачается в домашней обстановке, то мы увидим, что скорее Воланд, ане Мастер ближе всего к воплощению собственных воззрений Булгакова.
Маргарита, это отдавшаяся на волю дьявола ведьма оказывается, болееположительным персонажем, чем Мастер. Она верна, целеустремленна, она, вконечном счёте, вытаскивает Мастера из небытия сумасшедшего дома.
Все дело в том, что Мастер — это такой же художник, противостоящийобществу, как Мольер и Пушкин.
Но в отличие от них, он, смалодушничав, не сумев полностью осуществитьтребование своего дара, сдается, как только ему приходится страдать заискусство, смиряется с игом действительности. И не случайно именно Лунаоказывается последним пунктом его назначения.
Причина этого, как и в «божественной комедии», лежит в том, что Мастер неисполнил своего долга не смог продолжать писательского труда.
Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя.
Булгаков в своих произведениях всегда внимательно присматривается кконфликту, вытекающему из напряженных отношений между художником и обществом.
В роли художника мог выступать писатель, а мог и ученый. Самым тяжкимгрехом для Булгакова был отнюдь не компромисс, на них приходилось идти иПушкину, и Мольеру, и самому Булгакову.
В широком смысле он не прощал — предательства своего предназначения. Апредназначением Булгакова был не просто талант, но «дар» в набоковском смысле — Божественный дар Божественного слово.
2. Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1 Четыре разных мира
Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человеквсю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно,то бегом, то, застывая на месте.
Он может несколько не продвигаться вверх и способен за один часпреодолеть несколько ступенек. Это движение называют по-разному: духовный путь,нравственное совершенствование и т. д.
На каждой из таких ступенек у человека некоторым меняется представление оБоге и дьяволе, о добре и зле, о мире в целом и обо всём, что его составляет.
И чем выше поднимается человек, тем глубже он понимает книги, которыечитает. Я не знаю, сможет ли, человек полностью постигнуть, смысл какого — толитературного произведения. Никто ведь не может сказать, что такое смерть: итогдуховного пути или его продолжение.
При переходе на другую ступень развития, в момент переоценки идеаловчеловеку необходимо перечитывать книги, подобные роману Булгакову «Мастер иМаргарита».
Чтобы как можно более объективно оценить собственную модель мира, человекдолжен знать, каким видят мир другие люди. Конечно, почти в любом произведенииискусства автор предлагает свою модель мира.
Но в романе «Мастер и Маргарита» она показана наиболее полно. Как жеустроен мир, в котором живут герои Булгакова?
В романе присутствуют четыре разных мира: земли, тьмы, света и покоя.Земной мир складывается действие «Евангелия от сатаны». Булгаков подчёркивает,что события, описанные в традиционных Евангелиях, не соответствуют истине.Истинные события открыты только сатане, мастеру и Ивану Бездомному (во сне).
Остальные лица, которые рассказывают о событиях в Ершалаиме, немедленноначинают искажать истину. Пергамент Левия Матвея сыграл плохую роль в судьбеИешуа, потому что слова учителя о разрушении храма Левий понял буквально.Знание истины доступным или высшим силам (представителям зла и добра), или избраннымлюдям (Мастеру).
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этимобъясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа Га — Ноцри,представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет.
Он просто наблюдает за этим миром со стороны.
Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлыесилы добровольно передают власть тьме.
Воланд, представляющей в романе силы зла, берёт на себя функции добра.Воланд и его свита показывают лицемерного Семплеярова, слишком вспыльчивогоПрохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, номногочисленны.
Не следует, однако, забывать, что Воланд — сатана. Сколько бы добра он нисделал, он продолжает оставаться дьяволом. Каковы его взаимоотношения сосветлыми силами?
В романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти две силыравноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвейприходит просить Воланда за мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинениеМастера «…», и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил егопокоем». Иешуа просит Воланда об услуге, а не приказывает ему. Так, однимсловом Булгаков выражает отношения между добром и злом в своём романе.
В произведении существуют не только тьма и свет, но и мир покоя. Покой — это какое-то промежуточное состояние между тьмой и светом.
Миром покоя заканчивается путь Мастера и Маргариты.
По словам Левия Матвея, Мастер не заслужил света. Мастер не смог пройтине сломленным все испытания. Он говорит Воланду: «Он мне ненавистен, этот роман«…» я слишком много испытал из-за него». Мастер отказывается бороться за свойроман, отказывается продолжать его.
Но, что он мог написать этот роман, возвышает Мастера над остальнымилюдьми, подвластными сатане. Не заслужив света и поднявшись выше тьмы, Мастердостоин покоя. Гораздо сложнее определить место Маргариты.
Чтобы спасти Мастера, она заключила сделку с дьяволом и не только продалаему душу, но и согласилась быть хозяйкой на балу у сатаны.
Если Мастер по праву заслужил мир покоя, то Маргарита, казалось бы,должна остаться под властью Воланда. Поэтому Левий Матвей так уверенно передаётВоланду просьбу наградить покоем Мастера и вдруг умоляет Воланд о такой жеучасти для Маргариты: «Он простит, чтобы ту, которая любила и страдала из-занего, вы взяли бы тоже, — в первый раз молящие обратился Левий к Воланду».Мастер и Маргарита не следуют за Воландом в царство тьмы. Но их путь расходитсяи с дорогой Иешуа и Пилата, которые поднимаются по лунной лестнице к свету. Мастеруи Маргарите суждено жить в мире покоя.
Такова, по-моему, модель мира, созданная Булгаковым в романе «Мастер иМаргарита». Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективнооценить что-либо невозможно.
На разных этапах я в чём-то соглашалась с Булгаковым, в чём-то -нет. Но ясмотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начнучитать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по-другому. Ив переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к романуБулгакова «Мастер и Маргарита».
2.2 Проблема нравственного выбора
Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будутбороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь кистине.
Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичностидостигает эта борьба, когда она происходит в душе человека.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла.Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и событиябиблейских времён.
Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поискамиистины и борьбой за неё. Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратораИудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подобием» появляется он предчеловеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левымглазом синяк, в углу рта — ссадина с запёкшейся кровью».
Человек этот — звали, его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве кразрушению ершалаимского храма. Арестант хотел, было оправдаться: «Добрыйчеловек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и… ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будтоему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глазаобессмыслились…»
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор:«свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мирразделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняетсягосподину» незыблема, значит, господин всех и вся.
И вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старойверы и создастся новый храм истины».
Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в головукое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что тыпроизводишь впечатление очень умного человека».
Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что ПонтийПилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненнаяфилософия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».
Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедилсясразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато«бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучаетпрокуратора!
И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуасумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится егорезиденция. Но это оказалось невозможным.
Иуда из Кариафа представил такие сведения о «безумцы», чтонаместник кесаря не имел права не казнить его.
Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного«пророка», но тот решительно не хотел отказываться от своей«истины»: «В числе прочего я говорил, что всякая власть являетсянасилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти.
Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будетнадобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряетостатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что говорил ты?Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей неразделяю!» Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильногоправителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идётпротив своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричиттак, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!» Иешуаказнён.
Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послална казнь бродячего, философа и целителя, будто они идут вместе по луннойдорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радостиплакал и смеялся во сне?» Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Онтрус, верный пёс кесаря.
Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя — он понимает, что правИешуа остался ученик и последователь — Левий Матвей.
Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены истины,которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградациейобщества.
Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Большоеколичество как явных, так и тончайших параллелей связывают изображениеЕршалаима двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатоговека.
Герои и времена, в них описанные, как будто разные, а суть одна. Вражда,недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствует и в мире, который окружаетМастера.
Их обнажает Воланд. Воланд — это художественно переосмысленный авторобраз Сатаны. Сатана и его помощники творят зло.
Их цель — обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлятьна всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы вВарьете, проделки с подписывающими бумагами пустым костюмом, таинственноепревращение советских денег в доллары и прочая чертовщина — это обнажениескрытых пороков человека.
Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытаниемосквичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит квыводу: «Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, из чего бы те нибыли сделаны — из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну,легкомысленные… ну, что ж… и милосердие иногда случится в их сердца…обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос толькоиспортил их…»
Вечное стремление людей к добру неодолимо.
Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус Христос — жив в душах людей.
Мастер, главный герой романа М. Булгаков, создаёт роман о Христе иПилате. Христос для него — это мыслящая и страдающая личность, утверждающаядостоинство бескорыстного служения людям, несущая непреходящие ценности в мир.
Очень интересна история Мастера и Маргариты. Мастером движет жаждапознания. Он пытается проникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном.Как и Фаусту, познание ему даёт Сатана.
Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. В Мастереприсутствует божество, его занимают вечные проблемы. Не зря его имя пишется сбольшой буквы, а судьба трагична, как и у Иешуа. Мастер — это собирательныйобраз человека, стремящегося познать вечные законы нравственности.
Маргарита в романе является носительницей огромный поэтической ивдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». И чем болеенепривлекательным, «скучным, кривым» предстаёт перед нами переулок,где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство,вспыхнувшее «молнией». Маргарита борется, при помощи Воландавозвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит ввечность.
Каждое поколение людей решает для себя нравственные проблемы.
Одни иногда «прозревают», заглядывают «внутрь» себя.«Не обманывай-то хоть сам себя. Никогда слава не придёт к тому, ктосочиняет дурные стихи…» — безжалостно судит себя Рюхин. Другим не дано«прозреть».
Для Берлиоза, главы МАССОЛИТа, такая возможность уже не представится, онпогиб страшной, нелепой смертью. Пройдя через страдания, очищается иподнимается на более высокую нравственную ступень поэта Иван Бездомный.
Уйдя от нас, Мастер оставилнам роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать намсамим.
Нравственно — философская позиция.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой,ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца написано в крутую колоннадумежду крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».
Так писал в романе «Мастер и Маргарита» Михаил АфанасьевичБулгаков, так начиналась книга Мастера, и так начинал рассказывать о ПонтииПилате двум несчастным писателям и атеистам Воланд, но всё по порядку.
Когда Булгаков начал писать роман «Чёрный Маг» (первоначальноеназвание романа «Мастер и Маргарита»), он уже предполагал, чтоосновную часть будет занимать рассказ о Понтии Пилате, рассказ о совести ивласти, о мести и покое, об ожидании и прощении, и, наконец, о главном — о Вереи Боге.
Тема Понтия Пилата отображает в романе не сюжетную линию, а самовосприятие и понимание писателем евангельских мотивов, сути Нового завета.
Булгаков как — то по-новому открывает нам эту тему. Осторожно, чтобы неиспугать и не испортить ощущение важности образов, придуманных не им самим, онпытается преподнести нам образы спорные, сложные, но в то же время и простые,чтобы мы не мучились вопросами, на которого не в состоянии ответить.
Понтий Пилат предстаёт перед нами как человек, которого мучит совесть, зато, что ему дана безграничная власть карать и миловать людей. Его совесть — этоголовная боль, которая почти никогда не проходит. Это как бы наказание за еговласть над людьми. Понтий Пилат обречён на одиночество.
Нет ни одного человека, которому он мог бы сказать правду. Нет ни одногоответа на вопросы, которые сжигают его мозг.
Он одинок и его друг — огромный преданный пёс, немой хранитель его души.Вечное одиночество, не только в жизни, но и на небесах. Вечное ожидание прощения.Вечная боль — плата за безверие.
«Добрый человек», так назвал Понтия Пилата«преступник» Иешуа Га-Ноцри. «Преступник назвал меня»Добрый человек”, = говорит прокуратор, — Выведите его отсюда наминуту, объясните ему, как надо разговаривать со мной. Но не калечить”.Понтий Пилат, привыкший к тому, что «все в Ершалаиме шепчут про него, чтоон свирепое чудовище» удивлён. Именно с этого момента, с этих слов впрокураторе что-то надламывается, происходит переоценка ценностей. ИешуаГа-Ноцри вдохнул в него веру, он стал для прокуратора совестью.
Понтий Пилат не мог смириться с гибелью Иешуа. За короткий срок общения сним прокуратор понял многое и теперь жалел о том, что не сразу смог распознатьв Иешуа товарища. Понтия Пилата охватила, жажда мести, хотя мстить надо былосебе самому. Он отомстил. Но прощения и покоя в жизни не получил.
И уже там, где “… рядом с тяжёлым каменным креслом, на которомблестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, огромная собака и так же, как ихозяин, беспокойно глядит на луну”, прокуратор получает из рук Маргаритыпрощение.
Две тысячи лет ждал он этого дня, глядя на луну, вызывавшую в нёмбессонницу.
«Свободен! Свободен! Он ждёт тебя». «Человек в белом плащес кровавым подбоем поднялся с кресла, и что-то прокричал хриплым, сорваннымголосом.
Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеётся и что он кричит. Виднобыло только, что вслед за своим верным стражем по лунной дорожке стремительнопобежал и он».
Так получил прощение и покой “… жестокий пятый прокуратор Иудеивсадник Понтий Пилат”, берегись меня!” Из-за боязни доноса, боязнипогубить свою карьеру, Пилат идёт против совести.
Он делает последние, жалкие попытки спасти несчастного, а когда это неудаётся, пытается хотя бы смягчить укоры совести.
Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основепредательства, как это всегда бывает, лежит трусость: «Трусость,несомненно, один из самых страшных пороков», — слышит Пилат слова Иешуа восне. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», — вмешивается внутренний голос Пилата самого автора.
Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла — соглашательствотех, кто зло понимает, готов осуждать его, способен ему препятствовать, но неделает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру.
По Булгакову, трусость — главная причина социальных подлостей и зла. Инаказан за подлость Понтий Пилат страшными муками совести.
Много беспокойных ночей терзается Пилат из-за того, что не пошёл тогда,четырнадцатого числа весеннего месяца нисана «на всё, чтобы спасти отказни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача».
Как считает писатель, совесть — это внутренний компас человека, егоморальный суд над собой, моральная оценка своих поступков.
В евангельской легенде заложены вечные ценности.
Именно этими великими критериями может быть проведена моральнаясостоятельность любой эпохи, и М. Булгаков, руководствуясь этими высокимиистинами, производит своеобразную моральную проверку нашего общества уже в 20-егоды нашего столетия, в годы непростые, противоречивые, когда человек какличность ничего не значил.
Вынужденный писать в стол, Булгаков все силы души отдал роману «Мастер иМаргарита», напечатать который он, увы, тоже не имел никакой надежды.Напряженная работа над романом возобновилась в середине 30-х гг. (Перемены вличной судьбе также способствовали этому: в октябре 1932 г. Булгаков развёлсясо своей второй женой и женился на Елене Сергеевне Шиловской. В ней он обрёлсвою последнюю возлюбленную и с неё списал главные черты своей Маргариты).«Мастер и Маргарита» – самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведенийБулгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрытпротиворечивый и трагический дух тоталитарной эпохи.
Булгаков писал его в разгул репрессий, когда один за другим былиповержены, исключены из партии, лишились своих постов или были расстрелянымногие его прежние враги: литературные чиновники, записные партийные критики ируководители культуры – все те, хулил и травил его долгие годы.
Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством,которое и нашло отражение в романе.
Главным героям его, как известно, является сатана, действующим под именемВоланд. Появившись в Москве, Воланд обрушивает всю свою дьявольскую силу навласть имущих, творящих беззаконие.
Он расправляется и с гонителями великого писателя – Мастера, жизнькоторого имеет множество параллелей с жизнью самого Булгакова (хотя полностьюотождествлять их было бы слишком прямолинейно).
Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял за образом Воланда.
Философско-религиозная концепция романа очень сложна и ещё не разгаданадо конца. Сам Булгаков был человеком далёким от ортодоксального православия.Бог, видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежногохода событий.
По свидетельству жены, он верил в Судьбу, Рок, но христианином не был.При создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га — Ноцри)Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а евангелияотбрасывал как ложные. («Уж кто- кто, — говорит Воланд Берлиозу, — а вы-тодолжны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелии, непроисходило на самом деле никогда…» О том же говорит сам Иешуа).
В романе Мастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, нонет его воскресения. Нет Богородицы; сам Иешуа не потомок знатного еврейскогорода, как в евангелии, — он бедный сириец, который не знает своего родства и непомнит своих родителей.
Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете»,даже его единственный апостол Левий Матвей.
Его попытка разбудить в людях их изначальную, добрую природу вызываетлишь всеобщее озлобление. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит ввозможность твёрдого обращения людей к добру.
Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен и дьявол, который болеепохож на ветхозаветного Сатану из книги Иова.
В романе Булгакова Воланд – подлинный «князь этого мира». Нет даже намёкана какое-то соперничество его в этом смысле с Христом.
В нём олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершаетблаго». Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своегодьявола – Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману.
И в самом деле, Воланд в романе наказывает явных безбожников, егоподручные заставляют платить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, напротяжении романа они не раз творят «праведный суд» и даже «добро».
И всё же Воланд остаётся дьяволом, демоном зла, который не хочет и неможет дать людям благодати.
Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненныминевзгодами, Мастер находит в нем своего Спасителя. Но он получает от дьявола несвет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире.
Исполненный глубокой философской грусти финал романа был в чем-то схож сконцом самого автора. В 1939 г. у Булгакова открылся смертельный недуг –нефросклероз. Состояние его резко ухудшилось. В последние месяцы жизни онослеп. В марте 1940 г. Булгаков скончался.
Заключение
Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед намицелую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проводя аналогию с самойжизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимостьвсех этих берлиозов, лагунских, майгелей, никаноров ивановичей и прочих. Сеансчёрной магии, который Воланд со своими помощниками даёт в столичном варьете, вбуквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала.Не дьявол страшен автору и его любимым героям.
Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как несуществует бога человека. В его романе живёт иная, глубокая вера висторического человека и в непреложные, нравственные законы. Для Булгакованравственный закон заключён внутри человека и не должен зависеть отрелигиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легкоусмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,возглавляющего МАССОЛИТ. И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавшийроман о Христе и Пилате, тоже далёк от религиозности в христианском смыслеэтого слова. Им написана на историческом материале книга огромнойпсихологической выразительности.
Этот «роман о романе» как бы фокусирует в себе противоречия,которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждаямыслящая и страдающая личность. Мастер в романе не смог одержать победу. Сделавего победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бысвоему чувству реализма.
Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги? Не забудем: наземле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырёв, бывший Бездомный; наземле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь.
«Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе ужесказано много, а будет сказано ещё больше. Существует множество толкованийзнаменитого романа. О «Мастере и Маргарите» ещё много будут думать,много писать. Рукописи не горят”, — произносит один из героев романа.Булгаков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Романпродолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. Послесмерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странахмира. Нынче творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженноепризнание, стоило неотъемлемой частью нашей культуры.
Однако далеко не все осмыслено и освоено. Читателем его романов,повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности,таящиеся в глубинах.
«Мастер и Маргарита» – самое гениальное и самое неоднозначное из всех произведенийБулгакова, в котором, как ни в каком другом советском романе, раскрытпротиворечивый и трагический дух тоталитарной эпохи. Булгаков писал его вразгул репрессий, когда один за другим были повержены, исключены из партии,лишились своих постов или были расстреляны многие его прежние враги:литературные чиновники, записные партийные критики и руководители культуры –все те, хулил и травил его долгие годы.
Он следил за этой дьявольской вакханалией с почти мистическим чувством,которое и нашло отражение в романе. Главным героям его, как известно, являетсясатана, действующим под именем Воланд. Появившись в Москве, Воланд обрушиваетвсю свою дьявольскую силу на власть имущих, творящих беззаконие. Онрасправляется и с гонителями великого писателя – Мастера, жизнь которого имеетмножество параллелей с жизнью самого Булгакова (хотя полностью отождествлять ихбыло бы слишком прямолинейно). Нетрудно, таким образом, понять, кто стоял заобразом Воланда.
Философско-религиозная концепция романа очень сложна и ещё не разгаданадо конца.
Сам Булгаков был человеком далёким от ортодоксального православия. Бог,видимо, представлялся ему чем-то вроде всеобщего закона или неизбежного ходасобытий. По свидетельству жены, он верил в Судьбу, Рок, но христианином не был.При создании образа Христа (в романе он выступает под именем Иешуа Га — Ноцри)Булгаков сознательно руководствовался апокрифическими источниками, а евангелияотбрасывал как ложные. («Уж кто- кто, — говорит Воланд Берлиозу, — а вы-тодолжны знать, что ровно но ничего из того, что написано в евангелиях, непроисходило на самом деле никогда…» О том же говорит сам Иешуа). В романеМастера о Понтии Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет еговоскресения. Нет Богородицы; сам Иешуа не потомок знатного еврейского рода, какв евангелии, — он бедный сириец, который не знает своего родства и не помнитсвоих родителей.
Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете»,даже его единственный апостол Левий Матвей. Его попытка разбудить в людях ихизначальную, добрую природу вызывает лишь всеобщее озлобление. Только Воландпонимает Иешуа, но не верит в возможность твёрдого обращения людей к добру.Отнюдь не в новозаветной трактовке представлен и дьявол, который более похож наветхозаветного Сатану из книги Иова.
В романе Булгакова, Воланд – подлинный «князь этого мира». Нет даженамёка на какое-то соперничество его в этом смысле с Христом.
В нём олицетворена та сила, что «вечно хочет зла и вечно совершает благо».Эта строчка из «Фауста» Гетте (немецкий поэт вложил в её уста своего дьявола –Мефистофеля) взята Булгаковым в качестве эпиграфа к своему роману. И в самомделе, Воланд в романе наказывает явных безбожников, его подручные заставляютплатить по счетам плутов, обманщиков и прочих негодяев, на протяжении романаони не раз творят «праведный суд» и даже «добро». И всё же Воланд остаётсядьяволом, демоном зла, который не хочет и не может дать людям благодати.Затравленный, сломленный несправедливой советской критикой и жизненныминевзгодами, Мастер находит в нем своего Спасителя. Но он получает от дьявола несвет, не обновление, а только вечный покой в потустороннем безвременном мире. Исполненныйглубокой философской грусти финал романа был в чем-то схож с концом самогоавтора.
Список используемой литературы
1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М: Приор, 2001
2. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М: Наука, 2000
3. Горобец Н.В. Мастер без Маргариты./ Вопросы литературы.1991. №8
4. Жилин В.А. Творчество М. Булгакова. – М: Норма, 2003
5. Митяев А.В. Материалы к биографии. – М: Наука, 2001
6. Паниевский Н.И… Шолохов и Булгаков. – М: Приор, 2002
7. Лукьянова Н.В… Люди русской культуры. М: Норма, 2001
8. Миронов В.Н. Философ свободного духа. (Жизнь и творчествоМ. Булгакова). – М: Наука, 2003
9.Павлов Б.В. Очерки по истории литературы в России. – М: Просвещение, 2003
10.Латышев А.Г…Творчество М. Булгакова. – М: Новости, 2001