Особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основыпроблем социально-экологического рассмотрения семьи
1.1 Современная семья как объект исследования
1.2 Характеристика и особенности экологических подходовк формированию здорового образа жизни современной российской семьи
ГЛАВА 2 Практические подходы крешению социально-экологических проблем современной семьи
2.1 Технологические подходы к проблемам экологии семьи
2.2 Практическое исследование по проблеме влияниясоциально-экологичеких факторов на брачно-семейные отношения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
/> 

Введение
В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого еечлена – это определенное жизненное пространство, целая экологическаямикросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности,развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всемичленами семьи.
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родителиначинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.
Семья для всех ее членов является определенным жизненнымпространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этойэкологической системы характерно то, что несогласованность психологическихпотребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распадусемьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенноговремени, конечно).
Образноговоря, каждый член семьи занимает определенную экологическую нишу, то естьвыполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.
Семья– социальное явление. Однако общеизвестно, что социальное и природное постояннопроникают друг в друга, не теряя своей особенности в этом процессевзаимодействия. То, как природа медленно, по фазам трансформировалась вобщество, не игнорируя различия между природой и обществом, и степень ихвзаимопроникновения изучает наука – социальная экология. Социальная экологиякак часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей,изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малыхобщественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой ихобитания. Социальная экология пытается показать, что каждодневная социализациясемьей не в меньшей степени основана на биологии, чем постоянная заботамедицины о стариках – на устоявшихся социальных факторах. Человек никогда непрестанет быть млекопитающим со своими первичными инстинктами, но людиинституциализировали их и следуют им с помощью разнообразных общественных форм.
В настоящее время вРоссии сложилась весьма неблагоприятная экологическая обстановка: из-зазагрязнения воздуха и воды значительно возросло количество различныхзаболеваний (чума, холера, оспа и т. д.). В современном мире общепланетарнойпроблемой является ликвидация онкологических заболеваний, паралитическогополиомиелита, сердечнососудистых заболеваний. Наиболее массовой инфекциейостаётся грипп. Серьёзной проблемой является гепатит, который часто переходит вхроническую форму с осложнениями типа цирроза и первичного рака печени. Средиосновных инфекционных заболеваний СПИД распространяется наиболее быстро.
Какследствие этому – обострение демографических проблем, проблем воспроизводстванаселения. На снижение численности населения, уровень его здоровья оказываютвлияние также социальные факторы, такие как наркомания, алкоголизм, большиефизические и эмоциональные нагрузки. На формирование популяционного здоровьябольшое влияние оказывает так называемое самосохранительное поведениенаселения, т.е. система действий и отношений, в значительной мере определяющихкачество индивидуального и семейного здоровья. Наиболее важными факторамитакого поведения являются: сбалансированное (не избыточное) питание, умениеправильно отдыхать и достаточная физическая активность, здоровая сексуальность,умение справляться со стрессовыми ситуациями, планирование семьи, отсутствиевредных привычек.[18; с. 103]
Исследованияпоказывают, что около 80% населения озабочены сегодняшним состоянием окружающейсреды, понимают необходимость решения экологических проблем.[7; с. 37-40] Но практическоеосуществление экологического воспитания пока еще остается делом отдельныхиндивидов. В нашей стране достаточно давно разрабатывается идея использованиямировоззренческих вопросов, в том числе экологических, как общего стержня, вокругкоторого в тех или иных формах организуется целенаправленное экологическоевоспитание.
Общеизвестно,что наибольшее влияние на ребенка оказывает его семья: без семейного воспитанияне возможно эффективное педагогическое воздействие со стороны социальныхструктур, в том числе школы. Особенностью экологических знаний является ихинтегративность, взаимосвязь с повседневной действительностью, котораяподкрепляется естественнонаучными и гуманитарными догмами.[12; c. 58 — 62]
Экологиясемейных отношений – необходимое условие устойчивого развития личности, так какименно в семье формируется и развивается представление о здоровом образе жизни,прививаются навыки личной гигиены, и воспитывается бережное отношение кокружающей среде. Семья – это такое пространство, где личность развиваетсясогласно своей природе, в логике осознанного выбора. Этим объясняетсяактуальность выбранной темы исследования.
Объектомисследования являются брачно-семейные отношения.
Предметомисследования является социально-экологические аспекты современной российскойсемьи.
Исследованиемсоциально-экологических проблем занимались многие исследователи (М.В.Рыбакова,И.Ю.Тюрина, Б.Б.Прохоров, Е.В.Краснов, В.В.Кривошеев и другие), однако аспектувлияния социально-экологических факторов на формирование брачно-семейныхотношений в научной литературе уделено весьма мало внимания, то есть степеньнаучной разработанности темы не достаточно высока. На сегодняшний день несуществует ни одного цельного исследования, посвященного этому вопросу.
Передначалом работы была поставлена цель углубленно изучить и проанализироватьвлияние социально-экологических факторов на семью, брачно-семейные отношения.
Основываясьна поставленной цели, были определены следующие задачи:
· Рассмотретьтеоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи;
· Проанализироватьсемью как объект;
· Датьхарактеристику и выявить особенности экологических подходов рассмотрения семьи;
· Рассмотретьпрактические подходы к решению социально-экологических проблем современнойсемьи.
Гипотезаданной дипломной работы: совершенствованию брачно-семейных отношенийспособствует комплекс социально-экологических факторов, к которым относятся:
1. Рациональноепитание;
2. Физическаянагрузка;
3. Снижение влияниянеблагоприятных факторов;
4. распорядок дня;
5. Закаливание;
6. Преодолениевредных привычек;
7. Организациясемейного быта.
Длярешения поставленных задач и проверки гипотезы использованы методыисследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы (анкетированиеи опрос).
Теоретическаяи практическая значимость данной работы является неоспоримой и очевидной изаключается в том, что данное исследование может быть использовано в качествеметодического материала социальными работниками.
Структураработы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из двух глав. Перваяимеет теоретическую направленность и раскрывает основы социально-экологическогорассмотрения семьи. Она состоит из двух параграфов. Вторая глава –практического содержания, в ней проводится непосредственно исследованиясоциально-экологических проблем формирования семьи. Данная глава также включаетв себя два параграфа. Кроме того, работа содержит введение, заключение, списокиспользованной литературы и приложение.
/>/>
Глава 1 Теоретическиеосновы проблем социально-экологического рассмотрения семьи
Длясовременного общества, очевидно, что время противостояния общества и природыпрошло. Сейчас экологические проблемы в большей мере рассматриваются не какотносящиеся к окружающей среде, а в своем генезе и последствиях.[2; c. 99]
Внастоящее время наблюдается все более полная связь между действиями человека,способами освоения природы и ее состоянием.
Крометого, между экологической ситуацией и состоянием здоровья населения установленапрямая зависимость. Так, отравление воздушной среды в крупных городахвыхлопными газами автотранспорта повышает уровень заболеваемости органов дыханияна 25-30 % по сравнению с сельскими районами. Помимо загрязнения многие людиостро реагируют на деградацию среды своего обитания. Вырубка лесов,неорганизованные свалки отходов, разработки полезных ископаемых, дымящиесятерриконы около шахт не только приводят к нарушению естественнойжизнедеятельности природных комплексов, но и разрушают прекрасное, а такжевызывают у людей тревогу за будущее.[18; c. 108]
Резкоепревышение смертности над рождаемостью также во многом связано с экологическимнеблагополучием страны. Российскому обществу свойственна тенденция, котораясостоит не только в дефиците гуманизма, отражающего реальную потребность вснижении опасности и рисков, связанных с варварским отношением к природе, но ив отсутствии заметного продвижения на пути обретения новой экологическойкультуры общества.
Данныепроведенных исследований показывают, что в настоящее время 69% взрослогонаселения России видят опасность для личного здоровья и здоровья своей семьи вэкологических факторах риска:
· загрязнениевоздуха, питьевой воды, продуктов питания;
·  ядерныеиспытания, воздействие радиации;
·  транспортное движение.
Навторое место выдвигаются, так называемые, социальные факторы потенциальнойопасности для здоровья личности и его семьи:
· производственныеи бытовые травмы;
· условия труда;
· проблемыпреступности;
· употреблениеалкоголя, наркотиков, курение, возможность заразиться СПИДом.[11; c. 137 — 138]
На территории Российской Федерации в январе-августе 2009г. посравнению с соответствующим периодом 2008г. эпидемиологическая обстановкахарактеризовалась определенным ростом заболеваемости населения по рядуинфекционных заболеваний, в их числе: острые кишечные инфекции, гепатит А,коклюш и отдельные социально значимые болезни.
Самые высокие показатели заболеваемости туберкулезом вянваре-августе 2009г. имели место в Приморском крае, Республике Тыва иЕврейской автономной области (в 3,0-2,5 раза выше, чем в среднем по России),Республике Бурятия, Амурской области, Хабаровском крае, Кемеровской и Омскойобластях, Алтайском крае (в 2,1-1,7 раза выше). В январе-августе 2009г.зарегистрировано 8991 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицитачеловека (ВИЧ), и 22823 человека — с бессимптомным инфекционным статусом,вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте0-17 лет — соответственно 244 человека и 457 человек. Более половины (61,1%)всех выявленных больных ВИЧ-инфекцией учтено в 10 субъектах РоссийскойФедерации: в Санкт-Петербурге, Челябинской, Нижегородской и Ульяновскойобластях, Приморском крае, Ростовской области, Пермском крае, Омской иСамарской областях, Москве.[24]

Таблица 1. Заболеваемость населения по основным классамболезней в 2001 — 2009 гг.Года 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Всего, тыс. человек Все болезни 106328 104322 106742 107385 106287 105886 108842 109571 109590  из них: некоторые инфекционные и паразитарные болезни 6448 6350 5939 5414 5505 5312 5327 5332 5187 новообразования 1226 1239 1295 1287 1375 1357 1418 1437 1437 болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм 551 563 731 626 648 647 765 776 758 болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ 1234 1297 1546 1373 1407 1361 1672 1638 1629 болезни нервной системы 2227 2179 2246 2174 2228 2178 2318 2361 2419 болезни глаза и его придаточного аппарата 4638 4701 4836 4722 4871 4778 5107 4976 4858 болезни уха и сосцевидного отростка 3191 3234 3305 3231 3415 3425 3502 3563 3526 болезни системы кровообращения 2483 2605 2805 2954 3146 3278 3787 3719 3781 болезни органов дыхания 46170 43012 43005 44560 41946 41915 42338 42958 432 болезни органов пищеварения 4698 4841 5149 5063 5079 5034 5024 4904 4910 болезни кожи и подкожной клетчатки 6407 6561 6763 6763 6993 7073 7239 7161 7056 болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 4452 4583 5059 4818 4875 4746 5040 5022 5013 болезни мочеполовой системы 5470 5627 5880 6035 6523 6560 6967 6940 6916 осложнения беременности, родов и послеродового периода 2085 2181 2386 2512 2468 2471 2519 2651 2736 врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения 214 211 241 236 236 243 257 273 295 травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин 12544 12716 12866 12903 12846 12808 12759 13072 13021
Говоряо социально-экологическом аспекте общественных отношений, следует отметить, чтоне только экологическая культура, но и культура самосохранения индивида (отказот наркотиков, алкоголя, здоровый образ жизни) является показателем уровнягуманизации общества.
Основыэкологической культуры и культуры самосохранения закладываются в семьепосредством экологического воспитания. Поэтому в данной главе будет рассмотренасемья как объект социально-экологического исследования, а такжеохарактеризованы экологические подходы к рассмотрению семьи./>/>/> 1.1 Современная семья как объект исследования
Семью, ее происхождение,сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология,педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Влитературе можно найти разные определения семьи.
А.Г.Харчев определяетсемью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанноеобщностью быта и взаимной ответственностью.[27; c. 120]
По существу семьяпредставляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми,имеющую исторически определенную организацию.
Ее основные признаки:
а) брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;
б) совместное проживаниев одном помещении;
в) общий семейныйбюджет.
Семья – один изважнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семьезаинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируетсяправом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны бракаконтролируются только совестью вступающих в него людей.
Брак – это исторически обусловленная,санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, междумужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг кдругу их детям, своему потомству, родителям.
Иными словами брак – этотрадиционное средство формирования семьи и общественного контроля.
По данным Госкомстата впериод с 1992 по 2007 гг. в России прослеживается следующая динамикачисленности браков и разводов (Таблица 2):[24]
Таблица 2. Браки иразводы в Российской ФедерацииГоды Тысяч На 1000 человек населения браки разводы браки разводы 1950 1223 49,4 12 0,5 1960 1499,6 184,4 12,5 1,5 1970 1319,2 396,6 10,1 3 1980 1464,6 580,7 10,6 4,2 1990 1319,9 559,9 8,9 3,8 1995 1075,2 665,9 7,3 4,5 2000 897,3 627,7 6,2 4,3 2001 1001,6 763,5 6,9 5,3 2002 1019,8 853,6 7,1 5,9 2003 1091,8 798,8 7,6 5,5 2004 979,7 635,8 6,8 4,4 2005 1066,4 604,9 7,5 4,2 2006 1113,6 640,8 7,8 4,5 2007 1262,5 685,9 8,9 4,8 2008 1179 703,4 8,3 5
Несмотря на то, что к2007 году заметно увеличение числа браков, в 2008 году их количество немногоснижается. Да и число разводов по-прежнему остается значительным – почтиполовина всех браков заканчиваются его расторжением.
В Ульяновской области,как и в целом по стране, также заметна тенденция увеличения количества браков к2007 году, хотя в период с 1996 по 2004 годы отмечается спад регистрациибраков. Данная закономерность представлена на графике:

/>
Рис. 1. Число браков вУльяновской области[24]
Наглядно выявляемаятенденция снижения официально-зарегистрированных браков объясняется тем, что с1996 по 2000 год страна находилась в сложном социально-экономическом положении,кроме того, в общественной жизни был признан институт совместного проживания пары,без юридического оформления брака. [24]
Несмотря на это,своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак людейпо-прежнему остаются нравственные нормы, обобщенные в практике современнойсемьи:
·  регистрация брака соответствующимигосударственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятияморальных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, незарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака,но всякий должен подчиняться законам брака;
·  морально оправданным есть тот брак,который заключается по взаимной любви;
·  решение о вступлении в брак должнопринадлежать только вступающим в него людям;
·  необходимо быть социально ипсихологически подготовленным к вступлению в брак.
Нравственно регулируетсяне только вступление в брак, но и развод.
Семья как социальныйинститут проходит ряд этапов, последовательность которых складывается всемейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различноеколичество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1. вступление в брак– образование семьи;
2. началодеторождения – рождение первого ребенка;
3. окончаниедеторождения – рождение последнего ребенка;
4. «пустое гнездо» –вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5. прекращениесуществования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семьяобладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Кроме того, в современныхусловиях семью характеризует:
—  во-первых,социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельскохозяйственногопроизводства, представителя интеллектуального труда и т.п.;
—  во-вторых,городская, сельская (по типу населения);
—  в-третьих,однонациональная, межнациональная (по национальному признаку);
—  в-четвертых, повремени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка,семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилыесупружеские семьи и т.п.);
—  по количествучленов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.) Атакже неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми);отдельные, простые (или нуклеарные – от слова «нуклеа» – ядро). Семьи – супругис детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, ониобладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь так, как имтого хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие изпредставителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и болеесупружеских пар.
Одним из типов семьиесть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов –авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.
По особым условиямсемейной жизни выделяют ряд типов семьи:
·  студенческая семья (сейчас примерно вкаждом третьем браке один из супругов – студент);
·  дистатные семьи (семьи, которыеюридически зафиксированы, а фактически их нет).
По качеству отношений всемье выделяют множество типов, но четкого различия между ними не установлено.В частности, выделяют семьи:
—  во-первых,благополучные, счастливые;
—  во-вторых,устойчивые;
—  в-третьих, проблемные;
—  в-четвертых,конфликтные;
—  в-пятых,социально-неблагополучные семьи.
Анализ и характеристикатипов семьи не исчерпывает их разновидности.
Функции семьи – этоспособы проявления ее активности, жизнедеятельности всей семьи и отдельных еечленов. Во всех обществах семья выполняла ряд основных функций:
·  воспроизводства населения (физическоеи духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
·  воспитательная функция – социализациямолодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
·  хозяйственно-бытовая функция –поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелымичленами семьи;
·  экономическая – получениематериальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержканесовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
·  сфера первичного социального контроля– моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности,а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях междусупругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
·  духовного общения – развитиеличностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
·  социально-статусная – предоставлениеопределенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
·  досуговая – организация рациональногодосуга, взаимообогащение интересов;
·  эмоциональная – получениепсихологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизацияиндивидов и их психологическая терапия.
Не случайно функциявоспроизводства населения и воспитательная функция стоят на первом месте.Действительно, рождение детей и их воспитание в рамках принятых в обществеморальных и социальных норм и принципов – основная цель создания семьи,формирования брачно-семейных отношений.
Несмотря на то, что впоследние десятилетие в развитии института семьи появились новые тенденции —общее снижение рождаемости, увеличение удельного веса разводов и неполныхсемей, уменьшение числа детей в семьях и их нуклеаризация. Это объясняетсяповсеместно происходящим процессом размывания системы поведенческих норм всфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей.
Существенная тенденцияпоследних лет — отмеченное еще А.Г.Харчевым «разделение родительства и семьи»точнее, супружества.[27; c.125] Выражается это в широком распространении неполных (прежде всегоматеринских) семей и в увеличении числа супружеских пар, отказывающихся иметьхотя бы одного ребенка.
Об этом свидетельствуютданные Госкомстата Российской Федерации, где наглядно виден рост числадетей,родившихся вне брака:
/>
Рис.2. Воспроизводство: числородившихся детей по брачному состоянию матери [24]
Таким образом, всовременных условиях все заметнее становится кризис семьи как социальногоинститута общества. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует своиосновные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей,воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общийхарактер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальнойцивилизации.
Современнаядемографическая ситуация требует разработки целевой программы развитиябрачно-семейных отношений и оптимизации процессов воспроизводства населения. Еесоздание требует объединения усилий представителей различных отраслей знаний.
Такая программа должнаохватывать вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного иэкономического положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье,народном хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн.др., в том числе и вопросы, касающиеся ранней сексуальной жизни и планированиясемьи.
За последние десятилетияувеличилась доля подростков, имеющих опыт сексуальных контактов. Это связано снесколькими видами рисков, среди которых заболевания, передаваемые половымпутем, самым серьезным является, конечно, СПИД, повышенная материнскаясмертность, внебрачные рождения, нежелательные беременности, аборты. Официальныеданные о применении методов и средств контрацепции населением России весьмаскудные, а показатель их использования намного ниже, чем в западных странах.
Опросы подростковпоказывают, что использованию контрацепции препятствуют:
· недостаточнаяинформированность;
· мнение оботрицательном влиянии противозачаточных средств на здоровье;
· их ненадежность;
· сложностьприменения;
· дороговизна;
· собственнаяпсихологическая неподготовленность;
· желание сохранитьтайну интимных отношений от родственников, знакомых, врачей.
Растет число подростков,использующих гормональную контрацепцию, но особенно – использующих презерватив,возможно, под влиянием пропаганды этого метода в связи с угрозойраспространения СПИДа и венерических заболеваний.[18; c. 231 – 234]
Формирование иукрепление семьи – непростое дело. Семья, как и вся окружающаядействительность, развивается через преодоление ряда противоречий объективногои субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:
· сокращениерождаемости и падение прироста населения,
· увеличениечисленности женщин по сравнению с численностью мужчин,
· уменьшениесреднего размера семей и увеличение смертности,
· падениепроизводительности труда в общественном и совершенно низкий уровеньпроизводительности в домашнем хозяйстве,
· возрастающиепотребности семьи и ограничение возможности их удовлетворения и т.п.,
· легкомысленноеотношение к браку и семье,
· миф об особыхкачествах мужчины по сравнению с женщиной,
· забвениепринципов чести, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половаяраспущенность,
· высокий процентчисла разводов.
На смену разводу поинициативе мужа (прежде всего, в связи с бездетностью брака и супружескойневерностью), чрезвычайно редкому, приходит развод, вызванный исключительноличностными конфликтами, психологической несовместимостью супругов, а потомуперестал быть чем-то чрезвычайным.[18; c. 214]
Причины снижения рождаемостивплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальнойцивилизации. Они связаны с утратой семей, прежде всего, производственнойфункции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, властиродителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, нивознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьивообще. Скорее наоборот: малодетные семьи выигрывают во всем передмногодетными.
Преодоление возникающихпротиворечий и трудностей способствует формированию такогосоциально-психологического феномена, как семейное единство. Это единствосостоит из трех основных уровней.
Первый уровеньхарактеризуется непосредственными эмоциональными и межличностными отношениямимежду мужчиной и женщиной и их детьми, между старшими, средними и младшимипоколениями.
Второй представляетсобой так называемое ценностно-ориентационное единство супругов и других членовсемьи, опосредованное совместной деятельностью.
Третий включает ещеболее глубокие связи, выражающие общее отношение членов семьи к труду, природе,обществу в целом, их взгляды на мир.[18; c. 210]
Семья выступаетпосредником между человеком, государством и другими социальными институтами.Сохранение общественной стабильности и прогресса, исторической преемственностипоколений, развитие личности и общества в целом может быть достигнуто толькопри условии полноценного выполнения семей своих функций.
В ходесоциально-политических перемен семья становиться одним из основных институтовформирования новых ценностей и норм поведения. Поэтому в нашей стране проблемысемьи находятся в поле зрения государства.
Подтверждением этомуслужат «Основные направления государственной семейной политики», которыеутверждены Указом Президента Российской Федерации 14 мая 1996года.
Говоря о созданиигосударством необходимых условий для развития семьи, важно определить главныефункции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита отнеобоснованного вмешательства в ее дела.[18; c. 219]
В современных условияхохрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированноеправо на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использованиетрудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапасоциальной политики государства. Именно подрастающее поколение практическиединственный источник в государстве пополнения рабочей силы.
Но, даже учитывая этифакторы, именно на семью как социальный институт возложена особая моральнаяобязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детейможет успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы,взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение ктруду.
Не менее важнымнаправлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственнонаправленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, насохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политикисостоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождениедетей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничноеразвитие личностей родителей и детей.
Укреплениездоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни должны быть вцентре демографической политики государства. Действительно, тема здоровьястановится все более и более обсуждаемой в социальных науках. Возрастаниезначимости «человеческого капитала» в жизнедеятельности и развитии обществаобуславливает его объективную потребность в людях здоровых как биологически,так и социально.
Однакоданные медицинской статистики последних десятилетий отражают тенденциюухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России. Утверждение– молодой, значит, здоровый – не отражает реалии настоящего времени.
Поданным Госкомстата РФ заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет в 2008 гсоставила 182914,2 случаев на 100 000 детей, что на 8904,3 больше, чем в 2005г.[10; c. 136 – 147]
Внастоящее время в России принимаются меры по улучшению демографическойситуации, поддержке материнства и детства, охране и укреплению здоровья детей.С этой целью принята федеральная целевая программа «Дети России», проводятсявсероссийские форумы «Здоровье нации – основа процветания России» и т.д.
Однако,несмотря на все усилия, принимаемые на государственном и общественном уровне, атакже интенсивное развитие и углубление медико-биологических знаний,здравоохранение не способно в одиночку справиться с этими проблемами. Егоработа, по утверждению ученых, в структуре причин, обуславливающих здоровье,составляет лишь 8-12%, окружающая среда – 20 -25%. генетический фон – 18 — 22%,а наибольшее влияние на здоровье оказывает образ жизни — 50 -55%.[11; c. 8]
 1.2 Характеристика и особенностиэкологических подходов к формированию здорового образа жизни современнойроссийской семьи
Человек– живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающейсредой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние сталоопределяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как«обслуживающую» его благополучие дисциплину.
Считалось,что экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающуюсреду в максимально ненарушенном, естественном состоянии. Однако в последнеевремя наметилась тенденция к рассмотрению экологии не как «обслуживающей»дисциплины, а как естественной платформы для решения социальных проблем.
Термин«экология» оказался в этом смысле очень удачным, его действительно можно трактоватьрасширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом илижилище, logos (логос) – изучение или наука. Термин оказался удачнымлингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состоянияокружающей среды (экологически благоприятный район, экологическоеблагополучие).
Средимножества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, однаиз важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование. Ей уделяливнимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин, Г.Н.Ягодин, Н.Н. Тарасова, Г.Н. Розенберг.
ЕщеГиппократ (5 в. до н.э.) говорил о влиянии окружающей природной среды наздоровье и жизнедеятельность человека.
Соединениемедицинских и географо-экологических данных можно найти в трудах врача Рамацци(12 век), утверждавшего, что на здоровье людей влияют природа и социальныеусловия.
Экологиячеловека как раздел экологии оформляется в 18-19 веках, особенно отчетливозаявляя о себе после Стокгольмской конференции (1972).
Соединениев человеке двух философских категорий – биологического и социального определилопоявление экологии человека (как организма, особи, подчеркивая биологическуюсущность) и социальной экологии (общности людей, законы социума, социальнаясущность).
Эволюциячеловека как биологического вида продолжалась на протяжении 2 млн. лет (проходяпоследовательно через стадии архантропов, древних и современных людей). Насовременном этапе ее продолжение многими учеными оспаривается, другиедопускают, что эволюция продолжается, но на уровне клетки, ее макромолекул.Основное значение сейчас придается социальной эволюции и социальным законамразвития.
Важнейшимиглобальными проблемами современности являются проблемы здоровья, народонаселения(демографический взрыв), продовольственных ресурсов, загрязнения, урбанизации идругие.
Порекомендации ВОЗ здоровье сейчас определяется не только как состояниеотсутствия болезней, но и как психическое и социальное благополучие человека. Впонятие здоровья включаются также понятия общественного и профессиональногоздоровья, качества жизни и качества природной среды той страны, где живетчеловек, а также нравственное и духовное здоровье нации.
Одноиз центральных мест в исследованиях по экологии человека занимает анализдемографического поведения, которое можно трактовать как системувзаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение илисохранение демографического состояния человеческой общности.
Внастоящее время в обществе преобладает рациональный тип воспроизводства,возникав не в связи с новым скачком в развитии производительных сил, опревращением преимущественно аграрной экономики в индустриальную. Этот скачоксоздает материальную основу новых условий демографического равновесия и требуетприведения демографического механизма в соответствие с ними.
Демографическоеповедение включает действия, связанные с воспроизводством населения (брачное ирепродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение),отношением к своему здоровью (самосохранительное поведение).
Экологиячеловека признает, что главной потребностью человека является потребность вжизни. Проистекающие из природы человека как двойственного биосоциальногосущества потребности включают:
· потребностисуществования (витальные),
· потребностиудовольствия (эмоциональные),
· потребностисовершенствования (рациональные).
Витальныепотребности направлены на биологическое обеспечение самой жизни человека ивозникают при нарушении биологического равновесия человека с внешним миром илиже его внутреннего биологического равновесия (гомеостаза). Они проявляются какпотребности в пище, одежде, жилище, семье, экологические исанитарно-гигиенические потребности.
Витальныепотребности занимают первое место в иерархии потребностей человека: чувствоголода, жажды, холода отодвигают на задний план другие потребности, мобилизуютинтеллект, память, восприятие до тех пор, пока не будет удовлетворенаконкретная витальная потребность.
Витальныепотребности биологически обоснованы и жестко регламентированы биологической(генетической) программой. Нарушения в удовлетворении витальной потребностичеловека в естественной пище, соответствующей его биологической природе ипищевому статусу, могут стать причиной не только ухудшения здоровья, но ипричиной инфаркта, инсульта, рака, артрита и многих других сотен болезней.Неудовлетворяющий витальную потребность в двигательной активности малоподвижныйобраз жизни современного человека неизменно ведет к сердечнососудистымболезням, артриту, остеопорозу и другим.
Следуетотметить, что современная среда проживания человека способствовалаперетренировке приятного чувства расслабления до такой степени, что многиенадолго расслабляются даже после легкой нагрузки, многие живут по принципу«лучше вообще не напрягаться», хотя в дикой природе лень никогда не угрожала ине угрожает здоровью животных: источники пищи ограничены, запасов, как правило,нет, голод и враги не позволяют надолго расслабиться.
Такимобразом, лень из важнейшего энергосберегающего свойства животных превратилась впорок современного человека.
Второйпример подобной трансформации связан с питанием. У всех животных генетическаяпрограмма задает повышенный аппетит, обеспечивающий не только покрытиеэнергетических затрат сегодняшнего дня, но и отложение жира как наиболееэнергоемкого вещества про запас. Это обусловлено нерегулярностью питания вдикой природе из-за нехватки пищевых ресурсов. «Нежадные» к еде виды и особиживотных, не запасавшие жир, вымерли от голода, уступив место «более жадным».Поэтому удовольствие от еды – одно из самых больших. Как и все чувства, онотренируется, особенно если питаться вкусной пищей, обрекающей насистематическое переедание.
Поэтомусовременный человек и тренирует это чувство, а вместе с ним и пищевой центр стех пор, как научился жарить мясо, употреблять специи и сладости, стимулирующиеискусственный аппетит даже тогда, когда удовлетворен биологический голод.
Жадностьк еде, обеспечивающая выживание в дикой природе, стала вторым серьезным порокомсовременного человека. Не предназначенный биологической программой для сытоймалоподвижной жизни его организм обречен на плату за удовольствие кушать иотдыхать в тепле многочисленными болезнями. Питание должно быть рациональнымили сбалансированном.
Онодолжно соответствовать определенным требованиям:
· бытьколичественно достаточным и полностью компенсировать все энергозатратыорганизма;
· быть качественнополноценным;
· содержать в своемсоставе, прежде всего необходимые организму незаменимые компоненты (несинтезируемые в организме аминокислоты, витамины, минеральные элементы и др.) воптимальных количествах и соотношениях.
Считается, что в дневном меню соотношение основныхкомпонентов — белков, жиров и углеводов по массе должно составлять 1: 1: 4. Этозначит, что продукты, содержащие белки, должны оптимальным образом сочетаться срастительными и животными жирами, а также углеводами (крахмалом, сахаром,клетчаткой).
Эмоциональныепотребности – это определенные состояния психики, обусловленныенеудовлетворенным чувственным отношением к окружающему миру. В реальном миреэмоциональные потребности обеспечивают адаптацию (приспособление) человека кменяющейся среде. Их основу формируют эмоциональные состояния человека,проявляющиеся как переживания и чувства. Эмоциональные потребности включают эстетическиеи коммуникативные потребности, потребности в любви, дружбе и другие.
Внастоящее время социальная напряженность, стрессогенные ситуации, социальноерасслоение, безработица резко повысили психотравматизирующее влияние внешнейсреды. Возросла потребность людей в сохранении психофизиологического гомеостаза(равновесия), что проявилось в резком росте обращений к психотерапевтам иэкстрасенсам.
Эмоциональныепотребности оказывают влияние на витальные: изменяется аппетит, состав крови,частота пульса и дыхания, иными становятся поведенческие реакции.
Рациональныепотребности направлены на достижение сознательно поставленной цели иконтролируются усилием воли человека. Это, прежде всего, познавательные,трудовые, эстетические потребности, потребности самоактуализации, преодоления идр. На первый взгляд эта группа потребностей меньше всего воздействует наздоровье человека. Но это справедливо только при поверхностной оценке.
Взаимосвязьрациональных потребностей и здоровья отчетливо видна, когда укрепление здоровьястановится волевой потребностью человека, а также при реалистичной самооценкездоровья. К сожалению, самооценка здоровья часто подменяется удовлетворенностьюжизнью, искаженной является самоактуализация индивидуума в современномобществе.[4; c. 46 – 47]
Людислишком мало задумываются над оценкой своего личного образа жизни, образа жизнисвоей семьи. Имеющаяся пропаганда здорового образа жизни носит весьмаотвлеченный характер, не учитывает конкретные условия жизни, поведение,привычки людей, причины их возникновения. При таком уровне информированностии осознания проблем здоровья люди зачастую рискуют своим здоровьем, неотдавая себе в этом отчета.
Уровень гигиеническойинформированности и грамотности населения весьма низкий, при этом наформирование здоровья население значительное влияние оказывает семейноеэкологическое воспитание.
При этом роль семьи, в которойродители употребляют наркотики и приучают к ним детей, оказываетколоссальное негативное воздействие на здоровье населения. Отсутствие духовногоконтакта с родителями приводит детей к раннему сексу, наркотикам,побегам из дома. В связи с семьей остро стоят проблемы нищеты,падения нравственности, насилия.
Отсюдав исследованиях по антропоэкологии необходимо проводить четкую грань междуиндивидуальным здоровьем и здоровьем общественным или популяционным.Индивидуальное здоровье — состояние оптимального функционирования организма,позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои специфические функции.
Висследованиях по экологии человека общественное здоровье можно рассматриватькак основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественноесостояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочленаобщности людей и способность всей общности наиболее эффективно осуществлятьсвою социальную и биологическую функцию в определенных условиях конкретногорегиона.
Качествопопуляционного здоровья отражает степень вероятности для каждого человекадостижения наиболее высокого уровня здоровья и творческой работоспособности напротяжении максимально продленной индивидуальной жизни, а также характеризуетжизнеспособность всего общества как социального организма и его возможностинепрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития.
Жизнедеятельностьобщности людей характеризуется уровнем напряжения, утомления, патологии, и, вконечном счете, ее здоровьем. Не существует количественной меры, позволяющейсудить о качестве здоровья, есть только представление об уровнях здоровьячеловеческих общностей.
Уровеньздоровья — универсальный признак, рассматриваемый в процессе общественноговоспроизводства населения, находящегося в определенном взаимодействии сокружающей средой, обладающего динамическими тенденциями, структурой,спецификой размещения и территориальной организацией.
Уровеньздоровья людей формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных исоциальных) и эндогенных (пол, возраст, телосложение, наследственность, раса,тип нервной системы и др.) элементов.
Всамом широком толковании уровень здоровья — совокупность усредненныхдемографических, медико-статистических, антропометрических, генетических,физиологических, иммунологических, нервно-психических признаков отдельныхлюдей, составляющих общность. Совокупность признаков позволяет судить ожизнеспособности изучаемой общности и ее работоспособности, физическомразвитии, заболеваемости, средней продолжительности жизни членов общности,способности их к воспроизводству здорового потомства.
Состояниездоровья отдельно взятого человека — явление, в значительной степени,случайное. Оно может быть обусловлено преимущественно эндогенными факторами.
Уровеньже здоровья достаточно представительной группы людей (усредненный уровеньздоровья) — всегда служит показателем благотворного или негативного влиянияокружающей среды на население. Оптимальной группой для выявления такогопоказателя является семья.[18; c. 67– 95]
 Порезультатам оценки здоровья можно говорить об его уровне, например, регион свысоким уровнем здоровья населения, или страна с низким уровнем популяционногоздоровья и т.д.
Уровеньздоровья отражает степень адаптированности общности людей к определеннымусловиям жизни.
/>/>Глава2 Практические подходы к решению социально-экологических проблем современнойсемьи/> 2.1 Технологические подходы к проблемам экологии семьи
Порезультатам оценки здоровья можно говорить об его уровне, например, регион свысоким уровнем здоровья населения, или страна с низким уровнем популяционногоздоровья и т.д.
Уровеньздоровья отражает степень адаптированности общности людей к определеннымусловиям жизни.
Приведенныевыше теоретическое социально-экологическое рассмотрение брачно-семейныхотношений показало, что они находятся в кризисном состоянии.
Однакодля объективной оценки состояния социально-экологического аспекта семьи, нужноосветить практические подходы к социально-экологическим проблемам семьи. />
Проблемыкачества здоровья населения глубоко волнуют ученых и политиков во всем мире. В1948 г. ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека». В декларации было записано:«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду,медицинский уход и социальное обслуживание, которые необходимы для поддержанияздоровья и благосостояния его самого и его семьи…».
Спустятридцать восемь лет ученые, собравшиеся в Канаде под руководством ВОЗ, приняли«Оттавскую хартию промоции (дальнейшего улучшения) здоровья».
Вхартии подчеркнуто: «… хорошее здоровье является главным ресурсом длясоциального и экономического развития как общества в целом, так и отдельнойличности и является важнейшим критерием качества жизни.
Вцелях дальнейшего улучшения здоровья методически нужно концентрировать усилия впяти направлениях: общественной политике, физической и социальных средах, нанепосредственных условиях местной среды, на совершенствовании Персональныхумений избирать здоровый образ жизни и на медицинском обслуживании».
Экологическиепроблемы играют все большую роль в современной политической жизни. Сейчас можноговорить о появления термина экологическая политика, т.е. политика,направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, сохранение и развитиесоциально-экономической сферы, обеспечивающей нормальные условия жизни иэкологическую безопасность населения.
Здоровьенаселения формируется и поддерживается всей совокупностью условий повседневнойжизни. Условия, обстоятельства, конкретные причины, более других влияющие навозникновение и развитие болезней, получили название «факторов риска».
Формированиепопуляционного здоровья определяют следующие факторы:
1. образ жизни исоциально-экономические условия;
2. генетика,биология человека;
3. качество внешнейсреды, природные условия;
4. здравоохранение.
Снижениеуровня здоровья во многом зависит не только от образа жизни людей,социально-экономических факторов, состояния окружающей среды инаследственности, но и от природных условий (Таблица 2).

Таблица2. Факторы рискаСферы Значение для здоровья, примерный удельный вес, % Группы факторов риска Образ жизни и социально-экономические условия 49-53 Курение, несбалансированное неправильное питание; употребление алкоголя, наркотиков; злоупотребление лекарствами; вредные условия труда, стрессовые ситуации; гиподинамия; плохие материально-бытовые условия; непрочность семей; одиночество; низкие образовательный и культурный уровни; чрезмерная урбанизация Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням, к дегенеративным болезням, онкологическим заболеваниям Качество внешней среды, природные условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды и почвы; загрязнение жилища и продуктов питания; вредные производственные условия; резкие смены погоды; повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения Здравоохранение 8-10 Низкая эффективность профилактических мероприятий; низкое качество медицинской помощи
Такимобразом, в качестве технологической основы к рассмотрению экологии семьииспользована оценка четырех основных факторов риска: образ жизни исоциально-экономические условия, генетика, биология человека, качество внешнейсреды, природные условия и здравоохранение.
/>/> 2.2 Практическое исследование по проблеме влияния социально-экологичеких факторов на брачно-семейныеотношения
На основании выбранного подхода к рассмотрению экологии семьив целях практического исследования данной проблемы была разработана анкета,рассчитанная на опрос семей (Приложение 1).
Для удобства и оперативности анкета была разбита на несколькотематических блоков. В первом из них содержатся общие вопросы, которые позволятузнать пол, возраст, род занятий респондентов. Второй включает в себя вопросы,касающиеся режима дня, отношения к спорту и т.д. И, наконец, в третьем блокевопросы посвящены отношению к вредным привычкам.
На некоторые вопросы нужно будет дать развернутый ответ,вписав его в специальную строку, на другие необходимо ответить, выбрав один изпредложенных вариантов ответа. Всего в анкете 25 вопросов.
Исследованиепроводилось в городе Ульяновске в период с 10 апреля по 1 мая 2010 г.
База исследования: Прогимназия №200
В исследовании приняли участие в качестве респондентовродители детей дошкольного и младшего школьного возраста (1 – 4 класс)прогимназии №200, в возрасте от 20 до 30 лет.
Входе выполнения исследования были получены следующие статистические данные.
Касательновопроса «Как вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»?» 65% респондентовответили – не пить, не курить, не употреблять наркотики, 25% выбрали ответ –заниматься спортом, 10% — иметь полноценную духовную жизнь.
/>
Отвечаяна вопрос «Где Вы предпочитаете покупать продукты питания для Вашей семьи?»большая часть респондентов — 45% — предпочла ответ «б», 25% — «а», 25% «в», 5%- «г». Следует сделать вывод о том, что многие из опрошенных предпочитаютпокупать продукты питания в супермаркете и на ближайшем рынке, и лишь небольшаячасть предпочитают выращивать сами.
/>
Приответе на вопрос «Знаете ли Вы свою группу крови (группу крови членов Вашейсемьи)?» у респондентов не возникло особых затруднений. 75% опрошенных знаютсвою группу крови и резус фактор тоже. Лишь 10% респондентов ответили, чтоточно не помнят свою группу крови (Группу крови членов своей семьи).
Отвечаяна вопрос «Как часто кто-то из Вашей семьи болеет?» 65% респондентов отметили,что в их семье болеют, время от времени, например, из-за сезонной простуды. 30%- постоянно, то один, то другой. 5% — утверждают, что практически никогда неболеют, т. к. ведут ЗОЖ.
Анализируя ответы, данные на вопрос «Есть ли у Вас или учленов Вашей семьи хронические заболевания? Какие?» выяснилось следующее: большинствоопрошенных респондентов подтвердили, имеют хронические заболевания. Самымираспространенными являются: у взрослых – хронический гастрит, хроническийтонзиллит; у детей – фарингит, ОРВИ, отит.
Анализируяответы, данные на вопрос «Что, на Ваш взгляд, влияет на повышение числахронических заболеваний у новорожденных?» выяснилось следующее: 55% опрошенныхсчитают, что на повышение числа хронических заболеваний у новорожденных влияетнеправильный образ жизни родителей; 25% — что влияют глобальные экологическиепроблемы; 20% — что влияют мутационные изменения.
/>
Отметим,что в вопросе «Где, на Ваш взгляд, лучше жить семье для воспитания детей?»респонденты отдали свое предпочтение варианту «б» — 60%, варианту «а» — 40%.Можно сделать вывод о том, что большинство респондентов считают, что длявоспитания ребенка лучше жить за городом, недалеко от густонаселенного города.
/>
На вопрос «Что, по-Вашему, оказывает наибольшее негативноевлияние на уровень здоровья детей?» 50% опрошенных респондентов ответили, чтоэто малоподвижный образ жизни, отказ от занятий спортом. 30% — считают, что этонекачественные продукты, 20% — загазованность воздуха.
/>
Что касается вопроса «Курите ли Вы?», то здесь выявленыследующие результаты: 85% ответили, что не курят. 15% — да, курят. Можно сделатьвывод о том, что подавляющее число респондентов не курят.
Отвечая на вопрос «Сколько членов Вашей семьи курят (склоннык чрезмерному употреблению алкоголя)?» подавляющее число опрошенных — 85% — выбрали ответ «г». 15% — «в».
Отметим, что в вопросе «Употребляли ли Вы наркотики?»респонденты отдали свое предпочтение варианту «а» — нет, и никогда не будутупотреблять – 100%.
На вопрос «Нужна ли антиалкогольная пропаганда?» 90%опрошенных респондентов ответили – да. А 10% ответили, что она не нужна,мотивируя это тем, что она не принесет ощутимой пользы.

/>
А на вопрос «Обращаете ли вы внимание на социальную рекламупротив курения, алкоголя, наркомании?» 65% опрошенных выбрали вариант «а», 25%- вариант «б», 10% — «в».
/>
По результатам проведенного исследования можно сделатьследующие выводы.
Здоровый образ жизни для многих это: и рациональной питание,и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции,личная гигиена и закаливание.
Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизниспособствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание,преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительныйпсихический настрой, творческий труд. Эти выводы, правда, не являются длябольшинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день.
Одним из путей сохранения здоровья также является и отказ отвредных привычек: курения, употребления спиртных напитков и т.д.
Можно выделить комплекс социально-экологических факторов,совершенствующих брачно-семейные отношения:
/>1. Рациональноепитание:
— пища, сбалансированная по макро- и микроэлементам;
— правильный баланс в рационе питания растительной и животнойпищи, необходимость пищевых волокон;
— регулярность и своевременность питания;
2. Физическая нагрузка:
— подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;
— активный отдых, прогулки и ближний туризм;
— утренняя гигиеническая гимнастика;
3. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:
— правильный выбор продуктов питания;
— бытовые средства очистки воды и воздуха;
4. Распорядок дня:
— определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна;
5. Закаливание.
6. Преодоление вредных привычек:
— алкоголизм;
— наркомания, токсикомания;
— курение;
— азартные и компьютерные игры;
7. Организация быта:
— разумный выбор места жительства;
— положительный микроклимат в семье;
— экология жилища.
Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепленияи поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физическойактивности и бодрости.

Заключение
Подводяитоги, можно сделать следующие выводы.
Наблюдаемыйв обществе на протяжении последних десятилетий рост внимания к проблемам,традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполнезакономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволилираздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознаниюсистемной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточненияи дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы.
Вто же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природныхресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами промышленного исельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов,сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованностиобщественности в получении сведений экологического характера.
Междутем в складывающихся обстоятельствах система образования должна взять на себяосновную ответственность за решение важнейшей задачи — воспитания экологическойкультуры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечитьтрансляцию достоверных, научно обоснованных сведений экологического характерашироким массам населения, а с другой — максимально содействовать переводузнаний и представлений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план ихпрактической деятельности.
Длярешения всего комплекса проблем экологического образования необходимы следующиемеры:
1. Созданиецелостной национальной системы всеобщего непрерывного экологическогообразования и воспитания на всех уровнях;
2. Совершенствованиезаконодательных основ экологического образования и воспитания населения;
3. Разработканаучно-педагогических обоснований государственной стратегии развитияэкологического образования и воспитания населения и программ ее реализации;
4. Принятиеорганизованных мер, направленных на создание эффективной инфраструктурыэкологического образования, просвещения, воспитания;
5. Информационноеобеспечение системы всеобщего непрерывного экологического образования населения;
6. Формированиеэкологического мировоззрения у разных слоев населения и др.
Экологическоевоспитание, приобщение к здоровому образу жизни и спорту в первую очередьдолжно начинаться с семьи. Именно в семье должны прививаться основы личнойгигиены и бережного отношения к окружающей среде.
Необходимостьэтого подтверждается проведенным практическим исследованием.
Здоровый образ жизни для многих это: и рациональной питание,и двигательная активность, и отказ от вредных привычек, положительные эмоции,личная гигиена и закаливание.
Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизниспособствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание,преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительныйпсихический настрой, творческий труд. Эти выводы, правда, не являются длябольшинства людей открытием, но они подтверждаются каждый день. Одним из путейсохранения здоровья также является и отказ от вредных привычек: курения,употребления спиртных напитков и т.д.
Можно выделить комплекс социально-экологических факторов,совершенствующих брачно-семейные отношения:
1. Рациональноепитание:
— пища, сбалансированная по макро- и микроэлементам;
— правильный баланс в рационе питания растительной и животнойпищи, необходимость пищевых волокон;
— регулярность и своевременность питания;
2. Физическая нагрузка:
— подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;
— активный отдых, прогулки и ближний туризм;
— утренняя гигиеническая гимнастика;
3. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:
— правильный выбор продуктов питания;
— бытовые средства очистки воды и воздуха;
4. Распорядок дня:
— определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна;
5. Закаливание.
6. Преодоление вредных привычек:
— алкоголизм;
— наркомания, токсикомания;
— курение;
— азартные и компьютерные игры;
7. Организация быта:
— разумный выбор места жительства;
— положительный микроклимат в семье;
— экология жилища.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что именнородители должны вносить вклад в развитие представлений своих детей о биосфере,антропогенных факторах, параметрах окружающей среды, влияющих на здоровьечеловека, и других понятиях экологии, попытаться скоординировать свои действиядля достижения лучшего результата.
Семейноеэкологическое воспитание может сыграть положительную роль, если ему будутотведены, прежде всего, интегрирующие функции, то есть развитие у членов семьиширокого, системного и целостного охвата природных и социальных явлений,который лежит в основе современной экологии.
Гипотезао том, что совершенствованию брачно-семейных отношений способствует комплекссоциально-экологических факторов, в данной работе нашла свое подтверждение.

Библиографический список использованной литературы
1. АлексеевС.В., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека: Учебник. – М.: Икар,2002.
2. БардовВ.Г. Гигиена и экология. Учебник. – Киев: Новая книга, 2008.
3. БахаревВ.В., Каменюк В.М. Экология человека и проблемы экологической генетики. –Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 17с.
4. БахаревВ.В. Экологический кризис и общечеловеческие ценности. – Ульяновск: СВНЦ, 2000.– 42 с.
5. БахаревВ.В. Демографические аспекты экологии человека и общества: уч. пособие дляВУЗов. – Ульяновск: СВНЦ, 2000. – 73с.
6. БезручкоН.В., Келина Н.Ю. Экология человека: Уч. пособие. – М.: Академия, 2009. – 395с.
7. БекУ. Общество риска. На пути к другому модерну. -М.: Прогр.-Трад.,2000. – 384 с.
8. БондарьЕ.В. Социальная экология: Уч. программа. – Ставрополь: СГУ, 2001.
9. БрехманИ.И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.
10. БукчинМ. Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему. — Нижний Новгород:Третий Путь. 1996. – 190 с.
11. Валеологиячеловека (сост. В.П. Петленко), С.-П., 1996, «Петроградский и Ко»,т.т. 1-5.
12. ВасиленкоВ.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальнойэкологии. // Социологические исследования. 1998. – № 3.– С. 73-79.
13. Введениев валеологию: Учебное пособие / В.Ф. Сыч. – Ульяновск: ПОП УлГУ, 1997. – 257 с.
14. Вестник«ЗОЖ», №04, 2009
15. ВишневскийА.А. Реклама курения в средствах массовой информации // Профилактикаи лечение табачной зависимости – состояние и перспективы развития.Материалы докладов IV Московской научно-практической конференции. М., 2004. С.50–53.
16. ГончарукЕ.И., Воронцов М.П. Окружающая среда и ее гигиеническое значение// Общаягигиена. – Киев. – 1991.
17. ГуркоТ.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования.1995. №10.
18. ДежниковаН. С. Учитель как человек экологический // Педагогика. 1994. — №5. — С. 37-40.
19. ДубровскийВ.И. Валеология. ЗОЖ: уч. для пед. ВУЗов и институтов физич. культуры, 2-е изд.– М.: ФЛИНТА: РЕТОРИКА-А, 2001. – 559с.
20. ЕрмаковД.С., Петров Д.П. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников //Социологическое исследование. 2004. №9.
21. Женщина,мужчина, семья в России: последняя треть ХХ века / под ред. Н.М. Римашевской.М.: ИСЭПН, 2001.
22. Задачипо достижению здоровья для всех: Европейская политика злравоохранения. –Копенгаген. – ВОЗ, 1993.
23. Здоровьеи физическая культура студента: Учеб. пособие — 2-е изд., перераб. (ГРИФ)/Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. – М.: Альфа-М., 2009. – 336 с.
24. Здравоохранениев России. М., 2005. С.136-147.
25. ЗыковаИ.А., Нечаев А.Ф., Прояев В.В., Касьяненко А.П. Субъективные оценкиэкологических рисков // Социологические исследования. 1999. № 1. С. 137-141.
26. ИльинаА.Пробуждая интерес и волнение. Несколько советов по организации экологическоговоспитания // Директор школы. 1997. № 6. С. 58-62.
27. КаменекВ.М. Экологическая генетика. – Ульяновск, УлГУ, 1999. – 125с.
28. Кон И.С.Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Соц. – педагогический анализ. – Дубна:Феникс+, 2001.
29. КоролевА.А. Гигиена питания. – М.: Академия, 2008. – 528 с.
30. КорякинаТ.Н., Андреева М.В., Яцышена Т.Л. Социальная экология: Уч.-методич. пособие. –Волгоград: ВолГУ, 2005. – 90 с.
31. КрайгГрейс. Психология развития / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
32. КрасновЕ.В., Кривошеев В.В. Социальная экология: от науки к реальности //Социологические исследования. 2006. № 7. С. 93-96.
33. КрымскаяИ. Г., Рубан Э. Д. Гигиена и основы экологии человека./ под ред. Э. Рубан. –Феникс, 2007. -351 с.
34. КурбатоваО.Л. Наследственность человека и окружающая среда // Экология человека / Подред. Б.Б. Прохорова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
35. ЛевченкоЮ.Н. Секс и здоровье: рекомендации специалиста. – М.: Мир книги, 2008. – 256 с.
36. ЛеоновА.В., Матвеева Н.А., Грачева М.П. Гигиена и экология человека. –М.: Академия,2008. – 304 с.
37. МарковичДанило Ж. Глобализация и экологическое образование. // Социс.- 2001.- № 1.
38. МатвееваН.А. Гигиена и экология человека. 3-е издание. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
39. МовчанВ.Н. Экология человека. – СПб: Санкт-Петербургский университет, 2006. – 292 с.
40. ОбергЛ. Л., Шишко О.А., Пирожников В.А. Изучение отношения населенияк санитарному просвещению // Здравоохранение Российской Федерации. 1983. №8. С. 17–20.
41. Образование.Личность. Здоровье. / КГУ; под ред. М.Н. Лазутовой и др. – Кемерово, 1996. –160с.
42. Очеркиэкологии человека: уч. пособие/ Алексеев В.П.; Межд. независим.эколого-политолог. ун-т. – В пер. – М, 1998. – 232с.
43. ПетленкоВ.П. Основы валеологии: Книга 3. – Киев, 1999. – 433 с.
44. Петровс.В., Румянцев Г.И. Гигиена/ под ред. Румянцева Г.И. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2005.– 608 с.
45. ПивоваровЮ.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека: уч. длямед. ВУЗов. – М.: Академия, 2008. – 528с.
46. Психологияздоровья: Уч. пособие для ВУЗов/ под ред. Г.С. Никифорова, — СПб.: Питер, 2003.– 607 с.
47. ПрохоровБ.Б, Здоровье населения России в XX веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
48. ПрохоровБ.Б. Экология человека: учебник. – М.: Академия, 2008. – 319 с.
49. ПрохоровБ.Б. Экология человека: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Изд-воМНЭПУ, 2000.
50. ПрохоровБ.Б. Здоровье населения России в 20 веке. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
51. ПрохоровБ.Б. Социальная экология. – М.: Академия, 2005. – 416 с.
52. РумянцевГ.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена / под. ред. Г.И. Румянцева. –М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2001.
53. РыбаковаМ.В., Тюрина И.Ю. Формирование здоровья детей первого года жизни в Московскойсемье // Социологические исследования, № 10, октябрь 2008. С.127-132.
54. СитаровВ. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 280 с.
55. СосуноваИ.А. Социально-экологическая ситуация в России: состояние и факторыформирования // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов России».2001. №5.
56. Статистическийсборник. –М.: Госкомстат, 2007 – 2008.
57. ФилатовВ.Б. Роль политических факторов в развитии системы здравоохраненияв России // Общественное здоровье: стратегия развития в регионахСибири. — Новосибирск, 2002. С. 62.
58. Философскийсловарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
59. Хартияправ человека: Всеобщая />декларация прав человека. – 1948.
60. ХарчевА.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 468 с., 120 с.
61. ХоментаускасГ. Т. Семья глазами ребенка. – М.: У-Фактория, 2006. – 465 с.
62. ЧеремисовВ.Н. Валеология: уч. пособие. – М.: Физич. кльтура, 2005. – 144с.
63. Энциклопедическийсоциологический словарь / под ред. Г.В. Осипова М.: ИСПИ РАН, 1995. – 561 с.
64. ЯновскийР.Г., Шилин К.И. Социальная экология как отрасль социологии // Социологическиеисследования. 1997. № 1. С. 134-140.

Приложение1
У каждого человека есть представление о том, что такоездоровый образ жизни. Главным образом – это основа брачно-семейных отношений.
Для выявления степени влияния здорового образа жизни на семьюв ее социально-экологических аспектах была разработана данная анкета.
Для удобства и оперативности анкета разбита на несколькотематических блоков. В первом из них содержатся общие вопросы, которые позволятузнать Ваш пол, возраст, род занятий. Второй включает в себя вопросы,касающиеся режима дня, отношения к спорту и т.д. И, наконец, в третьем блокевопросы посвящены Вашему отношению к вредным привычкам.
На некоторые вопросы нужно будет дать развернутый ответ,вписав его в специальную строку, на другие необходимо ответить, выбрав один изпредложенных вариантов ответа и обведя его в кружок.
Всего в анкете 25 вопросов – ее заполнение не займет многовремени.
Блок 1.
1. Ваш пол?
· Мужской;
· Женский.
2. Сколько Вам полных лет?
15-20;
21-25;
26-30;
31-35;
36-40;
41-50;
50 и более.
3. Род Вашей деятельности?
· Учеба;
· Работа;
· И работа и учеба.
Блок 2.
4. Как Вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»?
А. Не пить, не курить, не употреблять наркотики;
Б. Заниматься спортом;
В. Иметь полноценную духовную жизнь.
5. Считаете ли необходимым придерживаться принципов здоровогообраза жизни?
А. Считаю, что это необходимо;
Б. Считаю, что это не главное в жизни;
В. Может быть стоит;
Г. Эта проблема меня не волнует.
6. Во сколько Вы обычно просыпаетесь?
· 6-8 утра;
· после 10;
· после полудня.
7. Питаетесь ли Вы в учебном заведении (на работе)?
· нет, это дорого иневкусно;
· да, приходится;
· по-разному, еслипроголодаюсь.
8. Где Вы предпочитаете покупать продукты питания для Вашейсемьи?
· на ближайшемрынке;
· в супермаркете;
· там, где дешевле;
· предпочитаетевыращивать сами.
9. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику?
· Да, регулярно;
· Нет, у меня нетна это времени;
· Иногда, зависитнастроения.
10. Участвуете ли Вы вместе со своей семьей в спортивныхпраздниках, марафонах и т.д.?
· Да, это нашелюбимое время препровождение;
· Нет, и без этогопроблем хватает;
· Редко, только,если есть возможность получить какой-то приз.
11. Совершаете ли Вы прогулки перед сном?
· Да;
· Нет;
· Время от времени.
12. Нравится ли Вам заниматься спортом? Почему?
_____________________________________________________________
13. Сколько времени в день или неделю Вы проводите закомпьютером?
· 1-2 часа;
· 2-5 часов;
· Весь день.
14. Знаете ли Вы свою группу крови (группу крови членов Вашейсемьи)?
· нет, никогда неинтересовались;
· не помню;
· да, и резусфактор тоже.
15. Как часто кто-то из Вашей семьи болеет?
· постоянно, тоодин, то другой;
· бывает, время отвремени, например, из-за сезонной простуды;
· практическиникогда – мы ведем здоровый образ жизни.
16. Здоровье – это…
_____________________________________________________________
17. Есть ли у Вас и у членов Вашей семьи хроническиезаболевания? Какие?
______________________________________________________________________________________________________________________________
18. Что, на Ваш взгляд, влияет на повышение числа хроническихзаболеваний у новорожденных?
· глобальныеэкологические проблемы (загрязнение воздуха и воды, радиация и т.д.);
· мутационныеизменения, происходящие на генном уровне;
· неправильныйобраз жизни родителей.
19.Где, на Ваш взгляд, лучше жить семье для воспитания детей?
· в индустриальноразвитом городе;
·  за городом,недалеко от густо населенного города;
· в деревне,подальше от цивилизации.
20.Что, по Вашему, оказывает наибольшее негативное влияние на уровень здоровьядетей?
·  загазованностьвоздуха;
· некачественныепродукты;
· малоподвижныйобраз жизни, отказ от занятий спортом.
Блок 3.
21. Курите ли Вы?
· Да;
· Нет;
· Иногда, закомпанию.
22. Сколько членов Вашей семьи курят (склонны к чрезмерномуупотреблению алкоголя)?
· все;
· только взрослыечлены семьи;
· только мужчины;
· никто.
23.Употребляли ли Вынаркотики?
· Нет, и никогда небуду употреблять;
· Нет, но можетстоит попробовать;
· Да (1 илинесколько раз);
· Да, употребляю досих пор.
24. Нужна ли антиалкогольная пропаганда? Почему?
_______________________________________________________________________________________________________________________________
25. Обращаете ли Вы внимание на социальную рекламу противкурения, алкоголя, наркомании:
· Да, помогаетлишний раз задуматься о своем здоровье;
· Да, если в нейсодержится сильный эмоциональный посыл;
· Нет, онабессмысленна.
26. Какие меры, на Ваш взгляд, нужно принять, чтобысущественно снизить уровень заболевания наркоманией, алкоголизмом в стране?
· а зачем снижать их уровень?
· запретить все это;
· прививать экологическую культуру молодому поколению,ввести семейное и школьное экологическое воспитание.
Спасибоза ответы!